Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Описание природы в художественной литературе и художественной публицистике: лексико-семантический аспект

Работа №127785

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

русский язык

Объем работы63
Год сдачи2022
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
1 Глава 1. Изображение и образ в художественной речи 8
1.1 Изображение. Предметная лексика как основа изображения 8
1.2 Категория образа в художественном тексте 11
1.3 Речевые формы, используемые для изображения мира природы 13
1.3.1 Изучение природы в литературном произведении 16
1.3.2 Описание (как средство изображения мира природы) 17
1.4 Определение понятий «публицистика», «художественная публицистика», «документальная проза», «публицистический образ» 21
Выводы к первой главе 26
2 Глава 2. Лексико-семантические особенности изображения мира природы в творчестве И. А. Бунина и В. М. Пескова 29
2.1 Языковые средства изображения мира природы в структуре описания в рассказах Бунина 29
2.1.1 Лексика природы как средство передачи Буниным чувственно воспринимаемого мира 29
2.1.2 Зрительные и звуковые составляющие описаний природы в рассказах Бунина 29
2.1.3 Обонятельные и тактильные составляющие описаний природы в рассказах Бунина 34
2.2 Изображение природы в рассказах Бунина как отражение внутреннего состояния человека 37
2.3 Образ природы в художественной публицистике 46
2.3.1 Описание мира природы в очерках В. М. Пескова 46
2.3.2 Художественные средства, используемые в очерках Пескова для описания природы 51
2.3.3 Связь образа природы с внутренним миром человека в очерках Пескова 52
Выводы ко второй главе 55
Заключение 57
Список литературы 61

Данная работа посвящена анализу особенностей изображения мира природы в художественной прозе и художественной публицистике. Произведения классической литературы существуют в когнитивной сфере, и каждое поколение прочитывает их по-своему, исходя из своей жизни и окружения. Как точно отметил Ю.М. Лотман, текст - генератор смысла, он работает при соприкосновении с сознанием человека и каждый раз рождает новый смысл.
Описание относится к базовым элементам обучения русскому языку как иностранному. Чтобы освоить эти речевые формы, необходимо в первую очередь овладеть соответствующей лексикой.
Описание природы - это изобразительное описание. Основное изобразительное средство при этом - слово с предметным значением. Функция предметной лексики - изображение чувственно воспринимаемого мира.
Иван Алексеевич Бунин - один из лучших русских писателей, чей стиль отличается точностью, свежестью, яркостью. Изучение языка его произведений - прекрасная школа как для русских, так и иностранных студентов.
Василий Михайлович Песков - известный русский журналист и автор очерковой прозы. Очерки В.М. Пескова характеризуются замечательным языком, занимательностью и вызывают неизменный интерес читателей.
Художественные и публицистические произведения требуется актуализировать по прошествии некоторого времени, так как речевой и социальный контекст меняется. Актуализация произведений Бунина и Пескова необходима, так как смена окружения и мировоззрения у новых поколений обусловливает иное восприятие классических текстов. Произведения классической литературы воспринимаются современными читателями по-другому, чем предыдущими, иначе, чем в то время, когда они были написаны, и даже не всегда так, как их задумывал автор. Необходимость актуализации произведений И.А. Бунина и В.М. Пескова применительно к нынешнему социальному и речевому контексту и обусловливает актуальность данного исследования.
Актуальность данного исследования с научной точки зрения обусловлена и языковым фактором. Для описания природы писатели используют все богатство литературного русского языка. Изучение разных произведений дает возможность постичь оттенки значений слов, раскрыть механизмы образного переосмысления и особенности функционирования слова в таком типе речи, как описание, для которого характерны преобладание слов определенной части речи, особое структурирование предложений и их связь между собой.
Объектом исследования являются произведения, содержащие изображение природы, в художественной литературе (рассказы И.А. Бунина) и художественной публицистике (очерки В.М. Пескова).
Предмет - особенности описания природы в прозе Бунина и Пескова и их функции в тексте.
Цель исследования - выявить средства изображения мира природы и определить его функции в художественной прозе И. Бунина и очерковой прозе В. Пескова.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
• создать теоретическую базу исследования (собрать необходимую литературу по теме);
• показать, в каких речевых формах представлен мир природы в рассказах Бунина и очерках Пескова;
• рассмотреть языковые средства используются Буниным в при изображении мира природы, выявить их особенности;
• рассмотреть, какие зрительные, звуковые и обонятельные составляющие использует Бунин при описании природы.
• выписать элементы описания природы из очерков Пескова и посмотреть, в чем заключается сходство и различие функций этих описаний в художественной и документальной прозе (для чего они используются, чему служат).
Материалом для исследования послужили рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Кавказ», «Ночь» и очерки В. Пескова «Таежный тупик», «Колесо жизни», «Старик и птица», «Шаги по росе».
Новизна работы определяется тем, что впервые проза Бунина и Пескова рассматривается в сопоставительном аспекте и описываются семантические функции предметной лексики в аспекте ее изобразительного потенциала в художественной и документальной прозе. Новизна исследования заключается и в самом подходе: актуализация (толкование) художественного и публицистического текста в новом социальном и речевом контексте, то есть восприятие текста с позиции сегодняшнего дня.
В работе используются описательный и сопоставительный методы исследования, а также элементы стилистического и статистического анализа. Важно уточнить, что будет использоваться именно сопоставительный метод. Сравнительный и сопоставительный методы имеют четкие различия. Метод сравнения - это поиск идентичного и устранение различного. Метод сопоставления же прямо противоположен - это поиск и установление различий, так как каждый язык индивидуален и имеет свои особенности, он должен опасаться схожего, так как может потерять индивидуальность.
В данной работе будут разобраны некоторые примеры описания природы у двух выдающихся мастеров русского слова, и в ходе этого анализа мы определим, насколько изменилось понимание и восприятие текста в социальном и речевом контексте сегодняшнего дня.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем есть теоретическая основа, которая необходима для разработки методики преподавания русского языка как иностранного в китайской аудитории в области стилистики текста. Кроме того, в работе уточняются некоторые положения теории функционально-смысловых типов речи: типы описания в художественной и документальной прозе и их функции.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в практике преподавания русского языка как иностранного при обучении основным речевым формам.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Предметная лексика - это слова с предметным значением, называющие материальные элементы чувственно воспринимаемого мира - мира видимого, слышимого, вкусового, воспринимаемого на основе тактильных ощущений и через органы обоняния. Слова с предметным значением обладают специфическими особенностями, которые позволяют словам этой лексической группы стать главным изобразительным средством.
Изображение - это наглядное представление об окружающем мире. Оно создаётся при помощи предметной лексики. Значение слова с предметной семантикой постигается на основе приобщения к коллективному речевому опыту в процессе естественного хода жизни, при непосредственном знакомстве с соответствующим предметом. Значение предметного слова диффузно и аморфно. Восприятие слов с предметным значением зависит от жизненного опыта.
Образ - это изображение как воплощение идеи. Поэтому образ всегда подлежит истолкованию. Основа образа - изображение. Изображение может быть представлено через зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и другие ощущения.
В рассказах Бунина обращает на себя внимание обилие цветов, звуков и запахов. Писатель создаёт чувственно воспринимаемый мир при помощи слуха, зрения, обоняния и осязания. Само название одного из анализируемых рассказов - «Антоновские яблоки» - включает все эти составляющие и задает тональность повествования.
При том что в описании картин природы доминирует зрительное восприятие, в рассказах преобладают смешанные описания, когда наряду с каким-то одним основным органом восприятия мира подключаются дополнительные. Таким образом становится ясным, что мир воспринимается всеми органами чувств сразу.
Одна из важных функций описания природы - изображение внутреннего мира человека, мира внутреннего существования персонажей. В рассказах Бунина эта функция реализуется в полной мере.
Описание природы становится одной из самых важных частей повествования в рассказах Бунина, сопровождая активную смену событий и обеспечивая динамику происходящего. В рассказах «Кавказ» и «Антоновские яблоки» описание природы и сюжет переплетаются на протяжении всего текста, дополняя друг друга. В рассказе «Ночь» природа наводит на размышления о мироздании, времени, вечности.
Таким образом, природа является неотъемлемой частью рассказов Бунина и играет важную роль в повествовании, описании и рассуждении, которые представлены как тесно взаимосвязанные элементы рассказа.
Лексика описания природы в рассказах Бунина выполняет множество функций. Это функция обозначения места и времени действия, описание помещичье-крестьянского быта и жизни, символическая функция, форма присутствия автора, создание национального колорита. Таким образом, мы можем утверждать, что обилие чувственного восприятия в рассказах Бунина делает как мир природы, так и внутренний мир человека, героя, полными и живыми.
Мастерство И. Бунина неоспоримо. Оно выражается в искусной, филигранной работе со словом и в использовании интересных речевых форм для создания ярких образов внешнего и внутреннего мира. Сочетание, переплетение разных ФСТР делают прозу великого писателя глубокой, а детальное воспроизведение вещественного мира, мира природы расширяет границы временные и пространственные, уводит читателя в недосягаемые человеческим сознанием дали, что в свою очередь приводит к соприкосновению с вечностью. Мир писателя - живой, яркий, необычайно интересный. Красота и точность в его описании доведены до предела: «Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду - и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно!» [Устами Буниных 1981: 75]. Эти слова из дневника И.А. Бунина говорят о многом. Мир, изображаемый великим мастером, многогранен и разнообразен.
Рассказы В.И. Пескова построены на пограничье между наукой и искусством. Песков предстает как талантливейший журналист, публицист, сведущий в географии и истории, а также как мастеровитый писатель, сочетающий в описании природы точность фактов с художественными образами. Песков знаменит точностью описания местности, своим вниманием к деталям, ведь все что он описывает в своих рассказах, он видел лично, поэтому Песков знает, как передать читателю те ощущения, которые он испытывал.
В рассказах Пескова так же раскрывается внутренний мир человека, отношение героев к жизни - все это происходит благодаря описанию природы. Зачастую его герои напрямую связаны с природой, буквально живут в ней, с помощью этих героев мы узнаем, какой может быть природа, как она влияет на их жизнь, какие эмоции вызывает. То, какой видят природу герои его произведений, и описывает их характер и внутренний мир.
Его точность в описании местности и пейзажа, внимание к деталям, географическая осведомленность, знание флоры и фауны описываемых мест говорят о нем как о журналисте-профессионале. Но язык, с помощью которого он описывает пейзаж и доносит свои мысли до читателя, обладает всеми достоинствами художественной литературы, сравнения, метафоры, олицетворение, анафора, парцелляция, синтаксический параллелизм - такое богатство средств выразительности характерно для очерков Пескова.
Очерки В.М. Пескова можно назвать эталоном художественной публицистики в описании природы. Он мастерски владеет словом, отлично знает природу, ее особенности и ландшафт. Искусно совмещает науку и художественную литературу, привлекая читателей как благодаря художественным образам, так и благодаря деталям и точному описанию пейзажа. Знакомясь с произведениями этого яркого публициста, мы имеем замечательную возможность приобщиться ко всему прекрасному и научиться понимать и любить красоту родной природы.


1. Большой энциклопедический словарь. —М.: 2002. — С. 826.
2. Бунин, И. А. Стихотворения. Рассказы. Повести. «Библиотека Всемирной литературы» / И. А. Бунин. — М.: Художественная литература, 1973. [Электронный ресурс ]. URL: https://ilibrary.ru/text/95/p.1/index.html.
3. Валгина, Н .С. Теория текста - Н. С. Валгина. - М., 2004.
4. Вознесенская, И. М. Художественный текст: Структура. Язык. Стиль. Книга для преподавателя / И. М. Вознесенская, И. Г. Гулякова, М. Я. Дымарский и др.; под ред. К. А. Роговой. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1993.
5. Зайцев, Б. Н. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2. Улица святого Николая. Повести. Рассказы / Б. Н. Зайцев. - 1999. - 540 с.
6. Кожина, М. Н. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / М. Н. Кожина. - 2006. - 255 с. [Электронный ресурс]. URL: http ://endic .ru/ stylistic/ Obrazno st-226.html.
7. Коньков, В. И. Речь в средствах массовой информации: стилистический аспект / В. И. Коньков. —М.: Издательский дом СПБГУ, 2007. - 272 с.
8. Коньков, В. И. Стилистика художественной речи / В. И. Коньков и др. —М.: Издательский центр «Академия», 2016.
9. Коньков, В. И. Функциональные типы речи: уч. пос. для студ. учрежд. высш. проф. образования / В. И. Коньков, О. В. Неупокоева. - М.: ИЦ «Академия», 2011.
10. Нечаева, О. А. Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение / О. А. Нечаева. - Улан-Удэ, 1974.
11. Одинцов, В. В. Стилистика текста / В. В. Одинцова. - М. 1980.
12. Паустовский, К. Г. Мещерская сторона / К. Г. Паустовский. —М.: Изд-во «Детская литература», 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/text/mescherskaya-storona/ storona.htm7from=singlemessage&isappinstalled=0
13. Устами Буниных: дневники: в 3 т. Т. 2. — Франкфурт-на-Майне: Посев, 1981.-319 с.
14. Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания // под ред. К.А. Роговой. - СПб.: Златоуст, 2017. - 320 с.
15. Песков В. М. Таежный тупик / В. М. Песков. - Москва : ТЕРРА-книжный клуб, 2007.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ