Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Восприятие родителями ребенка и их отношение к его болезни и лечению на различных этапах течения онкологического заболевания

Работа №128078

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 1
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
1.1. Развитие взглядов на проблему ребенка и семьи в ситуации онкологического заболевания 10
1.2. Особенности психологического состояния родителей в ситуации онкологического заболевания ребенка 14
1.3. Особенности восприятия родителями ребенка в ситуации онкологического заболевания 19
1.4. Особенности детско-родительского взаимодействия в ситуации онкологического заболевания ребенка 22
1.5 Отношение родителя к болезни ребенка и лечению в стационаре 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 31
2.1 Цели и задачи исследования 31
2.2 Характеристика выборки 32
2.3 Методы исследования 33
2.3.1 Метод анкетирования 34
2.3.2 Методика «Госпитальная шкала депрессии и тревоги» 35
2.3.3 Методика «Особенности детско-родительского эмоционального взаимодействия» (ОДРЭВ) 36
2.3.4 Методика «Шкала толерантности к неопределенности» 37
2.4 Процедура исследования 37
2.5 Математико-статистические методы обработки данных 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 40
3.1 Описание результатов исследования 40
3.1.1 Отношение родителей к болезни и лечению ребенка на различных этапах течения онкологического заболевания 40
3.1.2 Эмоциональное состояния родителей на различных этапах течения онкологического заболевания 52
3.1.3 Восприятие родителями больного ребенка на различных этапах течения онкологического заболевания 56
3.1.4 Взаимодействие родителя с больным ребенком 63
3.1.5 Толерантность к неопределенности родителей детей на разных этапах течения онкологического заболевания 68
3.2 Обсуждение результатов исследования 73
ВЫВОДЫ 79
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 81
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
ПРИЛОЖЕНИЯ 91

По сведениям за 2016 год [4] показатель распространенности онкологических заболеваний в возрасте 0-17 лет составлял 84,4 на сто тысяч населения. Ежегодно рак диагностируется примерно у 400 000 детей и подростков в возрасте от 0 до 19 лет [63], [68]. С увеличением возможностей и совершенствованием методов современной медицины возрастает и уровень выживаемости, ремиссии и выздоровления пациентов: в странах с высоким уровнем дохода выживаемость после 5 лет ремиссии превышает 80%, и около 30-45% в странах с уровнем дохода ниже среднего [63]. По этой причине все больше внимания уделяется психологическим аспектам ситуации онкологического заболевания. Влияние психологических факторов учитывается в процессе лечения, адаптации и реабилитации детей с заболеваниями онкологического генеза.
В современной клинической психологии среди множества различных отношений придается немалое значение взаимоотношениям между ребенком и родителями. Внутрисемейные отношения оказывают влияние на формирование самосознания, а также эмоциональной, волевой, коммуникативной и нравственной сфер ребенка. Невозможно переоценить роль родителей в процессе развития всех сторон психики ребенка. Обнаружение у ребенка онкологического заболевания и последующее лечение не только несут угрозу жизни, но и становятся причиной снижения качества жизни юного пациента и его родных на долгое время. Основные ресурсы для адаптации к изменившимся условиям жизни ребенок обычно находит именно внутри семьи. Однако ситуация угрозы жизни ребенка является психотравмирующей как для самого пациента, так и для его ближайшего окружения - семьи. Оказавшись в ситуации, когда ребенок болен несущим угрозу жизни заболеванием, родители испытывают целый спектр эмоциональных переживаний и реакций. У большей части родителей, чьи дети страдают угрожающими жизни заболеваниями, выявляются разного рода психические нарушения [6], [28], [60]. В силу чего родители часто бывают не в силах оказывать поддержку ребенку, отвечать на вопросы, связанные с болезнью и смертью. Осознанно или нет, они могут стать менее отзывчивыми и чувствительными к потребностям ребенка, скрывать от него характер заболевания и прогнозы, что лишь препятствует нормальному развитию детско-родительских отношений [56]. Эмоциональное состояние и восприятие родителями ребенка оказывают значительное влияние на характер взаимодействия в диаде родитель - ребенок.
Сегодня исследование семьи и ближайшего социального окружения онкологического больного имеет особую ценность с практической точки зрения: медицинский психолог в клинике работает не только с пациентом, в качестве которого выступает ребенок, но и со всей его семьей. Кроме того, семья и ближайшее социальное окружение, участие и поддержка с их стороны являются важными психологическими ресурсами для адаптации ребенка с онкологическим диагнозом к ситуации болезни и лечения.
Все вышеперечисленное указывает на актуальность изучения проблемы детско-родительского взаимодействия в семьях с больным ребенком. За 2 последних десятилетия проблема семьи в ситуации онкологического заболевания ребенка стала активно исследоваться как зарубежными, так и отечественными психологами. Данное исследование позволит лучше понять не только эмоциональное состояние родителей, чьи дети проходили или проходят лечение в стационаре в связи с жизнеугрожающими заболеваниями онкологического генеза, но также изучить восприятие родителями больного ребенка, характер взаимодействия с ним, связь особенностей этого восприятия с эмоциональным состоянием родителей и их отношением к болезни и лечению. На практике результаты исследования позволят шире охватить проблему психологических особенностей состояния родителей госпитализированных детей и укажут на необходимость внимания к их состоянию и оценке ситуации болезни и лечения, к способам эмоционального взаимодействия родителя и ребенка, что, повлияет на отношение родителя и, соответственно, ребенка к болезни и лечению и в дальнейшем на комплаентность поведения, результаты лечения и качество жизни пациента и его семьи.
Целью настоящего исследования являлось изучение восприятия родителями ребенка на разных этапах течения онкологического заболевания, особенностей взаимодействия с ним, а также и их отношения к ситуации болезни и лечения.
Предмет исследования: психическая сфера родителей в ситуации онкологического заболевания ребенка.
Объект исследования: восприятие родителями больного ребенка, их эмоциональное состояние и отношение к болезни и лечению.
В соответствии с целью были выдвинуты гипотезы, проверка которых предполагалось в результате проведения эмпирического исследования:
1) Выраженность тревоги и депрессивных переживаний родителя в ситуации онкологического заболевания ребенка связаны с особенностями детско-родительского взаимодействия;
2) В ситуации онкологического заболевания родитель склонен воспринимать больного ребенка как слабого, зависимого, несамостоятельного;
3) Эмоциональное состояние родителей, восприятие ими больного ребенка, их отношение к болезни ребенка и детско-родительское взаимодействие различны на разных этапах течения онкологического заболевания ребенка;
4) Родители в ситуации онкологического заболевания ребенка характеризуются низкой толерантностью к неопределенности.
Для достижения цели и проверки гипотез были поставлены следующие задачи:
1. Исследовать отношение родителей к болезни и лечению ребенка в ситуации онкологического заболевания ребенка;
2. Исследовать эмоциональное состояние родителей на различных этапах течения онкологического заболевания ребенка;
3. Изучить особенности восприятия родителем больного ребенка на различных этапах течения онкологического заболевания;
4. Исследовать характер детско-родительского взаимодействия в ситуации онкологического заболевания ребенка;
5. Изучить толерантность к неопределенности у родителей на различных этапах течения онкологического заболевания ребенка;
6. Проанализировать связь эмоционального состояния родителей, восприятия ими больного ребенка и детско-родительского взаимодействия в ситуации онкологического заболевания ребенка.
Для реализации поставленных задач и проверки гипотез были использованы метод анкетирования (для сбора социально-демографических данных, исследования уровня информированности и осведомленности, особенностей семейной ситуации, характеристик восприятия ребенка, отношения к его болезни и лечению), а также психодиагностические методики: “Госпитальная шкала депрессии и тревоги” (Zigmond A.S., Snaith R.P.) [47]; “Опросник детско-родительского эмоционального взаимодействия”(Захарова Е.И.) [22], [23]; “Шкала толерантности к неопределенности” (Дж. МакЛйен, в адаптации Осина Е.Н., Луковицкой Е.Г.) [19].
Сбор эмпирического материала производился в январе-марте 2021 года на базе детского отделения ФГБУ "НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова" Минздрава России, детского отделения клиники «НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Р. М. Горбачевой» и АНО «Центр психологической помощи детям, перенесшим онкологическое заболевание, и их родственникам "Радуга жизни"». В исследовании приняли участие 29 родителей на различных этапах течения онкологического заболевания ребенка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследование психологических особенностей родителей в ситуации онкологического заболевания ребенка имеет особую ценность с практической точки зрения. Семья и ближайшее социальное окружение, участие и поддержка с их стороны, являются важными психологическими ресурсами для адаптации ребенка к ситуации болезни и лечения. Понимание особенностей отношения родителя к болезни и лечению ребенка, восприятия его в ситуации онкологического заболевания и взаимодействия с ним представляется чрезвычайно важным в процессе лечения и реабилитации.
В данном исследовании был произведен анализ особенностей эмоционального состояния родителей, их отношения к болезни и лечению, восприятия больного ребенка и характеристик взаимодействия с ним. Были реализованы все поставленные задачи и достигнута цель исследования.
Выявлены различия вышеперечисленных особенностей у родителей на различных этапах течения онкологического заболевания ребенка. На всех этапах течения болезни обнаружен дефицит большинства показателей эмоциональной стороны взаимодействия с ребенком, неспособность в должной степени информировать ребенка о болезни и лечении, воспринимать и адекватно оценивать его состояние. Обнаружено, что родители вне зависимости от этапа течения заболевания нуждаются в профессиональной психологической помощи.


1. Аноприенко Е. В., Ковальская Т. Л., Меркотан А.И. Психологическая поддержка детей с онкогематологической патологией методом сенсорной интеграции «сенсорная комната» //Сборник тезисов VI Всероссийского съезда онкопсихологов. Москва. 2014. С. 7-9.
2. Аралова М.П., Асланян К.С., Коленова А. Особенности эмоционального взаимодействия матери в связи с ее дистрессом и ребенка с онкологическим заболеванием //Сборник тезисов V Всероссийского съезда онкопсихологов. Москва. 2013. С. 9-11.
3. Афанасьев П. Н., Шарай Т.П., Шевцов А.М. Особенности взаимоотношений между родителями и детьми при онкологическом заболевании у ребенка//Успехи современной науки. 2016. Т.6. №10. С. 161-165.
4. Бирюкова И. А. Психологические особенности детей, страдающих онкозаболеваниями // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2018. №1. С. 107-112.
5. Благовещенская М. Н. Проблемы и задачи психологической реабилитации семей с детьми, перенесшими онкологическое заболевание: специфика психологической помощи в рамках краткосрочного консультирования.// Журнал Практической психологии и психоанализа.- 2011.- №5. [Электронный ресурс] URL: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20110108 (дата обращения 12.02.2021)
6. Богуславская В.Ф., Гришина А.В., Коленова А.С. Влияние призмы трансформации смыслов матери на эмоциональные особенности взаимодействия с онкобольным ребенком // Северо-Кавказский психологический вестник. 2014. №4. С. 40-45.
7. Бочаров В. В, Карпова., Э. Б., Чулкова В. А., Ялов А. М. Экстремальные и кризисные ситуации с позиции клинической психологии//Вестник Санкт- Петербургского Университета. 2010. Сер. 12. Вып.1. С. 9-16.
8. Бочкарева З.В. К вопросу оказания специализированной психологической помощи в детской онкологии // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. №37-2. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-okazaniya-spetsializirovannoy- psihologicheskoy-pomoschi-v-detskoy-onkologii (дата обращения: 16.04.2020).
9. Бяй Е.Г. Применение интегративного подхода в рамках психологической поддержки детей и их родителей, находящихся на лечении в онкологическом стационаре (РОНЦ им. Н.Н.Блохина) // Сборник тезисов V Всероссийского съезда онкопсихологов. Москва. 2013. С.11-16.
10. Бялик М.А. Методологические подходы к организации паллиативной помощи детям, неизлечимо больным онкологическими заболеваниями, и их семьям : автореф. дисс. ... канд. биол. наук : 14.00.14.- Москва. - 2000.- 161с.
11. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь. 2001. 144 с.
12. Гладких Е.А. Психологические особенности семей, имеющих ребенка с онкологическим заболеванием//Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2018. №1. С.113-117
13. Гусева М.А., Барчина Е.Т. Множественная психическая травма в онкопедиатрической клинике: диагностика, терапия//Онкопедиатрия. 2015. Т.2. №3. С. 259-260.
14. Гусева М.А., Барчина Е.Т, Цейтлин Г.Я. Проблема сиблингов в детской онкологии // Вопросы гематологии/онкологии и иммунопатологии в педиатрии. 2013. №2. С. 38-47.
15. Гусева М.А., Цейтлин Г.Я., Барчина Е.Т. Психологические особенности детей с онкологическими заболеваниями и их здоровых сиблингов // Онкопедиатрия. 2015. №3. С. 26.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ