Введение 3
Глава 1. Теоретические основы публичной дипломатии 10
1.1. Доминирующие концепции публичной дипломатии в современном научном дискурсе 10
1.2. Южнокорейская специфика публичной дипломатии 21
Глава 2. Система публичной дипломатии Республики Корея 29
2.1. Процесс эволюции публичной дипломатии Республики Корея 29
2.2. Публичная дипломатия Республики Корея: государственная концепция и механизмы 42
2.3. «Халлю» - движущая сила публичной дипломатии Республики Корея 50
Глава 3. Характерные особенности публичной дипломатии Республики Корея в Тихоокеанском регионе 59
3.1. Северо-Восточная Азия: политика «халлю» и антихаллю 59
3.2. Юго-Восточная Азия: дипломатия «средней державы» 65
3.3. «Великие державы» - Россия и США в системе публичной дипломатии Республики Корея 69
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 79
На рубеже XX - XXI вв. международные отношения претерпели значительные потрясения, изменившие их структуру: появились новые акторы, чья деятельность не имеет привязки к интересам конкретных государств, а цели некоторых из них представляют угрозу международной безопасности. Изменения также коснулись расстановки сил на международной арене, где Соединенные Штаты Америки заняли лидирующую позицию, правомерность которой была существенно подорвана после трагических событий 11 сентября 2001 г. Все это происходило на фоне стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, которые позволили государству вывести реализацию своего внешнеполитического курса в совершенно новое измерение, обладающее исключительным для него набором инструментов, методик и вызовов. Совокупность данных факторов создала условия, в которых возникла необходимость выработки теории, способной объяснить сложившуюся действительность и сформулировать основу для стратегии успешного функционирования государства с минимальными для него потерями. Этой теорией стала впервые представленная Дж. Наем в 1990-м г. концепция «мягкой силы», в соответствии с которой государство имеет возможность добиваться своих целей посредством привлекательности. В рамках концепции в качестве основного инструмента трансформации «мягкой силы» в реальную политическую практику выступает публичная дипломатия.
По словам Н. Сноу, ведущего мирового специалиста по вопросам публичной дипломатии и методов пропаганды, «сегодня Республика Корея является центром публичной дипломатии». 1 Действительно, на данный момент существует довольно очевидная тенденция того, что многие страны Тихоокеанского региона, особенно его азиатской части, становятся мировыми лидерами в области исследований и практической реализации различных форм новейших технологий, в том числе, в сфере политики. Для всей современной системы международных отношений в целом характерно смещение центра силы в сторону Тихоокеанского региона, где ее наиболее крупные игроки борются за обладание наивысшим властным положением. Региональная конкуренция проходит в условиях обострения тлеющих на протяжении долгого времени очагов конфликтов, возникших на почве национальных и территориальных разногласий. В частности, в течение последних двух лет наблюдается новый виток развития кризисной ситуации на Корейском полуострове, что повышает повсеместный уровень напряженности в регионе. Учитывая текущие обстоятельства, для Республики Корея особенно важно укреплять свое положение, будучи средней державой - государством, обладающим относительно меньшим объемом ресурсов «жесткой силы» по сравнению с великими державами, но способным делать значительный вклад в процессы поддержания мира и глобального развития посредством ресурсов «мягкой силы».
В этой связи правительство Республики Корея обозначило публичную дипломатию в качестве одного из важнейших внешнеполитических инструментов, закрепив это принятым в 2016 г. законодательным актом «О публичной дипломатии». Следует отметить, что данный закон стал ключевым элементом в начале процесса институционализации практики осуществления публичной дипломатии южнокорейским государством, которая, в свою очередь, имеет гораздо более продолжительную историю. Таким образом, исследование этапов развития публичной дипломатии Республики Корея и выявление особенностей ее реализации в Тихоокеанском регионе имеют по-настоящему важное значение для углубления знаний о публичной дипломатии в целом, а также о существующих вариантах адаптации данного инструмента внешней политики в различных странах. Необходимо добавить, что одним из направлений программы фундаментальных научных исследований РАН на 2013-2020 гг. заявлено «формирование комплексной теоретической модели «мягкой силы», применяемой в системах политических, культурных и международных коммуникаций»2, также свидетельствующее об актуальности данной исследовательской работы.
Объектом исследования выступает внешняя политика Республики Корея в Тихоокеанском регионе. Предметом исследования является публичная дипломатия Республики Корея в качестве одного из основных внешнеполитических инструментов государства на современном этапе.
Хронологические рамки исследования охватывают временной период с 1948 г. по 2019 г., где выбор нижней границы обусловлен датой образования Республики Корея как самостоятельного государства, с момента чего был начат процесс закладывания основ ныне существующей системы публичной дипломатии страны. Географические рамки исследования расположены в Тихоокеанском регионе и ограничены следующими государствами: Республика Корея, Китай, Япония, КНДР, страны АСЕАН, США и Россия. Выбор именно этих государств обусловлен необходимостью как можно более полным образом изучить особенности публичной дипломатии Республики Корея в регионе на основе широкого разнообразия ресурсов «мягкой силы» страны.
Цель данной исследовательской работы - выявить особенности реализации публичной дипломатии Республики Корея в Тихоокеанском регионе на современном этапе. Данная цель была реализована посредством решения следующих задач:
1. Проанализировать существующие концепции публичной дипломатии, преобладающие в современном научном дискурсе;
2. Показать специфику трактовки концепции публичной дипломатии южнокорейскими исследователями;
3. Проследить процесс эволюции публичной дипломатии Республики Корея;
4. Раскрыть сущность государственной концепции публичной дипломатии Республики Корея;
5. Установить основные механизмы и ресурсы осуществления публичной дипломатии Республики Корея;
6. Определить характерные особенности реализации публичной дипломатии Республики Корея в Тихоокеанском регионе.
Степень научной разработанности темы.
С того момента, как понятия «мягкой силы» и публичной дипломатии прочно закрепились в дискурсе общественных наук, теоретические аспекты данных концепций до сих пор остаются актуальным предметом в работах современных исследователей. Естественно, что каждый из них в своих изысканиях прежде всего обращается к трудам Дж. Ная3, получивших в данной области статус классических, фундаментальных. Несмотря на очевидный факт того, что первые работы Ная по большей степени располагаются в контексте Соединенных Штатов, невозможно переоценить их значение в качестве теоретической основы для публичной дипломатии как важного внешнеполитического инструмента государства. Бесценный вклад в дальнейшее развитие данной проблематики в соответствии с новыми вызовами международных отношений внесли исследования Э. Гилбоа4, Н. Калла5, Я. Мелиссена6, Н. Сноу7. Повсеместное распространение интереса к вопросам «мягкой силы» и публичной дипломатии среди отечественных специалистов произошло после того, как в 2013 г. понятие «мягкой силы» было включено в Концепцию внешней политики Российской Федерации. В этой связи хотелось бы выделить работы следующих авторов: А.В. Долинский8, Т.В. Зонова9, М.М. Лебедева10, И.В. Радиков и Я.В. Лексютина11, Н.А. Цветкова12. Проблема адаптации концепции «мягкой силы» в Азиатско- Тихоокеанском регионе достаточно подробно рассмотрена в коллективной монографии С.К. Песцова, А.М. Бобыло, Л.Р. Рустамовой, Л.Е. Козлова, М.С. Черепанова, А.А. Бояркиной, К.Ф. Лыкова и М.П. Першиной. 13 Особое внимание хотелось бы уделить трудам южнокорейского специалиста Г. Ли14, в которых на основе анализа и объективной критики оригинальной концепции «мягкой силы» Дж. Ная автор выводит свое собственное определение понятия.
Комплекс исследовательских работ, посвященных проблематике адаптации концепции «мягкой силы» и осуществления публичной дипломатии в контексте Республики Корея, затрагивает различные аспекты процесса эволюции феномена, основные механизмы его практической реализации, а также ключевые элементы его ресурсной базы. В первую очередь следует отметить особую категорию авторов, которые на практике участвовали в формировании понимания концепций внутри южнокорейского государственного аппарата: Ё. Ма15 и Т. Ким16, ранее занимавшие пост Посла по вопросам публичной дипломатии Министерства иностранных дел Республики Корея. Также данная проблематика нашла свое отражение в работах М.С. Абдуазимова17, К. Айхэна18, С. Ли19, М. Пака20, Ю. Сона21, К. Чхве22. Отдельной категорией хотелось бы выделить исследования, предметом которых является феномен «халлю» - «корейская волна», неоднократно затрагиваемый как зарубежными, так и отечественными авторами. В частности, этим вопросом занимались Ы. Ким и Ч. Рё23, Г. Чан и В. Пэк24, С. О25, С. Юн26, а также Е.В. Аигина27, Е.В. Лачина и Е.Ю. Новикова28, Е.В. Полосина29.
На основе проделанного обзора литературы по теме данной исследовательской работы следует сделать вывод о том, что выбранная автором проблематика является предметом повышенного внимания среди широкого круга специалистов. Однако многие исследователи чаще всего затрагивают лишь ее отдельные аспекты, упуская из внимания комплексный характер публичной дипломатии Республики Корея. В том числе, в отечественной историографии существует тенденция смещения основного фокуса на тему продвижения «корейской волны» и ее экономических эффектов, а также восприятие публичной дипломатии как части стратегии «мягкой силы», а не самостоятельного инструмента построения внешней политики государства.
В качестве источниковой базы исследования послужили различные по своему характеру материалы и документы как на английском, так и на корейском языках. Для достижения наиболее полного понимания интерпретации концепции публичной дипломатии Республики Корея на государственном уровне были рассмотрены: связанные с ней нормативно-правовые акты; определяющие цели и дальнейший план действий стратегические документы; ежегодные Белые книги дипломатии Министерства иностранных дел РК; транскрипции иннаугурационных речей президентов; а также пресс- релизы государственных структур. Статистические данные были получены из ежегодных отчетов о деятельности различных правительственных и неправительственных организаций, а также из специальных отчетов МИД Республики Корея о состоянии продвижения «корейской волны» и региональной реализации программ публичной дипломатии. Однако следует отметить, что те материалы, расположенные на корейской версии сайта Министерства иностранных дел РК, появлялись на англоязычной версии сайта гораздо позже. Более того, английская и корейская версии правительственного блога, посвященного исключительно реализации публичной дипломатии Республикой Корея, значительно отличаются по своей информационной наполненности, где корейская версия обладает гораздо большими уровнями объема и разнообразия публикуемых материалов.
Научная новизна данной исследовательской работы заключается в:
1. расширении отечественного научного дискурса в области интерпретации концепции «мягкой силы» посредством введения в оборот южнокорейских исследований по данной проблематике;
2. попытке систематизировать наиболее значимые механизмы и ресурсы практической реализации публичной дипломатии Республики Корея;
3. выявлении особенностей осуществления публичной дипломатии Республики Корея в Тихоокеанском регионе, выступающих в качестве признаков определенной логики выбора той или иной стратегии использования данного внешнеполитического инструмента в зависимости от характера отношений между государствами.
Методологическая основа. В целях проведения всестороннего исследования и формулирования выводов по его предмету в процессе работы применялась совокупность различных общенаучных методов и подходов, в том числе: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительный анализ и документальный анализ. Эволюционный подход был задействован в ходе изучения формирования публичной дипломатии в качестве одного из основных инструментов построения внешней политики южнокорейского государства. Посредством системного подхода автор смог рассмотреть процесс развития публичной дипломатии Республики Корея, принимая во внимание зависимость данного процесса от влияния различных внешних и внутренних факторов. В свою очередь, институциональный подход был необходим для выделения ключевых структур и организаций, задействованных в реализации публичной дипломатии Республики Корея.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования. Данная исследовательская работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.
Исторически сложилось так, что довольно долгий период времени наблюдалось господство западной цивилизации во многих областях человеческой жизни, в том числе, в сфере научного знания. Теории и практики, выработанные представителями «незападной» цивилизации, бесцеремонно присваивались либо оставались совершенно непризнанными. Однако за последнюю четверть века мир претерпел ряд значительных изменений, создавших предпосылки к формированию многополярного мироустройства, в рамках которого предполагается, что идея цивилизационного равенства занимает одну из ключевых позиций. Поэтому на сегодняшний день существует тенденция к переосмыслению различных концепций, до недавнего времени обладавших одним вариантом интерпретации и считавшихся исключительно универсальными. В том числе это касается концепций «мягкой силы» и публичной дипломатии, которые стали особенно актуальными ввиду поиска новых форм эффективного взаимодействия между государствами в условиях одновременно протекающих процессов глобализации и регионализации.
Республика Корея входит в число стран, занимающих передовые позиции в области реализации публичной дипломатии. Южнокорейская специфика данного внешнеполитического инструмента во многом определяется тем, что его формирование значительным образом происходило под влиянием внешних и внутренних обстоятельств развития государства с момента его основания в 1948 г. Восстановление утраченной корейской национальной идентичности в период с конца 1940-х по конец 1980-х должно было помочь ускорить процесс экономического развития страны и укрепить легитимность власти того времени, что привело к возникновению различных правительственных структур и внутриполитических практик, заложивших фундамент современной публичной дипломатии Республики Корея. Успех экономических реформ и последовавшая за ним демократизация социально-политической системы страны способствовали активному встраиванию Южной Кореи в меняющуюся структуру международных отношений в начале 1990-х гг., что позволило публичной дипломатии диверсифицировать свою направленность вовне. Либерализация культурной индустрии страны, ставшая прямым следствием Азиатского финансового кризиса 1997-1978 гг., породила феномен «корейской волны» - основного драйвера современной публичной дипломатии, который придал ей полицентричный характер посредством вовлечения в процесс ее реализации новых негосударственных акторов. И наконец, возникновение необходимости повышения роли южнокорейского государства на международной арене в конце 2000-х гг. ввиду ее несоответствия тем ресурсам и возможностям, которыми к тому времени располагала Республика Корея, сподвигло правительство на принятие решения о закреплении за страной статуса «средней державы» и его продвижения. В русле данного решения публичная дипломатия стала одним из основных инструментов внешней политики государства, что было зафиксировано принятием в 2016 г. соответствующего закона «О публичной дипломатии», обозначившего ключевой момент процесса ее институционализации.
Современная структура механизмов реализации публичной дипломатии Республики Корея состоит из различных правительственных и неправительственных ведомств и организаций, позволяющих как можно более полным образом использовать весь потенциал разнообразных ресурсов «мягкой силы» государства, что соответствует актуальной на данный момент концепции «новой публичной дипломатии» и ее идее о важности формирования связей как на уровне «правительство-зарубежное общество», так и на уровне «гражданское общество-зарубежное общество». Министерство иностранных дел Республики Корея занимает в данной структуре центральное положение, выполняя роль координирующего органа практически всей деятельности, связанной с публичной дипломатией. Аффилированные им Корейский фонд и Корейское агентство международного сотрудничества являются основными правительственными механизмами реализации социальных и экономических ресурсов «мягкой силы»: осуществление программ академического обмена и официальной помощи в целях развития способствует созданию крепких межличностных связей на основе взаимопонимания и взаимоуважения, гарантирующих долгосрочный характер результатов публичной дипломатии.
Однако стержневым элементом ее ресурсной базы без доли сомнения можно назвать культуру, для которой халлю - мощнейший инструмент ее трансляции за рубеж. Производимый корейской волной эффект оказывает значительное влияние на экономику, туризм и даже сферу образования. Популяризация корейской массовой и традиционной культуры делает возможным существенное расширение рынков сбыта корейских товаров, увеличение уровня туристических потоков в Республику Корея, а также повышает международный интерес к изучению корейского языка, в том числе, на территории страны его происхождения. Тем не менее феномен корейской волны обладает рядом недостатков, включая тенденцию активного навязывания своего продукта в крупных объемах, что вызывает негативную реакцию и в определенной мере снижает его эффективность в качестве движущей силы публичной дипломатии.
Благодаря обширному спектру ресурсов «мягкой силы» Республика Корея способна корректировать свою стратегию осуществления публичной дипломатии в зависимости от того, какое государство или их группа является целевой аудиторией. Тихоокеанский регион, выступающий в роли основной площадки международной деятельности Южной Кореи, отличается широким разнообразием входящих в него стран. В этой связи публичная дипломатия южнокорейского государства приобретает набор особенностей, характерных тому или иному направлению ее реализации.
Субрегион Северо-Восточной Азии, представленный Китаем, Японией и КНДР, подвержен наиболее продолжительному и внушительному по своим размерам влиянию корейской волны ввиду наличия территориальной, исторической и культурной близости. Однако этот же фактор обуславливает возникновение антихаллю движений, зачастую провоцируемых обострением неразрешенных национальных и территориальных конфликтов. В случае КНДР культура является одним из наиболее безопасных каналов налаживания связи. Субрегион Юго-Восточной Азии представляет собой один из ключевых объектов дипломатии средней державы Республики Корея, в рамках которой публичная дипломатия способствует «конструированию моста» между развитыми и развивающимися странами. При этом основным ресурсом «мягкой силы» выступает опыт успешного проведения экономических реформ и демократизации политической системы южнокорейского государства. В свою очередь отношениям с Россией и США - международными акторами, обладающими значительным положением в Тихоокеанском регионе и возможностью повлиять на развитие ситуации на Корейском полуострове, характерна постоянная необходимость поддержания диалога. В условиях отсутствия глубоких цивилизационных связей задача Южной Кореи по нахождению новых точек соприкосновения определяет развитие альтернативных методов реализации публичной дипломатии, и прежде всего речь идет о корейской диаспоре как о неправительственном акторе ее осуществления.
Таким образом, Республика Корея смогла воспользоваться потенциалом своих ресурсов «мягкой силы», внушительный объем которых достигался в течение долгого времени с момента образования государства, для развития публичной дипломатии в качестве одного из основных инструментов построения внешней политики страны. Об эффективности данного инструмента в первую очередь свидетельствует смена образа слабого, разрушенного, отсталого государства на имидж передового участника международных политических процессов, подкрепляемый активной деятельностью Южной Кореи в различных межправительственных инициативах.
План властных структур по позиционированию государства в роли региональной средней державы по сути подчеркивал желание правительства Республики Корея добиться более значимого положения страны не только в Тихоокеанском регионе, но и в целом на международной арене. Однако декларируемый на данный момент времени статус не соответствует текущей действительности. Довольно непродолжительный срок пребывания одной политической силы у власти в Республике Корея создает ситуацию, при которой наблюдается непостоянство единой интерпретации и адаптации концепции «средней державы». В итоге это приводит к непоследовательной политике реализации публичной дипломатии и неравномерному наращиванию ее ресурсов. Напряжение в отношениях с Китаем и Японией как результат «корейской культурной экспансии», напрямую зависящей от экономических интересов частных агентов, а также критика со стороны международного сообщества за отсутствие систематического вклада в рамках оказания официальной помощи в целях развития - все это признаки дисбаланса отдельных элементов ресурсов «мягкой силы». Правительство Республики Корея нуждается в выработке единого понимания концепции «средней державы» в контексте южнокорейского государства, определении его целей и задач в данном статусе, что впоследствии должно усилить публичную дипломатию в качестве внешнеполитического инструмента и раскрыть потенциал новых ресурсов «мягкой силы». В этом отношении довольно перспективным является исследование возможностей Южной Кореи в области цифровой дипломатии, так как страна уже долгое время занимает лидирующие позиции в рейтингах по уровням проникновения Интернета, его скорости, использования социальных сетей и количеству обладателей смартфонов.
1. Блог «Korea is the heart and “Seoul” of public diplomacy these days». URL: https://www.instagram.eom/p/BpqpCwkDvBc/ (дата обращения: 25.05.2019).
2. Документы Фонда / Корейский Фонд. URL: http://ru.kf.or.kr/?menuno=793 (дата обращения: 16.03.2019).
3. Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы / Российская Академия Наук. - 2012. - С. 203. URL: http://www.ras.ru/scientificactivity/2013-2020plan.aspx (дата обращения: 25.05.2019).
4. 2016 TOPIK Receives Record-high Applicants / Ministry of Education, Republic of Korea. URL: http://english.moe.go.kr/boardCnts/view.do?boardID=265&boardSeq=64523&lev=0&searchTyp e=S&statusYN=C&page=1&s=english&m=0301&opType=N (дата обращения: 31.03.2019).
5. About / National Polytechnic Institute of Cambodia. URL: http://npic.edu.kh/about/ (дата обращения: 26.04.2019).
6. Annual Report KF 2017 / Korea Foundation. - Seoul, 2017. - 53 p.
7. ASEAN-Korea Relations / ASEAN-Korea Centre. URL: https://www.aseankorea.org/eng/ASEAN/ak_overview.asp (дата обращения: 26.04.2019).
8. Country Partnership Strategy / ODA Korea. URL: http://www.odakorea.go.kr/eng.policy.CountryPartnershipStrategy.do (дата обращения: 24.03.2019).
9. Diplomatic White Paper / Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. - Seoul, 2010. -275 p.
10. Diplomatic White Paper / Ministry of Foreign Affairs, Republic of Korea. - Seoul, 2018. - 265 p.
11. Diplomatic White Paper / Ministry of Foreign Affairs. - Seoul, 2014. - 391 p.
12. Discover Seoul Pass BTS Edition / Discover Seoul Pass. - 2018. URL: https://www.discoverseoulpass.com/introduce/bts (дата обращения: 1.04.2019).
13. Facts / Seoul National University. URL: http://www.useoul.edu/facts (дата обращения: 31.03.2019).
14. GKS Degree Program / National Institute for International Education Development. URL: http://www.niied.go.kr/user/nd35203.do (дата обращения: 24.03.2019).
15. Global King Sejong / King Sejong Institute Foundation. URL: https://www.ksif.or.kr/ste/ksf/hkd/lochkd.do?menuNo=21101800 (дата обращения: 24.03.2019).
...