Введение 3
Глава I. Теоретические исследования логистического бизнеса 12
1. Концепция логистического бизнеса 12
2. Экономико-социологическое исследование логистического бизнеса 16
3. Социальная история логистического бизнеса в России и Китае 19
Глава II. Влияние логистики на формирование коммуникации между Россией и Китаем: экономический и социологический анализ 26
1. Ситуация с развитием современного логистического бизнеса в России и Китае 26
2. Влияние IT-бизнеса на структуру логистических услуг и потребительский спрос 34
3. Влияние логистики на коммуникацию между Россией и Китаем: проблемы и тенденции развития 43
Глава III. Направления развития логистики в России и Китае: социологический анализ 56
1. Социально-экономические перспективы развития логистики 56
2. Цифровизация логистической инфраструктуры и её влияние на социально-экономические коммуникации с потребителями 71
Заключение 81
Список литературы 87
С быстрым развитием компьютерных сетевых технологий и популяризацией различных Интернет-приложений в последние годы быстро развивалась электронная коммерция. В частности, электронная коммерция B2C и C2C развивалась более быстрыми темпами и теперь занимает значительную долю в электронной коммерции. Транзакции электронной торговли требуют достаточно эффективной поддержки со стороны надежной логистической системы. Однако для двух типов электронной коммерции B2C («продавец-потребитель») и C2C прямая связь с потребителями требует разработки и соблюдения строгих требований к способам доставки, высоких требований к своевременности доставки и высокого спроса на персонализированную и дифференцированную доставку.
В последние годы, хотя быстрое развитие электронной коммерции привело к быстрому развитию индустрии логистики при поддержке служб экспресс-доставки, но она не смогла в должной мере удовлетворить потребности развития электронной коммерции по моделям B2C и C2C. В настоящее время одноранговое сопоставление и эффективная передача логистической информации электронной коммерции стали узким местом в её развитии. Как улучшить систему логистической поддержки, снизить затраты на сбыт и повысить удовлетворенность потребителей при одновременной защите интересов потребителей и эффективном общении с потребителями — стало, пожалуй, самой большой проблемой, стоящей перед компаниями электронной коммерции в России и Китае.
С быстрым развитием компьютерных технологий и популяризацией Интернета общение между людьми больше не ограничивается географическим положением, временем и пространством. Социальные сети помогли людям достичь общения и обмена информацией в любое время и в любом месте и имеют беспрецедентную динамику. С развитием и применением мобильного Интернета и «Интернет +»» приложения социальных сетей полагаются на сервисы на основе определения местоположения (LBS), их интересы, адресную книгу и другие функциональные преимущества за счет сбора своевременных сообщений пользователей. Эти функции интегрированы для удовлетворения различных потребностей пользователей. Наступление эры цифровизации и Интернета не только привело к изменениям в общении и контактах, но и изменило способы совершения покупок людьми. Удобство, которое приносит электронная коммерция, которая преодолевает временные и пространственные ограничения транзакций, стало одним из самых важных изменений в повседневной жизни. Появление социальной электронной коммерции требует более высокого уровня коммуникации между логистикой и потребителями, а также оказывает возрастающее влияние на коммуникацию между Россией и Китаем в сфере потребления товаров и услуг. Социальная электронная коммерция — это новая тенденция развития электронной коммерции, имеющая огромные перспективы развития. Интеграция социальных сетей и традиционной электронной коммерции позволяет потребителям продвигать онлайн-транзакции с помощью социальных действий, таких как обмен в Интернете, рекомендации, оценка и взаимодействие на основе общих интересов. Например, Douyin Bilibili в прямом эфире транслирует товары, а блоггеры на YouTube рекомендуют делать покупки постоянным потребителям. Благодаря всестороннему развитию стратегий массового предпринимательства и инноваций и широкому применению таких технологий, как «большие данные» (big data), облачные вычисления и мобильный Интернет, произошли глубокие изменения в функциях логистических услуг, объеме и масштабах логистических услуг, эффективности логистических услуг, и методах предоставления логистических услуг. Отрасль логистики продемонстрировала очевидную тенденцию к трансформации и обновлению с постоянным появлением новых бизнес-моделей, операционных форматов, методов распределения ресурсов и других новых бизнес-форматов.
В Китае логистика достигла больших успехов, и у нее неограниченный потенциал развития в России. Это будет иметь огромное социально-экономическое значение. Данное исследование по заявленной теме направлено на сравнительный анализ преимуществ развития логистики в России и Китае с точки зрения социологии, а также новых тенденций и проблем, которые он привносит в общество.
Объект исследования — логистический бизнес в России и Китае.
Предмет исследования — влияние логистики на формирование коммуникаций с потребителями в России и Китае.
Цель — анализ развития логистики в эпоху цифровизации экономики на особенности формирования коммуникаций с потребителями в России и Китае
Задачи исследования:
1. Проанализировать различные теоретические подходы к исследованию социальной электронной коммерции и логистики;
2. Рассмотреть характеристики влияния логистики на построение коммуникаций с потребителями в России и Китае и выявить причины проблем этих коммуникаций;
3. Проанализировать особенности влияния логистики на формирование коммуникаций с потребителями в России и Китае;
4. Проанализировать проблемы, тенденции и перспективы развития логистической инфраструктуры в России и Китае в эпоху цифровизации социальных коммуникаций.
Теории, лежащие в основе исследования:
Поскольку интернет-бизнес является новой бизнес-моделью в 21-м веке, существует не много исследований по классической экономической теории в этой области. Но теоретическая поддержка может быть найдена и в работах социологов.
С точки зрения смежных теорий, следует обратить внимание прежде всего, на теории абсолютных преимуществ. Теория абсолютных преимуществ Адама Смита основана на анализе недостатков меркантилизма и обосновала теорию разделения труда: расширение разделения труда улучшает производительность труда и концентрацию общественного богатства. Адам Смит подчеркнул: «Все ресурсы можно правильно распределять и эффективно использовать, повышая производительность труда, сокращая издержки предприятий, увеличивая благосостояние страны и формируя разделение труда в обществе». Адам Смит назвал прямое сравнение стоимости одного и того же продукта в некоторых странах с разной стоимостью продукта «абсолютно низким абсолютным преимуществом».1
Вторая - теория сравнительных преимуществ. Давид Рикардо предложил теорию сравнительных преимуществ. Эта теория происходит от теории международного разделения труда. Он считал, что стоимость производства в каждой стране разная, и страна может выборочно производить в соответствии с разницей в производственных затратах в своей собственной стране больше товаров, обладающих сравнительными преимуществами, тем самым повышая конкурентоспособность страны. Развитие этой теории основано на анализе сравнительной стоимости. Эта теория анализирует различия между двумя странами с точки зрения факторов производства (труд и капитал) и сравнительных преимуществ.
Марк Грановеттер, один из представителей экономической социологии, считает, что: во-первых, экономическое действие - это, по сути, социальное действие. Независимо от условий и способа осуществления экономической деятельности, актор по-прежнему остается прежде всего социальным деятелем, и его действия также являются разновидностью социального действия. Поскольку это социальное действие, оно обязательно должно быть неотделимо от социальной культуры. Предпосылки; во-вторых, этот вид действий в основном является «экономически ориентированным» действием, предпринимаемым для удовлетворения стремления к благам при нехватке ресурсов; кроме того, эти действия будут зависеть от традиций и эмоций одновременно.2 Следовательно, на экономические действия влияет социальная ситуация и её изменения.
Исследования Марка Грановеттера об экономическом поведении отличаются от традиционной теории социологии: он подверг критике методологию «сверхсоциализации» (oversocialized) социологии. В методологии «сверхсоциализации» субъект рассматривается как действующий полностью в соответствии с отведенной ему ролью. Другими словами, действия человека полностью регулируются социальными нормами и ценностями, которые он усваивает. И социологи считают, что социальный порядок может быть установлен через преобладание этой внутренней социальной силы. Помимо своей критики методологии «сверхсоциализации», он также не согласен с методологией утилитарной экономики, считая ее «неадекватной социализацией» (undersocialized). В методологии «неадекватной социализации» люди рассматриваются как атомизированные индивиды. Рациональный расчет собственных интересов для принятия решений и действий в соответствии с этим решением преобладает у таких индивидов. Можно видеть, что самая большая разница между двумя методологиями заключается в том, что чрезмерная социализация учитывает личностное поведение.3 Соответственно, исследование социальных коммуникаций должно отталкиваться от изучения социальной мотивации индивидов, а с другой стороны учитывать социальную среду, социально-исторические условия деятельности этих индивидов (включая, к примеру, культуру).
Эмпирическая база исследования:
Данные статистики, собранные российскими и китайскими учеными и коммерческими компаниями. Кроме того, в работе использовался анализ документов правительств РФ и КНР, которые отражает влияние политики на рынок логистических услуг, на направление и перспективы социально-экономических реформ. Базой для исследования также являются данные авторского эмпирического социально-статистического исследования влияния логистического бизнеса на традиционный бизнес современного Китая. В ходе научно-исследовательской практики, было подготовлено и проведено сравнительное эмпирическое социально-статистическое исследование социальных особенностей влияния логистики на формирование коммуникаций с потребителями в России и Китае с точки зрения современной экономической социологии.
Научная новизна исследования состоит в комплексном сравнительном экономико-социологическом исследовании социальных аспектов развития влияния логистики на формирование коммуникаций с потребителями в России и Китае в эпоху цифровизации экономики и общества.
Основные результаты исследования:
1. Развитие социальной электронной коммерции в России и Китае в определенной степени способствовало созданию новых логистических услуг с добавленной стоимостью, повышению конкурентоспособности, способствовало развитию самой логистики, её инфраструктуры, прогрессу инновационных технологий и реализации эффективных логистических коммуникаций между нашими странами.
2. Логистический бизнес существенно вырос, а сотрудничество в сфере логистики между Китаем и Россией становится все более тесным, создавая множество новых рабочих мест и эффективно способствуя экономическому развитию двух стран.
3. Современная логистическая отрасль демонстрирует очевидную тенденцию к трансформации и модернизации, продолжают появляться новые бизнес-модели, методы распределения ресурсов и другие новые модели в логистической отрасли. С развитием рынка и популяризацией Интернет-приложений в следствие цифровизации российского и китайского обществ логистика перешла от ориентации на производителя к ориентации на потребителя. Изменен общий вектор развития логистической отрасли.
4. Связь между логистикой и потребителями, скорость передачи и обработки логистической информации повысили способность логистической деятельности к быстрому реагированию на изменение спроса на рынке, тем самым обеспечивая высокую эффективность современной цифровой экономики. Чтобы товарооборот и товарные потоки отвечали потребностям потребителей в максимальной степени, необходимо обеспечить регулирование не только потоков товаров, но и потоков информации и прочную обратную связь с потребителями на основе использования современных цифровых технологий.
5. Стратегическая цифровая коммуникация - это решающее звено между социально-экономическими, политическими или другими субъектами, которое позволяет им достичь своих самых важных целей социально-экономического развития. Коммуникация по стратегии логистики позволяет компании достигать стратегических целей организации, способствовать стратегическому и бизнес-планированию, регулировать потребительские решения и добиваться позитивного развития логистики.
6. В основе современной логистики лежат информационные технологии, обслуживающие социальное развитие. В контексте распространения социальной электронной коммерции интеграция социальных сетей, межличностного взаимодействия и деловых коммуникаций является важнейшей тенденцией социально-экономического развития России и Китая, определяющая и перспективы развития логистики тоже.
7. Отрасль логистики пострадала от COVID-19, исходная цепочка поставок и система логистики столкнулись с проблемами, но новая операционная модель открыла новые возможности для товарооборота и развития потребления. Отрасль логистики претерпела колоссальные изменения, ускорив развитие «интеллектуализации», «цифровизации» и «информатизации» китайского и российского обществ.
8. Современная тенденция развития логистики — цифровизация, основанная на социальных коммуникациях. Социальное разделение труда становится все более четким, а разделение труда между различными предприятиями становится все более очевидным. Но информатизация логистики на основе развития социальной электронной коммерции - это главный тренд современности.
Структура работы.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
Современная логистическая отрасль представляет собой комплексную отрасль услуг, которая объединяет транспорт, складирование, экспедирование грузов, информацию и другие отрасли. Она обслуживает социальную и экономическую жизнь трех элементов экономики: производство, обмен и потребление. Это базовая отрасль, поддерживающая теперь устойчивое социально-экономическое развитие, особенно с учетом стремительно нарастающего влияния на это развитие цифровизации не только экономики, но и социальных отношений. Однако исследования влияния логистики на формирование обменов между Китаем и Россией, экономико-социологический анализ этого влияния был относительно слабым. Сопоставление логистической информации электронной коммерции и эффективности общения стали узким местом в развитии электронной коммерции. Как улучшить систему поддержки логистики, снизить затраты на сбыт и повысить удовлетворенность потребителей, обеспечивая при этом интересы потребителей и эффективное общение с потребителями, стало самой большой проблемой, стоящей перед компаниями электронной коммерции. Изучение истории логистики и экономической социологии в России и Китае, изучение состояния развития современной логистики в России и Китае и изучение влияния коммуникационных услуг логистики на принятие решений потребителями в рамках социальной электронной коммерции - важнейшее направление современных экономико-социологических исследований. Исходя из этого были определены цель и задачи данной работы.
По результатам экономических и социологических исследований, изложенных в данной работе, можно сделать следующие выводы:
1. Развитие социальной электронной коммерции в России и Китае в определенной степени способствовало созданию новых логистических услуг с добавленной стоимостью, повышению конкурентоспособности, способствовало развитию самой логистики, её инфраструктуры, прогрессу инновационных технологий и реализации эффективных логистических коммуникаций между нашими странами.
2. Логистический бизнес существенно вырос, а сотрудничество в сфере логистики между Китаем и Россией становится все более тесным, создавая множество новых рабочих мест и эффективно способствуя экономическому развитию двух стран.
3. Современная логистическая отрасль демонстрирует очевидную тенденцию к трансформации и модернизации, продолжают появляться новые бизнес-модели, методы распределения ресурсов и другие новые модели в логистической отрасли. С развитием рынка и популяризацией Интернет-приложений в следствие цифровизации российского и китайского обществ логистика перешла от ориентации на производителя к ориентации на потребителя. Изменен общий вектор развития логистической отрасли.
4. Связь между логистикой и потребителями, скорость передачи и обработки логистической информации повысили способность логистической деятельности к быстрому реагированию на изменение спроса на рынке, тем самым обеспечивая высокую эффективность современной цифровой экономики. Чтобы товарооборот и товарные потоки отвечали потребностям потребителей в максимальной степени, необходимо обеспечить регулирование не только потоков товаров, но и потоков информации и прочную обратную связь с потребителями на основе использования современных цифровых технологий.
5. Стратегическая цифровая коммуникация - это решающее звено между социально-экономическими, политическими или другими субъектами, которое позволяет им достичь своих самых важных целей социально-экономического развития. Коммуникация по стратегии логистики позволяет компании достигать стратегических целей организации, способствовать стратегическому и бизнес-планированию, регулировать потребительские решения и добиваться позитивного развития логистики.
6. В основе современной логистики лежат информационные технологии, обслуживающие социальное развитие. В контексте распространения социальной электронной коммерции интеграция социальных сетей, межличностного взаимодействия и деловых коммуникаций является важнейшей тенденцией социально-экономического развития России и Китая, определяющая и перспективы развития логистики тоже.
7. Отрасль логистики пострадала от COVID-19, исходная цепочка поставок и система логистики столкнулись с проблемами, но новая операционная модель открыла новые возможности для товарооборота и развития потребления. Отрасль логистики претерпела колоссальные изменения, ускорив развитие «интеллектуализации», «цифровизации» и «информатизации» китайского и российского обществ.
8. Современная тенденция развития логистики — цифровизация, основанная на социальных коммуникациях. Социальное разделение труда становится все более четким, а разделение труда между различными предприятиями становится все более очевидным. Но информатизация логистики на основе развития социальной электронной коммерции - это главный тренд современности.
С развитием современной логистики и эволюции информатизации отрасль логистики становится наиболее распространенной и более зрелой областью применения информационных технологий. Влияние информатизации на эффективность производства и ее влияние в различных отраслях, основанных на электронной коммерции, также являются важными объектами для дальнейших исследований по экономической социологии. Хотя автор добился некоторых результатов в процессе исследования, из-за ограниченных личных возможностей это исследование неизбежно будет иметь дефекты и недостатки, и оно все еще нуждается в дальнейшем дополнении и улучшении, возможно, в дальнейшей научной работе.
1. Ж^-Ж^, «ЖМЖЙЖЖП^ШШШ ±#,Ж#^Ш,1974,Ж 80 Цо
Адам Смит, «Исследование природы и причин национального благосостояния», том 1, The Commercial Press, 1974, стр. 80.
2. «ЦА^»^ЦЖ’Ц>Ж. ЖжА^Ж»±,2005 Ц.1103 Ц.
Гидденс Э. Социология. Пекин: Издательство Пекинского университета,2015-1103с
3. «wt±^t»w>^wwB ^•ЙЖ^О’ЖЖ^ЖШ (Dmitrieva Natalia Ivanovna)
Дмитриева Н. И.ВЛИЯНИЕ ЛОГИСТИКИ НАВЫСТРАИВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ С ПОТРЕБИТЕЛЯМИ И БИЗНЕС-ПАРТНЕРАМИ//Текст научной статьи по специальности
4. m м^што»»/^». ш«аиж WO 4Шй±^да«ЖШ±,2015
Ло Цзяде. Новое понимание Китая с помощью теории грановита [C] //Granovite. Mosaic: Social Networks and Economic Action. Luo Jiade, Trans. Beijing: Social Science Literature Press, 2015
5. ш». mww ятж. ^ж:Фйа^а^ж^ Ц,2005.
Швед Гербер. Принципы экономики и социологии [М.]. Чжоу Чанчэн, перевод.
Пекин: Жэньминьский университет китайской прессы, 2005.
6. <«ш»> м^< йша^ж (m#W) .2004 ж^ 1 Ж.33-36 Ц
Ся Сюэлюань, Построение сетевойсоциологии// Журнал Пекинского университета (Философия исоциальные науки). № 1, 2004. С. 33- 36.
7. Логистика / Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. — 2-е. — М.: Проспект, 2010. — С. 406.
8. Klimonova A. N., TribunskayaU. О.Ш^Ж^Х^ААЖ|ЖФ®^П|АШЖА ^^^t^^^o 2013 AM 12 (058) #o М 61-64 Ж
Климонова А. Н., Трибунская У. Г. Особенности и этапы развития электронного бизнеса в России // Социально-экономическиеявления и процессы. №12(058),2013. С. 61-64
9. «^ШАМАЖ» (М-Ю ЖШМ^ЛЖШЙШ^тЖ/ХАЖАА: АЖЖЮ±.2009.830 Ж.
Нейл Смелзер, Ричард Сведберг. Справочник по экономической социологии (Второе издание) / Перевод Ло Цзяоцзян, Чжан Йонгхонь. Пекин: Издательский Дом Хуа Ся.2009. - 830с
10. W^^^#WS=W^^^#WS/^Wo J. Fern ^ Lee Sparks о -2 # -Ж ®W: ИШ№ХАХШ±, 2007 ^о -М 263 ^--ISBN 5-379-00303-6о Логистика и управление розничными продажами = Logistics and retail management / Под ред. Дж. Ферна и Ли Спаркса. — 2-е. — Новосибирск: Сибирское университетское изд-во, 2007. — С. 263. — ISBN 5-379-00303-6.
11. Panasenko E.V.W^: AM, SA, A^o -1 A -M.:®ftX^l, 2011.-S.224o -ISBN 978-5-9729-0034-3o
Панасенко Е. В. Логистика: персонал, технологии, практика. — 1-е. —М.: Инфра-Инженерия, 2011. — С. 224. — ISBN 978-5-9729-0034-3.
12. Логистика/ Под ред. Б. А. Аникина, Т. А. Родкиной. — 2-е. — М.: Проспект, 2010. — С. 406. — ISBN 978-5-392-01325-8.
W^/Edo B. A. Anikina, To A. Rodkinao -2# -M.: ЙЖ, 2010Ao --S. 406 .-ISBN 978-5-392-01325-8o
13. XAM, «Ate» МК, (WMffiW М23<ЛХХШ±,1972,М 391Ao
Маркс, «Капитал», том 1, «Полное собрание сочинений Маркса и Энгельса», том 23, Народное издательство, 1972, стр. 391.
14. ^^ж.^ваи^йж*^жвж<жФ^йж<^[1].вж^< Й,2016(13):186-188.
Ян Гуйронг, Исследования по применению компьютерных сетевых технологий в управлении логистической информацией [J]. Информация и компьютер, 2016 (13): 186-188.
15. ^±е, шлм1«тш^шад].Фй« £А<2015(11):94-95.
Ань Лижэнь, Ли Сюйдун. Интегрированная система услуг логистического предприятия трансграничной электронной коммерции и ее эмпирическое исследование [J] .China Circulation Economy, 2015 (11): 94-95.
...