История становления тантрического буддизма в Китае
|
Введение 3
Глава I. Зарождение буддизма в Индии 16
1.1 Формирование тантрического буддизма на территории Индийского
субконтинента 21
1.2 Термин «тантрический буддизм» 25
Глава II. Тантрический буддизм в контексте синобуддийской религиозной
традиции 29
2.1 Появление буддизма в Китае 29
2.2 Трудности рецепции буддийского учения в Китае 34
Глава III. Тантрический буддизм в Китае в эпоху Тан 40
3.1 Историко-культурные предпосылки появления тантрического буддизма в
эпоху Тан 40
3.2 «Три Великих учителя Средней Тан» 44
3.3 Канонические тексты китайского тантрического буддизма эпохи Тан .. 48
3.4 Становление школы чжэньянь (конец VII-VIII вв. н. э.) 50
3.5 Упадок тантрического буддизма в Китае 51
3.6 Периодизация истории тантрического буддизма в Китае 52
Заключение 54
Список использованной литературы 54
Глава I. Зарождение буддизма в Индии 16
1.1 Формирование тантрического буддизма на территории Индийского
субконтинента 21
1.2 Термин «тантрический буддизм» 25
Глава II. Тантрический буддизм в контексте синобуддийской религиозной
традиции 29
2.1 Появление буддизма в Китае 29
2.2 Трудности рецепции буддийского учения в Китае 34
Глава III. Тантрический буддизм в Китае в эпоху Тан 40
3.1 Историко-культурные предпосылки появления тантрического буддизма в
эпоху Тан 40
3.2 «Три Великих учителя Средней Тан» 44
3.3 Канонические тексты китайского тантрического буддизма эпохи Тан .. 48
3.4 Становление школы чжэньянь (конец VII-VIII вв. н. э.) 50
3.5 Упадок тантрического буддизма в Китае 51
3.6 Периодизация истории тантрического буддизма в Китае 52
Заключение 54
Список использованной литературы 54
Изучение истории религиозных воззрений Китая, входящих в ядро традиционных идеологий народов Азии, прежде всего Дальнего Востока и Центральной Азии, всегда остается актуальной востоковедной задачей. За тысячелетия своего существования и непрерывного развития китайская культура, не утратив своей самобытности, впитывала в себя новые иноземные культурно-религиозные веяния и, творчески преобразовав их, сделала своей неотъемлемой частью. Одним из ярких примеров синтеза традиций и межкультурной коммуникации является история адаптации буддийского учения в Китае. В ходе сложных историко-культурных процессов учение Будды вошло в поле религиозного праксиса Китая, став одной из трех его базовых религиозных форм (саньцзяо). За долгие века сосуществования трех
учений - даосизма, конфуцианства и буддизма - последний стал неотъемлемой частью китайского религиозного уклада и значительно повлиял на религиозный праксис сопредельных стран, прежде всего Кореи и Японии. В ходе своего развития учение Будды претерпевало трансформации, уже в ранний период своего существования в Индии разделившись на ряд школ и направлений. В своих различных формах буддизм распространился за пределы Индии, в частности, проник в Центральную Азию и Китай. На территории Поднебесной учение Будды при взаимодействии («конкурентном сосуществовании») с факторами локальной религиозной и социальной среды положило начало возникновению самобытной традиции практики буддизма в Китае. Школы китайского буддизма, вобрав в себя черты буддизма индийского и центральноазиатского, участвовали в сложных историко-культурных процессах Азии. Примером может служить участие чаньского буддийского мастера в знаменитом диспуте с индийским наставником Камалашилой в тибетском монастыре Самье в конце VIII в., в ходе которого на века определилась форма доминирующей буддийской практики в Тибете и во многом - вектор проиндийской ориентации тибетского правящего класса. В этой связи, безусловно заслуживающей внимания исследователей представляется история становления в Китае такого значимого для культурно-исторического ландшафта азиатских стран направления буддизма, как тантрический буддизм (в контексте синологических исследований также именуемый «эзотерическим буддизмом»), который, хотя и не получил такого распространения, как в Индии и Тибете, однако оставил свой яркий след в культурной жизни средневекового Китая и сопредельных стран.
Тантрический буддизм - особое направление в буддизме, формирование и институционализация которого происходили во второй половине I тыс. н. э. в Индии, проникает караванными путями по Великому шелковому пути в Центральную Азию, Тибет и Китай. Практики тантрического толка в ранний период распространения этого направления в Азии отчетливо присутствуют на территориях, сопредельных Китаю, в западных «воротах» Китая - буддийских пещерных комплексах Дуньхуана, позднее - в религиозной практике тангутскогого государства Западное Ся. Далее тантрический буддизм активно поддерживается в XIII-XIV вв. (в форме тибетской ваджраяны) монгольскими правителями империи Юань. Здесь важно отметить, что патронирование ваджраяны и в дальнейшем рассматривалось как важный фактор внешней политики китайских правителей, осуществляемой ими в отношении к землям Тибета и Монголии. Тантрический буддизм институционализировался в Китае в VII веке н.э. в форме так называемой «Школы истинных слов» (чжэньянь,MW ). При этом специфической чертой практики буддийской тантры в Китае можно считать ее ориентированность на высшие слои китайского общества. Ввиду элитарности этой религиозной формы и «тайности» практик эта школа в Китае также получила название мицзун - «тайная школа» (мицзун). Уже к VIII в. школа чжэньянь заняла прочные позиции при дворе. Просуществовав в Китае чуть больше века, школа в итоге пришла в упадок, не пережив гонения на буддизм, начавшиеся во времена правления императора У-цзуна 840-846). Стоит отметить, что за короткий период своего существования она оказала влияние на культурную и религиозную жизнь Китая и сопредельных стран. Привнеся свой особый праксис, иконографический канон и традицию комментирования религиозных текстов, школа стала значимой вехой в религиозной истории Китая.
В настоящей работе будет представлено исследование вопросов, связанных с историей возникновения и развития тантрического буддизма в Китае в контексте эволюции буддийского учения, выявлением специфических черт практики китайского эзотерического буддизма с опорой прежде всего на доктрины и религиозный праксис школы чжэньянь (мицзун) и анализом исторического контекста, в котором происходило становление этого направления буддизма. В работе будет оцениваться влияние, которое оказала эта школа на общественную и религиозную жизнь Китая, отражена периодизация истории становления тантрического буддизма в Китае. В работе также будет в общем виде освещена проблематика адаптации в Китае буддийских тантрических доктрин и их переосмысления в терминах традиционной китайской культуры.
Актуальность темы исследования
Буддизм является одной из трех мировых религий и оказывал и, как фактор современной религиозной жизни, продолжает оказывать значительное влияние на историко-культурные и политические процессы стран Азии. В форме, прежде всего, тибетского тантрического буддизма (ваджраяны) он приобрел также значительное число последователей на Западе и в нашей стране. Кроме того, тантрический буддизм - традиционная форма религиозной практики в буддийских регионах нашей страны (Бурятии, Калмыкии, Тыве). Исследование тантрического буддизма, таким образом, в целом чрезвычайно важно, как для регионоведческих историко-культурных исследований, так и для анализа кросс-культурных связей стран Азии и европейского культурного ареала. При этом регулярное исследование истории становления китайского тантрического началось в мировой синологии сравнительно поздно, а в нашей стране до недавнего времени практически не велось. Тантрический же буддизм оставил след в социокультурном пространстве Китая, а исследование культурных и религиозных процессов китайского средневековья чрезвычайно важно для понимания общей исторической картины того времени. Всем этим определяется актуальность предпринятого исследования истории становления тантрического буддизма в Китае.
Степень разработанности темы
Китайский буддизм, являющийся частью не только религиозной, но и культурной жизни Китая, неизменно находится в фокусе отечественного и зарубежного китаеведения. К регулярным исследованиям китайского тантрического буддизма мировая синология обратилась сравнительно недавно. Так, из отечественных ученых Л.Е. Янгутов в своей монографии «Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма» представил результат своего исследования различных школ китайского буддизма, в том числе школы эзотерического буддизма чжэньянь и, оценивая ее значение в истории Китая, пришел к выводу, что эта школа, представлявшая тантрическое направление буддизма в Китае, продолжала оставаться исключительно индийским явлением, которое не получило достаточной поддержки в Китае. Также китайский эзотерический буддизм исследовался этим автором в ряде других его работ. Трудно переоценить вклад в изучение китайского тантрического буддизма также отечественного япониста А. Г. Фесюна. Им был предпринят перевод и комментирование работ китайского ученого Чжоу Иляна, занимавшегося исследованием феномена китайского эзотерического буддизма. Первый том под названием «Тантрический буддизм I» дает сведения о самых известных учителях тантры в Китае - Шубхакарасимхе (Шань Увэй, # М ), Ваджрабодхи (Цзинь Ганчжи) и Амогхаваджре (Букун Цзиньган, АУЙО). В развернутых комментариях и приложениях изложены различные аспекты эзотерического учения этого направления буддизма, представлен анализ исторических событий и персоналий. В тексте работы также приведен перевод одного из важнейших текстов махаяны - трактата «О пробуждении истинного видения» («Махаяна-шраддхотпада-шастра»). В последней части работы содержится перевод трактата одного из основоположников тантрического буддизма в Китае - Амогхаваджры. В томах «Тантрическийбуддизм II» и «Тантрический буддизм III» даны переводы основных эзотерических текстов, на которых базируется традиция китайской буддийской тантры. Также исследователь занимался дочерней китайской чжэньянь школой японского эзотерического буддизма - сингон . К исследованию эзотерического буддизма также обращался наш выдающийся синолог, буддолог В.П.Васильев. В своих работах он, в частности, задавался вопросом о причинах незначительности числа текстов ваджраянского толка на китайском языке. Помимо этого, ученый весьма подробно исследовал феномен дхарани (скр. dharani - «[строка] для удержания-запоминания», «заклинание») - особых буддийских текстовых формул (часто - извлечений из буддийских сутр), практика которых в махаяне предшествовала практике мантр в буддийской тантре, но в последующем была также инкорпорирована в тантрический религиозный праксис.
Одной из значимых работ последнего времени по теме исследования китайского тантрического (эзотерического) буддизма стала диссертация Л.Л. Ветлужской - «Школа китайского буддизма чжэньянь». В данном исследовании обсуждается круг вопросов, связанных со становлением и распространением тантрического буддизма в Китае, прежде всего - с формированием традиции школы чжэньянь, религиозно-философского праксиса этой школы, взаимодействием школы с традиционными верованиями и т.д. Отдельно необходимо упомянуть еще одно исследование этого же автора - «Распространение элементов буддизма Ваджраяны в Китае в ранний период (III-IV вв. н.э.)», посвященное особенностям начального этапа распространения тантрического буддизма в Китае. Обзорная, но ёмкая по содержанию статья Ю. Г. Смертина дает краткий обзор становления, подъема и упадка тантрического буддизма в Китае. В ней также приведены сведения, касающиеся первых учителей тантры и основных канонических текстов этого направления буддизма. Проблемой периодизации истории буддизма в Китае занимался отечественный китаевед П. Д. Ленков. Он, с опорой на «теорию институционализации традиционных религиозных идеологий», предложенную Е. А. Островской и разработанную ей на тибетском материале, в своей публикации критически рассматривает разработанную Артуром Райтом теорию четырех этапов развития буддизма в Китае. М.Е. Ермаковым был предпринят перевод одного из важнейших источников по истории раннего китайского буддизма - «Жизнеописания достойных монахов» (гао сэн чжуань, Д^^). Также значимыми для понимания процессов рецепции и эволюции буддийских доктрин в Китае являются труды Е. А. Торчинова, А. Д. Зельницкого, М. Е. Кравцовой, В. В. Малявина, М. Е. Ермакова, Н. В. Абаева, М. Ф. Альбедиль и ряда других отечественных исследователей.
Из зарубежных работ ценными для осмысления общих вопросов, связанных с феноменом тантрического буддизма, являются труды пионеров этой области Г. Гюнтера , основывавшего свои исследования, прежде всего, на материале тибетского буддизма, а также А. Говинды , посвятившего двадцать лет изучению буддизма в монастырях Тибета. К фундаментальным трудам зарубежных исследователей по изучению китайского буддизма относятся работы Э. Цюрхера , А. Райта, М. Почески. Темой собственно китайского тантрического буддизма в последней декаде XX в. подробно занимались такие зарубежные ученые, как Чарльз Орзеч, Хенрик Соренсон и Ричард Пайн. Их коллективная монография является одним из подробнейших исследований по китайскому тантрическому буддизму в Китае. В книге представлен анализ различных аспектов китайского тантрического буддизма - история становления традиции, религиозный праксис, канонические тексты традиции, иконография и многое другое.
Феномен китайского тантрического буддизма, исследуемый в контексте развития буддийских доктрин в Китае, все чаще становится предметом исследования и китайских ученых. В исследовании кембриджского профессора китайского происхождения Чжоу Иляна представлен классический подход к изучению тантрического буддизма в Китае через изучение биографий наиболее ярких его представителей. Основной задачей работы стало осуществление перевода и написание исследовательских комментариев к биографиям трех знаменитых монахов VIII века - Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи, Амогхаваджры. Источниковой базой этой работы послужило сочинение Цзань- нина (919-1001 гг.) «Жизнеописания достойных монахов (составленное во времена Империи Сун)». Автор цитирует разнообразные китайские источники, проверяет биографии по неиспользованным Цзань-нином материалам, приводит дополнительные сведения, извлеченные им из индийских и иных китайских источников, осуществляя компаративный анализ их содержания. Базируясь на деталях биографий буддийских вероучителей, исследователь делает интересные выводы о функционировании тантрических буддийских доктрин в Китае (ритуальных сторонах практики) в аспекте их принятия правителями и китайским обществом.
Авторы исследования «Чжунго фоцзя», Чэн Чжилян и Хуан Минчжэ, рассмотрели процесс становления китайских буддийских школ и проанализировали их характерные черты. Часть работы посвящена доктрине школы чжэньянь (единственной школе эзотерического буддизма в Китае). В своем исследовании авторы освещают вопросы возникновения китайской эзотерической традиции, ее развития и становления. Авторы прослеживают историю проникновения в Китай религиозных текстов, содержащих тантрические элементы, рассматривают роль индийских монахов-миссионеров, создавших школу чжэньянь. Авторы исследования подробно останавливаются на анализе деятельности китайского монаха И Сину, чья роль в становлении школы чжэньянь была весьма значительна.
Китайский буддолог Люй Чэн в своих исследованиях занимался изучением проблем Абхидхармы, логики и методологии буддийского исследования («Методология буддологических исследований»). Ученый - автор ряда общих работ по китайскому буддизму, среди которых следует особо выделить “Краткий очерк истории возникновения и развития буддизма в Китае”. В своем исследовании автор анализирует начальные этапы становления китайского буддизма и те предпосылки, которые способствовали этому процессу. Также он делает экскурс в синобуддийскую текстуальную традицию, углубляется в вопрос распространения учения Нагарджуны в Китае (философское направление мадхъямака, буддийская школа Саньлунь - “Школа трех трактатов”), а также доктрин учения Праджняпарамиты. Помимо этого, автор прослеживает историю становления чань-буддизма в Китае. Историю возникновения первых школ китайского буддизма автор рассматривает в контексте анализа предпосылок становления тантрической традиции в Китае. Исследование Лай Юнхая «Специфика китайского буддизма» систематически и всесторонне рассматривает историю синобуддийской философско- религиозной традиции и общую тенденцию развития буддизма в Китае в широком историческом контексте. Он подробно анализирует концепции “Школ сущности дхарм” - Саньлунь, Тяньтай и Хуаянь (базировавшиеся на доктрине мадхьямаки, они постулировали наличие “сущности будды” (татхагата- гарбхи) у всех живых существ). Автор подробно останавливается на доктрине пратитья-самутпады (важнейшей буддийской теории взаимозависимого возникновения), концепции “природы дхарм” (дхарматы), доктрин (хинаянского по своему происхождению) текста «Вимуттимагга» (пали - «Путь освобождения»). Но, помимо этого, он рассматривает различные буддийские направления в эпоху Тан - важнейший период развития тантрического буддизма в Китае. В своем исследовании “Мысли о возрождении эзотерического буддизма в Китае” исследователь Куань Сюй прослеживает становление традиции эзотерического буддизма в Китае в эпоху династии Тан, рассматривает ее учение, онтологию и практики. Становление этой формы буддизма он исследует в неразрывной связи с развитием всех прочих школ китайского буддизма, таких как Чань, Хуаянь, Вэйши (Фасян). Автор также анализирует причины упадка эзотерической традиции во времена правления императору У-цзуна. В своем исследовании автор также приводит интересное наблюдение, что в настоящее время некоторые формы практик китайского эзотерического буддизма возрождаются. В работе «Религия и общество во времена династии Тан» Жун Синьцзян рассматривает специфику религиозных верований и общества династии Тан. Важной для представляемого нами исследования явилась глава этой монографии, в которой автором описывается религиозный праксис буддийских школ, действовавших в этот период. Также важными для понимания места тантрического буддизма в истории развития буддизма в Китае, а также специфики китайского тантрического пантеона видятся работы китайских ученых К. Чэна и Куань Мина.
Источниковая база исследования
Для проведения исследования доктринальной основы китайского тантрического буддизма и форм тантрической практики в работе использовались канонические тексты китайского эзотерического буддизма - «Да жи цзин» («Махавайрочана - сутра») и «Цзиньган дин юйцзя чжунлюэ чу нянь сунцзин» («Сутра йоги Алмазной Вершины сокращенных возглашений») , переведенные с санскритских оригиналов на китайский язык.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования в настоящей работе выступает история тантрического буддизма в Китае. Предметом исследования - специфика рецепции тантрической формы буддизма в контексте историко-культурных процессов в Китае.
Хронологические и географические рамки исследования
В работе рассматривается процесс развития эзотерической формы буддизма на территории Китая в период с II-III вв. по X в., с упором на важнейший период - эпоху Тан (618-907), когда эзотерический буддизм в форме развитых тантрических практик достигает в Китае своего апогея.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей работы: в рамках исследования истории развития буддийского учения в Китае проанализировать культурно-исторические предпосылки появления и трансформации в нем индийского по своему происхождению учения тантрического буддизма и определить характерные черты практики буддийской тантры в Китае.
Эта цель предполагает решение круга исследовательских задач:
1) Осветить ключевые исторические этапы формирования буддийского учения с момента его возникновения в зоне индийского культурного ареала до появления в этого учения на территории Китая;
2) С опорой на доступные исторические источники раскрыть характерные черты практики тантрического буддизма в Китае, прежде всего на примере главной китайской ваджраянской школы чжэньянь;
3) Систематизировать данные по истории развития тантрической доктрины в Китае через периодизацию этого процесса.
Научная новизна исследования определяется обращением работы к малоизученной области синологии - изучению становления тантрической буддийской традиции в Китае. В работе в контексте анализа развития буддийского учения с момента его возникновения в Индии и до проникновения на территорию Китая рассматривается специфика рецепции тантрической формы буддизма в Китае и осуществляется попытка разработки периодизации истории китайского тантрического буддизма.
Методология и методы исследования
В работе применялись, прежде всего, методы исторического анализа. В рамках системно-исторического подхода применялся сравнительно-исторический метод в анализе процессов генезиса буддийского учения в Индии в сопоставлении с историко-культурными процессами в Китае. Также этот метод использовался при разработке периодизации китайского тантрического буддизма. При изучении же процессов рецепции учения тантрического буддизма в Китае и роли первых тантрических учителей в этом процессе применялся конкретно-проблемный метод исторического анализа. При анализе социальных страт, задействованных в распространении учения Ваджраяны, применялся историко-типологический метод. При анализе процессов развития учения эзотерического буддизма на территории Китая, проходивших под влиянием сложившихся традиционных локальных религиозных форм и социокультурных процессов, применялся историко-генетический метод. В исследовании источников по тантрическому буддизму эпохи Тан использовался историко-критический метод, наряду с методами контекстного анализа и терминологической экспликации.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных материалов.
учений - даосизма, конфуцианства и буддизма - последний стал неотъемлемой частью китайского религиозного уклада и значительно повлиял на религиозный праксис сопредельных стран, прежде всего Кореи и Японии. В ходе своего развития учение Будды претерпевало трансформации, уже в ранний период своего существования в Индии разделившись на ряд школ и направлений. В своих различных формах буддизм распространился за пределы Индии, в частности, проник в Центральную Азию и Китай. На территории Поднебесной учение Будды при взаимодействии («конкурентном сосуществовании») с факторами локальной религиозной и социальной среды положило начало возникновению самобытной традиции практики буддизма в Китае. Школы китайского буддизма, вобрав в себя черты буддизма индийского и центральноазиатского, участвовали в сложных историко-культурных процессах Азии. Примером может служить участие чаньского буддийского мастера в знаменитом диспуте с индийским наставником Камалашилой в тибетском монастыре Самье в конце VIII в., в ходе которого на века определилась форма доминирующей буддийской практики в Тибете и во многом - вектор проиндийской ориентации тибетского правящего класса. В этой связи, безусловно заслуживающей внимания исследователей представляется история становления в Китае такого значимого для культурно-исторического ландшафта азиатских стран направления буддизма, как тантрический буддизм (в контексте синологических исследований также именуемый «эзотерическим буддизмом»), который, хотя и не получил такого распространения, как в Индии и Тибете, однако оставил свой яркий след в культурной жизни средневекового Китая и сопредельных стран.
Тантрический буддизм - особое направление в буддизме, формирование и институционализация которого происходили во второй половине I тыс. н. э. в Индии, проникает караванными путями по Великому шелковому пути в Центральную Азию, Тибет и Китай. Практики тантрического толка в ранний период распространения этого направления в Азии отчетливо присутствуют на территориях, сопредельных Китаю, в западных «воротах» Китая - буддийских пещерных комплексах Дуньхуана, позднее - в религиозной практике тангутскогого государства Западное Ся. Далее тантрический буддизм активно поддерживается в XIII-XIV вв. (в форме тибетской ваджраяны) монгольскими правителями империи Юань. Здесь важно отметить, что патронирование ваджраяны и в дальнейшем рассматривалось как важный фактор внешней политики китайских правителей, осуществляемой ими в отношении к землям Тибета и Монголии. Тантрический буддизм институционализировался в Китае в VII веке н.э. в форме так называемой «Школы истинных слов» (чжэньянь,MW ). При этом специфической чертой практики буддийской тантры в Китае можно считать ее ориентированность на высшие слои китайского общества. Ввиду элитарности этой религиозной формы и «тайности» практик эта школа в Китае также получила название мицзун - «тайная школа» (мицзун). Уже к VIII в. школа чжэньянь заняла прочные позиции при дворе. Просуществовав в Китае чуть больше века, школа в итоге пришла в упадок, не пережив гонения на буддизм, начавшиеся во времена правления императора У-цзуна 840-846). Стоит отметить, что за короткий период своего существования она оказала влияние на культурную и религиозную жизнь Китая и сопредельных стран. Привнеся свой особый праксис, иконографический канон и традицию комментирования религиозных текстов, школа стала значимой вехой в религиозной истории Китая.
В настоящей работе будет представлено исследование вопросов, связанных с историей возникновения и развития тантрического буддизма в Китае в контексте эволюции буддийского учения, выявлением специфических черт практики китайского эзотерического буддизма с опорой прежде всего на доктрины и религиозный праксис школы чжэньянь (мицзун) и анализом исторического контекста, в котором происходило становление этого направления буддизма. В работе будет оцениваться влияние, которое оказала эта школа на общественную и религиозную жизнь Китая, отражена периодизация истории становления тантрического буддизма в Китае. В работе также будет в общем виде освещена проблематика адаптации в Китае буддийских тантрических доктрин и их переосмысления в терминах традиционной китайской культуры.
Актуальность темы исследования
Буддизм является одной из трех мировых религий и оказывал и, как фактор современной религиозной жизни, продолжает оказывать значительное влияние на историко-культурные и политические процессы стран Азии. В форме, прежде всего, тибетского тантрического буддизма (ваджраяны) он приобрел также значительное число последователей на Западе и в нашей стране. Кроме того, тантрический буддизм - традиционная форма религиозной практики в буддийских регионах нашей страны (Бурятии, Калмыкии, Тыве). Исследование тантрического буддизма, таким образом, в целом чрезвычайно важно, как для регионоведческих историко-культурных исследований, так и для анализа кросс-культурных связей стран Азии и европейского культурного ареала. При этом регулярное исследование истории становления китайского тантрического началось в мировой синологии сравнительно поздно, а в нашей стране до недавнего времени практически не велось. Тантрический же буддизм оставил след в социокультурном пространстве Китая, а исследование культурных и религиозных процессов китайского средневековья чрезвычайно важно для понимания общей исторической картины того времени. Всем этим определяется актуальность предпринятого исследования истории становления тантрического буддизма в Китае.
Степень разработанности темы
Китайский буддизм, являющийся частью не только религиозной, но и культурной жизни Китая, неизменно находится в фокусе отечественного и зарубежного китаеведения. К регулярным исследованиям китайского тантрического буддизма мировая синология обратилась сравнительно недавно. Так, из отечественных ученых Л.Е. Янгутов в своей монографии «Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма» представил результат своего исследования различных школ китайского буддизма, в том числе школы эзотерического буддизма чжэньянь и, оценивая ее значение в истории Китая, пришел к выводу, что эта школа, представлявшая тантрическое направление буддизма в Китае, продолжала оставаться исключительно индийским явлением, которое не получило достаточной поддержки в Китае. Также китайский эзотерический буддизм исследовался этим автором в ряде других его работ. Трудно переоценить вклад в изучение китайского тантрического буддизма также отечественного япониста А. Г. Фесюна. Им был предпринят перевод и комментирование работ китайского ученого Чжоу Иляна, занимавшегося исследованием феномена китайского эзотерического буддизма. Первый том под названием «Тантрический буддизм I» дает сведения о самых известных учителях тантры в Китае - Шубхакарасимхе (Шань Увэй, # М ), Ваджрабодхи (Цзинь Ганчжи) и Амогхаваджре (Букун Цзиньган, АУЙО). В развернутых комментариях и приложениях изложены различные аспекты эзотерического учения этого направления буддизма, представлен анализ исторических событий и персоналий. В тексте работы также приведен перевод одного из важнейших текстов махаяны - трактата «О пробуждении истинного видения» («Махаяна-шраддхотпада-шастра»). В последней части работы содержится перевод трактата одного из основоположников тантрического буддизма в Китае - Амогхаваджры. В томах «Тантрическийбуддизм II» и «Тантрический буддизм III» даны переводы основных эзотерических текстов, на которых базируется традиция китайской буддийской тантры. Также исследователь занимался дочерней китайской чжэньянь школой японского эзотерического буддизма - сингон . К исследованию эзотерического буддизма также обращался наш выдающийся синолог, буддолог В.П.Васильев. В своих работах он, в частности, задавался вопросом о причинах незначительности числа текстов ваджраянского толка на китайском языке. Помимо этого, ученый весьма подробно исследовал феномен дхарани (скр. dharani - «[строка] для удержания-запоминания», «заклинание») - особых буддийских текстовых формул (часто - извлечений из буддийских сутр), практика которых в махаяне предшествовала практике мантр в буддийской тантре, но в последующем была также инкорпорирована в тантрический религиозный праксис.
Одной из значимых работ последнего времени по теме исследования китайского тантрического (эзотерического) буддизма стала диссертация Л.Л. Ветлужской - «Школа китайского буддизма чжэньянь». В данном исследовании обсуждается круг вопросов, связанных со становлением и распространением тантрического буддизма в Китае, прежде всего - с формированием традиции школы чжэньянь, религиозно-философского праксиса этой школы, взаимодействием школы с традиционными верованиями и т.д. Отдельно необходимо упомянуть еще одно исследование этого же автора - «Распространение элементов буддизма Ваджраяны в Китае в ранний период (III-IV вв. н.э.)», посвященное особенностям начального этапа распространения тантрического буддизма в Китае. Обзорная, но ёмкая по содержанию статья Ю. Г. Смертина дает краткий обзор становления, подъема и упадка тантрического буддизма в Китае. В ней также приведены сведения, касающиеся первых учителей тантры и основных канонических текстов этого направления буддизма. Проблемой периодизации истории буддизма в Китае занимался отечественный китаевед П. Д. Ленков. Он, с опорой на «теорию институционализации традиционных религиозных идеологий», предложенную Е. А. Островской и разработанную ей на тибетском материале, в своей публикации критически рассматривает разработанную Артуром Райтом теорию четырех этапов развития буддизма в Китае. М.Е. Ермаковым был предпринят перевод одного из важнейших источников по истории раннего китайского буддизма - «Жизнеописания достойных монахов» (гао сэн чжуань, Д^^). Также значимыми для понимания процессов рецепции и эволюции буддийских доктрин в Китае являются труды Е. А. Торчинова, А. Д. Зельницкого, М. Е. Кравцовой, В. В. Малявина, М. Е. Ермакова, Н. В. Абаева, М. Ф. Альбедиль и ряда других отечественных исследователей.
Из зарубежных работ ценными для осмысления общих вопросов, связанных с феноменом тантрического буддизма, являются труды пионеров этой области Г. Гюнтера , основывавшего свои исследования, прежде всего, на материале тибетского буддизма, а также А. Говинды , посвятившего двадцать лет изучению буддизма в монастырях Тибета. К фундаментальным трудам зарубежных исследователей по изучению китайского буддизма относятся работы Э. Цюрхера , А. Райта, М. Почески. Темой собственно китайского тантрического буддизма в последней декаде XX в. подробно занимались такие зарубежные ученые, как Чарльз Орзеч, Хенрик Соренсон и Ричард Пайн. Их коллективная монография является одним из подробнейших исследований по китайскому тантрическому буддизму в Китае. В книге представлен анализ различных аспектов китайского тантрического буддизма - история становления традиции, религиозный праксис, канонические тексты традиции, иконография и многое другое.
Феномен китайского тантрического буддизма, исследуемый в контексте развития буддийских доктрин в Китае, все чаще становится предметом исследования и китайских ученых. В исследовании кембриджского профессора китайского происхождения Чжоу Иляна представлен классический подход к изучению тантрического буддизма в Китае через изучение биографий наиболее ярких его представителей. Основной задачей работы стало осуществление перевода и написание исследовательских комментариев к биографиям трех знаменитых монахов VIII века - Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи, Амогхаваджры. Источниковой базой этой работы послужило сочинение Цзань- нина (919-1001 гг.) «Жизнеописания достойных монахов (составленное во времена Империи Сун)». Автор цитирует разнообразные китайские источники, проверяет биографии по неиспользованным Цзань-нином материалам, приводит дополнительные сведения, извлеченные им из индийских и иных китайских источников, осуществляя компаративный анализ их содержания. Базируясь на деталях биографий буддийских вероучителей, исследователь делает интересные выводы о функционировании тантрических буддийских доктрин в Китае (ритуальных сторонах практики) в аспекте их принятия правителями и китайским обществом.
Авторы исследования «Чжунго фоцзя», Чэн Чжилян и Хуан Минчжэ, рассмотрели процесс становления китайских буддийских школ и проанализировали их характерные черты. Часть работы посвящена доктрине школы чжэньянь (единственной школе эзотерического буддизма в Китае). В своем исследовании авторы освещают вопросы возникновения китайской эзотерической традиции, ее развития и становления. Авторы прослеживают историю проникновения в Китай религиозных текстов, содержащих тантрические элементы, рассматривают роль индийских монахов-миссионеров, создавших школу чжэньянь. Авторы исследования подробно останавливаются на анализе деятельности китайского монаха И Сину, чья роль в становлении школы чжэньянь была весьма значительна.
Китайский буддолог Люй Чэн в своих исследованиях занимался изучением проблем Абхидхармы, логики и методологии буддийского исследования («Методология буддологических исследований»). Ученый - автор ряда общих работ по китайскому буддизму, среди которых следует особо выделить “Краткий очерк истории возникновения и развития буддизма в Китае”. В своем исследовании автор анализирует начальные этапы становления китайского буддизма и те предпосылки, которые способствовали этому процессу. Также он делает экскурс в синобуддийскую текстуальную традицию, углубляется в вопрос распространения учения Нагарджуны в Китае (философское направление мадхъямака, буддийская школа Саньлунь - “Школа трех трактатов”), а также доктрин учения Праджняпарамиты. Помимо этого, автор прослеживает историю становления чань-буддизма в Китае. Историю возникновения первых школ китайского буддизма автор рассматривает в контексте анализа предпосылок становления тантрической традиции в Китае. Исследование Лай Юнхая «Специфика китайского буддизма» систематически и всесторонне рассматривает историю синобуддийской философско- религиозной традиции и общую тенденцию развития буддизма в Китае в широком историческом контексте. Он подробно анализирует концепции “Школ сущности дхарм” - Саньлунь, Тяньтай и Хуаянь (базировавшиеся на доктрине мадхьямаки, они постулировали наличие “сущности будды” (татхагата- гарбхи) у всех живых существ). Автор подробно останавливается на доктрине пратитья-самутпады (важнейшей буддийской теории взаимозависимого возникновения), концепции “природы дхарм” (дхарматы), доктрин (хинаянского по своему происхождению) текста «Вимуттимагга» (пали - «Путь освобождения»). Но, помимо этого, он рассматривает различные буддийские направления в эпоху Тан - важнейший период развития тантрического буддизма в Китае. В своем исследовании “Мысли о возрождении эзотерического буддизма в Китае” исследователь Куань Сюй прослеживает становление традиции эзотерического буддизма в Китае в эпоху династии Тан, рассматривает ее учение, онтологию и практики. Становление этой формы буддизма он исследует в неразрывной связи с развитием всех прочих школ китайского буддизма, таких как Чань, Хуаянь, Вэйши (Фасян). Автор также анализирует причины упадка эзотерической традиции во времена правления императору У-цзуна. В своем исследовании автор также приводит интересное наблюдение, что в настоящее время некоторые формы практик китайского эзотерического буддизма возрождаются. В работе «Религия и общество во времена династии Тан» Жун Синьцзян рассматривает специфику религиозных верований и общества династии Тан. Важной для представляемого нами исследования явилась глава этой монографии, в которой автором описывается религиозный праксис буддийских школ, действовавших в этот период. Также важными для понимания места тантрического буддизма в истории развития буддизма в Китае, а также специфики китайского тантрического пантеона видятся работы китайских ученых К. Чэна и Куань Мина.
Источниковая база исследования
Для проведения исследования доктринальной основы китайского тантрического буддизма и форм тантрической практики в работе использовались канонические тексты китайского эзотерического буддизма - «Да жи цзин» («Махавайрочана - сутра») и «Цзиньган дин юйцзя чжунлюэ чу нянь сунцзин» («Сутра йоги Алмазной Вершины сокращенных возглашений») , переведенные с санскритских оригиналов на китайский язык.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования в настоящей работе выступает история тантрического буддизма в Китае. Предметом исследования - специфика рецепции тантрической формы буддизма в контексте историко-культурных процессов в Китае.
Хронологические и географические рамки исследования
В работе рассматривается процесс развития эзотерической формы буддизма на территории Китая в период с II-III вв. по X в., с упором на важнейший период - эпоху Тан (618-907), когда эзотерический буддизм в форме развитых тантрических практик достигает в Китае своего апогея.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей работы: в рамках исследования истории развития буддийского учения в Китае проанализировать культурно-исторические предпосылки появления и трансформации в нем индийского по своему происхождению учения тантрического буддизма и определить характерные черты практики буддийской тантры в Китае.
Эта цель предполагает решение круга исследовательских задач:
1) Осветить ключевые исторические этапы формирования буддийского учения с момента его возникновения в зоне индийского культурного ареала до появления в этого учения на территории Китая;
2) С опорой на доступные исторические источники раскрыть характерные черты практики тантрического буддизма в Китае, прежде всего на примере главной китайской ваджраянской школы чжэньянь;
3) Систематизировать данные по истории развития тантрической доктрины в Китае через периодизацию этого процесса.
Научная новизна исследования определяется обращением работы к малоизученной области синологии - изучению становления тантрической буддийской традиции в Китае. В работе в контексте анализа развития буддийского учения с момента его возникновения в Индии и до проникновения на территорию Китая рассматривается специфика рецепции тантрической формы буддизма в Китае и осуществляется попытка разработки периодизации истории китайского тантрического буддизма.
Методология и методы исследования
В работе применялись, прежде всего, методы исторического анализа. В рамках системно-исторического подхода применялся сравнительно-исторический метод в анализе процессов генезиса буддийского учения в Индии в сопоставлении с историко-культурными процессами в Китае. Также этот метод использовался при разработке периодизации китайского тантрического буддизма. При изучении же процессов рецепции учения тантрического буддизма в Китае и роли первых тантрических учителей в этом процессе применялся конкретно-проблемный метод исторического анализа. При анализе социальных страт, задействованных в распространении учения Ваджраяны, применялся историко-типологический метод. При анализе процессов развития учения эзотерического буддизма на территории Китая, проходивших под влиянием сложившихся традиционных локальных религиозных форм и социокультурных процессов, применялся историко-генетический метод. В исследовании источников по тантрическому буддизму эпохи Тан использовался историко-критический метод, наряду с методами контекстного анализа и терминологической экспликации.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных материалов.
В результате проведенного исследования истории становления тантрического буддизма в Китае автор пришел к следующим выводам:
1) Тантрический буддизм в своих ранних формах (в форме т.н. «эзотерического буддизма» - эзотерических практик махаяны) начал проникать на территорию Китая из Индии и сопредельных Китаю земель Центральной Азии в ранний период распространения буддизма, примерно со II-III вв. н.э.
2) Проникновение идей танрического буддизма связано с развитием торговли по Великому Шелковому пути и возникновению на нем в оазисах (на перекрестке торговых путей) центров буддийской учености. В этот период еще нельзя говорить о «тантрическом» буддизме в Китае как о сложившейся системе тантрических практик с самостоятельным корпусом литературы (буддийских текстах разряда «тантра»). В то время заметны лишь элементы прототантрического эзотерического буддийского дискурса, растворенные в доктринальных потоках общемахаянского движения. Сохраняя изначальный посыл буддийского учения (разрабатываемые в рамках развития общебуддийской концепции «искусных методов» (упая-каушалья), в эзотерическом буддизме практиковались приемы наиболее быстрого достижения высшей сотериологической цели буддизма (пробуждения-бодхи)), тантрический буддизм также предлагал своим адептам спектр методов обретения особых магических способностей и успеха в земных делах. Этим он был привлекателен как для широких слоев населения, так и для правящих кругов китайской элиты. Этим объясняется распространение на территории Китая в первых столетиях н.э. практик произнесения (написания) сакральных буддийских формул дахарани и мантр. и т.п.
3) Одним их важнейших этапов становления тантрического буддизма и оформления его как самостоятельной традиции в рамках махаяны нужно считать переводческую деятельность китайских буддийских монахов. Главным из переведенных с санскрита на китайский в то время источников, учащих употреблению сакральных формул, можно считать «Сутру о сокровенных дхарани» - «Вэймичицзин», переведенную монахом Чжи Цянем в III в н.э. Также распространению идей тантрического буддизма существенно способствовала деятельность монаха Фотудэна, который в IV в. под покровительством правящего дома Ши строил монастыри и осуществлял переводческую деятельность.
4) Немало успеху развития буддизма Китае и принятия его доктрин китайскими элитами способствовала буддийская концепция идеального правителя - чакравартина, которая удачно вписывалась в традиционные китайские представления об управлении (взгляды даосской традиции о власти мудрого правителя, действующего в согласии с нерушимым порядком вещей и доктриной «недеяния», конфуцианская доктрина «добродетельного мужа - цзюнь цзы). Эта концепция, безусловно, в глазах китайской элиты могла коррелировать с основным тантрическим ритуалом инициации адепта - абхишекой («помазания на царство»).
5) Апогея своего развития танрический буддизм достигает в эпоху Тан. Тантрический праксис патронируется правителями Китая, в этот период заметно активизируется переводческая деятельность, строятся монастыри, где расцветает практика буддийской тантры, развиваются китайско-индийские культурные контакты - из Индии приезжают индийские практики тантры, китайские буддисты путешествуют в Индию. Институционализируется основная школа китайского тантрического буддизма чжэньянь. Эпоха китайского тантричекого буддизма завершается в правление императора У- цзуна в IX в во время его гонений на буддийское учение.
6) На основании анализа эволюции тантрического буддизма в Китае автором разработана следующая периодизация истории китайского тантрического буддизма, а) этап проникновения тантрических учений на территорию Китая во II-III вв. н.э.; б) этап становления тантрического буддизма в III-VI вв.; в) этап расцвета в эпоху Тан и г) этап упадка и постепенного исчезновения китайской тантрической буддийской традиции в эпоху Тан в IX веке н.э. во времена гонений на буддизм императора У-цзуна.
1) Тантрический буддизм в своих ранних формах (в форме т.н. «эзотерического буддизма» - эзотерических практик махаяны) начал проникать на территорию Китая из Индии и сопредельных Китаю земель Центральной Азии в ранний период распространения буддизма, примерно со II-III вв. н.э.
2) Проникновение идей танрического буддизма связано с развитием торговли по Великому Шелковому пути и возникновению на нем в оазисах (на перекрестке торговых путей) центров буддийской учености. В этот период еще нельзя говорить о «тантрическом» буддизме в Китае как о сложившейся системе тантрических практик с самостоятельным корпусом литературы (буддийских текстах разряда «тантра»). В то время заметны лишь элементы прототантрического эзотерического буддийского дискурса, растворенные в доктринальных потоках общемахаянского движения. Сохраняя изначальный посыл буддийского учения (разрабатываемые в рамках развития общебуддийской концепции «искусных методов» (упая-каушалья), в эзотерическом буддизме практиковались приемы наиболее быстрого достижения высшей сотериологической цели буддизма (пробуждения-бодхи)), тантрический буддизм также предлагал своим адептам спектр методов обретения особых магических способностей и успеха в земных делах. Этим он был привлекателен как для широких слоев населения, так и для правящих кругов китайской элиты. Этим объясняется распространение на территории Китая в первых столетиях н.э. практик произнесения (написания) сакральных буддийских формул дахарани и мантр. и т.п.
3) Одним их важнейших этапов становления тантрического буддизма и оформления его как самостоятельной традиции в рамках махаяны нужно считать переводческую деятельность китайских буддийских монахов. Главным из переведенных с санскрита на китайский в то время источников, учащих употреблению сакральных формул, можно считать «Сутру о сокровенных дхарани» - «Вэймичицзин», переведенную монахом Чжи Цянем в III в н.э. Также распространению идей тантрического буддизма существенно способствовала деятельность монаха Фотудэна, который в IV в. под покровительством правящего дома Ши строил монастыри и осуществлял переводческую деятельность.
4) Немало успеху развития буддизма Китае и принятия его доктрин китайскими элитами способствовала буддийская концепция идеального правителя - чакравартина, которая удачно вписывалась в традиционные китайские представления об управлении (взгляды даосской традиции о власти мудрого правителя, действующего в согласии с нерушимым порядком вещей и доктриной «недеяния», конфуцианская доктрина «добродетельного мужа - цзюнь цзы). Эта концепция, безусловно, в глазах китайской элиты могла коррелировать с основным тантрическим ритуалом инициации адепта - абхишекой («помазания на царство»).
5) Апогея своего развития танрический буддизм достигает в эпоху Тан. Тантрический праксис патронируется правителями Китая, в этот период заметно активизируется переводческая деятельность, строятся монастыри, где расцветает практика буддийской тантры, развиваются китайско-индийские культурные контакты - из Индии приезжают индийские практики тантры, китайские буддисты путешествуют в Индию. Институционализируется основная школа китайского тантрического буддизма чжэньянь. Эпоха китайского тантричекого буддизма завершается в правление императора У- цзуна в IX в во время его гонений на буддийское учение.
6) На основании анализа эволюции тантрического буддизма в Китае автором разработана следующая периодизация истории китайского тантрического буддизма, а) этап проникновения тантрических учений на территорию Китая во II-III вв. н.э.; б) этап становления тантрического буддизма в III-VI вв.; в) этап расцвета в эпоху Тан и г) этап упадка и постепенного исчезновения китайской тантрической буддийской традиции в эпоху Тан в IX веке н.э. во времена гонений на буддизм императора У-цзуна.
Подобные работы
- Трактат Чжи-и «Мохэчжигуань» в Японии в XII-XIII веков: бытование и
восприятие текста
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Трактат Чжи-и «Мохэчжигуань» в Японии в XII–XIII веков: бытование и восприятие текста
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016



