Введение 3
Глава 1. Китайский кинематограф - как хранитель традиционной культуры 10
1.1. Проблема определения трех кинематографических школ как представителей одной культурной традиции 10
1.2. Краткая история развития китайского кинематографа - как наследника характерных черт традиционных форм искусства 12
Глава 2. Конфуцианский идеал человека - «благородный муж» цзюньцзы 25
Глава 3. Образ главных героев как носителей качеств цзюньцзы в фильмах жанра уся 1967 - 2017 годов 37
3.1. Особенности жанра уся 38
3.2. Анализ портрета главных героев кинолент: «Отважные» (Кинг Ху, 1975) и «Бог Войны» (Гордон Чан, 2017) 41
3.3. Сравнение образа положительных героев фильмов: «Харчевня дракона» (Кинг Ху, 1967), «Таверна дракона» (Рэймонд Ли, 1992), «Врата дракона» (Цуй Харк, 2011) 45
Глава 4. Образ главных героев как выразителей конфуцианского идеала человека в китайских исторических фильмах 1955 - 2017 годов 51
4.1. Чжэн Цзюньли. «Сун Цзинши» (1955) 51
4.2. Хуан Цзумо. «Цюй Юань» (1977) 54
4.3. Хуан Цзумо. «Чжан Хэн» (1983) 56
4.4. Джон Ву. «Битва у Красной скалы» (2008) 58
4.5. Кристина Яо. «Империя серебра» (2009) 62
4.6. Гао Фэн. «Легенда о Фэн Мэнлуне» (2017) 65
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
Приложение 83
Список рассмотренных кинолент 83
Современное китайское кино 1 богато жанровым многообразием, любопытным сюжетным содержанием и необыкновенными техническими решениями. Поэтому неудивительно, что оно занимает одно из лидирующих мест на международном рынке, конкурируя с блокбастерами Голливуда и киноработами крупных европейских кинокомпаний. О популярности китайских кинофильмов можно судить по кассовым сборам2 и участии кинорежиссеров в международных кинофестивалях3. С выходом кинематографических школ КНР, Гонконга и Тайваня на мировой уровень художественного качества в относительно новой отрасли науки, «киноведении» (Film Studies), все чаще стали появляться исследования, посвященные разным вопросам китайского кино.
Актуальность темы. В богатой палитре жанров китайского кинематографа традиционно одним из самых популярных выступают исторические фильмы. Столь горячий интерес китайских деятелей искусства к историческим персонажам и событиям своей страны связан с глубокой традицией фиксации прошлого. Также причина кроется в том, исторические фильмы использовались в качестве инструмента пропаганды: образцовые герои прошлого были призваны воспитывать новое поколение согласно политическим лозунгам.
В глазах людей, выросших под влиянием культуры западного мира, исторические фильмы представляют собой нечто экзотическое, и поведение героев не всегда поддается объяснению. Такое видение объясняется тем, что китайская культура построена на совершенно других законах, которые часто непонятны западному зрителю. Стержнем китайской культурной традиции является конфуцианство, выработавшее сумму нравственных законов, правила и модели поведения человека в семье и обществе и разработавшее определенные «роли» (государя и подданного, отца и сына, мужа и жены, старшего и младшего и т.п.)4. И цзюньцзы (Ж^ благородный муж, совершенный муж) занимает одно из центральных мест в учении Конфуция, ему отведена роль идеального человека, наглядного примера для подражания в обществе. Благодаря суждениям Конфуция, зафиксированных в «Лунь юе», можно установить какими чертами должен обладать цзюньцзы: справедливость, скромность, правдивость, искренность, осторожность, умение сдерживать свои желания, отвращение к клеветникам и т.п.5
Отсюда возникает вопрос, возможно ли такое, что китайские режиссеры в своих киноработах наделяли положительных героев качествами, характерными для цзюньцзы? Ведь по определению центральные персонажи исторических фильмов по своему характеру и поведению должны представлять тот идеальный тип человека, считавшийся образцовым в реалиях прошлого. И как добродетели благородного мужа раскрываются в главных героях?
Целью данной выпускной квалификационной работы является проанализировать на материале ряда кинолент, относящихся к разным периодам времени, портрет центральных персонажей как носителей качеств конфуцианского идеала человека. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучив историю развития китайского кино в трех регионах - КНР, Гонконге и Тайваня, выявить его характерные черты и особенности, отличающие от западного кинематографа.
2. Выяснить, как проявляется влияние традиционной культуры Китая в работах режиссеров кинематографических школ КНР, Гонконга и Тайваня.
3. Составить общий портрет цзюньцзы на основе исследований и переводов конфуцианских трактатов.
4. Опираясь на конфуцианские представления о благородном муже, проанализировать образ центральных персонажей в кинокартинах.
5. Посредством анализа характера положительных героев выявить, какими качествами совершенного мужа они обладают.
6. Проследить как трансформируется образ главного героя под влиянием изменений в общественно-политической жизни трех регионов - КНР, Гонконга и Тайваня.
Научная новизна исследования состоит прежде всего в том, что впервые предпринята попытка проанализировать и составить портрет центральных персонажей как носителей качеств цзюньцзы одиннадцати исторических кинофильмов 6. Стоит отметить, что автор работы при изучении данной темы обращался ко многим фильмам китайского кинематографа - было просмотрено около тридцати кинокартин. Однако автор ограничился одиннадцатью кинокартинами, которые наилучшим образом отображают образ главных героев как носителей характерных черт благородного мужа. Данная тема заслуживает дальнейшего изучения.
Поскольку данная работа носит междисциплинарный характер, стоящая на стыке таких наук, как история и киноведение, то в изучении образа центральных персонажей методологической основой составил сопоставительно-аналитический подход. Посредством изучения конфуцианских трактатов «Лунь юй» ( ^ g д ) и «Чжун юн» ( Ф Ш ) были собраны данные, помогающие сконструировать образ цзюньцзы и сравнить его с портретом положительных персонажей исторических кинокартин.
Хронологические и территориальные рамки. В данной работе рассматривается одиннадцать кинофильмов производства КНР, Гонконга и Тайваня. Несмотря на наличие точки зрения о том, три кинематографические школы необходимо рассматривать раздельно, так как они сформировались в рамках разных политических режимов, их правомерно изучать вместе, так как они обладают общими характеристиками и особенностями, которые объединяют их в общенациональный китайский кинематограф. Итак, среди одиннадцати кинолент семь являются производства КНР, два - Тайваня, один - Гонконга и последний создан в сотрудничестве кинокомпаний Гонконга и КНР.
Отобранные кинокартины принадлежат разным временным отрезкам, так как необходимо выяснить, изменяется ли образ центральных персонажей как носителей качеств цзюньцзы с течением времени. Поэтому были выбраны кинофильмы, созданные в период 1955 - 2017 годы.
Литература и источники. Во время работы над данным выпускным сочинением был использован ряд источников, литературы и исторических фильмов.
На настоящее время лидерство в изучении китайского кинематографа, безусловно, принадлежит исследователям материковых, гонконгских и тайваньских университетов. Огромное количество работ, посвященных жанровому разнообразию гонконгского кино, написаны крупным специалистом китайского кинематографа Цзя Лэй Лэем (ЖЖЖ). И при изучении особенностей жанра уся (^^) автор данной работы обращался к исследованию этого ученого КНР, называемое «Мифы о «боевых танцах»: китайские фильмы в жанре уся и их культурная сущность» (Нанкин, 2007). Также в изучении особенностей китайского кино как хранителя традиционной культурных ценностей Китая оказались полезными статьи профессора гонконгского университета Линнань Е Юэюй - «Historiography and Sinification: Music in Chinese Cinema of the 1930 ’s» (Austin, 2005) и «Translating Yingxi: Chinese Film Genealogy and Early Cinema in Hong Kong» (Ann Arbor, 2018).
Значительный вклад в изучении разных проблем и вопросов китайского кинематографа вложили и западные киноведы. Такими исследователями как Крис Бэрри, Стивен Тэо и Шэлдон Лу детально проработан вопрос изучения трех кинематографически школ как представителей одной культурной традиции. Ценные данные, касающаяся вопроса происхождения китайского кино и его особенностей, изложены в следующих трудах: «Remapping Contemporary Chinese Cinema Studies» (HK, 2010), написанный Крис Бэрри в соавторстве с Пан Лайвань; «Film Genre and Chinese Cinema» (NY, 2012) Стивена Тэо, «Historical Introduction. Chinese Cinemas (1896-1996) and Transnational Film Studies» (USA, 1997) Шэлдона Лу.
Также известен отечественный китаевед, который сыграл особую роль в освещении истории развитии китайского кино и его специфики - это С.А. Торопцев. Автор данной работы почерпнул знания о судьбе трех кинематографических школ - КНР, Гонконга и Тайваня - в «Очерке истории китайского кино 1896 - 1966 (М., 1979) и статье «Кинематография», размещенной в шестом томе энциклопедии «Духовная культура Китая». Кроме того, ознакомиться с историей гонконгского кинематографа можно с помощью монографии российского киноведа и кинокритика Д.Е. Комма - «Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии» (СПб, 2015)
Для установления главных постулатов конфуцианского учения и основных характеристик образцового конфуцианца автор данного выпускного сочинения обратился к трудам ведущих отечественных исследователей конфуцианства - это переводы и комментарии к конфуцианским канонам А.Е. Лукьянова («Чжун Юн». «Следование середине». М., 2004), А.С. Мартынова (Конфуцианство. «Лунь юй». Т.1, Т.2. М., 2001), Л.С. Переломова (Конфуций: «Лунь юй». М., 1998; Конфуций: жизнь, учение, судьба. М., 1993). А.С. Мартынов в первом томе монографии «Лунь Юй» представил детальный анализ портрета совершенного мужа.
Также в данной работе были рассмотрены одиннадцать исторических кинофильмов китайских режиссеров, в которых представлены герои, обладающие качествами цзюньцзы. Это две киноленты гонконгского классика историко-приключенческих фильмов Кинга Ху ( ВД ^ ^ Ву Камчхюнь): «Отважные» (^^® Чжунлету, 1975), снятый гонконгской киностудией, и «Харчевня дракона» (ЙМ^^ Лунмэнь кэчжань, 1967), съемки которой приготовила тайваньская кинокомпания. Известны два ремейка к «Харчевне дракона» - это «Таверна дракона» (^ЙМ^^ Синь лунмэнь кэчжань, 1992) Рэймонда Ли (^Ж^ Лэй Ваймань), который сотрудничал с киностудиями КНР и Гонконга, и кинолента производства КНР «Врата дракона» (ЙМЖ¥ Лунмэнь фэйцзя, 2011) Цуй Харка (^^ Чхёй Хак).
В сотрудничестве кинокомпаний КНР и Гонконга была создана кинокартина «Бог Войны» (^^ЖЖ Данкоу фэнъюнь, 2017) Гордона Чан (^Ж Н Чхань Каа), которая является своеобразным продолжением истории о героях войны с японскими пиратами при династии Мин Кинга Ху - «Отважные».
Под инициативой крупных киностудий КНР были сняты следующие фильмы: «Сун Цзинши» (^М§Ф Сун Цзинши, 1955) Чжэн Цзюньли (WMW), две киноленты Хуан Цзумо (^ШЖ) - «Цюй Юань» (^Ш Цюй Юань, 1977) и «Чжан Хэн» (^Ш Чжан Хэн, 1983), «Битва у Красной скалы» (^^ Чиби, 2008) Джона Ву (ЖЖ^ Ву Юсэн) и, наконец, «Легенда о Фэн Мэнлуне» (Ж^Й^^ Фэн Мэнлун чуаньци, 2017) Гао Фэна (Ж^).
И, наконец, в данном выпускном сочинении рассмотрена киноработа гонконгского режиссера Кристины Яо (Ш Ж ^ Иу Сюва) под названием «Империя серебра» ( ЙЖ^И Байинь диго, 2009), которая была снята при поддержке тайваньской киностудии.
Собранные и изученные автором материалы позволяют раскрыть заявленную тему в рамках поставленной цели.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и одного приложения.
Во введении обосновывается актуальность и научная новизна выбранной темы, формулируется цель, ставятся конкретные задачи, обозначены хронологические и территориальные рамки, описана методологическая основа и представлен историографический обзор.
В первой главе «Китайский кинематограф - как хранитель традиционной культуры» изложена история развития трех кинематографических школ и обозначены их общие характеристики и особенности.
Во второй главе «Конфуцианский идеал человека - «благородный муж» цзюньцзы» описан собирательный образ совершенного мужа и основные концепции конфуцианского учения, на которые опирается цзюньцзы.
В третьей главе «Образ главных героев как носителей качеств цзюньцзы фильмов в жанре уся 1967 - 2017 годов» проанализированы характер положительных героев историко-приключенческих кинолент 1967 - 2017 гг. и соответствие их поведения конфуцианским предписаниям о благородном муже.
В четвертой главе «Образ главных героев как выразителей конфуцианского идеала человека в китайских исторических фильмах 1955 - 2017 годов» представлен портрет центральных персонажей исторических кинокартин 1955 - 2017 гг. и установлено, насколько они близки к образу конфуцианского идеала человека.
В заключении автор подводит итоги проделанной работы и формулирует основные выводы.
Список используемых источников и литературы насчитывает 6 источников, среди которых 5 на русском языке и 1 на английском; 73 монографий и статей, среди которых 26 на русском, 27 на английском и 20 на китайском языках; 11 кинофильмов на китайском языке.
Эпоха Великих географических открытий привела к столкновению культурно чуждых друг к другу миров. Доминированию Китая в дальневосточном регионе был брошен вызов, силу и опасность которого Поднебесная сначала не осознала1. В турбулентную эпоху политических потрясений маньчжурской династии Цин было непросто справляться с вторжением западной культуры, ценности которой шли в разрез с конфуцианскими установками. Также в Поднебесную было привезено огромное количество западных изобретений, в частности, синематограф. С XIX в. китайцы пытались найти способ преодоления огромной культурной пропасти, возникший между двумя цивилизациями: одни пытались заимствовать политический опыт западных держав, другие старались адаптировать инородную культуру. Например, кинематограф вопреки своему западному происхождению стал новым видом искусства, с помощью которого на экранах кинотеатров проецировали картину старого Китая. Режиссеры Гонконга и Тайваня, будучи наследниками традиционной культуры, считали необходимым создавать костюмированные исторические кинодрамы, чтобы утешать сердца эмигрантов, которые тосковали по Родине.
Современный Китай - уникальная страна, являющаяся представителем двух диаметрально противоположных идейно-политических систем - конфуцианства и марксизма, которые органично взаимодополняют друг друга. «Культурная революция», оказавшая пагубное влияние на традиционную китайскую культуру, несколько исказила представление об отношении КПК к конфуцианству. А ведь в КПК с момента её зарождения сложилась традиция уважительного отношения к Конфуцию и гуманистическому ядру его учения2. И, согласно легенде, вождь КНР Мао Цзэдун семь раз перечитывал «Ши цзи» (^ йЕ) конфуцианского историографа Сыма Цяня. После завершения «Культурной революции» руководители страны занялись переоценкой культурного и исторического наследия, особенно конфуцианства 3 . И с тех пор учение Конфуция занимает одно из центральный мест в духовной жизни китайского народа. Также стоит отметить, что конфуцианство играет важную роль в гармонизации общества не только КНР, но и Гонконга и Тайваня. Поэтому неудивительно, что китайские режиссеры работали над созданием исторических фильмов о благородных мужах, ведь они были интересны зрителям. Более того, политики и деятели киноискусства трех регионов считали необходимым снимать подобные кинокартины, чтобы воспитывать народ на идеале цзюньцзы.
И, действительно, исторические киноленты XX в. КНР, Гонконга и Тайваня пестрят историями о совершенных мужах, которые одинаково самоотверженно борются за справедливость. Интересно отметить, что в западном кинематографе тоже есть герои, которые напоминают китайских благочестивых персонажей - это джентльмены и рыцари. Однако они не могут быть идентичны по своему характеру героям китайских кинофильмов, ведь на Западе представление об идеальном человеке складывалось на основе христианского учения и других философских течений4.
Стоит обратить внимание, что в кинофильмах прошлого столетия центральные персонажи являются идеальными конфуцианцами, которым свойственно быть мужественными и честными в борьбе за справедливость и выполнении долга перед государством. Более того, они являются рассудительными, уравновешенными, внимательными и милосердными в общении с окружающими им людьми. Иными словами, главные герои обладают теми качествами, которые характерны цзюньцзы - и, чжи, жэнь и ли. Однако в работах современных китайских кинорежиссеров главным героям стало свойственно ошибаться и, тем самым, отступать от моральных канонов конфуцианства. Они стали похожими на типичных западных персонажей, которым в ходе событий необходимо справиться не только с внешними проблемами, но и побороть свои сомнения и страхи, чтобы прийти к правильному выбору. Теперь китайские режиссеры предлагают зрителям героя с гамлетовским отношением к жизни, но с традиционным представлением об идеальном образе человека.
Тенденция прививать центральным персонажам модель поведения западных героев вполне объяснима - это стремление создавать кинофильмы, которые могли быть более похожи на шедевры западного кинематографа, и желание Китая привлечь внимание зрителей, продюсеров и кинорежиссеров Запада5 . Также причина кроется в том, режиссерам приходится подстраиваться под изменившиеся вкусы современной публики.
Как бы то ни было, вероятно, исторические кинокартины всегда будут востребованы среди китайских деятелей киноискусства и зрителей. Во-первых, обращение к историческим сюжетам с утвердившейся научной оценкой безопасно с точки зрения режиссеров и КНР, и Гонконга, и Тайваня, поскольку они не могут подвергнуться жесткой цензуре. Во-вторых, подобные киноленты оказывают положительное влияние на широкие массы, так как главные герои выступают в качестве образцов для подражания. В-третьих, трансляция исторического прошлого с помощью киноискусства помогает КНР, Гонконгу и Тайваню поднять свой международный авторитет. И, наконец, китайцы всегда с особым интересом относились к своей истории, поэтому исторические фильмы не могут оставить зрителей равнодушными.
Источники
на русском языке:
1. Чжун юн. «Следование середине». Введение, пер. с кит. и коммент. А.Е. Лукьянова // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). Пер. кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова. - М.: Вост. лит., 2004. С.125-148.
2. Мартынов, А.С. Конфуцианство. «Лунь юй». Пер. А.С. Мартынова. В 2 томах. Том 2. - СПб: «Петербургское Востоковедение», 2001. - 384 с.
3. Переломов, Л.С. Конфуций: «Лунь юй». Исслед., пер. с кит., коммент. Факсимильный текст «Лунь юя» с коммент. Чжу Си. - М.: Восточная литература РАН, 1998. - 588 с.
4. Сыма Цянь. Исторические записки: Ши цзи: [В 9 т.]: Т. 9 / пер. с кит. и коммент. под ред. А.Р. Вяткина. - М.: Вост. лит., 2010. - 623 с.
5. Лунь юй («Суждение и беседы»). Введение, пер. с кит. и коммент. Л.С. Переломова // Конфуцианское «Четверокнижие» («Сы шу»). Пер. кит. и коммент. А.И. Кобзева, А.Е. Лукьянова, Л.С. Переломова, П.С. Попова при участии В.М. Майорова. - М.: Вост. лит., 2004. С. 151-235.
на английском языке:
6. Mao, Zedong. Talks at the Yan’an conference on literature and art. A translation of the 1943 text with commentary by Bonnie S. McDougall. USA: University of Michigan; 1980 - P. 108.
Литература
на русском языке:
7. Воскресенский, Д.Н. Фэн Мэнлун. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. / гл. ред. M.JI. Титаренко // Т.3: Литература. / ред. М.Л. Титаренко и др. - М.: Вост. лит, 2006. - С. 463.
8. Виноградов, А.В. Китай на пороге современности: синтез идей и традиций / Политическая культура новейшего времени / Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. / гл. ред. M.JI. Титаренко // Т.4: Историческая мысль. Политическая и правовая культура / ред. М.Л. Титаренко и др. - М.: Вост. лит, 2009. - С. 194-201.
9. Григорьева, Т.П. Человек и мир в система традиционных китайских учений // Проблема человека в традиционных китайских учениях / отв. ред. Т.П. Григорьев. - М.: Наука, 1983. С. 6-16.
10. Еремеев, В.Е. Чжан Хэн. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. / гл. ред. M.JI. Титаренко // Т.5: Наука, техническая и военная мысль, здравоохранение и образование / ред. М.Л. Титаренко и др. - М.: Вост. лит, 2009. - С. 930-932.
11. Желоховцев, А.Н., Еремеев, В.Е. Музыка. Значение музыки в китайской культуре. Духовная культура Китая: энциклопедия в 6 т. / гл. ред. M.JI. Титаренко // Т.6: Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. - М.: Вост. лит, 2010. - С. 330-339.
12. Карапетьянц, А.М. Первоначальный смысл основных конфуцианских категорий // Конфуцианство в Китае. Проблемы теории и практики: [сборник статей] / отв. ред. Л. П. Делюсин. - М.: Наука, 1982. - 264 с.
13. Кобзев, А.И. Конфуцианство. Духовная культура Китая: энциклопедия в 5 т. / гл. ред. M.JI. Титаренко // Т.1: Философия / ред. М.Л. Титаренко и др. - М.: Вост. лит, 2006. - С. 280-284.
14. Кобзев, А.И. Понятийно-теоретические основы конфуцианской социальной утопии // Китайские социальные утопии. Отв. ред. Л.П. Делюсин, Л.Н. Борох. - М.: Наука, 1987. С.58-104.
15. Комм, Д.Е. Гонконг: город, где живет кино. Секреты успеха кинематографической столицы Азии. - СПб: БХВ-Петербург, 2015. - 192 с.
...