Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Древнерусская житийная традиция в современной литературе для детей

Работа №128018

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы70
Год сдачи2021
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Религиозно-просветительская литература в кругу детского чтения 9
1.1 XI - XVI века 9
1.2 XVII - XVIII века 11
1.3 XIX век 15
1.4 Советская эпоха 20
1.5 Современная детская литература 22
Глава 2. Древнерусские жития святых и современные жития для детей 28
2.1 Жанр и стиль 28
2.2 Автор и смысл 31
2.3 Типология 35
Глава 3. Сопоставительно-сравнительный анализ «Повести о Петре и Февронии
Муромских» Ермолая-Еразма и повести «Муромское чудо» Г. Н. Юдина 38
3.1 Композиция 38
3.2 Мотивы и топосы 39
3.3 Художественный язык 44
3.4 Хронотоп 47
3.5 Действие 50
3.6 Персонажи 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 66

Данное исследование посвящено древнерусской житийной традиции в современной литературе для детей. После распада СССР резко возрос спрос на детскую религиозно-просветительскую литературу, данный спрос спровоцировал появление новых произведений православного характера. Наиболее ярким представителем в исследуемой категории детской литературы является агиографический жанр. Он широко представлен различными адаптациями и переложениями древнерусских житийных текстов. В нашей работе предпринята попытка выявления соответствий и несоответствий современных житий для детей древнерусскому житийному канону. Актуальность исследования обусловлена повышенным спросом вновь открываемых воскресных школ и православных гимназий, а также общеобразовательных учреждений на подобную литературу для детей в связи с желанием возродить в современном обществе духовное воспитание с учетом религиозной православной традиции. С актуальностью нашей темы связана и малая изученность религиозно-просветительской литературы для детей, в частности житийной. Тема была рассмотрена в ряде научных статей, в основном педагогической направленности, однако подробный анализ современных житийных переложений древнерусских памятников проведён не был.
Объектом данного исследования являются современные жития святых в переложениях для детей, предметом - древнерусская агиографическая традиция.
Цель данного исследования - выявление трансформации древнерусской житийной традиции в современных житиях для детей.
Поставленная цель определяет необходимость решения следующих задач:
1. Определить пути развития православной литературы для детей от Средневековья до современности;
2. Изучить и проанализировать многообразие современной агиографической литературы для детей;
3. Классифицировать и типологизировать современные агиографические произведения для детей;
4. Определить и сравнить цели и задачи древнерусских житий и современных житий для детей;
5. Провести сопоставительный анализ «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма и повести «Муромское чудо» Г. Н. Юдина.
Материалом для нашего исследования послужили работы специалистов по детской литературе разного времени; сведения о педагогическо- просветительской деятельности в разные эпохи русского средневековья; «учебная» литература времен Московского Царства и правления царя Алексея Михайловича, а также Петровской эпохи; журналы для детского чтения XVIII- нач. XX вв.; современные религиозно-просветительские, в частности агиографические произведения для детей; Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма в переложении Г. Н. Юдина.
В качестве теоретико-методологической базы были взяты:
• Труды по истории детской литературы:
о И. Н. Арзамасцева «Детская литература» ;
о И. Г. Минералова «Детская литература + хрестоматия в эбс. Учебник и практикум для академического бакалавриата» ;
о Б. Хеллман «Сказка и быль: История русской детской литературы» .
• Труды по истории и поэтике древнерусской литературы: о Д. С. Лихачев «Поэтика древнерусской литературы» , «Развитие русской литературы X-XVII веков. Эпохи и стили» , «Человек в литературе Древней Руси» ;
о И. П. Ерёмин «Лекции и статьи по истории древней русской литературы» ;
о О. В. Ключевский «Древнерусские жития святых как исторический источник» .
• Труды по детской психологии и педагогике:
о В. В. Зеньковский «Психология детства», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» ;
о А. К. Яхонтов «Жития святых, как образовательно-воспитательное средство, и их значение для русской школы с древних времен» ;
о С. Ю. Дивногорцева «Становление и развитие православной педагогической культуры в России».
Методологической базой послужила работа:
• И. Н. Сухих «Структура и смысл: Теория литературы для всех».
В качестве метода исследования был применён комплексный подход: сравнительно-исторический и историко - филологический анализ произведений.
Новизна работы обусловлена отсутствием исследований произведений Г. Н. Юдина, отсутствием основательных исследований современных житий для детей, а также исследований, изучающих проблему сохранения древнерусской житийной традиции в литературе для детей. Отсутствуют и сопоставления современных житий для детей с первоисточниками. Данная область исследования является перспективной в связи с активным ростом количества переложений и адаптаций житий для детей, активным обращением педагогов к древнерусским житиям и использованием их в нравственно- воспитательных целях.
Стоит отметить, что «Повесть о Петре и Февронии Муромских» не является каноническим житием, ряд исследователей находят в ней фольклорные черты. (Н. И. Костомаров, М. О. Скрипиль, Д. С. Лихачев, Р. П. Дмитриева, Илиана Чекова, А. Н. Ужанков, Ю. Г. Фефелова, и др.). Однако нам ближе взгляд исследователей, определяющих отношение повести к агиографическим произведениям, на их работы мы опирались при определении символического подтекста в повести и выявлении черт, характерных для житийной традиции. (Р. В. Пиккио, О. В. Гладкова, А. Н. Ужанков, Ю. Г. Фефелова, М. Б. Плюханова, Мита Аюми, Н. С. Демкова.) «Повесть о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма входит в ряд наиболее востребованных произведений древнерусской литературы, многие авторы обращаются к адаптации данной повести для детей: Е. И.Михаленко, Е. Перехвальская, А. Худошин, Г. Н. Юдин. По мотивам повести Г. Н. Юдина «Муромское чудо» в Московском театре русской драмы в 1999 году был поставлен одноименный спектакль, авторы постановки - Р. М. Щепенко и Р. Т. Баснина. Постановка была отмечена ГРАН-ПРИ международного театрального форума "Золотой Витязь - 2012" в номинации "Лучший детский спектакль". В 2017 году вышел полнометражный анимационный фильм «Сказ о Петре и Февронии» режиссёров Юрия Кулакова и Юрия Рязанов. Данную повесть активно изучают в школах, в том числе, в связи с утверждением в 2008 году « Дня семьи, любви и верности», приуроченного ко дню памяти святых Петра и Февронии. В связи с возросшим интересом к данному произведению представляется необходимым подробное рассмотрение и анализ современных произведений для детей, в основу которых легла «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Для подробного сопоставительного анализа нами была выбрана повесть Г. Н. Юдина «Муромское чудо». Данная повесть имеет как фольклорные, так и житийный мотивы, что является особо интересным для рассмотрения соответствия произведения житийному древнерусскому канону. С целью изучения многообразия современной агиографии для детей, ее классификации и типологизации были рассмотрены и другие современные жития для детей: А. М. Ранчин «Борис и Глеб», Л. Е. Нечаев «Повесть о преподобном Сергии Радонежском», Н. В. Скоробогатько «Рассказы о святом Александре Невском», В. М. Воскобойников «Святой Александр Невский», Е. Перехвальская «Святые Петр и Феврония», А. Худошин «Святые Петр и Феврония. Любовь и радость.» А. Б. Ткаченко «Житие святого и благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей», «Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей». Анализ данных произведений был использован во второй главе при определении авторских целей и задач, и при классификации и типологизации современных житий для детей. Сопоставительный анализ текста, представленный в третьей главе, основывается на методологии поэтического анализа текста, описанного в труде И. Н. Сухих «Структура и смысл: Теория литературы для всех» .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В рамках данного исследования была рассмотрена религиозно- просветительская литература, входящая в круг детского чтения с момента зарождения и формирования детской литературы и до настоящего времени. Нами были определены направления, в рамках которых развивалась детская христианская литература. Богословское направление, в которое входят переложения Библии и житий для детей. Учебная литература, включающая в себя как библейские, так и житийные тексты. Начиная с XIX века формируется третьей направление - художественная литература для детей, в основе которой находятся христианские идеи и миропонимание. Нами было установлено, что начиная с зарождения детской литературы и до нашего времени христианская традиция в ней не прерывалась. Исторический подход к материалу позволил установить, что на религиозно-просветительскую литературу в большей степени влияет учебно-педагогическая деятельность. Религиозно-просветительские тексты и, в частности, жития, неизменно изучают в образовательных светских и церковных учреждениях. Православная церковь также является институтом, влияющим на включение житийной литературы в круг детского чтения. Жития для детей, в основе которых лежит христианская традиция, являются обязательным чтением для воспитания в православной традиции. В связи с чем многие священно служители обращаются к адаптациям текстов для детского восприятия житий и особенно житийных чудес. Художественная литература использует древнерусскую агиографию для создания текстов, доступных детям. Она трансформирует, казалось бы, строгий житийный жанр, наполняя его элементами сказочности, фантазии, и уходя тем самым от канонического древнего жития. Обусловлено это желанием авторов привнести своё авторское начало в произведение, а также желанием заинтересовать читателя. Таким образом художественные переложения житий для детей все больше выходят за рамки житийного жанра, образуя новые жанровые модификации. С целью изучить жанровую традицию в современных житиях для детей, а именно художественных переложениях житий, нами был проведён сопоставительный анализ повести «Муромское чудо» Г. Н. Юдина, в основу которой лёг сюжет древнерусской Повести о Петре и Февронии Ермолая-Еразма.


Источники
1. Воскобойников В. М. Святой Александр Невский. Рассказы о святых. СПБ: Амфора, 2013. 67 с.
2. Михаленко Е. И. Сказ про Петра и Февронию, Муромских чудотворцев. Православное Братство во имя Архистратига Михаила, 2010. 48 с.
3. Нечаев Л. Е. Повесть о преподобном Сергии Радонежском. Православная детская библиотека. М: Отчий дом, 2011.
4. Перехвальская Е. Святые Петр и Феврония. Рассказы о православных святых. С.253-271.
5. Повесть о Петре и Февронии Муромских. Сочинения Ермолая Еразма. Библиотека литературы древней Руси. Россия: Наука. Т. 9. 1997
6. Ранчин А. М. История России. Борис и Глеб. М: Белый город, 2002.
7. Скоробогатько Н. В. Рассказы о святом Александре Невском. УКИНО. Духовное преображение, 2013. 50 с.
8. Ткаченко А. Б. Житие преподобного Сергия Радонежского в пересказе для детей. М: ИД Никея, 2017. 27 с.
9. Ткаченко А. Б. Житие святого и благоверного князя Александра Невского в пересказе для детей. М: ИД Никея, 2017. 34 с.
10. Худошин А. Святые Петр и Феврония. Любовь и радость. М: Терирем, 2013. 272 с.
11. Юдин Г. Н. Нечаянная радость. Христианские рассказы, сказки, притчи / Школьная библиотека. Детская литература, 2020.С. 54-96.
Научная литература
1. Агеева А. В. Церковно-приходские воскресные школы: история возникновения и тенденции развития // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2010.
2. Адрианова-Перетц В. П. Задачи изучения «агиографического стиля» Древней Руси, 1964.
3. Аничкина Н. В. Изучение древнерусской литературы в школе как одно из условий воспитания читателя //Актуальные вопросы исследования и преподавания родных языков и литератур, 2020. С. 187-190.
4. Арзамасцева И. Н. Детская литература / И. Н. Арзамасцева, 9-е изд. Москва: Академия, 2013.
5. Беньковская Т. Е. Библия в изданиях для детей //С47 Славяне в этнокультурном пространстве Южно Уральского региона: материалы Межрегиональной научно практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры в Оренбуржье. Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. 374 с.
6. Богатырева Н. Ю. Духовно-нравственные ценности в современной детской литературе //Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2018. №. 51.
7. Булычева Д. В. Житийная литература как средство нравственного развития младшего школьника //Инновации и традиции в современном гуманитарном образовании. 2018. С. 131-136.
8. Виноградов В. В. Избранные труды. - 1978.
9. Воскобойников В. М. Потаенная вера в Бога в детской литературе советского периода [Электронный ресурс]. - URL: http://comenius8.narod.ru/conferens/voskoboinikov.htm, свободный (дата обращения 12.05.2021).
10. Ганина С. А. Феномен детства в Древней и Средневековой Руси: социально-философский анализ //Вестник Нижегородского университета им. НИ Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2011. №. 3 (23).
11. Гладкова О. В. К вопросу об источниках и символическом подтексте" Повести от жития Петра и Февронии" Ермолая-Еразма //Герменевтика древнерусской литературы, 2008. №. 13. С. 537-569
12.. Гладкова О. В. Образ Древней Руси в современной детской литературе //Герменевтика древнерусской литературы, 2010. №. 15. С. 811-838..
13. Гладкова О. В. О славяно-русской агиографии //Очерки. М. - 2008. - С. 162-180.
14. Горшкова С. Е. Что читали дети в церковно приходских школах в конце XIX-начале XX в. // URL: school2100.com
15. Грохольская О. Г. Научно-педагогическое наследие и просветительский опыт Симеона Полоцкого //История и педагогика естествознания, 2020. №. 2
16. Гусаков В. Л. " Из тебя выйдет настоящий воин...": нравственные христианские ценности в советской детской литературе //Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, 2018. С. 155¬157.
17. Дивногорцева С. Ю. Становление и развитие православной педагогической культуры в России / Litres, 2021.
18. Дивногорцева С. Ю. Агиографическая литература как практическая педагогика православной культуры // Наука и школа, 2020.
19. Дмитриева Р. П. О структуре Повести о Петре и Февронии, 1976.
20. Душечкина Е. В. Русская елка: история, мифология, литература. СПб, 2012
21. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ / Е. В. Душечкина, 1995. 256 c.
22. Еремеев С. Н. Православные мотивы в литературной сказке первой половины XIX века //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2002. №. 4.
23. Еремин И. П. Лекции и статьи по истории древней русской литературы / И. П. Еремин, 1987. 326 с.
24. Ефименко М. Н. Модуль «Основы православной культуры» и его место в духовном воспитании школьников //С47 Славяне в этнокультурном пространстве Южно Уральского региона: материалы Межрегиональной научно практической конференции, посвященной Дню славянской письменности и культуры в Оренбуржье.-Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. 374 с.
25. Живов В. М. Святость //Краткий словарь агиографических терминов. М, 1994.
26.Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В. В. Зеньковский, Рипол Классик, 1934.
27.Зеньковский В. В. Психология детства / Школа-пресс, 1924.
28. Исакова С. С. Духовно-нравственный потенциал житийной литературы //Аллея науки, 2018. Т. 2. №. 6. С. 927-932.
29. Карайченцева С. А. Нравоучительные книги в российском детском книжном репертуаре конца XVIII века //Вестник Московского государственного университета печати, 2015. №. 4.
30. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник / В. Ключевский, Litres, 2021.
31. Колычева Г. Ю. Уроки литературного чтения и духовно-нравственное воспитание школьников //Начальная школа, 2014. №. 6. С. 32-34.
32. Кусков, В. В. История древнерусской литературы : Учебник / В. В.
Кусков, В. И. Кононова.10-е изд., испр. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2015.
33. Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы / Д. С. Лихачев, 1979. 357 с.
34. Лихачев Д. С. Развитие русской литературы Х-XVII веков / Д. С. Лихачев, 1998. 204 с.
35. Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси / Д. С. Лихачев, 2006. 201 с.
36. Макаренко Е. К. Жанровые модификации современных агиографических произведений для детей //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2015. №. 10 (163).
37. Малютина И. А Проза Н. Е. Сухининой: Опыт православной литературы //Христианская культура и славянский мир, 2020. С. 168¬179.
38. Махинина Н. Г. Современная православная литература для детей (к постановке проблемы) //Казанская наука, 2014. №. 10. С. 190-192.
39. Махинина Н. Г., Насрутдинова Л. Х. Типология современного святочного рассказа для детей //Филология и культура. 2018. №. 1 (51).
40. Минералова И. Г. Детская литература + хрестоматия в эбс. Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. Минералова, Litres, 2021.
41. Мумрикова Л. И. От светского букваря к православному. Или наоборот? //Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ПСТГУ, 2009. Т. 2. №. 19. С. 190-193.
42. Пантелеев Л. Верую / Л. Пантелеев, 1991.
43. Пиккио Р. Slavia Orthodoxa. Литература и язык. Litres, 2017.
44. Покровская А. К. Основные течения в современной детской литературе //Детские чтения. 2013. №. 2 (4).
45. Путилова Е. О. Детское чтение - для сердца и разума: очерки по истории детской литературы. СПб. Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена,2005.
46. Путилова. Е. О. Четыре века русской поэзии детям. СПб, 2013.
47. Растягаев А. В. Проблема художественного канона древнерусской агиографии //Вестник Самарского государственного университета.2006. №. 5-1.
48. Растягаев А. В. Русская концепция святости: культурологический аспект изучения житийной традиции //Язык-культура-сознание. - 2005. - С. 101-103
49. Рожков А. «Бог есть, но я в него уже не верю»: детские религиозные/антирелигиозные представления и практики в 1920-е годы // Культурная жизнь Юга России, 2012.
50. Руди Т. Р. Топика русских житий (вопросы типологии) //Русская агиография. Исследования. Публикации. Полемика. СПб. 2005. Т. 1. С. 59-101.
51. Санько А. Э. Житийная литература в современном книгоиздании //Культура-искусство-образование: векторы преобразования. 2013. С. 258-261.
52. Санько А. Э. Житийная литература для детей в современном книгоиздании //Культура-искусство-образование, 2018. С. 33-37
53. Санько А. Э. Православное фэнтези: новое направление современной литературы// Чтение на евразийском перекрёстке, 2017.
54. Санько А. Э. Жития святых: особенности редакционно-издательской подготовки //Шестнадцатый Славянский научный собор" Урал. Православие. Культура". Кирилло-Мефодиевская традиция в культуре России, 2018. С. 231-235.
55. Сперанский М. Н. История древней русской литературы / М. Н. Сперанский, 2002. 541 c.
56. Старыгина Н. Н. Святочный рассказ как жанр // Проблемы исторической поэтики, 1992.
57. Сухих И. Н. Структура и смысл: Теория литературы для всех. Азбука- Аттикус, 2018.
58. Ужанков А. Повесть о житии Петра и Февронии, 2009.
59. Урбанович Л. Н. Интеграция агиографической литературы в содержание образования как ресурс духовно-нравственного воспитания школьников //Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология, 2018. №. 48.
60. Фомичев С. А. " Повесть о Петре и Февронии" и новая русская литература //Труды отдела древнерусской литературы, 2004. Т. 56. С. 657-668.
61. Хеллман Б. Сказка и быль: История русской детской литературы / Б. Хеллман, Новое Литературное Обозрение, 2016.
62. Яхонтов А. К. Жития святых, как образовательно-воспитательное средство, и их значение для русской школы с древних времен, 1898.
63. Wiatr H. et al. Дух отрицанья, дух сомненья...(о проблемах религии в русской детской литературе XX-го века) //Studia Rossica Posnaniensia. 1996. Т. 27. №. 1. С. 95-101.
Справочная литература
1. Бубнов С. А. Словарь литературоведческих терминов. От значения слова к анализу текста. - Ай Пи Эр Медиа, 2018.
2. Православная энциклопедия: Бессонов-Бонвеч. Россия: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. 19. 2013


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ