Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психоэмоциональное благополучие в связи с особенностями психологической сепарации от родителей в ранней взрослости

Работа №128059

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы115
Год сдачи2021
Стоимость4990 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ПРОБЛЕМЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 9
1.1. Теоретико-методологические основы изучения психоэмоционального
благополучия в психологической науке 9
1.2. Проблемы психологической сепарации от родителей 17
1.3. Психологическая характеристика периода ранней взрослости 26
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ
РОДИТЕЛЕЙ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 37
2.1. Диагностическая модель исследования 37
2.2. Методики исследования 38
2.3. Математико-статистические методы обработки данных 46
2.4. Процедура проведения исследования 46
2.5. Характеристика выборки 46
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ В СВЯЗИ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЕПАРАЦИИ ОТ РОДИТЕЛЕЙ В РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ 51
3.1. Общая характеристика психоэмоционального благополучия в период
ранней взрослости 51
3.2. Общая характеристика психологической сепарации от родителей в ранней
взрослости 57
3.3. Результаты исследования особенностей семейных отношений и чувства
взрослости с помощью открытых вопросов анкеты 63
3.3.1. Общая характеристика отношений с родителями по открытым вопросам
анкеты 63
3.3.2. Чувство взрослости и его критерии 70
3.4. Анализ межгрупповых различий 73
3.4.1. Психоэмоциональное благополучие и психологическая сепарация от
родителей в группах, считающих и не считающих себя взрослыми 73
3.4.2. Психоэмоциональное благополучие и психологическая сепарация от
родителей в группах студентов и работающих 79
3.4.3 Анализ психологической сепарации от родителей в группах респондентов из полных и неполных семей 81
3.5. Анализ взаимосвязей 82
3.5.1. Анализ взаимосвязей показателей психоэмоционального благополучия
и типового семейного состояния 82
3.5.2. Анализ взаимосвязей компонентов психологической сепарации 84
3.5.3. Анализ взаимосвязи возраста и компонентов психологической
сепарации 87
3.5.4. Взаимосвязи между показателями психоэмоционального благополучия
и компонентами психологической сепарации от родителей 88
3.6. Психологическая сепарация от родителей как предиктор
психоэмоционального благополучия 91
ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 95
ВЫВОДЫ 101
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 105
Список использованной литературы 108
Приложения 115


В современных исследованиях прослеживается тенденция к изучению позитивных аспектов человеческой жизни. Наиболее глобальными понятиями, отражающими различные аспекты позитивного функционирования личности, являются категории благополучия. Зачастую благополучие используется как синоним счастья, качества жизни, благоприятного физического и психического состояния, удовлетворенности жизнью, материальной обеспеченности, достижения желаемого результата и пр.
В современной психологической науке существует несколько путей понимания благополучия человека: субъективное, как когнитивная и эмоциональная оценка своей жизни (Н. Брэдберн, Э. Динер), и психологическое, отражающее оценку и восприятие человеком собственного функционирования с точки зрения его потенциальных возможностей (К Рифф, А.С. Ватерман, Э. Деси, Р. Райан). В данном исследовании мы будем рассматривать благополучие человека используя конструкт «психоэмоциональное благополучие», который позволяет рассматривать благополучие человека с точки зрения взаимосвязи субъективного и психологического благополучия в соотношении с базовыми эмоциональными характеристиками личности (Трошихина Е.Г., Манукян В.Р., 2017).
Наличие большого количества точек зрения в изучении и описании благополучия человека свидетельствует о том, что данная проблема является неоднозначной и сложной, что обуславливает ее актуальность.
Значимым фактором развития зрелой, благополучной личности является осуществление гармоничного перехода от позиции ребенка к позиции взрослого, данный переход осуществляется постепенным отделением себя от родительской семьи и переходом к самостоятельной жизни. Такой переход в психологии обозначается понятием «сепарация». Психологическая сепарация от родителей является одной из основных задач ранней взрослости. И хотя процесс сепарации запускается с момента рождения человека, он не всегда завершается даже в более поздних возрастных периодах. В данном исследовании мы рассматриваем взаимосвязь психоэмоционального благополучия с процессом психологической сепарации от родителей в ранней взрослости.
В настоящее время существует множество исследований, посвященных изучению психологической сепарации от родителей (В.П. Дзукаевой, В.А. Луговского, Т.В. Петренко, Л.В. Сысоевой, Т.И. Сытько и др.). Однако большая часть исследований посвящена подростковому возрасту, кроме того, связь между благополучием и сепарацией в ранней взрослости изучалась недостаточно.
Цель исследования: определить взаимосвязь психоэмоционального благополучия с особенностями психологической сепарации от родителей в период ранней взрослости.
Задачи:
1. Изучить выраженность показателей психоэмоционального благополучия и психологической сепарации от родителей в период ранней взрослости с учетом гендерной специфики.
2. Изучить психоэмоциональное благополучие и особенности психологической сепарации от родителей в контексте семейных отношений и формирования чувства взрослости.
3. Изучить различия психоэмоционального благополучия и психологической сепарации от родителей в группах студентов и работающих.
4. Изучить структурные характеристики психологической сепарации от родителей и ее взаимосвязь с хронологическим возрастом.
5. Изучить взаимосвязи между показателями психоэмоционального благополучия и компонентами психологической сепарации от родителей в ранней взрослости.
6. Изучить влияние компонентов психологической сепарации от родителей на показатели психоэмоционального благополучия.
Гипотезы исследования: 1. Психологическая сепарация - это неоднородный феномен, где компоненты психологической сепарации от отца и от матери имеют разную выраженность и по-разному влияют на психоэмоциональное благополучие в ранней взрослости.
2. Субъективным критерием степени завершенности процессов сепарации может являться чувство взрослости. Молодые люди, считающие себя взрослыми, вероятно, имеют и более высокие показатели психоэмоционального благополучия.
Объект исследования: психоэмоциональное благополучие.
Предмет исследования: взаимосвязь психоэмоционального благополучия и психологической сепарации в ранней взрослости.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В представленной работе предметом является взаимосвязь психоэмоционального благополучия и психологической сепарации в ранней взрослости.
Значимым фактором развития зрелой, благополучной личности является осуществление гармоничного перехода от позиции ребенка к позиции взрослого, данный переход осуществляется постепенным отделением себя от родительской семьи и переходом к самостоятельной жизни. Такой переход в психологии обозначается понятием «сепарация». Психологическая сепарация от родителей является одной из основных задач ранней взрослости. И хотя процесс сепарации запускается с момента рождения человека, он не всегда завершается даже в более поздних возрастных периодах.
Обращение к данной теме обусловлено отсутствием исследований, направленных на изучение психоэмоционального благополучия с точки зрения психологической сепарации от родителей в ранней взрослости.
В нашем исследовании приняли участие 73 респондента периода ранней взрослости (19 - 27 лет) из разных городов России с равным распределением мужского и женского пола.
Гипотезами нашего исследования послужили следующие предположения: 1) Психологическая сепарация - это неоднородный феномен, где компоненты психологической сепарации от отца и от матери имеют разную выраженность и по-разному влияют на психоэмоциональное благополучие в ранней взрослости. 2) Субъективным критерием степени завершенности процессов сепарации может являться чувство взрослости. Молодые люди, чувствующие себя взрослыми, вероятно, имеют и более высокие показатели психоэмоционального благополучия.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что поведенческая сепарация опережает аффективную и когнитивную, уровень психологической сепарации от отца, в среднем, выше, чем от матери в ранней взрослости. Несмотря на характер протекания сепарации, молодые люди остро нуждаются в эмоциональной поддержке со стороны матери.
Заслуживающим внимание является результат, свидетельствующий о необходимости благополучных отношений с отцом для расширения независимости от него во взглядах и убеждениях, эмоциональной автономии и самостоятельности, тогда как отношения с матерью остаются стабильными независимо от протекания процесса сепарации, также результаты подчеркивают целостность отношения к родителям как к паре у молодых людей.
Важным результатом нашего исследования является изучение компонентов сепарации как предикторов психоэмоционального благополучия. Стиль сепарации от отца положительно влияет на когнитивно-оценочный и эмоционально-аффективный блоки психоэмоционального благополучия, стиль сепарации от матери положительно влияет на личностный блок. Поведенческая сепарация от отца снижает уровень удовлетворенности жизнью и жизненные цели, а от матери - частоту переживания счастья.
По данным нашего исследования была установлена взаимосвязь показателей психологической сепарации от родителей (стиль сепарации, аффективный компонент, когнитивный компонент, поведенческий компонент, субъективное чувство взрослости) и показателей психоэмоционального благополучия. Так, молодые люди, обладающие чувством взрослости, оказались более благополучными с точки зрения оценки личностного блока психоэмоционального благополучия. Также выделенная группа имеет больший опыт пространственной сепарации от родителей .
Таковы общие характеристики взаимосвязи психоэмоционального благополучия и психологической сепарации от родителей в ранней взрослости, обнаруженных в нашем исследовании. Наше исследование ограничивалось рассмотрением таких объективных факторов как пол, возраст, состав семьи, трудовой статус. Однако можно предположить и наличие других факторов, отражающих взаимосвязь благополучия и психологической сепарации от родителей, таких как сиблинговая позиция, стили семейного воспитания и привязанности, наличие поддерживающих отношений вне семьи. Дальнейшие исследования в данной теме могут быть направлены на изучение роли этих характеристик. Полученные нами результаты указывают на то, что перспективой дальнейших исследований по данной теме может служить изучение взаимосвязи психоэмоционального благополучия и психологической сепарации от родителей на более поздних этапах взрослости. Также перспективными могут оказаться исследования, направленные на изучение гендерных особенностей психологической сепарации.



1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: [б.н.], 2001. - 288 с.
2. Батурин Н. А. Башкатов С. А., Гафарова Н. В. Теоретическая модель личностного благополучия // Вестник ЮУрГУ. 2013 г. №4 : Т. 6. С. 4¬14.
3. Бейкер К. Варга А.Я. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понтия, методы и клиническая практика. М.: Когито-Центр, 2005. - 496 с.
4. Бизюк А.П. Применение интегративного теста тревожности (ИТТ). СПб. 2005
5. Бодалев А.А. Личность и общение. М. 2006. - 272 с.
6. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардирики, 2003.
7. Бриш К. Х. Терапия нарушений привязанности: от теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012.
8. Воронина А.В. Проблема психического здоровья и благополучия человека: обзор концепций и опыт структурно-уровневого анализа // Сибирский психологический журнал. 2005 г. №21. С. 142-147.
9. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3. С. 5-328.
10. Головей Л.А. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. 2019 г. №2: Т. 27. С. 27-49.
11. Дзукаева В.П. Культурно-исторические и семейные факторы сепарации от родительской семьи в юношеском возрасте. М. 2016. 278 с.
12. Дитюк А.А. Психологическое содержание понятия «сепарация»: история изучения и близкие понятия // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. 2013 г. №7. С. 49-59.
13. Емельянова Е.В. Кризис в созависимых отношениях: Принципы и алгоритмы консультирования. СПб.: Речь, 2004.
14. Жуковская Л.В. Трошихина Е.Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф // Психологический журнал. СПб.: [б.н.], 2011 г. №2 : Т. 32. С. 82-93.
15. Кумыкова Е.В. Полоролевая идентичность внутренне независимых женщин молодого и зрелого возраста // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. Краснодар: КубГУ, 2011 г. №4. С. 13-25.
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла. М.: [б.н.], 2007. - 511 с.
17. Маленова А.Ю. Потапова Ю.В. Эмоциональное благополучие студентов и их родителей в ситуации сепарации // Клиническая и специальная психология. - 2018 г. №2 : Т. 7. С. 83-96.
18. Манукян В.Р. Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. Пермь : [б.н.], 2016. С. 77-85 .
19. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 2001.
20. Нартова-Бочавер С.К. Жизненное пространство семьи: объединение и разделение. - [б.м.] : Генезис, 2011. - 320 с.
21. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Апробация русскоязычных версий двух шкал экспресс- оценки субъективного благополучия. В сб.: Материалы III Всероссийского социологического конгресса. М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008
22. Петровская В.Г. Оптимизация психологической сепарации лиц юношеского возраста от родительских семей средствами тренинговой работы // Мир науки, културы, образования. 2017 г. - №3 : Т. 64. С. 305-307.
23. Подольский А. И. Карабанова О. А., Иодобаева О. А., Хейманс П. Психоэмоциональное благополучие современных подростков: опыт международного исследования // Вестн. Московского ун-та. Серия 14. Психология. 2011 г. №2.С. 9-20.
24. Потапова Ю.В. Сепарационный статус и стаж как факторы когнитивной оценки ситуации сепарации с родителями в студенческом возрасте. // Изв. Сарат. ун-та. нов. сер. Сер. Философия, Психология. Педагогика. - 2017 г. - 2 : Т. 17. С. 207-210.
25. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход / под ред. Л. А. Головей. - СПб. : Нестор-История, 2020. - 360 с., ил.
26. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2007. - 480 с.
27. Рикель А.М. Туниянц А.А., Батырова Н.Р. Понятие субъективного благополучия в гедонистическом и эвдемонистическом подходах // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология.. - 2017 г. - №2. С. 65-82.
28. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М. : Эксмо, 2001.
29. Садовникова Т.Ю. Дзукаева В.П. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек: кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. 2014 г. - №4 : Т.16. С. 52-63.
30. Сысоева Л.В. Петренко Т.В. Проблема сепарации от родителей в русской семье: социокультурный и психологический аспекты // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2016 г. - №62. С. 126-134.
31. Сысоева Л.В. Луговский В.А. Изучение взаимосвязи ведущего типа сепарации от родителей с типом привязанности к ним в юношеском возрасте // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. №3.
32. Сытько Т.И. Структура и типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации: дис.канд.псих.наук. - М : [б.н.], 2014. - 213 с.
33. Сытько М.В. Эмоциональная привязанность в структуре значимых отношений личности // Молодой ученый. 2011 г. 11 : Т. 2. С. 119-122.
34. Трошихина Е.Г. Манукян В.Р. Тревожность и устойчивые эмоциональные состояния в структуре психоэмоционального благополучия // Вестник СПбГУ: Психология и педагогика, 2017 г. - Вып. 3 : Т. 7. С. 210-222.
35. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. - М. : Владос, 1998.
36. Фромм Э. Психоанализ и религия. М : Аст, 2010. - 160 с.
37. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна // Журнал практической психологии и психоанализа. 2001 г. - №3.
38. Харламенкова Н.Е. Кумыкова Е.В., Рубченко А.К. Психологическая сепарация: подходы, проблемы, механизмы. - М : Институт психологии РАН, 2015. - 367 с.
39. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость. - М.: Академия. 2006. - 368 с.
40.Чернобровкина С.В. Кризис ранней взрослости: особенности его
переживания и преодоления молодыми людьми с различными социально-демографическими характеристиками // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2007. №2. С. 27-36.
41. Шамионов Р.М. Критерии субъективного благополучия личности: социокультурная детерминация // Изв. Сарат. ун -та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - Саратов : [б.н.], 2015 г. - Т. 4, вып 3. С. 213-218.
42.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. - 671 с.
43. Эриксон Э. Детство и общество. - СПб. : Ленато, 2006. 592 с.
44.Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1966. - 208 с.
45. Юнг. К. Проблемы души нашего времени. - СПб.: Питер, 2019. - 336 с.
46. Abraham K. Versuch einer Entwicklungsgeschichte der Libido. - [б.м.] : Leipzig, Wien, Zurich: Internationaler Psychoanalytischer Verlag, 1924.
47. Blatt S. J. Homann E. Parent-child interaction in the etiology of depression. // Clinical Psychology Review. - 1992. - 12. С. 47-91.
48. Blos P. The second individuation process of adolescence // Psychoanalytic Study of the Child. 1967. 22. С 162-186.
49. Bradburn N M и Caplovitz D Reports on happiness. - Chicago : Aldine, 1965. - 195 с.
50. Bradburn N. M., & Caplovitz, D. Reports of happiness. - Chicago : Aldine, 1965.
51. Bromley D.B. The psychology of human ageing. - L. : Penguin Books, 1966.
52. Carver C. S., & Scheier, M. F. On the self-regulation of behavior. - New York : Cambridge University Press, 1998.
53. Crawford T. N. Livesley W. J., Jang K. L., Shaver P. R., Cohen P., Ganiban J. Insecure attachment and personality disorder: a twin study of adults // European Journal of Personality. 2007 г. 21. С. 191-208.
54. Diener E. Subjective well-being [Статья] // Psychological Bulletin. - 1984. 95. С. 542-575.
55. Diener E. Suh E.M., Lucas R.E., Smith H.L. Subjective well-being: Three decades of progress // Psychological Bulletin. 1999. С. 276-302.
56. Ferguson S.J. Goodwin A.D. Optimism and well-being in older adults: The mediating role of social support and perceived control // International Journal of Aging and Human Development. 2010. 71 (1). С. 43-68.
57. Gross J.J. John O.P. Individual differences in two emotion regulation processes: Implications for affect, relationships, and well-being // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. 85 (2). С. 348-362.
58. Hazan C. Shaver P. R. Romantic love conceptualized as an attachment process // Journal of Personality and Social Psychology. 52. С. 511-524.
59. Kins E. Parental psychological control and dysfunctional separation-individuation: A tale of two different dynamics // Journal of Adolescence XXX. - 2012. С. 1-11.
60. Kins E., Beyers, W., Soenens, B., Vansteenkiste, M. Patterns of home leaving and subjective well-being in emerging adulthood: The role of motivational processes and parental autonomy support. // Developmental Psychology. - 2009. 45. С. 1416-1429.
61. Mahler M. S. Thoughts about development and individuation // Psychoanalytic Study of the Child. 1963. 18. С. 307-324.
62. Mahler M., Pine, F., Bergman, A. The psychological birth of the human infant. New York : NY: Basic Books, 1975.
63. Main M. Kaplan N., Cassidy J. Security in infancy, childhood and adult¬hood: A move to the level of representation // I. Bretherton, E. Waters (Eds). Growing points of attachment theory and research.Monographs of the Society for research in child development. 1985. 50. С. 66-104.
64. Oishi S., Schimmack, U., & Diener, E. Dynamic relations between emotional experiences and life satisfaction: Beyond the nomothetic approach to subjective well-being. // Manuscript submitted for publication. - [б.м.] : University of Illinois at Urbana-Champai, 1988.
65. Patterson A.V. Emerging adulthood as a unique stage in Erikson’s psychosocial development theory: incorporation v impudence. PhD dissertation. Texas : [б.н.], 2012. - 193 с.
66. Ryan R.M. Deci E.L. Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and well-being // American Psychology. - 2000. № 55. С. 68-78.
67. Ryff C.D. Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. №69. С. 719-727.
68. Ryff C.D. Psychological Well-Being Revisited: Advances in Science and Practice. // Psychotherapy and Psychosomatic. 2014. - 83 (1). С. 10-28.
69. Seidlitz L., & Diener, E. Memory for positive versus negative events: Theories for the differences between happy and unhappy persons // Journal of Personality and Social Psychology. 1993. 64. С. 654-664.
70. Taylor S. E., & Armor, D. A. Positive illusions and coping with adversity. // Journal of Personality. 1996 г. Т. 64. С. 873-898.
71. Tellegen A., Lykken, D. T., Bouchard, T. J., Wilcox, K. J., Segal, N. L., & Rich, S. Personality similarity in twins reared apart and together // Journal of Personality and Social Psychology. 1988. Т. 54. С. 1031-1039.
72. Wilson W. Correlates of avowed happines // Psychological Bulletin. 1967. 67. С. 294-306.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ