Введение 2
Глава I. Буддизм и народная религия 6
Классификация сверхъестественных существ в кхмерской народной религии 8
Глава II. Неак-та 22
Глава III. Этимология 27
Глава IV. Лексика, связанная с неак-та 29
Глава V. Жилище неак-та 32
Глава VI. Изображение неак-та 38
Глава VII. Функции неак-та 41
Глава VIII. Медиум 50
Глава IX. Подношения неак-та 53
Глава X. Проведение церемонии в честь неак-та 56
Глава XI. Особо почитаемые неак-та в Камбодже 70
Глава XII. Духи местности за пределами Камбоджи 75
Приложение 83
История о лесном неак-та 84
История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из «Собрания кхмерских сказок» 86
История о неак-та Кхлеанг Мыэнг из газеты «Kohsantepheap Daily» 94
Первая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» 97
Вторая история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» 102
Третья история о госпоже Мау из «Таинственной жизни госпожи Мау» 105
Госпожа Мау из «Собрания кхмерских сказок» 111
Вьетнамские легенды о госпоже Мау 116
Интервью с кхмерским информантом 118
Заключение 122
Список источников и литературы 125
Вера в сверхъестественное свойственна человечеству с начала времен. Нет ни одной традиционной культуры, в повседневной жизни которых не занимал бы особенного места комплекс представлений и сопутствующих им ритуалов, связанных с потусторонним миром. [Алимов, 2008:1] Камбоджа не является исключением. Важное место в кхмерской традиционной религии и ритуально-мифологических практиках занимают духи-хранители местности неак-та, исследованию культа которых и посвящена данная работа.
Целью работы является описание культа духов местности в Камбодже, его атрибутов, характерных для культа обрядовых действий, а также перевод ряда текстов, связанных с данным культом.
Настоящая работа является первым опытом описания и исследования на русском языке культа духов-патронов местности неак-та в Камбодже. В ней предполагается решить следующие задачи:
• Определить роль и значение данного культа в системе верований Камбоджи.
• Определить и описать основные атрибуты и характеристики данного культа, опираясь на имеющиеся материалы.
• Выявить возможные параллели между культом духов местности в Камбодже и другими странами Юго-Восточной Азии (Таиланда, Вьетнама, Мьянмы), Китая и Индии.
• Перевести несколько текстов, посвященных наиболее известным в Камбодже духам местности.
• Привести и прокомментировать интервью с кхмерским информантом.
Научная новизна исследования состоит в том, что до сих пор данная тема фрагментарно освещалась лишь в немногих работах, написанных на французском и кхмерском языках (последние вообще практически остаются недоступны для отечественного и европейского читателя). Насколько нам известно, в России не было опубликовано ни одной работы, в которой бы подробно рассматривался этот культ. Можно сказать, что система народных верований Камбоджи находится лишь на начальном этапе изучения. В то же время существует большой объём фольклорного материала на кхмерском языке, посвященного духам местности, который требует перевода и анализа. Чаще всего в научных исследованиях, посвященных религиозным системам народов Юго-Восточной Азии, культ неак-та упоминается без подробного объяснения (даже сам термин «неак-та» не имеет однозначного толкования), а немногочисленные специальные работы проводились с точки зрения социологии. При этом тема духов-защитников местности представляется значительно шире.
Объектом исследования в работе являются духи-патроны местности неак-та, культ которых распространён в Камбодже.
Предмет исследования - обряды и церемонии, а также фольклорные тексты, связанные с культом духов местности.
Для подготовки данной работы был выбран качественный метод исследования. В работе анализируются различные этнографические и фольклорные данные.
Предполагается, что данное исследование будет иметь важное значение для изучения духовной культуры Камбоджи. Теоретические материалы работы могут быть востребованы в учебных целях в рамках лекционных курсов по культуре и этнографии Камбоджи.
При написании работы мы использовали различные доступные нам источники на кхмерском, французском и английском языках. Одним из важнейших источников для нас является восьмой том «Собрания кхмерских сказок», который были издан Буддийским институтом в Пномпене в 2001 году. В этом томе собрано 29 рассказов о самых известных неак-та Камбоджи. Помимо самого жизнеописания духов, здесь также дается краткое описание церемонии лаынг неак-та (ежегодная церемония, во время которой община обращается к неак-та). «Собрание кхмерских сказок» является наиболее полным сборником жизнеописаний неак-та, однако сами рассказы никак не анализируются и не комментируются. Из данного сборника мы перевели и включили в нашу работу несколько жизнеописаний. Культу духов-патронов местности посвящена монография французского антрополога Алэна Форе «Le culte des genies protecteurs au Cambodge» (Editions L’Harmattan, 1992). В начале своей работы он анализирует место неак-та в религиозной системе кхмеров. Затем он рассуждает о времени и причинах происхождения этого культа. Кроме этого, он подробно описывает функции неак-та, роль медиума в церемонии лаынг неак-та и подношения. Автор также рассматривает духов -покровителей в качестве первопредков и основателей деревни. Он изучает и анализирует взаимосвязь культа неак-та с буддизмом. В конце книги приведены интервью автора с кхмерскими информантами - настоятелями монастырей, главами деревень и ачарьями.
Другим важным источником на французском языке является книга Анг Чулиена «Les etres surnaturels dans la religion populaire khmere» (Cedoreck, 1986), в которой также подробно рассматривается культ духов местности в Камбодже, его основные характеристики, приводится краткое содержание историй основных неак-та. Этому же автору принадлежит важная статья «Jioj mau» («Бабушка Мау»). В ней автор анализирует современное состояние культа неак-та Бабушки Мау в приморских регионах Камбоджи, вскрывая его анимистическую природу, которую автор пытается отделить от позднейших наслоений и современной коммерческой составляющей. Культу духов - патронов местности посвящено несколько глав книги кхмерского исследователя Син Сованни «Athibaj ampi: tumniom tumloap kmae nrng poonyool piek samkhan samkhan» («Описание кхмерских традиций и объяснение важных терминов», Phnom Penh, 2017). В этой работе дается подробное описание культа, его атрибутов, характерных для него обрядовых действий, а также приводится ценное описание королевской церемонии лаынг неак-та, проводившейся в XVIII-XIX вв.
Как было сказано выше, нам неизвестны источники на русском языке, в которых бы описывался данный культ. Наиболее значимой является книга Г. Г. Стратановича «Народные верования населения Индокитая» (Наука, 1978), посвященная народным верованиям народов Юго-Восточной Азии. Кроме того, при подготовке работы мы пользовались следующими работами, написанными на английском языке: могографией Мэй Э. Эбихары «Svay: a Khmer Village in Cambodia», статьями К.Уорк «Chthonic Sovereigns? ‘Neak Ta’ in a Cambodian Village», Д. Баек «Neak ta spirits: Belief and practices in Cambodian folk religion» и др. В этих работах приведены важные этнографические данные, собранные современными западными антропологами, которые мы постарались использовать в работе. В работе используется транскрипция, взятая из электронной версии кхмерско- английского словаря под редакцией Роберта Хидли (Cambodian-English Dictionary by Robert K. Headley, 1997).1
Работа состоит из двенадцати глав, приложения и списка литературы. В начале работы приводятся сведения о буддизме в Камбодже. Нам представляется, что это необходимо для понимания различных аспектов культа неак-та, который последние столетия существует во взаимодействии с буддизмом. Во второй главе мы составили классификацию сверхъестественных существ в кхмерской народной религии и рассмотрели взаимосвязь буддизма и народной религии. В третьей главе мы описали основные атрибуты культа неак-та (изображения, святилища, порядок проведения церемоний, роль медиума, подношения и т. д.). Далее приводится список наиболее почитаемых в Камбодже неак-та. В пятой главе делается попытка выявить возможные параллели между неак-та и духами-защитниками местности в Китае и некоторых странах Юго-Восточной Азии. В качестве приложения к работе мы включили перевод нескольких жизнеописаний неак-та Мау и Кхлеанг Мыэнг, а также интервью с кхмерским информантом. В конце приводится заключение и список литературы.
В настоящей работе мы попытались подробно описать культ духа-покровителя местности неак-та в Камбодже, показать его важнейшие признаки и связанные с этим культом обряды, привести список наиболее почитаемых неак-та, сравнить кхмерский культ со схожими культами в других странах Азии. Кроме этого, в Приложении к работе представлен перевод нескольких рассказов о неак-та Мау и неак-та Кхлеанг Мыэнг, взятых из кхмерских печатных источников, комментированный перевод нашего интервью с кхмерским информантом. Основные выводы, которые можно сделать, обобщая проделанную работу, заключаются в следующем:
1. Культ неак-та (вероятно, наравне с культом духов предков ме-ба) является центральной составляющей народной религии Камбоджи, корни которой уходят в добуддийский и доиндуистский период религиозной истории кхмеров.
2. Культ неак-та представляет собой сложное явление, демонстрирующее характерный для Камбоджи религиозный синкретизм: на мон- кхмерский анимистический культ духа-покровителя местности (причем изначально этот дух даже не имел антропоморфных признаков) наложились китайско-вьетнамские культы героев-воителей с конфуцианскими корнями (самый характерный пример - культ неак-та Кхлеанг Мыанга), а также (по крайней мере, в ряде случаев) индуистский культ почитания линги, имеющий в Камбодже давнюю традицию, восходящую к доангкорской эпохе (пример - культ Госпожи Мау - неак-та, которую считают покровителем приморских провинций Камбоджи). При этом культ неак-та мирно сосуществует с буддизмом тхеравады, который приспособился к существовавшим анимистическим практикам. Более того, можно говорить об имеющейся тенденции к постепенному «перемещению» данного культа в сферу буддизма и большему его включению в религиозные практики буддийского монастыря.
3. В качестве неак-та почитаются самые разнообразные сущности и явления: неантропоморфные божества анимистических культов, божества индуистского пантеона, духи предков-основателей деревни, а также исторические и квазиисторические личности, участвовавшие в защите страны. В представлении же многих современных кхмеров неак- та является добрым духом, защищающим от различных болезней и неприятностей. Также мы полагаем, что нельзя говорить о какой-то устойчивой иконографии того или иного неак-та. Даже при том что неак-та является наиболее антропоморфным божеством кхмерского «традиционного пантеона» (по сравнению с духами типа тюмнианг пхтеах, мрень конгвиаль, ме пхум, меба и др.), редко можно говорить о канонических изображениях или иконографии того или иного неак-та. Более того, изображение неак-та в большинстве случаев отсутствует вообще или представлено символически в виде камня, термитника, фигурки индуистского божества. Современные крупные скульптурные изображения неак-та появились только несколько десятилетий назад, и основная их задача - привлечение туристов и денежных пожертвований. В ряде случаев (известное изображение неак-та Домбонг Краньоунг в Баттамбанге, ставшее практически официальным символом города) изображение духа может рассматриваться как что-то вроде городской скульптуры, а его религиозные функции становятся вторичными.
4. Предположительно установлен возможный источник происхождения кхмерского термина неак-та. Нам кажется убедительной гипотеза о том, что данный термин произошел от сочетания слов neak и te:pta:, с помощью которых в конце среднекхмерского периода (XVIII-XIX вв.) обозначали духов-хранителей города. Слово neak, имеющее австронезийское происхождение, в современном кхмерском языке существует в значении «человек», а слово 1е:р1а: является адаптацией (а графически - точной транслитерацией) санскритского слова devata («божество, хранитель»). Современная интерпретация слога ta: в значении «дедушка, пожилой человек» является результатом народной этимологии.
5. Похожие на кхмерский культы духов местности существуют в соседних странах этого региона. Исследователи замечают определенное сходство культа неак-та и культа преах пхум с культом грамадевата, распространенного в Южной Индии. Это можно объяснить как влиянием, которое оказывала индийская культура на Камбоджу в доангкорский период, так и общетипологическим сходством (последнее представляется более вероятным). Нуждается в дальнейшем изучении и фактор влияния на культ неак-та со стороны китайской народной религии. Китайские переселенцы, прибывавшие в Камбоджу в течение многих столетий, адаптировались к новому окружению и интегрировали в местную систему верований китайские культы духов- хранителей местности, для которых присуща иерархичность и территориальное разграничение. Возможно, китайские культы национальных героев также оказали влияние на появление в Камбодже неак-та-защитников страны (таким неак-та является, например, Кхлеанг Мыэнг). У тайских народов, несмотря на тесные культурные и исторические связи с кхмерами, прямой аналог культа неак-та отсутствует. Существуют и активно почитаются безымянные добрые духи-помощники (пхи), которым в случае необходимости делают подношения, однако, насколько нам известно, они не обладают тем влиянием и теми разнообразными функциями, которые характерны для неак-та. Этот вопрос нуждается в дополнительном изучении.
1) Духовная культура Китая: энциклопедия. Т. 1-5 / Гл. ред. М.Л. Титаренко. М.: Вост. лит., 2006. Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко. - 2007. - 869 с.
2) Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь / Общ. ред. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский М.: Республика, 1996. - 576 с.
3) Алимов И.А. Бесы, лисы, духи в текстах сунского Китая. СПб.: Наука, 2008. - 283 с.
4) Кнорозова Е.Ю. Духовная культура Вьетнама: традиционные религиозно-мифологические воззрения китайцев. СПб.: Библиотека Академии наук, 2020. - 507 с.
5) Кхмерские мифы и легенды / Ред. Д. В. Деопик. М.: Наука, 1981. - 222 с.
6) Стратанович Г.Г. Народные верования населения Индокитая. М.: Наука, 1978. - 256 с.
7) Токарев С.А. Ранние формы религии. М.: Политиздат, 1990. - 397 с.
8) Философия буддизма. Энциклопедия / Под ред. М.Т. Степанянца. М.: Восточная литература, 2011. - 1045 с.
9) Agarwal R. Ganesa and his cult in contemporary Thailand // International Journal of Asia Pacific Studies. 2018. Vol.14. №2. - p. 121-142.
10) Ang Chulien. Les etres surnaturels dans la religion populaire khmere. Paris: Cedoreck, 1986. - 349 p.
11) Ang Chulien. Yay Mao // N. Abdoul-Carime, G. Mikaelian, J. Thach (eds). Le passe des Khmers: Langues, textes, rites. Berne: Peter Lang, 2016. - p. 250-262.
12) Ang Chulien. Le Sol et L’ancetre L’amorphe et L’anthropomorphe // Journal Asiatique. - 1995. №283. - p. 213-238.
13) Bertrand D. A Medium possession practice and its relationship with Cambodian buddhism: The Gru Parami // J. Marston (ed.). History, Buddhism, and New Religious Movements in Cambodia. Honolulu: University of Hawai’i Press, 2004. - p. 150-169
14) Cheu Hock Tong. The Datuk Kong Spirit Cult Movement in Penang: Being and Belonging in Multi-Ethnic Malaysia // Journal of Southeast Asian Studies, 1992. - p. 381- 404.
15) Chut Khay. Khmaoc priey asoraka:y. Phnom Penh: Sipar, 2018. - 110 p.
...