Развитие человеческого капитала в рамках национальных программ развития стран-участниц ССАГПЗ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития человеческого капитала 8
1.1. Истоки формирования и основные идеи концепции развития человеческого
капитала 8
1.2. Методологические и методические подходы к оценке человеческого
капитала 12
1.3. Человеческий капитал и социально - экономическое развитие
государств 20
Глава 2. Человеческий капитал — объект социально-экономической политики стран ССАГПЗ 26
2.1 Демографическая ситуация в странах Персидского залива в 1970-2020-х
гг 26
2.2 Роль энергетического фактора в социально-экономическом развитии
человеческого капитала в странах ССАГПЗ 30
2.3 Место человеческого капитала в перспективных программах
развития 37
Глава 3. Основные принципы политики развития человеческого капитала в области образования и занятости стран Персидского Залива 45
3.1 Политика в области образования 45
3.2 Политика занятости коренного населения 56
3.3 Состояние человеческого капитала населения Персидского Залива 65
3.4 Региональные факторы, сдерживающие развитие и использование
человеческого капитала ССАГПЗ 70
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 83
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты развития человеческого капитала 8
1.1. Истоки формирования и основные идеи концепции развития человеческого
капитала 8
1.2. Методологические и методические подходы к оценке человеческого
капитала 12
1.3. Человеческий капитал и социально - экономическое развитие
государств 20
Глава 2. Человеческий капитал — объект социально-экономической политики стран ССАГПЗ 26
2.1 Демографическая ситуация в странах Персидского залива в 1970-2020-х
гг 26
2.2 Роль энергетического фактора в социально-экономическом развитии
человеческого капитала в странах ССАГПЗ 30
2.3 Место человеческого капитала в перспективных программах
развития 37
Глава 3. Основные принципы политики развития человеческого капитала в области образования и занятости стран Персидского Залива 45
3.1 Политика в области образования 45
3.2 Политика занятости коренного населения 56
3.3 Состояние человеческого капитала населения Персидского Залива 65
3.4 Региональные факторы, сдерживающие развитие и использование
человеческого капитала ССАГПЗ 70
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 83
В настоящее время во многих национальных экономиках человеческий капитал (ЧК) рассматривается как ведущий фактор производства, поддержания и увеличения конкурентоспособности государства. При сохранении значимости производства материальных благ его экономическая эффективность будет определяться использованием высококвалифицированных кадров, обладающих необходимыми знаниями и умениями.
В долгосрочном планировании стран, состоящих в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), не случайно центральное место отводится человеку. Развитие его потенциала рассматривается странами как ключевое условие становления передовыми, современными государствами с устойчивым экономическим ростом, занимающими достойное место в мировой политике. В рамках проведения экономической диверсификации они развивают ненефтяные отрасли, что требует формирования компетентной и квалифицированной рабочей силы.
Монархии Персидского залива обладают различным экономическим потенциалом, что нашло отражение в масштабности цели и задач, поставленных ими в перспективных программах развития. Тем не менее общим для рассматриваемых стран стало то, что образование признано одним из важнейших инструментов формирования и развития ЧК.
Понимая, что современная экономика основывается на знаниях и конкурентоспособности, правительства стран Персидского залива рассчитывают совершенствовать национальную образовательную систему для соответствия мировым стандартам. В программах развития делается упор на координацию образовательных программ с текущими потребностями рынка труда, а также непрерывность образования. В то же время перед государствами предстоит решить проблему молодежной безработицы, в частности, женщин, а также снизить зависимость от стран-доноров, предоставляющих рабочую силу. Понимая, что трудовая миграция по-прежнему остается значимым фактором для экономического развития, власти планируют развивать рабочую силу, состоящую как из национальных кадров, так и квалифицированных специалистов.
Актуальность данного исследования обусловлена широким интересом в современной экономической науке к роли ЧК в росте и устойчивости национальной экономики как к решающему фактору ее конкурентоспособности. Для стран Персидского залива ЧК становится своеобразным ресурсом для успешного проведения диверсификации и становления инновационной экономики знаний. Социально-экономические преобразования, отраженные в национальных Видениях стран, затрагивают сферу формирования и использования интеллектуальных способностей граждан. Представляется актуальным рассмотреть национальный человеческий капитал стран Залива и его место в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ национальных экономик, а также проанализировать государственную политику в сферах образования и трудовой занятости.
Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть перспективные планы развития всех стран региона с целью установить факторы, препятствующие развитию и эффективному использованию ЧК. Монархии Залива обладают разным экономическим потенциалом и амбициями, но схожей демографической ситуацией, что предполагает использование аналогичных инструментов в областях образования и трудовой занятости. В работе будут проанализированы меры, предпринимаемые государствами, а также их текущие результаты.
Объектом исследования является государственная политика стран Персидского залива в отношении ЧК в областях образования и трудовой занятости, начиная с 1970-х гг., а также ее текущие результаты. Предметом исследования — проблемы развития и использования ЧК, с которыми столкнулись страны региона при выполнении задач в рамках реализации перспективных программ развития.
Хронологические рамки исследования определяются всем периодом активной социально-экономической политики стран ССАГПЗ с 1970-х гг. по настоящее время. Географические рамки исследования охватывают страны- участниц ССАГПЗ, а именно Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Королевство Саудовская Аравия.
Целью данного исследования является комплексное изучение современной государственной политики стран-участниц ССАГПЗ в отношении ЧК в сферах образования и трудовой занятости с учетом демографической ситуации, энергетического фактора и национальной специфики рассматриваемых стран.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) представить теоретические основы теории человеческого капитала;
2) рассмотреть ЧК как объект социально-экономической политики стран Залива в 1970-1990 г.;
3) определить место ЧК в перспективных программах развития монархий;
4) охарактеризовать государственную политику в областях образования и трудовой занятости, осуществляемую странами;
5) оценить текущее состояние ЧК населения Залива.
6) выявить негативные факторы, препятствующие развитию и эффективному использованию национального ЧК.
Для достижения вышеуказанной цели и выполнения поставленных задач в работе мы опирались на следующую методологическую базу: методы комплексного и сравнительного анализа общественных явлений. Из-за ограниченности и неполноты имеющейся статистической информации в работе также были использованы методы обобщения.
Теоретической и методологической основой данной работы стали работы отечественных и зарубежных экономистов по подходам к определению и оценке ЧК, а также инвестиций в него и отдаче в экономический рост государства (М.М. Хайкин, И.П. Пестов, М. Клинова, Е. Сидорова, А.В. Корицкий, Добрынин А.И., А.А. Арыстанбекова, А.Л. Марзук, А.М. Хамра, Р Бландер, Л. Диарден, Р Мегур, Б. Сианеси, и другие).
При рассмотрении степени изученности темы данного исследования стоит отметить, что развитие ЧК в рамках диверсификации экономик монархий Персидского залива привлекало внимание как иностранных, так отечественных специалистов. Оно раскрывалось в рамках исследований стратегий развития рассматриваемых стран в работах таких авторов как Е.С. Мелкумян, Л.С. Бочарова, Н.В. Краснова, Л.Н. Руденко, В.И. Русакович. Процессы диверсификации национальных экономик целого региона подробно исследовали М. Хвидт, Г.Л. Гукасян, Н. Каббани и Н. бен Мимун, а применимо к отдельным государствам — Н.О. Ас-Суфьяни, С.Л. Ан-Наими. Тенденции на рынке труда в странах Залива анализировали К.Н. Янг, М. Вассем и другие.
Источниковой базой исследования являются статистические ежегодники международных организаций: Программы развития ООН (ПРООН), Всемирного банка (ВБ), перспективные программы развития стран ССАГПЗ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе исследуются альтернативные подходы к определению ЧК, оценке его количества и качества, а также основные проблемы эффективного использования ЧК и построения на его основе социально - экономических процессов. Во второй главе ЧК рассматривается как объект социально-экономической политики стран Залива в 1970-1990 гг. и перспективных планов развития в настоящее время с учетом демографического и энергетического факторов. В третьей главе раскрывается содержание государственной политики стран региона в областях образования и трудовой занятости и текущее состояние ЧК населения, а также выявляет факторы, тормозящие его развитие и эффективное использование.
В долгосрочном планировании стран, состоящих в Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), не случайно центральное место отводится человеку. Развитие его потенциала рассматривается странами как ключевое условие становления передовыми, современными государствами с устойчивым экономическим ростом, занимающими достойное место в мировой политике. В рамках проведения экономической диверсификации они развивают ненефтяные отрасли, что требует формирования компетентной и квалифицированной рабочей силы.
Монархии Персидского залива обладают различным экономическим потенциалом, что нашло отражение в масштабности цели и задач, поставленных ими в перспективных программах развития. Тем не менее общим для рассматриваемых стран стало то, что образование признано одним из важнейших инструментов формирования и развития ЧК.
Понимая, что современная экономика основывается на знаниях и конкурентоспособности, правительства стран Персидского залива рассчитывают совершенствовать национальную образовательную систему для соответствия мировым стандартам. В программах развития делается упор на координацию образовательных программ с текущими потребностями рынка труда, а также непрерывность образования. В то же время перед государствами предстоит решить проблему молодежной безработицы, в частности, женщин, а также снизить зависимость от стран-доноров, предоставляющих рабочую силу. Понимая, что трудовая миграция по-прежнему остается значимым фактором для экономического развития, власти планируют развивать рабочую силу, состоящую как из национальных кадров, так и квалифицированных специалистов.
Актуальность данного исследования обусловлена широким интересом в современной экономической науке к роли ЧК в росте и устойчивости национальной экономики как к решающему фактору ее конкурентоспособности. Для стран Персидского залива ЧК становится своеобразным ресурсом для успешного проведения диверсификации и становления инновационной экономики знаний. Социально-экономические преобразования, отраженные в национальных Видениях стран, затрагивают сферу формирования и использования интеллектуальных способностей граждан. Представляется актуальным рассмотреть национальный человеческий капитал стран Залива и его место в формировании долгосрочных конкурентных преимуществ национальных экономик, а также проанализировать государственную политику в сферах образования и трудовой занятости.
Научная новизна исследования заключается в попытке рассмотреть перспективные планы развития всех стран региона с целью установить факторы, препятствующие развитию и эффективному использованию ЧК. Монархии Залива обладают разным экономическим потенциалом и амбициями, но схожей демографической ситуацией, что предполагает использование аналогичных инструментов в областях образования и трудовой занятости. В работе будут проанализированы меры, предпринимаемые государствами, а также их текущие результаты.
Объектом исследования является государственная политика стран Персидского залива в отношении ЧК в областях образования и трудовой занятости, начиная с 1970-х гг., а также ее текущие результаты. Предметом исследования — проблемы развития и использования ЧК, с которыми столкнулись страны региона при выполнении задач в рамках реализации перспективных программ развития.
Хронологические рамки исследования определяются всем периодом активной социально-экономической политики стран ССАГПЗ с 1970-х гг. по настоящее время. Географические рамки исследования охватывают страны- участниц ССАГПЗ, а именно Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Королевство Саудовская Аравия.
Целью данного исследования является комплексное изучение современной государственной политики стран-участниц ССАГПЗ в отношении ЧК в сферах образования и трудовой занятости с учетом демографической ситуации, энергетического фактора и национальной специфики рассматриваемых стран.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач:
1) представить теоретические основы теории человеческого капитала;
2) рассмотреть ЧК как объект социально-экономической политики стран Залива в 1970-1990 г.;
3) определить место ЧК в перспективных программах развития монархий;
4) охарактеризовать государственную политику в областях образования и трудовой занятости, осуществляемую странами;
5) оценить текущее состояние ЧК населения Залива.
6) выявить негативные факторы, препятствующие развитию и эффективному использованию национального ЧК.
Для достижения вышеуказанной цели и выполнения поставленных задач в работе мы опирались на следующую методологическую базу: методы комплексного и сравнительного анализа общественных явлений. Из-за ограниченности и неполноты имеющейся статистической информации в работе также были использованы методы обобщения.
Теоретической и методологической основой данной работы стали работы отечественных и зарубежных экономистов по подходам к определению и оценке ЧК, а также инвестиций в него и отдаче в экономический рост государства (М.М. Хайкин, И.П. Пестов, М. Клинова, Е. Сидорова, А.В. Корицкий, Добрынин А.И., А.А. Арыстанбекова, А.Л. Марзук, А.М. Хамра, Р Бландер, Л. Диарден, Р Мегур, Б. Сианеси, и другие).
При рассмотрении степени изученности темы данного исследования стоит отметить, что развитие ЧК в рамках диверсификации экономик монархий Персидского залива привлекало внимание как иностранных, так отечественных специалистов. Оно раскрывалось в рамках исследований стратегий развития рассматриваемых стран в работах таких авторов как Е.С. Мелкумян, Л.С. Бочарова, Н.В. Краснова, Л.Н. Руденко, В.И. Русакович. Процессы диверсификации национальных экономик целого региона подробно исследовали М. Хвидт, Г.Л. Гукасян, Н. Каббани и Н. бен Мимун, а применимо к отдельным государствам — Н.О. Ас-Суфьяни, С.Л. Ан-Наими. Тенденции на рынке труда в странах Залива анализировали К.Н. Янг, М. Вассем и другие.
Источниковой базой исследования являются статистические ежегодники международных организаций: Программы развития ООН (ПРООН), Всемирного банка (ВБ), перспективные программы развития стран ССАГПЗ.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. В первой главе исследуются альтернативные подходы к определению ЧК, оценке его количества и качества, а также основные проблемы эффективного использования ЧК и построения на его основе социально - экономических процессов. Во второй главе ЧК рассматривается как объект социально-экономической политики стран Залива в 1970-1990 гг. и перспективных планов развития в настоящее время с учетом демографического и энергетического факторов. В третьей главе раскрывается содержание государственной политики стран региона в областях образования и трудовой занятости и текущее состояние ЧК населения, а также выявляет факторы, тормозящие его развитие и эффективное использование.
В рамках данного исследования развитие ЧК граждан арабских стран Персидского залива в контексте реализации перспективных программ развития были рассмотрены в двух аспектах — в аспекте значимости качественного ЧК в диверсификации и в аспекте проблематики его развития и использования в национальных экономиках.
В соответствии с поставленными задачами рассмотрение первого аспекта осуществлялось посредством рассмотрения ЧК как объекта социально-экономической политики стран ССАГПЗ в 1970-1990 гг. и текущих долгосрочных планов развития с учетом демографического и энергетического факторов. На основании полученных в ходе исследования результатов можно сделать следующие выводы:
Демографическая ситуация, характеризующаяся преобладанием молодежи в населении, является возможностью для наращивания собственных трудовых ресурсов, представленных квалифицированными национальными кадрами. В то же время энергетический фактор, изначально предопределивший социально-экономическое развитие стран Персидского залива, по-прежнему оказывает влияние на государственную политику в области образования и трудовой занятости. Во-первых, доходы от нефти и газа формируют финансовую основу для реализации мер политики развития человеческих ресурсов. Во-вторых, развитие относительно новой для региона отрасли как ВИЭ имеет потенциал создания качественных рабочих мест, которые могут быть заняты национальными кадрами при осуществлении должной профессиональной и образовательной подготовки.
Различные экономические возможности, зависящие от объема природных ресурсов и показателей экономического роста, определили различие между странами региона в степени масштабности целей и задач, которые они поставили перед собой в перспективных программах развития. Наиболее острой необходимостью являются диверсификация и увеличение государственных доходов для Бахрейна и Омана, чья национальная экономика более уязвима в условиях снижения цен на энергоресурсы. Что касается других стран региона (Катар, Кувейт, КСА и ОАЭ), то они находятся в относительно более благоприятном положении, чтобы суметь приспособиться к изменениям в конъюнктуре цен.
Тем не менее энергетический фактор и схожие демографические тенденции предопределили использование общих инструментов в государственной политике в сфере образования и трудовой занятости. На основе анализа программных документов можно выделить направления, являющиеся основными при развитии ЧК — повышение качества образования всех ступеней, увеличение рабочих мест и обеспечение гендерного равенства.
Повышение уровня национального образования до международных стандартов ставится во главу угла Бахрейна, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. В перспективе престиж собственных государственных учреждений должен преобладать над зарубежными для того, чтобы, с одной стороны, купировать «мягкую силу» Запада, а с другой — стать центрами подготовки национальных кадров по востребованным специальностям. В условиях отсутствия ряда жизненно необходимых ресурсов (пшеница, ценные металлы, вода, сельское хозяйство и т.д.) из-за климатической и географической особенностей региона, эти страны нуждаются в специалистах, связанными с обслуживанием ТЭК и ВПК, инновационными технологиями, сферой услуг, а также платформой для проведения НИОКР.
Диверсификация энергетического сектора напрямую влияет на экономическое и финансовое благополучие рассматриваемых стран и требует усиления расходов на военно-техническое оснащение вооруженных сил стран, входящих в анти-хуситскую коалицию, для обеспечения безопасности энергетических объектов и инфраструктуры. Нестабильные отношения с Ираном и США бросают вызов перспективам развития ЧК в странах ССАГПЗ: при дефиците боеспособного коренного населения, странам придется увеличивать состав своих ВС за счет других этносов, что стратегически может сопровождаться внутриполитическими рисками.
Преобладание иностранных работников на рынках труда стран Залива делает политику в области трудовой занятости особенно значимой для монархий. Все страны подчеркивают необходимость координации образовательных результатов с потребностями рынка труда и необходимостью переориентации граждан на трудоустройство в частном секторе, а не в «переполненном» государственном. Для исследуемых стран особенно важно предоставление образовательных программ, сочетающих в себе фундаментальное общее образование и профессионально - прикладную подготовку, поскольку отсутствие надлежащего прикладного использования знаний у выпускников ВУЗов препятствует их интеграции в рынок труда.
Общей чертой всех программных документов стал фокус на наукоемкие отрасли и внедрение инноваций и современных технологий. Развитие национальных НИИ и дальнейшая индустриализация стран является критически важными для их становления передовыми современными государствами с устойчивым экономическим ростом. В настоящее время наибольшего успеха в диверсификации экономики добился ОАЭ, успешно развивающий туризм, банковское дело, инвестиционные проекты и офф¬шорные зоны.
Общим аспектом всех программ является проблема женской занятости. Не смотря на то, что женщины составляют абсолютное большинство среди выпускников ВУЗов, их доля в общей численности рабочей силы невелика. Проведение реформ, направленных на увеличение показателей трудовой занятости женщин, расширение их гражданских прав является важной социально-экономической задачей.
Второй аспект в рамках данной работы был рассмотрен посредством анализа государственной политики стран региона в областях образования и трудовой занятости. Также была дана оценка текущему состоянию ЧК населения стран Залива и выявлены факторы, тормозящие его развитие и эффективное использование.
Сектор образования является стратегически важным для стран ССАГПЗ и продолжает получать денежные средства в более-менее одинаковом высоком объёме вне зависимости от конъюнктуры цен на энергоресурсы путем привлечения иных доходов — развития различных моделей государственно-частного партнерства и обеспечения приватизации. Высокий уровень прироста населения и потребность в формировании конкурентоспособной и диверсифицированной экономики, дают основание полагать, что страны- производители нефти ССАГПЗ продолжат привлекать значительные финансовые ресурсы в этот сектор экономики.
Несмотря на различные меры, предпринимаемые странами по привлечению национальных кадров в отрасли частного сектора, большого успеха они не имели (за исключением банкинга и финансов). Сохраняющаяся политика патернализма, выражающаяся в предоставлении преференций гражданам при найме и получении заработной платы, только подпитывает четкое разделение рынка труда между коренными жителями и трудовыми мигрантами. Концепция непрерывного образования не позволяет поддерживать конкурентоспособность национальных кадров, которые, в силу занимаемого ими привилегированного места на рынке труда, попусту в этом не нуждаются.
Что касается уровня ЧК и ИЧР граждан, то большинство стран ССАГПЗ добились прогресса в данных показателях за последнее десятилетия, однако они по-прежнему уступают странам с аналогичным уровнем доходов. Повышению качества и эффективности использования ЧК граждан при диверсификации мешает ряд «больных» взаимосвязанных друг с другом точек национальных экономик региона.
Среди факторов, негативно влияющих на качество школьного образования, можно выделить следующие: слабый упор на развитие критического мышления у обучающихся в связи с сохраняющимся традиционном подходом к обучению, основанном на запоминании; слабая кадровая обеспеченность; гендерное неравенство и диглоссия. Существует несоответствие номенклатуры специальностей, по которым осуществляется подготовка в системе высшего и профессионального образования, актуальным потребностям рынка труда и национальной экономики. Государственный сектор уже не способен «переварить» количество специалистов, выпускаемое местными образовательными учреждениями, а высокий уровень молодежной безработицы оказывает существенное давление на страны в плане создания дополнительных рабочих мест. В результате чего национальные кадры не могут трудоустроиться по специальности, и в таком случае перед ними встает выбор между добровольной безработицей или трудоустройством, не соответствующим их навыкам и знаниям. В особенной степени от этого страдают женщины, которые и без этого сталкиваются с препятствиями при трудоустройстве. Несмотря на высокий охват женщин высшим образованием, зачастую оно не гарантирует им трудоустройства. В результате чего процесс замещения иностранных мигрантов собственными кадрами в частном секторе рынка труда происходит медленно. Как следствие, нехватка национальных квалифицированных специалистов при развитии новых отраслей экономики потребует только большего привлечения экспатов.
Разрешением этого клубка противоречий станет только отказ от патернализма, негативно влияющего на эффективность и последовательность предпринимаемых усилий в секторе трудовой занятости. Данное явление является основным препятствием в развитии ЧК граждан и его эффективном использовании. Для того, чтобы успешно развивать человеческий капитал в рамках принятых долгосрочных стратегий социально-экономического развития, странам ССАГПЗ следует не только создавать условия для получения качественного образования, но и для по следующей профессиональной реализации человека.
В соответствии с поставленными задачами рассмотрение первого аспекта осуществлялось посредством рассмотрения ЧК как объекта социально-экономической политики стран ССАГПЗ в 1970-1990 гг. и текущих долгосрочных планов развития с учетом демографического и энергетического факторов. На основании полученных в ходе исследования результатов можно сделать следующие выводы:
Демографическая ситуация, характеризующаяся преобладанием молодежи в населении, является возможностью для наращивания собственных трудовых ресурсов, представленных квалифицированными национальными кадрами. В то же время энергетический фактор, изначально предопределивший социально-экономическое развитие стран Персидского залива, по-прежнему оказывает влияние на государственную политику в области образования и трудовой занятости. Во-первых, доходы от нефти и газа формируют финансовую основу для реализации мер политики развития человеческих ресурсов. Во-вторых, развитие относительно новой для региона отрасли как ВИЭ имеет потенциал создания качественных рабочих мест, которые могут быть заняты национальными кадрами при осуществлении должной профессиональной и образовательной подготовки.
Различные экономические возможности, зависящие от объема природных ресурсов и показателей экономического роста, определили различие между странами региона в степени масштабности целей и задач, которые они поставили перед собой в перспективных программах развития. Наиболее острой необходимостью являются диверсификация и увеличение государственных доходов для Бахрейна и Омана, чья национальная экономика более уязвима в условиях снижения цен на энергоресурсы. Что касается других стран региона (Катар, Кувейт, КСА и ОАЭ), то они находятся в относительно более благоприятном положении, чтобы суметь приспособиться к изменениям в конъюнктуре цен.
Тем не менее энергетический фактор и схожие демографические тенденции предопределили использование общих инструментов в государственной политике в сфере образования и трудовой занятости. На основе анализа программных документов можно выделить направления, являющиеся основными при развитии ЧК — повышение качества образования всех ступеней, увеличение рабочих мест и обеспечение гендерного равенства.
Повышение уровня национального образования до международных стандартов ставится во главу угла Бахрейна, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравии. В перспективе престиж собственных государственных учреждений должен преобладать над зарубежными для того, чтобы, с одной стороны, купировать «мягкую силу» Запада, а с другой — стать центрами подготовки национальных кадров по востребованным специальностям. В условиях отсутствия ряда жизненно необходимых ресурсов (пшеница, ценные металлы, вода, сельское хозяйство и т.д.) из-за климатической и географической особенностей региона, эти страны нуждаются в специалистах, связанными с обслуживанием ТЭК и ВПК, инновационными технологиями, сферой услуг, а также платформой для проведения НИОКР.
Диверсификация энергетического сектора напрямую влияет на экономическое и финансовое благополучие рассматриваемых стран и требует усиления расходов на военно-техническое оснащение вооруженных сил стран, входящих в анти-хуситскую коалицию, для обеспечения безопасности энергетических объектов и инфраструктуры. Нестабильные отношения с Ираном и США бросают вызов перспективам развития ЧК в странах ССАГПЗ: при дефиците боеспособного коренного населения, странам придется увеличивать состав своих ВС за счет других этносов, что стратегически может сопровождаться внутриполитическими рисками.
Преобладание иностранных работников на рынках труда стран Залива делает политику в области трудовой занятости особенно значимой для монархий. Все страны подчеркивают необходимость координации образовательных результатов с потребностями рынка труда и необходимостью переориентации граждан на трудоустройство в частном секторе, а не в «переполненном» государственном. Для исследуемых стран особенно важно предоставление образовательных программ, сочетающих в себе фундаментальное общее образование и профессионально - прикладную подготовку, поскольку отсутствие надлежащего прикладного использования знаний у выпускников ВУЗов препятствует их интеграции в рынок труда.
Общей чертой всех программных документов стал фокус на наукоемкие отрасли и внедрение инноваций и современных технологий. Развитие национальных НИИ и дальнейшая индустриализация стран является критически важными для их становления передовыми современными государствами с устойчивым экономическим ростом. В настоящее время наибольшего успеха в диверсификации экономики добился ОАЭ, успешно развивающий туризм, банковское дело, инвестиционные проекты и офф¬шорные зоны.
Общим аспектом всех программ является проблема женской занятости. Не смотря на то, что женщины составляют абсолютное большинство среди выпускников ВУЗов, их доля в общей численности рабочей силы невелика. Проведение реформ, направленных на увеличение показателей трудовой занятости женщин, расширение их гражданских прав является важной социально-экономической задачей.
Второй аспект в рамках данной работы был рассмотрен посредством анализа государственной политики стран региона в областях образования и трудовой занятости. Также была дана оценка текущему состоянию ЧК населения стран Залива и выявлены факторы, тормозящие его развитие и эффективное использование.
Сектор образования является стратегически важным для стран ССАГПЗ и продолжает получать денежные средства в более-менее одинаковом высоком объёме вне зависимости от конъюнктуры цен на энергоресурсы путем привлечения иных доходов — развития различных моделей государственно-частного партнерства и обеспечения приватизации. Высокий уровень прироста населения и потребность в формировании конкурентоспособной и диверсифицированной экономики, дают основание полагать, что страны- производители нефти ССАГПЗ продолжат привлекать значительные финансовые ресурсы в этот сектор экономики.
Несмотря на различные меры, предпринимаемые странами по привлечению национальных кадров в отрасли частного сектора, большого успеха они не имели (за исключением банкинга и финансов). Сохраняющаяся политика патернализма, выражающаяся в предоставлении преференций гражданам при найме и получении заработной платы, только подпитывает четкое разделение рынка труда между коренными жителями и трудовыми мигрантами. Концепция непрерывного образования не позволяет поддерживать конкурентоспособность национальных кадров, которые, в силу занимаемого ими привилегированного места на рынке труда, попусту в этом не нуждаются.
Что касается уровня ЧК и ИЧР граждан, то большинство стран ССАГПЗ добились прогресса в данных показателях за последнее десятилетия, однако они по-прежнему уступают странам с аналогичным уровнем доходов. Повышению качества и эффективности использования ЧК граждан при диверсификации мешает ряд «больных» взаимосвязанных друг с другом точек национальных экономик региона.
Среди факторов, негативно влияющих на качество школьного образования, можно выделить следующие: слабый упор на развитие критического мышления у обучающихся в связи с сохраняющимся традиционном подходом к обучению, основанном на запоминании; слабая кадровая обеспеченность; гендерное неравенство и диглоссия. Существует несоответствие номенклатуры специальностей, по которым осуществляется подготовка в системе высшего и профессионального образования, актуальным потребностям рынка труда и национальной экономики. Государственный сектор уже не способен «переварить» количество специалистов, выпускаемое местными образовательными учреждениями, а высокий уровень молодежной безработицы оказывает существенное давление на страны в плане создания дополнительных рабочих мест. В результате чего национальные кадры не могут трудоустроиться по специальности, и в таком случае перед ними встает выбор между добровольной безработицей или трудоустройством, не соответствующим их навыкам и знаниям. В особенной степени от этого страдают женщины, которые и без этого сталкиваются с препятствиями при трудоустройстве. Несмотря на высокий охват женщин высшим образованием, зачастую оно не гарантирует им трудоустройства. В результате чего процесс замещения иностранных мигрантов собственными кадрами в частном секторе рынка труда происходит медленно. Как следствие, нехватка национальных квалифицированных специалистов при развитии новых отраслей экономики потребует только большего привлечения экспатов.
Разрешением этого клубка противоречий станет только отказ от патернализма, негативно влияющего на эффективность и последовательность предпринимаемых усилий в секторе трудовой занятости. Данное явление является основным препятствием в развитии ЧК граждан и его эффективном использовании. Для того, чтобы успешно развивать человеческий капитал в рамках принятых долгосрочных стратегий социально-экономического развития, странам ССАГПЗ следует не только создавать условия для получения качественного образования, но и для по следующей профессиональной реализации человека.
Подобные работы
- Развитие человеческого капитала в рамках национальных программ
развития стран-участниц ССАГПЗ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



