Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные медиа как инструмент управления протестными движениями: на примере Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки

Работа №128140

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы92
Год сдачи2019
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
88
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные инструменты социальных медиа 9
1.1 Понятие «социальные медиа» и их структура в России и США 9
1.2 Влияние социальных медиа на формирование общественного мнения 16
Глава 2. Протестные движения 22
2.1 Основные теоретико-методологические подходы к изучению протестной деятельности 22
2.2 Протестные движения в информационном обществе 34
Глава 3. Анализ протестных движений и социальных медиа 44
3.1 Боты как средство создания информационного контента в интернете 44
3.2 Диванные войны и интернет-сообщество 49
3.3 Протестные движения в РФ и США: основные особенности 58
Заключение 71
Список источников и литературы 74
Приложения 85

Актуальность исследования обусловлена постоянно увеличивающимся числом пользователей сети интернет, который становится не только средством для проведения времени, общения и поиска информации, но и важным политическим инструментом. В то время как, протестные акции — это один из эффективных способов высказать свою точку зрения. В современном мире люди каждый день используют веб-технологии, это новое средство налаживания коммуникации. Интернет образует особую реальность со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком, он предоставляет возможность для объединения протестных настроений локального уровня и придает голос глобальным проблемам, которые моментально привлекают внимание общественности и правительств. Увеличение протестного потенциала в мире и организованности среди митингующих, а также рост массовости и повышенной активности среди пользователей интернет технологий и социальных сетей вызывает интерес к изучению этой проблемы.
Хронологические рамки: основное внимание уделяется протестным движениям в период с 2011 года, первые масштабные акции организованные и управляемые по средствам интернета, до настоящего времени.
Целью исследования выступает оценка роли социальных медиа как инструмента управления протестными движениями в РФ и США. Достижение поставленной цели осуществляется путем последовательного решения следующих исследовательских задач:
• проанализировать влияние социальных медиа на формирование общественного мнения;
• рассмотреть сущность протестных движений в информационном обществе;
• выявить и систематизировать основные теоретико-методологические подходы к изучению протестной деятельности;
• описать структуру и особенности социальных медиа США и России;
• представить методы управления общественным мнением по средствам современных технологий в интернете;
• охарактеризовать основные особенности протестных движений в РФ и США;
• проанализировать политическую активность пользователей сети интернет.
Объектом исследования выступают протестные движения в РФ и США. Предметом исследования выступают социальные медиа как инструмент управления протестными движениями.
При написании данной работы для достижения поставленной цели и решения обозначенных задач использовался ряд методологических приемов: был применён ретроспективный анализ при изучении протестных движений прошлых лет, но основным методом стал сравнительный анализ, который позволил понять роль социальных медиа в организации акций протеста на территории России и Соединенных Штатов Америки.
Новизна работы определяется анализом различных подходов к изучению уровня проникновения социальных медиа в управление протестными движениями и возможности переноса протеста из онлайн пространства в офлайн по средствам сравнительного анализа Occupy Wall Street в США и Протестного движения 2011 года в России.
Апробация работы проведена на дискуссионном семинаре Гендерные аспекты в международных отношениях: проблемы маскулинности и феминности (14 мая 2018 года в Смольнинском кампусе СПбГУ). На семинаре был сделан доклад, посвящённый женским маршам, захватившим США после победы на президентских выборах Дональда Трампа. В рамках дискуссии был поднят вопрос о процессе и особенностях организации протестов.
Глобализационные процессы конца XX - начала XXI веков привели к углублению взаимной зависимости стран мира. Сегодня, благодаря социальным медиа, протестные движения, возникшие в одном месте, могут мгновенно распространиться на другие страны и континенты.
С 90-х годов XX века, когда информационные технологии совершили скачок в распространении и количество пользователей сети интернет начало существенно увеличиваться, что привело к увеличению роли интернета в мире. Изучение сетевых структур стало центральным понятием в работах как западных, так и отечественных авторов, в частности, в диссертации использовались труды М. С. Будолак, Д. Брекенридж, М. Кастельса, Д. Миллера,1 посвященные данной тематике. Проблемами развития новых информационных ресурсов и их роли в организации коллективных действий занимаются: А. Ваньке, А. Тартаковская, К. Ширки, Д. Вагарик, Т. Веинберг и И. Ксенофонтова.2 А. В. Соколов, А. А. Фролов, И. А. Быков, А. Лашманкин, Т. Андерсон, Р. В. Грищук, Д. Делла Порта3 и другие изучают использование социальных сетей в организации протестных акций и массовых беспорядков.
Вопрос взаимоотношений СМИ и власти в условиях информатизации общества рассматривается в работах известных западных ученых, таких как Ю. Хабермас, Д. Лиллекер, Э. Тоффлер.4 Их исследования продолжили Дж. Урри, И. Н. Панарина, И. М. Дзялошинский, Н. В. Абцешко, Е. В. Тимошевич, Е. Л. Вартанова, А. С. Агейчев и другие исследователи.5
Протестные движения - это один из эффективных способов изменить политическую ситуацию в стране. Важными для исследования общественных движений протеста являются работы западных авторов: Г. Лебона, Г. Олпорта, Р. Тернера, Н. Смелзера, Т. Гарра, А. Турена, М. Олсона, Д. Макадама, Дж. Маккартни6 а также труды российских ученых Е. Здравомысловой, Д. Волкова, А. Бикбова, Р. Э. Бараша7 и других. Протестные настроения, развивающиеся в сети интернет, исследовались такими учеными, как А. Лашманкин, С. Г. Ушкин, Х. Кристенсен, М. Уайт, В. Дергачев, Дж. Экман, Е. Морозов и М. Габович.8 Современные технологии предоставили исследователям возможность разработки новых методов анализа и обработки информации, данные подходы описаны в работах следующих авторов: Р. Купманск, Д. Рухт, П. Багелли, Х. Карнейру, И. Милонакис, М. Алексеев, О. Крыштановская.9
Для понимания реакции властных структур на протестную деятельность в интернете в работе были проанализированы законодательные акты Российской Федерации и Соединённых Штатов Америки: ФЗ № 149-ФЗ от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»; ФЗ № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет»; ФЗ № 187-ФЗ от 2 июля 2013 года «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях»; Communications Assistance for Law Enforcement Act; Digital Millennium Copyright Act; Cybersecurity Information Sharing Act.
Проводился анализ статистических данных и материалов опубликованных на сайтах международных агентств: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Левада-Центр, World Protests, Internet World Stats и NATO Strategic Communications Centre of Excellence Riga.10
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя введение, основную часть, разделенную на три главы, заключение, список источников и литературы, приложение.
Первая глава посвящена социальным медиа и их распространению на территории Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки, а также анализу их роли в формировании общественного мнения.
Во второй главе проведен анализ теоретико-методологических подходов к изучению протестной деятельности и ее развитию в информационном обществе.
Третья глава посвящена непосредственно сравнению протестных акций в России и США. Рассмотрены новые формы политической активности в интернете и их влияние на офлайн жизнь граждан.
В заключении подводятся итоги исследования и рассматриваются возможные варианты расширения сферы деятельности протестных активистов в онлайн пространстве.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Медиа как важная часть жизни информационного общества, представляют собой весьма сложное и противоречивое явление социума и, соответственно, требуют объективного изучения и всестороннего анализа. С конца ХХ века стремительное развитие и доминирование технологических факторов явилось достаточным стимулом для комплексного изучения данной проблематики зарубежными исследователями. Социальные медиа в интернете представляют собой термин, характеризующий разнообразную активность по формированию и обмену информацией, в которой участвуют множество акторов, с использованием сети интернет.
Результаты проведенного исследования свидетельствуют о том, что социальные медиа оказывают значительно влияние на интернет-пользователей, благодаря преимуществам социальных сетей специалисты в сфере связей с общественностью получили возможность доступа к очень важным способам влияния на восприятие потенциальных потребителей, а также процесс принятия решения. Политическая жизнь демократических стран находится в постоянной динамике и борьбе между различными политическими силами. Пытаясь сохранить свое влияние на общество, правящие круги пытаются взять СМИ под свой контроль и положить на них функции социального контроля и политического влияния.
В информационную эру различные виды социальных движений (за охрану окружающей среды, за женские права, за этническую идентичность, религиозные, националистические, культурные и др.) управляются через интернет. Социальные медиа становятся материальным базисом для мобилизации сторонников определенных идей и интересов. Организаторы протестных движений в интернете приобрели возможность координировать действия сторонников и создавать хорошо организованные акции протеста. Движения, которые возникают в сети, трудно контролировать государству, поскольку их практически невозможно дезорганизовать или захватить.
Общество, являясь базовым элементом политической системы, выдвигает к государственному механизму определенные требования, и в зависимости от социально-политической и экономической конъюнктуры имеет определенный уровень ожиданий. Соответствие реалий этим ожиданиям и определяет уровень протестного потенциала общества. В современной политической науке устоявшихся традиций исследования феномена протеста до сих пор нет. Но говорить о полном отсутствии наработок тоже не стоит. Западные политические и социологические науки произвели несколько теоретических подходов данной сфере, причин его возникновения и возможностей влиять на реальные политические процессы.
Коллективные идентичности мотивируют потенциальных участников протеста к действиям, обеспечивая их ощущением внутригрупповой солидарности и оппозиционным осознанием «мы» против. Коммуникация является основным инструментом построения такой идентичности, общение может происходить вживую и через социальные медиа, которые значительно упрощают и ускоряют процесс передачи информации.
Масштабность протестной деятельности в современном мире ставит перед государством задачу разработать план сотрудничества ради общего блага - организации нового типа общественной жизни, который бы учитывал интересы различных групп населения, а не только тех, кто представлен во власти. Необходима консолидация различных этнических сообществ, языковых групп, конфессий, а все граждане должны иметь возможность идентифицироваться с политической культур ой собственной страны в равной степени, независимо от их других идентификаций.
Новые движения, как правило, не существуют в традиционном виде организаций, принадлежность к которым всегда носит более или менее форматизированный характер (правила членства, устав, программа), но охватывают широчайшие сферы коммуникации и культуры. При этом границы протестных движений остаются предельно размытыми, далеко не всегда можно обнаружить интегрированное «сообщество-враг», которое бы противостояло тому или иному протестующему сообществу в виде реальной группы или коллектива. Невозможно четко определить, обусловлено ли общее возмущение только некоторыми политическими решениями, исключительно экономическими условиями, экологической ситуацией, или за ними стоят некоторые личные депривации, не востребованность в традиционных сообществах и коллективах.
Уникальность протестных акций, прошедших в России и США в 2011-2012 годах, объясняется новым методом управления. Социальные сети обеспечили небывалый масштаб протестов, побудив к действию новые слои населения, ранее не принимавшие активного участия в политической жизни страны. Управление митингами через интернет и мессенджеры значительно ускорило процесс создания движений и увеличило уровень давления на правительство. Конечно, протесты продолжили бы происходить и без интернета, но новые медиа позволили им развиваться с молниеносной скоростью за приделы одного города или даже государства и приковали к ним полное внимание мировой общественности. Современные протестные кампании включают целый ряд электронных элементов управления: странички мероприятий в социальных сетях с тысячами подписчиков; популярные «хештеги»; аккаунты в Twitter, где публикуются обновления в реальном времени; возможность сделать пожертвования кампаниям; организация онлайн- трансляций и многое другое. В сети интернет участники протестных действий продуктивно используют новые инструменты для призывов и агитации.
На основании проведенного исследования по анализу сетевой протестной активности можно предположить, что в будущем появится принципиально новая форма проявления гражданских инициатив через рост интенсивности сетевых взаимодействий, которая способна привлечь широкие слои населения к протестной риторике. Принято считать, что слактивизм популярен среди молодого поколения, которое проводит в интернете значительную часть свободного времени. Политика в общественном сознании постепенно трансформируется в еще одно увлечение, технологическая индивидуализация свободного времени привела к образованию виртуальной реальности, где основная борьба происходит в блогах, где существует абсолютная свобода слова.
Очевидно, что сейчас именно в интернете координируются акции протеста по всему миру. Социальные медиа стали не только средой для обсуждения и формирования протестных настроений, но и мощнейшим инструментом для эффективного управления протестом. Информация распространяется мгновенно, при этом идентифицировать настоящего автора исходного сообщения с приглашением на митинг или призывом к какой- либо форме протеста практически невозможно, что дает основу для расцвета провокаций. Технологии противодействия подобной активности в интернете еще не до конца сформировались и оформились, однако уже сейчас стоит признать, что борьба с революционным интернетом со стороны государства ведется достаточно активно. В отсутствии у сетевых движений единой организации или ярко выраженного лидера есть недостатки и для самих активистов, невозможно вести переговоры с властью для поиска компромиссного решения, так как отсутствуют четкие цели и требования. Подобные провокации опять же могут привести к тому, что мирный протест перерастет в насильственный, или же к тому, что люди придут не в то место, в которое их хотели позвать организаторы. В эту эпоху протестующим необходимо быть более осторожными и, прежде чем присоединиться к какой-либо акции, разобраться, кто на самом деле распространяет о ней сообщения.


Аккаунты в социальных медиа
1. Аккаунт Дмитрия Медведева в Twitter / URL: https://twitter.com/MedvedevRussia (дата обращения: 12.02.2019).
2. Аккаунт Дональда Трампа в Facebook / URl: https://www.facebook.com/DonaldTrump/ (дата обращения: 05.04.2019).
3. Аккаунт Дональда Трампа в Twitter / URl: https://twitter.com/realDonaldTrump (дата обращения: 12.03.2019).
4. Аккаунт Россия, вставай! в Twitter / URL: https://twitter.com/WakeUpR (дата обращения: 12.02.2019).
5. Аккаунт Хиллари Клинтон в Facebook / URl: https://www.facebook.com/hillaryclinton/ (дата обращения: 05.04.2019).
6. Аккаунт Occupy Wall Street в Facebook / URL: https://www.facebook.com/OccupyWallSt/ (дата обращения: 12.02.2019).
7. Аккаунт Occupy Wall Street в Twitter / URL: https://twitter.com/OccupyWallSt (дата обращения: 12.02.2019).
8. Аккаунт Occupy Wall Street NYC в Twitter / URL: https://twitter.com/OccupyWallStNYC (дата обращения: 12.02.2019).
9. Аккаунт We are 99% в Tumblr / URL: https://anilbhattarai-blog.tumblr.com/ (дата обращения: 01.05.2019).
10. Мероприятие в Facebook День России: создаём атмосферу нетерпимости к коррупции / URL: https://www.facebook.com/events/313683972392347/ (дата обращения: 16.02.2019).
11. Мероприятие в Facebook «Мы были на Болотной и придем еще» / URL: https://www.facebook.com/moscow.comes.back/ (дата обращения: 16.02.2019).
12. Мероприятие в Facebook Москва против повышения пенсионного возраста / URL: https://www.facebook.com/events/187016232028584/ (дата обращения: 16.02.2019).
13. Мероприятие в Facebook Он нам не Димон: требуем ответов на улице / URL: https://www.facebook.com/events/1860803440858828/ (дата обращения: 16.02.2019).
Новостные ресурсы
14. Артемьев, А. Союз демократов и протестующих / Артемьев, А. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2011/10/14_a_3800998.shtml (дата обращения: 13.12.2018).
15. Башарова, С. «Зарегистрируйся - и общайся» / Башарова, С. http://www.newizv.ru/society/2011-12-09/155988-zaregistrirujsja-i-obshajsja.html (дата обращения: 25.09.2018).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ