Правовой режим наибольшего благоприятствования для инвестора в рамках бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 7
Параграф 1. Основные элементы системы поддержки инвестиционной деятельности 7
Параграф 2. Система мер поддержки инвестиционной деятельности 12
Параграф 3. Судебная практика по вопросу защиты прав инвестора 35
Параграф 4. Проблемные аспекты системы инвестиционного права в Российской
Федерации 39
ГЛАВА 2. РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ДЛЯ
ИНВЕСТОРА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РФ 43
Параграф 1. Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов в
Еврейской автономной области и в Республике Саха (Якутия) 43
Параграф 2. Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов в
Мурманской и в Ленинградской областях 49
Параграф 3. Сравнение содержания режима наибольшего благоприятствования
в субъектах РФ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение 1. Сравнение объема различных механизмов поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации 70
Приложение 2. Налоговые льготы, установленные Законами Еврейской автономной области в рамках поддержки инвестиционной деятельности 73
Приложение 3. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Биробиджан для субъектов инвестиционной деятельности 77
Приложение 4. Налоговые льготы, установленные Законами Республики Саха (Якутия) в рамках поддержки инвестиционной деятельности 78
Приложение 5. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Якутск н для субъектов инвестиционной деятельности 82
Приложение 6. Налоговые льготы, установленные Законами Мурманской области в рамках поддержки инвестиционной деятельности 83
Приложение 7. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Мурманск н для субъектов инвестиционной деятельности 88
Приложение 8. Налоговые льготы, установленные Законами Ленинградской области в рамках поддержки инвестиционной деятельности
ГЛАВА 1. РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ДЛЯ ИНВЕСТОРОВ 7
Параграф 1. Основные элементы системы поддержки инвестиционной деятельности 7
Параграф 2. Система мер поддержки инвестиционной деятельности 12
Параграф 3. Судебная практика по вопросу защиты прав инвестора 35
Параграф 4. Проблемные аспекты системы инвестиционного права в Российской
Федерации 39
ГЛАВА 2. РЕЖИМ НАИБОЛЬШЕГО БЛАГОПРИЯТСТВОВАНИЯ ДЛЯ
ИНВЕСТОРА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ СУБЪЕКТОВ РФ 43
Параграф 1. Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов в
Еврейской автономной области и в Республике Саха (Якутия) 43
Параграф 2. Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов в
Мурманской и в Ленинградской областях 49
Параграф 3. Сравнение содержания режима наибольшего благоприятствования
в субъектах РФ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
Приложение 1. Сравнение объема различных механизмов поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации 70
Приложение 2. Налоговые льготы, установленные Законами Еврейской автономной области в рамках поддержки инвестиционной деятельности 73
Приложение 3. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Биробиджан для субъектов инвестиционной деятельности 77
Приложение 4. Налоговые льготы, установленные Законами Республики Саха (Якутия) в рамках поддержки инвестиционной деятельности 78
Приложение 5. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Якутск н для субъектов инвестиционной деятельности 82
Приложение 6. Налоговые льготы, установленные Законами Мурманской области в рамках поддержки инвестиционной деятельности 83
Приложение 7. Льготы по земельному налогу, установленные в г. Мурманск н для субъектов инвестиционной деятельности 88
Приложение 8. Налоговые льготы, установленные Законами Ленинградской области в рамках поддержки инвестиционной деятельности
Привлечение инвестиций является важнейшей и неотъемлемой задачей для любого государства. Без достаточного объема капиталовложений в экономику её качественное развитие невозможно. Как известно, бизнес осуществляет инвестиции в те экономики, в которых созданы условия для скорейшей окупаемости инвестиционных проектов и гарантии комфортной работы для инвестора. В свою очередь, данные условия и гарантии неразрывно связаны с налоговыми и бюджетно-правовыми мерами, которые формируются в рамках единой стратегии поддержки инвестиционной деятельности.
Бытует мнение, что государство не должно никаким образом влиять на активность субъектов экономической деятельности, и масса экспертов доказывает, что любое вмешательство государства вредно для развития экономики. Однако на практике адекватное развитие реального сектора в любом государстве невозможно без выстраивания прозрачных и четких правовых механизмов поддержки, которые формируют единую систему поддержки инвестиционной активности - такая система должна формироваться посредством воли властного субъекта.
Василий Александрович Кокорев пишет, что «для преодоления проблем и решения вызовов нового времени, необходимо сконцентрироваться на обсуждение текущих условий, проблем и обстоятельств затруднений, а также сформулировать будущие задачи». Цитирование данного фрагмента именно во введении к данной работе считаю очень важным, так как оно во многом определяет её актуальность. Конечно, нельзя забывать о мировом опыте, в том числе и в рамках формирования различных правовых конструкций, однако последние события, когда Россия столкнулась с беспрецедентным давлением, показывают, что опираться на собственный опыт и целеполагание, в том числе и в формировании правовой системы поддержки инвесторов, лучше и надежнее.
Действительно, в последние пять лет в Российской Федерации создается система поддержки инвестиционной деятельности, в которой основополагающее место занимают механизмы бюджетной и налоговой поддержки инвесторов, которые получают своё закрепление в формирующейся нормативно-правовой базе, как на региональном уровне, там и на федеральном. Под режимом наибольшего благоприятствования для целей настоящей работы понимается совокупность налоговых и бюджетно-правовых механизмов, закрепленных в нормативно-правовых актах и направленных на поддержку инвестиционной деятельности в Российской Федерации. В рамках настоящей работы будет проведен анализ механизмов бюджетной и налоговой поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, принятыми в Российской Федерации и в некоторых регионах: Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Мурманская область, Ленинградская область.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» указывается, что в рамках достижения цели «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство» и целевых показателей по реальному росту инвестиций в основной капитал в период с 2020 по 2024 год планируется инвестиционных проектов с общим суммарным объемом инвестиций 13 триллионов 900 млрд рублей. При этом, поскольку в тексте Указа речь идет о привлечении инвестиций посредством Соглашений о защите и поощрении капиталовложений, мы можем понять, что речь идет только о плане привлечения частных инвестиций и только посредством одного механизма - соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Предметом исследования является правовой режим наибольшего благоприятствования для инвестора, как система мер поддержки инвестиционной деятельности налогового и бюджетно-правового характера.
Целью работы является характеристика мер налоговой и бюджетно-правовой поддержки инвесторов в Российской Федерации, а также анализ их возможного влияния на инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать режим наибольшего благоприятствования для инвестора, его содержание, наполненность конкретными механизмами налоговой и бюджетно-правовой поддержки инвестора;
2. Осуществить теоретическую часть исследования (раскрыть понятия инвестор, инвестиции, инвестиционная активность, поддержка инвестиционной активности и другие).
3. Осуществить краткий анализ существующих налоговых и бюджетно-правовых механизмов поддержки инвестора в Российской Федерации;
4. Определить правовую основу функционирования режима
наибольшего благоприятствования в Российской Федерации;
5. Сравнить механизмы налоговых, бюджетно-правовых льгот и гарантий, предусмотренных Специальным инвестиционным контрактом и Соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
6. Осуществить анализ действия налоговых механизмов на региональном уровне Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Мурманской области, Ленинградской области.
7. Определить содержание нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Мурманской области, Ленинградской области в части бюджетно-правовых механизмов поддержки инвестора.
8. Определить актуальные проблемы поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
9. Проанализировать влияние системы поддержки инвесторов на инвестиционную активность в Российской Федерации;
10. Определить объем режима наибольшего благоприятствования в Российской Федерации.
Для решения поставленных задач используется следующие методы исследования:
1. системного подхода и системного анализа - исследование системы по поддержанию инвестиционной деятельности в Российской Федерации (в рамках налогового и бюджетно-правового аспекта);
2. классифицирование (определение содержания понятия режим наибольшего благоприятствования, системы по поддержанию инвестиционной деятельности в Российской Федерации);
3. обобщение - обобщение сведений о поддержке инвесторов в Российской Федерации;
4. дедукция - изучение системы поддержки инвестора от федерального уровня к региональному уровню.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В раскрытии содержания понятия режим наибольшего благоприятствования для инвестора в налоговых и бюджетно-правовых аспектах;
2. В систематизации нормативно-правовых актов, формирующих систему поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
3. В исследовании налоговых и бюджетно-правовых мер поддержки инвестора в рамках практико-ориентированного подхода, опираясь на личный опыт реализации инвестиционных проектов;
4. В выявлении актуальных проблем действия налоговых и бюджетно-правовых механизмов поддержки инвесторов в Российской Федерации.
Бытует мнение, что государство не должно никаким образом влиять на активность субъектов экономической деятельности, и масса экспертов доказывает, что любое вмешательство государства вредно для развития экономики. Однако на практике адекватное развитие реального сектора в любом государстве невозможно без выстраивания прозрачных и четких правовых механизмов поддержки, которые формируют единую систему поддержки инвестиционной активности - такая система должна формироваться посредством воли властного субъекта.
Василий Александрович Кокорев пишет, что «для преодоления проблем и решения вызовов нового времени, необходимо сконцентрироваться на обсуждение текущих условий, проблем и обстоятельств затруднений, а также сформулировать будущие задачи». Цитирование данного фрагмента именно во введении к данной работе считаю очень важным, так как оно во многом определяет её актуальность. Конечно, нельзя забывать о мировом опыте, в том числе и в рамках формирования различных правовых конструкций, однако последние события, когда Россия столкнулась с беспрецедентным давлением, показывают, что опираться на собственный опыт и целеполагание, в том числе и в формировании правовой системы поддержки инвесторов, лучше и надежнее.
Действительно, в последние пять лет в Российской Федерации создается система поддержки инвестиционной деятельности, в которой основополагающее место занимают механизмы бюджетной и налоговой поддержки инвесторов, которые получают своё закрепление в формирующейся нормативно-правовой базе, как на региональном уровне, там и на федеральном. Под режимом наибольшего благоприятствования для целей настоящей работы понимается совокупность налоговых и бюджетно-правовых механизмов, закрепленных в нормативно-правовых актах и направленных на поддержку инвестиционной деятельности в Российской Федерации. В рамках настоящей работы будет проведен анализ механизмов бюджетной и налоговой поддержки инвесторов, предусмотренных нормативно-правовыми актами, принятыми в Российской Федерации и в некоторых регионах: Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область, Мурманская область, Ленинградская область.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» указывается, что в рамках достижения цели «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство» и целевых показателей по реальному росту инвестиций в основной капитал в период с 2020 по 2024 год планируется инвестиционных проектов с общим суммарным объемом инвестиций 13 триллионов 900 млрд рублей. При этом, поскольку в тексте Указа речь идет о привлечении инвестиций посредством Соглашений о защите и поощрении капиталовложений, мы можем понять, что речь идет только о плане привлечения частных инвестиций и только посредством одного механизма - соглашения о защите и поощрении капиталовложений.
Предметом исследования является правовой режим наибольшего благоприятствования для инвестора, как система мер поддержки инвестиционной деятельности налогового и бюджетно-правового характера.
Целью работы является характеристика мер налоговой и бюджетно-правовой поддержки инвесторов в Российской Федерации, а также анализ их возможного влияния на инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать режим наибольшего благоприятствования для инвестора, его содержание, наполненность конкретными механизмами налоговой и бюджетно-правовой поддержки инвестора;
2. Осуществить теоретическую часть исследования (раскрыть понятия инвестор, инвестиции, инвестиционная активность, поддержка инвестиционной активности и другие).
3. Осуществить краткий анализ существующих налоговых и бюджетно-правовых механизмов поддержки инвестора в Российской Федерации;
4. Определить правовую основу функционирования режима
наибольшего благоприятствования в Российской Федерации;
5. Сравнить механизмы налоговых, бюджетно-правовых льгот и гарантий, предусмотренных Специальным инвестиционным контрактом и Соглашением о защите и поощрении капиталовложений;
6. Осуществить анализ действия налоговых механизмов на региональном уровне Российской Федерации на примере Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Мурманской области, Ленинградской области.
7. Определить содержание нормативно-правовых актов Республики Саха (Якутия), Еврейской автономной области, Мурманской области, Ленинградской области в части бюджетно-правовых механизмов поддержки инвестора.
8. Определить актуальные проблемы поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
9. Проанализировать влияние системы поддержки инвесторов на инвестиционную активность в Российской Федерации;
10. Определить объем режима наибольшего благоприятствования в Российской Федерации.
Для решения поставленных задач используется следующие методы исследования:
1. системного подхода и системного анализа - исследование системы по поддержанию инвестиционной деятельности в Российской Федерации (в рамках налогового и бюджетно-правового аспекта);
2. классифицирование (определение содержания понятия режим наибольшего благоприятствования, системы по поддержанию инвестиционной деятельности в Российской Федерации);
3. обобщение - обобщение сведений о поддержке инвесторов в Российской Федерации;
4. дедукция - изучение системы поддержки инвестора от федерального уровня к региональному уровню.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
1. В раскрытии содержания понятия режим наибольшего благоприятствования для инвестора в налоговых и бюджетно-правовых аспектах;
2. В систематизации нормативно-правовых актов, формирующих систему поддержки инвестиционной деятельности в Российской Федерации;
3. В исследовании налоговых и бюджетно-правовых мер поддержки инвестора в рамках практико-ориентированного подхода, опираясь на личный опыт реализации инвестиционных проектов;
4. В выявлении актуальных проблем действия налоговых и бюджетно-правовых механизмов поддержки инвесторов в Российской Федерации.
Объемы поддержки инвестиционной активности разнятся от государства к государству. Режим наибольшего благоприятствования для инвесторов в налоговом и бюджетно-правовом аспектах в Российской Федерации включает в себя различные меры поддержки, такие как: снижение налоговых ставок на федеральном, региональном и местном уровнях или освобождение от уплаты региональной/местной части налогов, бюджетные ассигнования инвесторам: выделение субсидий из бюджетов различного уровня, предоставление налоговых инвестиционных кредитов, стабилизационная оговорка в части неизменности налогового и бюджетного законодательства для инвестора, снижение ставок страховых взносов для инвесторов, применение налоговых вычетов. При этом, данные механизмы действуют в рамках различных режимов инвестиционной поддержки: специальный инвестиционный контракт, региональный инвестиционный проект, соглашение о защите и поощрении капиталовложений, территории опережающего развития, соглашение о региональных стратегических/приоритетных проектах.
Очевидно, что текущей совокупности механизмов поддержки инвестиционной деятельности в налоговом и бюджетно-правовом смысле недостаточно. Важным способом поддержки стала бы либерализация бюджетного законодательства в части предоставления права регионам-донорам устанавливать собственные способы и механизмы бюджетно-правовой поддержки инвесторов. Также важным механизмом поддержки может стать расширение применения налогового вычета для инвесторов, а также продолжение политики снижения страховых взносов для организаций, реализующих инвестиционные проекты. Помимо этого, видимо, один из дальнейших трендов стимулирования экономической активности будет заключаться в расширении оснований для получения налоговых инвестиционных кредитов в части реинвестирования налога на добавленную стоимость за три года в развитие производства. Данная мера может значительно помочь компаниям в условиях текущей экономической ситуации.
Стоит отметить, что несмотря на то, что существующие механизмы поддержки инвестиционной деятельности в РФ являются во многом достаточными и содержат значительное количество налоговых и бюджетно-правовых механизмов поддержки инвесторов, стоит предпринять некоторые усилия по реформирования инвестиционного и налогового законодательства. Например, важным шагом, по нашему мнению, будет являться утверждение единой стратегии по совершенствованию инвестиционного законодательства, а также введение специального единого налогового режима для инвесторов в РФ. Кроме того, необходимо провести унификацию законодательств регионов РФ в части поддержки инвесторов и закрепить на федеральном уровне (например, в Законе «О защите и поощрении капиталовложений» общей дефиниции режима наибольшего благоприятствования для инвесторов в РФ, как совокупности налоговых и бюджетно-правовых норм , закрепленных в нормативно-правовых актах и направленных на поддержку инвестиционной деятельности в Российской Федерации (субъектах Российской Федерации) с целью снижения имущественных и организационных затрат инвесторов во взаимоотношениях с публичным субъектом. С нашей точки зрения, введение общего режима наибольшего благоприятствования для инвесторов (в национальном понимании) в РФ может стать основой для формирования стратегии развития инвестиционного права и унификации инвестиционного законодательства на региональном уровне в России.
Также необходимо обозначить правовые выводы, выносимые на защиту настоящей выпускной квалификационной работы:
1. В Российской Федерации необходимо утвердить стратегию развития инвестиционного законодательства с целью унификации содержания (в части мер и механизмов поддержки) режима наибольшего благоприятствования для инвесторов на территории России.
2. Содержание региональных инвестиционных законодательств во многом совпадает друг с другом, но не отражает актуальных изменений федерального законодательства (что является одной из причин введения унифицированного подхода).
3. Унификация инвестиционного законодательства в РФ может происходить посредством введения специального единого налогового режима для инвесторов, что потребует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, однако значительным образом упростит ведение бизнеса для инвестора на территории России.
4. Кодификация инвестиционного законодательства представляется одним из возможных путей развития инвестиционного права в РФ, однако ее проведение сопряжено с рядом проблем (например, с необходимостью внесения изменений в подходы к структурированию бюджетного и налогового законодательства в РФ).
5. В законодательстве Российской Федерации предусмотрены различные
меры поддержки инвесторов: СПИК, СЗПК, РИП, ТОСЭР и другие. В режим наибольшего благоприятствования для инвестора в РФ входят меры налоговой (снижение ставок, освобождение от уплаты налогов, налоговый инвестиционный кредит и др.) и бюджетной (прежде всего, предоставление субсидий, гарантий) поддержки. Повышение
эффективности действия мер поддержки (и содержащихся в них механизмов) прямо пропорционально их эффективному использованию на региональном уровне.
6. Важной составляющей налогового аспекта поддержки инвестора в РФ является распространение действия налогового инвестиционного кредита на НДС, а также распространение политики по применению пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, на налог на добавленную стоимость.
7. Необходима унификация полномочий регионов по поддержке инвестиционной деятельности. В данном аспекте необходима общефедеральная унификация посредством установления отдельного Федерального Закона.
8. Необходимо принятие Федерального Закона о «Приоритетных и стратегических инвестиционных проектах», на которые будут распространены все меры государственной поддержки инвестиционной деятельности без установления каких-либо условий для их получения.
9. Регионам (прежде всего, регионам-донорам) в рамках поддержки стратегических и приоритетных инвестиционных проектов необходимо расширить полномочия и критерии по предоставлению субсидий из бюджета региона РФ. Расширение полномочий необходимо осуществлять в рамках единого Федерального Закона.
10. В рамках реформирования инвестиционного законодательства необходимо прекращение политики предоставления свобод регионам в части установления собственных мер поддержки инвестиционной деятельности.
11. В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить понятие инвестиционного договора, который нельзя рассматривать только как гражданско-правовой договор. Необходимо понимать инвестиционный договор в интегральном понимании и учитывать, что одной из сторон инвестиционного контракта является публичное образование, а его заключение направлено в том числе на удовлетворение публичной задачи по развитию экономики.
Очевидно, что текущей совокупности механизмов поддержки инвестиционной деятельности в налоговом и бюджетно-правовом смысле недостаточно. Важным способом поддержки стала бы либерализация бюджетного законодательства в части предоставления права регионам-донорам устанавливать собственные способы и механизмы бюджетно-правовой поддержки инвесторов. Также важным механизмом поддержки может стать расширение применения налогового вычета для инвесторов, а также продолжение политики снижения страховых взносов для организаций, реализующих инвестиционные проекты. Помимо этого, видимо, один из дальнейших трендов стимулирования экономической активности будет заключаться в расширении оснований для получения налоговых инвестиционных кредитов в части реинвестирования налога на добавленную стоимость за три года в развитие производства. Данная мера может значительно помочь компаниям в условиях текущей экономической ситуации.
Стоит отметить, что несмотря на то, что существующие механизмы поддержки инвестиционной деятельности в РФ являются во многом достаточными и содержат значительное количество налоговых и бюджетно-правовых механизмов поддержки инвесторов, стоит предпринять некоторые усилия по реформирования инвестиционного и налогового законодательства. Например, важным шагом, по нашему мнению, будет являться утверждение единой стратегии по совершенствованию инвестиционного законодательства, а также введение специального единого налогового режима для инвесторов в РФ. Кроме того, необходимо провести унификацию законодательств регионов РФ в части поддержки инвесторов и закрепить на федеральном уровне (например, в Законе «О защите и поощрении капиталовложений» общей дефиниции режима наибольшего благоприятствования для инвесторов в РФ, как совокупности налоговых и бюджетно-правовых норм , закрепленных в нормативно-правовых актах и направленных на поддержку инвестиционной деятельности в Российской Федерации (субъектах Российской Федерации) с целью снижения имущественных и организационных затрат инвесторов во взаимоотношениях с публичным субъектом. С нашей точки зрения, введение общего режима наибольшего благоприятствования для инвесторов (в национальном понимании) в РФ может стать основой для формирования стратегии развития инвестиционного права и унификации инвестиционного законодательства на региональном уровне в России.
Также необходимо обозначить правовые выводы, выносимые на защиту настоящей выпускной квалификационной работы:
1. В Российской Федерации необходимо утвердить стратегию развития инвестиционного законодательства с целью унификации содержания (в части мер и механизмов поддержки) режима наибольшего благоприятствования для инвесторов на территории России.
2. Содержание региональных инвестиционных законодательств во многом совпадает друг с другом, но не отражает актуальных изменений федерального законодательства (что является одной из причин введения унифицированного подхода).
3. Унификация инвестиционного законодательства в РФ может происходить посредством введения специального единого налогового режима для инвесторов, что потребует внесения изменений в Налоговый кодекс РФ, однако значительным образом упростит ведение бизнеса для инвестора на территории России.
4. Кодификация инвестиционного законодательства представляется одним из возможных путей развития инвестиционного права в РФ, однако ее проведение сопряжено с рядом проблем (например, с необходимостью внесения изменений в подходы к структурированию бюджетного и налогового законодательства в РФ).
5. В законодательстве Российской Федерации предусмотрены различные
меры поддержки инвесторов: СПИК, СЗПК, РИП, ТОСЭР и другие. В режим наибольшего благоприятствования для инвестора в РФ входят меры налоговой (снижение ставок, освобождение от уплаты налогов, налоговый инвестиционный кредит и др.) и бюджетной (прежде всего, предоставление субсидий, гарантий) поддержки. Повышение
эффективности действия мер поддержки (и содержащихся в них механизмов) прямо пропорционально их эффективному использованию на региональном уровне.
6. Важной составляющей налогового аспекта поддержки инвестора в РФ является распространение действия налогового инвестиционного кредита на НДС, а также распространение политики по применению пониженных налоговых ставок для налогоплательщиков, реализующих инвестиционные проекты, на налог на добавленную стоимость.
7. Необходима унификация полномочий регионов по поддержке инвестиционной деятельности. В данном аспекте необходима общефедеральная унификация посредством установления отдельного Федерального Закона.
8. Необходимо принятие Федерального Закона о «Приоритетных и стратегических инвестиционных проектах», на которые будут распространены все меры государственной поддержки инвестиционной деятельности без установления каких-либо условий для их получения.
9. Регионам (прежде всего, регионам-донорам) в рамках поддержки стратегических и приоритетных инвестиционных проектов необходимо расширить полномочия и критерии по предоставлению субсидий из бюджета региона РФ. Расширение полномочий необходимо осуществлять в рамках единого Федерального Закона.
10. В рамках реформирования инвестиционного законодательства необходимо прекращение политики предоставления свобод регионам в части установления собственных мер поддержки инвестиционной деятельности.
11. В законодательстве Российской Федерации необходимо закрепить понятие инвестиционного договора, который нельзя рассматривать только как гражданско-правовой договор. Необходимо понимать инвестиционный договор в интегральном понимании и учитывать, что одной из сторон инвестиционного контракта является публичное образование, а его заключение направлено в том числе на удовлетворение публичной задачи по развитию экономики.
Подобные работы
- Правовой режим наибольшего благоприятствования для инвестора в
рамках бюджетной и налоговой политики в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022



