Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние экономических и политических санкций на формирование внешнеполитического курса России

Работа №128086

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

международные отношения

Объем работы103
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
65
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Экономические санкции как инструмент внешней политик в современных международных отношениях 8
1.1. Санкции: понятие, виды и история 8
1.2. Экономические войны и экономические санкции как инструмент внешнеполитического давления 19
2. Экономическое и политической развитие РФ в условиях санкционного влияния 31
2.1. Причины, этапы и методы санкционного влияния ЕС и США на Россию 31
2.2. Анализ внешнеэкономической политики России в условиях санкционного влияния 43
3. Перспективы развития экономики РФ в условиях санкций 48
3.1. Импортозамещение как восстанавливающая мера для российской экономики в условиях санкций 48
3.2. Основные направления экспорта на период до 2030 года 67
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 89
Приложения 98

Применение экономических санкций на международном уровне осуществляется для оказания давления на государство, для принуждения правительства этой страны прекратить допущенные нарушения, а также для принятия решений самых разных уровней значимости.
Международные экономические санкции могут быть определены как ограничительные меры экономического характера, применяемые страной или группой стран в другой стране или группе стран с целью заставить правительства этих стран изменить свою политику. Санкции могут выражаться в полном или частичном запрете импорта товаров из этих стран, экспорта товаров в эти страны, а также в ограничении финансовых операций, включая трансграничные расчеты и инвестиции, в данные страны.
С августа 2017 года законодатели США приняли закон, разрешающий введение ряда новых санкций против России. До сих пор президент Дональд Трамп не реализовал это законодательство, простая угроза более суровых экономических санкций со стороны США создала значительную неопределенность в России. Несколько высокопоставленных чиновников и законодателей в США также выразили готовность наложить штрафы на другие страны, которые не соблюдают санкции США.
Для многих наблюдателей эта эскалация санкций со стороны США является важным событием, которое может оказать большее влияние, чем «санкции против Украины», которые были введены США, ЕС и их союзниками в ответ на присоединение Россией Крыма и последующее участие в конфликте на востоке Украины в 2014 году.
«Санкции против Украины», включая так называемые секторальные санкции, нацеленные на российский нефтяной, оборонный и финансовый секторы, в основном не смогли заставить правительство России отклониться от курса своей внешней политики с 2014 года. Последствия введения данных санкций оказались достаточно скромными, что дает нам возможность понять, какое влияние последние санкции могут оказать на Россию.
Санкции и ответ России привели к четкому сдвигу в сторону большей зависимости от внутренних ресурсов - или «русификации» - с одной стороны, и к более разнонаправленной внешнеэкономической политике, которая подчеркивает более тесные отношения с незападными странами, с другой. Несмотря на то, что этот процесс еще далек от завершения, направление развития очевидно: в наращивание внутреннего потенциала целевых секторов вкладываются большие инвестиции, и Россия постепенно смещается в сторону новых незападных источников технологий и капитала.
Реакция России на «санкции против Украины» может дать важную информацию о том, как последняя волна санкций США может повлиять на Россию. Можно предположить, что Россия использует инструменты, аналогичные тем, которые использовались в ответ на «санкции против Украины», чтобы уменьшить влияние нового раунда санкций.
Использование этих инструментов не обязательно является наиболее эффективным решением экономических проблем России. Такое решение, вероятно, сделает Россию менее уязвимой для внешнего экономического давления, как сейчас, так и в будущем. Это, в свою очередь, позволит России продолжать проводить независимую или «суверенную» внешнюю политику в обозримом будущем.
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время сложно пытаться прогнозировать, как долго продлится действие антироссийских санкций. В 2016 году ожидалось, что новых санкций уже не будет, а действующие будут постепенно сниматься. Однако, как показывает практика, отменяются санкции довольно сложно и в 2020 году санкционная война продолжается. Именно по этой причине актуально провести анализ текущего состояния экономического и политического развития РФ с учетом влияния международных экономических санкций.
Кроме того, несмотря на сложности, международные санкции направленные на Российскую Федерацию, внутреннему бизнесу стоит рассматривать как новые возможности. Потому особенно актуально в условиях неопределенности, относительно срока отмены международных экономических санкций против РФ, заняться поиском комплекса мер по поддержке отечественной экономики и в новых условиях.
Цель выпускной квалификационной работы - оценить ограничение внешнеполитического курса России в результате экономической изоляции посредством введения санкций.
Реализация данной цели обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:
• изучить санкции: понятие, виды и историю;
• рассмотреть экономические войны и экономические санкции как инструмент внешнеполитического давления;
• выявить причины, этапы и методы санкционного влияния ЕС и США на Россию;
• провести анализ внешнеэкономической политики России в условиях санкционного влияния;
• рассмотреть перспективы развития экономики РФ в условиях санкций;
• рассмотреть импортозамещение как восстанавливающую меру для российской экономики в условиях санкций;
• выявить основные направления экспорта на период до 2030 года;
Объектом исследования являются экономические санкции.
Предметом исследования является развитие России в условиях международных санкций.
Методология исследования предопределена многовекторностью темы исследования и ставит перед автором задачу использования широкого круга методов. Она представлена современными теоретическими и научными методами познания: сравнительный анализ, метод анализа и логического обобщения, что наиболее соответствует тематике проведенного исследования. При написании работы использованы принципы историзма, объективности, всестороннего анализа проблемы, прогностический принцип, а также принцип исторической ретроспективы и перспективы. В работе использован системный подход.
Методологической основой исследования послужили работы:
B. В. Архиповой1, Е.В. Виноградовой2, Е.Д. Годованник3, А.А. Головина4, C. М. Гуриева5, Н.И. Дмитриевой6, Д.А.Егорченкова7, А.П. Мешковой8.
В этих работах проведен анализ санкций как инструмента экономического и политического давления, проанализирован исторический опыт и примеры применения санкций.
Для анализа санкций, которые вводились ООН на протяжении XX-XXI века, были рассмотрены резолюции Совета Безопасности ООН. Среди них: Резолюция 1506 (2003) СБ ООН от 12 сентября 2003 года9, Резолюция 1737 (2006) СБ ООН от 23.12.2006 года10, Резолюция ООН A/RES/2138 (XXI) от 22.10.196611, Резолюция ООН S/RES/407 (1977) от 25.05.1977 г.12, Резолюция ООН №665(1900) от 13.09.1990 г.13, Резолюции Совета Безопасности ООН S/RES/748 (1992) от 31.03.1992 года14, Резолюция ООН S/RES/2127 (2013) от 05.12.2013 г.15, Резолюция ООН S/RES/2140 (2014) от 26.02.2014 г.16, Резолюции Совета Безопасности ООН S S/RES/731 (1992) от 21.01.1992 года 17, Декларация ООН об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер 2004 г. 18
Также были проанализированы работы российских исследователей, которые рассматривали последствия введения международных экономических санкций против России. Эти источники стали методологической основой для анализа влияния санкций на РФ, и анализа ограничение внешнеполитического курса России в результате экономической изоляции. Среди них выделим работы: М.В. Всяких19, Г.А. Глечан20, В.В.Завадской21, С.В. Казанцева22, М.В.Клиновой23, З.В. Кокоевой24, Е.Ю. Макаровой25, Р.М. Нуреева26.
Источниками, на основании которых были проанализированы ответные действия правительства РФ на международные экономические санкции, являются: Указ Президента РФ от 06.08.2014 N 560 (ред. от 24.06.2019) "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации"27, Перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста28, План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Распоряжение от 27 января 2015 года №98-р. Сайт Правительства России29.
Апробация работы. По теме дипломной работы опубликована статья «Ограничение внешнеполитического курса России в результате экономической изоляции посредством введения западных санкций» в Научно-практическом электронном журнале «Оригинальные исследования (ОРИС)», в которой нашли отражение внешнеэкономические связи и внешняя политика России вследствие западных санкций, их влияние на экономику России 30.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Экономическая политика России постепенно подчиняется проблемам безопасности, с очевидной целью изолировать страну от внутренних и внешних угроз. Геополитический конфликт с Западом, который усилился в 2014 году, привел к тому, что власти активизировали свои усилия по укреплению экономического суверенитета России.
Крупная кампания по импортозамещению является одним из наиболее важных компонентов этой политики. Законодательство о импортозамещении начало внедряться еще до объявления секторальных санкций Запада. Договоренности институционально разработаны и указывают стратегию, а не краткосрочную целесообразность.
Один из способов стать более независимой для России - это диверсифицировать и снизить ее зависимость от экспорта нефти и газа. Это один из крупнейших мировых производителей с широким спектром производственных возможностей. Тем не менее, большая часть производимой продукции не является конкурентоспособной на мировых рынках и потребляется внутри страны. Поэтому уровень экономической активности тесно связан с доходами от экспорта углеводородов. Остальная часть экономики пикирует, когда цены на сырье падают. Реальная диверсификация произойдет только в том случае, если новые отрасли будут ориентированы на экспорт.
Относительно скромный объем финансовых ресурсов, выделяемых на импортозамещение, затмевается масштабами амбиций. Россия пережила масштабный экономический спад, на который, оказалось, достаточно сложно повлиять. Как будет решаться проблема дефицитных ресурсов, будет иметь решающее значение. Если ресурсы будут выделены для уже защищенных и глобально неконкурентоспособных отраслей за счет политики, направленной на поддержку предпринимательства и укрепление прав собственности, перспективы долгосрочного процветания России будут безрадостными.
Приверженность страны импортозамещению будет проверена, если цена на нефть вырастет. Сила рубля связана с ценой на нефть. Снижение курса валюты с 2014 года дает возможность российским производителям извлечь выгоду из ценовой конкурентоспособности. Однако, учитывая очевидную приверженность Центрального банка политике валютного курса «в свободном обращении», неясно, выживет ли эта ценовая конкурентоспособность в будущем росте цен на нефть. Возможное снятие секторальных санкций может также ослабить решимость России проводить импортозамещение.
Итак, санкции, введенные западными державами и их союзниками весной и летом 2014 года, оказали мощное влияние на последующее развитие политической экономии в России. После почти двух с половиной десятилетий все более тесной интеграции с мировой экономикой, особенно с западными странами, санкции заставили политиков в России пересмотреть характер отношений страны с глобальной экономикой. Однако они не обратились к стремлению советской эпохи к автаркии. Вместо этого были предприняты значительные усилия для создания более безопасной и надежной системы политической экономии, основанной на развитии внутренних возможностей в «стратегических» (как это определяют российские политики) отраслях промышленности, а также на установлении более тесных связей с альтернативными источниками технологий и капитала. При разработке этого ответа политики снизили влияние санкций на функционирование и функционирование российской экономики, что, в свою очередь, ослабило экономическое и политическое давление, которое, как надеялись западные державы, может заставить Россию изменить свою политику в отношении Крыма и Украины.
Наиболее очевидное наблюдение заключается в том, что российские политики не останутся пассивными, поскольку масштабы и строгость санкций будут увеличены. Каждая эскалация приведет к разработке дальнейших адаптивных мер. Они не должны включать прямые «контрсанкции», нацеленные на фирмы в государствах-отправителях. Реакция России на санкции США в апреле и мае наглядно продемонстрировала нежелание политиков участвовать в стратегии санкций «один на один» с одной из крупнейших в мире экономических держав. Вместо этого адаптивные меры будут направлены на снижение воздействия санкций таким образом, чтобы способствовать развитию ключевых секторов внутренней экономики, поддерживать связи с мировой экономикой и сохранять независимость российской внешней политики.
До введения санкций финансовая система России постепенно становилась все более интегрированной с доминирующими на Западе разделами мировой финансовой системы. Российские банки, в частности, полагались на западный капитал для финансирования своей деятельности, как и ряд крупных фирм из сектора природных ресурсов. В то время как отношения между иностранным капиталом и российской экономикой часто были нестабильными - структура российской экономики вызвала сильную корреляцию притока капитала с событиями на мировом рынке нефти - справедливо сказать, что финансы были одними из наиболее глобально интегрированных отраслей российской экономики. Санкции изменили это. Способствуя внезапной остановке капитала, которая привела к значительному экономическому шоку в конце 2014 года, санкции заставили российских политиков разработать адаптивные меры, которые изменили характер интеграции финансовой системы с глобальной экономикой.
Русификация - в ответ на финансовые санкции - включала ряд инициатив, многие из которых трудно аналитически отделить от реакции на одновременное снижение цен на нефть. В частности, внутренние источники капитала, контролируемые государством, использовались для заполнения пустоты, возникшей в результате внезапной остановки притока иностранного капитала. Был также введен неформальный контроль движения капитала для ускорения репатриации иностранной валюты частными и квазигосударственными субъектами и сокращения валового оттока капитала. В более долгосрочной перспективе власти снизили уязвимость финансовой системы перед угрозой дальнейших санкций, создав новую национальную систему электронных платежей и продолжая укреплять внутреннюю банковскую систему. Последнее включало устранение слабых и рискованных с финансовой точки зрения банков, одновременно предоставляя капитал государственным банкам. Одним из результатов этого процесса стало усиление влияния государства на внутреннюю банковскую систему.
Усилия по снижению уязвимости внутренней финансовой системы к внешнему давлению сопровождались усилиями по поиску альтернативных источников иностранного капитала, как путем налаживания более тесных связей с рядом незападных экономик, так и посредством участия государства в создании новых многосторонних финансовых организаций с незападными державами, которые можно было бы использовать для финансирования инвестиций в будущем.
Как и в случае двух других секторов, о которых говорилось ранее, процесс адаптации к санкциям в подавляющем большинстве случаев осуществлялся под руководством государства, причем руководство использовало ряд институциональных, финансовых и дипломатических инструментов, чтобы минимизировать предполагаемое воздействие западных санкций и начать процесс налаживания новых отношений с мировой экономикой. Хотя было бы преувеличением утверждать, что реакция России создала что-то вроде абсолютного иммунитета от изменений в мировой финансовой системе, правда, российская финансовая система менее уязвима, чем в начале 2014 года. Действительно, к концу 2017 года Эльвира Глава Центробанка России Набиуллина почувствовала себя достаточно смелой, чтобы заявить, что в целом иммунитет финансовой системы к различным негативным решениям, которые могут быть приняты, сейчас выше, чем три года назад.
Влияние санкций на финансовую систему было значительным, хотя его трудно оценить в точном выражении из-за усложняющего эффекта внезапного и резкого падения цен на нефть, которое произошло наряду с санкциями. В краткосрочной перспективе, по крайней мере, финансовые санкции принесли больше всего боли. Однако, как и в энергетической и оборонной промышленности, ответные меры российской политики смягчали воздействие санкций. Адаптивные меры, принятые политиками после 2014 года, создали условия для более самостоятельной финансовой системы. При этом они, по- видимому, уменьшили уязвимость финансовой системы перед любым расширением санкций в будущем.
Безусловно, российская финансовая система продолжала демонстрировать многие из проблем, определенных как существующие до введения санкций. В банковской системе по- прежнему доминировали государственные предприятия, а источники долгосрочного капитала были немногочисленны. Более того, относительно скудный капитал продолжал выделяться организациям, имеющим более тесные связи с государством. Тем не менее, Россия не испытала полномасштабного кредитного кризиса. Благодаря использованию целевых государственных ресурсов политически и социально значимые фирмы продолжали получать доступ к капиталу. Следует также отметить тот факт, что это произошло без доступа к значительным новым источникам внешнего капитала из незападных источников.
Последствия для последнего раунда санкций США.
Таким образом, санкции, введенные западными державами и их союзниками весной и летом 2014 года, оказали мощное влияние на последующее развитие политической экономии в России. После почти двух с половиной десятилетий все более тесной интеграции с мировой экономикой, особенно с западными странами, санкции заставили политиков в России пересмотреть характер отношений страны с глобальной экономикой. Однако они не обратились к стремлению советской эпохи к автаркии. Вместо этого были предприняты усилия для создания более безопасной и надежной системы политической экономии, основанной на развитии внутренних возможностей в «стратегических» (как это определяют российские политики) отраслях промышленности, а также на установлении более тесных связей с альтернативными источниками технологий и капитала. При разработке этого ответа политики снизили влияние санкций на функционирование и функционирование российской экономики, что, в свою очередь, ослабило экономическое и политическое давление, которое, как надеялись западные державы, может заставить Россию изменить свою политику в отношении Крыма и Украины.
Наиболее очевидное наблюдение заключается в том, что российские политики не останутся пассивными, поскольку масштабы и строгость санкций будут увеличены. Каждая эскалация приведет к разработке дальнейших адаптивных мер. Они не должны включать прямые «контрсанкции», нацеленные на фирмы в государствах-отправителях. Реакция России на санкции США в апреле и мае наглядно продемонстрировала нежелание политиков участвовать в стратегии санкций «один на один» с одной из крупнейших в мире экономических держав. Вместо этого адаптивные меры будут направлены на снижение воздействия санкций таким образом, чтобы способствовать развитию ключевых секторов внутренней экономики, поддерживать связи с мировой экономикой и сохранять независимость российской внешней политики.
Глобальный контекст также важен. В отличие от холодной войны, когда Советский Союз проводил большую часть периода под той или иной формой западных экономических санкций, опыт России после 2014 года ясно показывает, что сегодня существует широкий спектр альтернативных источников технологий и капитала. Безусловно, альтернативы не всегда сопоставимы по качеству и / или цене с западными аналогами. Но в последние десятилетия разрыв сократился, и тот факт, что существуют альтернативы, даже если они неоптимальные с чисто экономической точки зрения, означает, что любое снижение экономической эффективности, вызванное санкциями, может быть ценой, которую стоит заплатить за страну, которая намеревается поддержание суверенной и независимой внешней политики.


1. Государственная программа Российской Федерации «Развитие внешнеэкономической деятельности» URL: http://old.economy.gov.ru/minec/activity/sections/ foreignEconomicActivity/gp/ (Дата обращения: 14.11.2019)
2. Декларация об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер 2004 г.ООН. - URL: https://digitallibrary.un.org/record/518326?ln=ru (Дата обращения: 04.04.2020)
3. Договор «О функционировании Европейского союза» (Рим, 25 марта 1957 г.). - URL: https://eulaw.ru/treaties/teuratom_edit/ (Дата обращения: 04.04.2020)
4. Договор о Европейском Союзе (Маастрихт, 7 февраля 1992 г. - URL: http://base.garant.ru/2566557/ (Дата обращения: 04.04.2020)
5. Заседание президиума Государственного совета. Сайт президента России. - 25.11.2015. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50781/audios (Дата обращения: 20.01.2020)
6. Официальный сайт ООН. - URL: https://www.un.org/
7. Официальный сайт Совета Безопасности ООН. Санкции. - URL: https://www.un.org/securitycouncil/ru/sanctions (Дата обращения: 04.04.2020)
8. Постановление от 4 августа 2015 г. No 785 Москва «О создании Правительственной комиссии по импортозамещению» - URL: http://static.government.ru/media/files/gP7IKCc3BsBTtEQuYjUxArQ28Dr3oyA3.pdf (Дата обращения: 22.01.2020)
9. Первое заседание Правительственной комиссии по импортозамещению. Правительство России. - 11.11.2015. - URL: http://government.ru/news/19246/ (Дата обращения: 21.01.2020)
10. Перечень поручений о дополнительных мерах по стимулированию экономического роста. Сайт президента России. - 25.11.2015. - URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/23900 (Дата обращения: 20.01.2020)
11. Письма Франции, Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Соединенных Штатов Америки от 20 и 23 декабря 1991 года (S/23306, S/23308, S/23309 и S/23317) [Ливия] /PRST/1999/10 8 апреля 1999. - URL: https://undocs.Org/ru/S/PV.3992 (Дата обращения: 04.04.2020)
12. План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году. Распоряжение от 27 января 2015 года №98-р. Сайт Правительства России. - URL: http://government.ru/docs/16639/ (Дата обращения: 22.01.2020)
13. Пленарное заседание Петербургского международного экономического форума. Сайт Президента России. - 19.06.2015. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/49733 (Дата обращения: 22.02.2020)
14. Послание Президента Федеральному Собранию. Сайт Президента России. - 03.12.2015. - URL: http://kremlin.ru/events/president/news/50864 (Дата обращения: 20.01.2020)
15. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/07ef549e205b081cd4f4ba12a7dd8a96 03ec9d5f/ (Дата обращения: 14.11.2019)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ