Введение 4
Глава 1. Теоретические основы устойчивого развития 8
1.1 Проблема определения «устойчивого развития» 9
1.2 Устойчивое развитие городов. Санкт-Петербург и устойчивое развитие 13
1.2.1 Общий взгляд на устойчивое развитие городов 13
1.2.2 Стратегии развития Санкт-Петербурга в контексте устойчивого развития 17
1.3 Проблемы оценки устойчивого развития городского пространства 20
1.4 Выбор индикаторов устойчивого развития городского пространства 23
Глава 2. Анализ индикаторов устойчивого развития Василеостровского района 30
2.1 Анализ территории по группе индикаторов «Жилой фонд» 30
2.2 Анализ территории по группе индикаторов «Транспортная ситуация» 34
2.3 Анализ территории по группе индикаторо «Устойчивая урбанизация» 40
2.4. Анализ территории по группе индикаторов «Культурное наследие» 47
2.5. Анализ территории по группе индикаторов «Экологическое состояние атмосферного
воздуха» 53
2.6. Анализ территории по группе индикаторов «Зеленые пространства» 55
Глава 3. Практические рекомендации по решению проблем устойчивого развития
Василеостровского района 64
3.1 Проблемные территории с потенциалом развития и их предполагаемое использование 66
3.1.1 Промышленные территории на юге 67
3.1.2 Промышленные территории на севере 70
3.1.3 Объекты культурного наследия в промышленных зонах 72
3.1.4 Западные намывные территории 72
3.1.5 Отдельные локации на территории района 74
3.2 Проект развития территории Василеостровского района 76
3.3 Общее видение перспектив развития района 80
Заключение 83
Приложение 89
Список литературы 110
Города - особые «организмы», существующие в социально -эколого-экономическом пространстве. Урбанистическая реалия России такова, что в городах проживает практически 75% населения страны, а на долю крупнейших городов приходится практически треть всего ее населения. Именно города являются экономическими драйверами, сосредотачивающими основные производства товаров и услуг, товарные и финансовые рынки. Также, именного города являются современными центрами производства инноваций. Кроме того, учитывая большую концентрацию производств, постоянный рост населения, ведущий к росту автомобилизации и увеличению образования твердых коммунальных и бытовых отходов, города являются главными воздействующими на экологию агентами.
В этом ключе особенно актуальным становится вопрос именно устойчивого развития города, подразумевающего увязку между собой и социального, и экономического, и экологического аспектов существования города. И, конечно, чем крупнее город, тем актуальнее для него проблема поиска оптимального направления развития. Это объясняется тем, что в крупнейших городах России продолжается тенденция роста населения, что влечет за собой усиление нагрузки на существующую инфраструктуру, ухудшение ситуации вокруг экологических проблем, необходимость поиска территорий, на которых возможно строительство нового жилья, социальной инфраструктуры, общественных пространств.
Вопрос устойчивого развития встал на повестку дня мирового сообщества уже в конце XX века, а вот устойчивое развитие городов - более молодое направление. Про устойчивое развитие городов говорилось еще в 1992 году, но именно в 2015 году ООН выделила в качестве одной из 17 целей устойчивого развития (далее ЦУР) (в рамках Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года) цель, посвященную городам. Это ЦУР 11 - Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов.
Для Санкт-Петербург, как для одного из крупнейших городов Европы и мира, занимающего вторую позицию по численности населения в России, вопрос устойчивого развития особенно актуален. Конечно, Санкт-Петербург активно включает идеи устойчивого развития в свои региональные программы, стратегии, однако это не дает гарантии достижения успеха реализации задач, поставленных в рамках ЦУР 11. При этом проблемы зачастую зависят от контекста, в котором происходит развитие. Каждый отдельный район города имеет свои особенности, свою специфику изменений и тенденций развития, то есть свой уникальный контекст.
Василеостровский район - один из наиболее интересных для анализа районов города, поскольку он активно развивается (особенно его территории у Финского залива), и это развитие не всегда сопровождается положительными эффектами (в голову сразу же приходит масса критики относительно намывных территорий острова). Кроме того, в целом этот район является неоднородным по возможностям осуществления строительства. Часть административного района, например, относится к историческому центру Санкт -Петербурга, являясь объектом культурного наследия ЮНЕСКО, и нуждается в особом отношении со стороны властей и застройщиков.
Таким образом, актуальность данной работе задают, с одной стороны, общемировые тенденции перехода к устойчивому развитию, а с другой - более локальные особенности, заключающиеся в том, что устойчивое развитие особенно необходимо на территориях, максимально концентрирующих социальную, экономическую и экологическую сторону жизни. Именно такими территориями и являются крупнейшие города мира, каким, несомненно, является и Санкт-Петербург.
Актуальности данной работе задает и выбранный район города, который характеризуется довольно разнообразной территорией: в пределах района существуют как совершенно новые территории, активно застраивающиеся жилыми кварталами, так и территории, относящиеся к историческому центру города, к культурному наследию ЮНЕСКО. При этом и новые, и исторические районы сталкиваются со своими проблемами в реализации устойчивого развития, а практические рекомендации, сделанные на основе анализа Василеостровского района, можно будет использовать и в исторических центральных, и в динамически развивающихся периферийных районах города (то есть в пределах всего города).
Новизну исследуемого вопроса можно подтвердить тем фактом, что, несмотря на уделение внимания еще в давние времени вопросам развития городов, только в конце XX века идеи устойчивого развития стали применяться к городам. При этом, на первых этапах идеи такого развития рассматривались с большим акцентом на экологию. Так, изучением устойчивого развития занимались, например, Деннис и Донелла Медоуз, Уильям Беренс, Йорген Рандерс, Робинсон Б.В., Черданцев В.А. и другие.
Как отмечалось ранее, именно устойчивому всестороннему развитию городов начинают уделять внимание с 2015 года, когда была сформулирована ЦУР 11 об устойчивых городах и населенных пунктах. Большое количество работ посвящено комплексному оцениванию результатов страны по достижению такого развития, а вот вопросам отдельных городов, а также проблемам, с которыми сталкиваются города, уделяется не так много внимания.
Объектом исследования данной работы является территория Василеостровского района Санкт-Петербурга, а предметом исследования - особенности и проблемы устойчивого развития Василеостровского района.
Исходя из вышесказанного, цель данной работы - выявление основных проблем устойчивого развития Василеостровского района Санкт-Петербурга и поиск возможностей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд исследовательских задач:
1. анализ международного и российского опыта в исследовании городских пространств в контексте понятия «устойчивое развитие»;
2. выявление направлений, в рамках которых будет проводится анализ устойчивого развития Василеостровского района;
3. отбор индикаторов (качественных и количественных), по которым возможна оценка устойчивого развития;
4. анализ индикаторов устойчивого развития для Василеостровского района Санкт- Петербурга;
5. разработка предложений по решению проблем устойчивого развития Василеостровского района на основе анализа мирового и российского опыта.
Для решения поставленных задач комплексно используются следующие методы: общенаучные (описательный, статистический, сравнительный, исторический, структурно - функциональный, библиографический, системный, анализ и синтез), общегеографические (районирование, геоструктурный, геосистемный, картографический, историко - географический), полевое изучение территории, метод аналогий. Методология исследования заключается в изначальном изучении литературы и правовых документов для выявления основных черт устойчивого развития городов и определения возможностей его оценки. На основе этого нами был определен перечень индикаторов (качественных и количественных), анализ (статистический и качественный) которых позволил выявить проблемы, характерные для Василеостровского района Санкт-Петербурга. Картографическое отображение выявленных проблем позволило выделить территории, за счет которых возможно их решение. Некоторые территории были выделены при полевом изучении района. Сами пути решения проблема подбирались по аналогичным кейсам в мировой и российской практике.
Степень разработанности темы
Изученность проблем устойчивого развития Василеостровского района не так обширна. Изучением устойчивого развития городов занимались, например, Вяткина Б.М, Грузневич Е.С., Деневезюк Д.А., Папенов С.М., Никоноров С.М. и Ситкина К.С. (монография «Устойчивое развитие городов»), Шеина С.Г., Стародубцева А.С. (их работа «Устойчивое развитие городов. Комплексный подход к преобразованию городской среды»). Оценкой устойчивого развития - Бобылев С.Н. («Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение»), Деневезюк Д.А., Тарасова Н.П., Кручина Е.Б («Индексы и индикаторы устойчивого развития»). Комплексных же работ по устойчивому развитию Василеостровского района Санкт-Петербурга нами не было найдено.
Основная информация для работы была взята из аналитической литературы, нормативно-правовых документов (ФЗ № 73, Указы Президента № 440 (от 01.04.1996), № 204 (от 07.05.2018), Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 275 (от 11.04.2017), № 1021 (30.12.2019)), декларации ООН и других международных документов, с сайтов
отдельных проектов и так далее. Статистическая информация собиралась из данных нормативно-правовых документов (например, Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях Санкт-Петербурга), строительной документации (разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию зданий и сооружений), с сайтов комитетов (КГИОП, комитет по транспорту, например) и с других тематических сайтов.
Структура работы в целом соответствует поставленным задачам. Первая глава будет посвящена теоретическим вопросам устойчивого развития городов. В частности, будут рассмотрены вопросы понимания термина «устойчивое развитие» города в мировом и российском опыте, проанализированы некоторые аспекты имплементации концепции в России и в Санкт-Петербурге. В этой главе большое внимание будет уделено проблеме оценки устойчивости развития городов, а также выявлены направления и те качественные и количественные индикаторы, по которым мы в дальнейшем будем выявлять проблемы Василеостровского района. Вторая глава касается непосредственного анализа территории Василеостровского района Санкт-Петербурга с точки зрения реализации устойчивого развития. Основываясь на анализе индикаторов, определенных ранее в рамках выделенных направлений, нами были выявлены проблемы, характерные для района. Кроме того, эти проблемы были рассмотрены нами и в пространственном аспекте, что позволило выявить наиболее проблематичные территории и территории, за счет которых возможно решение проблем устойчивого развития. В третьей главе мы на основе анализа международного и российского опыта предлагаем некоторые варианты и пути решения выявленных проблем.
Эти решения соотнесены с теми территориями, которые были определены нами во второй главе как наиболее проблемные.
Устойчивое развитие, зародившись еще в XX веке, до сих пор является одним из приоритетов для всего мира и отдельных стран. Последние, в том числе и Россия, делают это за счет имплементации основ этой концепции в национальные стратегические документы. Под таким развитием мы понимаем комплексное развитие экологической, экономической и социальной сфер, при котором обеспечивается удовлетворение потребностей нынешнего поколения без ущемления возможности будущего поколения удовлетворять свои.
Устойчивое развитие городов - более молодое направление этой концепции. Основой его можно считать цели устойчивого развития, сформированные в 2016 году ООН. А именно - речь про ЦУР 11 «Обеспечение открытости, безопасности, жизнестойкости и экологической устойчивости городов и населенных пунктов». Для Санкт-Петербурга, как для города, характеризующегося активным развитием, устойчивость особенно актуальна. Это касается и отдельных районов города, в том числе и Василеостровского.
Оценка устойчивости развития в основном носит индикаторный характер. Сами индикаторы (как на международном, так и на национальном уровне) разрабатываются в соответствии с теми задачами, которые поставлены в рамках ЦУР 11. Именно поэтому мы тоже решили использовать в своем анализе индикаторы, но при этом добавив также и качественные характеристики. При этом задачи по ЦУР 11, имплементированные на национальном уровне, стали своеобразными направлениями, в рамках которых мы и рассматривали устойчивость развития района, а также его проблемы. В ходе анализа мы установили следующее:
• по задаче 11.1: в восточной части района было выявлено как минимум 6 аварийных домов, которые на данный момент никак не используются. Только один дом попал в программу по восстановлению зданий для дальнейшего его использования в качестве социального жилья. Один из этих домов - объект культурного наследия. При этом, нами выявлено, что на территории района 228 жилых домов являются ОКН. Из них только 70 попали под программу сохранения ОКН. Это может создать определенные проблемы с поддержанием приемлемого состояния жилого фонда восточной части района.
• по задаче 11.2: на территории района сформировались точки концентрации дорожно-транспортных происшествий, что говорит о несвоевременности принятия (или и вовсе о непринятии) мер по устранению причин аварий. Более того, некоторые точки концентрации эпизодических заторов на улицах совпадают с участками постоянных заторов. Последние концентрируются преимущественно у мостовых переправ в восточной части района (так как более западных переправ просто нет), а также на основных улицах, связывающих эти мосты между собой. Причина - маятниковые миграции, в том числе речь идет о маятниковых мигрантах, прибывающих с ЗСД.
• по задаче 11.3: застройка жилыми площадями идет намного обширнее, нежели строительство иных объектов, и, что важнее, строительство социальных объектов оставляется только на вторую или третью очередь. Особенно это касается западных намывных территорий. Социальные объекты района продолжают оставаться переполненными, а властные институты только способствуют ухудшению ситуации, выдавая разрешения на строительство жилых объектов, не обеспеченных социальной инфраструктурой. Относительно взаимодействия населения Василеостровского района со структурами власти следует отметить, что последние все хуже реагируют на недовольства местных. Доля решенных проблем, поступивших от населения, имеет тенденцию к снижению.
• по задаче 11.4: богатство района объектами культурного наследия является не только его сильной стороной, но и одной из главных проблем. Сложность и дороговизна сохранения объектов культурного наследия в надлежащем состоянии повлияли на то, что часть объектов сейчас никак не используется, часть имеет плохое состояние (11% выявленных объектов культурного наследия имеют такой статус). Широкое распространение объектов культурного наследия и ограниченность земельных ресурсов для строительства ставят застройщиков в сложные ситуации. Им приходится строить в непосредственной близости от таких объектов, соблюдая все необходимые законные ограничения. А порой - сносят здания, которые могли быть отнесены к категории исторических зданий, аргументируя такой снос сильным изменением облика здания.
• по задаче 11.6: экологическая ситуация в пределах района оставляет желать лучшего. На этом сказывается упоминавшийся ранее транспорт, перегружающий районные транспортные сети, а также наличие промышленных предприятий. По данным автоматических станций мониторинга атмосферного воздуха было выявлено повышение концентрации в воздухе оксидов азота и углерода. Важно и то, что фиксируемые среднегодовые концентрации превышают предельно допустимые концентрации (причем не только среднегодовые, но также и разовые). Немаловажно и то, что отмечается превышение показателей концентрации загрязняющих веществ на территории острова Декабристов относительно показателей самого Васильевского острова.
• по задаче 11.7: по законным нормативам район обеспечивает минимальную потребность в зеленых пространствах. Однако муниципальные показатели очень отличны друг от друга. Самые низкие показатели в МО Васильевском и №7, и они далеки от нормы в 6 м2 (3,01 м2/чел и 4,39 м2/чел соответственно). Несмотря на то, что статистика показывает положительную динамику в обеспеченности зелеными насаждениями, следует иметь ввиду то, что, во- первых, численность населения имеет тенденцию к сокращению, а во-вторых, наращивание площади зеленых насаждений происходит преимущественно чисто юридическими способами, а не путем создания новых зон отдыха. Более того, местным приходится активно бороться за то, чтобы сохранять имеющиеся зеленые зоны в районе, а также за возможность создания новых парковых зон.
Многие эти проблемы, как можно заметить, сильно связаны между собой. И это позволяет решать все проблемы не локально (не по отдельным задачам), а комплексно. Исходя из локализации самих проблем, а также причин, вызывающих эти проблемы, нами были выделены наиболее проблемные территории. При этом, эти же территории обладают и потенциалом для обеспечения устойчивого развития района. Иными словами, грамотное использование выделенных территорий с применением предлагаемых мер, способно в разы улучшить качество жизни населения района. А именно это является самым главным при стремлении к устойчивому развитию.
К таким территориям мы отнесли:
• промышленные зоны на юге и севере района со своими промышленными зданиями - объектами культурного наследия,
• намывные территории и площадки, находящиеся рядом с ними
• отдельные локации, представляющие собой отдельные здания, не используемые сейчас (жилые дома, признанные когда-то аварийными, а также здания - объекты культурного наследия).
Планирование нового формата и функционала данных территорий следует предпринимать на основе концепций компактного и креативного города, а также на принципах плейсмейкинга.
Схема наших предложений довольно проста. Одной из серьезных проблем на территории района является наличие обширных промышленных территорий (функционирующих и нет). Функционирующие предприятия следует перевести за пределы района, а функционально освободившиеся территории (вместе со зданиями, особенно с объектами культурного наследия) использовать для реализации проектов по созданию культурно-коммуникационных центров, оснащенных не только досуговыми и развлекательными объектами, но также и образовательными. Важно и обеспечение на таких территориях доступа к зеленым зонам отдыха, которых явно не хватает на севере и юге района.
Само функциональное наполнение тех или иных территорий должно быть четко скоординировано между властями города и района и местным населением. Преобразования должны отражать запросы населения, учитывать мнения и желания тех людей, которые будут потребителями тех услуг, которые будут предлагаться .
Что касается отдельных, зданий, то тут мы видим выход из проблемной ситуации путем создания новых программ, либо включения зданий в уже существующие программы. Так, например, жилые дома могли бы стать частью программы по созданию социального жилья для молодых семей («Молодежи достойное жилье»), а объекты культурного наследия, находящиеся не в самом лучшем своем состоянии, следует переориентировать на инвесторов. Это возможно за счет различных стимулирующих программ, как, например, московская программа «1 рубль за 1 м2».
Проблема намывных территорий также должна решаться не только за счет строительства недостающих социальных объектов, но также и законодательно. Необходимо допускать застройщиков к строительству жилых объектов только в том случае, если этапность строительства выстроена грамотно. Важно не только наличие в планах у застройщика строительства социальных объектов, но и своевременность их реализации. Иными словами, необходимо давать разрешения на строительство в тех случаях, когда ввод в эксплуатацию жилых домов планируется синхронно с вводом в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
Сложившийся дефицит мест в объектах образования и здравоохранения можно решать и за счет территорий, приближенных к насыпным землям. В частности, для этого можно было бы использовать часть территорий бывшего ВНИИРА, которые сейчас планируется застроить жилыми корпусами, пустующие территории у Смоленской набережной, а также рассмотреть варианты использования территории гаражного кооператива «Маяк».
Демонтаж последнего явно ухудшит парковочную политику района. Поэтому необходима альтернатива. Например, многоуровневый паркинг, расположенный недалеко от планируемого съезда с ЗСД, а также от основных маршрутных потоков, дабы обеспечить снижение нагрузки на транспортные сети района, путем «пересаживания» приезжающих маятниковых мигрантов с личных автомобилей на городской общественный транспорт.
Также для снижения нагрузки на транспортную сеть и для большей связности Василеостровского района с другими районами города необходимо вернуться к вопросу о создании мостовой переправы в юго-восточной части Васильевского острова. Например, рассмотреть вариант создания моста, идущего от территории Балтийского завода (рассматриваемой нами как будущее продолжение культурного кластера на юге района) к Матисову острову.
Связность всех локаций между собой могла бы способствовать формированию на территории района своеобразного бренда, который можно было бы обозначить как «Путешествие во времени». То есть, гуляя по улицам района, можно пройти путь от первых годов существования города до современности. Новые культурно-коммуникационные кластеры на севере и юге способствовали бы формированию неких переходных зон, повествующих о современности, окутанной духом истории.
Новая маршрутная сеть без коммерческого транспорта в целом обеспечивает связность всех частей района между собой, при этом делает перемещение по улицам района более безопасным. Мы предлагаем также еще один маршрут, который бы обеспечивал дополнительную поддержку создаваемых нами новых функциональных локаций в районе. Это внешний кольцевой маршрут, проходящий преимущественно по набережным района. Вдоль набережных возможно и формирование пешеходных маршрутов, способных показать внутрирайонное и внутригородское разнообразие.
Такие преобразования будут способны не только обеспечить устойчивость развития (то есть достижение максимального комфорта проживания для местного населения), но и смогут способствовать повышению интереса к району со стороны туристов, что будет выгодно как району, так и городу в целом.
1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ред. от 30.12.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022)
2. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года. - 11 стр.
3. Закон Санкт-Петербурга «О Генеральном плане Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 марта 2019 года), принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга от 21 декабря 2005 года
4. Закон Санкт-Петербурга «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон» (с изменениями на 29 июля 2020 года
5. Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях в Санкт-Петербурга» от 23 июня 2010 года (с изменениями на 5 августа 2021 года)
6. Закон Санкт-Петербурга «О зеленых насаждениях общего пользования» от 19 сентября 2007 года (с изменениями от 24 декабря 2021 года)
7. Закон Санкт-Петербурга «О Стратегии социально-экономического развития Санкт- Петербурга на период до 2035 года» (с изменениями на 26 ноября 2020 года), принятый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга от 19 декабря 2018 года
8. Методические рекомендации по разработке Документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным и межмуниципальным маршрутам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом от 30.06.2020 - [Интернет источник] - URL:https://sudact.ru/law/metodicheskie-rekomendatsii-po-razrabotke-dokumenta-planirovaniia-reguliarnykh/ (Дата обращения: 14.03.2022)
9. Национальный проект «Жилье и городская среда». Паспорт национального проекта.
[Интернет источник] - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/trades/natsionalnye-
proekty/natsionalnyy-proekt-zhilye-i-gorodskaya-sreda/(Дата обращения: 02.03.2022)
10. Новая Программа Развития Городов. Организация Объединенных Наций - 2016 // [Интернет источник] - URL: http://unhabitat.ru/assets/files/publication/Documents/NUA-Russian.pdf(Дата обращения: 19.02.2022)
11. Перечень национальных показателей ЦУР. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Интернет источник] - URL:https://goo.su/mQUN(Дата обращения: 09.02.2022)
12. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении нормативов градостроительного проектирования Санкт-Петербурга» от 11 апреля 2017 года №275
13. Постановление Правительства Санкт-Петербурга «Об утверждении перечня объектов (выявленных объектов) культурного наследия, являющихся жилыми домами, в отношении которых планируется проведение мероприятий по сохранению в рамках подпрограммы «Наследие» государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры в Санкт-Петербурге» от 30.12.2019 №1021
14. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до
2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 20 сентября 2015 года. - 44 стр. [Интернет источник] - URL:
https://www.un.org/ga/search/view doc.asp?symbol=A/RES/70/1&Lang=E(Дата обращения: 10.02.2022)
15. Приказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Об утверждении Списка вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность» от 20 февраля 2001 года № 15
16. Приказ Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры «Об уточнении Списка выявленных объектов культурного наследия» от 31 июля 2002 года № 8-92
17. Программа сохранения объектов культурного наследия - многоквартирных жилых домов.
Официальный сайт КГИОП - [Интернет ресурс] - URL:
https://kgiop. gov.spb.ru/restoration/programma-sohraneniya-obektov-kulturnogo-naslediya-mnogokvartirnyh-zhi/
18. Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Г игиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» от 28 января 2021 года № 2
19. Указ Президента «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» от 1 апреля 1996 года № 440
20. У каз Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» № 204 от 7 мая 2018 года
21. ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 24.05.2002 N-73-ФЗ
22. Agenda 21. United Nations Conference on Environment and Development. Rio de Janeiro, Brazil, 3 to 14 June 1992 - P. 351 // [Интернет источник] - URL:https://goo.su/8vCN1B(Дата обращения: 12.02.2022)
23. Our Common Future. Report of the World Commission on Environment and Development. United Nations, 1987, p. 247 // [Интернет источник] - URL:https://clck.ru/hZjuJ(Дата обращения: 12.02.2022)
Литература
24. Абанкина Т.В., Деркачев П.В. Стратегии повышения эффективности использования объектов культурного наследия / Вопросы государственного и муниципального управления - 2016 - стр. 45-74
25. Арсеньева Ю.П., Латыпова М.С., Гафурова С.В. Анализ редевелопмента планировочной структуры района ZAC Seguin - Rives de Seine округа Булонь-Бийанкур во Франции / Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета - 2020, №1 (51) стр. 55 - 65
26. Белоусов К.Ю. Современный этап эволюции концепции устойчивого развития и формирование парадигмы корпоративной устойчивости // Проблемы современной экономики - 2013 - Стр. 47 - 50
27. Битюкова В.Р. Экология города/ Конспект лекций/ Географический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова/ teach-in лекции ученых МГУ - 173 стр.
28. Бобылев С.Н. Индикаторы устойчивого развития: региональное измерение. Пособие по региональной экологической политике. - М.:Акрополь, ЦЭПР, 2007. - 60 стр.
29. Булавина Л.В. Проектирование и оценка транспортной сети и маршрутной системы в городах: выполнение курсового и дипломного проектов: [учеб.-метод.пособие] / Л.В. Булавина; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун -т. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013 - 48 с.
30. Вяткина Б.М. Обеспечение устойчивого развития городских территорий / Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость, №2 (13), 2015 - стр. 141 - 148
31. Города, окружающая среда и экосистемные эффекты в социально-пространственной динамике современной жизни [Электронный ресурс]: монография. - Эл.изд. - Электрон. Текстовые дан. (1 файл pdf: 164 с.). - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2018 - Режим доступа:http://scipro.ru/conf/environment.pdf.
32. Городская среда современного города для устойчивого развития - Санкт-Петербург, 2020 -
96 с. - [Интернет источник] - URL:
Ь11р8:/Алл-.доу.8рЬ.Г11/81айсАтЦаЬ1с/скс4йог/11р1оа48/2021/02/03/05/Городская среда современного города для устойчивого развития К1ПЮС 2020 compressed.pdf(Дата обращения: 19.04.2022)
33. Грузневич Е.С. Развитие, устойчивое развитие и сбалансированное устойчивое развитие и их взаимосвязь на уровне региона: терминологические аспекты // Россия: тенденции и перспективы развития - 2017.- Стр. 839-844
34. Давыдова И.С., Гапоненко А.В. Проблема загрязнения атмосферного воздуха в городах /
Science of Europe - 2017 [Интернет источник] - URL:
https://cyberleninka.rU/article/n/problema-zagryazneniya-atmosfernogo-vozduha-v-gorodah(Дата обращения: 07.04.2022)
35. Деневизюк Д.А, Устойчивое развитие города: вопросы теории и методика оценки // Региональные проблемы преобразования экономики. №2 (32) - 2012. - стр. 103-112.
36. Добровольный национальный обзор об осуществлении Повестки дня в области устойчивого
развития на период до 2030 года // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. 2020 - 356 стр. - [Интернет источник] - URL:
ййр8://1пааге8.Й8е.ги/йа1а/2020/03/19/1567829014/Свод%20ДНО%20по%20ЦУР%20(2).рй£(Дата обращения: 20.02.2022)
37. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации «Цели устойчивого развития ООН и Россия» // Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации / Под редакцией Бобылева С.Н. и Григорьева Л.М. - 2016. - 298 стр.
38. Ильяненко Ю.А., Пантелеева О.А., Сидоренко С.И. Современная архитектура в исторической застройке / Международный научный журнал «Инновационная наука» №2, 2017
39. Калюжный В.В. Проблема перенасыщения городов транспортом и ее актуальность / Вестник Луганского государственного университета им. Владимира Даля, №2 (44), 2021, стр. - 74 - 82.
40. Краснощеков Г.П., Розенберг Г.С. Хронология (календарь) событий, связанных со становлением представлений об «устойчивом развитии» // Самарская Лука - 2008. - Т. 17, №2 (24). - С. 221-288
41. Ласточкина О.С. Плейсмейкинг - подход для развития общественных пространств современных городов (обзор зарубежного и российского опыта) / Society and Securyty Insights, №2, 2021 - стр. 89 - 105
42. Левина Е.И. Понятие «устойчивое развитие». Основные положения концепции // Вестник ТГУ - № 11 (79) - 2009. - стр. 113 - 119
43. Лэндри Ч. Креативный город. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2011. - 399 с.
44. Мазаев Г.В. Компактный город: критика определений / Академический вестник УралНИИпроект РААСН - 2021, стр. - 9 - 13
45. Палий К.Р., Нормативно-правовой механизм разработки и реализации политики по сохранению объектов исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга / 2018 - №7
- стр. 146-153
46. Пасенов А.Н. Концепция устойчивого развития: историко-правовые аспекты // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право - 2017 г. - №10 (259) - стр. 156 - 160
47. Пашкевич М.С., Шаповал В.М. Предпосылки формирования, сущность и эволюция концепции устойчивого развития // Наука и мир - Издательство Научное обозрение - 2014
- № 4-2 (8) - стр. 40 - 45
48. Потаев Г.А., Экологическая реновация городов: монография/ Г.А.Потаев - Минск:БНТУ, 2009 - 173 с.
49. Рахманов А.Б. Четыре колеса апокалипсиса: причины автомобильных пробок в крупных городах мира // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. №58 2020 стр. 170 - 198
50. Рекомендации для решения транспортно-проектировочных задач / коллектив авторов; под ред. А.С. Баранова / ЛабГрад - СПб.: ООО «Издательско-полиграфическая компания «КОСТА», 2018. - 164 с.
51. Семенов Ю.Е., Беломестных С.С., Потенциал объектов культурного наследия в устойчивом развитии городских территорий / Ноэма (Архитектура. Урбанистика. Искусство) - 2020 - стр. 22 - 33
52. Сидорова Т.Ю. Имплементация концепции устойчивого развития в Российской Федерации // Сибирский юридический вестник - 2018 - №4 (83) - Стр. 130 - 134
53. Симаков М.Д. Реформа программы ООН по населенным пунктам // Общество: политика, экономика, право - 2019 - [Интернет источник] - URL:https://doi.org/10.24158/pep.2019.6.5(Дата обращения: 17.02.2022)
54. Ставцев Е.А., Колесникова Т.Н., Культурно-коммуникационные центры на территории бывших промышленных объектов как драйвер развития городской среды. / Вестник БГТУ им. В.Г. Шухова - 2021, №9, стр. - 74 - 86
55. Стандарт комплексного развития территорий. Книга 6. Руководство по реализации проектов
- [Интернет источник] - URL:
ййр8://дом.рф/ир1оай/игЬап/06 Книга%206 Руководство по реализации проектов.рй£(Дата обращения: 23.04.2022)
56. Тарасова Н.П., Кручина Е.Б. Индексы и индикаторы устойчивого развития // Устойчивое развития: природа - общество - человек: материалы Международной конференции. М., 2006. Т1. Стр. 127 - 144
57. Устойчивое развитие: Новые вызовы. Под ред. Данилова-Данильяна В.И. и Пискуловой Н.Я.
- М. Издательство «Аспект Пресс», 2015. - 336.с - [Интернет источник] - URL:
https://goo.su/rWfL7Cx (Дата обращения: 11.03.2022)
58. Устойчивое развитие городов: коллективная монография / под ред. К.В. Папенова, С.М. Никонорова, К.С. Ситкиной. - М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2019. - 288 с.
59. Шеина С.Г., Стародубцева А.С., Устойчиво развитие городов. Комплексный подход к преобразованию городской среды / Инженерный вестник Дона, №2 (2017), 10 с. - [Интернет источник] - URL: indon.ru/ru/magazine/archive/n2y2017/4114(Дата обращения: 07.03.2022)
60. Placemaking: подход к созданию общественных пространств. - Московский институт социально-культурных программ, февраль 2014 г. - 6 с. [Интернет источник] - URL: https://goo.su/IsOhx(Дата обращения: 02.05.2022)
Интернет-ресурсы
61. Информация о маршрутах по районам города. Официальный сайт Организатора перевозок - [Интернет источник] - URL:http://orgp. spb.ru/tr-2022/new-routes-regions/(Дата обращения: 04.04.2022)
62. Карта возраста домов Санкт-Петербурга. How old is this house. [Интернет источник] - URL: https://kontikimaps.ru/how-old/saint-p?p=h-spb (Дата обращения: 23.03.2022)
63. Карта транспорта Санкт-Петербурга [Интернет источник] - URL:
https://transportmap.ru/spb 0322.html(Дата обращения: 04.04.2022)
64. Новая модель транспортного обслуживания - 2022. Комитет по транспорту. Официальный
сайт Администрации Санкт-Петербурга - [Интернет источник] - URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c transport/novaya-model-transportnogo-obsluzhivaniya-2022/ (Дата обращения: 04.04.2022)
65. Ново-Адмиралтейский мост через Неву. Портал «Проекты Петербурга» - [Интернет источник] - URL:https://www.spb-proiects.ru/showpage.php?id=428(Дата обращения: 15.05.2022)
66. О районе. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга по Василеостровскому
району [Интернет источник] - URL:
https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg vasileostr/information/(Дата обращения: 17.03.2022)
67. Образовательные учреждения администрации Василеостровского района Санкт-
Петербурга. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга по Василеостровскому району - [Интернет Особняк Брусницыных. Сайт «Туристер» - [Интернет источник] - URL:
https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/saint petersburg/placeofinterest/36887 (Дата
обращения: 16.04.2022)
69. Особняк Э.Э.Бремме (12-я линия В.О., д.41). Материалы 1942-1943 годов. Официальный сайт Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры - [Интернет ресурс] - URL:https://kgiop. gov.spb.ru/populyarizaciya/iz-arhivnogo-sobraniya-kgiop/osobnyak-ee-bremme- 12-ya-liniya-vo-d-41 -materialy-1942-1943-godov/ (Дата обращения: 16.04.2022)
70. Официальный сайт администрации Василеостровского района - [Интренет ресурс] - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg vasileostr/news/54129/(Дата обращения: 14.03.2022)
71. Официальный сайт акционерного общества «Санкт-Петербургский центр доступного жилья» - [Интернет источник] - URL:https://gorcenter.spb.ru/(Дата обращения: 06.05.2022)
72. Официальный сайт бюро «Studio 44» - [Интернет источник] - URL:
https://studio44.ru/proj ects/zhiloj -kompleks-po-adresu-shkiperskij -protok-19/(Дата обращения: 28.04.2022)
73. Официальный сайт «ГОС ЖКХ» - [Интернет ресурс] - URL:https://gosjkh.ru/ehouses/sankt-peterburg/sankt-peterburg?page=11 (Дата обращения: 29.03.2022)
74. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы. [Официальный сайт] - URL:https://fedstat.ru/indicator/60831(Дата обращения: 19.03.2022)
75. Официальный сайт Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга - [Интернет источник]
- URL: http://zdrav.spb.ru/ru/institutions/?q=василеостровский+район&csrfmiddlewaretoken=8AX9W1vXGxTMJD4r1oZhjMdRa9sUeXVI&page=2 (Дата обращения: 23.03.2022)
76. Официальный сайт культурного квартала «Брусницын» - [Интернет источник] - URL: https://brusnitsyn.spb.ru/ (Дата обращения: 28.04.2022)
77. Официальный сайт Санкт-Петербургского государственного казенного «Научно-исследовательского и проектного центра Генерального плана Санкт -Петербурга» - [Интернет источник] - URL:http://www.gugenplan.spb.ru/ru/542(Дата обращения 28.04.2022)
78. Официальный сайт «Наш Санкт-Петербург» - [Интернет ресурс] - URL: https://gorod.gov.spb.ru/about/ (Дата обращения: 21.03.2022)
79. Официальный сайт «Реформа ЖКХ» Фонда содействия реформированию Жилищно-коммунального хозяйства - [Интернет-источник] - URL:
https://www.reformagkh.ru/relocation/programs/houses?sf=2276347&csrftoken=16e9d06bb8fddeeda7d004e4cb3b22e3bea88df68d25bccb32a4c77133b97d4b51c2715a7fe4dc1f&mo%5B%5D=2362336&page=1&housePerPage=15 (Дата обращения: 02.04.2022)
80. Официальный сайт Севкабель порт - [Интернет источник] - URL:https://sevcableport.ru/ru(Дата обращения: 28.04.2022)
81. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Официальный сайт]
- URL:https://rosstat.gov.ru/sdg/data/goal 11(Дата обращения: 29.04.2022)
82. Официальный сайт холдинга AAG - [Интернет источник] - URL: https://aag.company/proj ects/ 12-ya-liniya-d-41 -43/about(Дата обращения: 24.03.2022)
83. Официальный сайт центра современного искусства «Винзавод» - [Интернет источник] - URL:https://winzavod.ru/history/ (Дата обращения: 10.05.2022)
84. Официальный сайт Boulogne Billancourt - [Интернет источник] - URL:
https://www.boulognebillancourt.com/ma-ville/urbanisme-et-grands-projets/participation-du-public-par-voie-electronique (Дата обращения: 08.04.2022)
85. Официальный сайт Ile Seguin Rives de Seine - [Интернет источник] - URL: https://www.ileseguin-rivesdeseine.fr/fr/balades-urbaines(Дата обращения: 08.04.2022)
86. Официальный сайт UNESCO. Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of
Monuments - [Интернет источник] - URL:https://whc.unesco.org/en/list/540/(Дата
обращения: 14.03.2022)
87. Палацио. Официальный сайт финансово-холдинговой компании «Setl Group» - [Интернет источник] - URL:https://setlgroup.ru/proj ects/palatsio(Дата обращения: 18.04.2022)
88. Петербургская стратегия сохранения культурного наследия. Официальный сайт КГИОП - [Интернет источник] - URL:https://kgiop.gov.spb.ru/o-komitete/peterburgskaya-strategiya-sohraneniya-kulturnogo-naslediya/(Дата обращения: 20.04.2022)
89. Показатели состояния безопасности дорожного движения. Официальный сайт Госавтоинспекции [Интернет источник] - URL:http://stat.gibdd.ru/(Дата обращения: 04.04.2022)
90. Перечень объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга. Официальный сайт КГИОП - [Интернет источник] - URL: https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list objects/ (Дата обращения: 20.04.2022)
91. Подведомственные учреждения здравоохранения. Официальный сайт администрации Санкт-Петербурга по Василеостровскому району - [Интернет источник] - URL: https://www. gov.spb.ru/gov/terr/reg vasileostr/podvedomstvennye -uchrezhdeniya/podvedomstvennye-uchrezhdeniya-zdravoohraneniya/(Дата обращения: 23.03.2022)
92. Портал «Grad Petra». История объекта:12-я линия В.О., дом 41 - [Интернет источник] - https://history.gradpetra.net/liniya/19/22 -41.html (Дата обращения: 18.04.2022)
93. Приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды». Официальный сайт
администрации Санкт-Петербурга по Василеостровскому району - [Интернет источник] - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg vasileostr/regionalnyj -prioritetnyj -proekt-
formirovanie-komfortnoj-gorodskoj -sred/ (Дата обращения: 17.04.2022)
94. Программа «1 рубль за 1 кв. метр». Официальный сайт Комплекса градостроительной
политики и строительства города Москвы - [Интернет источник] - URL: https://stroi.mos.ru/infographics/proghramma-1 -rubl-za-1 -kv-mietr (Дата обращения:
12.05.2022)
95. Проект программы развития системы образования Василеостровского района Санкт- Петербурга «Образовательное пространство 2020-2025: многообразие возможностей» [Интернет источник] - URL:https://goo.su/RdQD3vQ(Дата обращения: 10.05.2022)
96. Промзона «Серп и Молот». Официальный сайт Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы - [Интернет источник] - URL:https://stroi.mos.ru/renovaciya-promzon/promzona-sierp-i-molot-stroi mos (Дата обращения: 05.05.2022)
97. Реестр разрешений на ввод. Официальный сайт Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга - [Интернет ресурс] - URL: https://lkexpertiza.spb.ru/Reestr/ReestrRazrVvod (Дата обращения: 20.04.2022)
98. Реестр разрешений на строительство. Официальный сайт Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга - [Интернет ресурс] - URL: https://lkexpertiza.spb.ru/Reestr/ReestrRazrStr (Дата обращения: 20.04.2022)
99. «Серп и Молот»: интеграция в мегаполис. Хроники конкурсов. Портал Архсовет Москвы. Актуальные новости архитектуры и градостроительства. 16 мая 2014 - [Интернет источник]
- URL:https://archsovet.msk.ru/article/konkursy/serp-i-molot-integraciya-v-megapolis(Дата обращения: 14.05.2022)
100. Стандарт комплексного развития территорий. Официальный сайт ДОМ.РФ - [Интернет источник] - URL:https://дом.рф/urban/standards/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/ (Дата обращения: 30.04.2022)
101. Фонд «Г ородские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца - [Интернет источник]
- URL: https://spb.city4people.ru/post/zarosli-park-na-maloy-neve.html (Дата обращения:
15.05.2022)
102. Экологический портал Санкт-Петербурга. Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности - [Интернет источник] - URL:http://www.infoeco.ru/index.php?id=15291 (Дата обращения: 29.03.2022)
103. Яндекс карты - [Интернет источник] - URL:https://yandex.ru/maps/2/saint-petersburg/?ll=30.242769%2C59.936985&z=14(Дата обращения: 04.04.2022)
104. Conferences. Habitat. United Nations [Официальный сайт] URL:
https://www.un.org/en/conferences/habitat(Дата обращения: 27.02.2022)
105. International Institute for Sustainable Development [Официальный сайт] URL: https://www.iisd.org/about-iisd/sustainable-development(Дата обращения: 27.02.2022)
106. Open Street Map Россия [Интернет источник] - URL:
https://openstreetmap.ru/#map=3/62/88 (Дата обращения: 26.04.2022)
107. Setl Group воссоздал особняк Шопена на Васильевском острове. Новости финансово¬холдинговой компании «Setl Group» - [Интернет источник] - URL: https://setlgroup.ru/news/1738 (Дата обращения: 24.04.2022)
108. UN Habitat [Официальный сайт] URL:https://www.un.org/ru/ga/habitat/(Дата обращения: 10.03.2022)
109. United Nations Millennium Development Goals [Официальный сайт] - URL: https://www.un.org/millenniumgoals/ (Дата обращения: 24.02.2022)
СМИ
110. Без «Стимула» и налоговых вычетов: как будет строить социальную инфраструктуру? /Агентство Новостей «Строительный Бизнес» от 02.04.2021 - [Интернет источник] - URL:http://ancb. ru/publication/ read/11048(Дата обращения: 16.05.2022)
111. Гвардия умирает, но не сдается. Манежа Финляндского полка на Васильевском больше нет. [Интернет источник] - URL:https://www.fontanka.ru/2022/04/08/71242952/(Дата обращения: 13.05.2022)
112. Губернатор Александр Беглов принял решение продлить владельцам гаражей срок освобождения территории гаражного кооператива КАС «МАЯК» до 15 мая 2022 года. Пресс-центр Администрации Санкт-Петербурга. 16 февраля 2022 - [Интернет источник] - URL:https://www.gov.spb.ru/press/governor/231780/(Дата обращения: 10.05.2022)
113. «Дом с кариатидами» в Москве после реставрации. Новостной портал 24Warez.ru/ 20.03.2017 [Интернет источник] - URL:https://24warez.ru/main/photo/1157513545-laquo-dom-s-kariatidami-raquo.html (Дата обращения: 04.05.2022)
114. Морская набережная еще долго будет разорванной / Деловой Петербург, Дарья
Кильцова, 26 июля 2021 - [Интернет источник] - URL:
https://www.dp.ru/a/2021/07/26/Dolgoe zamikanie(Дата обращения: 26.04.2022)
115. «Неуважение высшей степени»: почему владельцы гаражей на Васильевском
острове вышли на протест. MK.RUСанкт-Петербург, 09.02.2022 - [Интернет источник] - URL: https://spb.mk.ru/social/2022/02/09/neuvazhenie-vvsshev-stepeni-pochemu-vladelcv-
garazhev-na-vasilevskom-ostrove-vyshli-na-protest.html(Дата обращения: 10.05.2022)
116. Переучет ценностей: Смольный поменяет механизм защиты исторических зданий. Деловой Петербург. 29 апреля 2022. Кузьмицкий Вадим - [Интернет источник] - URL: https://www.dp.ru/a/2022/04/29/Pereuchjot cennostej(Дата обращения: 29.03.2022)