Конфликтогенный потенциал дресс-кода на примере образовательных учреждений СПб
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА 9
1.1 История, понятие и функции дресс-кода 9
1.2 Дресс-код как способ предупреждения и причины конфликтов 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА И ПЛАН-ПРОЕКТ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ 42
2.1 Методы и результаты исследования 42
2.1.1 Методология исследования 42
2.1.2 Результаты исследований 44
2.2 План-проект по введению дресс-кода в образовательные учреждения
Санкт-Петербурга 65
2.2.1 Проблематизация, стейхолдеры и SWOT-анализ проекта 65
2.2.2 Мероприятия, результаты и ресурсы проекта 68
2.2.3 Риски и оценка эффективности проекта 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Интернет-источники 86
Приложение 1 91
Приложение 2 94
Приложение 3 99
Приложение 4 109
Приложение 5 116
Приложение 6 118
Приложение 7 125
Приложение 8 127
Приложение 9 129
Приложение 10 135
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА 9
1.1 История, понятие и функции дресс-кода 9
1.2 Дресс-код как способ предупреждения и причины конфликтов 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНФЛИКТОГЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ДРЕСС-КОДА И ПЛАН-ПРОЕКТ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНОЙ ФОРМЫ 42
2.1 Методы и результаты исследования 42
2.1.1 Методология исследования 42
2.1.2 Результаты исследований 44
2.2 План-проект по введению дресс-кода в образовательные учреждения
Санкт-Петербурга 65
2.2.1 Проблематизация, стейхолдеры и SWOT-анализ проекта 65
2.2.2 Мероприятия, результаты и ресурсы проекта 68
2.2.3 Риски и оценка эффективности проекта 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
Интернет-источники 86
Приложение 1 91
Приложение 2 94
Приложение 3 99
Приложение 4 109
Приложение 5 116
Приложение 6 118
Приложение 7 125
Приложение 8 127
Приложение 9 129
Приложение 10 135
Актуальность темы исследования. Дискуссии и конфликты на тему положительных и отрицательных качеств школьной формы, идут с момента ее появления в 1553 году и по сей день. Участники образовательных отношений выделяют ее положительные черты, такие как: воспитание дисциплины у детей, экономия бюджета семьи и сглаживание социальных, экономических и имущественных различий. Но, несмотря на вышеперечисленные конфликторазрешающие свойства дресс-кода, конфликты между родителями/учениками и администрацией по поводу школьной формы являются постоянно действующим элементом конфликтности образовательных отношений. Часть этих конфликтов выходят за пределы исключительно школьной жизни и становятся предметом значительных социокультурных разногласий, как например, дебаты, связанные с ношением хиджаба в школе.
Социологические исследования также фиксируют неоднозначность проблемы школьной формы. Так, по данным опроса ВЦИОМ на 2013 год, 66% родителей выступают за введение дресс-кода в образовательных учреждениях. Однако, опрос ОНФ, проведенный в 2020, показал, что процент родителей, которые выступают за обязательное ношением формы снизился и составил 42%. 35% считают, что школы должны придерживаться в одежде одинаковой цветовой гаммы. Подобные исследования, где респондентами выступали бы сами ученики проводятся и в рамках отдельных школ.
Также нужно отметить, что зачастую дресс-код воспринимается учениками как часть общей стратегии образовательной системы, направленный на подавление индивидуальности. Конечно, мы не можем, напрямую связать трагические инциденты, происходящие в школах, с наличием или отсутствием школьной формы, тем не менее, волнующая всех возросшая конфликтность образовательного пространства требует изучения всех аспектов данной проблемы.
Этими и другими обстоятельствами обусловлена актуальность темы настоящей работы.
Степень научной разработанности. Стоит отметить весьма ограниченное количество академических источников, посвященных конфликтности дресс-кода в образовательном учреждении. Как грамотно вводить дресс-код в образовательные учреждения и писать правила, регулирующие нарушения, связанные с ним, не изучены и в изданиях, созданных для учителей и директоров школ — не прописаны.
Первая, довольно узкая группа авторов, писала об истории развития школьной формы в России и о конфликтах, с ней связанными. Авторы, упомянутые ниже, изучали особенности введения манифеста «О гражданских мундирах», его влияние на поведение школьниках в разных городах России. Так же изучалась форма петербургских школьников первой половины 19 века и отношение родителей к дресс-коду. Основными авторами выступили: Л. Зиновьева, И. Кулакова, Д. Крейк, Т. Пашкова.
Субкультура стала антиподом дресс-кода и является одним из форм протеста за проявление индивидуальности. Авторы изучают причины появления субкультур, как они себя вели в рамках своих замкнутых сообществ и за их пределами. Большое внимание уделяется одежде как символу, «языку» и отличительные черты подростков, которые связывали себя с субкультурными движениями. Поэтому, мы изучали труды Ю. Легенького, А.В. Парийчука, Д.В. Иванова, С. Ю. Иванова, А.Н. Ильина, И.В. Васильева, Т.Б. Щепанской, В.В. Абраменковой, И.П. Башкатова.
Конфликты в школьном коллективы и способы их урегулирования подробно изучены и о них написано большое количество литературы. Основной вклад в изучении школьной среды внесли такие исследователи, как: С. В. Баныкина, Х. Бесемер, Л.В. Быкова, М.В. Орлова, А. Ю. Коновалов, М. В. Клименских, О. Н. Шахматова, Н.И. Леонов, М. Пель.
Для нас важно было рассмотреть особенности психологии детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и проблемы идентичности. Данная тема довольно хорошо изучена, однако нас интересовали авторы, которые упоминали особенности отношения детей к своему внешнему виду в период переходного возраста. Так же для нас было важно ознакомиться с поведением школьников в ответ на запреты и ограничения их действий со стороны взрослых. Об этом писали следующие авторы: Ф. Дольто, Е. Емельянова, В.К. Зарецкий, Л.Ц. Кагермазова, И.С. Кон, Г. Крайг, Х. Ремшмидт.
Так как мода, внешний вид и одежда имеют большое влияние на людей и являются маркером социализации, то важно рассмотреть авторов, которые занимаются исследованиями моды и психологии моды: В.И. Ильин, М.И. Килошенко, М.Г. Арнтцен, И.А. Осколков, Р. Барт.
Цель исследования: анализ конфиктогенного потенциала дресс-кода на примере образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Объект: дресс-код в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Предмет: конфиктогенный потенциал дресс-кода в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Гипотеза: конфиктогенный потенциал дресс-кода состоит в том, что образовательные учреждения Санкт-Петербурга при его введении не учитывают мнения учеников, что вызывает негативное отношение к школьной форме;
Задачи:
1) Изучить историю, понятие и функции дресс-кода;
2) Рассмотреть дресс-код как способ предупреждения и причину кофликтов;
3) Провести исследование, направленное на выявление конфликтогенного потенциала школьной формы среди участников образовательного процесса;
4) По результатам исследования, разработать проект, заключающийся в грамотном внедрении школьной формы/дресс-кода, которые удовлетворят потребность учеников в самовыражении.
Теоретическая база исследования. В своем исследовании мы базировались на междисциплинарном подходе, включающий работы по конфликтологии, возрастной психологии, моды, субкультур, медиации. Так, на основе исследований Д. Крейк и Т. И. Пашковой о школьной форме, был синтезирован подход к дресс-коду как конфлитогенному фактору в образовательных учреждениях.
Эмпирическая база работы основана, во-первых, на совокупности нормативно-правовых актов, регламентирующих введение дресс-кода в образовательных учреждения, во-вторых, на материалах СМИ, раскрывающих содержание кейсов конфликтов, связанных с дресс-кодом в школах, и, в- третьих, на самостоятельно проведенной серии исследований, а именно:
• Контент-анализ СМИ на предмет публичных конфликтов и конфликтогенных ситуаций, связанных с правилами относительно внешнего вида учеников в Санкт-Петербурге.
• Анализ документов, а, именно, положений о внешнем виде образовательных учреждений Санкт-Петербурга, с целью изучения кон-фликтогенного потенциала дресс-кода;
• Выборочный анкетный опрос учеников с целью выявления мнения по поводу стиля школьной одежды, предпочтений в одежде и тенденций протестной моды;
• Выборочное анкетирование родителей учеников, будет произведено с целью выявления отношения родительского сообщества к вопросу дресс-кода;
Научная новизна исследования. Описанию школьной формы, особенностей ее введения уделено мало внимания в научном сообществе, поэтому эта тема изучена неполноценно: ограниченное количество литературы, минимальные исследования мнения учеников по вопросу дресс-кода. Настоящая работа направлена на комплексное изучение истории школьной формы, ее влияние в образовательных учреждениях, конфликтогенный и конфликторазрешающий потенциал и отношение к ней со стороны всех участников образовательного процесса. Так же нами был разработан проект для грамотного введения дресс-кода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Социологические исследования также фиксируют неоднозначность проблемы школьной формы. Так, по данным опроса ВЦИОМ на 2013 год, 66% родителей выступают за введение дресс-кода в образовательных учреждениях. Однако, опрос ОНФ, проведенный в 2020, показал, что процент родителей, которые выступают за обязательное ношением формы снизился и составил 42%. 35% считают, что школы должны придерживаться в одежде одинаковой цветовой гаммы. Подобные исследования, где респондентами выступали бы сами ученики проводятся и в рамках отдельных школ.
Также нужно отметить, что зачастую дресс-код воспринимается учениками как часть общей стратегии образовательной системы, направленный на подавление индивидуальности. Конечно, мы не можем, напрямую связать трагические инциденты, происходящие в школах, с наличием или отсутствием школьной формы, тем не менее, волнующая всех возросшая конфликтность образовательного пространства требует изучения всех аспектов данной проблемы.
Этими и другими обстоятельствами обусловлена актуальность темы настоящей работы.
Степень научной разработанности. Стоит отметить весьма ограниченное количество академических источников, посвященных конфликтности дресс-кода в образовательном учреждении. Как грамотно вводить дресс-код в образовательные учреждения и писать правила, регулирующие нарушения, связанные с ним, не изучены и в изданиях, созданных для учителей и директоров школ — не прописаны.
Первая, довольно узкая группа авторов, писала об истории развития школьной формы в России и о конфликтах, с ней связанными. Авторы, упомянутые ниже, изучали особенности введения манифеста «О гражданских мундирах», его влияние на поведение школьниках в разных городах России. Так же изучалась форма петербургских школьников первой половины 19 века и отношение родителей к дресс-коду. Основными авторами выступили: Л. Зиновьева, И. Кулакова, Д. Крейк, Т. Пашкова.
Субкультура стала антиподом дресс-кода и является одним из форм протеста за проявление индивидуальности. Авторы изучают причины появления субкультур, как они себя вели в рамках своих замкнутых сообществ и за их пределами. Большое внимание уделяется одежде как символу, «языку» и отличительные черты подростков, которые связывали себя с субкультурными движениями. Поэтому, мы изучали труды Ю. Легенького, А.В. Парийчука, Д.В. Иванова, С. Ю. Иванова, А.Н. Ильина, И.В. Васильева, Т.Б. Щепанской, В.В. Абраменковой, И.П. Башкатова.
Конфликты в школьном коллективы и способы их урегулирования подробно изучены и о них написано большое количество литературы. Основной вклад в изучении школьной среды внесли такие исследователи, как: С. В. Баныкина, Х. Бесемер, Л.В. Быкова, М.В. Орлова, А. Ю. Коновалов, М. В. Клименских, О. Н. Шахматова, Н.И. Леонов, М. Пель.
Для нас важно было рассмотреть особенности психологии детей младшего, среднего и старшего школьного возраста и проблемы идентичности. Данная тема довольно хорошо изучена, однако нас интересовали авторы, которые упоминали особенности отношения детей к своему внешнему виду в период переходного возраста. Так же для нас было важно ознакомиться с поведением школьников в ответ на запреты и ограничения их действий со стороны взрослых. Об этом писали следующие авторы: Ф. Дольто, Е. Емельянова, В.К. Зарецкий, Л.Ц. Кагермазова, И.С. Кон, Г. Крайг, Х. Ремшмидт.
Так как мода, внешний вид и одежда имеют большое влияние на людей и являются маркером социализации, то важно рассмотреть авторов, которые занимаются исследованиями моды и психологии моды: В.И. Ильин, М.И. Килошенко, М.Г. Арнтцен, И.А. Осколков, Р. Барт.
Цель исследования: анализ конфиктогенного потенциала дресс-кода на примере образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Объект: дресс-код в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Предмет: конфиктогенный потенциал дресс-кода в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.
Гипотеза: конфиктогенный потенциал дресс-кода состоит в том, что образовательные учреждения Санкт-Петербурга при его введении не учитывают мнения учеников, что вызывает негативное отношение к школьной форме;
Задачи:
1) Изучить историю, понятие и функции дресс-кода;
2) Рассмотреть дресс-код как способ предупреждения и причину кофликтов;
3) Провести исследование, направленное на выявление конфликтогенного потенциала школьной формы среди участников образовательного процесса;
4) По результатам исследования, разработать проект, заключающийся в грамотном внедрении школьной формы/дресс-кода, которые удовлетворят потребность учеников в самовыражении.
Теоретическая база исследования. В своем исследовании мы базировались на междисциплинарном подходе, включающий работы по конфликтологии, возрастной психологии, моды, субкультур, медиации. Так, на основе исследований Д. Крейк и Т. И. Пашковой о школьной форме, был синтезирован подход к дресс-коду как конфлитогенному фактору в образовательных учреждениях.
Эмпирическая база работы основана, во-первых, на совокупности нормативно-правовых актов, регламентирующих введение дресс-кода в образовательных учреждения, во-вторых, на материалах СМИ, раскрывающих содержание кейсов конфликтов, связанных с дресс-кодом в школах, и, в- третьих, на самостоятельно проведенной серии исследований, а именно:
• Контент-анализ СМИ на предмет публичных конфликтов и конфликтогенных ситуаций, связанных с правилами относительно внешнего вида учеников в Санкт-Петербурге.
• Анализ документов, а, именно, положений о внешнем виде образовательных учреждений Санкт-Петербурга, с целью изучения кон-фликтогенного потенциала дресс-кода;
• Выборочный анкетный опрос учеников с целью выявления мнения по поводу стиля школьной одежды, предпочтений в одежде и тенденций протестной моды;
• Выборочное анкетирование родителей учеников, будет произведено с целью выявления отношения родительского сообщества к вопросу дресс-кода;
Научная новизна исследования. Описанию школьной формы, особенностей ее введения уделено мало внимания в научном сообществе, поэтому эта тема изучена неполноценно: ограниченное количество литературы, минимальные исследования мнения учеников по вопросу дресс-кода. Настоящая работа направлена на комплексное изучение истории школьной формы, ее влияние в образовательных учреждениях, конфликтогенный и конфликторазрешающий потенциал и отношение к ней со стороны всех участников образовательного процесса. Так же нами был разработан проект для грамотного введения дресс-кода.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Рассмотрев историю, понятие и функции дресс-кода, мы пришли к вы-воду о том, что несмотря на то, что дресс-код создавался для того, чтобы минимизировать количество конфликтов не только в образовательных учреждениях, но в обществе в целом, практика и исследования показывают, что данный инструмент конфликторазрешения не работает, а различные предписания, относительно внешнего вида учеников и меры наказания за нарушение дресс-кода только усугубляют ситуацию.
В ходе изучения мы выявили основные функции дресс-кода, такие как: дисциплинирование, сплачивание коллектива, подчеркивание принадлежности к организации, минимизирования потенциальных конфликтов, повышения работоспособности. Но, несмотря на положительные черты, школьная форма вызывает гендерные, религиозные, экономические, внутриличностные, экономические и другие конфликты.
Исследование СМИ на предмет наличия публичных конфликтов в школах Санкт-Петербурга, мы выяснили, что часто разногласия выходят за пределы организации и порождают дискуссию как между родителями учеников, учениками и администрацией школы, так и между депутатами и детскими омбудсменами.
Изучив исследования, проводимые среди родителей школьников, можно сделать вывод о том, что им нравится наличие в школе дресс-кода, однако высокая цена, отсутствие самовыражения и права голоса у учеников во время принятия окончательного варианта школьной формы — являются ее минуса-ми. Такие же результаты мы получили в ходе анкетирования среди родителей школьников Санкт-Петербурга.
Проанализировав положения о внешнем виде, прописанные в образовательных учреждениях, мы сделали вывод о том, что кроме самой формы, они регулируют внешность учеников: цвет и длину волос, ногтей, макияж и т.д. Помимо того, в школах нет бесконфликтного урегулирования ситуации в случае, если ученик пришел без формы. За нарушение ученикам делают письменное и устное замечание, вызывают на комиссию, ставят на учет к завучу по воспитательной работе и тд. Более того, 5 школ нарушают закон «Об Образовании» и Конституцию РФ.
В ходе проведенного анкетирования среди учеников школ Санкт- Петербурга, мы выявили, что школьникам не нравится школьная форма. Они не могут в ней выразить свою индивидуальность, многие предметы одежды сидят на них плохо, отчего они чувствуют себя некрасивыми и часто нарушают правила дресс-кода.
Разработанный нами план-проект, поможет ввести дресс-код или единую школьную форму с минимальным количеством конфликтов, посредством изучения мнений всех заинтересованных лиц образовательного процесса и привлечения спонсоров и сотрудничества. Данный проект универсален и может работать во всех школах Санкт-Петербурга.
В ходе изучения мы выявили основные функции дресс-кода, такие как: дисциплинирование, сплачивание коллектива, подчеркивание принадлежности к организации, минимизирования потенциальных конфликтов, повышения работоспособности. Но, несмотря на положительные черты, школьная форма вызывает гендерные, религиозные, экономические, внутриличностные, экономические и другие конфликты.
Исследование СМИ на предмет наличия публичных конфликтов в школах Санкт-Петербурга, мы выяснили, что часто разногласия выходят за пределы организации и порождают дискуссию как между родителями учеников, учениками и администрацией школы, так и между депутатами и детскими омбудсменами.
Изучив исследования, проводимые среди родителей школьников, можно сделать вывод о том, что им нравится наличие в школе дресс-кода, однако высокая цена, отсутствие самовыражения и права голоса у учеников во время принятия окончательного варианта школьной формы — являются ее минуса-ми. Такие же результаты мы получили в ходе анкетирования среди родителей школьников Санкт-Петербурга.
Проанализировав положения о внешнем виде, прописанные в образовательных учреждениях, мы сделали вывод о том, что кроме самой формы, они регулируют внешность учеников: цвет и длину волос, ногтей, макияж и т.д. Помимо того, в школах нет бесконфликтного урегулирования ситуации в случае, если ученик пришел без формы. За нарушение ученикам делают письменное и устное замечание, вызывают на комиссию, ставят на учет к завучу по воспитательной работе и тд. Более того, 5 школ нарушают закон «Об Образовании» и Конституцию РФ.
В ходе проведенного анкетирования среди учеников школ Санкт- Петербурга, мы выявили, что школьникам не нравится школьная форма. Они не могут в ней выразить свою индивидуальность, многие предметы одежды сидят на них плохо, отчего они чувствуют себя некрасивыми и часто нарушают правила дресс-кода.
Разработанный нами план-проект, поможет ввести дресс-код или единую школьную форму с минимальным количеством конфликтов, посредством изучения мнений всех заинтересованных лиц образовательного процесса и привлечения спонсоров и сотрудничества. Данный проект универсален и может работать во всех школах Санкт-Петербурга.



