Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние визуальной айдентики на выставочный дизайн на примере проекта выставки «депрессия-улыбка»

Работа №127786

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дизайн

Объем работы85
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
93
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные направления развития графического дизайна ХХ века и сопровождение выставки 16
1.1. Развитие графического дизайна и выставочные плакаты первой половины ХХ века 16
1.2. Графический дизайн и выставочные плакаты второй половины ХХ века 20
Глава 2. Концепция выставки и особенности ее развития в первой половине ХХ века 24
2.1. Выставочная деятельность в интернациональной культуре: ранняя история 25
2.2. Музеи и выставочная деятельность во второй половине XIX - начале ХХ века 27
2.3. Выставки и экспозиции на протяжении ХХ века 30
Глава 3. Выставочный дизайн, его развитие и основные приемы на протяжении ХХ века 34
3.1. Выставочный дизайн и его специфика 34
3.2. Выставочный дизайн и его архитектурная традиция 36
3.3. Выставочная архитектура и музейный дизайн второй половины ХХ века 40
Глава 4. Описание графического проекта 45
Заключение 51
Список литературы 57
Appendix 1 66
Appendix 2 78

Развитие музейного и выставочного дизайна (в том числе, выставочного плаката) является одной из наиболее актуальных тем как в современных исследовательских проектах, так и в графическом дизайне1. На протяжении последних лет вышла целая серия исследований, посвященных различным формам актуального музейного дизайна2.
В рамках данной темы представляются важными два основных направления. Во-первых, это дизайн выставочного зала, изменение выставочного пространства. Следует отметить, что эти трансформации происходили на протяжении всего ХХ века и преобразования выставочного пространства, происходящие сегодня, - лишь часть этого протяженного во времени процесса. Во-вторых, важным вектором является поиск новых графических решений, связанных с сопровождением музейных проектов и выставочного пространства. В данном случае речь идет как об использовании новых технических носителей, так и о создании новых графических форм. Одним из ярких примеров этого направления следует считать историю развития выставочного плаката.
Данная работа посвящена графическому сопровождению выставочного проекта. Инструментом создания, поддержки и продвижения выставки в рамках данного проекта мы рассматриваем Visual Identity Design - то есть, вид дизайна, который подразумевает формирование визуальной идентичности. В данном случае речь идет о визуальной идентичности, связанной с пространством выставки и его представлением в публичном пространстве.
Проект состоит из двух частей - исследовательского раздела и прикладной части, где представлен графический проект. Исследовательская часть формирует теоретическую базу исследования. Она посвящена двум основным темам - развитию основных форм графического дизайна ХХ века (и выставочного плаката в том числе)3 и проблеме преобразования выставочного пространства и развития концепции выставок на протяжении XIX - XX веков4.
Теоретический раздел является важной основой проекта. В рамках работы над данной темой представляется принципиально важным как изучение графического опыта ХХ века, так и развитие системы музея и выставочного пространства. А также их визуального представления, в том числе в формах выставочного плаката. Понимание этих направлений позволяет лучше ориентироваться в выбранной теме, что облегчает работу над проектом.
Цель данного проекта - создание системы графического сопровождения выставки, построенного по принципу визуальной идентичности. Цель теоретического раздела заключается в исследовании вопросов, связанных с развитием пространства выставки, а также - с преобразованием графического дизайна и выставочного плаката ХХ века. Следует отметить, что особое внимание в рамках теоретического исследования уделено развитию именно выставочного плаката как одной из форм графического дизайна ХХ столетия. Целью графического раздела является создание проекта сопровождения выставки и формирование комплекса визуальной идентичности, связанного с экспозиционным пространством и формами его представления.
В рамках данного проекта могут быть сформулированы следующие задачи:
• Исследование визуальных особенностей графического дизайна ХХ века.
• Изучение основных направлений графического дизайна ХХ века.
• Изучение динамики развития традиции выставок XIX-XX веков.
• Исследование развития выставочного пространства в ХХ столетии.
• Изучение основных выставочных и музейных институций ХХ века.
Предмет исследования. Предметом исследования в данной работе является графический дизайн ХХ века, а также развитие системы выставок на протяжении XIX-XX веков.
Методика исследования. Данная работа построена на последовательном систематическом изучении материала. Выполнение графического проекта предваряет теоретическое исследование академического формата. В теоретическом разделе рассмотрены основные работы, направления и концепции, связанные с развитием графического дизайна и выставочного плаката на протяжении ХХ века. Также в рамках данной работы рассмотрены основные форматы развития музейной и выставочной системы.
Актуальность исследования. Развитие выставочной системы является одной из наиболее актуальных тем, которая связана как с графическими проектами, так и с академическими исследованиями5. Проблема развития выставочного пространства привлекает внимание исследователей. Данный дипломный проект поддерживает и развивает это актуальное направление.
Новизна исследования. Особенность данного проекта - стремление объединить исследовательские и прикладные графические методы. Также новизна данного проекта связана с обращением к проблеме визуальной идентичности, которая в контексте данного проекта применена к выставочному пространству и его представлению.
Возможность практического применения. Элементы данного графического проекта могут быть использованы для графического сопровождения выставок. Отдельные решения проекта могут быть использованы в музейных, промышленных или торговых экспозициях.
Состав проекта. Выпускная квалификационная работа состоит из двух основных блоков - графического проекта и теоретической части. В теоретической части рассмотрены вопросы, связанные с развитием графического дизайна ХХ века, а также с преобразованием музейных и выставочных экспозиций.
Основное содержание работы. Теоретический раздел данного проекта состоит из Введения, четырех глав и Заключения. В Первой главе рассмотрены основные направления графического дизайна ХХ века. Прежде всего те, которые связаны с развитием визуального сопровождения и представления выставок. Особое внимание уделено феномену выставочного плаката.
Графический выставочный дизайн развивался в рамках той же системы, что и графический дизайн в целом. В своем развитии он соответствовал тем основным направлениям и течениям, которые существовали в дизайне и графике на протяжении ХХ столетия.
Появление выставочных плакатов как самостоятельного формата связано с периодом второй половины XIX - начала ХХ веков6. На протяжении второй половины XVIII и в течении XIX века происходит формирование системы музеев7, с середины XIX столетия развивается традиция промышленных выставок. Появление этого относительно нового для XIX столетия формата приводит и к развитию музейной графики - специализированных плакатов. С одной стороны, они информируют зрителя о проведении выставки, дают основную информации о ее месте и времени. С другой - создают ее образ, отражают тему и содержание выставочного проекта, концепцию и его характер8.
Одним из возможных примеров выставочного плаката, где были реализованы обозначенные принципы, стала традиция австрийского плаката, связанная с созданием Венского сецессиона9. Венский сецессион представлял собой творческое объединение молодых австрийских художников, которые выступили против устаревших и формализованных принципов академической живописи. Одной из задач нового художественного объединения было проведение художественных выставок нового типа - выставок, на которых должны были быть представлены произведения в духе нового искусства10.
Афиши для первой выставки Венского сецессиона были подготовлены художником Густавом Климтом. Они поддерживали принципы формирующегося Модерна и были выступлением против устаревшей академической традиции.
Сходный принцип был повторен Ольбрихом в работах над плакатами для Дармштадтской колонии художников11.
Важным образцом развития выставочного плаката стала серия постеров, подготовленных для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году12. Эта выставка, в частности, известна тем, что именно она стала заметной точкой развития стиля Art Deco. Возникновение самого термина Art Deco связано именно с этой выставкой, проходившей в Париже в 1925 году. Выставка 1925 года обозначила основные векторы развития дизайна. Она подчеркнула очевидный интерес к дорогим материалам, стилизованным украшениям и декору. Другие направления, связанные с Парижской выставкой, - функционализм и модернизм. Эти актуальные тенденции нашли свое отражение не только в прикладном дизайне или в архитектуре, но и в графическом плакате13.
Дизайн выставочных плакатов второй половины ХХ века использовал основные направления и течения графического дизайна, формировавшегося в рамках данного периода. Одним из направлений, которое унаследовало принципы дизайна первой половины столетия, можно назвать Швейцарский стиль14. Он унаследовал систему, сформированную в рамках таких направлений, как Де Стейл, русский конструктивизм и Баухаус15.
Особенностью Швейцарской графики можно считать формирование и использование модульной системы16. Модульная система предполагала композицию полос, при которой страница разделена на типовые сегменты, которые могут заполняться иллюстрациями, фотографией или текстом. Модульная сетка определяет внешний вид будущего макета. Эта система была разработана и описана швейцарским графиком Йозефом Мюллер-Брокманном, который представил модульную сетку как последовательную систему17.
В рамках Швейцарской школы выставочные плакаты создавались такими известными художниками-графиками как Эмиль Рудер, Армин Хофман и Йозеф Мюллер-Брокманн18. Как правило, классическими примерами считаются постеры, подготовленные к выставкам в таких музеях, как Музей декоративно-прикладного искусства в Базеле и Музей прикладного искусства в Цюрихе.
Следует отметить, что плакаты к выставкам создавались и в рамках такого течения в графическом дизайне как Новая волна. Это направление подразумевало, что графический дизайн может быть более выразительным и свободным. В графике Новой волны сохранилась традиция использования шрифтов без засечек, но дизайн стал более ассиметричным и свободным.
Во Второй и Третьей главе рассмотрены основные этапы развития системы музеев и выставок. Концепция выставочных проектов появилась в европейской культуре в конце эпохи Возрождения. Последовательное развитие эти идеи получили в XVII - XIX веках, когда возникла как система музеев, так и традиция регулярных промышленных выставок.
Музеи возникли и развивались на основе честных коллекций. Изначально музеи возникли как собрание необычных вещей - «кабинеты редкостей», а затем сформировались как музеи изобразительного искусства (или художественные музеи), которые мы хорошо знаем сегодня19.
Полагают, что первыми публичными музеями и выставками можно считать Эшмолианский музей (Ashmolean Museum of Art and Archaeology), который был открыт для публики в Оксфорде в 1677 году, а также Британский музей (British Museum), открытый для посещения в 1753 году20. Первым публичным музеем во Франции считается Лувр21. Его открыли для публики в 1793 году, в годы Великой французской революции. Лувр впервые предоставил свободный допуск в музей представителям разных сословий. Основу музейной экспозиции составили королевские коллекции произведений искусства.
Начало музейной деятельности в России было положено Петром I и Екатериной Великой. Петр I, в соответствии с традицией того времени, собирал «кабинеты редкостей». Его коллекция была положена в основу музея Кунсткамера, который был основан в 1714 году22. В 1764 году в Санкт-Петербурге был основан музей Эрмитаж. В его основу была положена коллекция императрицы Екатерины II, которая состояла из собрания 317 картин европейских художников23.
В 1852 году в Лондоне был основан Музей Виктории и Альберта. В нем экспонировались произведения народного и национального искусства. Фактически, Музей Виктории и Альберта стал одним из первых этнографических музеев, а в ХХ веке - одним из первых музеев дизайна24. В 1897 году в Лондоне был открыт музей, посвященный британскому искусству25. Им стала галерея Тейт, в который были собраны произведения британского искусства и британских художников, начиная с 1500 года.
С XVII-XVIII веков в Европе начинается история автономных выставочных проектов. С середины XVII века существует традиция проведения Парижского салона, созданного на базе Королевской академии художеств26. На протяжении XIX века Парижский салон стал центром академизма. В середине XIX века император Франции Наполеон III обратил внимание, что многие отвергнутые работы не уступают по своему качеству работам, принятым к участию в Парижском салоне. Тогда возник так называемый Салон Отверженных. В конце XIX - начале ХХ века в Париже открылись и стали проводить свои собственные выставки еще два альтернативных художественных Салона - это Салон Независимых (с 1884 года) и Осенний салон (с 1903)27.
Помимо системы художественных выставок в XIX столетии стала формироваться традиция проведения промышленных экспозиций. Начало этой традиции было положено в 1851 году, когда под патронажем принца Альберта в Лондоне состоялась первая Всемирная выставка28. Первая Всемирная выставка проходила в Гайд-парке29, для ее проведения был построен специальный выставочный павильон, знаменитый Хрустальный дворец, который оказал заметное влияние на развитие архитектуры ХХ века. Всемирные выставки ХХ века проходили под знаком культурного обмена. Они рассматривались как способ формирования новой идеи, нового общества и нового будущего30.
В начале ХХ века сформировался принципиально новый тип музея - музей современного искусства. Его отличительной особенностью был интерес не к редкостями или произведениям классического искусства, а к работам современных художников. Полагают, что одним из первых музеев нового типа стал Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)31. Он был основан в 1929 году. Музей современного искусства в Нью-Йорке был первым музеем, где были собраны исключительно произведения современного искусства.
Еще одним начинанием, связанным с современным искусством, можно считать Биеннале современного искусства. Биеннале - это временные экспозиции современного искусства, которые проводятся раз в два года. Наиболее известным мероприятием этого формата можно считать Биеннале в Венеции (Венецианская биеннале). Идея проведения постоянной Венецианской биеннале возникла в 1893 году. Особое признание Биеннале в Венеции получила после Второй мировой войны. Во-первых, Венецианская биеннале стала одним из самых крупных смотров актуального интернационального искусства. Во-вторых, она стала важной площадкой для развития концепций современного искусства и дизайна32.
С 1980 года также проводится Венецианская биеннале современной архитектуры33. В 1980 году Архитектурная биеннале стала самостоятельным мероприятием, но архитектурные объекты выставлялись в рамках Венецианской биеннале начиная с 1968 года. Также как Биеннале современного искусства, Архитектурная биеннале дала начало многим актуальным явлениям и стилям современного искусства. Одним из таких течений современного искусства принято считать постмодернизм, который как полноценное художественное течение сформировался и заявил о себе на Венецианской биеннале 1980 года34.
В Третьей главе рассмотрены вопросы, связанные с графическим сопровождением выставки. Выставочный дизайн можно рассматривать как процесс разработки визуального сопровождения выставки35. К выставочному дизайну можно отнести дизайн экспозиционных помещений, методы экспонирования36, а также дополнительное сопровождение выставки: дизайн плакатов, каталогов, буклетов или билетов. Дизайн выставки или создание дизайна выставки можно представить, как синтетический процесс, который использует различные графические и визуальные методы, привлекает разные категории участников и различных специалистов37.
В некоторых случаях речь идет о создании временного выставочного пространства, которое будет сосредоточено на конкретных произведениях искусства. Выставки такого типа, как правило, проводятся в классический музеях или музеях классического искусства38. Помимо архитектурной системы и архитектурного пространства такие выставки обращаются к практике графического дизайна, дизайна света и аудио-визуальным системам39. Задача такого метода экспонирования - погрузить зрителя в специфическую среду, которая станет частью его представлений о выставочном объекте и предложенном художественном материале.
Развитие выставочного и музейного дизайна тесно связана с традицией развития архитектуры40. История выставок XVIII и XIX веков связана с созданием выставочных пространств и строительством временных выставочных павильонов и зданий музеев. Архитектура музея или выставочного павильона должна была подчеркнуть характер коллекции или временной выставки, ее смысл и значение. Одним из наиболее ранних и известных архитектурных выставочных проектов можно считать Хрустальный дворец, построенный к Всемирной выставке 1851 года в Лондоне41.
Важным этапом в развитии выставочных пространств можно считать работы австрийского архитектора Йозефа Ольбриха - одного из самых заметных представителей Венской школы модерна42. Здесь можно обратить внимание на два основных объекта его авторства - здание и выставочное пространство Венского сецессиона и павильон в Дармштадте.
Здание Венского сецессиона представляло собой принципиально новый проект и с точки зрения выставочного дизайна43. Главной особенностью здания Сецессиона были передвижные внутренние стены. Они позволяли создать любую последовательность и конфигурацию выставочного пространства44. Таким образом, здание Сецессиона стало важным образцом не только актуальной архитектуры, но и нового выставочного дизайна.
Важным экспозиционным объектом первой половины ХХ века также являлся павильон, построенный немецким архитектором Бруно Таутом для выставки Немецкого Веркбунда. Сооружение было возведено в 1914 году для выставки Веркбунда в Кельне -Таут построил павильон стеклянной промышленности Германии. Проект получил название «Стеклянного павильона» или «Стеклянного дома». Здание обладало бетонным цоколем, на котором размещался стеклянный купол. Снаружи купол был выполнен из зеркального стекла. Внутри - из цветного стекла. Павильон был посвящен утопической книге «Стеклянная архитектура», написанной за несколько лет до этого45.
Павильоны на художественных и промышленных выставках часто определяли векторы и направления развития архитектуры. Одним из таких проектов можно считать павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году. Автором проекта выступил советский архитектор Константин Мельников46. Советский павильон на выставке в Париже в 1925 году стал одним из первых образцов новой архитектуры. Павильон представлял собой легкую каркасную двухэтажную постройку. Наружные стены были остеклены. При сооружении здания были использованы такие элементы как точечные опоры, экранные стены и ленточные окна - элементы, на которых будет построена вся последующая архитектура ХХ века. Парижский павильон Мельникова считается одним из важнейших памятников русского конструктивизма47.
Одним из самых известных объектов в этом ряду можно считать национальный павильон Германии, созданный для Всемирной выставки в Барселоне в 1929 году48. Павильон был построен по проекту немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис Ван Дер Роэ. В павильоне не было замкнутых помещений и дверей. Сооружение представляло собой открытое пространство, которое демонстрировало новые принципы планировки.
После Второй мировой войны преобразование выставочного и музейного пространства получило новое развитие. Дальнейшее развитие выставочных пространств было связано с активным участием знаменитых архитекторов в строительстве музеев. Из утилитарного помещения для хранения и демонстрации картин музей превращается в концептуальный объект, в памятник современной архитектуры. Этот процесс связан со второй половиной столетия - он начался еще в 1950-е годы и привел к появлению уникальных объектов современной архитектуры в последние десятилетия прошлого столетия49.
Важным событием послевоенного времени стало строительство финским архитектором Алваром Аалто50 национального выставочного павильона для Венецианской биеннале в 1957 году51. В работе Алвара Аалто были использованы новейшие архитектурные идеи и решения того времени. Павильон на Венецианской биеннале 1957 года стал одним из ярких специфических памятников Интернационального стиля52.
Важнейшим событием в области музейного дизайна стало строительство в Париже в 1977 году центра Жоржа Помпиду. Появление этого парижского музея современного искусства открыло новую эпоху в развитии музейного и выставочного дизайна. Архитекторами Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно был создан принципиально новый архитектурный объем, а также выработана новая концепция музея53. Центр Жоржа Помпиду представлял собой принципиально новое учреждение и новую концепцию с точки зрения музейной деятельности. Он стал первым музеем, который объединил под одной крышей выставочные залы, библиотеки, кинематографические площадки и дизайн-центры.
Эта традиция концептуальных музейных объектов была поддержана и в 1990-е годы. В 1997 году был открыт музей Гуггенхайма в Бильбао54. Его архитектором выступил знаменитый американский архитектор Фрэнк Гэри. Он усовершенствовал концепцию музея и обратился к новому архитектурному направлению в решении выставочных пространств.
Музей, построенный Фрэнком Гэрри, стал не столько выставочным, образовательным или научным центром, сколько культурной площадкой55. При постройке музея были использованы методы деконструктивизма. Это архитектурное направление было новаторским для последних десятилетий ХХ века. Деконструктивизм в архитектуре ориентировался и опирался на философские течения того времени56.
В 2010 году по проекту Захи Хадид в Риме был построен музей современного искусства MAXXI. Кроме выставочных залов музей вмещал библиотеку, мастерские, конференц-зал и помещения для проведения мероприятий. Задача музея заключалась в том, чтобы собирать и популяризировать современные искусство и архитектуру. В 2010 году за архитектурные решения комплекса музея MAXXI Заха Хадид была удостоена престижной премии Стерлинга.
В Четвертой главе представлено описание графического проекта.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Выпускная квалификационная работа представляет собой проект графического сопровождения выставочного пространства, связанного с принципами визуальной идентичности. В рамках темы, выбранной для данного дипломного проекта, было реализовано два основных направления. Это сюжеты, связанные с возможностью изменения выставочного пространства, а также верификация практики графической системы, ориентированной на экспозиционные проекты.
Данная работа сформирована из двух основных частей - прикладного графического проекта и исследовательского раздела. Практическая часть посвящена разработке графической системы. Теоретическая часть рассматривает два основных направления: графический дизайн ХХ века и развитие экспозиционной системы в Европе на протяжении XIX - XX веков.
Теоретический раздел стал важной частью проекта. Принципиальное значение для формирования данного графического проекта имело как изучение графического дизайна ХХ века, так и исследование выставочной и музейной практики XIX-XX веков.
Графический проект был направлен на создание системы графического сопровождения выставки, построенного по принципу визуальной идентичности. Целью графического проекта было создание варианта сопровождения выставки и формирование комплекса визуальной идентичности, связанной с экспозиционным пространством.
В рамках проекта были реализованы следующие задачи:
• Рассмотрены визуальные особенности графического дизайна ХХ века.
• Проанализированы основные направления графического дизайна ХХ века.
• Изучена динамика развития традиции выставок XIX-XX веков.
• Рассмотрено развитие выставочного пространства ХХ века.
• Проанализированы основные выставочные и музейные институции ХХ века.
Работа была построена на систематическом изучении выбранного материала. Выполнение графического проекта было сопровождено теоретическим исследованием академического формата. В теоретическом блоке были рассмотрены основные направления и концепции, связанные с развитием графического дизайна ХХ века. В рамках данной работы были рассмотрены основные форматы развития музейной и выставочной системы.
Особенность данного проекта - объединение исследовательских и графических методов. Новизна данного проекта связана с обращением к проблеме визуальной идентичности, которая была применена к выставочному пространству. Элементы выполненного графического проекта могут быть использованы для организации сопровождения выставок. Отдельные решения реализованного проекта могут быть использованы в музейных, промышленных или торговых экспозициях.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из двух основных частей - графического блока и теоретического раздела. В теоретической части были проанализированы вопросы, связанные с развитием графического дизайна ХХ века, а также рассмотрены вопросы, связанные с преобразованием музейных и выставочных экспозиций. Теоретический раздел данной работы сформирован из Введения, четырех глав и Заключения.
В Первой главе были рассмотрены основные направления графического дизайна ХХ века. Особое внимание уделено феномену выставочного плаката. Появление выставочных плакатов как самостоятельного формата связано с периодом второй половины XIX - начала ХХ веков1. На протяжении второй половины XVIII и в течении XIX века происходит развитие системы музеев2, с середины XIX столетия развивается традиция промышленных выставок. Появление этого относительно нового для XIX столетия формата приводит и к развитию музейной графики - выставочных плакатов.
Одним из возможных примеров выставочного плаката, где были реализованы обозначенные принципы, была традиция австрийского плаката, связанная с созданием Венского сецессиона3. Афиши для первой выставки Венского сецессиона были подготовлены художником Густавом Климтом. Они поддерживали принципы формирующегося Модерна и были выступлением против устаревшей академической традиции. Сходный принцип был повторен Ольбрихом в работах над плакатами для Дармштадтской колонии художников4.
Важным образцом развития выставочного плаката стала серия постеров, подготовленных для Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году5. Эта выставка, в частности, известна тем, что именно она стала заметной точкой развития стиля Art Deco. Возникновение самого термина Art Deco связано именно с этой выставкой, проходившей в Париже в 1925 году.
Дизайн выставочных плакатов второй половины ХХ века использовал основные направления и течения графического дизайна, формировавшегося в рамках последних десятилетий ХХ столетия. Одним из важных направлений, которое унаследовало принципы дизайна первой половины столетия, можно назвать Швейцарский стиль6.
Во Второй и Третьей главе были рассмотрены основные этапы развития системы выставок. Концепция выставочных проектов появилась в европейской культуре в конце эпохи Возрождения. Последовательное развития эти идеи получили в XVII - XIX веках, когда возникла как система музеев, так и традиция проведения промышленных выставок.
Полагают, что первыми публичными музеями и выставками можно считать Эшмолианский музей (Ashmolean Museum of Art and Archaeology), который был открыт для публики в Оксфорде в 1677 году, а также Британский музей (British Museum), открытый для посещения в 1753 году7. Первым публичным музеем во Франции считается Лувр8.
Начало музейной деятельности в России было положено Петром I и Екатериной II. Петр I, в соответствии с традицией того времени собирал «кабинеты редкостей». Его коллекция была положена в основу музея Кунсткамера, который был основан в 1714 году9. В 1764 году в Санкт-Петербурге был основан музей Эрмитаж.
С XVII-XVIII веков в Европе прослеживается традиция автономных выставочных проектов. С середины XVII века существует традиция проведения Парижского салона, созданного на базе Королевской академии художеств10. Помимо практики художественных выставок в XIX столетии стала формироваться система промышленных экспозиций. Начало этой традиции было положено в 1851 году, когда под патронажем принца Альберта в Лондоне состоялась первая Всемирная выставка11.
В начале ХХ века сформировался принципиально новый тип музея - музей современного искусства. Его отличительной особенностью был интерес не к редкостям или произведениям классического искусства, а к работам современных художников. Принято считать, что одним из первых музеев нового типа стал Музей современного искусства в Нью-Йорке (МОМА)12. Он был основан и начал свою работу в 1929 году.
Еще одним начинанием, связанным с современным искусством, можно считать Биеннале современного искусства. Биеннале - это временные экспозиции современного искусства, которые проводятся раз в два года. Наиболее известным мероприятием этого формата можно назвать Биеннале в Венеции (Венецианская биеннале). Идея проведения постоянной Венецианской биеннале возникла в 1893 году. С 1980 года также проводится Венецианская биеннале современной архитектуры13.
В Третьей главе были рассмотрены вопросы, связанные с графическим сопровождением выставки. Выставочный дизайн можно рассматривать как процесс разработки визуального сопровождения выставки14. К выставочному дизайну можно отнести дизайн экспозиционных помещений, методы экспонирования15, а также дополнительное сопровождение выставки: дизайн плакатов, буклетов или билетов.
Развитие выставочного и музейного дизайна тесно связано с традицией архитектуры16. Важным этапом в развитии выставочных пространств можно считать работы австрийского архитектора Йозефа Ольбриха - одного из самых заметных представителей Венской школы модерна17. Здесь можно обратить внимание на два основных объекта - здание и выставочное пространство Венского сецессиона и павильон в Дармштадте.
Важным экспозиционным объектом первой половины ХХ века также являлся павильон, построенный немецким архитектором Бруно Таутом для выставки Немецкого Веркбунда. Сооружение было создано в 1914 году для выставки Веркбунда в Кельне -Таут построил павильон стеклянной промышленности Германии.
Павильоны на художественных и промышленных выставках часто определяли основные векторы и новые направления развития архитектуры. Одним из таких проектов можно считать павильон СССР на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в 1925 году. Автором проекта выступил советский архитектор Константин Мельников18.
Одним из самых известных объектов можно является павильон Германии, созданный для Всемирной выставки в Барселоне в 1929 году19. Павильон был построен по проекту немецкого архитектора-модерниста Людвига Мис Ван Дер Роэ. В павильоне не было замкнутых помещений и дверей. Сооружение представляло собой открытое пространство, которое демонстрировало новые принципы планировки.
После Второй мировой войны преобразование выставочного и музейного пространства получило новое развитие. Трансформация выставочных пространств была связана с активным участием знаменитых архитекторов, принимавших участие в строительстве музеев. Важнейшим событием в области музейного дизайна стало строительство в Париже в 1977 году центра Жоржа Помпиду. Появление этого парижского музея современного искусства открыло новую эпоху в развитии музейного и выставочного дизайна. Архитекторами Ричардом Роджерсом и Ренцо Пьяно был предложен принципиально новый архитектурный объем, а также выработана новая концепция музея20.
Эта традиция концептуальных музейных объектов была поддержана и в 1990-е годы. В 1997 году был открыт музей Гуггенхайма в Бильбао21. Его архитектором выступил Фрэнк Гери. При постройке музея были использованы методы деконструктивизма. Это архитектурное направление было новаторским для последних десятилетий ХХ века. Деконструктивизм в архитектуре ориентировался на философские течения того времени22.
В 2010 году по проекту Захи Хадид в Риме был построен музей современного искусства MAXXI. Кроме выставочных залов музей вмещал библиотеку, мастерские, конференц-зал и помещения для проведения мероприятий. В 2010 году за архитектурные решения музея MAXXI Заха Хадид была удостоена престижной премии Стерлинга.
В Четвертой главе было представлено описание графического проекта.


1. Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины XX — начала XXI века. СПб.: Азбука, 2007.
2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
3. Аристова Ж.С., Васильева Е.В. Принципы интернационального стиля в системе flat-design: графическая форма и визуальные условия образовательных и музейных web-систем: Сборник статей/Казанский федеральный университет. - Казань, 2017. С. 96 - 97.
4. Аронов В. Дизайн в культуре XX века: Анализ теоретических концепций: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. М., 1995.
5. Банников И.; Васильева Е. Живописная программа фильмов Дэвида Линча: художественная принадлежность и феномен моды //Теория моды: тело, одежда, культура 2018, № 48. с. 11 -26.
6. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. — СПб.: Питер, 2003.
7. Берсенева А. Европейский модерн: Венская архитектурная школа. Екатеринбург: Издательство Уральского ун-та, 1991.
8. Бирюкова М. Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры. Автореферат. СПб: СПбГУ, 2017.
9. Бу И. Система микрографики и визуальная практика «новой волны»: к определению принципов современного дизайна // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15, № 3. С. 290—297.
10. БуИ.; Васильева Е. Фарфор Жу Яо и принципы минимализма: к проблеме чувства формы // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2021. № 42. С. 43-52.
11. Васильева Е. Швейцарский стиль: прототипы, возникновение и проблема регламента // Terra Artis, 2021, № 3
12. Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры, 2020, № 1 (37), с. 65 — 86.
13. Васильева Е. Маска и мистерия: бесформенное, артикуляция и культура карнавала // «Новая норма». Гардеробные и телесные практики в эпоху пандемии. Библиотека журнала «Теория моды». М.; НЛО, 2021, сс. 155 - 164.
14. Васильева Е. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры, 2020, № 1 (37), с. 65 — 86.
15. Васильева Е. «Сцена в библиотеке»: проблема вещи и риторика фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2020. № 3.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ