Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


История становления тантрического буддизма в Китае

Работа №128026

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы61
Год сдачи2021
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Зарождение буддизма в Индии 16
1.1 Формирование тантрического буддизма на территории Индийского
субконтинента 21
1.2 Термин «тантрический буддизм» 25
Глава II. Тантрический буддизм в контексте синобуддийской религиозной
традиции 29
2.1 Появление буддизма в Китае 29
2.2 Трудности рецепции буддийского учения в Китае 34
Глава III. Тантрический буддизм в Китае в эпоху Тан 40
3.1 Историко-культурные предпосылки появления тантрического буддизма в
эпоху Тан 40
3.2 «Три Великих учителя Средней Тан» 44
3.3 Канонические тексты китайского тантрического буддизма эпохи Тан .. 48
3.4 Становление школы чжэньянь (конец VII-VIII вв. н. э.) 50
3.5 Упадок тантрического буддизма в Китае 51
3.6 Периодизация истории тантрического буддизма в Китае 52
Заключение 54
Список использованной литературы 54


Изучение истории религиозных воззрений Китая, входящих в ядро традиционных идеологий народов Азии, прежде всего Дальнего Востока и Центральной Азии, всегда остается актуальной востоковедной задачей. За тысячелетия своего существования и непрерывного развития китайская культура, не утратив своей самобытности, впитывала в себя новые иноземные культурно-религиозные веяния и, творчески преобразовав их, сделала своей неотъемлемой частью. Одним из ярких примеров синтеза традиций и межкультурной коммуникации является история адаптации буддийского учения в Китае. В ходе сложных историко-культурных процессов учение Будды вошло в поле религиозного праксиса Китая, став одной из трех его базовых религиозных форм (саньцзяо). За долгие века сосуществования трех
учений - даосизма, конфуцианства и буддизма - последний стал неотъемлемой частью китайского религиозного уклада и значительно повлиял на религиозный праксис сопредельных стран, прежде всего Кореи и Японии. В ходе своего развития учение Будды претерпевало трансформации, уже в ранний период своего существования в Индии разделившись на ряд школ и направлений. В своих различных формах буддизм распространился за пределы Индии, в частности, проник в Центральную Азию и Китай. На территории Поднебесной учение Будды при взаимодействии («конкурентном сосуществовании») с факторами локальной религиозной и социальной среды положило начало возникновению самобытной традиции практики буддизма в Китае. Школы китайского буддизма, вобрав в себя черты буддизма индийского и центральноазиатского, участвовали в сложных историко-культурных процессах Азии. Примером может служить участие чаньского буддийского мастера в знаменитом диспуте с индийским наставником Камалашилой в тибетском монастыре Самье в конце VIII в., в ходе которого на века определилась форма доминирующей буддийской практики в Тибете и во многом - вектор проиндийской ориентации тибетского правящего класса. В этой связи, безусловно заслуживающей внимания исследователей представляется история становления в Китае такого значимого для культурно-исторического ландшафта азиатских стран направления буддизма, как тантрический буддизм (в контексте синологических исследований также именуемый «эзотерическим буддизмом»), который, хотя и не получил такого распространения, как в Индии и Тибете, однако оставил свой яркий след в культурной жизни средневекового Китая и сопредельных стран.
Тантрический буддизм - особое направление в буддизме, формирование и институционализация которого происходили во второй половине I тыс. н. э. в Индии, проникает караванными путями по Великому шелковому пути в Центральную Азию, Тибет и Китай. Практики тантрического толка в ранний период распространения этого направления в Азии отчетливо присутствуют на территориях, сопредельных Китаю, в западных «воротах» Китая - буддийских пещерных комплексах Дуньхуана, позднее - в религиозной практике тангутскогого государства Западное Ся. Далее тантрический буддизм активно поддерживается в XIII-XIV вв. (в форме тибетской ваджраяны) монгольскими правителями империи Юань. Здесь важно отметить, что патронирование ваджраяны и в дальнейшем рассматривалось как важный фактор внешней политики китайских правителей, осуществляемой ими в отношении к землям Тибета и Монголии. Тантрический буддизм институционализировался в Китае в VII веке н.э. в форме так называемой «Школы истинных слов» (чжэньянь,MW ). При этом специфической чертой практики буддийской тантры в Китае можно считать ее ориентированность на высшие слои китайского общества. Ввиду элитарности этой религиозной формы и «тайности» практик эта школа в Китае также получила название мицзун - «тайная школа» (мицзун). Уже к VIII в. школа чжэньянь заняла прочные позиции при дворе. Просуществовав в Китае чуть больше века, школа в итоге пришла в упадок, не пережив гонения на буддизм, начавшиеся во времена правления императора У-цзуна 840-846). Стоит отметить, что за короткий период своего существования она оказала влияние на культурную и религиозную жизнь Китая и сопредельных стран. Привнеся свой особый праксис, иконографический канон и традицию комментирования религиозных текстов, школа стала значимой вехой в религиозной истории Китая.
В настоящей работе будет представлено исследование вопросов, связанных с историей возникновения и развития тантрического буддизма в Китае в контексте эволюции буддийского учения, выявлением специфических черт практики китайского эзотерического буддизма с опорой прежде всего на доктрины и религиозный праксис школы чжэньянь (мицзун) и анализом исторического контекста, в котором происходило становление этого направления буддизма. В работе будет оцениваться влияние, которое оказала эта школа на общественную и религиозную жизнь Китая, отражена периодизация истории становления тантрического буддизма в Китае. В работе также будет в общем виде освещена проблематика адаптации в Китае буддийских тантрических доктрин и их переосмысления в терминах традиционной китайской культуры.
Актуальность темы исследования
Буддизм является одной из трех мировых религий и оказывал и, как фактор современной религиозной жизни, продолжает оказывать значительное влияние на историко-культурные и политические процессы стран Азии. В форме, прежде всего, тибетского тантрического буддизма (ваджраяны) он приобрел также значительное число последователей на Западе и в нашей стране. Кроме того, тантрический буддизм - традиционная форма религиозной практики в буддийских регионах нашей страны (Бурятии, Калмыкии, Тыве). Исследование тантрического буддизма, таким образом, в целом чрезвычайно важно, как для регионоведческих историко-культурных исследований, так и для анализа кросс-культурных связей стран Азии и европейского культурного ареала. При этом регулярное исследование истории становления китайского тантрического началось в мировой синологии сравнительно поздно, а в нашей стране до недавнего времени практически не велось. Тантрический же буддизм оставил след в социокультурном пространстве Китая, а исследование культурных и религиозных процессов китайского средневековья чрезвычайно важно для понимания общей исторической картины того времени. Всем этим определяется актуальность предпринятого исследования истории становления тантрического буддизма в Китае.
Степень разработанности темы
Китайский буддизм, являющийся частью не только религиозной, но и культурной жизни Китая, неизменно находится в фокусе отечественного и зарубежного китаеведения. К регулярным исследованиям китайского тантрического буддизма мировая синология обратилась сравнительно недавно. Так, из отечественных ученых Л.Е. Янгутов в своей монографии «Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма» представил результат своего исследования различных школ китайского буддизма, в том числе школы эзотерического буддизма чжэньянь и, оценивая ее значение в истории Китая, пришел к выводу, что эта школа, представлявшая тантрическое направление буддизма в Китае, продолжала оставаться исключительно индийским явлением, которое не получило достаточной поддержки в Китае. Также китайский эзотерический буддизм исследовался этим автором в ряде других его работ. Трудно переоценить вклад в изучение китайского тантрического буддизма также отечественного япониста А. Г. Фесюна. Им был предпринят перевод и комментирование работ китайского ученого Чжоу Иляна, занимавшегося исследованием феномена китайского эзотерического буддизма. Первый том под названием «Тантрический буддизм I» дает сведения о самых известных учителях тантры в Китае - Шубхакарасимхе (Шань Увэй, # М ), Ваджрабодхи (Цзинь Ганчжи) и Амогхаваджре (Букун Цзиньган, АУЙО). В развернутых комментариях и приложениях изложены различные аспекты эзотерического учения этого направления буддизма, представлен анализ исторических событий и персоналий. В тексте работы также приведен перевод одного из важнейших текстов махаяны - трактата «О пробуждении истинного видения» («Махаяна-шраддхотпада-шастра»). В последней части работы содержится перевод трактата одного из основоположников тантрического буддизма в Китае - Амогхаваджры. В томах «Тантрическийбуддизм II» и «Тантрический буддизм III» даны переводы основных эзотерических текстов, на которых базируется традиция китайской буддийской тантры. Также исследователь занимался дочерней китайской чжэньянь школой японского эзотерического буддизма - сингон . К исследованию эзотерического буддизма также обращался наш выдающийся синолог, буддолог В.П.Васильев. В своих работах он, в частности, задавался вопросом о причинах незначительности числа текстов ваджраянского толка на китайском языке. Помимо этого, ученый весьма подробно исследовал феномен дхарани (скр. dharani - «[строка] для удержания-запоминания», «заклинание») - особых буддийских текстовых формул (часто - извлечений из буддийских сутр), практика которых в махаяне предшествовала практике мантр в буддийской тантре, но в последующем была также инкорпорирована в тантрический религиозный праксис.
Одной из значимых работ последнего времени по теме исследования китайского тантрического (эзотерического) буддизма стала диссертация Л.Л. Ветлужской - «Школа китайского буддизма чжэньянь». В данном исследовании обсуждается круг вопросов, связанных со становлением и распространением тантрического буддизма в Китае, прежде всего - с формированием традиции школы чжэньянь, религиозно-философского праксиса этой школы, взаимодействием школы с традиционными верованиями и т.д. Отдельно необходимо упомянуть еще одно исследование этого же автора - «Распространение элементов буддизма Ваджраяны в Китае в ранний период (III-IV вв. н.э.)», посвященное особенностям начального этапа распространения тантрического буддизма в Китае. Обзорная, но ёмкая по содержанию статья Ю. Г. Смертина дает краткий обзор становления, подъема и упадка тантрического буддизма в Китае. В ней также приведены сведения, касающиеся первых учителей тантры и основных канонических текстов этого направления буддизма. Проблемой периодизации истории буддизма в Китае занимался отечественный китаевед П. Д. Ленков. Он, с опорой на «теорию институционализации традиционных религиозных идеологий», предложенную Е. А. Островской и разработанную ей на тибетском материале, в своей публикации критически рассматривает разработанную Артуром Райтом теорию четырех этапов развития буддизма в Китае. М.Е. Ермаковым был предпринят перевод одного из важнейших источников по истории раннего китайского буддизма - «Жизнеописания достойных монахов» (гао сэн чжуань, Д^^). Также значимыми для понимания процессов рецепции и эволюции буддийских доктрин в Китае являются труды Е. А. Торчинова, А. Д. Зельницкого, М. Е. Кравцовой, В. В. Малявина, М. Е. Ермакова, Н. В. Абаева, М. Ф. Альбедиль и ряда других отечественных исследователей.
Из зарубежных работ ценными для осмысления общих вопросов, связанных с феноменом тантрического буддизма, являются труды пионеров этой области Г. Гюнтера , основывавшего свои исследования, прежде всего, на материале тибетского буддизма, а также А. Говинды , посвятившего двадцать лет изучению буддизма в монастырях Тибета. К фундаментальным трудам зарубежных исследователей по изучению китайского буддизма относятся работы Э. Цюрхера , А. Райта, М. Почески. Темой собственно китайского тантрического буддизма в последней декаде XX в. подробно занимались такие зарубежные ученые, как Чарльз Орзеч, Хенрик Соренсон и Ричард Пайн. Их коллективная монография является одним из подробнейших исследований по китайскому тантрическому буддизму в Китае. В книге представлен анализ различных аспектов китайского тантрического буддизма - история становления традиции, религиозный праксис, канонические тексты традиции, иконография и многое другое.
Феномен китайского тантрического буддизма, исследуемый в контексте развития буддийских доктрин в Китае, все чаще становится предметом исследования и китайских ученых. В исследовании кембриджского профессора китайского происхождения Чжоу Иляна представлен классический подход к изучению тантрического буддизма в Китае через изучение биографий наиболее ярких его представителей. Основной задачей работы стало осуществление перевода и написание исследовательских комментариев к биографиям трех знаменитых монахов VIII века - Шубхакарасимхи, Ваджрабодхи, Амогхаваджры. Источниковой базой этой работы послужило сочинение Цзань- нина (919-1001 гг.) «Жизнеописания достойных монахов (составленное во времена Империи Сун)». Автор цитирует разнообразные китайские источники, проверяет биографии по неиспользованным Цзань-нином материалам, приводит дополнительные сведения, извлеченные им из индийских и иных китайских источников, осуществляя компаративный анализ их содержания. Базируясь на деталях биографий буддийских вероучителей, исследователь делает интересные выводы о функционировании тантрических буддийских доктрин в Китае (ритуальных сторонах практики) в аспекте их принятия правителями и китайским обществом.
Авторы исследования «Чжунго фоцзя», Чэн Чжилян и Хуан Минчжэ, рассмотрели процесс становления китайских буддийских школ и проанализировали их характерные черты. Часть работы посвящена доктрине школы чжэньянь (единственной школе эзотерического буддизма в Китае). В своем исследовании авторы освещают вопросы возникновения китайской эзотерической традиции, ее развития и становления. Авторы прослеживают историю проникновения в Китай религиозных текстов, содержащих тантрические элементы, рассматривают роль индийских монахов-миссионеров, создавших школу чжэньянь. Авторы исследования подробно останавливаются на анализе деятельности китайского монаха И Сину, чья роль в становлении школы чжэньянь была весьма значительна.
Китайский буддолог Люй Чэн в своих исследованиях занимался изучением проблем Абхидхармы, логики и методологии буддийского исследования («Методология буддологических исследований»). Ученый - автор ряда общих работ по китайскому буддизму, среди которых следует особо выделить “Краткий очерк истории возникновения и развития буддизма в Китае”. В своем исследовании автор анализирует начальные этапы становления китайского буддизма и те предпосылки, которые способствовали этому процессу. Также он делает экскурс в синобуддийскую текстуальную традицию, углубляется в вопрос распространения учения Нагарджуны в Китае (философское направление мадхъямака, буддийская школа Саньлунь - “Школа трех трактатов”), а также доктрин учения Праджняпарамиты. Помимо этого, автор прослеживает историю становления чань-буддизма в Китае. Историю возникновения первых школ китайского буддизма автор рассматривает в контексте анализа предпосылок становления тантрической традиции в Китае. Исследование Лай Юнхая «Специфика китайского буддизма» систематически и всесторонне рассматривает историю синобуддийской философско- религиозной традиции и общую тенденцию развития буддизма в Китае в широком историческом контексте. Он подробно анализирует концепции “Школ сущности дхарм” - Саньлунь, Тяньтай и Хуаянь (базировавшиеся на доктрине мадхьямаки, они постулировали наличие “сущности будды” (татхагата- гарбхи) у всех живых существ). Автор подробно останавливается на доктрине пратитья-самутпады (важнейшей буддийской теории взаимозависимого возникновения), концепции “природы дхарм” (дхарматы), доктрин (хинаянского по своему происхождению) текста «Вимуттимагга» (пали - «Путь освобождения»). Но, помимо этого, он рассматривает различные буддийские направления в эпоху Тан - важнейший период развития тантрического буддизма в Китае. В своем исследовании “Мысли о возрождении эзотерического буддизма в Китае” исследователь Куань Сюй прослеживает становление традиции эзотерического буддизма в Китае в эпоху династии Тан, рассматривает ее учение, онтологию и практики. Становление этой формы буддизма он исследует в неразрывной связи с развитием всех прочих школ китайского буддизма, таких как Чань, Хуаянь, Вэйши (Фасян). Автор также анализирует причины упадка эзотерической традиции во времена правления императору У-цзуна. В своем исследовании автор также приводит интересное наблюдение, что в настоящее время некоторые формы практик китайского эзотерического буддизма возрождаются. В работе «Религия и общество во времена династии Тан» Жун Синьцзян рассматривает специфику религиозных верований и общества династии Тан. Важной для представляемого нами исследования явилась глава этой монографии, в которой автором описывается религиозный праксис буддийских школ, действовавших в этот период. Также важными для понимания места тантрического буддизма в истории развития буддизма в Китае, а также специфики китайского тантрического пантеона видятся работы китайских ученых К. Чэна и Куань Мина.
Источниковая база исследования
Для проведения исследования доктринальной основы китайского тантрического буддизма и форм тантрической практики в работе использовались канонические тексты китайского эзотерического буддизма - «Да жи цзин» («Махавайрочана - сутра») и «Цзиньган дин юйцзя чжунлюэ чу нянь сунцзин» («Сутра йоги Алмазной Вершины сокращенных возглашений») , переведенные с санскритских оригиналов на китайский язык.
Объект и предмет исследования
Объектом исследования в настоящей работе выступает история тантрического буддизма в Китае. Предметом исследования - специфика рецепции тантрической формы буддизма в контексте историко-культурных процессов в Китае.
Хронологические и географические рамки исследования
В работе рассматривается процесс развития эзотерической формы буддизма на территории Китая в период с II-III вв. по X в., с упором на важнейший период - эпоху Тан (618-907), когда эзотерический буддизм в форме развитых тантрических практик достигает в Китае своего апогея.
Цель и задачи исследования
Цель настоящей работы: в рамках исследования истории развития буддийского учения в Китае проанализировать культурно-исторические предпосылки появления и трансформации в нем индийского по своему происхождению учения тантрического буддизма и определить характерные черты практики буддийской тантры в Китае.
Эта цель предполагает решение круга исследовательских задач:
1) Осветить ключевые исторические этапы формирования буддийского учения с момента его возникновения в зоне индийского культурного ареала до появления в этого учения на территории Китая;
2) С опорой на доступные исторические источники раскрыть характерные черты практики тантрического буддизма в Китае, прежде всего на примере главной китайской ваджраянской школы чжэньянь;
3) Систематизировать данные по истории развития тантрической доктрины в Китае через периодизацию этого процесса.
Научная новизна исследования определяется обращением работы к малоизученной области синологии - изучению становления тантрической буддийской традиции в Китае. В работе в контексте анализа развития буддийского учения с момента его возникновения в Индии и до проникновения на территорию Китая рассматривается специфика рецепции тантрической формы буддизма в Китае и осуществляется попытка разработки периодизации истории китайского тантрического буддизма.
Методология и методы исследования
В работе применялись, прежде всего, методы исторического анализа. В рамках системно-исторического подхода применялся сравнительно-исторический метод в анализе процессов генезиса буддийского учения в Индии в сопоставлении с историко-культурными процессами в Китае. Также этот метод использовался при разработке периодизации китайского тантрического буддизма. При изучении же процессов рецепции учения тантрического буддизма в Китае и роли первых тантрических учителей в этом процессе применялся конкретно-проблемный метод исторического анализа. При анализе социальных страт, задействованных в распространении учения Ваджраяны, применялся историко-типологический метод. При анализе процессов развития учения эзотерического буддизма на территории Китая, проходивших под влиянием сложившихся традиционных локальных религиозных форм и социокультурных процессов, применялся историко-генетический метод. В исследовании источников по тантрическому буддизму эпохи Тан использовался историко-критический метод, наряду с методами контекстного анализа и терминологической экспликации.
Структура работы
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных материалов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования истории становления тантрического буддизма в Китае автор пришел к следующим выводам:
1) Тантрический буддизм в своих ранних формах (в форме т.н. «эзотерического буддизма» - эзотерических практик махаяны) начал проникать на территорию Китая из Индии и сопредельных Китаю земель Центральной Азии в ранний период распространения буддизма, примерно со II-III вв. н.э.
2) Проникновение идей танрического буддизма связано с развитием торговли по Великому Шелковому пути и возникновению на нем в оазисах (на перекрестке торговых путей) центров буддийской учености. В этот период еще нельзя говорить о «тантрическом» буддизме в Китае как о сложившейся системе тантрических практик с самостоятельным корпусом литературы (буддийских текстах разряда «тантра»). В то время заметны лишь элементы прототантрического эзотерического буддийского дискурса, растворенные в доктринальных потоках общемахаянского движения. Сохраняя изначальный посыл буддийского учения (разрабатываемые в рамках развития общебуддийской концепции «искусных методов» (упая-каушалья), в эзотерическом буддизме практиковались приемы наиболее быстрого достижения высшей сотериологической цели буддизма (пробуждения-бодхи)), тантрический буддизм также предлагал своим адептам спектр методов обретения особых магических способностей и успеха в земных делах. Этим он был привлекателен как для широких слоев населения, так и для правящих кругов китайской элиты. Этим объясняется распространение на территории Китая в первых столетиях н.э. практик произнесения (написания) сакральных буддийских формул дахарани и мантр. и т.п.
3) Одним их важнейших этапов становления тантрического буддизма и оформления его как самостоятельной традиции в рамках махаяны нужно считать переводческую деятельность китайских буддийских монахов. Главным из переведенных с санскрита на китайский в то время источников, учащих употреблению сакральных формул, можно считать «Сутру о сокровенных дхарани» - «Вэймичицзин», переведенную монахом Чжи Цянем в III в н.э. Также распространению идей тантрического буддизма существенно способствовала деятельность монаха Фотудэна, который в IV в. под покровительством правящего дома Ши строил монастыри и осуществлял переводческую деятельность.
4) Немало успеху развития буддизма Китае и принятия его доктрин китайскими элитами способствовала буддийская концепция идеального правителя - чакравартина, которая удачно вписывалась в традиционные китайские представления об управлении (взгляды даосской традиции о власти мудрого правителя, действующего в согласии с нерушимым порядком вещей и доктриной «недеяния», конфуцианская доктрина «добродетельного мужа - цзюнь цзы). Эта концепция, безусловно, в глазах китайской элиты могла коррелировать с основным тантрическим ритуалом инициации адепта - абхишекой («помазания на царство»).
5) Апогея своего развития танрический буддизм достигает в эпоху Тан. Тантрический праксис патронируется правителями Китая, в этот период заметно активизируется переводческая деятельность, строятся монастыри, где расцветает практика буддийской тантры, развиваются китайско-индийские культурные контакты - из Индии приезжают индийские практики тантры, китайские буддисты путешествуют в Индию. Институционализируется основная школа китайского тантрического буддизма чжэньянь. Эпоха китайского тантричекого буддизма завершается в правление императора У- цзуна в IX в во время его гонений на буддийское учение.
6) На основании анализа эволюции тантрического буддизма в Китае автором разработана следующая периодизация истории китайского тантрического буддизма, а) этап проникновения тантрических учений на территорию Китая во II-III вв. н.э.; б) этап становления тантрического буддизма в III-VI вв.; в) этап расцвета в эпоху Тан и г) этап упадка и постепенного исчезновения китайской тантрической буддийской традиции в эпоху Тан в IX веке н.э. во времена гонений на буддизм императора У-цзуна.



1. Дажи цзин: [Махавайрочана-сутра] 15.03.2017 URL:
http://buddhism.lib.ntu.edu(Дата обращения: 10.04.2021)
2. Цзиньган дин юйцзя чжунлюэ чу нянь сунцзин: [Сутра йоги Алмазной Вершины сокращенных возглашений] 20.03.2018. URL:http://www.suttaworld.org/Collection of Buddhist/Taisho Tripitaka/pdf /t18/T18n0869.pdf(Дата обращения: 10.04.2021)
3. Сун гаосэн чжуань: [Сунские жизнеописания достойных монахов] 20.03.2018. URL: http://read.goodweb.net.cn(Дата обращения: 05.11.2020).
4. Шиба ни ли цзин: [Сутра о восемнадцати адах нарака] URL: http://big5.xuefo.net/nr/article10/102716.html(Дата обращения: 05.11.2020)
5. Дицзан пуса бэнь юань цзин: [Сутра основных обетов
бодхисаттвы Кшитигарбхи] 12.11.2010 URL:
http://book.bfnn.org/books/0016.htm(Дата обращения: 05.12.2020)
Научная литература на русском языке:
6. Абаев H. B. Чань-буддизм и культура психической
деятельности в средневековом Китае. Новосибирск: Наука, 1983. - 272 с.
7. Альбедиль М. Ф. Буддизм: Религия без бога. СПб.: Вектор, 2013. 256 с.
8. Баранов И. Г. Верования и обычаи китайцев. М.: ИД «Муравей-Гайд», 1999. - 304 с.
9. Бушуев Е. С. Санскритские письменные источники по истории тантрического буддизма VII—XI вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.09. СПб., 2018. (На правах рукописи). - 348 с.
10. Васильев В. П. Буддизм, его догматы, история и литература. СПб., 1869. - 692 с.
11. Ветлужская Л. Л. Школа китайского буддизма чжэньянь: дис. ... канд. ист. наук. Улан-Удэ, 2000. - 163 с.
12. Ветлужская Л. Л. Распространение элементов буддизма Ваджраяны в Китае в ранний период (III-IV вв. н. э.). В сб.: Дронова В. М. (сост.) Буддизм Ваджраяны в России: Исторический дискурс и сопредельные культуры. М.: Алмазный путь, 2013. С. 33-38.
13. Гарри И. Р. Дзогчен и чань в буддийской традиции Тибета. Улан-Удэ: Из-во Бурятского научного центра СО РАН, 2003. - 207 с.
14. Говинда Лама Анагарика. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма (согласно эзотерическому учению великой мантры ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ). СПб.: Андреев и сыновья, 1993.
15. Ермаков М. Е. Мир китайского буддизма. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. - 240 с.
16. Зельницкий А. Д. Употребление буддийской терминологии в даосском контексте (на примере «Син-мин гуй чжи»). Конференция «Путь Востока». СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С. 61-65.
17. Иванов В. П. Рукопись «Бхаванакрамы» из индийского собрания ИВР РАН как объект научного исследования // Mitrasampradanam: сборник научных статей к 75-летию Я. В. Василькова. СПб.: МАЭ РАН, 2018. С. 419-431.
18. Колотов В. Н. «Технологии использования религиозного фактора в управляемых локальных конфликтах: южный Вьетнам в период колонизации и индокитайских войн (вторая четверть XVII — третья четверть XX вв.). СПбГУ. Восточный факультет. Институт Хо Ши Мина. СПб., 2013. - 684 с.
19. Кравцова М. Е. Буддизм в мировоззрении аристократии раннесредневекового Китая. В сб.: Рудой В. И., Островская Е. П. (ред.- сост.) Буддийский взгляд на мир. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. С. 371— 372.
20. Кравцова М. Е. Буддизм как социальный и культурный феномен китайского общества / Ермаков М. Е., Кравцова М. Е., Солонин К. Ю., Торчинов Е. А. Религии Китая. Хрестоматия / Ред.-сост. Е. А. Торчинов. СПб.: Евразия, 2001. — 512 с.
21. Ленков П. Д. Периодизация истории буддизма в Китае // Китайская цивилизация: традиции и современность. Киев, 2007. С. 59-63.
22. Малявин В. В. О месте буддизма в китайской культуре // Общество и государство в Китае. М.: Наука, 1980. - 343 с.
23. Нестеркин С.П. Диспут в Самье. // Философия буддизма. Энциклопедия. Издательская фирма «Восточная литература». Москва, 2011. C. 297-298.
24. Островская Е. А. Воины радуги. Институционализация буддийской модели общества в Тибете. Издательство С.-Петербургского университета. СПб., 2008. - 396 с.
25. Островская-мл. Е. А. Тибетский буддизм. СПб.:
«Петербургское Востоковедение», 2002. - 400 с.
26. Островская-мл. Е. А. Религиозная модель общества:
Социологические аспекты институционализации традиционных религиозных идеологий. СПб.: Издательство СПбГУ, 2005. - 377 с.
27. Розенберг О. О. Проблемы буддийской философии.
Петроград, 1918. - 296 с.
28. Смертин Ю. Г. Тантрический буддизм в танском Китае: история расцвета и упадка // Религиоведение. 2016. №3. С. 54-62.
29. Торчинов Е. А. Буддизм в Китае // Философия буддизма. Энциклопедия. М.: «Восточная литература», 2011. С. 872-889.
30. Торчинов Е. А. Краткая история буддизма. Происхождение и развитие, философия и литература. СПб.: Амфора, 2008. - 429 с.
31. Фесюн А. Г. Тантрический буддизм. Том 1. М.: Серебряные нити, 2004. - 203 с.
32. Фесюн А. Г. Тантрический буддизм. Том 2. Махавайрочана сутра, комментарии, статьи.М.: Медков, 2020. - 384 с.
33. Фесюн А.Г. Тантрический буддизм. Том 3. М.: Серебряные нити, 2004. - 400 с.
34. Фесюн А. Г. Психологические аспекты учения Кукая. В сб.: Абаев Н. В. (ред.) Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука, 1991. С. 120-130.
35. Хуэй-цзяо. Жизнеописания достойных монахов (Гао сэн чжуань): В 3-х т. // Перевод с кит., исследование комментарий и указатели М. Е. Ермакова. М.: Наука, 1991. - 251 с.
36. Шомахмадов С. Х. Учение о царской власти: теории имперского правления в буддизме. СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. - 272 с.
37. Янгутов JI. E. Единство, тождество, гармония в философии китайского буддизма. Новосибирск: Наука, 1995.- 224 с.
38. Янгутов Л. Е. Традиции Праджняпарамиты в Китае.Улан- Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2007. - 272 с.
39. Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: Тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998. - 160 с.
Научная литература на английском языке:
40. Andresen, Jensine. Kalacakra: Textual and Ritual Perspectives. Ph.D. dissertation. Cambridge: Harvard University, 1997 (на правах рукописи). - 268 p.
41. Ch'en K. Buddhism in China: A Historical Survey. Princeton, 1964. - 232 p.
42. Demieville P. Le concile de Lhasa. Presses universitaires de France. Paris, 1952. - 399 p.
43. Esoteric Buddhism and the tantras in East Asia / edited by Charles D. Orzech (general editor), Henrik H. Sorensen (associate editor), Richard K. Payne (associate editor). Handbook of oriental studies. Section four, China, vol. 24). - 1200 p.
44. Guenter H. V. Buddliist Philosophy in Theory and Practice. Berkeley, 1972. - 240 p.
45. History of Buddhism (Chos-hbyung) by Bu-ston. The Jewelry of Scripture. Translated from Tibetan by Dr. Obermiller. II. Part. Heidelberg, 1932. - 432 p.
46. Kuan Ming. Popular Deities of Chinese Buddhism. Kuan Yin Contemplative Order, 1985. - 160 p.
47. Onians I. Tantric Buddhist Apologetics or Antinomianism as a Norm. Ph.D. thesis. Wolfson College, Oxford, 2001 (на правах рукописи). - 386 p.
48. Poceski M. Introducing Chinese Religions, London, New York, 2009. - 304 p.
49. Robert Jr. Buswell. The Encyclopedia of Buddhism. New York: Macmillan Reference USA, 2003. - 1000 p.
50. Sanderson A. Vajrayana: Origin and Function. In Buddhism into the Year 2000. International Conference Proceedings, Bangkok and Los Angeles: Dhammakaya Foundation (1995). P. 89-102
51. Skilton А. A Conscise History of Buddhism. Windhorse Publication. Birmingham, 1994. - 247 p.
52. Tucci G. Minor Buddhist Texts. Part II. First Bhavanakrama of Kamalasila. Sanskrit and Tibetan Texts with Introduction and English Summary. Instituto italiano per il medio ed esteremo oriente. Rome 1958. - 290 p.
53. Wayman A. Yoga of the Guhyasamajatantra. The Arcane Lore of Forty Verses: A Buddhist Tantra Commentray. New York: Samuel Weiser, 1980. - 388 p.
54. Wright А. F. Fo-t'u-teng: A Biography // Harvard Journal of Asiatic Studies. Vol. 11, № 3,4. Harvard-Yenching Institute, 1948. - 154 p.
55. Wright, A. F. Buddhism in Chinese History. Stanford Studies in the Civilizations of Eastern Asia, 1959. - 144 p.
56. Zurher E. The Buddhist Conquest of China. Vol. 1. Leiden, 1955. - 378 p.
Научная литература на китайском языке:
57. Жун Синьцзян. [ М ]. Тандай цзунцзяо синьян юй шэхуэй. [Ж^ФФ^ВФРФ^Ж Религия и общество во времена династии Тан]. Шанхай: Издательство Шанхайский словарь, 2003. - 472 с.
58. Куань Сюй. [ Ж ]. Гуаньюй ханьчуань фоцзяо мицзун фусин дэ сыкао. [^ТЖ^Ш^^ФМФ^®^. Мысли о возрождении эзотерического буддизма в Китае] // Фа инь pi^.The Voice of Dharma]. 2017. №4. С. 36-41.
59. Люй Чэн. [8Ж]. Чжунго фосюэ юаньлю люэ цзян. [ФИН# Краткий очерк истории возникновения и развития буддизма
в Китае]. Пекин: Книжная компания Чжунхуа, 2004. - 396 с.
60. Лай Юнхай. [ ]. Чжунго фосин лунь. [ .
Специфика китайского буддизма]. Шанхай: Издательство Jiangsu People's Publishing House, 1988. - 316 с.
61. Чжоу Илян [ — М ]. Тандай мицзун [ . Школа
Тантры эпохи Тан]. Шанхай: Шанхайский Дальневосточный издательский дом, 1996.
62. Чэн Чжилян, Хуан Минчжэ [^^М, МВД^]. Чжунго фоцзя [
Ф § . Школы китайского буддизма]. Пекин: Издательство
религиозной культуры, 1996. - 405 с.
63. Шэнь Вэйжун. []. Лунь сися фоцзяо чжи ханьцзан
юйсянь ми юаньжун. [. К вопросу об
интеграции китайского, тибетского не-эзотерического и эзотерического буддизма в период Тангутского царства (Си Ся)] // Чжунхуа вэньшилуньцун [ 111 С 'С И: Д . Журнал китайской литературы и истории]. 2020. №1. С.34-50


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ