Введение 3
Глава I. Терроризм в современном мире 8
1.1. Проблема трактовки понятия «терроризм» 8
1.2. Современное положение борьбы с терроризмом 22
Глава II. Антитеррористическая деятельность стран БРИКС и сотрудничество
БРИКС в борьбе с терроризмом 35
2.1 Российский опыт борьбы с терроризмом 35
2.2. Опыт Китайской Народной Республики в борьбе с терроризмом 48
2.3. Индийский опыт контртеррористической деятельности 61
2.4. Бразильский опыт борьбы с терроризмом 77
2.5. Борьба с терроризмом в ЮАР 84
2.6. Основные аспекты борьбы с терроризмом стран БРИКС 88
Глава III. Перспективы антитеррористической деятельности стран БРИКС . 99
3.1. Опыт борьбы с терроризмом международных организаций 99
3.2. Проблемы взаимодействия и перспективы развития стран БРИКС в
области международной безопасности 111
Заключение 119
Список использованных источников и литературы 123
Актуальность: Проблема безопасности во всем мире является одним из самых главных вызовов человечеству в целом и международному сообществу в частности. Террористическая угроза приобрела всеобъемлющий характер и в силу своей особенности не может оставить безучастным ни одного из участников международных процессов. Опасности террористической деятельности может подвергнуться практически любое государство в современном мире, а сама террористическая угроза может носить непредсказуемый характер и не менее предсказуемые последствия. В связи с этим противодействие террористической угрозе во всем мире приобрело особое значение в структуре международных отношений.
Страны группы БРИКС также не могут остаться в стороне от организованной борьбы с террористической угрозой во всем мире. Страны БРИКС распложены на четырёх континентах, что делает географию организации одной из самых масштабных среди объединений такого рода, а специфика организации пяти крупнейших экономик ставит БРИКС в положение одной из самых влиятельных экономических организаций в мире.
С 2016 года БРИКС в своих программных документах уделяет особое внимание проблемам террористической угрозы. В ноябре 2020 года была принята Антитеррористическая стратегия БРИКС - документ, который определил цели, задачи и рамки организованной борьбы с терроризмом членами группы БРИКС. Это стало поворотным моментом в истории как развития самой группы БРИКС, так и в целом международной борьбы с террористической опасностью.
Однако вместе с этим возникает ряд вопросов, связанных с тем, каким инструментарием обладает БРИКС для проведения успешной скоординированной борьбы с терроризмом.
Группа БРИКС имеет все основания предложить мировому сообществу свою парадигму борьбы с терроризмом, которая будет воспринята другими развивающимися странами. Данное исследование позволяет комплексно рассмотреть деятельность стран БРИКС в организации борьбы с терроризмом по всему миру, определить возможности стран группы БРИКС в сфере международной безопасности, а также предложить свою модель эффективной борьбы с терроризмом в нынешних условиях.
Цель: выявление основных аспектов и факторов, влияющих на сотрудничество стран БРИКС в борьбе с международным терроризмом и определение возможных перспектив взаимодействия в данной сфере
Объект исследования: борьба с международным терроризмом
Предмет исследования: особенности стран БРИКС в борьбе с международным терроризмом
Задачи:
1. Провести анализ существующих в научном сообществе трактовок понятия терроризм;
2. Изучить основные направления борьбы международного сообщества с терроризмом;
3. Рассмотреть возможности и опыт стран БРИКС в борьбе с терроризмом;
4. Определить сферы сотрудничества стран БРИКС в данном аспекте;
5. Проанализировать предполагаемые действия и перспективы стран БРИКС, направленных на консолидированную борьбу с терроризмом.
Методы исследования. В данной работе наряду с общенаучными методами, такими как анализ, синтез, классификация, в работе применялись теоретико-эмпирические методы (дедукция, индукция, аналогия), методы сравнительного и ситуационного анализа. При проведении исследования также применялись методы контент-анализа, аналогии, экспертных оценок и другие.
Источниковая база исследования представляет собой широкий круг официальных документов, научных исследований и статистических данных.
Официальные документы представлены резолюциями и декларациями, принятыми ООН, ФАТФ и другими международными организациями, которые регламентируют различные стороны борьбы с международным терроризмом. Среди официальных документов были рассмотрены и проанализированы национальные законодательные акты стран БРИКС, посвященные борьбе с терроризмом, а также Антитеррористическая стратегия стран БРИКС, принятая в ноябре 2020 года, как основной документ, координирующий антитеррористическую деятельность стран БРИКС в рамках группы.
В работе были также рассмотрены и проанализированы научные публикации и статьи, посвященные проблематике терроризма. Прежде всего, это источники, посвященные проблематике существования феномена терроризма. Также в работе были использованы источники, раскрывающие положение контртеррористической деятельности стран БРИКС, учитывающие национальный опыт и основные террористические угрозы, встающие перед странами-участницами БРИКС.
В работе были использованы публикации в СМИ, которые позволили рассмотреть и сопоставить разные позиции и отношения к антитеррористической деятельности БРИКС и ее потенциалу.
Степень разработанности темы.
При изучении теоретических вопросов, связанных с определением понятия терроризма, были использованы работы как зарубежных исследователей - А. Шмида, У. Лакера, Дж. Боуйер Белла, Дж.В. Витбека, Б. Дженкинса -, так и отечественных - Будницкого О.В., Мелкумяна К.С .
При анализе национального опыта стран БРИКС и структуры сотрудничества в борьбе с терроризмом использовались работы Ч Жуньюя, Л.Е. Васильева, К.А. Лихачева, А. Калхан, П.Ю. Яковлева, А.Ю. Яковлева, А.Н. Киора, М. Шонтейха, А. Куприянова .
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что тема антитеррористической деятельности БРИКС практически не представлена полным научным исследованием. В данной работе исследуется вопрос применения национального опыта стран БРИКС для формирования общей концепции антитеррористической деятельности, а также делается акцент на сравнении моделей антитеррористической деятельности разных международных организаций, схожих по своей структуре с БРИКС. На основе этого сопоставительного анализа в данной работе была представлена эффективная модель сотрудничества стран БРИКС в борьбе с международным терроризмом, которая обладает большим потенциалом. Вместе с этим борьба стран БРИКС с терроризмом является весьма перспективной темой для дальнейших исследований.
Во введении сформулированы цели и задачи работы, обоснована актуальность темы в, представлены предмет и объект исследования, его теоретическая и практическая значимость.
В первой главе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с проблематикой формирования понятия терроризм, а также дается анализ нормативно-правовых актов, сформировавших современную концепцию борьбы с терроризмом
Во второй главе проводится подробный анализ стратегий противодействия терроризму стран БРИКС, рассматривается национальный опыт и структура антитеррористических органов Бразилии, России, Индии, Китая и Южно-Африканской Республики. Анализируются основы сотрудничества стран БРИКС в борьбе с террористической угрозой.
В третьей главе рассматриваются сферы сотрудничества стран БРИКС в борьбе с терроризмом, а также модель эффективного взаимодействия стран БРИКС, направленного на консолидированную борьбу с террористической угрозой.
В заключении представлены основные выводы проведенного исследования.
На сегодняшний день в мире довольно остро стоит вопрос глобальной безопасности. В последнее время на международную авансцену вышел новый игрок - терроризм, истоки которого лежат глубоко в истории.
Проблема существования феномена терроризм уходит глубоко корнями в историю человечества. Появившийся вместе с первыми войнами терроризм стал инструментом запугивания, с помощью которого достигались те или иные цели. Несмотря на свою долгую историю, специалисты до сих пор ведут дебаты относительно определения понятия «терроризм».
В настоящее время, несмотря на то, что в научном сообществе нет единой позиции относительно понятия терроризм, есть острая необходимость решать эту проблему на высшем межгосударственном уровне, в частности, на площадке ООН.К тому же проблемы и опасности, которые несет терроризм, вышли за рамки, ограничивающие один конфликт, и стали транснациональными. В связи с этим с середины XX века и по сей день был разработан и принят ряд важнейших документов, без которых невозможно представить борьбу с терроризмом в современном мире. На сегодняшний день борьба с международным терроризм представляет собой ряд мер, реализация которых ложится на плечи всего мирового сообщества, а не отдельных членов. Это обуславливает вовлеченность в процесс борьбы с терроризмом и такую организацию, как БРИКС.
Анализ национального опыта и структуры борьбы с терроризмом стран БРИКС показывает следующие тенденции. В каждой стране-участнице БРИКС сложилась своя система противодействия терроризму, однако проведенный анализ показывает, что у ряда стран существуют серьезные проблемы в организации антитеррористической деятельности. Прежде всего, это отсутствие единой системы антитеррористической деятельности в структуре национальной безопасности Индии, Бразилии и ЮАР. Это серьезно осложняет процесс борьбы с террористической угрозой на национальном уровне.
Вместе с этим был проведен анализ нормативно-правовой базы БРИКС по антитеррору. Можно с уверенностью сказать, что Антитеррористическая стратегия, и План действий по ее реализации были созданы на основе личного опыта всех пяти стран БРИКС и отвечают, прежде всего, их требованиям безопасности и вызовам. Для Российской Федерации, например, очень важно принимать превентивные меры по борьбе с террористической угрозой. В случае с китайским опытом, необходимо понимать специфику проблем в СУАР, поэтому для Китая очень важны положения о нераспространении географии и усиленного таможенного контроля, в частности, со странами Средней Азии. В Индии основной базой для развития террористической угрозы является также проблема границ (Джамму и Кашмир граничит с Пакистаном), а также социально-экономическая отсталость штата на северо-востоке. Опыт ЮАР требует более тщательного контроля за финансовыми средствами, поскольку страна используется в качестве площадки по отмыванию финансовых средств террористических группировок. В случае с Бразилией также можно проследить необходимость мер по усилению борьбы с финансированием терроризма, поскольку наркотрафик Бразилия-Западная Африка является одним из источников средств международного терроризма.
Вместе с этим каждая сфера, указанная в Антитеррористической стратегии и Плане действий по ее реализации, одинаково важна всем участникам группы БРИКС, что делает сотрудничество пяти государств более тесным и перспективным. Положения антитеррористических соглашений БРИКС не были навязаны третьей стороной или собраны только с учетом опыта и выгоды одной из стран БРИКС. Это выгодно отличает сотрудничество стран БРИКС в борьбе с терроризмом от других случаев и дает широкую перспективу для реализации поставленных целей.
Благодаря методу сопоставительного анализа, были сопоставлены модели антитеррористической деятельности экономических организаций, схожих по своим целям с БРИКС, а также было проведено сравнение с моделью ШОС, в следствие чего была сформулирована эффективная модель сотрудничества стран БРИКС в борьбе с терроризмом.
Данная модель предполагает сотрудничество крупнейших стран, расположенных в разных регионах мира. Основной целью сотрудничества стран БРИКС в борьбе с террористической угрозой является формирование общего подхода к проблематике терроризма и ее решение. Вместе с этим проведенный в работе сравнительный анализ говорит о том, что на платформе БРИКС сформировались все предпосылки для создания условий к более углубленному и вовлеченному сотрудничеству, что отличает БРИКС от других экономических организаций и объединений.
На основе анализа программных документов группы БРИКС в работе были сформулированы основные направления и перспективы развития сотрудничества стран БРИКС в области международной безопасности и борьбы с терроризмом. Также в работе были предложены следующие рекомендации для развития антитеррористического сотрудничества БРИКС:
- усиление взаимодействия глав ведомств национальной безопасности стран БРИКС;
- расширение возможностей обмена консультациями в рамках Рабочей группы по антитеррору БРИКС;
- проведение международных научно-практических мероприятий в области национальной безопасности и борьбы с терроризмом;
- формирование общей стратегии противодействия финансированию терроризма;
- создание условий для усиления миграционного контроля;
- развитие общей системы противодействия террористической активности в сети Интернет
Во многом, как было указано выше, на сегодняшний день у группы БРИКС существует серьезный потенциал антитеррористической деятельности, который касается решения как теоретических вопросов (вопросы понятийного аппарата и единого реестра террористических организаций), так и практических вопросов (совершенствование борьбы с терроризмом, развитие консультативных органов, обмен национальным опытом на уровне организации). Стоит при этом заметить, что в данном направлении развивается Рабочая группа БРИКС по антитеррору.
1. Акт правительства Российской Федерации "Постановление Правительства РФ О единой автоматизированной информационной системе "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено"" от 26 октября 2012 № 1101 // Российская газета. - 2012 г. - № 249
2. Антитеррористическая стратегия БРИКС // Официальный сайт председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148163.pdf(дата обращения: 20.05.2022).
3. Введение в борьбу с терроризмом // Организация Объединенных Наций URL:
https: //www.unodc.org/documents/e4j/CounterT errorism/E4J_CT_module_ 1_-_final_RU.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
4. Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций // Сайт ООН URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N05/504/90/PDF/N0550490.pdf?OpenElemen t (дата обращения: 20.05.2022).
5. Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма // Сайт ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/terrdec1 .shtml (дата обращения: 20.05.2022).
6. Дополнительный протокол к Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма (СДСЕ № 217) // Совет Европы URL: https://www.coe.int/ru/web/conventions/full-list?module=treaty- detail&treatynum=217(дата обращения: 20.05.2022).
7. Европейская конвенция о пресечении терроризма (Страсбург, 27 января 1977 г.) ETS N 090 // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye- pravovye-akty/evropeyskaya-konvenciya-o.html(дата обращения: 20.05.2022).
8. Закон Российской Федерации "О противодействии терроризму" от 06 марта 2006 № 35-ФЗ // Российская газета. - .2006 г. - № 48.
9. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/ukazy- prezidentaZkompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html(дата обращения: 20.05.2022).
10. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов 1963 г. // Сайт ООН URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/crimes_aboard. sht ml (дата обращения 20.05.2022).
11. Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (Варшава, 16 мая 2005 г.) // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/zakonodatelstvo/mezhdunarodnye-pravovye- akty/konvenciya-soveta-evropy-o.html(дата обращения: 20.05.2022).
12. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 05.10.2009) // КонсультантПлюс URL:
http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779/ (дата обращения: 20.05.2022).
13. Московская декларация XII саммита БРИКС // Официальный сайт
председательства Российской Федерации в БРИКС в 2020 году URL: https://brics-russia2020.rU/images/114/83/1148395.pdf(дата обращения: 20.05.2022).
14. Письмо Председателя Комитета Совета Безопасности, учрежденного резолюцией 1373 (2001) о борьбе с терроризмом, от 18 июля 2002 года на имя Председателя Совета Безопасности
15. Предварительный отчет 4413-е заседания Совета Безопасности ООН // Сайт ООН URL: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/PRO/N01/632/20/PDF/N0163220.pdf?OpenElement(дата обращения: 20.05.2022).
16. Программная речь бывшего Генерального секретаря Кофи Аннана на заключительном пленарном заседании Международной встречи на высшем уровне по вопросам демократии, терроризма и безопасности «Глобальная стратегия борьбы с терроризмом» // Сайт ООН URL: https://www.un.org/ru/sg/annan_messages/2005/madrid05.shtml(дата обращения: 20.05.2022).
17. Резолюция 1373 (2001), принятая Советом Безопасности на его 4385-м заседании 28 сентября 2001 года // ООН URL: https://www.unodc.org/pdf/crime/terrorism/res_1373_russian.pdf(дата обращения: 20.05.2022).
18. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения. М. : Вече, 2012. С. 11-41.
19. Соглашение между государствами-членами ШОС о Региональной антитеррористической структуре // РАТС ШОС URL: https://ecrats.org/wp-content/uploads/2021/04/8.pdf(дата обращения: 20.05.2022).
20. Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской
Республики от 26 августа 2015 года (ратифицировано Федеральным законом от 14.10.2016 № 376-ФЗ, вступило в силу 12 ноября 2016 года, письмо МИД России от 22.11.2016 г. № 20737/дп)
21. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по противодействию терроризму (с изменениями на 25 ноября 2019 года)" от 15 февраля 2006 № 116 // Российская газета. - 2006 г. - № 34
22. Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом" // ГАРАНТ.РУ URL: https://base.garant.rU/4000862/5ac206a89ea76855804609cd950fcaf7/#block_3 (дата обращения: 20.05.2022).
23. Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом // Wikiresource URL:
https: //ru.wikisource.org/wiki/Шанхайская_конвенция_о_борьбе_с_терро ризмом,_сепаратизмом_и_экстремизмом#Приложение (дата обращения: 20.05.2022).
24. ANTI-TERRORISM BILL (As introduced in the National Assembly as a section 75 Bill; explanatory summary of Bill published in Government Gazette No. 24076 of 15 November 2002) (The English text is the oficial text of the Bill) // South African Government URL: https://www.gov.za/sites/default/files/gcis_document/201409/b12-030.pdf(дата обращения: 20.05.2022).
25. ACT To prohibit terroristic activities and to amend the law relating to criminal procedure; and to provide for other incidental matters. (English text signed by the Acting State President.) (Assented to 12th June, 1967.) // Wikiresource URL: https://en.wikisource.org/wiki/Terrorism_Act,_1967#s6(дата обращения: 20.05.2022).
26. ACT To provide for the security of the State and the maintenance of law and order; and to provide for matters connected therewith. (Afrikaans text signed by the State President.) (Assented to 1 June 1982.) // Wikiresource URL: https: //en.wikisource.org/wiki/Internal_Security_Act,_1982(дата обращения: 20.05.2022).
27. Article 120. Criminal Law of the People's Republic of China // PERMANENT MISSION OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA TO THE UNITED NATIONS AND OTHRE INTERNATIONAL ORGNAZITIONS IN VIENNA URL:
https: //www.fmprc.gov.cn/ce/cgvienna/eng/dbtyw/j dwt/crimelaw/t209043 .ht m (дата обращения: 20.05.2022).
28. Brazil: Anti-Terrorism Bill threatens to restrict Right to Protest // UNHCR URL:
https://www.refworld.org/topic,50ffbce5220,50ffbce5226,564305a44,0,ART 19,,BRA.html (дата обращения: 20.05.2022).
29. Brazil: Bill amending Anti-Terrorism Law violates human rights // OMCT URL: https://www.omct.org/en/resources/news-releases/brazil-bill- amending-anti-terrorism-law-violates-human-rights(дата обращения: 20.05.2022).
30. BRICS COUNTER TERRORISM ACTION PLAN 29 July 2021 // BRICS
India 2021 URL:
https://brics2021 .gov.in/brics/public/uploads/docpdf/getdocu-52.pdf (дата обращения: 20.05.2022).
31. BRICS Leaders Xiamen Declaration Xiamen, China, 4 September 2017 // НКИ БРИКС URL:
https://www.nkibrics.ru/system/asset_docs/data/5a4f/6bcb/6272/695d/471a/ 0000/original/IX_BRICS_SUMMIT_-
_XIAMEN_DECLARATION_SEPTEMBER_4__2017_XIAMEN__CHIN A.pdf?1515154379 (дата обращения: 20.05.2022).
32. Counter-Terrorism Law of the People's Republic of China (Passed by the 18th Session of the Standing Committee of the 12th National People's Congress on December 27, 2015) // The US-China Business Council URL: https: //www.uschina. org/china-hub/unofficial-translation-counter-terrorism- law-peoples-republic-china (дата обращения: 20.05.2022).
33. Council FrameworkDecision of 13 June 2002 on combating terrorism // Official Journal of the European Communities . - 2002. - №Volume 45. - С. 3-10.
34.Information Technology Act // Central Public Procurement Portal URL: https://eprocure.gov.in/cppp/rulesandprocs/kbadqkdlcswfj delrquehwuxcfmij muixngudufgbuubgubfugbububjxcgfvsbdihbgfGhdfgFHytyhRtMjk4NzY= (дата обращения: 20.05.2022).
35. Joint Declaration on the Establishment of a Permanent Mechanism of
Cooperation Between the Republic of Turkey and CELAC // CELAC URL: https://celacinternational.org/celac-turkey/(дата обращения: 20.05.2022).
36. LEI N° 13.260, DE 16 DE MARCO DE 2016. // Presidencia da Republica Secretaria-Geral Subchefia para Assuntos Juridicos URL: http://www.planalto.gov.br/ccivil_03/_ato2015-2018/2016/lei/l13260.htm(дата обращения: 20.05.2022).
37. National Security Law of the People's Republic of China // China Law Translate URL: https://www.chinalawtranslate.com/en/2015nsl/(дата обращения: 20.05.2022).
38. PL 1595/2019 Projeto de Lei // Camara dos Deputados URL: https://www.camara.leg.br/proposicoesWeb/fichadetramitacao?idProposicao =2194587 (дата обращения: 20.05.2022).
39.Section 15. Terrorist act. // Ministry of Law and Justice, Government of India. URL: https://www.indiacode.nic.in/show- data?actid=AC_CEN_5_23_00001_196737_1517807318055&orderno=15(дата обращения: 20.05.2022).
40.Section 66A of IT Act undemocratic: RS MPs // The Times of India URL: https://timesofindia.indiatimes.com/india/Section-66A-of-IT-Act- undemocratic-RS-MPs/articleshow/17623782.cms(дата обращения: 20.05.2022).
41.The Prevention of Terrorism Act, 2002 // Indian Kanoon URL: https://indiankanoon.org/doc/1778/(дата обращения: 20.05.2022).
Литература:
1. Азизов Р.Ф. Правовые аспекты функционирования сети Интернет в Китайской Народной Республике // Вестник Вологодского института права и экономики. 2015. № 1. С. 93.
2. Анищенко К. Ф. Правовые основы противодействия терроризму в России: краткий анализ федерального закона «О противодействии терроризму» // Теория и практика общественного развития. 2006. С. 87-92.
3. Бибикова О.П. Уйгурский джихад в Китае и Сирии // Россия и мусульманский мир. 2018. №4 (310). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/uygurskiy-dzhihad-v-kitae-i-sirii(дата обращения: 20.05.2022).
4. Борзова А.Ю., Кузьмина А.В. Подходы Бразилии к урегулированию международных конфликтов // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podhody- brazilii-k-uregulirovaniyu-mezhdunarodnyh-konfliktov(дата обращения: 28.10.2020).
5. Борьба с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом в России : монография / С. Д. Белоцерковский, А. С. Васнецова, А. Я. Гуськов [и др.] ; Акад. Генер. прокуратуры Рос. Федерации. - Москва : Юрлитинформ, 2012. - 297 с.
6. Будницкий О. В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в.). М.: Полит. энцикл., 2016. 408 с.
7. Васильев, Л.Е. О некоторых аспектах борьбы Китая с силами «Трех зол» // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2018. №23. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o- nekotoryh-aspektah-borby-kitaya-s-silami-treh-zol(дата обращения: 25.05.2022).
8. Гуров В.А. Нормативно-правовая база применения вооруженных сил России на территории Сирийской Арабской Республики в боевых операциях в борьбе с международным терроризмом // Известия Самарского научного центра РАН. 2018. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZnormativno-pravovaya-baza-primeneniya- vooruzhennyh-sil-rossii-na-territorii-siriyskoy-arabskoy-respubliki-v- boevyh-operatsiyah-v-borbe-s(дата обращения: 28.10.2020).
9. Дапэн, П. Роль ШОС во внешнеполитической стратегии Китая // РСМД URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rol-shos- vo-vneshnepoliticheskoy-strategii-kitaya/(дата обращения: 20.05.2022).
10.Зубжицки, В. Противодействие терроризму в Европейском Союзе // Kultura Bezpieczenstwa. Nauka - Praktyka - Refleksje. - 2017. - №27. - С. 258-271.
11. Каура, В. Индийская политика борьбы против джихадистского террора: вызовы и перспективы // The Quarterly Journal. 2017. №4. С. 52-76.
12. Киор А.Н. Терроризм в Бразилии: краткая история, особенности и современное состояние // Теории и проблемы политических исследований. 2017. Том 6. № 4А. С. 113-120.
13. Куприянов, А. БРИКС, ШОС и терроризм в Кашмире // Российский совет по международным делам URL: https://russiancouncil.ru/analytics- and-comments/analytics/briks-shos-i-terrorizm-v-kashmire/(дата обращения: 20.05.2022).
14. Костелянец, С. Терроризм в Африке: особенности, тенденции и перспективы. Пути к миру и безопасности. 2016. № 2(51). С. 101-113
15. Лашин Р.Л., Чурилов С.А. Противодействие экстремизму и терроризму в сети Интернет и образовательной среде // Обзор.НЦПТИ. 2016. №7. С.34-39.
16. Линь До Основы правового регулирования и административного контроля интернета в Китае // NB: Административное право и практика администрирования. 2020. №2. URL:
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/osnovy-pravovogo-regulirovaniya-i- administrativnogo-kontrolya-interneta-v-kitae(дата обращения: 30.05.2022).
17. Лихачев К.А. Индия: будет ли третья волна исламского терроризма? // Россия и мусульманский мир. 2011. №2. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/indiya-budet-li-tretya-volna-islamskogo- terrorizma(дата обращения: 25.05.2022).
18. Лихачев К. А. Особенности развития терроризма в Республике Индии во второй половине ХХ века // Вестник ВолГУ. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. 2011. №1. C. 71-80.
19. Международные документы, касающиеся предупреждения и пресечения международного терроризма Том I. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2019. с 224-246.
20. Мелкумян К.С. ФАТФ в противодействии финансированию терроризма (специфика подхода). Вестник МГИМО-Университета. 2014;(1(34)). 88-96 с.
21. Мохаддам, Ф. М. Терроризм с точки зрения террористов: что они переживают и думают и почему обращаются к насилию : перевод / Ф. М. Мохаддам.- Москва : Форум, 2011.- 287 с.
22. Отчет ФАТФ Финансирование терроризма на этнической или расовой почве. ФАТФ. 2021. 51 с.
23. Сарычев В.А. Терроризм и организованная преступность. М.: ЮНИТИДАНА, 2015. С. 17-23.
24. Сереброва А.М. Террористическая угроза на пространстве ЕАЭС как вызов развитию евразийской цивилизации. Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. 2016. №4. C. 73¬77.
25. Сизов, Г.А. Эволюция подходов китайского руководства к проблеме противодействия терроризму // Проблемы национальной стратегии. - 2020. - №2 (59). - С. 134-154.
26. Старчак М.В. БРИКС: общие и частные угрозы международной безопасности. Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 4.
C. 160-176
27. Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности Руководство для законодательных органов по универсальному правовому режиму против терроризма. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2008. С. 18-19.
28. Ходатенко Е. Н. Борьба с терроризмом в Индии: центр или штаты? // Вестник Московского университета МВД России. 2009. №7. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/borba-s-terrorizmom-v-indii-tsentr-ili-shtaty(дата обращения: 28.10.2020).
29. Ходатенко Е. Н. Индийское антитеррористическое законодательство: от пота к уапа // Вестник Московского университета МВД России.
2009. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/indiyskoe- antiterroristicheskoe-zakonodatelstvo-ot-pota-k-uapa(дата обращения: 20.05.2022).
30.Чжэн Ж. Китай в борьбе с сепаратизмом и терроризмом // Социально-гуманитарные знания. - 2008. - № 2. - С. 328-332
31. Яковлев А.Ю., Яковлев П.Ю. Правовое обеспечение противодействия терроризму в Индии // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-obespechenie- protivodeystviya-terrorizmu-v-indii(дата обращения: 25.05.2022).
32. Alex Schmid Terrorism - The Definitional Problem // Case Western Reserve Journal fo International law. - 2004. - С. 375-419.
33. Alvaro de Souza Pinheiro Narcotterorism in Latin America: A Brazilian Perspective. - Hurlburt Field, Florida: The JSOU Press, 2006. C. 63.
34. Chadwick, E. Terrorism and the law: Historical contexts, contemporary dilemmas, and the end(s) of democracy. Crime, Law and Social Changes, vol. 26, issue 4, С. 329-350.
35. FATF Annual Report 2020-2021. 2021. C.59.
36. Kalhan, Anil, Colonial Continuities: Human Rights, Terrorism, and Security Laws in India. Columbia Journal of Asian Law, 2006. С. 141.
37. Murray Scot Tanner James Bellacqua China’s Response to Terrorism. CNA, 2016. С. 59
38. Roth, J., Greenburg, D., Wille, S. National Commission on Terrorist Attacks Upon the United States. Monograph on Terrorist Financing. - Staff Report to the Commission, 2004. С. 3.
39. Schonteich, Martin A threat to South Africa’s internal security? // SA CRIME QUARTERLY. 2003. №6. С. 15-19.
40. ‘ ‘Terrorism”: The Word Itself Is Dangerous by John V. Whitbeck // Washington Report on Middle East Affairs URL: https://www.wrmea.org/002-march/terrorism-the-word-itself-is- dangerous.html(дата обращения: 20.05.2022).
Интернет-ресурсы
1. В Бразилии осуждены исламисты, готовившие теракт на Олимпиаде в Рио // Deutsche Welle URL: https://www.dw.com/ru/в-бразилии- осуждены-исламисты-готовившие-теракт-на-олимпиаде-в-рио/a- 38707054 (дата обращения: 20.05.2022).
2. Время пришло: "Большая пятерка" готова к расширению // РИА Новости URL: https://ria.ru/20220524/briks-1790261065.html(дата обращения: 20.05.2022).
3. Выборы в Чеченской республике // Коммерсантъ URL: https://www.kommersant.ru/doc/1251(дата обращения: 20.05.2022).
4. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) // Банк России URL:
https: //www.cbr.ru/counteraction_m_ter/international/fatf/(дата обращения: 20.05.2022).
5. Европейский регион // Управление Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности URL: https://www.unodc.org/e4j/ru/terrorism/module-5/key-issues/european- region.html(дата обращения: 20.05.2022).
6. За 10 лет число террористических преступлений в РФ упало в 260 раз // Interfax URL: https://www.interfax.ru/russia/755351(дата обращения: 20.05.2022).
7. История РАТС ШОС // РАТС ШОС URL: https://ecrats.org/istoriya/(дата обращения: 20.05.2022).
8. Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров принял участие во встрече глав внешнеполитических ведомств стран БРИКС в Претории. // Сергей Лавров URL: http://сергей-лавров.рф/лавров-брикс- претория-4-06-2018-г/ (дата обращения: 20.05.2022).
9. «Три силы зла». Что означает новая антитеррористическая стратегия Китая // Рамблер URL: https://news.rambler.ru/asia/42330897-tri-sily-zla- chto-oznachaet-novaya-antiterroristicheskaya-strategiya-kitaya/(дата обращения: 20.05.2022).Цели и задачи // Национальный антитеррористический комитет URL: http://nac.gov.ru/nak/celi-i- zadachi.html(дата обращения: 20.05.2022).
10. A New Phase of Militancy in Kashmir: Challenges for India // Middle East Institute URL: https: //www. mei.edu/publications/new-phase-militancy- kashmir-challenges-india(дата обращения: 20.05.2022).
11. A New Phase of Militancy in Kashmir: Challenges for India // Middle East Institute URL: https: //www. mei.edu/publications/new-phase-militancy- kashmir-challenges-india(дата обращения: 20.05.2022).
12. Counterterrorism in India // Council on Foreign Relations URL:
https: //www.cfr. org/backgrounder/counterterrorism-india (дата обращения: 20.05.2022).
13. Counterterrorism in The Brazil-Africa Narco Nexus // Americas Quarterly URL: https: //www.americasquarterly.org/fulltextarticle/the-brazil-africa- narco-nexus/(дата обращения: 20.05.2022).
14. Country Reports on Terrorism 2020: South Africa // U.D. Department of State URL: https://www.state.gov/reports/country-reports-on-terrorism- 2020/south-africa/(дата обращения: 20.05.2022).
15. Crowdsourcing violence: Decoding online propaganda of new militant groups in Kashmir // Observer Research Foundation URL: https://www.orfonline.org/expert-speak/crowdsourcing-violence/(дата обращения: 20.05.2022).
16. First Meeting of the BRICS Joint Working Group on Counter Terrorism (September 14, 2016) // Ministry of External Affairs, Government of India URL: https://www.mea.gov.in/press- releases.htm?dtl/27400/First_Meeting_of_the_BRICS_Joint_Working_Grou p_on_Counter_Terrorism_September_14_2016 (дата обращения: 20.05.2022).
17.India saw highest number of internet shutdowns in the world in 2020 // India Today URL: https://www.indiatoday.in/technology/news/story/india-saw- highest-number-of-internet-shutdowns-in-the-world-in-2020-1775608-2021 - 03-04 (дата обращения: 20.05.2022).
18.Naxal-Maoist Insurgency Trends in India During the Coronavirus Pandemic // The Armed Conflict Location & Event Data Project URL: https://acleddata.com/2021/03/11/naxal-maoist-insurgency-trends-in-india- during-the-coronavirus-pandemic/(дата обращения: 20.05.2022).
19.SADC launches Regional Counter Terrorism Centre to advance counter-terrorism prevention // Southern African Development Community URL: https://www.sadc.int/news-events/news/sadc-launches-regional-counter- terrorism-centre-advance-counter-terrorism-prevention/(дата обращения: 20.05.2022).
20.Statement by the Permanent Mission of the El Salvador to the United Nations On behalf of the Community of Latin American and Caribbean States (CELAC) // Permanent Mission to the United Nations URL: https://enaun.cancilleria.gob.ar/en/measures-eliminate-international- terrorism(дата обращения: 20.05.2022).
21. Terror attacks rose during pandemic year in India: US report // Hindustan T imes URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/terror-attacks- rose-during-pandemic-year-in-india-us-report-101640542605120.html(дата обращения: 20.05.2022).
22. Terrorism in Brazil // Brazil Business URL: https://thebrazilbusiness.com/article/terrorism-in-brazil(дата обращения: 20.05.2022).
23. THE JAMMU AND KASHMIR REORGANISATION ACT, 2019 NO. 34 OF 2019 [9th August, 2019.] // The Gazettes of India URL: https://egazette.nic.in/(S(33xwu12yszcei1zanqprd1b3))/default.aspx(дата обращения: 20.05.2022).
24.17 months on, 4G internet services restored in Jammu and Kashmir // Hindustan Times URL: https://www.hindustantimes.com/india-news/17- months-on-4g-internet-services-restored-in-jammu-and-kashmir- 101612564917419.html(дата обращения: 20.05.2022)
25. THE PRESIDENCY No. 33 of 2004: Protection of Constitutional Democracy Against Terrorist and Related Activities Act, 2004. // Government Gazette . - 2005. - №476. - С. 1-4.
26. The Southern African Regional Police Chiefs Co-operation Organisation (SARPCCO) // SADC URL: https://www.sadc.int/themes/politics-defence- security/police-sarpcco/(дата обращения: 20.05.2022).
27. Turkiye ve CELAC (Latin Amerika Ve Karayip Devletler Toplulugu) Arasinda Surekli I§birligi Mekanizmasi Olu§turulmasina Ili§kin Ortak Bildiri // T.C. Di§i§leri Bakani URL: https://www.mfa.gov.tr/turkiye-ve- celac-_latin-amerika-ve-karayip-devletler-toplulugu_-arasinda-surekli- isbirligi-mekanizmasi-olusturulmasina-iliskin.tr.mfa(дата обращения: 20.05.2022).
28. Wang Yi on Common Interests Shared by China, Russia and India // Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China URL: https://www.fmprc.gov.cn/mfa eng/zxxx 662805/t1814565.shtml(дата обращения: 20.05.2022).