ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования концепта 8
1.1. Понятие языкового сознания и языковой картины мира 8
1.2 Дух народа как картина мира в языке 17
1.3. Концепт как составляющая национального мировоззрения 18
1.4. Идеальная сущность: чувственные и умственные образы 21
Выводы 24
Глава 2. Слова ПОДВИГ и ЖЕРТВА в словарях и в текстах НКРЯ 26
2.1. Анализ лексикографического описания слов ПОДВИГ и ЖЕРТВА 26
2.1.1. Подвиг 26
2.1.2. Жертва 30
2.2. Анализ контекстов употребления (по данным НКРЯ) 34
2.2.1. Подвиг 35
2.2.2. Жертва 40
Выводы 50
Глава 3. Анализ контекстов употребления слов, реализующих концепты подвиги жертва в романе Д. Гранина 52
3.1. Концепт подвиг, контексты реализации 52
3.2. Концепт жертва: контексты реализации 62
Выводы 79
Заключение 80
Использованная литература 82
Источники 82
Справочная литература 82
Научная литература 83
Мировосприятие определяется как система взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации1.
Данное исследование направлено на изучение принципиально важных для русского национального сознания концептов «подвиг» и «жертва» в художественном тексте участника Великой Отечественной войны Д. Гранина и соотнесенность данных Национального корпуса русского языка2 (а именно, публицистикой 2000-2021 годов) с выявленными в художественном тексте значениями и коннотациями.
Термин «концепт», введенный в философию Абеляром в связи с анализом проблемы универсалий, Ю. С. Степанов определяет следующим образом: «Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека»3. Концепты «подвиг» и «жертва» присутствуют в мировой литературе, начиная с древних времен и заканчивая современностью.
Представления современного русского человека о подвиге и жертве тесно связаны с героизмом участников Великой Отечественной войны.
Действительно, солдаты того времени, защищая родную землю, жертвовали жизнью, здоровьем, личным благополучием.
Актуальность исследования. «Жертва» и «подвиг» являются национально значимыми концептами для русского народа как народа-победителя в Великой Отечественной войны.
Исследовательской базой работы выступили работы «Язык и философия культуры» В. фон. Гумбольдта4, «Философия имени» С.Н. Булгакова5, труды В. В. Колесова6, «Национальные образы слова» Г. Гачева7.
Объект исследования — концепты в современном художественном тексте.
Предмет исследования — лексика, интерпретирующая понятия «подвиг» и «жертва» в современном художественном тексте.
Цель работы - исследовать экспликацию концептов «подвиг» и «жертва» в современном художественном тексте на фоне их экспликации в современном публицистическом тексте.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) на основе анализа научной литературы определить особенности формирования концептов «подвиг» и «жертва» в русском языке;
2) дать анализ лексикографической фиксации слов подвиг и ж ерт ва и их синонимов;
3) выявить контексты реализации рассматриваемых концептов в Национальном корпусе русского языка, определить, какие значения рассматриваемых слов являются актуальными;
4) выявить контексты реализации рассматриваемых концептов в анализируемом художественном тексте8 и охарактеризовать особенности экспликации концептов в нем;
5) провести сопоставительный анализ контекстов употребления слов, реализующих рассматриваемые концепты, в романе и в материалах НКРЯ.
Гипотеза исследования: осмысление понятий, лежащих в основе рассматриваемых концептов, связано с особенностями сознания общества, определяемыми внешними факторами (национальная пропаганда, репортаж, новости9) или внутренним факторами (история языка, история народа); концепты «подвиг» и «жертва» являются чрезвычайно важными для русской языковой картины мира.
Источник исследования - роман Д.А. Гранина «Мой лейтенант» и данные НКРЯ. Материал исследования представлен 17 контекстами употребления слов подвиг и жертва в художественном тексте, а также 463 контекстами, ассоциативно связанными с ними и эксплицирующими данные концепты в романе, 545 вхождениями в публицистический подкорпус НКРЯ (2000-2021 гг.).
Методы исследования. В работе использовались теоретико-методологический анализ источников по проблеме исследования, описательный метод, метод анализа словарных дефиниций, концептуальный анализ, а также принципы и приемы исследования лингвострановедческого анализа, с позиции установления состава образа подвига и жертвы и отношений различных единиц в нем.
В основу отбора фактического материала положен формально-семантический принцип, т. е. семантическая ориентированность в контексте на образ подвига и жертвы. Этот принцип реализуется в выражениях, имеющих в своем составе либо базовую составляющую - солдат, либо второстепенные элементы образа - герой, патриот и под.
Лексикографическими источниками исследования являются «Толковый словарь русского языка» Д. Н. Ушакова10; «Большой толковый словарь русского языка» под ред. С. А. Кузнецова11; «Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений»12. «Словарь русского языка» в 4-х тт. под ред. А.П. Евгеньевой13. Данные словари используются для разностороннего рассмотрения понятий «подвиг» и «жертва».
Объем и структура ВКР. ВКР состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объём диссертации - 80 страниц. Библиография работы насчитывает около 70 наименований.
Концепт является «первосмыслом»1. В «язык как систему» входят слова, образующие в каждом данном языке свою очень сложную систему, схемы или правила построения различных языковых единств - все это, конечно, социальное, а не индивидуальное, хотя и базируется на реальной «речи» членов данного коллектива2.
Анализ романа Д. Гранина «Мой лейтенант» и контекстов корпусных художественных текстов за последние два десятилетия (НКРЯ) позволяет дать анализ экспликации концептов «жертва» и «подвиг» в современных русских художественных текстах.
Смысл слова «подвиг» в большинстве случаев заключается в совершении сложного поступка в сложной ситуации, героическом и полном мужества. Это первый концепт слова, которое эксплицирует концепт. Ассоциативно слово подвиг связано представлением о мужестве, героизме, отваге, войне, жертве. В современных русских художественных текстах концепт «подвиг» эксплицируется в описаниях мужественного и героического поступка в условиях войны (чрезвычайно сложных условиях), что предполагает соотнесение с концептом жертвы, т.е. данные концепты взаимосвязаны.
Концепт «жертва» означает «подвергнуться насилию, травмам, добровольному посвящению». Но, анализируя тексты, мы можем сделать вывод, что в современном русском художественном тексте концепт «жертва» предполагает гибель в условиях войны (чрезвычайно сложных обстоятельствах) во имя жизни и свободы Родины.
Источники
1. Гранин Д.А. Мой Лейтенант. - М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2012. - 320 с.
2. Национальный корпус русского языка https://ruscorpora.ru/new/index.html
Справочная литература
1. [БАС] Большой академический словарь русского языка / гл. ред. А. С. Герд. —Т. 19. —М.: Наука; СПб.: Наука, 2011. — 706 с.
2. Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Печатное издание. - М.: Русские словари, 1999.
3. [БТСРЯ] Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. Первое издание: СПб.: Норинт, 1998; в авторской редакции 2014.
4. [БТСРС] - Большой толковый словарь русских существительных: Идеографическое описание. Синонимы. Антонимы / Под ред. Л.Г. Бабенко. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005. - 864 с.
5. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. Т.3.
6. Словарь сочетаемости слов русского языка / Под редакцией П.Н. Денисова и В. В. Морковкина - 2-е изд., испр. - М:. Рус яз,. 1983.
7. Тихонов А. Н. Морфемно-орфографический словарь: Русская морфемика. М., 1996. Онлайн http://www.slovorod.ru/der-tikhonov/tih-p.htm
8. Толковый онлайн-словарь русского языка Ефремовой Т.Ф. - [Электронный ресурс]: https://lexicography.online/explanatory/efremova/
9. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - Изд. 3-е, испр. и доп. - М., 2004. - С. 688-710.
10. Тихонов А.Н. Морфемно-орфографический словарь: Русская морфемика. М., 1996.
11. [ТСРЯ] Толковый словарь русского языка / ред. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. — 1949-1992. [Электронный ресурс]: URL: https: //dic. academic. ru/dic. nsf/ogegova/3 310.
12. [ТСУ] Толковый словарь русского языка. В 4-х т. / ред. Д. Н. Ушакова. — 1935-1940. [Электронный ресурс]: URL: https: //dic. academic.ru/dic. nsf/ushakov/817854.
13. Философия: Энциклопедический словарь / Под редакцией А.А. Ивина. М.: Гардарики, 2004. [Электронный ресурс]: http://philosophy.niv.ru/doc/dictionary/ encyclopedic/articles/770/mirovozzrenie.htm
...