Влияние пандемии 2020, вызванной COVID-19, на финансовое состояние российских авиакомпаний (на примере ПАО «Аэрофлот»)
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 5
1.1 Сущность, цели и методики анализа финансового состояния предприятия 5
1.2 Системы показателей, используемых для финансового анализа предприятия 7
Глава 2 Специфика финансового анализа российских предприятий авиационной отрасли20
2.1 Идентификация используемых показателей для осуществления анализа
финансового состояния авиакомпаний 20
2.2 Выбор ключевых показателей анализа авиакомпаний 28
Глава 3 Анализ изменений финансового состояния авиакомпании ПАО «Аэрофлот», вызванных COVID-19 36
3.1 Выявление количественных индикаторов, характеризующих влияние пандемии 2020
на финансовое состояние ПАО «Аэрофлот» 36
3.2 Обзор осуществленных мер поддержки ПАО «Аэрофлот» в результате пандемии 44
3.3 Поиск дополнительных возможных путей улучшения финансового положения ПАО
«Аэрофлот» 48
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 58
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В
Глава 1 Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия 5
1.1 Сущность, цели и методики анализа финансового состояния предприятия 5
1.2 Системы показателей, используемых для финансового анализа предприятия 7
Глава 2 Специфика финансового анализа российских предприятий авиационной отрасли20
2.1 Идентификация используемых показателей для осуществления анализа
финансового состояния авиакомпаний 20
2.2 Выбор ключевых показателей анализа авиакомпаний 28
Глава 3 Анализ изменений финансового состояния авиакомпании ПАО «Аэрофлот», вызванных COVID-19 36
3.1 Выявление количественных индикаторов, характеризующих влияние пандемии 2020
на финансовое состояние ПАО «Аэрофлот» 36
3.2 Обзор осуществленных мер поддержки ПАО «Аэрофлот» в результате пандемии 44
3.3 Поиск дополнительных возможных путей улучшения финансового положения ПАО
«Аэрофлот» 48
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложения 58
Приложение А 58
Приложение Б 59
Приложение В
На сегодняшний день трудно назвать экономическую отрасль, которой не был бы нанесен ущерб или которая не была бы, так или иначе, затронута влиянием вспышки в 2020г. новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-19. В марте прошлого года Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики был одобрен перечень из сфер деятельности, наиболее пострадавших в результате сложившейся ситуации всемирной пандемии. Этот список включает 9 отраслей, первой из которых является авиаперевозки. Объясняется это, в первую очередь, фактом закрытия государственных границ, приостановлением международного авиасообщения и ограничением внутреннего. Принятые меры для сдерживания распространения коронавирусной инфекции не могли не сказаться на финансовом положении российских авиакомпаний, в том числе, на лидере национального рынка авиаперевозок - ПАО «Аэрофлот». Несмотря на то, что с начала пандемии прошло уже более года, до сих пор еще не сняты все введенные по ее причине ограничения и не возобновлены полеты в ряд зарубежных стран. Тот факт, что продолжительность и степень сокращения спроса на воздушные перевозки из-за COVID-19, по-прежнему, остается неопределенной, еще больше обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является российская авиакомпания ПАО «Аэрофлот».
Предметом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность и бухгалтерская отчетность авиакомпании ПАО «Аэрофлот».
Целью выпускной квалификационной работы является анализ произошедших изменений в финансовом состоянии ПАО «Аэрофлот» в результате пандемии коронавируса, а также разработка рекомендаций по возможному его улучшению.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы анализа финансовой деятельности предприятий;
— рассмотреть существующие методики анализа и системы используемых финансовых показателей;
— проанализировать характерные черты деятельности авиакомпаний, влияющие на проведение финансового анализа;
— выявить ключевые показатели (критерии) для анализа финансового состояния российский авиакомпаний;
— произвести анализ изменений в финансовом состоянии авиакомпании ПАО «Аэрофлот» в результате пандемии 2020г.;
— выполнить обзор оказанных мер поддержки ПАО «Аэрофлот» в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией;
— осуществить поиск дополнительных возможных путей улучшения финансового состояния ПАО «Аэрофлот».
Степень разработанности рассматриваемого вопроса на данный момент является невысокой по причине узко выбранной отрасли для анализа, а также относительно малого срока, прошедшего с начала пандемии коронавируса, и продолжающейся неопределенности в части ее завершения. Основной теоретической и методологической базой данной выпускной квалификационной работы являются труды таких отечественных и зарубежных авторов как В.В. Ковалев, Я.В. Соколов, А.И. Бородин, А.В. Губенко, Т.К. Богданова, И.А. Лунева, Д. Аламинос, М. Фернандес, Н. Юсоф, М. Джаффар и многие другие.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены сотрудниками авиакомпании ПАО «Аэрофлот» при принятии финансово-управленческих решений, а также использованы потенциальными инвесторами и кредиторами для получения актуальной информации об изменении состояния перевозчика.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определены актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи выпускной квалификационной работы, а также степень разработанности рассматриваемого вопроса и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе рассматриваются теоретические основы проведения финансового анализа предприятий, включая определение различных существующих методик и систем используемых финансовых показателей.
Во второй главе выявляется специфика проведения финансового анализа российских предприятий авиационной отрасли и производится выбор ключевых показателей для их анализа.
В третей главе представлен анализ влияния пандемии 2020 на финансовое положение ПАО «Аэрофлот», а также рассмотрены оказанные компании меры поддержки и предложены дополнительные пути улучшения состояния авиаперевозчика.
В заключении выпускной квалификационной работы приведены общие выводы.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является российская авиакомпания ПАО «Аэрофлот».
Предметом исследования выступает финансово-хозяйственная деятельность и бухгалтерская отчетность авиакомпании ПАО «Аэрофлот».
Целью выпускной квалификационной работы является анализ произошедших изменений в финансовом состоянии ПАО «Аэрофлот» в результате пандемии коронавируса, а также разработка рекомендаций по возможному его улучшению.
Для достижения поставленной цели в ходе работы необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы анализа финансовой деятельности предприятий;
— рассмотреть существующие методики анализа и системы используемых финансовых показателей;
— проанализировать характерные черты деятельности авиакомпаний, влияющие на проведение финансового анализа;
— выявить ключевые показатели (критерии) для анализа финансового состояния российский авиакомпаний;
— произвести анализ изменений в финансовом состоянии авиакомпании ПАО «Аэрофлот» в результате пандемии 2020г.;
— выполнить обзор оказанных мер поддержки ПАО «Аэрофлот» в связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией;
— осуществить поиск дополнительных возможных путей улучшения финансового состояния ПАО «Аэрофлот».
Степень разработанности рассматриваемого вопроса на данный момент является невысокой по причине узко выбранной отрасли для анализа, а также относительно малого срока, прошедшего с начала пандемии коронавируса, и продолжающейся неопределенности в части ее завершения. Основной теоретической и методологической базой данной выпускной квалификационной работы являются труды таких отечественных и зарубежных авторов как В.В. Ковалев, Я.В. Соколов, А.И. Бородин, А.В. Губенко, Т.К. Богданова, И.А. Лунева, Д. Аламинос, М. Фернандес, Н. Юсоф, М. Джаффар и многие другие.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты данного исследования могут быть применены сотрудниками авиакомпании ПАО «Аэрофлот» при принятии финансово-управленческих решений, а также использованы потенциальными инвесторами и кредиторами для получения актуальной информации об изменении состояния перевозчика.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из трех глав, заключение, список использованных источников и приложения.
Во введении определены актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи выпускной квалификационной работы, а также степень разработанности рассматриваемого вопроса и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе рассматриваются теоретические основы проведения финансового анализа предприятий, включая определение различных существующих методик и систем используемых финансовых показателей.
Во второй главе выявляется специфика проведения финансового анализа российских предприятий авиационной отрасли и производится выбор ключевых показателей для их анализа.
В третей главе представлен анализ влияния пандемии 2020 на финансовое положение ПАО «Аэрофлот», а также рассмотрены оказанные компании меры поддержки и предложены дополнительные пути улучшения состояния авиаперевозчика.
В заключении выпускной квалификационной работы приведены общие выводы.
Распространение коронавирусной инфекции COVID-19 оказало беспрецедентное влияние на все сферы экономики, однако, на рынок авиаперевозок - в особенности. Закрытие международных границ, сокращение количества внутренних рейсов, введение множественных ограничений на осуществление перелетов ознаменовало авиаотрасль как одну из наиболее пострадавших в результате пандемии.
Безусловно, распространение коронавирусной инфекции оказало существенное воздействие на результаты финансово-экономической деятельности лидера российского рынка авиаперевозок ПАО «Аэрофлот». Влияние снизившегося спроса негативно отразилось на всех показателях авиакомпании, за малым исключением. За прошедший год сократилась на 58% прежде перманентно растущая выручка, значения всех видов прибыли предприятия стали отрицательными (что, соответственно, сказалось и на показателях рентабельности), снизился почти в 2 раза коэффициент концентрации собственного капитала из-за полученного чистого убытка в 96,5 млрд. руб. (впервые с 2015г.), при этом увеличились долгосрочные и краткосрочные займы и кредиторская задолженность, что создало опасную ситуацию с возникновением вероятности нехватки у компании собственных средств для ответа по возросшим обязательствам. Сильно замедлились показатели оборачиваемости активов, денежных средств и дебиторской и кредиторской задолженностей, что неминуемо повлечет за собой привлечение в оборот авиакомпанией дополнительных средств. Показатели операционной деятельности ПАО «Аэрофлот» такие, как пассажиропоток, пассажирооборот, процент занятости кресел, налет авиапарка, количество выполненных рейсов, также потерпели упадок - в среднем, на 50-60%.
Однако, было отмечено и положительное влияние пандемии на некоторые показатели ПАО «Аэрофлот». Так, за 2020г. выросли коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности авиакомпании, что было обусловлено увеличением оборотных активов в результате сильного «скачка» денежных средств. По итогу значения последних двух коэффициентов находятся в пределах норматива по отрасли, а значение первого - до сих пор еще несколько ниже необходимого (1,2 при норме 1,4). Зафиксирован рост также и среди показателей финансовой устойчивости авиапредприятия. В результате роста долгосрочных обязательств (по причине полученного займа и пролонгации кредиторской задолженности по согласованию с контрагентами) и снижения величины собственного капитала достигнут норматив коэффициента финансового левериджа впервые за долгое время - т. е. соотношение источников финансирования деятельности компании теперь стало оптимальным. По тем же причинам произошел рост и коэффициента покрытия инвестиций на 20% по сравнению с предыдущим годом. Также стоит отметить, что изменилось соотношение средств в расчетах - если до пандемии дебиторская задолженность компании превышала размер кредиторской, то в 2020г. ситуация стала противоположной. Этот факт является положительным для ПАО «Аэрофлот», так как кредиторская задолженность представляет собой, по сути, условно-бесплатный источник финансирования деятельности.
Вследствие того, что ПАО «Аэрофлот» выступает национальным перевозчиком с контрольной долей государства в капитале, а также входит в список системообразующих компаний, авиапредприятию были в приоритетном порядке оказаны различные меры государственной поддержки. Среди них стоит отметить оказание государственной помощи в общей сумме на 7,18 млрд. руб., выделение госсубсидий на возмещение недополученных авиаперевозчиком доходов в размере почти 4 млрд. руб., предоставление возможности привлечения займа на условиях льготной процентной ставки с выданной госгарантией в целях его обеспечения, получение права на отсрочку по уплате страховых взносов, предоставление возможности получения беспроцентного кредита на выплату зарплат сотрудникам с 75% обеспечением кредита гарантиями ВЭБ.РФ, снижение ставки сбора за аэронавигационное обслуживание, распространение моратория на подачу заявлений о банкротстве.
Оказанная Правительством РФ поддержка в отношении ПАО «Аэрофлот» в совокупности с самостоятельно принятыми компанией мерами по оптимизации собственных затрат, проведению реструктуризации лизинговых платежей, осуществлению дополнительной эмиссии акций позволили снизить как постоянные, так и переменные затраты предприятия, тем самым частично сдержав негативное влияние кризисных явлений на финансовый результат года и не допустив возникновения банкротства.
Также в работе были предложены дополнительные возможные способы улучшения финансового состояния компании ПАО «Аэрофлот» в посткризисный период. Среди них отмечены такие, как: временная переориентация на грузоперевозки, оптимизация расходов по лизинговым платежам, создание в авиакомпании специального оперативного штаба по внедрению оптимизационных инициатив и корректировке производственной программы, частичная консервация парка воздушных судов, пересмотр инвестиционной программы компании, внесение изменений в структуру трудового персонала, ускорение сбора дебиторской задолженности с контрагентов, продажа клиентской базы программы лояльности «Аэрофлот-Бонус», а также пересмотр маршрутной сети с помощью выявления наиболее эффективных рейсов путем определения их рентабельности.
Безусловно, распространение коронавирусной инфекции оказало существенное воздействие на результаты финансово-экономической деятельности лидера российского рынка авиаперевозок ПАО «Аэрофлот». Влияние снизившегося спроса негативно отразилось на всех показателях авиакомпании, за малым исключением. За прошедший год сократилась на 58% прежде перманентно растущая выручка, значения всех видов прибыли предприятия стали отрицательными (что, соответственно, сказалось и на показателях рентабельности), снизился почти в 2 раза коэффициент концентрации собственного капитала из-за полученного чистого убытка в 96,5 млрд. руб. (впервые с 2015г.), при этом увеличились долгосрочные и краткосрочные займы и кредиторская задолженность, что создало опасную ситуацию с возникновением вероятности нехватки у компании собственных средств для ответа по возросшим обязательствам. Сильно замедлились показатели оборачиваемости активов, денежных средств и дебиторской и кредиторской задолженностей, что неминуемо повлечет за собой привлечение в оборот авиакомпанией дополнительных средств. Показатели операционной деятельности ПАО «Аэрофлот» такие, как пассажиропоток, пассажирооборот, процент занятости кресел, налет авиапарка, количество выполненных рейсов, также потерпели упадок - в среднем, на 50-60%.
Однако, было отмечено и положительное влияние пандемии на некоторые показатели ПАО «Аэрофлот». Так, за 2020г. выросли коэффициенты текущей, быстрой и абсолютной ликвидности авиакомпании, что было обусловлено увеличением оборотных активов в результате сильного «скачка» денежных средств. По итогу значения последних двух коэффициентов находятся в пределах норматива по отрасли, а значение первого - до сих пор еще несколько ниже необходимого (1,2 при норме 1,4). Зафиксирован рост также и среди показателей финансовой устойчивости авиапредприятия. В результате роста долгосрочных обязательств (по причине полученного займа и пролонгации кредиторской задолженности по согласованию с контрагентами) и снижения величины собственного капитала достигнут норматив коэффициента финансового левериджа впервые за долгое время - т. е. соотношение источников финансирования деятельности компании теперь стало оптимальным. По тем же причинам произошел рост и коэффициента покрытия инвестиций на 20% по сравнению с предыдущим годом. Также стоит отметить, что изменилось соотношение средств в расчетах - если до пандемии дебиторская задолженность компании превышала размер кредиторской, то в 2020г. ситуация стала противоположной. Этот факт является положительным для ПАО «Аэрофлот», так как кредиторская задолженность представляет собой, по сути, условно-бесплатный источник финансирования деятельности.
Вследствие того, что ПАО «Аэрофлот» выступает национальным перевозчиком с контрольной долей государства в капитале, а также входит в список системообразующих компаний, авиапредприятию были в приоритетном порядке оказаны различные меры государственной поддержки. Среди них стоит отметить оказание государственной помощи в общей сумме на 7,18 млрд. руб., выделение госсубсидий на возмещение недополученных авиаперевозчиком доходов в размере почти 4 млрд. руб., предоставление возможности привлечения займа на условиях льготной процентной ставки с выданной госгарантией в целях его обеспечения, получение права на отсрочку по уплате страховых взносов, предоставление возможности получения беспроцентного кредита на выплату зарплат сотрудникам с 75% обеспечением кредита гарантиями ВЭБ.РФ, снижение ставки сбора за аэронавигационное обслуживание, распространение моратория на подачу заявлений о банкротстве.
Оказанная Правительством РФ поддержка в отношении ПАО «Аэрофлот» в совокупности с самостоятельно принятыми компанией мерами по оптимизации собственных затрат, проведению реструктуризации лизинговых платежей, осуществлению дополнительной эмиссии акций позволили снизить как постоянные, так и переменные затраты предприятия, тем самым частично сдержав негативное влияние кризисных явлений на финансовый результат года и не допустив возникновения банкротства.
Также в работе были предложены дополнительные возможные способы улучшения финансового состояния компании ПАО «Аэрофлот» в посткризисный период. Среди них отмечены такие, как: временная переориентация на грузоперевозки, оптимизация расходов по лизинговым платежам, создание в авиакомпании специального оперативного штаба по внедрению оптимизационных инициатив и корректировке производственной программы, частичная консервация парка воздушных судов, пересмотр инвестиционной программы компании, внесение изменений в структуру трудового персонала, ускорение сбора дебиторской задолженности с контрагентов, продажа клиентской базы программы лояльности «Аэрофлот-Бонус», а также пересмотр маршрутной сети с помощью выявления наиболее эффективных рейсов путем определения их рентабельности.
Подобные работы
- АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФИНАНСОВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПАО «АЭРОФЛОТ»
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



