ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ: КОННОТАЦИЯ И СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА 14
1.1 Понятие национального имиджа 14
1.2 Основные черты национального имиджа 24
1.3 Формирование и построение национального имиджа 34
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ И ПОСТРОЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА КИТАЯ НА ЗАПАДЕ В НАЧАЛЕ 21 ВЕКА 53
2.1 Многомерное представление национального имиджа Китая на Западе в начале 21 века 53
2.2 Характеристика национального имиджа Китая в основных западных СМИ в начале 21 века 67
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОДВИЖЕНИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА КИТАЯ 79
3.1 Проблемы и факторы, влияющие на формирование положительного национального имиджа Китая 79
3.2 Стратегии формирования и продвижения положительного национального имиджа Китая 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 100
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 105
ПРИЛОЖЕНИЕ 120
Актуальность темы исследования. В 21 веке волна глобализации захлестнула всё государства. Никогда ещё чувство времени и пространства между государствами не было так размыто новой технологической революцией, как сегодня. Всё более четкий имидж “глобальной деревни” заставил международную общественность распространить свою заботу о сохранении и улучшении национального имиджа на глобальную перспективу. И по мере развития мировой экономики и дальнейшей адаптации международного ландшафта контакты между государствами становятся всё более частыми, а обмен между сотрудничеством и конкуренцией углубляется. Как чрезвычайно важный нематериальный актив государства, национальный имидж является важным отражением всеобъемлющей национальной мощи и международного статуса государства, он также является комплексным результатом политических, экономических, культурных, военных и дипломатических аспектов страны и является важной частью её мягкой силы. Хороший национальный имидж играет незаменимую роль в создании благоприятной дипломатической среды, повышении международной конкурентоспособности и отстаивании национальных интересов. Именно поэтому учёные всего мира посвятили огромные усилия изучению проблем, связанных с национальным имиджем.
В связи с быстрым экономическим ростом Китая и сильным повышением его международного статуса, Китай прилагает всё усилия, чтобы представить миру свой хороший имидж через различные каналы. Концепция мягкой силы сделала формирование и продвижение национального имиджа горячим и ключевым вопросом, волнующим китайских учёных и политические круги. Однако в то же время другие государства и регионы также формируют имидж Китая под своим видением через различные каналы коммуникации в соответствии со своими идеологиями, национальными интересами, ценностями и реальными потребностями, что включает в себя неправильная интерпретация и искажение имиджа Китая. Учитывая различные культурные, исторические, экономические и политические особенности Китая и Запада, большое теоретическое и практическое значение имеет уделение внимания и усиление исследований по формированию и продвижению национального имиджа Китая, руководство практикой формирования и передачи национального имиджа, постоянное повышение актуальности и эффективности формирования и передачи национального имиджа, полное использование огромного влияния и объединяющей силы национального имиджа, усиление национальной мягкой силы, реализация национального стратегического намерения и т.д.
Объектом диссертационного исследования выступает национальный имидж Китая в начале XXI века.
Предметом исследования — текущая ситуация с национальным имиджем Китая в начале 21 века и проблемы, дилеммы и контрмеры в процессе его формирования и продвижения.
Цель исследования — выявление путей укрепления и улучшения национального имиджа Китая на международной арене в условиях дискурсивной гегемонии Запада.
Задачи исследования:
• всесторонний анализ понятий “имидж” и “национальный имидж”, как они определяются в Китае и на Западе;
• выявление основных черт национального имиджа в процессе его формирования и распространения;
• определение носителей, необходимых для формирования и продвижения национального имиджа;
• обобщение различных характеристик представления национального имиджа Китая на Западе и в основных западных СМИ в начале 21 века и анализ причин его формирования;
• анализ проблем, возникающих при продвижении положительного национального имиджа Китая, и факторов, влияющих на положительное изображение национального имиджа Китая;
• определение стратегии положительного формирования и продвижения национального имиджа Китая.
Данная диссертация выбирает международную общественность в качестве субъекта восприятия национального имиджа и фокусируется на национальном имидже Китая на Западе и его основных СМИ. Причины этого следующие: хотя в 21 веке Китай занимает всё более важное положение в мире, рост жесткой силы Китая был непропорционален росту его мягкой силы. Рост первой был более стремительным и драматичным, чем рост второй. А среди медленно растущей мягкой силы национальный имидж Китая особенно бесперспективен в международном климате. Можно сказать, что вопрос национального имиджа стал самой сложной стратегической проблемой для Китая в настоящее время. В то время как западные государства оказывают сегодня значительное влияние на мир, как в плане жесткой силы, так и в плане мягкой силы. И международный коммуникационный дискурс всегда контролировался СМИ западных держав. Таким образом, национальный имидж Китая должен больше обсуждаться с точки зрения западных государств, а анализ национального имиджа Китая в западном мире и процесса его формирования и построения становится более значимым для исследования.
Степень научной разработанности темы.
Исследования национального имиджа — это молодая междисциплинарная область исследований, возникшая за рубежом при изучении иностранной пропаганды в период между двумя мировыми войнами. Обсуждение национального имиджа в смысле современных академических исследований началось в 1950-х годах. И исследования национального имиджа по-прежнему в основном направлены на достижение национальных интересов, но направления исследований становятся всё более разнообразными, а сами исследования — более тщательными и глубокими.
В области международных отношений и политологии такие термины, как репутация и престиж часто использовались вместо имиджа. Например, престиж, предложенный известным американским политологом Гансом Моргентау1 в его книге «Политические отношения между нациями»; американский дипломат Чарльз Фриман2 назвал международный престиж национальной репутацией. В то же время Джозеф Най3 первым ввел понятие мягкой силы в его статье «Мягкая сила», в которой национальная репутация обсуждалась как важная часть мягкой силы, углубляя коннотацию национального имиджа.
В области экономики и менеджмента национальный имидж часто рассматривается как образ, репутация и стереотип продукции конкретной страны в сознании деловых людей и потребителей. Например, эффект страны происхождения, предложенный Р. Д. Школером.4 Другие ученые, такие как Саймон Анхольт5 и Юджин Джаффе6, исследовали национальный имидж через национальный брендинг.
Видно, что исследования зарубежных учёных о национальном имидже вышли за рамки международной политики, и под влиянием экономики и социологии теория национального имиджа становится всё более полной.
В последние годы китайские учёные провели глубокие исследования концепции, характеристик и влияния национального имиджа с разных точек зрения и достигли определенных теоретических результатов.
Гуань Вэньху7, профессор политологии, первым определил понятие национального имиджа в своей книге «Теория национального имиджа». Профессор Сунь Юйжун8 проводит чёткое различие между двумя измерениями национального имиджа — внутренним и международным. С развитием этой теории учёные стали более детально изучать национальный имидж. Например: Лю Цзинань9 «Международная коммуникация и национальный имидж: Новый взгляд на международные отношения» и «Имидж Китая — Текущая ситуация с международной коммуникацией национального имиджа Китая и контрмеры». Впоследствии были представлены теории коммуникации, международных отношений и связей с общественностью, такие как Дуань Пэн10 «Коммуникационные стратегии в построении национального имиджа»; Лю Сяоянь11 «Размышления о СМИ, формирующих образ нации» и Фань Хун12 «Национальный имидж и коммуникационная стратегия».
В то же время резко возросло количество исследовательских диссертаций. Поиск на CNKI13 (China National Knowledge Infrastructure) по ключевому слову “национальный имидж” показал, что в 2000 году было всего 10 диссертаций, тогда как с 2007 года ежегодно проводится более 200 исследований. Содержание исследования постепенно углубляется от представления национального имиджа в СМИ и стратегии национального имиджа к теоретической модели анализа национального имиджа на основе теории международных отношений.
При определении понятий «национальный имидж», данная диссертация в основном опирается на мнения таких экспертов и учёных, как К.Е. Боулдинг14, Даниэль-Анри Пажо15, О.Р. Жерновая16, Сюй Сяогэ17, Сунь Ючжун18. Их обширное теоретическое исследование национального имиджа обеспечивает теоретическую основу для исследования в данной диссертации. Среди них был К.Е. Боулдинг общепризнанно считается основателем изучения теории национального имиджа, он первым предложил концепцию “национального имиджа” (national image), и в своей статье «Национальный имидж и международная система» он объясняет значение национального имиджа и указывает на важную роль системы ценностей в формировании национального имиджа.
В целом, зарубежные исследования национального имиджа являются более ранними и глубокими, чем китайские, они не только определяют национальный имидж и его коммуникацию на разных уровнях, но и связывают коммуникацию национального имиджа с экономической, политической теорией и т.д. В отличие от этого, теоретические исследования национального имиджа в Китае начались поздно, однако по мере роста всеобъемлющей национальной мощи Китая и повышения его международного статуса изучение национального имиджа Китая становится популярной темой исследований.
Очерк использованных источников.
Изучая представление национального имиджа Китая на Западе в начале 21 века, в данной диссертации используются данные опросов трёх всемирно известных организаций: GlobeScan19, Исследовательский центр Пью (Pew Research Center)20 и Гэллапа (Gallup)21. Исследовательский центр Пью (Pew Research Center), например, является независимым, не пропагандистским (non-advocacy) институтом опросов в США, который изучает отношение к новостям, политике и вопросам государственной политики. Регулярные национальные опросы, инициированные ею, показывают отношение различных людей к ценностям и основным политическим и социальным аспектам в форме голосования и графических тенденций, которые обладают высокой достоверностью и надежностью, и являются очень ценными и значимыми для изучения национального имиджа.
Что касается представления национального имиджа Китая в западных СМИ в начале 21 века, мы в основном изучили и обобщили характеристики сообщения национального имиджа Китая в западных СМИ, таких как CNN22, Уолл-стрит джорнэл (Wall Street Journal)23 и Нью-Йорк таймс (New York Times)24. Это одни из крупнейших, авторитетных изданий, влияющих на формирование западного общественного мнения. New York Times, например, распространяется по всему миру, имеет значительное влияние, часто используется непосредственно в качестве источника новостей другими газетами и информационными агентствами по всему миру и имеет долгую историю хорошего авторитета, что очень полезно и информативно при анализе национального имиджа, сложившегося у Китая на Западе, и проблем, существующих в его формировании и продвижении.
Существуют также примеры положительной коммуникации национального имиджа Китая. Например, на сайте Департамента иностранной помощи Министерства коммерции публикуются данные о бескорыстной помощи Китая другим развивающимся государствам.25 Внешняя помощь Китая без каких-либо политических условий завоевала признание и похвалу стран-получателей и международного сообщества, создавая положительный национальный имидж третьем мире. а также “Отчет об исследовании деловой уверенности 2021” (Business confidence survey report 2021)26, благодаря сотрудничеству с иностранными предприятиями была сформирована хорошая ситуация взаимной выгоды и взаимовыгодных результатов, что позволило получить положительную оценку имиджа Китая со стороны иностранных граждан. Вся эта информация важна для всестороннего анализа национального имиджа и оценки эффективности положительного формирования и продвижения национального имиджа.
Методология исследования
Документальный метод. Просматривая книги, журналы и статьи, связанные с национальным имиджем Китая, фиксируются и обобщаются взгляды и теории, связанные со построением, формированием и продвижением национального имиджа Китая. Изучая основные взгляды и перспективы в этой области, вовлеченные дисциплины и теоретические знания, анализируется развитие исследовательской области, и закладывается теоретический фундамент для написания данной диссертации.
Метод статистического анализа. С помощью статистических данных о различных представлениях национального имиджа Китая в западных странах и национальный имидж Китая, создаваемого различными западными СМИ в начале 21 века, анализируется текущая ситуация с национальным имиджем Китая в международном сообществе, а также проблемы и дилеммы, с которыми приходится сталкиваться при его продвижении, а также их причины.
Метод комплексного анализа. Основываясь на теории национального имиджа, в данной диссертации представлен комплексный анализ в рамках международной коммуникации и международной политической теории, проанализированы проблемы формирования национального имиджа Китая с различных сторон, подробно рассмотрены контрмеры по формированию и продвижению положительного национального имиджа.
Научная новизна. Поскольку доминирование Запада в мировом дискурсе и его культурной и дискурсивной гегемонии, Китай стал “Другим”, которого Запад тщательно изучает, и сталкивается с многочисленными проблемами в формировании и продвижении своего национального имиджа. Поэтому инновация данной диссертации заключается в анализе существующего китайского национального имиджа на Западе и распознавании “Себя” через “Другого”, чтобы предоставить метод для положительного формирования и продвижения китайского национального имиджа.
Теоретическая и практическая значимость исследования. В данной диссертации предлагаются соответствующие меры по решению проблем в формировании и продвижении национального имиджа Китая, которые имеют определенное практическое значение для улучшения неблагоприятной ситуации с национальным имиджем Китая и укрепления всеобъемлющей национальной мощи Китая. В 21 веке мощь Китая значительно возросла, и он стал влиятельным в международных делах. Однако развитие Китая подвергается сомнению со стороны многих членов международного сообщества из-за идеологических и других разногласий и хотя Китай всегда придерживался пути мирного развития, формирование и продвижение его национального имиджа по-прежнему сталкивается с огромными проблемами перед лицом западной дискурсивной гегемонии и предрассудков в отношении Китая. Рекомендации данного исследования имеют практическое значение для создания хорошего, положительного национального имиджа.
Хронологические рамки охватывают период с конца 20 века до начала 21 века. Изучение современного национального имиджа Китая началось в 1990-х годах, когда китайские учёные впервые предложили концепцию “национальный имидж”. Позже, на Национальной конференции по зарубежной пропаганде, была прямо заявлена необходимость создания хорошего национального имиджа Китая в зарубежной пропаганде.27 На этом фоне в исследовательских институтах, университетах, СМИ и смежных отраслях появился ряд учёных, специализирующихся на вопросах национального имиджа, которые провели углубленные дискуссии о взаимодействии между международной коммуникацией, международными отношениями и международным имиджем.
В 21 веке правительство Китая рассматривает национальный имидж как важный компонент национальной мягкой силы и считает, что он имеет большое стратегическое значение в отношении достижения цели “Двух столетних целей” (The Two Centenary Goals ) и китайской мечты о великом омоложении китайской нации.28 Кампания “Сделано в Китае: сделано с миром” (Made in China: made with the world), продвигаемая Министерством торговли Китая, проводится на CNN Asia в попытке повысить международный имидж Китая. На Таймс-сквер в Нью-Йорке на больших открытых экранах площади также непрерывно транслируется “Китайский национальный имиджевый фильм — люди”. И председатель КНР Си Цзиньпин неоднократно подчеркивал необходимость сосредоточиться на формировании национального имиджа Китая.
В то время как жесткая мощь Китая продолжает расти, на практике не существует международного климата общественного мнения, соизмеримого с мощью Китая. Поэтому хороший и положительный национальный имидж — это цель, к которой всегда стремился Китай.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка источников и литературы, приложения. Данная диссертация состоит из 123 страниц. В первой главе дается определение понятию имиджа и национального имиджа, представлены основные черты национального имиджа и носители, необходимые для его формирования и построения. Вторая глава посвящена особенностям представления национального имиджа Китая на Западе и в его основных СМИ в начале 21 века, а также причинам его формирования. В третьей главе анализируются проблемы и дилеммы, с которыми сталкивается положительное формирование и продвижение национального имиджа Китая на Западе, и предлагаются контрмеры для положительного формирования и продвижения национального имиджа Китая.
Национальный имидж выражается не только в общем восприятии и отношении отечественной общественности к государству, но и в общем впечатлении и оценке государства зарубежной общественностью, а его конкретное содержание стабилизируется, изменяется и обновляется в совместном конструировании субъекта и объекта. В 21 веке национальный имидж как важная часть мягкой силы, конкуренция национального имиджа неизбежно становится важным средством конкуренции между государствами. В условиях глобализации восприятие национального имиджа Китая за рубежом становится более сложным, в нем сосуществуют как положительные, так и отрицательные оценки. Хотя Китай добился определённых успехов в формировании и продвижении своего национального имиджа, у него всё ещё много недостатков по сравнению с западными государствами, которые удерживают власть над мировым дискурсом. А страх и тревога, которые вызвал в западных обществах подъем Китая как социалистической державы в мировой системе, могут привести к многочисленным проблемам и трудностям в формировании и продвижении его национального имиджа.
В данной диссертации рассматривается национальный имидж Китая, представленный на Западе и в его СМИ, анализируются и обсуждаются проблемы и текущие дилеммы, с которыми сталкивается Китай в формировании и продвижении своего положительного национального имиджа на Западе. Основные результаты диссертационного исследования можно выделить в следующих выводах:
Во-первых, в теоретической части исследования определяется основная концепция исследования национального имиджа и на этой основе анализируется различие между широким и узким смыслом национального имиджа, т.е. включает ли он общественное восприятие национального имиджа внутри государства. Кульминацией анализа является принятие узкого определения в нашей диссертации, которая развивает специфический анализ узкого смысла национального имиджа и приходит к выводу, что национальный имидж не является простым отражением мощи государства или истинным отражением его объективного профиля, а отражением результата игры между государствами. В то же время изучаются носители, необходимые для формирования и построение национального имиджа, т.е. прямое взаимодействие между государствами и традиционный СМИ, и анализируется их прямая или косвенная роль в формировании и построении национального имиджа. Все эти исследования могут обеспечить теоретическую поддержку и внести вклад в формирование, построение и продвижение положительного национального имиджа. Национальный имидж, говоря простым языком, — это целая система оценки государства другими государствами, которая играет важную роль как в международных отношениях, так и в национальном развитии в период взаимозависимости между государствами. Национальный имидж также является важным ресурсом для участия суверенных государств в международных делах и поэтому стал важной темой изучения для различных государств мира.
Во-вторых, на основе теоретического анализа национального имиджа формируется практическая часть исследования, в которой анализируются характеристики, представленные существующим образом китайского государства на Западе и в его СМИ, и причины его формирования, с целью выработки стратегии отрицательного формирования и продвижения образа китайского государства. С начала 21 века Китай постепенно приближается к центру мировой арены благодаря своим выдающимся достижениям в области экономического развития, и экономическая мощь, естественно, стала одним из знаковых элементов национального имиджа Китая. В то же время Китай активно участвует в различных международных организациях и связанных с ними международных мероприятиях, заявляя о себе на международных мероприятиях и активно формируя и поддерживая свой национальный имидж. Но рост международного дискурса не означает улучшения национального имиджа, Китай всё ещё остается “Другим”, за которым Запад тщательно изучает Запад. Китай, как миролюбивое государство, стремится создать в мире имидж стабильной, развивающейся, сотрудничающей и ответственной великой державы, но именно риторики, как теория китайской угрозы, теория краха Китая, идеологический Китай и авторитарный Китай является основным аспектом нынешнего национального имиджа Китая на Западе. И Сравнивая данные об национальном имидже Китая в западных государствах и найдя ключевые слова соответствующих новостных тем, мы обнаружили, что хотя соответствующие национальные имиджи Китая в разных западных государствах не являются идентичными с 21 века, любой из этих национальных имиджей Китая основан на сохранении центрального положения западной культуры и гегемонии, т.е. представляет ли Китай угрозу для Запада — это критерий для оценки отрицательного или положительного национального имиджа Китая.
Наконец, в диссертации анализируются проблемы и текущие дилеммы, с которыми сталкивается Китай при положительном формировании и продвижении своего национального имиджа на Западе, и предлагаются соответствующие решения. Как утверждает Джошуа Купер Рамо, ведущий американский эксперт по Китаю, в книге «Бренда Китай» (BrandChina), вопрос национального имиджа является самым сложным стратегическим вопросом для Китая в настоящее время.1 Из-за различий в социальных системах и идеологиях Китай часто не пользуется доверием западных государств. В ответ Джошуа Купер Рамо также отметил, что при принятии любого решения Китай должен задумываться об одном вопросе: Сделает ли это вас более авторитетным или наоборот.2 В то же время в Китае нет таких крупных организаций СМИ и передовых коммуникационных технологий, как на Западе. Поэтому из-за ограничений на потенциал международной связи, когда западные государства формируют “дискурсивный альянс” для коллективной стигматизации Китая, Китай не может предпринять сильную контратаку. Таким образом, развивая собственные средства медиакоммуникации Китая, необходимо также максимально использовать влияние западных основных СМИ в мире и активно заниматься политическим лоббированием и международными связями с общественностью, чтобы улучшить неправильную интерпретацию национального имиджа Китая Западом и его СМИ и устранить присущие им предрассудки для формирования и продвижения желательного и положительного национального имиджа.
Одним словом, в контексте глобализации национальный имидж становится всё более важным вопросом в отношении международных отношений, международной политики и международного сотрудничества. И имидж Китая имеет значение не только для международных отношений Китая, но и для выработки политической, экономической и внешней политики в отношении Китая государствами всего мира. Таким образом, для Китая очень важно устранить искажения и недоразумения в процессе формирования “Другими” имиджа Китая и создать хороший и положительный национальный имидж, чтобы сохранить национальное развитие и безопасность.
ИСТОЧНИКИ
Данные социологических опросов и рейтингов
1. BBC Country Image Survey 2013 Report. Режим доступа URL: https://globescan.com/2013/05/22/views-of-china-and-india-slide-while-uks- ratings-climb/ (дата обращения: 28.04.2022г).
2. Gallup. Режим доступа URL: https://www.gallup.com/home.aspx (дата обращения: 04.05.2022г).
3. GlobeScan. Режим доступа URL: https://globescan.com/ (дата обращения: 28.04.2022г).
4. Pew Research Center. Режим доступа URL: https://www.pewresearch.org/ (дата обращения: 28.04.2022г).
5. Pew Research Center global Indicators Database. Режим доступа URL: https: //www. pewresearch. org/global/database/indicator/24/ (дата обращения: 28.04.2022г).
Материалы прессы
1. China Has a Big Stake in E.U. Stability. Режим доступа URL: https://www.ft.com/ (дата обращения: 30.04.2022г).
2. China's Communist Party at 90. Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2011/07/01/opinion/01iht-edshambaugh01.html (дата обращения: 01.05.2022г)
3. China’s Economic Empire. Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2013/06/02/opinion/sunday/chinas-economic-emp ire.html (дата обращения: 30.04.2022г).
4. China's environment ministry 'one of four worst departments in world'. Режим доступа URL: https://www.telegraph.co.uk/news/worldnews/asia/china/10168806/Chinas-e nvironment-ministry-one-of-four-worst-departments-in-world.html (дата обращения: 01.05.2022г)
5. China’s Great Uprooting: Moving 250 Million Into Cities. Режим доступа URL: https: //www. nytimes. com/2013/06/16/world/asia/chinas-great-uprooting-mo ving-250-million-into-cities.html (дата обращения: 01.05.2022г)
6. CNN. Режим доступа URL: https://edition.cnn.com/ (дата обращения: 30.04.2022г).
7. Coronavirus Outbreak Risks Reviving Stigma for China. Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2020/02/10/world/asia/china-epidemics-coronavir us.html (дата обращения: 04.05.2022г).
8. Document 9: China declares war on the United States. Режим доступа URL: https://net.blogchina.com/blog/article/2151135 (дата обращения: 01.05.2022г)
9. For Xi, a 'China Dream' of Military Power. Режим доступа URL: https://www.wsj.com/articles/SB10001424127887324128504578348774040 546346 (дата обращения: 30.04.2022г).
10. In China and U.S., Mutual Distrust Grows. Режим доступа URL: https://www.nytimes.com/2013/07/18/world/asia/in-china-and-us-mutual-dis trust-grows-study-finds.html (дата обращения: 30.04.2022г).
...