Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Принципы рационалистической философии в творчестве Хасана ат-Тураби

Работа №127831

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы92
Год сдачи2022
Стоимость4975 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
46
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I. ХАСАН АТ-ТУРАБИ: СТАНОВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ
КАРЬЕРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ СУДАНА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА 9
1.1. Семья и образование 9
1.2. Начало политической карьеры: образование Фронта Исламской Хартии
и приход к власти Д. Нимейри (1964-1969 г.г.) 16
1.3. Роль Х. ат-Тураби в исламизации Судана: рост влияния Братьев -
Мусульман (1977-1989 г.г.) 27
1.4. Реализация исламистских реформ в политической системе Судана
(1989-1999 г.г.) 33
II. РАЦИОНАЛИЗМ В ФИЛОСОФСКОЙ СИСТЕМЕ Х. АТ-ТУРАБИ 41
2.1. Концепция исламского государства в работах Хасана ат -Тураби 41
2.2. Обновление исламской мысли в обществе и права женщин 51
2.3. Возрождение усул ал-фикх 56
2.4 Исламский призыв (дава) и проблема Юга 64
III. СРАВНИТЕЛЬ НЫЙ АНАЛИЗ ИДЕЙ Х. АТ-ТУРАБИ И ДРУГИХ
ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В ИСЛАМЕ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТ Т РАМАДАНА И Б. ТИБИ) 70
3.1. Проблема международных отношений и взаимодействия с западными странами 70
3.2. Дава в западных странах 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 88

Как и большинство африканских стран, Судан ХХ века определялся границами, установленными европейскими державами в конце девятнадцатого века. Традиционно Судан было принято делить на мусульманский Север, где в большинстве своем проживают арабы и христианский/анимистский Юг с преимущественно африканским населением. Однако правда состоит в том, что в пределах одной страны оказались объединены приблизительно 600 этнических групп, которые говорят на более чем 400 языках и диалектах, а границы между этими этническими группами определяются исключительно тем, к какому народу относят себя сами люди. Зачастую, две группы людей, обладая общим происхождением, говоря на одном языке, и имея общие культурные особенности, по-разному себя самоидентифицируют . Поэтому до сегодняшнего дня важным остается вопрос национального единства Судана ввиду влияния на самоидентификацию индивида его семьи, рода, этноса и религии. Среди большого количества политических деятелей Судана ХХ века находились и те, которые считали объединительный потенциал ислама достаточным для построения на его основе единого государства. Одним из самых ярких подобных деятелей эпохи второй половины ХХ века можно назвать Хасана ат-Тураби. Сочетание мусульманских и западных ценностей на культурном и интеллектуальном уровне стало причиной весьма уникального мировоззрения Хасана ат-Тураби относительно многих политических и философских вопросов. Являясь лидером исламистского движения в Судане, он предпринимал активные попытки претворить собственные идеи в жизнь, позиционируя их обновленческими и соответствующими духу времени. Направленностью своих идей он в известной степени напоминал представителей модернистского движения XIX-XX в.в. в исламе, идеи которых зачастую сводились к обновлению мировоззренческого потенциала ислама в политической, общественной, экономической и других сферах через возврат к его истокам, негативному отношение к колониализму и ориентацию на достижения западных государств. С точки зрения методологии их отличало широкое использование иджтихада и различных умозрительных (рациональных) методов. Однако, учитывая крайне неоднозначную реализацию проекта реформ ат-Тураби в Судане, возникает вопрос - в какой степени Х. ат- Тураби действительно был реформатором, каким он себя позиционировал, и в чем же заключалось его обновление (тадждид)? На наш взгляд, ответы на эти вопросы находятся в положениях философии ат-Тураби, которые основаны на применении иджтихада и умозрительных методов, поскольку именно они предполагают реинтерпретацию и пересмотр уже существующих норм и взглядов, что и ведет к обновлению всевозможных сфер жизни общества.
В связи с этим научная новизна данного исследования заключается в попытке в контексте истории Судана дать оценку реформаторской деятельности Хасана ат-Тураби, основываясь на рационалистических положениях его философии, в рамках модернистского дискурса в исламе.
Актуальность данного исследования, прежде всего, обусловлена тем, что постколониальная политическая история Судана заложила и внесла вклад в ряд общественно-политических проблем, с которыми современное общество сталкивается до сих пор - от вопроса национального единства до стабильности всей политической системы и проблемы реформы ее традиционного уклада. Поскольку значительное влияние на ее генезис оказало исламистское движение Х. ат-Тураби, в частности попытка построения исламского государства в 1990-ые г.г., видится важным проанализировать эту часть истории Судана ХХ в., поскольку ее изучение откроет ответы на ряд актуальных современному суданскому обществу вопросов. Кроме того, политический ислам в разных формах все еще продолжает влиять на жизнь международного сообщества. Ярким примером тому являются последние события в Афганистане, где власть находится в руках талибов. На наш взгляд, суданский опыт, изучаемый в данном исследовании может внести свой вклад в сферу научного анализа современных событий на мусульманском Востоке, а также в сферу политического и культурного взаимодействия с исламскими государствами.
Объектом данного исследования являются принципы рационализма в философской системе Хасана ат-Тураби.
Предметом данного исследования является формирование и эволюция философско-политических идей Хасана ат-Тураби в контексте истории Судана.
Хронологические рамки данного исследования определяются периодом с момента рождения Хасана ат-Тураби до окончания реализации проекта исламизации Судана, инициированного ат-Тураби т.е. с 1932 по 1999 г.г.
Целью данного исследования является выявление основополагающих положений в политико-философской системе Хасана ат -Тураби, основанных на принципах рационализма.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи
1. Определить степень влияния культурного и историко-политического контекста в Судане на формирование мировоззрения Хасана ат- Тураби
2. Проанализировать политико-философские сочинения Хасана ат - Тураби с целью раскрытия их идейной направленности и выявления положений, основанных на рационализме
3. Провести сравнительный анализ философских систем Хасана ат-Тураби и других представителей модернистского направления в исламе
Для достижения вышеуказанной цели и задач исследование получило следующую теоретико-методологическую основу: принцип историзма, который связывает идеи с условиями, которые их порождают; компаративный анализ и культурологический подход. Метод историзма был использован в контексте влияния общественно -политической обстановки, в которой формировались взгляды Хасана ат-Тураби; компаративный анализ - в определении общего и особенного в системе принципов рациональной философии Хасана ат-Тураби в сравнении с другими мусульманскими философами; культурологический подход в контексте связи духовной и материальной культуры Судана, а также духовной и материальной культуры Великобритании, Франции и США, которые оказали сильное влияние на мировоззрение Хасана ат-Тураби. В качестве вспомогательных были использованы следующие методы: общенаучные (индукция, дедукция, анализ, синтез, сравнение), социально-гуманитарные (историко-сравнительный метод, анализ документов) и специально-научные (контент анализ, ивент-анализ, case study).
При рассмотрении степени изученности темы данного исследования стоит отметить, что система философских взглядов Хасана ат-Тураби и его влияние на историю Судана ХХ века привлекала внимание как иностранных, так и отечественных ученых. Прежде всего, стоит отметить таких авторов, как З.И. Левин и Р.Г. Ланда, А.В. Коротаев работы которых посвящены политическому исламу как общественному и философско-политическому феномену. Что же касается работ о политическом исламе в контексте истории Судана, а также философии ат-Тураби, то в данном случае важно упомянуть о работах С.Ю. Серёгичева, К.И. Полякова и С.Э. Бабкина. Среди зарубежных авторов, которые посвятили свои работы роли Хасана ат- Тураби в истории Судана, основываясь на глубоком анализе его философии, наиболее выделяются Кобаяши М., Берридж У. ал-Аффенди А. Нельзя не упомянуть и о работах Муссалли М., и Ибрагима А., которые дают исчерпывающее представление о политических и теологических основах философии политика.
В качестве источников в процессе написания данного исследования были использованы монографии и статьи самого Х. ат-Тураби, конституции Судана разных лет, а также работы других модернистов в исламской политической мысли - Т. Рамадана и Б. Тиби.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Во введении обозначены объект и предмет исследования, его методология и актуальность. В первой главе рассматривается влияние семьи и образования на мировоззрение ат-Тураби, а также дается оценка его политической карьеры в контексте истории Судана. Вторая глава посвящена анализу работ Х. ат-Тураби и выявлению в нихглавных рационалистических положений. В третьей главе проводится сравнительный анализ идей Х. ат-Тураби и других представителей обновленческого направления в исламе на примере работ Т. Рамадана и Б. Тиби. В заключении представлены основные выводы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На наш взгляд, ответ на вопрос, поставленный в конце предыдущего параграфа кроется в сравнении теоретических положений философии Хасана ат-Тураби и попыткой их непосредственного воплощения во внутренней и внешней политике Судана. Очевидно, что философская концепция ат-Тураби представляет собой идеалистический вариант функционирования, а также преобразования мусульманского сообщества. Рассуждая с точки зрения теории, взгляды ат-Тураби действительно можно отнести к модернистским, во-первых, ввиду их направленности на обновление мировоззренческого потенциала ислама в современных условиях. Во -вторых, теоретическая концепция данного обновления основана на принципах рационализма, в первую очередь на широком применении иджтихада и высокой роли муджтахидов, (а также других рационалистических источников права - иджмы, истислаха, кыяса и т.д.), что с одной стороны открывает возможность для возникновения качественно новых, актуальных интерпретаций Священного писания, а с другой - является неотъемлемой характеристикой философских систем других представителей модернистского движения, начиная с его основоположников, например, М. Абду. В-третьих, обновление исламской мысли, согласно ат-Тураби, предполагало инкорпорацию достижений западной науки, а мировоззрение самого философа было также подвержено влиянию западной философии и образа жизни, что также является одной из основных характеристик модернистского движения. В- четвертых, обновление ат-Тураби также подразумевало возврат к истокам, т.е. было фундаменталистским в том смысле, что предполагало отказ от существующих традиций и пересмотр Священного писания без влияния мнений ученых, которые были выработаны в совершенно другой исторической и социокультурной среде. Наконец, с точки зрения мотивации обновления религии, кроме цели ее возрождения как таковой, концепция ат- Тураби явилась ответом на постколониальное доминирование западной культурной и интеллектуальной мысли в мусульманских странах. Фактически, это повторяет историческую тенденцию возникновения движения модернизма в XIX веке, как попытки изменить второстепенное положение мусульман по отношению к колонизаторам. Другими словами, Хасан ат-Тураби внес большой вклад в интеллектуальное наследие мусульманских ученых, создав глубоко продуманную концепцию обновления на общественном, культурном и политических уровнях. На наш взгляд, к ней не может применяться термин «радикальная» в общепринятом понимании, поскольку на теоретическом уровне ат -Тураби постулировал полный отказ от насилия как метода исламизации мусульманских стран, а также обращения в ислам немусульман. Несмотря на то, что для ат-Тураби это является естественным процессом с известным итогом, исламский призыв является скорее обязанностью с точки зрения религии и предметом веры в обращение в ислам остальных людей, нежели конкретной политической или социальной программой/целью для ат -Тураби. В том числе это не является исключением и среди других модернистов, как мы могли убедиться на примере Тарика Рамадана. Таким образом, концепция обновления Хасана ат-Тураби может считаться во многом реформистской, в особенности с точки зрения формального равенства прав мусульман и немусульман, равноправия женщин и мужчин, а также функционирования демократических механизмов (шура, иджма) и верховенства права. При этом важно помнить об ограниченности умозрительных методов и человеческого разума по отношению к божественному.
Говоря о практической реализации концепций ат-Тураби, можно утверждать, что ему удалось перенять опыт выстраивания успешной политической активности, свойственной Хасану ал-Банне, однако обновленческие тенденции, свойственные, например, М. Абду так и остались во много нереализованными. В качестве лидера исламистского движения в Судане Х. ат-Тураби действительно проделал впечатляющую работу по расширению сторонников движения, а также его политического влияния до одной из лидирующих сил в стране. Однако реформы, которые были инициированы исламистами вызывают серьезные вопросы точки зрения их содержания, имплементации и последствий, а также соответствия теоретическим концепциям самого ат-Тураби. Наше исследование показало, что на практике исламское государство ат-Тураби, а также его внешняя политика практически не совпадают с тем, о чем он писал в своих работах. Во внутренней политике достаточно вспомнить введение Сентябрьских законов в 1983 году, исламизацию уголовного законодательства в 1990-х годах, дискриминацию женщин и людей отличного от ислама вероисповедания, чтобы понять, что все это мало напоминает переосмысление усул ал-фихк и выработку новой правовой системы на основе современных тенденций или пересмотра положения женщин в мусульманском обществе. Как отмечалось ранее, внешняя политика также ознаменовалась тесными связями с международным терроризмом, попытке экспорта исламской революции силовыми методами, а также жесткими экономическими санкциями и международной изоляцией страны. Неслучайно ат-Тураби пытался оставаться в тени и пытался отмежеваться от наиболее плачевных результатов внутренней и внешней политики. На наш взгляд, такому сильному расхождению между теорией и практикой может быть несколько причин. Первая, и по-видимому, основная заключается в том, что ат-Тураби был в первую очередь политиком, а не философом или идеологом. Другими словами, его действия очень сильно зависели от внутренних и внешних факторов суданской политики. В них мы можем наблюдать оппортунизм, попытки извлечь выгоду из определенной ситуации, например, использование внутриполитической межпартийной борьбы, чтобы усилить влияние исламистов или сговор с военными в 1989 году с целью оказаться у власти; во внешней политике - попытки использовать радикальные исламистские группировки в других странах, чтобы распространить процесс исламизации, хотя это прямо противоречило его убеждениям. Возможно, подобное поведение связано с постоянно менявшейся политической конъюнктурой в Судане, что заставляло ат-Тураби лавировать между меняющимися расстановками сил во внутренней политике. Вводившиеся реформы имели мало связи с теоретически переосмысленными принципами функционирования государства, и скорее были направлены на исламизацию ради исламизации и одновременное усиление власти самих исламистов. Очевидно, что ат-Тураби понимал, что любому государству потребуется длинный путь, чтобы прийти к воплощению всех его идей, но в то же время мы не наблюдаем наличия практического плана их воплощения в его собственных работах. Попытка исламизировать страну, но не нести за это ответственность, т.е. переложить воплощение собственных идей в руки других исламистов и военных стало причиной навязывания жесткого исламского законодательства даже самим мусульманам, смертным казням, отсутствия обещанного равноправия для людей других вероисповеданий в Судане, в первую очередь христиан, ухудшения экономического положения населения и международной изоляции. Нельзя не упомянуть и том, что исламизация страны происходила во многом с опорой на существующие в Судане политические и общественных институты, созданные колонизаторами, что уже на концептуальном уровне несло противоречия, мешавшие полноценному воплощению реформ 90 -х годов. Таким образом, практическую деятельность ат-Тураби, в том числе и методы, которые применялись для исламизации можно назвать радикальными в самой негативной коннотации этого слова, поскольку они ввергли Судан в глубокий политический, экономический и социальный кризис, последствия которого видны до сих пор. Подобно двойственности сочетания в Х. ат- Тураби западной и мусульманской культур, в нем сошлись стремление к реформе ислама и радикальные методы ее осуществления, которые стали проявлением жесткости реальности и хитросплетений суданской политической жизни, которую и создавал сам Хасан ат-Тураби. И если в отношении практических результатов исламизации страны мы можем сделать окончательный вывод, то его философская концепция, хоть и не 86
лишена противоречий, но представляет большой интерес точки зрения ее наполнения и идей, которые, возможно, когда-то найдут свое полноценное воплощение в жизни.



1. Бабкин С.Э. Движение политического ислама в Северной Африке. М., 2000. 341 С.
2. Гринин, Л. Е., Коротаев А.В. Исламизм и Его Роль в
Современном Исламском Обществе/ — Москва: Учитель, 2019. — 144 С.
3. Гройсберг, А., 2011. Понятие "общей воли" в политическом учении Ж.- Ж. Руссо. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 5-2 (11) СС. 72 - 75
4. Хамед Д. Конституционное развитие Республики Судан (исторический и правовой аспект)// дисс... канд. юрид. наук. - М., 2003. - 151 C.
5. Ланда, Р Г. Политический ислам: Предварительные Итоги / Москва: Институт Ближнего Востока, 2005. 286 С.
6. Левин, З. И. Очерки природы исламизма / Москва: ИВ РАН, 2014. — 126 С.
7. Левин, З. И. Ислам и национализм в странах зарубежного Востока. М., 1988 224 С.
8. Левин, З. И. Реформа в исламе: быть или не быть? М.,2005 240 С.
9. Маалим ат-тадждид ал-усули ында-д-дуктур Хасан ат-Тураби
(Особенности обновления усул ал-фикх в работах Хасана ат-Тураби). (Дата посещения 23.05.2022) www.islamanar.com/features-fundamentalist-
renewal/#khatmt.
10. Поляков К.И. Исламский фундаментализм в Судане. М., 2000. 168 С.
11. Серёгичев, С. Ю. "Исламская Республика Судан" ат-Тураби (1989-1999): проект и реализация. Минбар, 1(3). 2009. - С. 108-117.
12. Серёгичев, С. Ю. От ФИХ к НИФ: ранний этап деятельности суданских исламистов // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. № I - 2(13) 2013. Науки о человеке, обществе и культуре. Комсомольск -на-Амуре. 2013. С. 4-9.
13. Серёгичев, С. Ю. Политический ислам в Судане: история, идеи, практика // Исламские радикальные движения на политической карте современного мира: страны Северной и Северо-Восточной Африки / Отв. ред. А.Д. Саватеев, Э.Ф. Кисриев. М., 2015. С. 362 -393.
14. Серёгичев С.Ю. Судан 1985-2008 гг.: Потерянные Десятилетия или Дорога к Успеху // Вестник РГГГУ — 2009. — № 13. — С. 106-129.
15. Ali Abdalla Abbas. The National Islamic Front and the Politics of Education. Middle East Report, vol.21, no.5, 1991, PP 22-25.
16. Berridge, W. Hasan al-Turabi Islamist Politics and Democracy in Sudan. Cambridge: Cambridge University Press. 2017. 349 P
17. Cantori, J. and A. Lowrie, 1992. Islam, Democracy, the State and the West Summary of a lecture and round-table discussion with Hasan Turabi. Middle East Policy, 3(Vol. 1): 49-61.
18. Charles Gurdon, Sudan at the Crossroads (London: Middle East and North African Studies Press, 1984), 128 P
19. El-Affendi, A., 1991. Turabi's Revolution: Islam and Power in Sudan. London: Grey Seal. 208 P
20. Esposito, J. Voices of Resurgent Islam. Oxford: Oxford University Press 1983. 304 P
21. Harrison, R. Democracy. London: Routledge 1993. 260 P.
22. Hashas M. The Idea of European Islam: Religion, Ethics, Politics and Perpetual Modernity. New York: Routledge, 2019. 332 P
23. Hassan, G.S. and J.M. Buaben, Hassan al-Turabi’s Religious Discourse on Faith, Renewal, and Ijtihad. The American Journal of Islamic Social Sciences. 2015. 32:1. PP 75-94.
24. Ibrahim A. A Theology of Modernity: Hasan al-Turabi and Islamic Renewal in Sudan. Africa Today, (Summer - Autumn, 1999), PP. 1995-222.
25. Kobayashi, M. The Islamist Movement in Sudan: The Impact of Dr Hassan al-Turabi's Personality on the Movement, PhD thesis, University of Durham, Durham. 1996. 364 P
26. Moussalli M. Hasan al-Turabi's Islamist Discourse on Democracy and "Shura"// Middle Eastern Studies. 1994. Vol. 30, No. 1.P. 52-63.
27. Ruth First, The Barrel of a Gun:Political Power in Africa and the Coup d'Etat ( London: Allen Lane The Penguin Press, 1970), 513 P
28. Sharfi, M. Sudan’s radical foreign policy agenda in the 1990s. Contemporary Arab Affairs, Vol. 8, No. 4. 2015. P 524-527.
29. Sudan: a country study. Federal Research Division, Library of Congress; edited by LaVerle Berry. 2015 426 P
30. Liv Tonnessen, "Democratizing Islam and Islamizing Democracy - An Inquiry into Hasan Al-Turabi's Conception of Shura in Light of Western Democratic Theory," Nordisk Tidsskrift for Menneskerettigheter 27, no. 3 (2009) PP. 313-329.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. al-Turabi H. Islam as a Pan-national Movement. RSA Journal, No. 5432(Vol. 140). 1992. PP 608-619.
2. al-Turabi, H., 1987. Principles of Governance, Freedom and
Responsibility in Islam. The American Journal of Islamic Social Sciences, 1(Vol. 4): 1-11.
3. Da’wa in the West. // www.tariqramadan.com URL:
www.tariqramadan.com/english/dawa-in-the-west/(дата обращения 01.05.2022)
4. Ramadan T Islam, the West and the Challenges of Modernity. Leicester: The Islamic Foundation, 2001. - 352 P
5. Ramadan T Radical Reform: Islamic Ethics and Liberation. New York: Oxford University Press, 2009. - 372 P
6. Ramadan T Western Muslims and the Future of Islam. New York: Oxford University Press, 2004. - 272 P
7. Tariq Ramadan Has an Identity Issue by Ian Buruma //
www.nytimes.com URL:
https://www.nytimes.com/2007/02/04/magazine/04ramadan.t.html (дата
обращения: 01.05.2022).
8. Tibi B. Islam and the Cultural Accommodation of Social Change. Boulder: Westview Press, 1990. - 272 P.
9. Tibi B. Islam between Culture and Politics. 2nd ed. Hampshire: Palgrave Macmillan, 2005. - 334 P.
10. Tibi B. Islam's Predicament with Modernity: Religious reform and cultural change. Taylor & Francis e-Library, 2009. - 407 P
11. Tibi B. Political Islam, World Politics and Europe. Taylor & Francis e - Library, 2008. - 311 P
12. Tibi B. The Challenge of Fundamentalism Political Islam and the New World Disorder. Berkeley: University of California Press, 1998. - 264 P
13. ат-Тураби Х. ал-Мара байна-л-усул ва-т-такалид. (Женщина между истоками и традициями). Марказ дирасат ал-мара. Хартум. 2000. 34 С.
14. ат-Тураби Х. Тадждид ал-фикр ал-ислами (Обновление исламской мысли). Рад ал-карафи ли-нашр ва ат-таузиа. Стамбул 1992. 116 С.
15. ат-Тураби Х. Кадаййа ат-таджид: нахва манхадж усули. (Проблемы обновления: фундаменталистский подход.) Маухад ал-бухус ва-д - дирасат ал-иджтимаыййа. 1990. 277 С.
16. ат-Тураби Х. ал-Харака-л-исламиййа фи-с-судан. (Исламское движение в Судане). Дар ал-илм. Кувейт. 136 С.
17. ат-Тураби Х. Тадждид усул ал-фикх ал-ислами. (Обновление мусульманского права). Мактабат дар ал-фикр. Хартум. 1980. 235 С.
18. ат-Тураби Х. ал-Иман (Вера). Дар ал-калам. Кувейт. 1974. 210 С.
19. ат-Тураби Х. аш-Шура ва-л-димукратыййа (Совет и демократия). The Prince Ghazi Trust For Quranic Thought. 40 С.
20. ат-Тураби Х. Фил-л-фикх ас-сиййаси: макарибат фи-т-тасил ал- фикр ал-сийаси ал-ислами. (Политическое право: подходы к определению истоков исламской политической мысли). ад-Дар ал-арабиййа ли-л-улум нашируна. 2010. 486 С.
21. ат-Тураби Х. Манхаджийат ат-ташриа ал-ислами. (Методология исламского законодательства). Дар-ат тыбаа ал-хадиса ва-н-нашр. 1987. 47 С.
22. ат-Тураби Х. ас-Сийаса ва-л-хукм: ан-нузум ас-сийасийа байна-л- усул ва-с-сунун ал-уакиа (Политика и управление: режимы правления между истоками и законами действительности). // https://ia801205.us.archive.org URL:
https: //ia801205.us. archive .org/14/items/ghiloufik_gmail_2_201609/%D9%83 %D 8%AA%D8%A7%D8%A8%20%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%8A%D8%A7 %D8%B3%D8%A9%20%D9%88%D8%A7%D9%84%D9%86%D8%B8%D9%8 5%20%D8%A7%D9%84%D8%B3%D9%84%D8%B7%D8%A7%D9%86%D9% 8A%D8%A9txt.pdf (Дата обращения 15.04.2022)
23. Ахмад А. Манакыш хадиа ли баад афкар ад-дукутур Хасан ат- Тураби (Спокойное обсуждение некоторых идей доктора Хасана ат -Тураби). Марказ ас-саф ал-иликтруни ли-т-тыбаа ва-н-нашр ва-т-таузиа ва-л-иалан. 1995. 171 С.
24. Конституция республики Судан 1973 г. //
www. righttononviolence. org URL: https: //www. righttononviolence. org/mecf/wp - content/uploads/2012/01 /Constitution-Sudan-1973 -+-amendment-1975.pdf (дата обращения 12.04.2022).
25. Конституция республики Судан 1998 г. // ihl-databases.icrc.org
URL: https ://ihl -databases.icrc. org/appl ic/ihl/ihl nat.nsf/0/d728f18be88d9482c1256dc600507f33//Constitution%2Sudan%20 -
%20EN.pdf (дата обращения 10. 03. 2022)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ