Введение 3
Глава 1. 1978 - 1989 11
1.1. Интеллигенция в первые годы реформ 11
1.2. Первые сомнения в правильности политического курса 14
1.3. Рост числа и развитие интеллектуальных объединений и обществ 18
1.4. «Культурная горячка», «-измы» и влияние Запада 23
1.5 Дискуссии интеллигенции о пути развития страны 27
Глава 2. 1989 - 2002 32
2.1. Интеллигенция и Тяньаньмэнь 32
2.2. Изменения в общественном сознании 36
2.3. Неоконсерватизм и национализм 39
2.4. Улучшение материального положения 42
Глава 3. 2002 - 2012 46
3.1. Прогнозы западной интеллигенции о Китае в XXI веке 46
3.2. Концепция «Гармоничного общества» 49
3.3. Интеллигенция и Интернет 53
3.4. Интеллигенция и «утечка мозгов» 57
Заключение 63
Приложение 71
Список источников и литературы 73
Китайская интеллектуальная элита на протяжении всей истории Китая играла важную роль в жизни страны. С течением времени менялось ее мышление, проблемы, идеология, но неизменным оставалось одно - ее позиция главного интеллектуального двигателя преобразований и общественных перемен, которые происходили в Китае. Именно от ее деятельности во многом зависит прогресс в политическом, социально-экономическом и духовном развитии общества, содержание, характер и темпы социальных изменений.
Китайская интеллигенция - чжиши фэньцзы - довольно неоднородна. Для простоты понимания можно условно разделить ее представителей на пять групп в зависимости от уровня их взаимодействия с государством. Первые - это те, кто является «глашатаем» партии; «те, кто пишут пером» (^^^ биганьцзы - человек, умеющий сочинять и писать статьи и т. д.) и своих идей при этом не излагают. Следующая группа - это экспертные круги1 (,У',;.И1 - чжиланьтуань), которые занимаются индивидуальными и независимыми исследованиями. Темы изучения выбираются партией; например, они пишут о новых реформах и продвигают идеи государства. Установленная тема, однако, ограничивает их полностью; это значит, что они развивают не свои идеи, а те, которые были определены как важные другими людьми. Еще дальше от государства отстоит третья группа - ученые-теоретики и исследователи (^^# - чунь сюэчжэ), которые обычно вовлечены в чисто научные исследования, далекие от политики. Еще одна группа - «публичные интеллектуалы» (^^^Ш^^ - гунгун чжиши фэньцзы), представители которой обсуждают темы, вызывающие общественный интерес и резонанс, например, идеи либерализма и консерватизма. Они - часть академической структуры и часто работают на различные университеты или Академию общественных наук Китая. Несмотря на то, что диссидентами они не являются, все же представители этой группы стараются держаться от государства на некотором расстоянии. И последняя группа - «диссиденты» (^ - ии фэньцзы), которые вовлечены в общественные дискуссии и на чьи идеи партия прямого влияния не оказывает. Часто они живут за пределами Китая2.
Большинство представителей интеллигенции предпочитает быть частью этой системы, потому что доступ к необходимым для исследований ресурсам почти полностью сосредоточен в руках партии. Даже политологи, социологи и экономисты, которые по статистике присоединяются к диссидентским группам чаще остальных, часто надеются стать советниками или консультантами в правительственных органах 3 . Это - своеобразная традиция китайской интеллектуальной элиты, которая с самых ранних времен в истории Китая отличалась прагматизмом и стремилась к участию в делах правления. Так, одной из главных задач исследователей в сфере гуманитарных наук, социологов и культурологов является помощь чиновникам в ходе их подъема по карьерной лестнице в партийном руководстве, распространении и пропаганде их идей среди народа4. Представители интеллигенции часто избегают выходить за пределы идеологических границ, установленных КПК. В противном случае они рискуют потерять государственную поддержку своей деятельности, гранты, финансируемые публикации, доступ на всевозможные конференции и, возможно, даже свою работу5.
После смерти Мао Цзэдуна положение интеллигенции в обществе начало стремительно меняться. Начавшиеся реформы под руководством Дэн Сяопина способствовали смене вектора развития страны, а вместе со страной изменялась и интеллигенция. Скептицизм по отношению к политике государства, ярко проявившийся в 1980-е годы, вкупе с активным проникновением западных идей и ослаблением контроля государства за деятельностью интеллигенции, способствовал развертыванию дебатов о необходимости демократизации общества и поискам новых путей развития страны. Критические настроения среди интеллигенции распространялись вплоть до лета 1989 года, после чего отношения между ней и государством претерпели резкие изменения. Успешное течение реформ в 1990-х годах и проводимые КПК социальные реформы и пропагандистские кампании способствовали росту патриотических настроений. Политика Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, направленная на привлечение представителей интеллигенции к совместной работе на благо Китая, тоже приносила свои плоды. С начала осуществления политики реформ и открытости в 1978 году до прихода к власти Си Цзиньпина в 2012 был временем становления современной китайской интеллектуальной элиты, что обуславливает актуальность данного исследования.
Китайская интеллигенция сыграла важнейшую роль в социально-политической и культурной жизни страны в последние десятилетия ХХ века и в начале XXI века. Кроме того, в 1978 - 2012 годах формировалось мировоззрение многих из тех, кто сейчас находится у власти в КНР или оказывает серьезное влияние на настроения в обществе. В то же время в отечественном китаеведении исследований, посвященных особенностям трансформации взглядов и деятельности представителей китайской интеллектуальной элиты в этот период, явно недостаточно, что определяет новизну данной работы.
Цель данной работы - изучить деятельность и взгляды представителей китайской интеллигенции в 1978 - 2012 годах и проследить трансформацию ее взглядов, позиций и методов взаимодействия с государством.
Указанная цель определила постановку следующих задач:
• проследить развитие отношений между представителями интеллигенции и государством в последней четверти XX века и начале XXI века;
• выявить причины формирования и распространения в кругах интеллигенции критических и диссидентских идей;
• изучить влияние западных концепций на изменение основного вектора мысли представителей интеллектуальной элиты в годы начала политики реформ и открытости;
• проанализировать особенности развития культуры в данный период;
• разобраться в причинах обращения интеллигенции к идеям демократизации страны;
• выявить основные вехи эволюции политики государства в отношении интеллигенции после событий 1989 г.;
• проанализировать рост патриотических и националистических тенденций среди представителей интеллигенции;
• рассмотреть западную аналитику и прогнозы о будущем Китая в XXI веке;
• оценить влияние распространения Интернета на интеллектуальное сообщество;
• выявить причины и последствия «утечки мозгов» за рубеж.
В ХХ веке написано огромное количество работ, посвященных китайской интеллигенции. Так, вопросы, связанные с проблемами китайской интеллигенции, ее местом в обществе и взаимоотношениях с государством, а также ролью в революционных процессах, раскрыты в исследовании Ю. М. Галеновича6. Бенджамин Шварц7, председатель Ассоциации Азиатских исследований в Гарвардском университете, в своей работе исследует взаимодействие китайской интеллигенции с западными идеями, приходя к выводу, что Китаю стоит оставить прошлое позади и стремиться к модернизации. Он рассматривает факт недоверия интеллигенции к Мао Цзэдуну как важный фактор формирования нового ее поколения. Статья Эдварда Гу «Cultural intellectuals and the politics of the cultural public space in Communist China (1979 - 1989): A case study of three intellectual groups»8 содержит информацию о том, какое влияние оказала на студентов и интеллигенцию 1980-х годов политика и реформы Дэн Сяопина, и рассматривает основные направления мысли среди представителей интеллигенции. В книге «The power of Tiananmen: State-society relations and the 1989 Beijing student movement»9, написанной Чжао Динсинем, раскрывается взаимосвязь отношений между обществом и государством, а также описываются процессы постепенной радикализации мышления среди интеллектуальной элиты в 1980-е годы. Себастьян Вег10, профессор Высшей школы социальных наук во Франции, посвятил свою монографию отношениям взаимозависимости между представителями интеллигенции и КПК, влиянию, которое их взаимодействие оказывает на политику страны, анализу роли в жизни общества создаваемых интеллигенцией ассоциаций и институтов. Профессор истории в Бостонском университете Мэрл Голдмэн в своей работе «The paradox of China's post-Mao reforms» 11 рассматривает все аспекты начавшихся в 1978 году реформ, которые, по ее мнению, с одной стороны, сделали возможным повышение уровня жизни большинства населения Китая, но, с другой стороны, привели к ослаблению центрального правительства, усилению неравенства и расколу общества. В статье «China's intellectuals in the Deng era: loss of identity with the state»12 она, совместно с Перри Линком, рассматривает развитие отношений между государством и интеллигенцией в 1980-х и начале 1990-х годов. Мэрл Голдмэн также выступила редактором сборника статей «Chinese Intellectuals between State and Market», авторы которых исследовали разные аспекты процессов, происходящих с китайской интеллигенцией с начала политики реформ и открытости. Так, статья Сюзанны Огден «From patronage to profits: the changing relationship of Chinese intellectuals with the party-state» 13 посвящена роли китайской интеллигенции в укреплении гражданского общества Китая. Особое внимание автор уделяет деятельности растущего класса предпринимателей и ее влиянию на процессы формирования культуры и системы ценностей страны. В статье Сю Цзилиня «The fate of an enlightenment: Twenty years in the Chinese intellectual sphere (1978 - 98)» 14 исследуются изменения, произошедшие в китайских интеллектуальных кругах за двадцать лет, раскрываются основные идейные течения, возникшие в среде представителей интеллигенции, выявляется ряд процессов, способствовавших быстрой смене идей о пути развития страны в ее кругах. В работе «State and society in China's democratic transition: Confucianism, Leninism, and economic development»15 Го Сяоцинь исследует возможные пути демократизации Китая, предполагая возможные пути развития, начало которых кроется в событиях последней четверти ХХ века, делая упор на роли разных слоев общества в этих процессах. Исследование особенностей, которые были присущи разным поколениям китайской интеллигенции, представлено в работе Чжана Юнцзе и Чэна Юаньцзе 16 . Авторы изучают представителей интеллектуальной элиты, чья деятельность началась после окончания «культурной революции», и чьи идеи и взгляд на мир формировались под влиянием реформ 1980-х годов. Распространение западных идей среди интеллигенции и студентов рассмотрено в работе Чжу Пэйляня17; автор изучает причины привлекательности зарубежных идей, а также факторы, способствовавшие их быстрому распространению в кампусах университетов. В работе журналиста The New Yorker Эвана Озноса «Age of Ambition: Chasing Fortune, Truth, and Faith in the New China»18 приведены основанные на опыте его продолжительного нахождения в Китае заметки о трансформации китайского общества в начале нового века, расцвете индивидуализма и прочих социальных переменах.
Данное исследование опирается в основном на англоязычную литературу. Присутствуют также отечественные работы общего характера и ряд статей на китайском языке. Стоит упоминания, что по причине «чувствительности» темы в китайских источниках она раскрывается в основном с одной стороны.
Структура работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы, приложением. Во введении автор формулирует актуальность темы, ставит цель и задачи исследования. Хронологические рамки работы - 1978 - 2012 годы, однако автор по необходимости делает экскурсы в более ранний период. В данной работе не рассматриваются подробности событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, однако проанализировано влияние, оказанное ими на интеллигенцию и ее последующие отношения с государством и партией.
Первая глава посвящена периоду с 1978 по 1989 годы, в ней раскрыт облик интеллигенции на момент начала политики реформ и открытости, а также рассмотрены настроения, превалирующие в среде интеллигенции в то время. Проанализирован феномен быстрого роста числа интеллектуальных объединений и обществ. Обсуждается влияние западных идей на формирование системы ценностей в кругах интеллигенции, рассмотрены процессы поиска интеллигенцией альтернативных путей развития страны.
Вторая глава посвящена изменению курса властей после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь, а также тому, как новая политика повлияла на интеллигенцию, на ее финансовое состояние и на характер восприятия ею ситуации в стране и политического курса. Рассмотрены перемены в общественном сознании под влиянием успехов экономических реформ. Выявлено влияние пропагандистской деятельности правительства и распространения идей патриотизма и национализма на отношение интеллигенции к политике властей.
Третья глава посвящена вступлению Китая в новый XXI век, с момента вступления Ху Цзиньтао в должность Генерального секретаря ЦК КПК. Освещены прогнозы западной интеллигенции по поводу будущего страны. Рассмотрена политика Цзян Цзэминя и Ху Цзиньтао, направленная на стимулирование развития научного прогресса. Проанализировано влияние распространения Интернета на дифференциацию интеллигенции, на доступные каналы распространения своих идей, а также позиция государства по этому поводу. Выявлены причины эмиграции представителей интеллигенции за рубеж, а также действия, предпринимаемые правительством с целью остановить эту тенденцию.
В заключении исследования данные обобщаются, делаются выводы.
Китайская интеллектуальная элита, с древнейших времен участвуя в делах правления, всегда играла важную роль в жизни страны. В конце ХХ века интеллигенция представляла из себя довольно обособленную группу, редко напрямую взаимодействующую с простым народом. Предпочитая находиться в таком же кругу интеллигенции, ее представители объединялись в группы по месту работу, например, в Академии наук Китая или Академии общественных наук Китая, университетах, учреждениях культуры, средствах массовой информации и в различных министерствах и правительственных структурах. После репрессий и преследований, которые она пережила в ходе кампаний 1950 - 1960-х годов, ее представители горячо приветствовали новый курс государства, новые реформы, веря, что им предназначено сыграть решающую роль в процессе трансформации государства и его демократизации. Они были убеждены, что с началом политики реформ и открытости начнется пора реформ в обществе. С началом политики «четырех модернизаций» в конце 70-х - начале 80-х годов государство действительно ощутило нужду в образованных людях. Были расширены академические свободы и открыты университеты. Представители интеллигенции в своих обсуждениях затрагивали все более широкий круг тем; начался расцвет литературы «шрамов» и литературы «дум о прошедшем», распространялись дебаты о политике, гуманизме, литературе. Интеллигенция, почувствовав свободу, начала мечтать об еще большей демократизации общества.
Тем не менее, в начале 1980-х распространяющиеся дискуссии стали вызывать все большие опасения у государства. В связи с этим критике подвергся Бай Хуа и его сценарий фильма «Безответная любовь». Среди распространявшейся пропаганды такого понимания патриотизма, в рамках которого любовь к родине означала и безоговорочную любовь к партии, высказывать свою противоположную позицию становилось опасно. Некоторые представители интеллигенции начинали критиковать сложившуюся ситуацию, распространение коррупции, предрассудки и ложь. Однако они указывали именно на конкретные недостатки, не подвергая сомнению стабильность и легитимность коммунистического режима. Кроме того, в начале 80-х годов из деревень начала возвращаться образованная молодежь, сосланная туда во времена «культурной революции», полная надежд и стремления изменить жизнь в стране к лучшему, с желанием демократизировать страну после маоистской эпохи. Однако с течением времени университетские знания, которые были востребованы после завершения «культурной революции», становились все менее значимыми. Те отрасли, которые быстро развивались после начала осуществления новой экономической политики, перестали испытывать нехватку в образованных людях; помимо этого, по большей части внедряемые тогда технологии легко осваивались рядовыми работниками без ученой степени и даже без высшего образования. Стремительное ухудшение финансового положения интеллигенции заставило ее усомниться в том, что она действительно играет одну из ведущих ролей в «восстановлении» страны. Продолжающееся ужесточение контроля партии над деятельностью интеллигенции стимулировало ее стремление осмыслить свое истинное место в жизни нового Китая.
Интеллигенция оказалась на распутье - с одной стороны, она видела позитивные перемены постмаоистской эпохи, с другой - понимала, что реформы идут слишком медленно. Начался поиск новых возможных путей развития страны, новых культурных концепций. Интеллигенция попыталась найти корни проблем страны того периода в прошлом Китая. Началось повсеместное изучение ее представителями традиционной китайской культуры, распространялись попытки интерпретировать ее по-своему. Эта волна критики традиционной культуры и национального китайского характера получила название «культурная горячка». Все более активно предпринимались попытки реформировать традиционные уклады, найти новый вектор развития страны; в кругах представителей интеллигенции возрос интерес к изучению западных идей и концепций. В процессе модернизации возросла степень автономии интеллигенции, расширились возможности контактов, сотрудничества с зарубежными специалистами. Западные идеи повсеместно обсуждались в стенах университетов, в сформированных «салонах» и на конференциях. Интеллигенция пыталась найти свое место в новом Китае. Расширялись сети интеллектуальных сообществ и объединений. Появились новые печатные издания, в позитивном ключе рассказывающие о жизни за рубежом. Многие китайцы уезжали за границу жить и учиться. Рост интереса представителей интеллигенции к Западу все более беспокоил партийных лидеров; началась кампания «борьбы с духовным загрязнением». Однако в середине 1980-х основная часть интеллигенции все еще так или иначе поддерживала выбранный государством магистральный путь развития, тем не менее, выражая уверенность в необходимости масштабной демократизации общества; интеллигенция все еще надеялась, что сможет привести страну к новому, свободному будущему.
Во второй половине 1980-х годов кризисные явления в экономике сопровождались и ужесточением позиции государства в отношении интеллигенции. Кроме того, произошла чистка руководящего состава. В ходе разворачивающейся кампании борьбы с «буржуазной либерализацией» интерес интеллигенции к проблеме взаимоотношений традиции и развития становился все более глубоким. В ходе разворачивающейся кампании против «буржуазной либерализации» вопросы интеллигенции о том, насколько традиция тормозит развитие, становились все глубже. Отношение интеллигенции к вопросу национальной идентичности начало меняться - теперь интеллигенция стала менее склонна рассматривать традиционную культуру как отсталую, а, наоборот, стала обращаться в прошлое в поисках ответов на вопросы настоящего. Она стала ставить под сомнение саму правильность выбора социалистического пути развития. На фоне обострения социальных проблем и роста уровня инфляции прошла волна протестов. Неуверенность как интеллигенции, так и обычных людей в завтрашнем дне стала причиной столь быстрого распространения диссидентских идей. Развитие экономического кризиса все более убеждало интеллигенцию в необходимости демократизации страны. Широким рядом видных ее представителей были поданы три петиции с критикой курса властей, в которых особо отмечалась необходимость соблюдения прав человека и гражданских свобод, подчеркивалось, что страна находится в кризисе из-за жесткой плановой экономики и косной политической системы. Во время событий лета 1989 года на площади Тяньаньмэнь интеллигенция оказала широкую поддержку деятельности студентов. Она полагала, что июньские события стимулируют поворот к демократизации страны.
В 1990-е годы в Китае наступил долгий период относительной политической стабильности. Готовность властей продолжать курс реформ даже после военных репрессий помогла партии завоевать доверие интеллигенции. Происходили значительные изменения в общественном сознании. Те представители интеллигенции, кто был наиболее радикален в своих суждениях, бежали на Запад, оставшаяся же часть была вынуждена перейти на более консервативные позиции и переключиться на научные исследования, не затрагивающие идеологически чувствительных вопросов. Желание интеллигенции радикальным образом воздействовать на режим сходило на нет. Усилился идеологический контроль над ее деятельностью. Ранее с восхищением смотревшая на реформы в России, в начале нового десятилетия интеллигенция разочаровалась в низких экономических показателях страны, сравнивая ее с Китаем, где изменения шли полным ходом и экономическая ситуация улучшалась изо дня в день. Извлекая уроки из российского опыта, представители интеллигенции пришли к общему мнению, что на том этапе развития Китая достичь демократии в ближайшей перспективе не представлялось возможным. Вместо этого следует отдавать приоритет стабильности, сосредоточиться на рыночных реформах и проводить политические преобразования осторожно и постепенно. Более того, изменению прозападной ориентации китайской интеллигенции способствовало холодное и предвзятое освещение западными СМИ ситуации в Китае. На фоне этого ЦК КПК начал более активно проводить реформы в области культуры, науки и образования, повышая уверенность представителей интеллигенции в светлом будущем страны. Начался стремительный подъем патриотизма в ее кругах.
Распространялись идеи неоконсерватизма и национализма, которые служили объединяющим звеном для представителей разных групп общества. Росла гордость за достижения и успехи китайской экономической реформы. Фокус внимания смещался с требований демократизации, которые были распространены в 1980-х годах, на дебаты о политической стабильности, патриотизме, росте экономических показателей и улучшении жизни народа. В 1990-х годах идеи либерализации обсуждались в основном в связи с экономической и социальной сферами, а не в связи с политикой. Расширение свобод в экономическом поле рассматривалось как важнейшее условие для развития. Идеи о реформировании и демократизации общества потеряли свою популярность. Представители интеллигенции теперь полагали, что Китай может достичь еще большего процветания только под чутким руководством Коммунистической партии. Они пришли к пониманию того, что западную демократическую систему на данном этапе невозможно внедрить в Китае. Вместо этого интеллигенция сосредоточила свои усилия на помощи партии в достижении общественного благополучия.
Значительные изменения стали происходить в благосостоянии китайской интеллигенции. Она стала более коммерчески мотивирована, и вместо того, чтобы, как это было в 1980-е, бросать вызов режиму, предпочла избегать «чувствительных» тем и сосредоточиться на получении финансовой выгоды. Некоторые ее представители пытались упрекнуть партию в том, что она не служит интересам общества в достаточной мере, однако такие люди не находили почти никакой поддержки. Расширились возможности применения академических знаний во многих сферах деятельности, возникало множество крупных и средних коллективных и частных предприятий, увеличивалось число иностранных фирм на территории страны. Происходило быстрое повышение благосостояния населения. Китайская интеллигенция быстро переориентировалась на поддержку правительства. Она осознавала, что есть темы, которые не стоит исследовать, и те границы, которые не стоит пересекать в ходе взаимодействия с партией, и крайне редко пыталась это сделать.
Наблюдая за быстрыми темпами реформ из-за границы, западные эксперты на рубеже веков давали совершенно разные прогнозы о будущем Китая. Некоторые аналитики полагали, что страну ждет полная демократизация, другие - что КПК ждет крах в течение нескольких лет. Многие отмечали опасность столь быстрых темпов экономического развития. Однако на территории Китая общественное мнение было куда более единым - большая часть населения относилась к реформам положительно и с оптимизмом смотрела в будущее.
Для упрочения места Китая на международной арене, усиления влияния КПК и расширения поддержки политики государства внутри страны Цзян Цзэминь и Ху Цзиньтао постепенно отходили от идей Дэн Сяопина о «скрытии способностей в ожидании своего часа». Концепции «гармоничного общества», «гармоничного мира», «научного развития» были направлены на перестройку подходов к внешним и внутренним реалиям Китая, исправление таких последствий «перегрева» конца ХХ века, как неравенство, безработица, структурная нищета и обостряющиеся экологические проблемы. Теперь страна «выходила в мир», заявляла о себе как о государстве, с мнением и позицией которого надо считаться. Помимо этого, дискурс «гармоничного мира» успешно занимал умы представителей интеллигенции, перемещая вектор дискуссий в более безопасный и приемлемый для государства сектор.
Правительство, изначально рассматривавшее появившийся в конце 1990х - начале 2000-х годов Интернет как инструмент пропаганды и как способ преодоления отставания от Запада, постепенно осознавало его потенциально опасное влияние на китайское общество. Для ограничения обсуждения нежелательных тем еще на рубеже веков выпускаются проекты по ограничению контента, фильтрации по определенным словам и фразам. Шаг за шагом выстраивался «Великий китайский фаерволл». На первые годы XXI века приходится расцвет Интернет-блогов. Среди блогеров с большой аудиторией было много представителей интеллигенции - профессоров университетов, ученых. Многие журналисты получали известность благодаря материалам о громких происшествиях, экологических протестах. Представители интеллигенции все шире использовали новый канал, который позволял доносить свое мнение до общества. Росла популярность микроблогов. Однако партия постепенно усиливала контроль Интернет-пространства. Блоги и страницы представителей интеллигенции, которые транслировали неугодное партии мнение, часто блокировались - например, был закрыт блог известного художника Ай Вэйвэя. От внимания КПК было не скрыться и в личных переписках - так, оказалось, что Yahoo! предоставило китайскому правительству данные переславшего по почте партийный документ журналиста Ши Тао, которого впоследствии приговорили к 10 годам лишения свободы. Интеллигенция становилась все более разнородной.
Понимая, что для продолжения успешных реформ кооперация и сотрудничество с представителями интеллигенции необходимы, правительство Китая предпринимало попытки обратить вспять начавшуюся в последней четверти XX века «утечку мозгов» за рубеж. Первоначально, по-видимому, власти надеялись, что перспективные исследователи вернутся на родину, как только экономические показатели станут еще выше. Однако постепенно стало понятно, что этого недостаточно. Все больше представителей интеллигенции принимали решение остаться за границей, предпочитая толерантную культуру, ритм жизни, профессиональную среду Запада ограничениям академических свобод и пронизывающими все сферы общества гуаньси. И в Китае начали развертываться проекты, призванные вернуть талантливых людей назад в Поднебесную - были созданы специальные научные парки на базе крупных университетов, увеличено финансирование, привлечены крупные компании, введены стипендиальные программы. Крупные корпорации стали предлагать вернувшимся из-за рубежа представителям интеллигенции зарплату куда большую, чем тем, кто жил на территории страны. Были созданы правительственные планы по привлечению ученых из-за рубежа - не только китайских, но и иностранных - например, план «тысячи талантов» для привлечения в течение 5-10 лет 2000 экспертов в области научных исследований, инноваций и предпринимательства. Такая стратегия дала свои плоды - «утечка мозгов» за рубеж замедлилась к началу 2010-х годов. Успешность этой стратегии мы можем видеть сейчас, чуть более 10 лет спустя, когда Китай, обладая необходимыми для этого ресурсами, нацелился на первенство в технологическом секторе.
Интеллигенция эпохи глобализации и интеграции Китая в международную систему в период реформ открытости и смотрела на мир иначе, чем та, чьи взгляды формировались в 1950-х и 1960-х годах, когда Китай был фактически изолирован от большей части мира. С того момента, как КПК установила власть над страной в 1949 году, каждое новое поколение молодежи обладало своими собственными отличительными характеристиками, от идеализма поколения 1950-х до индивидуализма 2000-х. Если в эпоху Мао Цзэдуна интеллигенция по большей части находилась в полной зависимости от партии, то в постмаоистские времена отношения между ней и государством стали более сложными. Несмотря на то что ранее китайская интеллигенция была глубоко озабочена происходящим в политической жизни страны, после событий 4 июня 1989 года ее позиция изменилась и стала более прагматичной и рациональной. В процессе осуществления политики реформ и открытости возможности для интеллектуальной деятельности в Китае расширялись, появлялась четкая ориентация на коммерческие отношения. Патриотически настроенная и уверенная в завтрашнем дне интеллигенция все больше усилий вкладывала в развитие сильного Китая. Она пришла к выводу, что демократизация в Китае должна идти по пути мирных реформ, экономических преобразований. Согласившись с тем, что стабильность, процветание и благополучие Китая зависят от руководства партии, интеллигенция начала оказывать ей широкую поддержку.
Источники
1. Hu Jintao. Build Towards a Harmonious World of Lasting Peace and Common Prosperity. / Hu Jintao. - The United Nations Summit, 2005. - 10 p. - [El. Resource]. - URL: https://www.un.org/webcast/summit2005/statements15/ china050915eng.pdf (дата обращения: 28.03.21)
2. Чжунгун Чжунъян гуаньюй гоуцзянь шэхуэй чжуи хэсе шэхуэй жогань чжунда вэньти дэ цзюэдин (ФЖФЖЖЖЙ^Ж^ЖЖ^ЖЖ^^ЖЖЖ |Ц^|ЦЖЖ. Решение Центрального Комитета Коммунистической партии Китая по ряду важнейших вопросов построения социалистического гармоничного общества) 2006. URL: http://cpc.people.com.cn/BIG5/ 64162/64168/64569/72347/6347991.html (дата обращения: 27.02.21)
3. Ху Цзиньтао гуаньюй гоуцзянь шэхуэй чжуи хэсе шэхуэй цзянхуа цюаньвэнь. Цзай шэн бу цзи чжуяо линдао ганьбу тигао гоуцзянь шэхуэй чжуи хэсе шэхуэй нэнли. Чжуаньти яньтао бань шан дэ цзянхуа (ВД^^Ж жтаж^жж^та^ш^жжо m^±^#wim ^ЖЖ^ЖЖ^йьЖо Ж^^ЖЙЖ^ЖЙ. Полный текст речи Ху Цзиньтао о построении социалистического гармоничного общества . Руководящим кадрам на провинциальном и министерском уровнях необходимо развивать возможности построения социалистического гармоничного общества. Выступление на семинаре) 2005. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2005-06/27/content 9700.htm (дата обращения: 22.02.21)
4. Ху Цзиньтао цзай Ляньхэго чэнли 60 чжоу нянь шоунао хуэйи шан дэ цзянхуа (ВДШ^ЙЖ^Й^Ж 60 Ж^ЙЖЖУЖШЖ^. Выступление Ху Цзиньтао на саммите в честь 60-летия основания ООН) 2005. URL: http://www.gov.cn/ldhd/2005-09/16/content 63871.htm (дата обращения: 22.02.21)
Литература
На русском языке:
5. Галенович, Ю. М. Противостояние в партии и обществе // История Китая с древнейших времен до начала ХХI в.: энциклопедия в 10 т. Т. 9. Реформы и Модернизация (1976 - 2009) / под ред. С. Л. Тихвинского. - М.: Наука, 2016. - с. 442-447.
6. Духовная культура Китая. энциклопедия: в 5 т. Том 4. Историческая мысль. Политическая и правовая культура / гл. ред. М. Л. Титаренко. - М.: ИДВ РАН, 2009. - 964 с.
7. История Китая с древнейших времен до начала XXI в.: в 10 т. Т. 9. Реформы и Модернизация (1976-2009) / под ред. С. Л. Тихвинского. - М.: Наука, 2016. - 996 с.
8. Непомнин, О. Е. История Китая, XX век. - М.: ИВ РАН, 2011. - 736 с.
9. Усов, В. Н. История КНР. В 2т. (Т. 2. 1966-2004 гг). - М.: АСТ. Восток- Запад, 2006. - 718 с.
10. Чэнь, Сяомин. Тенденции Новейшей Китайской литературы. - М.: Шанс, 2019. - 583 с.
На английском языке:
11. Agelasto, M., Adamson, B. Higher Education in Post-Mao China. - Hong Kong: Hong Kong University Press, 1998. - 516 p.
12. Bai, Nanfeng. Young People’s Attitudes and Aspirations: Will They Welcome Reform? // Reform in China: Challenges & Choices. - NY: Sharpe, 1987. - p. 161-187.
13. Baum, R. Burying Mao: Chinese politics in the age of Deng Xiaoping. - Princeton: Princeton University Press, 1996. - 500 p.
14. Cao, C. China's brain drain at the high end: why government policies have failed to attract first-rate academics to return //Asian population studies. - 2008. - Vol. 4. - №. 3. - С. 331-345.
15. Carrico, K. Eliminating Spiritual Pollution: A Genealogy of Closed Political Thought in China’s Era of Opening // The China Journal. - 2017. - Vol. 78., №. 1. - p. 100-119.
...