ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НА МАРШРУТЕ «ВЕЛИКОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ» 12
1.1 Становление и развитие маршрута «Великий шелковый путь» 12
1.2 Культурные связи государств «Великого Шёлкового пути» 25
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЦИВИЛИЗАЦИЙ НА МАРШРУТЕ «НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ» 38
2.1 Содержание культурных обменов в проекте «Один пояс - один путь» 38
2.2 Актуальные проблемы межкультурного взаимодействия в проекте «Новый шелковый путь» 43
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ПРОЕКТА «ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ» 48
3.1 Причины появления проекта «Один пояс - один путь» 48
3.2 Меры, гарантирующие культурное сотрудничество в проекте «Один пояс - один путь» 54
3.3 Роль культуры в рамках проекта «Один пояс - один путь» 60
3.4 Направления и формы межкультурного взаимодействия в рамка проекта «Один пояс - один путь» 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 81
Актуальность исследования. Как известно, история древнего Шелкового пути - это великая история слияния и развития человеческой цивилизации. Сегодня инициатива «Один пояс - один путь» основана на культуре древнего Шелкового пути, она наследует и развивает его культурный дух, придает ему коннотации новой эры. XXI век - век глобализации в международных отношениях. Проект «Один пояс - один путь» является важным способом, направленной на содействие международному региональному сотрудничеству и развитию мировой экономики в условиях слабого и медленного восстановления мировой экономики и сложной, нестабильной международной обстановки. Его содержание богато и разнообразно, оно включает не только политическое, экономическое и военное сотрудничество, но и сотрудничество в различных областях, таких как культура, образование, наука и техника.
Культура Шелкового пути характеризуется разнообразием, уникальностью и межкультурностью. Изучение роли культуры в рамках инициативы «Один пояс - один путь», несомненно, имеет далеко идущее значение. Культура играет роль моста в международных отношениях. Культурные обмены и культурное сотрудничество предоставляют странам, расположенным вдоль маршрута «Одного пояса - одного пути», возможность развиваться и укреплять взаимопонимание и признание. Культурный обмен может способствовать не только экономическому сотрудничеству и политическому взаимному доверию между странами, но и решению сложных проблем культурного обмена между странами вдоль маршрута и создать хорошую культурную атмосферу для успешного осуществления стратегии «Один пояс - один путь».
Предмет диссертационного исследования - сотрудничество и обмены в области культуры и гуманитарной сфере в проекте «Один пояс - один путь» и значимость, роль и проблемы культурных обменов в проекте.
Объект диссертационного исследования - история и культурные обмены Великого шелкового пути и его роль в развитии современной человеческой цивилизации.
Проект «Один пояс - один путь» - совместная инициатива для новой глобализации и нового глобального управления, которая включает в том числе культурные обмены.
Поэтому цель диссертационного исследования заключается в определении роли культурной составляющей во внешней политике Китая в рамках его участия в проекте «Один пояс - один путь».
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Определить роль и значение Великого шелкового пути в истории человеческой цивилизации в сочетании с историей Великого шелкового пути.
2. Раскрыть существо проекта «Один пояс - один путь» в области культуры и значение ее реализации для современной внешней политики Китая и регионального сотрудничества.
3. Рассмотреть и дать оценку нормативно-правовым основам гуманитарно-культурного сотрудничества Китая с другими странами в рамках проекта «Один пояс - один путь».
4. Проанализировать вызовы и проблемы культурных обменов и сотрудничества, с которыми проект «Один пояс - один путь» может столкнуться в новую эру.
5. Выявить основные направления и формы взаимодействия Китая с другими странами-участниками проекта «Один пояс - один путь» в области культуры.
Степень научной разработки темы. После старта проекта «Один пояс - один путь» исследования по Шелковому пути в Китае быстро расширились, и даже были созданы специальные академические научно-исследовательские институты. К настоящему времени в рамках проекта «Один пояс - один путь» в Китае было опубликовано большое количество связанных с этой темой работ. Результаты включаются в сборник статей, отредактированных и опубликованных Финансовой школой Китайского университета Жэньминь и ученых из Китая и многих стран Центральной Азии «Эра Евразии - Синяя книга экономики Шелкового пути 2014 - 2015»1 . Синяя книга содержит в себе интерпретация и мнения экспертов из разных стран о стратегии «Один пояс - один путь» с точки зрения экономики, политики, географии и культурных особенностей и имеет большое значение. Это одно из наиболее полных и всесторонних исследований проекта «Один пояс - один путь».
Работ китайских исследователей, посвященных содержанию и значению «Одного пояса - одного пути», уже довольно много. Например, книга «Один пояс - один путь»2 китайских ученых Ло Вэйдуна, Цинь Юйцай и Чжоу Гупина. В ней в форме вопросов и ответов всесторонне анализируется проект «Один пояс - один путь», определяется его значение для будущего развития Китая и его международное значение. О задачах и проблемах, стоящих перед инициативой «Один пояс - один путь», китайский ученый Ван Ивэй писал в монографии «Один пояс - один путь: возможности и вызовы».3 Автор проанализировал современную экономическую и политическую ситуацию, на основе которой он объяснил причины возникновения этой инициативы и раскрыл ее преимущества для страны.
Статья еще одного китайского исследователя Лю Гэнцэнь «Дипломатия Шелкового пути»4 сочетает в себе исследований национальной дипломатии на древнем Шелковом пути. Она сравнивается с сегодняшним дипломатическим статусом Китая в Центральной Азии. В работе также анализируются изменения в дипломатических отношениях Китая с другими странами в разные периоды.
Если исследований, посвященных проекту «Один пояс - один путь» довольно много, то работ, в которых бы содержался анализ сотрудничества в области культурных обменов в рамках проекта «Один пояс - один путь» немного. В области культурных обменов основное внимание в китайских исследованиях уделяется культурной дипломатии. В книге Чжоу Лицзюаня «Зарубежный культурный обмен и дипломатия Нового Китая»5 была составлена история зарубежных культурных обменов Китая с момента основания Нового Китая. Из выводов, сделанных автором, видно, что культурная дипломатия Китая постоянно повышает свой международный дипломатический статус. В статье «Роль культуры в стратегии «Пояс и дорога»6 другой китайский ученый Тан Жэньву подчеркнул: «В процессе реализации проекта "Один пояс и один путь" мы должны активно исследовать и защищать культурные ресурсы Шелкового пути, играть роль культурных обменов, усиливать культурную мягкую силу Китая и способствовать развитию культуры».7 В статье «Продвижение гуманитарного общения «Один пояс - один путь»: трудности и ответы»8 китайская исследовательница Синь Лицзю отметила: «Из-за вмешательства западных стран, сложного положения стран вдоль маршрута и ограничений собственных возможностей Китая, в процессе продвижения гуманитарного обмена «Один пояс - один путь», Китай сталкивается со многими проблемами». 9 В статье «Гуманитарный обмен в проекте «Один пояс - один путь»: значение, практический путь и механизм строительства»10 исследователи Сунь Цуньлян и Ли Нин считают, что можно способствовать гуманитарному обмену в проекте «Один пояс - один путь» через культурные сотрудничество и обмены, сотрудничество в области образования и академические обмены, а также создание мозгового центра «Один пояс - один путь» и т.д.11 Хотя научные исследования о проекте «Один пояс - один путь» были опубликованы и становятся всё больше и больше. Большинство статей недостаточно систематизированы, анализ недостаточно глубок, авторитетная теория относительно отсутствует, и еще остается много исследовательского пространства.
Кроме того, по сравнению с китайскими, зарубежные ученые имеют относительно мало исследований по теме «Один пояс - один путь». И они больше концентрируют внимание на подъеме Китая и влиянии его на мировую экономику, мало ученых изучает этот проект с точки зрения культурных обменов. Например, в статье «Китайская мечта и «Один пояс, одна дорога»: внешняя политика Китая при Си Цзиньпине»12 Эксперт из Королевского института по международным делам (Англия) Фердинанд Питер отметил, что «Пояс и дорога» является наиболее заметным и долгосрочным важным шагом Китая на данном этапе, способствующим укреплению связей в Евразии.13
В российской науке также преобладает интерес к политическим и экономическим аспектам проекта «Один пояс - один путь».14 В статье «Один пояс, один путь - политические и экономические измерения»15 эксперты С.Г. Лузянин, А.В. Афанасьева подчеркивают важное значение ресурсов китайской диаспоры в строительстве Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП) и Морского Шелкового пути XXI века (МШП-21). Среди немногочисленных исследований, посвященных культурному аспекту проекта «Пояс и путь», отметим статью эксперта Центра Азиатско-тихоокеанских исследований А.В Ломанова, в которой сделан акцент на том, как проект «Один пояс - один путь» используется для усиления культурного влияния в мире.16
Таким образом, исследования в области культурных обменов в рамках «Одного пояса - одного пути» в Китае и за рубежом все еще находятся в начальном состоянии, а базовые теоретические исследования и рекомендательные исследования относительно отсутствуют.
Теоретическая и методологическая база исследования. Теории включают в себя:
1. Теория глобализации. Проект «Один пояс - один путь» является новой моделью глобализации в качестве внешней политики Китая.
2. Теория геополитики. Этот проект является новым маршрутом разрешения проблем региональной экономики и укрепления межкультурных обменов и сотрудничества. Великий шелковый путь сегодня приобретает большое значение не только в связи с изучением его богатого историко-культурного наследия, но и в попытках решить с его помощью проблемы геополитического характера.
3. Аксиология культуры. В странах, расположенных вдоль маршрута «Один пояс - один путь» находятся страны, которых разные культуры, нации, религии, цивилизации, концепции взаимопонимания, культурные ценности и правовые системы. У каждой культуры есть своя сущность и система ценности. В истории они все уникальные.
4. Цивилизационная теория. Согласно цивилизационной теории, историческое развитие разных цивилизаций зависит от природно-географических и культурно-религиозных факторов, оказывающих воздействие на социальное бытие разных народов. Шелковый путь сохраняет за собой роль межцивилизационного моста.
В ходе работы применялись следующие конкретные методы исследования:
1. Исторический метод, основанный на изучении возникновения, формирования и развития Великого шелкового пути.
2. Семантический анализ и контент-анализ применялись при изучении основных документов и договоров, регулирующих функционирование проекта «один пояс - один путь»
3. Сравнительный анализ: Новый шелковый путь сформирован на основе Великого шелкового пути. Мы можем сравнить различие и влияние в истории старого и нового шелкового пути.
4. Кросскультурный метод применялся для изучения происхождения, развития, истории, характеристик каждой культуры, их взаимозависимости и взаимодействия.
5. Системный метод позволяет добиться комплексного видения проекта «Один пояс - один путь» в рамках современных международных отношений.
Источниковая база исследования подразделяется на:
1. Документы ООН. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций.17
2. Документы и материалы с Онлайн-платформы ЮНЕСКО «Шелковый путь».18
3. Межправительственные соглашения о культурном обмене и сотрудничестве и совместные заявления в проекте «Один пояс - один путь».19
4. Официальные документы правительства Китая: Белая книга «Прекрасные перспективы и практические действия по совместному созданию Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI в.», «Эра Евразии - Синяя книга экономики Шелкового пути 2014 - 2015».20
5. Официальные документы: «План Министерства культуры КНР по развитию индустрии культуры на период 13-й пятилетки. 18
6. Официальные планы министерства культуры КНР «Один пояс - один путь» (2016-2020 годы).21
7. Результаты работы мозговых центров - мозговой центр «Ляо Ван», «Center for China and Globalization», «One Belt One Road 100» (КНР).22
8. Выступления руководителей КНР, министров по вопросам развития проекта «Один пояс - один путь».23
Новизна исследования подтверждается тем, что до настоящего времени работ как иностранных ученых, так и китайских, в которых бы анализировалась роль и влияние обменов и сотрудничества в области культуры в проекте «Один пояс - один путь», немного. Практическая значимость работы подчеркивается новизной избранной для изучения темы. Материалы диссертации могут использоваться в дальнейших научных разработках, в учебном процессе и в практической деятельности культурного обмена.
Структура исследования определяется поставленными задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Отдельные положения работы были изложены в докладе на международной студенческой конференции «Общественная дипломатия глазами студента-международника», состоявшейся 24 сентября 2018 г. в СПбГУ при поддержке Фонда поддержки общественной дипломатии им. А.М. Горчакова и опубликованы в статье:
Ван Сяо. Общественная дипломатия и формирование имиджа. Китая в условиях проекта- «Один пояс, один путь». //Общественная дипломатия глазами студента-международника. Сборник материалов международной научно-практической студенческой конференции/ Под ред. Ю.В. Николаевой, Н.М. Боголюбовой и др. - СПб.: Скифия-принт, 2019 С. 125-128.
На Великом шелковом пути караваны перевозили шелк, фарфор, чай, специи и ювелирные изделия, чтобы происходило общение между китайскими и западными культурами и технологиями. Великий шелковый путь в истории - это путь сильных культурных обменов, в котором происходит обмен различными культурами, формируя богатую и яркую человеческую цивилизацию. До сих пор материальная культура и духовная культура, которые были обменены с Китаем и зарубежными странами по Шелковому пути по-прежнему играют важную роль сегодня. Великий шелковый путь имеет большое историческое значение и способствует развитию человеческой цивилизации.
Инициатива «Один пояс - один путь» является важной национальной стратегией развития, разработанной Китаем перед лицом новых внутренних и международных ситуаций в новую эпоху. Суть в том, чтобы использовать международное влияние древнего шелкового пути, чтобы построить проект «Один пояс - один путь» в качестве возможности содействовать сотрудничеству и беспроигрышной ситуации в регионе и странах вдоль маршрута для повышения уровня региональной интеграции, и наконец, для достижения общего развития и процветания стран на этом пути. Развитие стран по всему миру неотделимо от культурных обменов. Строительство экономического пояса Шелкового пути - это не только экономические проблемы, но и культурная роль Шелкового пути занимает важное место. Несмотря на многие важные достижения в области культурных обменов, все еще существует множество реальных проблем и вызов в области культурного обмена проекта «Один пояс - один путь». Основными проявлениями являются: на политическом уровне государственная поддержка культурных обменов сильно различается, политические беспорядки в некоторых странах вдоль маршрута и западные гегемонистские силы проникают и вмешиваются; на экономическом уровне большинство стран вдоль маршрута из-за экономического развития затруднений, вызванных задержкой культурных обменов, недостаточное и слабое развитие культурных индустрий; на культурном уровне значительные различия в языке, образе мышления, уровне культурного развития, религиозной культуре и обычаях стран вдоль маршрута.
Для решения проблем культурного обмена необходимо создать стабильную политическую среду для культурных обменов, обеспечить экономическую основу, создать определенный механизм сотрудничества, связанный с культурным обменом, содействовать культурным обменам и заложить хорошую основу для более глубоких контактов между странами вдоль маршрута.
Реализация инициативы «Один пояс - один путь» может не только изменить роль Китая, но и изменить ситуацию мира. Культурный обмен между странами будет достигнуть взаимопонимания и признания, взаимного развития, взаимной выгоды и общего выигрыша для создания «сообщество единой судьбы» между Китаем и странами, расположенными вдоль маршрута. Таким образом, культурный обмен является социальной основой для развития, а культурные обмены служат мостом между странами, способствующими общему развитию.
Источники
на русском языке
1. 12-я пятилетка. [Электронный ресурс]. URL: http://russian.china.org.cn/business/node_7103889.htm
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята Резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 года [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarati ons/ summitdecl.shtml
3. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути [Электронный ресурс]. URL: kremlin.ru/supplement/4971
4. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве от 18 декабря 1992 г. [Электронный ресурс]. URL: docs.cntd.ru/document/1900252
на китайском языке
5. Выступление министра культуры КНР Дин Вэй. [Электронный ресурс]. URL: https://www.guancha.cn/politics/2017_05_12_408065_s.shtml ^^МйОМЖТ^: ^^ЖЖ >ЖЖЖЖ^МЙШ»Ш
6. Видение и действие, направленные на продвижение совместного строительства "Экономического пояса Шелкового пути" и" Морского Шелкового пути 21-го века", 23 апреля 2015. [Электронный ресурс]. URL: ru.china-embassy.org/rus/ggl/t1257296.htm ffi^ ЛМ^Ж^ЖШп 21 Щ:ШЖШШШ
7. План действий по культурному развитию в рамках строительства «Один пояс - один путь» (2016-2020)». Министерство культуры КНР [Электронный ресурс]. URL: http://news.china.com.cn/2017-01/13/content_40097927_4.htm ^О^Ф^Ж’^^МТ ^OJ (2016—2020 ^)
8. Синяя книга по культуре - 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://www.gdwh.com.cn/whwnews/ 2011/0916/article_9663.html 2011 ^{^^^^^»
9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о культурном сотрудничестве. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900252
10. «Эра Евразии - Синяя книга экономики Шелкового пути 2014 - 2015». 2014 hfcM0^)^ ^
11. Развитие туристических ресурсов Китая в рамках проекта «Один пояс - один путь». 2016. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. URL: https://wenku.baidu.com/view/ e5a2c094a1116c175f0e7cd184254b35eefd1ac0.html ^##> ^ Ф-Ж” ШЯЙВШ&ЙЙШ
на английском языке
12. Donald Trump's national security strategy [Электронный ресурс]. URL: https://www.dw.com/en/donald-trumps-national-security-strategy-dont-read-too-much-into-it/a-4 1852027
13. Prospects and challenges on China’s ‘one belt, one road’: a risk assessment report. [Электронный ресурс]. URL: https://static1.squarespace.com/static/ 529fcf02e4b0aa09f5b7ff67/t/554c49cee4b06fc215162cb4/ 1431062990726/One+Belt
Литература
Книги
на русском языке
1. Марко Поло. Книга чудес света М.: ЭКСМО, 2009.
2. Маркс К. Экономическая рукопись. (1861-1863) Процесс производства капитала //Сочинения. Т. 48. М.: Издательство политической литературы, 1980.
...