ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РАННЕГО ТВОРЧЕСТВА
Ф. ДОСТОЕВСКОГО В ФИЛОСОФИИ 7
1.1 Введение в проблематику раннего творчества Ф. Достоевского как предмета философии7
1.2 Проблематика интерпретации раннего творчества Ф. Достоевского в рамках философии
14
1.3 Формирование систематического подхода к анализу ранних текстов на предмет аспектов метафизики человека 22
ГЛАВА 2. МЕТАФИЗИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ТВОРЧЕСТВЕ Ф. ДОСТОЕВСКОГО 31
2.1 Специфика внутренних антиномий «мечтателя» на примере повести «Слабое сердце» 31
2.2 Элементы метафизики человека в повести Ф. Достоевского «Хозяйка» 40
2.3 Метафизика «подпольного человека» в повести Ф. Достоевского «Записки из подполья» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 57
Приложения 60
Приложение 1. Отрывок из повести «Слабое сердце» с выделением ключевых моментов 60
Приложение 2. Отрывок из фельетона «Петербургские сновидения в стихах и прозе» с выделением ключевых моментов 61
Данная работа предлагает к рассмотрению раннее творчество Достоевского в свете концепции понимания философии данного писателя как метафизики человека, предложенной впервые Н.А. Бердяевым в работах «Откровение о человеке в творчестве Достоевского» и «Миросозерцание Достоевского. В работе также учтены вопросы особой поэтики творчества автора - сочетания философских и художественных элементов в одних и тех же произведениях и образах. Для изучения такого специфического по форме материала и безошибочного выделения в нём аспектов метафизики человека, нами сформирован подход, учитывающий проблематику материала и позволяющий систематизировать исследование философских аспектов произведений.
Актуальность темы исследования связана, в первую очередь с тем, что, изучение философской мысли Ф. Достоевского является одним из важнейших направлений в русской философии. При этом, несмотря на значительность фигуры Достоевского и существование множества традиций исследования его идей, в рамках русской философии, его раннее творчество почти не изучалось философами на протяжении XX столетия ни в качестве отдельного сегмента множества философских представлений автора, ни как органичная часть целого его философии. Нами же предлагается подход, в рамках которого анализируется не только внутренняя специфика философских аспектов раннего творчества Ф. Достоевского, но и их взаимосвязь с поздней философией автора.
Степень научной разработанности темы исследования. Тема работы является достаточно новой и малоизученной. В то же время ряд аспектов её проблематики подробно исследован в других областях творчества Ф.М. Достоевского. В классических исследованиях философии Достоевского раннее творчество часто опускается как малозначимое. Это можно видеть на примерах таких значимых для русской философии фигур, как Л.И. Шестов, Н.А. Бердяев, Д.С. Мережковский, М.М. Бахтин, В.С. Соловьёв, не придававших должного значения работам Достоевского, написанным им до каторги. Однако, в трудах этих мыслителей раскрываются основные принципы и подходы к изучению философии Достоевского, как таковой, органической частью которой является и раннее творчество, на котором мы делаем акцент.
Кроме того, существуют, хоть и немногочисленные, но вполне конкретные и соответствующие задачам данной работы, исследования философских аспектов именно ранних произведений автора. Интерес исследователей чаще всего обращён на повести «Хозяйка» и «Слабое сердце». Здесь, прежде всего, следует выделить работы А.Л. Бема, Т. Киноситы. В изучении повести «Хозяйка» большой прогресс сделан в области историко-религиоведческих исследований, что можно видеть на примере работ О.Г. Дилакторской и С.С. Бытко.
Наконец, есть достаточно новое исследование философии Достоевского за авторством И.И. Евлампиева, в котором представлена одна из первых попыток рассмотрения раннего и позднего творчества Достоевского, как последовательной системы взглядов и идей.
Объектом данного исследования является раннее творчество Ф.М. Достоевского, представленное на примерах трёх повестей - «Хозяйка», «Слабое сердце», «Записки из подполья». Предметом же выступает метафизика человека, аспекты которой раскрываются в раннем творчестве писателя.
Целью данной выпускной квалификационной работы является выделить и охарактеризовать основные аспекты метафизики человека в ранних работах Ф.М. Достоевского.
В связи с обозначенной целью, работа подразумевает выполнение следующих задач:
1) Определить проблемное поле раннего творчества
Ф. Достоевского как предмета изучения философии.
2) Рассмотреть специфику исследования художественных текстов в рамках философии человека
3) Сформировать подход, позволяющий наиболее полно изучить аспекты метафизики человека в раннем творчестве Ф. Достоесвкого.
4) Провести анализ внутренних антиномий бытия человека в повести Ф. Достоевского «Слабое сердце».
5) Проанализировать метафизические аспекты в динамике взаимодействий героев повести Ф. Достоевского «Хозяйка».
6) Исследовать метафизику «подпольного человека» в повести Ф. Достоевского «Записки из подполья»
Для достижения поставленной цели и задач будут применены аналитический и сравнительный методы. Стратегией послужит формулируемый в ходе работы метод классификации ключевых образов героев произведений как метафизических типов личности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, и двух приложений. Структура основной части исследования определяется его задачами. В первой главе данной работы рассматриваются проблематика раннего творчества Ф. Достоевского, а также специфика его исследования в рамках философии человека, а также формулируется и обосновывается системный подход, обеспечивающий теоретическую базу для анализа аспектов метафизики человека в конкретных текстах. Во второй главе производится практическая работа с текстами и анализ их на предмет различных аспектов метафизики человека на основании сформулированного подхода.
В результате осуществленного исследования, нами были выделены и подробно охарактеризованы основные аспекты метафизики человека в раннем творчестве Ф. Достоевского на примерах повестей «Хозяйка», «Слабое сердце», «Записки из подполья». Для этого нами предварительно были рассмотрены разные аспекты проблематики раннего творчества Ф. Достоевского, что позволило обозначить те проблемы, решение которых было необходимо для достижения цели работы. Первой из них была проблема интерпретации художественных текстов как выражения авторской философии. Рассмотрев вопросы значения формы текстов для Достоевского; его ранние философские представления, а также выходящую за рамки художественного диалектику фантастики, мы провели обзор возможных подходов к предмету исследования через типологизацию персонажей. Нами была выделена система «сверхтипов» «мечтателя» и «подпольного человека», которую мы адаптировали под цели нашей работы, привнесением в неё элементов концепций С. Аскольдова и И.И. Евлампиева. Полученный в результате подход помог в рассмотрении аспектов метафизики человека на примерах ранних произведений Ф. Достоевского. На примере главного героя «Слабого сердца», нами были рассмотрены внутренне антиномии мечтателя-идеалиста, вытекающие из особой диалектики реальности и фантастики в его душе. Кроме того, была обозначена параллель между данной повестью и биографией её автора, а также связь героев её с идеалистами в зрелом творчестве Достоевского. Затем была проанализирована повесть «Хозяйка». В её содержании нами были обнаружены антиномии межличностной динамики, рассмотрена сложная структура конфликта героев. Кроме того, здесь мы рассмотрели гипотезу о том, что Илья Мурин может являться прообразом Инквизитора из романа «Братья Карамазовы». Наконец, мы завершили наш анализ обзором типа «подпольного человека», который глубоко антиномичен сам по себе. Тут же мы установили в образе его противостояния законам природы сублимацию двух видов антиномий бытия человека, выделенных на примерах двух первых повестей, чем и завершилось наше исследование. Проведённый анализ позволил не только выполнить цель и задачи текущей работы, но и показал, насколько идеи раннего творчества Достоевского оказываются тем, что мы находим в его зрелых работах. Результат исследования может быть задействован для дальнейшего углубления в тему метафизики человека, например, для исследования других произведений и других метафизических типов. Кроме того, продемонстрированные идейные параллели между образами некоторых ранних и поздних работ могут стать основой для изучения философии Достоевского, как идейного целого.
1) Аскольдов С. Религиозно-этическое значение Достоевского. 1922. //
Ф.М. Достоевский. - London: Overseas Publications Interchange Limited. - 1981. Т. 1. №. 98. - С. 1.
2) Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского // Соч. В 7 т. Т.6. - М.: Русские словари. Языки славянской культуры, 2002. 505 с.
3) Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Ф.М. Достоевский в русской критике. - М., 1956, 572 с.
4) Белинский В.Г. Петербургский сборник // Ф.М. Достоевский в русской критике. - М., 1956, 572 с.
5) Белопольский В.Н. Достоевский и философия: Связи и параллели. Сборник
статей. - Ростов-на-Дону.: Издательство Института массовых
коммуникаций, 1998, 102 с.
6) Бем А.Л., Достоевский Ф.М. Драматизация бреда. (“Хозяйка”
Достоевского). - Ижевск.: ERGO, 2012, 89 с.
7) Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского. - М.: T8RUGRAM, 2018. 102 c.
8) Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. - М.: T8RUGRAM, 2018. 226 c.
9) Бытко С. С. О «Хозяйке» и конфессиональной терминологии (к теме
«Достоевский и старообрядчество») //Достоевский: материалы и
исследования. - 2019. - №. 22. - С. 189-207.
10) В. А. Десницкий, Задачи изучения жизни и творчества Гоголя // Н. В. Гоголь. Материалы и исследования в 2 т. Т.2. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936, стр. 75.
11) Волгин И.Л. Родиться в России. Достоевский: начало начал. - М.:
Академический проект, 2018. 749 с.
12) Десницкий В.А. Задачи изучения жизни и творчества Гоголя //
"Н.В. Гоголь. Материалы и исследования" в 2 Т., т.2. - М.-Л., 1936, 286 с.
13) Дилакторская О.Г. Скопцы и скопчество в изображении Достоевского (К истолкованию повести «Хозяйка») //Philologica. Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии. 1995. Т. 2. №. 3/4. - С. 59.
14) Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. - М, 2020, 800 с.
15) Достоевский Ф.М. Петербургские сновидения в стихах и прозе // Петербургские сновидения, Белые ночи, Крокодил. - М.: Серия «Классика в кармане», 2013, 192 с.
16) Достоевский Ф.М. Письмо М.М. Достоевскому. 1 января 1840 // Соч. В 30 т. Т. 28 кн.1. - Л.: Наука, 1985, 553 с.
17) Достоевский Ф.М. Письмо М.М. Достоевскому. 31 октября 1838 // Соч. В 30 т. Т. 28 кн.1. - Л.: Наука, 1985, 553 с.
18) Достоевский Ф.М. Письмо М.М. Достоевскому. Январь-февраль 1847 // Соч. В 30 т. Т. 28 кн.1. - Л.: Наука, 1985, 553 с.
19) Достоевский Ф.М. Бедные люди // Бедные люди; Белые ночи; Неточка Незванова; Униженные и оскорбленные. - М.: Худож. лит., 1986. 591 с.
20) Достоевский Ф.М. Белые ночи // Бедные люди; Белые ночи; Неточка Незванова; Униженные и оскорбленные. -М.: Худож. лит., 1986. 591 с.
21) Достоевский Ф.М. Двойник // Полное собрание повестей и рассказов в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1230 с.
22) Достоевский Ф.М. Записки из подполья // Полное собрание повестей и рассказов в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1230 с.
23) Достоевский Ф.М. Слабое сердце // Полное собрание повестей и рассказов в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1230 с.
24) Достоевский Ф.М. Хозяйка // Полное собрание повестей и рассказов в одном томе. - М.: Издательство АЛЬФА-КНИГА, 2017. 1230 с.
25) Евлампиев И. И. Достоевский и Фихте // Достоевский: материалы и исследования. 2016. Т. 21. - С. 274-290.
26) Евлампиев И. И. ФМ Достоевский и мистическая философия ВФ Одоевского //Достоевский: материалы и исследования. - 2019. - №. 22. - С. 3-25.
27) Евлампиев И.И. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»). - СПб.: Издательство Русской христианской гуманитарной академии, 2012. 585 с.
28) Захаров В. Н. Концепция фантастического в эстетике ФМ Достоевского //Художественный образ и историческое сознание. - 1974. - С. 98-125.
29) Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. - Петрозаводск, 1978, 112 с.
30) Камю А. Бунтующий человек // Бунтующий человек. Падение. Изгнание и царство. Записные книжки (1951 - 1959).: М.: АСТ, 2018, 736 с.
31) Кантор В. Шестов трактует Достоевского, или Отрицание теодицеи //Достоевский: материалы и исследования. 2016. Т. 21. - С. 108-128.
32) Киносита Т. Антропология и поэтика творчества Достоевского. - СПб.: Серебряный век, 2005, 208 с.
33) Кунильский А.Е. О возникновении концепта «живая жизнь» у Достоевского //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. - 2008. - №. 1 (9). - С. 75-82
34) Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. - М.: Наука, 2000, 597 с.
35) Н. И. Сазонов «Литература и писатели в России» // «Тургенев в русской критике». - М., 1953, 574 с.
36) Назиров Р. Г. Владимир Одоевский и Достоевский // Назиров Р. Г. Русская
классическая литература:
сравнительно-исторический подход. Исследования разных лет: Сборник статей. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - С.37-41.
37) Недзвецкий В. Право на личность и ее тайну // Достоевский и мировая культура. - М., 1997. № 8 с. 37-42
38) Одиноков В.Г. Типология образов в художественной системе Ф. М. Достоевского, - Новосибирск: Наука, 1981, 145 с.
39) Сазонов Н.И. Литература и писатели в России. Иван Тургенев //Литературное наследство. - М, 1941. Т. 41.
40) Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. -М.: АСТ, 2017, 928 с.
41) Соловьев В.С. Три речи в память Достоевского // Соловьев В.С. Философия искусства и литературная критика. - М.: Искусство, 1991, 701 с.
42) Тареев М. М. Ф.М. Достоевский, как религиозный мыслитель //
Христианское чтение. 1907. №. 12. - С. 778-803
43) Ф. М. Достоевский в русской критике [Текст] : Сборник статей / [Вступ. статья и примеч. А. А. Белкина]. - Москва : Гослитиздат, 1956. - XXXVI, 471 с.
44) Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. - Л.: Издательство Наука, 1964, 405 с.
45) Храпченко М. Мировоззрение и творчество //Вопросы литературы. - 1957. - №. 9. - С. 80-81.
46) Чаадаев Петр Яковлевич. Статьи и письма/Чаадаев Петр Яковлевич. - М.: Современник, 1989. - 623 с
47) Шестов Л.И. Достоевский и Нитше. Философия трагедии. - СПб.: Типография М.М. Стасюлевича, 1903, 249 с.
48) Щенников Г.К. Художественное мышление Ф.М. Достоевского. - Свердловск: Уральское книжное издательство, 1978, 177 с.