Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности поведения китайских и российских пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях

Работа №128119

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы125
Год сдачи2021
Стоимость4835 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
40
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей поведения человека в конфликте в цифровом пространстве 12
1.1 Конфликт как предмет психологического исследования 12
1.1.1 Понятие конфликта в психологии 12
1.1.2 Регуляторы конфликтного взаимодействия 19
1.1.3 Культурные и национальные нормы взаимодействия в конфликте 21
1.2 Конфликты в интернет-среде как новая реальность в современном мире..24
1.2.1 Специфика конфликтов в интернет-пространстве 24
1.2.2 Кибербуллинг как составляющая часть конфликтов в виртуальном
пространстве 28
1.3 Особенности отношения к справедливости в разных культурах как регулятор поведения в конфликте 32
1.3.1 Вера в справедливый мир 32
1.3.2 Чувствительность к справедливости 37
Резюме по главе 1 40
ГЛАВА 2. Методы и организация исследования 42
2.1 Цель, задачи, предмет и объект исследования 42
2.2 Описание дизайна и выборки исследования 44
2.3 Методы исследования 45
2.3.1 Контент-анализ 45
2.3.2 Разработка кейса 47
2.3.3 Психодиагностические личностные методики: 48
2.3.4. Описание процедуры исследования 53
2.3.5. Методы математической обработки 54
3.1 Результаты контент-анализа конфликтного дискурса в китайских и
российских социальных сетях 56
3.1.1 Описательные статистики распределения особенностей поведения
пользователей Интернета в конфликте в социальных сетях по всей выборке, отдельно по российской и китайской выборке 56
3.1.2 Сравнительный анализ частоты встречаемости составляющих
конфликтного взаимодействия 61
3.1.3 Качественный анализ обсуждения конфликтных ситуаций в социальных
сетях 70
3.1.4 Сравнительный анализ частоты всех конфликтных категорий в
зависимости от наличия упоминания о справедливости 73
3.2 Результаты исследования взаимосвязи особенностей конфликтного взаимодействия в социальных сетях с личностными характеристиками участников 77
3.2.1 Описательные статистики выраженности личностных характеристик в
китайской и российской выборках 78
3.2.2 Анализ различий в поведении российских и китайских пользователей
социальных сетей с разной степенью чувства к справедливости и осмысленности жизни 79
3.2.3 Результаты корреляционного анализа оценки высказываний пользователей социальных сетей с разной степенью выраженности чувствительности к справедливости, Веры в справедливый мир и смысло-жизненных ориентаций. 84
3.2.4 Качественный анализ поведения пользователей социальных сетях в конфликте в Интернете со степенью выраженности чувствительности к справедливости, Веры в справедливый мир и смысло-жизненных ориентаций 88
3.3 Обобщение и обсуждение результатов 93
ВЫВОДЫ 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 109


Социальные сети играют важную роль в жизни современных людей, поскольку большинство использует соцсети для повседневного сообщения и как способ получения информации. В последние годы конфликты, происходящие в интернет-пространстве оказывают влияние на нашу реальную жизнь, участники конфликтов, которые происходят в соцсетях, иногда страдают не только психически, а даже физически в реальности. Виртуальное пространство уже стало «второй реальностью» для нас, это означает, что онлайн-действительность влияет на офлайн-жизнь (реальную жизнь) человека. Конфликты в соцсетях во всем мире становятся массовыми, и конфликтный дискурс в них очень радикальным и жестким (Белинская Е. П., Илюхина С.Н., 2018).
В научной литературе исследование конфликта все время занимало важное место, однако, понятие конфликта получило новые ракурсы в современных изучениях - конфликт не обязательно включает отрицательные переживания и стремление победить оппонента. Гришина Н. В. сущностными характеристиками конфликта считает биполярность как противостояние двух начал; активность, направленную на преодоление противоречия; наличие субъекта или субъектов как носителей конфликта (Гришина, 2008). Конфликт в сети Интернета исследуется многими учеными в разных аспектах - изучение феномена кибербуллинга (Бочавер А. А., 2014), проблемы регуляции социального поведения в сети (Белинская Е. П., Вознесенская В. С., 2016), влияние субъективной оценки социального статуса на поведение личности в Интернете (Hou Yubo, Wang Ting, 2019).
Теоретическая значимость исследования заключается в попытке выявления межкультурных различий в таких личностных особенностях, как чувство к справедливости и осмысленности жизни, проявляющихся в поведениях личности в конфликте в социальных сетях. Полученные результаты дополняют имеющиеся научные данные о культурной детерминации поведения человека.
Практическая значимость состоит в использовании полученных данных для практического урегулирования конфликтов с учетом особенностей участников, обусловленных влиянием культуры.
Цель исследования - описание сходства и различий в поведении в конфликте в социальных сетях пользователей двух стран: Китая и России.
Объект исследования - конфликтное взаимодействие пользователей в социальной сети.
Предмет исследования - ценностные, этические и социально-перцептивные составляющие конфликта в социальной сети во взаимосвязи с личностными особенностями китайских и российских пользователей (на примере ситуаций, вызвавших конфликтные обсуждения).
Выделяются гипотезы исследования:
- поведение китайских и российских пользователей в конфликте в социальных сетях имеет общие черты, связанные с ситуативными характеристиками конфликта (протеканием в сети Интернет) и различия, связанные с ценностно-смысловыми характеристиками пользователей.
1. Сходство в том, что большую часть в конфликтных высказываниях занимают социально-перцептивные характеристики (образ оппонентов и атрибуции вины), дизъюнктивные эмоции; есть поведенческий компонент (призывы к переходу к действиям офлайн);
2. Различия будут проявляться в содержании и количестве ценностных, этических и нормативных (о законности) суждений, количестве апелляций к социальной идентичности, атрибуции вины участникам конфликта, эмоциональных оценках конфликта;
3. Различия в обосновании своей позиции, приписывании/отрицании вины участникам конфликта связаны с ценностно-смысловыми характеристиками личности - отношением к справедливости (верой в справедливый мир, чувствительностью к справедливости), смысложизненными ориентациями и их взаимосвязями.
Исследование разделяется на 2 части.
- В 1-й части исследования выборкой выступают тексты постов и комментариев 140 пользователей в популярных социальных сетях России и Китая (по 35 китайских и 35 российских текстов для каждой из двух анализируемых ситуаций);
- Во 2-й части - выборку составили 82 человека от 16 до 60 лет, из них 41 граждан Китая, 41 граждан России, 59 девушек и 23 юношей. Средний возраст участников: 26 года.
Методы исследования.
1. Для изучения высказываний пользователей социальных сетей в конфликте мы использовали метод контента-анализа.
2. Для выявления различий в поведения пользователей двух стран:
• На основе отобранных конфликтных ситуаций и пилотажного исследования было разработано 2 кейса с набором высказываний для оценки степени согласия с ними участников исследования
• Методика «Вера в справедливый мир» (адаптация русскоязычного варианта С. К. Нартовой-Бочавер , китайскоязычного Su Zhiqiang);
• Методика «Чувствительности к справедливости» (адаптация русскоязычного варианта С. К. Нартовой-Бочавер, китайскоязычного Xie Xuxian, Liu Yi);
• Тест «Смысло-жизненных ориентаций» (адаптация русскоязычного варианта Д. А. Леонтьевым, китайскоязычного Yin Meiqi).
Методы математической обработки и анализа включали сравнительный, факторный и корреляционный анализ, с помощью статистического пакета SPSS критерия U Манна-Уитни, метод главных компонент и коэффициент корреляции r-Спирмена.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель данного исследования заключалась в описании сходства и различий в поведении в конфликте в социальных сетях пользователей двух стран: Китая и России. Поставленные задачи являются выполненными. В ходе выполнения работы проведен теоретический анализ понятий «конфликт», «виртуальный конфликт», «осмысленность жизни» и «справедливость», проанализированы подходы к изучению конфликта в сети Интернета. Проанализированы эмпирические подходы к изучению конфликта в сети, и на их основе, с учетом пилотажного этапа исследования, разработаны категории и процедура проведения контент-анализа для изучения поведения пользователей Интернета в конфликтном взаимодействии с разной степенью чувства справедливости и осмысленности жизни. Сравнительный, корреляционный анализы полученных данных показали, что существуют как сходные характеристики, так и различия в поведениях участников конфликта в социальных сетях с разной выраженностью Веры в справедливый мир, чувствительность к справедливости и смысло-жизненных ориентаций. Итак, поведение китайских и российских пользователей в конфликте в социальных сетях имеет общие черты, связанные с ситуативными характеристиками конфликта (протеканием в сети Интернет) и различия, связанные с ценностно-смысловыми характеристиками пользователей.
Полученные результаты представляют собой дополнение к уже имеющимся знаниям о влияющих факторах на поведения личности в конфликтных взаимодействиях в интернет-пространстве. Результаты могут применить для будущего транскультурного исследования.



1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный биографический указатель. М., 1992.
2. Барышев, Р А. Личность в контексте киберпространства / Р А. Барышев // Вестник Челябинского государственного университета. - 2011. - № 2(217).-С. 15-18.
3. Белинская Е.П., Вознесенская В.С. Проблема регуляции социального поведения в теориях информационного общества и реальность сетевого взаимодействия. Психологические исследования, 2016, 9(48), 5. http://psystudy.ru
4. Белинская Е.П., Илюхина С.Н. Особенности протекания конфликта в виртуальной коммуникации // Вестник РГГУ Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 1(11). С. 65-76. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-1-65-76
5. Белинская, Е. П. Пространство социальных сетей как фактор радикализации конфликта в виртуальном взаимодействии / Е. П. Белинская, С. Н. Илюхина // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. - 2018.-№4(14).-С. 81-95.
6. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М., «Внимание: конфликт-» -Новосибирск: Наука, 1989.
7. Бочавер А.А., Хломов К.Д.. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. Т 11. №3. С. 177-191.
8. Василюк, Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-200 с.
9. Гришина Н. В. Психология конфликта. 2-е изд. СПб.: Питер, 2008. 538 с.
10. Зедгенидзе, В. Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у дошкольников. Айрис-Пресс, 2009.
11. Казанская, И. А. К научному пониманию феномена Интернета / И. А. Казанская // Вестник Московского университета. Серия 7: Философия. - 2008. -№3. - С. 20-39.
12. Ледовая Я.А., Тихонов Р.В., Боголюбова О.Н. (2017), Социальные сети как новаая среда для междисциплинарных исследований поведения человака, Вестник СПбГУ Психология и педагогика. 2017. Т. 7. Вып. 3, 193-210.
13. Леонтьев А. А., Леонтьев Д. А., Соколова Е. Е. Предисловие // Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. —М.: Смысл, 2005.
14. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. -М.: Смысл, 2000. - 18.с.
15. Лымарь, Н. Г. Теоретико-методологический анализ определения понятия конфликта / Н. Г. Лымарь // Философия образования. - 2007. - № 2(19). -С. 345-350.
16. Лысенко В. Г. Карма // Философия буддизма: энциклопедия / отв.
ред. М. Т. Степанянц;. — М.: Восточная литература, ИФ РАН, 2011. —
1045 с. — ISBN 978-5-02-036492-9.
17. Мацумото Д. Психология и культура. Прайм-Еврознак, 2002.
18. Нартова-Бочавер, С. К. Вера в справедливый мир и психологическое благополучие у глухих и слышащих подростков и взрослых / С. К. Нартова-Бочавер, М. Б. Подлипняк, А. Ю. Хохлова // Клиническая и специальная психология. - 2013. -№ 3. - С. 1-14.
19. Нартова-Бочавер, С. К. Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования / С. К. Нартова-Бочавер, Н. Б. Астанина // Психологический журнал. - 2014. - Т 35. - №1.-С. 16-32.
20. Поликарпова, Е. Г. Вербальный конфликт: межкультурный аспект / Е. Г. Поликарпова // Теория языка и межкультурная коммуникация. - 2008. - № 2(4).-С. 51-57.
21. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др. М., 1983.
22. Реан А. А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
23. Федунина Н.Ю. Представления о триаде «Преследователь - жертва - наблюдатель» в кибербуллинге в англоязычной литературе. Психологические исследования, 2015, 8(41), 11.
24. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
25. Хёйзинга Й. Homo Ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс, 1992.
26. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.
27. Черкасенко, О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте / О. С. Черкасенко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2015. - № 53. - С. 91-94.
28. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я.. Агрессивное поведение и агрессивность личности. Образование и наука. 2009. № 7 (64). 416 с.
29. Шнейдер Л.Б., Сыманюк В.В. Пользователь в информационной среде: цифровая идентичность сегодня. Психологические исследования, 2017, 10(52), 7. http://psystudy.ru
30. Alves, H., &Correia, I. (2008). On the normativity of expressing the belief in a just world: Empirical evidence. Social Justice Research, 21(1), 106-118.
31. Dalbert, C & Umlauft, S. (2009). The role of the justice motive in economic decisionmaking. Journal of Economic Psychology, 30, 172-180.
32. Deutsch M. Distribute Justice: A Social-Psychological Perspective. New Haven and London, 1985.
33. Dzuka J, Dalbert C. The belief in a just world and subjective well-being in old age. Aging Ment Health. 2006 Sep;10(5):439-44. doi: 10.1080/13607860600637778. PMID: 16938679.
34. Faccenda, L., & Pantaleon, N. (2011). Analysis of the relationships between sensitivity to injustice principles of justice and belief in a just world.
35. Fei Xiaotong. From the soil: The Foundations of Chinese Society, a Translation of Fei Xiaotong's Xiangtu Zhongguo. Gary G. Hamilton , Wang Zheng. University of California Press, Berkeley, 1992.
36. Glick, P., Fiske, S. T., Mladinic, A., Saiz, J. L., Abrams, D., Masser, B Lopez, W. L. (2000). Beyond prejudice as simple antipathy: Hostile and benevolent sexism across cultures. Journal of Personality and Social Psychology, 79(5), 763-775.
doi: 10.1037/0022-3514.79.5.763
37. Gollwitzer M , Biicklein K . Are“We”more punitive than“Me’’? Self—construal styles, justice—related attitudes, and punitive judgments[J]. Social Justice Research, 2007, 20(4): 457—478
38. Hofstede G.H. Cultures and organizations: software of the mind. Mc GrawHill. - 2015. - 279 p.
39. Hou Yubo, Wang Ting (2019). Влияние субъективной оценки социального статуса и Веры в справдливый мир на поведения китайцев в кибербуллинге. Journal of Southwest University (Social Sciencts Edition). Vol. 45, No. 2. http://www.cnki.net
40. Journal of Moral Education, 40(4), 491-511.
41. Lerner M J, Miller D T. Just world research and the attribution process, looking back and ahead.Psychological Bulletin, 1978, 85: 1030-1051
42. Lewin K. A Dynamic Theory of Personality. New York; London: McGraw Hill Book Company, 1935.
43. Lucas T.,Zhdanova L.,Alexander S..Procedural and distributive justice belief for self and other: Assessment of four-factor individual differences model.Journal of Individual Difference,2011,32(1):14-25
44. Maes J, Schmitt M. More on ultimate and immanent justice: Results from the research project‘justice as a problem within reunified Germany”. Social Justice Research, 1999, 12:65-78
45. Miller N. Experimental studies of conflict // Personality and the Behavior Disorders / Ed. by J. Hunt. Vol. 1. New York: The Ronald Press Company,
1944
46. S.R. Maddi. Personality theories: a comparative analysis. Homewood, Ill: Dorsey Press, 1968 СПб.: Издательство «Речь», 2002. — С. 24—26
47. Su Zhiqiang, Zhang Dajun, Wang Xinqiang. Revising of belief in f just world scale and its reliability and validity in college students. Chin J Behav Med&Brain Sci, 2012, № 6(21).
48. WU Peijun; LI Ye. Cultural Differences of the Belief in A Just World. Advances in Psychological Science, 2014, Vol. 22, No. 11,1814-1822
49. Wu, M. S., Yan, X. D., Zhou, C., Chen, Y. W., Li, J., Zhu, Z. H., ...Han, B. X. (2011). General belief in a just world and resilience: Evidence from a collectivistic culture. European Journal of Personality, 25(6), 431-442.
50. Xie, X., Liu, H., & Gan, Y. (2011). Belief in a just world when encountering the 5/12 Wenchuan earthquake. Environment and Behavior, 43(4), 566-586.
51. Xuan Jie, He Deng-hao. Network Interferences and Cultural Identities. Journal of Zhanjiang Normal College, 2012, № 5(30).
52. Zhakanova, T. A. Formation ability to constructively resolve conflicts in adolescents / T. A. Zhakanova, R. N. Alibaeva, Z. Y. Ytepbergenova // European Journal of Natural History. - 2014. - No 6. - P 8-10.
53. Zhao Na; Ma Min; Xin Ziqiang. Mental mechanism and the influencing factors of meaning in life. Advances in Psychological Science, 2017, Vol. 25, No. 6, 1003 - 1011


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ