Введение 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы процессов продвижения 6
1.1 Продвижение, его виды и инструменты 6
1.2 Коммуникативный процесс: понятие, виды и функции 13
1.3 Современные подходы к процессу продвижения 18
Выводы по главе 1 26
ГЛАВА 2. Стратегия продвижения мобильного финансового приложения «Кошелёк» 28
2.1 Особенности рынка мобильных финансовых приложений 28
2.2 Общая характеристика компании и её продукта 32
2.2.1 Описание конкурентов 34
2.2.2 Эффективность текущего процесса продвижения приложения 36
2.3 Формирование оптимальной стратегии продвижения 47
Выводы по главе 2 54
Заключение 56
Список источников: 58
Приложение 1 63
Приложение 2 65
Приложение 3 66
Приложение 4 66
Приложение 5 67
Приложение 6 68
Приложение 7 69
Актуальность данного исследования обусловлена активным развитием мобильных платежей во всем мире. С каждым годом все больше растет популярность как онлайн-, так и бесконтактных мобильных платежей.
Многофункциональность современных смартфонов — причина того, что многие виды бизнеса по всему миру все больше и больше времени уделяют мобильным платформам, дабы диверсифицировать способы контакта с клиентом и дифференцировать сервисы. Совершенно очевидно, что развитие мобильных устройств приводит к развитию мобильной коммерции, которая является одним из ключевых направлений развития рынка телекоммуникационных и финансовых услуг. Будучи продолжением электронной коммерции, она стала результатом объединения передовых технологий мобильной связи, Интернета, финансовых услуг и электронной торговли. С появлением мобильной коммерции финансовые услуги стали не только доступнее для значительной пользовательской аудитории, но еще более персонифицированными.1 Мобильные финансовые приложения — неотъемлемая часть мобильной коммерции.
Мобильное финансовое приложение — это программное обеспечение, установленное на мобильное устройство пользователя и позволяющее ему проводить финансовые операции удаленно. Согласно данным на 2015 год, в России 61% пользователей в возрасте от 18 до 34 лет уже совершают онлайн- платежи с мобильных устройств. Это, в первую очередь, свидетельствует о готовности потребителей использовать мобильное устройство как средство оплаты. Дальнейшее внедрение технического оснащения, совершенствование мобильных устройств и разработка мобильных финансовых приложений лишь увеличат этот показатель. По данным исследования Gemalto и J‘son & Partners за 2015 год, 66% россиян в возрасте от 16 до 35 лет хотели бы использовать свой телефон как средство бесконтактных платежей.
Одним из важных факторов, влияющих на это, является все увеличивающееся с каждым годом количество мобильных устройств, поддерживающих технологию NFC.
NFC (англ. Near Field Communication — коммуникация ближнего поля) — это технология беспроводной высокочастотной связи малого радиуса действия (до 10 см), позволяющая осуществлять бесконтактный обмен данными между устройствами, расположенными на небольших расстояниях: например, между считывающим терминалом и смартфоном. Несмотря на то, что эта технология появилась более десяти лет назад, её активное внедрение в современные мобильные устройства началось сравнительно недавно. Внедрение NFC дает толчок к появлению все более продуманных и удобных в использовании мобильных финансовых приложений. Как следствие, растет и конкуренция.
Несмотря на недоступность таких популярных в мире сервисов, как, например, Android Pay или Apple Pay, в России все увеличивается популярность мобильных платежей, как онлайн, так и бесконтактных. Появляются уникальные продукты, созданные российскими разработчиками, и, как результат, встает вопрос о продвижении сравнительно нового типа программного обеспечения — мобильных финансовых приложений. Кроме того, не стоит забывать, что крупные международные игроки рано или поздно тоже смогут выйти на российский рынок. Поэтому нам видится, что тщательно продуманная стратегия продвижения, а также правильно налаженная коммуникация с потребителем помогут продукту не только закрепиться на рынке, но и выдержать такую серьезную конкуренцию.
Объектом исследования являются коммуникации, связанные с рынком мобильных финансовых приложений.
Предмет исследования — способы продвижения мобильных финансовых приложений на примере приложения «Кошелек».
Целью исследования является выявление оптимального способа продвижения мобильного финансового приложения.
Задачи: сбор, анализ, изучение и систематизация теоретических исследований, связанных с понятием «продвижение» и его механизмами; выявление тенденций и особенностей продвижения мобильных финансовых приложений; определение ключевых каналов коммуникации и коммуникативных целей при продвижении мобильных финансовых приложений; анализ деятельности компании, направленной на продвижение приложения «Кошелёк», оценка и выявление проблем; описание конкурентов приложения «Кошелёк» в отрасли; разработка системы общих рекомендаций.
Методы исследования:
• опрос;
• метод экспертной оценки;
• SWOT-анализ
• мониторинг
Эмпирический материал: документальные источники, материалы социологических исследований и и прочие документы, связанные с коммуникационной деятельностью компании «Oardsmobile», разрабатывающей приложение «Кошелёк», материалы проведенных автором качественных и количественных исследований.
Рост функциональности смартфонов сегодня очень стремителен, но такие новые технологии, как NFC, существенно расширяющие функционал мобильных финансовых приложений, довольно холодно воспринимаются потребителями в силу отсутствия должного информирования и несформированности привычек — не все готовы отказаться от физических средств оплаты в пользу мобильного финансового приложения. Однако запуск приложений Apple Pay и Android Pay от компаний-гигантов, известных во всем мире, и развитие приложений-аналогов рано или поздно должны повлиять на формирование потребительских предпочтений и привычек.
Рассматриваемое в данной работе приложение «Кошелёк» является одним из таких аналогов. В силу недоступности Apple Pay и Android Pay, это мобильное финансовое приложение является единственным мобильным NFC- кошельком в России, поддерживающим максимально разнообразные виды карточной продукции.
Казалось бы, конкуренция отсутствует, но, тем не менее, многие пользователи готовы довольствоваться минимальным функционалом обычных приложений банков, а пользователи самого функционально наполненного мобильного финансового приложения в России до сих пор в основном «гики». Причины все те же — у обычных пользователей смартфонов существуют определенные привычки, которые мешают им начать использование такого приложения и недоверие по отношению к новым технологиям.
Сегодня мобильные финансовые приложения все еще находятся не на пике развития, а люди, занимающиеся их продвижением, все еще учатся и испытывают различные доступные механизмы и инструменты. Мобильные финансовые приложения довольно разнообразны, а значит при продвижении нужно учитывать их мельчайшие особенности. Тем не менее уже можно говорить о существовании усредненного списка действий, которые применимы к продвижению любого продукта такого типа. Ведь продвижение мобильных финансовых приложений в целом схоже с продвижением обычных мобильных приложений.
Механизмы продвижения мобильных финансовых приложений разнообразны, но, главным образом, продвижение производится в сети Интернет. Исключение составляют только приложения банков, продвижение которых может происходить в оффлайне. Характерная особенность, присущая только продвижению мобильных приложений — необходимость отдельной оптимизации для каждого отдельного магазина мобильных приложений.
Кроме того, специфика продвижения мобильных финансовых приложений во многом заключается в борьбе со страхами и предрассудками потребителя. Это подтверждается в исследованиях, представленных в данной работе. Пользователи с трудом готовы поделиться своими персональными данными, даже несмотря на высокую степень защиты приложения, подкрепленную мировыми стандартами. Многие современные мобильные финансовые приложения могли бы расширить свою аудиторию за счет информирования потенциальных потребителей о безопасно сти и удобстве использования продукта и формировании у них привычки его ежедневного использования.
Тем не менее, рынок мобильных финансовых приложений характеризуется активным ростом, как в России, так и в мире. Стартапы, а также крупные разработчики проявляют активный интерес к проектам, связанным с FinTech-индустрией, частью которого являются мобильные финансовые приложения.
Таким образом, за мобильными финансовыми приложениями как новым средством оплаты — будущее. И чтобы это будущее наступило, необходимо не только уделять внимание разработке и повышению функциональности, но и продвижению.
Литература
1. Алашкин П. Всё о рекламе и продвижении в Интернете / Павел Алашкин. - М.: Альпина Бизнес. Букс, 2009, 220 с.
2. Алешина, И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров / И.В. Алешина. - М., 2002.
3. Брекенридж Д. PR 2.0 : новые медиа, новые аудитории, новые инструменты / Дейдра Брекенридж ; [пер. с англ. М. В. Синельниковой]. — М. :Эксмо, 2010. - 272 с.
4. Блэк, Д. Экономика. Толковый словарь / Д. Блэк. - М.: «ИНФРА- М», Издательство «Весь Мир», 2000. - 829 с.
5. Бернет Дж., Мориарти С. Маркетинговые коммуникации: интегрированный подход / Перевод с англ. под ред. С. Г. Божук. — СПб: Питер, 2001. — 864 с.
6. Вебер Л. Эффективный маркетинг в интернете. Социальные сети, блоги, Twitter и другие инструменты продвижения в Сети. // Л. Вебер — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. — 315 с.
7. Векшинский А. А., Тывин Л. Ф. Интернет-маркетинг как новое направление в современной концепции маркетинга взаимодействия // Технико- технологические проблемы сервиса. 2012. № 2. С. 102 с.
8. Гавра, Д. П. Основы теории коммуникации [Текст] : учеб. пособие / Д. П.
Гавра.— СПб. : Питер, 2011. — 228 с.
9.
9. Голдовский И., Гончарова М. — «Бизнес-энциклопедия "Платежные карты"». 2-е издание, переработанное и дополненное, КНОРУС, 2014 - 603 с.
10. Гуров Ф.Н. Продвижение бизнеса в Интернет: все о PR и рекламе в Сети / Ф. Н. Гуров - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Вершина, 2009. — 136 с.
11. Дайан А., Букерель Ф., Ланкар Р и др. Академия рынка: маркетинг / Пер. с фр.; науч. ред. А. Г. Худокормов. — М.: Экономика, 2003 — 317 с
12. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз : учебное пособие для вузов : пер. с англ. / Ф. Джефкинс, Д. Ядин. — Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 400 с.
13. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. — М.: У-Фактория, 2004 — 328 с.
14. Катлип, С. Паблик рилейшенз. Теория и практика / С. Катлип, А.Х. Сентер, Г.М. Брум. - 8-е изд. - М., 2000. — 624 с.
15. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. - 11-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 800 с.
16. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я / Ф. Котлер. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. — 224 с.
17. МакКоннел Б. Эпидемия контента: маркетинг в социальных сетях и блогосфере / Б. МакКоннелл, Д. Хуба ; пер. с англ. А. В. Болдышевой. - М. ; СПб, 2008 — 192 с.
... Всего источников – 40.