Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимодействие России и Китая в рамках международных организаций

Работа №128109

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
77
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Внешнеполитические интересы РФ и КНР и роль международных организаций в современном мире 9
1.1. Международные организации: история и современная роль 9
1.2. Внешнеполитические интересы Российской Федерации 11
1.3. Внешнеполитические интересы Китайской Народной Республики 21
1.4. Противоречия и столкновения внешнеполитических курсов КНР и РФ 29
Глава 2. Сотрудничество и соперничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики в международных организациях 33
2.1. Взаимоотношения РФ и КНР в рамках Организации Объединенных Наций 33
2.2. Сотрудничество и противоречия между РФ и КНР в БРИКС 40
2.3. Взаимодействие России и Китая на платформе ШОС 50
Заключение 63
Список источников и литературы 66

Данная работа посвящена изучению взаимодействия Российской Федерации и Китайской Народной Республики в рамках ряда международных организаций - Организации Объединенных Наций, БРИКС и Шанхайской Организации Сотрудничества. Для более ясного понимания истоков противоречий и сфер сотрудничества были рассмотрены приоритеты внешней политики РФ и КНР, а также история создания указанных организаций.
Актуальность исследования: Данная работа актуальна по ряду причин: на данный момент Российская Федерация стремится к укреплению своих позиций в мировом сообществе, а также поиске новых путей для взаимовыгодного сотрудничества. В виду усиления Азиатского вектора во внешней политике Российской Федерации необходимы новые пути для улучшения связей с самым крупным азиатским партнером - Китайской Народной Республикой. Международные организации, влияние которых постоянно возрастает в глобализирующемся мире, предоставляют прекрасную площадку для налаживания диалога, определения общих целей и взаимовыгодного взаимодействия.
Выбор организаций был обусловлен следующими соображениями.
Организация Объединенных Наций является крупнейшей и важнейшей международной организацией, которая не имеет аналогов в мире. КНР и РФ являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, что дает им возможность предотвращать любые решения, которые с их точки зрения шли вразрез с их государственными интересами. В связи с этим большое значение приобретает конструктивный диалог, налаженный между странами.
Организация БРИКС служит инструментом для развития и налаживания связей между странами-участницами. Более того, она помогает государствам членам координировать свои усилия для улучшения своих позиций в мировом сообществе. Поскольку Китай является весомым членом организации наравне с Россией, а также важным партнером России в экономических и политических вопросах, понимание общих направлений сотрудничества и соперничества между КНР и РФ способно выявить возможности корректировки работы БРИКС, которая на данный момент уже имеет значительный вес в международном сообществе и способна в дальнейшем усилить свои позиции.
Шанхайская Организация Сотрудничества является важным инструментов для регулирования ситуации в Центральной Азии - обеспечения безопасности в регионе, страны которого имеют большую протяженность границ с Россией и Китаем. Усиление экономического сотрудничества в рамках Организации, также увеличивает значение ШОС как в регионе, так и мировом сообществе.
Целью данного исследования является установление общих направлений сотрудничества, а также выявление основных противоречий между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в рамках международных организаций (на примере ООН, БРИКС и ШОС).
В ходе данного исследования были поставлены следующие задачи:
• изучить историю создания международных организаций
• рассмотреть актуальность международных организаций для современных международных отношений
• изучить внешнюю политику КНР и РФ и установить основные направления
• сформировать представление об истории и целях рассматриваемых организаций: ООН, БРИКС, ШОС
• выявить основные направления взаимодействия КНР и РФ в рамках организаций: ООН, БРИКС, ШОС
• определить основные противоречия между РФ и КНР в рамках международных организаций
• выявить, каким образом сотрудничество и соперничество РФ и КНР влияют на развитие и функционирование организаций
• рассмотреть пути преодоления противоречий между КНР и РФ
В качестве объекта данного исследования можно обозначить взаимодействие России и КНР, а в качестве предмета - российско-китайские отношения в рамках ООН, БРИКС и ШОС.
Хронологическими рамками является период с момента становления Российской Федерации полноправным участником международных отношений в результате подписания Беловежских соглашений в 1991 году до настоящего момента. Данные хронологические рамки были выбраны по причине того, что РФ став преемницей СССР заняла свое место в СБ ООН именно в 1991 году и рассмотрение истории взаимодействия двух стран в рамках СБ ООН позволит лучше разобраться в сложившийся ситуации. Данный период также включает в себя моменты создания и развития ШОС и БРИКС, которые были обусловлены сотрудничеством КНР и РФ.
Методы исследования: Данное исследование проводилось путем изучения и обобщения различных источников и литературы, нормативно-правовой документации по теме дипломной работы. Исторический метод позволит проследить историю изменения отношений государств и развития организаций и логически связать их между собой. Был использован метод сравнительного анализа для выявления общих черт во внешнеполитических курсах КНР и РФ, а также для сравнения их взаимодействия в рамках различных организаций. Кроме этого был применен системный подход для исследования влияния общих закономерностей российско-китайских отношений на их взаимодействие в рамках международных организаций.
Теоретической основой исследования послужил ряд работ, среди которых стоит отметить «Пособие по внешней политике России» издательства Рутледж (Routledge Handbook of Russian Foreign Policy) под редакцией А.П. Цыганкова. Данный справочник предоставляет обзор внешней политики Российской Федерации и рассматривает различные условия и факторы, в которых осуществляется внешняя политика РФ, а также основные направления данной политики1. Для более глубоко понимания внешней политики Китайской Народной Республики были использованы «Проблемы внешней политики Китая: дипломатия, глобализация и следующая мировая держава» (Challenges to Chinese Foreign Policy : Diplomacy, Globalization, and the Next World Power.) под редакцией Диттмер Л., Вэй, С. X. Г., Хао, Ю. 2 и «Китайский Квест. История международных отношений Китайской Народной Республики» (The history of the foreign relations of the People’s Republic of China.) Дж. Гарвера3. В работе Ханхимяки, Юсси М. «Организация Объединенных Наций: очень краткое введение» (Hanhimaki, Jussi M. The United Nations: A Very Short Introduction) дается краткая история Организации Объединенных Наций(ООН) и предоставляется картина позволяющая понять функционирование организации в целом4. Также хотелось бы отметить работу Работа Бобо Ло «Иллюзия сближения - Россия, Китай и БРИКС»5 , в которой он рассматривает организацию с точки взаимоотношений России и Китая, в особенности противоречий между ними, которые влияют на развитие БРИКС. В своей работе Бобо Ло приводит главные причины, по которым Россия и Китай не взаимодействуют в полную силу, как в двухсторонних отношениях, так и в рамках организации.
Для написания данной работы был также использован ряд статей. Различные статьи Дмитрия Тренина были использованы для более детального рассмотрения направлений внешней политики Российской Федерации и понимания их причин: «Внешняя политика Российской Федерации»6, «Позиция России по Сирии: логика есть, но политическая цена высока» 7 , «Украинская революция для России: нет худа без добра, но опасности сохраняются»8, ««Большая Азия» вместо «Большой Европы»: внешнеполитический итог 2014»9, «Америке и России следует сотрудничать в Сирии — нравится это кому-то или нет»10. Статья Виноградова И.С. «История развития внешней политики КНР»11 кратко характеризует внешнюю политику КНР, разделяя ее на пять основных периодов. «Резолюции ООН по Сирии: исследование мотивации со стороны России и Китая»( The United Nations Resolutions on Syria: Exploration of Motivation from Russia and China)12 13 Эминю О. Диксон М. дает достаточно развернутое представление касательно действий Совета Безопасности ООН по отношению к ситуации в Сирии. Для анализа отношений в сфере сотрудничества БРИКС был использован ряд публикаций, среди которых хотелось бы выделить статью Пу Гонгьина «Перспективы сотрудничества России и Китая в рамках БРИКС 8. Данная статья рассматривает основные точки соприкосновения интересов двух государств и дает общую картину сотрудничества в рамках организации. Для анализа сотрудничества в сфере безопасности КНР и РФ был использован ряд статей, среди которых можно выделить статью Цю Сяофэня «Сотрудничество КНР и РФ в рамках ШОС в сфере обеспечения безопасности»14, которая рассматривает эволюцию сотрудничества в сфере безопасности с момента создания Организации, и статью Сурмы Ивана Викторовича и Костачева Петра Дмитриевича «ШОС как фактор поддержания безопасности и стабильности в АТР»15, которая дает обзор проблем безопасности в Центральной Азии и АТР и анализирует деятельность ШОС, направленную на решение этих проблем. В качестве основы для исследования экономического сотрудничества государств-членов ШОС была использована статья Широнина Никиты Валерьевича «Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: проблемы и перспективы»16. В статье анализируется экономическое сотрудничество в рамках ШОС и дается оценка Организации в рамках успешности данного сотрудничества.
В качестве важнейших источников послужили документы Организации Объединенных Наций17, организации БРИКС 18, Шанхайской организации сотрудничества 19. Документы помогли создать хронологически последовательную историю развития организаций, а также понять цели и развитие организаций на протяжении их существования. Были также использованы материалы сайтов Министерства иностранных дел Российской Федерации20 и Министерства иностранных дел Китайской Народной Республики21.
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые были комплексно изучены факторы, влияющие на качество диалога между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой в рамках ряда международных организаций, на основании внешней политики, проводимой государствами.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.
В первой главе раскрывается история создания международных организаций и их современное значение. Также рассматривается история внешней политики Российской Федерации и Китайской Народной Республики и обозначаются их внешнеполитические ориентиры.
Во второй главе приводится история создания организаций, имеющих важное значение для взаимодействия КНР и РФ на международной арене и рассматривается взаимодействие Китая и России в их рамках.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя итог, можно говорить о том, что были выделены основные направления сотрудничества между Российской федерацией и Китайской Народной Республикой в рамках ряда организаций, а также был выявлен ряд противоречий, которые влияют на взаимоотношения государств и в некоторой степени отражаются на функционировании данных организаций.
Рассмотрение внешних приоритетов обоих государств помогло понять каким образом развивалась их внешняя политика в последние тридцать лет и каким образом история их внешней политики влияет на их нынешние устремления в международном сообществе. Говоря о внешнеполитическом курсе государств, нужно отметить ряд схожестей в их целях. Оба государства стремятся к укреплению своих позиций в международном сообществе, выступают за многополярное мироустройство, усиление роли международных организаций в качестве площадок для консультаций и разрешения конфликтов. Стремления развивать международные организации обусловлено тем, что на данный момент в мире возникают глобальные проблемы, которые невозможно решить единолично и необходима кооперация различных государств. История развития международных организаций показывает, что они были созданы именно с подобной целью и на данный момент обретают все больший вес в международных отношениях.
В Организации Объединенных Наций, БРИКС и Шанхайской Организации Сотрудничества Китайская Народная Республика и Российская Федерация занимают значимые роли.
Особенность их положения в ООН обусловлена тем, что обе страны являются постоянными членами СБ ООН и имеют право вето. Как следствие они могут оказывать прямое влияние на принятие тех или иных резолюций. Несмотря на то, что для блокирования резолюции достаточно вето одного государства, РФ и КНР предпочитают согласовывать свои действия по ряду позиций, поскольку придерживаются схожих принципов. Оба государства, несмотря на то, что поддерживают возвышение ООН как самой значимой международной организации и стремятся сделать ее универсальной площадкой для решения глобальных проблем, считают недопустимым вмешательство во внутренние дела государств и совместно блокируют подобные инициативы. На данный момент сложно говорить о различиях интересов внутри организации между Китаем и Россией, однако существует возможность расхождения интересов, преодолеть которую возможно путем создания прочной базы сотрудничества вне ООН.
Ситуация с БРИКС и ШОС отличается от ситуации с ООН, поскольку организации были созданы при непосредственном участии Китая и России и изначально преследовали определенные цели, которые во многом устанавливали КНР и РФ как доминирующие государства в этих организациях.
Говоря о БРИКС стоит отметить, что наиболее развитые сферы сотрудничества ежегодно документируются по итогам саммитов БРИКС. К ним нужно отнести согласованное отстаивание позиций государств-членов касательно международных организаций, стремление расширить и укрепить свое экономическое влияние, а также улучшить экономические взаимосвязи между странами пятерки. Безусловно нельзя забывать о желании стран-участниц расширить влияние за пределы своих государств и попытки улучшить социальную и экологическую ситуацию в мире. Кроме этого можно отметить единый подход государств к борьбе с терроризмом и снижению ядерной угрозы. Что же касается противоречий, то они в основном заключаются в том, что два государства по-разному видят БРИКС в будущем. Если РФ стремится использовать БРИКС для повышения своей политической роли в мире и пытается компенсировать свои потери после введения санкций, то КНР, в первую очередь, рассматривает БРИКС как площадку для расширения своей экономической деятельности и вывода капиталов за рубеж.
Касательно ШОС, стоит сказать, что на данный момент наиболее развитой областью сотрудничества является сфера безопасности, поскольку ШОС создавалась как организация для поддержания региональной безопасности и стабильности, противодействия терроризму, сепаратизму и экстремизму. Однако развитие организации показало, что ее возможности гораздо шире, чем предполагалось на момент ее создания. Успехи в разрешении вопросов безопасности, а также растущее международное значение Организации, позволили расширить сферу сотрудничества и стимулировать развитие торгово-экономических отношений. Можно говорить о безусловных успехах в этой сфере, которые отражаются в увеличении товарооборота между странами-участницами. В целом, можно говорить о том, что Организация выполняет функцию инструмента региональной экономической интеграции. Что же касается противоречий, то их причина схожа с противоречиями внутри БРИКС. У КНР и РФ имеются противоречия и разногласия касательно развития и функционирования ШОС. Если РФ видит в ШОС своеобразный блок, противодействующий влиянию НАТО, то в КНР рассматривает Организацию как фундамент для реализации своих экономических интересов.
Стоит также отметить, что из-за разного характера организаций, способы сотрудничества внутри них между двумя государствами также отличаются. Обе страны являются постоянными членами СБ ООН и обладают право вето, как следствие, им не нужна кооперация для отклонения невыгодных для них резолюций, они могут самостоятельно повлиять на принятие решения. Исходя из этого, непосредственная координация действий касательно принятия решений им не нужна, однако они могут совместно выражать свою позицию для того, чтобы сделать ее более весомой. В БРИКС и ШОС координация действий между странами имеет ключевую роль и происходит путем саммитов и совещаний на разных уровнях. Без координации действий существование БРИКС и ШОС невозможно, поскольку круг стран, входящих в организации мал, а цели организаций давно устоялись - страны должны совместно задавать направление, в котором будет развиваться организация.
В целом можно заключить, что на данный момент, несмотря на плодотворное сотрудничество Китая и России в международных организациях, сохраняется потенциал, если не для конфликта, то для охлаждения в отношениях. Главной причиной этому являются различные цели КНР и РФ на международной арене, если КНР стремится в первую очередь к экономическому росту и продвижению своего капитала за границу, РФ пытается создать базу для противостояния с Западом, что не входит в интересы Китая. Как следствие, решение данной проблемы лежит в нахождении общих интересов, которые будут сочетаться с их главной внешнеполитической линией и при этом не будут зависеть от внешних обстоятельств. Это очень важно для продолжения успешного существования ШОС и БРИКС, поскольку, если ООН скорее является площадкой, на которой КНР и РФ вынуждены играть по установленным правилам, то ШОС и БРИКС являются площадками, которые они создали сами и имеют на них огромное влияние.


Литература
Монографии:
1. Барский К.М. Шанхайская организация сотрудничества: новое слово в мировой политике. Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества. Под редакцией А.В. Лукина. Москва МГИМО - Университет. 2012. 193 с.
2. Казанцев А.А. «Большая игра» с неизвестными правилами: мировая политика и Центральная Азия // Фонд «Наследие Евразии», Москва. 2008. 382 с.
3. Лукин. А.В. Стратегия России в Центральной Азии и Шанхайская организация сотрудничества Под редакцией А.В. Лукина - Москва МГИМО - Университет. 2012. 193 с.
4. Портяков В.Я. Внешняя политика Китайской Народной Республики в XXI столетии : монография / В.Я. Портяков.—М. : ИДВ РАН. 2015. 280 с.
5. Уткин. А.И. Единственная сверхдержава. Алгоритм, 2003 г URL: https://history.wikireading.ru/171074 (дата обращения: 28.02.2020)
6. Bobo Lo. The illusion of convergence - Russia, China and BRICS //Russie.Nei.Visions. Russia/NIS Centre. 2016. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/atoms/ files/ifri_rnv_92_bobo_lo_brics- eng_march_2016_0.pdf (дата обращения: 03.03.2020)
7. Dittmer, L., Wei, C. X. G., & Hao, Y. Challenges to Chinese Foreign Policy: Diplomacy, Globalization, and the Next World Power. The University Press of Kentucky. 2009. URL: http://proxy.library.spbu.ru:4770/eds/ebookviewer/ ebook/bmxlYmtfXzkzNzk5Nl9fQU41?si d=ca3b2e38-705d-4600-b40c-799aae5c2e0a@sessionmgr4008&vid=1&format=EB (дата обращения: 03.03.2020)
8. Garver J.W. China’s Quest. The history of the foreign relations of the People’s Republic of China. Oxford University Press. 2016. 888 р.
9. Hanhimaki, Jussi M. The United Nations: A Very Short Introduction. Very Short Introductions. New York, NY: Oxford University Press. 2008. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2124/login.aspx?direct=true&AuthType=ip&db=nlebk&AN=29 9103&lang=ru (дата обращения: 03.03.2020)
10. Tsygankov, A. P. (Ed.). Routledge Handbook of Russian Foreign Policy. London: Routledge. 2018. URL: https://proxy.library.spbu.ru:2060/10.4324/9781315536934 (дата обращения: 03.03.2020)
11. United Nations. United Nations at a Glance. New York: United Nations Publications. 2013. URL: http://proxy.library.spbu.ru:2124/login.aspx?direct=true&db=nlebk&AN=563436&lang=ru &site=eds-live&scope=site (дата обращения: 30.04.2020)
Статьи в журналах:
1. Абденур А.Э. Могут ли страны БРИКС сотрудничать в вопросах международной безопасности? // Вестник международных организаций. Т. 12. № 3. 2017. С. 73-93 URL: https://iorj.hse.ru/data/2017/11/01/1158671687/А.Э.%20Абденур.pdf (дата обращения: 08.04.2019)
2. Арсанова Т.Е. Роль международных организаций в современных политических условиях // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2017. №2(25) С. 11-16 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29032898 (дата обращения: 19.01.2020).
3. Арсентьева И. И. Внешняя политика КНР: реалии и тенденции развития // Актуальные проблемы современных международных отношений. 2014. №4. С. 6-14 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneshnyaya-politika-knr-realii-i-tendentsii-razvitiya (дата обращения: 20.04.2020).
4. Бодян О.М. Лексютина Я.В. Применение права вето Россией и Китаем в совете безопасности ООН // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества, материалы VI международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Благовещенский государственный педагогический университет; Институт Конфуция в БГПУ. 2016. С. 529-534 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26012383 (дата обращения: 24.05.2020).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ