Оглавление 2
Введение 3
Глава 1. Участие Китая в освоении Арктики: основные этапы 11
1.1 Научные экспедиции Китая в Арктике 11
1.2 Становление и развитие «арктической» стратегии КНР 19
Глава 2. Международное сотрудничество в Арктике 29
2.1 Участие Китая в арктических организациях 29
2.2 Сотрудничество Китая с «арктическими» державами 33
Заключение 44
Список источников и литературы 47
На рубеже XX-XXI вв. резко возрос интерес мирового сообщества к Арктическому региону. Главным образом, это связано с экономическими притязаниями в Арктике: значительные залежи энергетических ресурсов, (нефти и газа), разработка и дальнейшая эксплуатация которых могли бы изменить энергетическую ситуацию во многих странах. Крайний Север открывает новые возможности для логистических проектов, эксплуатации морских маршрутов. Внимание государств направлено на использование Северного морского пути (СМП), пролегающего через Северный Ледовитый океан. Для эффективного исследования Арктики страны выдвигают инициативы, в том числе и связанные с созданием инфраструктуры для снабжения транспортных коридоров, поддержанием безопасности и устойчивого развития региона. Освоение континентального шельфа и превращение Арктики в крупнейший регион мировой нефтедобычи — это главные задачи всех участников борьбы за Крайний Север. Дальнейшее международное сотрудничество будет зависеть от взаимоотношений и договорённостей между восьмеркой «официальных» стран (США, Канада, Россия, Норвегия, Дания, Исландия, Финляндия, Швеция), с одной стороны, и прочими странами Европы и Тихоокеанского региона - с другой.
В настоящий момент проблемы Арктики касаются уже не только стран, обладающих континентальным арктическим шельфом, но и отдаленных государств, чьи интересы связаны с Заполярьем. КНР, ставшая «второй экономикой» в мире, намерена реализовывать свои амбиции, с чем не может не считаться все мировое сообщество и, в частности, страны Арктического круга. В настоящий момент постоянно растет конкуренция между государствами, стремящимися укрепиться на Крайнем Севере. Интерес Китая в Арктике связан с большими запасами минерального сырья, разработка которых могла бы удовлетворить возросшие потребности КНР в энергетических ресурсах в связи с глобализацией китайской экономики. В рамках глобальной инициативы «Один пояс - Один путь» Пекин активно продвигает концепцию «Ледового шелкового пути», кратчайшей транспортной артерии между КНР, Европой и Арктикой, которая позволит более активно осваивать месторождения полезных ископаемых, а также упростит транспортировку грузов между Азией и Европой, что обуславливает актуальность данного исследования.
Несмотря на то, что Китай разрабатывал ключевые направления арктической стратегии начиная с конца XX в., официальный документ - Белая книга «Арктическая политика Китая» - был опубликован только в 2018 г., поэтому она пока не изучена в полной мере, что определяет новизну данной работы.
Цель данной работы - определить основные направления арктической политики Китая и выявить способы реализации стратегии КНР в Арктике.
Задачи:
1. Установить особенности участия Китая в освоении Арктики и дать периодизацию этапов этого участия.
2. Проанализировать изданную под эгидой Госсовета КНР Белую книгу «Арктическая политика Китая».
3. Раскрыть проблемы и перспективы сотрудничества Китая с арктическими странами.
4. Определить роль и перспективы участия КНР в международных арктических организациях.
Объект исследования: политика КНР в отношении Арктики.
Предмет исследования: развитие международного сотрудничества в освоении Арктики.
Хронологические рамки работы: 1990 - 2020 гг., однако автор по необходимости делает экскурсы в более ранний период.
Методология: нарративный и исторический методы анализа позволят рассмотреть арктическую политику Китая от зарождения интереса до утверждения официального курса арктической стратегии. Опираясь на сравнительный метод исследования, можно более подробно изучить вектор международного сотрудничества в Арктике, рассматривая политику каждого государства, конкурирующего за данный регион, и тем самым определить роль Китая в этом взаимодействии. Исходя из многоплановости проблемы, которую затрагивает автор, необходимо использовать междисциплинарный подход в изучении арктической стратегии КНР.
При написании выпускной квалификационной работы автор опирался на источниковую базу, которая представлена в виде документов, официальных выступлений политических лидеров, совместных заявлений и докладов представителей стран.
В Белой книге «Арктическая политика Китая» (Пекин, 2018), опубликованной пресс-канцелярией Госсовета Китайской Народной Республики, впервые официально сформулированы основные цели, задачи и направления арктической политики КНР. Документ позволяет ознакомиться с официальными заявлениями китайского руководства в отношении Крайнего Севера, исходя из которых можно спрогнозировать дальнейший вектор стратегии Пекина.
Правовой аспект раскрыт в основополагающих соглашениях и договорах между странами. «Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву» устанавливает права и обязанности, регулирующие споры относительно арктического континентального шельфа. Часть VI вышеуказанного документа наиболее значима для изучения взаимодействия арктических и неарктических стран на Крайнем Севере. С точки зрения исследования китайского участия в освоении Арктики наибольший интерес представляют вторая и третья статьи «Договора о Шпицбергене», где закреплены права судоходства, осуществления научной деятельности, рыболовства и охоты договаривающихся сторон на архипелаге Шпицберген.
Такие аспекты, как международно-правовая деятельность Китая по уточнению юридического статуса Китая в Арктике, участие КНР в международных арктических организациях, раскрыты в «Декларации об учреждении Арктического Совета», которая определила права и обязанности самого института и её членов. В 2013 г. КНР получила статус наблюдателя в Арктическом совете, это важное событие в арктической политике Китая было закреплено в «Кирунской декларации».
Сводный труд под редакцией И. С. Иванова (Москва, 2013) посвящен изучению международных процессов в Арктике. Каждый из трех томов раскрывает отдельные аспекты сотрудничества на Крайнем Севере, от транспорта и логистики до научных исследований и инноваций. Отдельный том посвящен международно-правовым нормам, определяющим правовой статус стран, претендующих на место в Арктике. В первом томе отражены арктические стратегии иностранных государств, Китая в том числе, перспективы сотрудничества и вызовы безопасности в Арктике.
Ученые проявляют немалый интерес к изучению роли Китая в арктических делах, так как эта тема становится все более актуальной. В таких работах, посвященных исследованию деятельности КНР в Арктике, рассматривается обширный временной промежуток становления китайской стратегии, начиная с XIX в., и ее дальнейшая трансформация до настоящего времени. Исходя из представленной в исследованиях информации, можно спрогнозировать дальнейшие действия Пекина в отношении Крайнего Севера.
Научные статьи из архива материалов ныне закрытого московского аналитического центра Карнеги, содержащие важнейшие сводные данные по актуальным проблемам взаимоотношений России и Китая, в том числе и в арктической сфере, позволили полноценно рассмотреть перспективы сотрудничества Российской Федерации и КНР в рамках инициативы «Один пояс - Один путь», развития совместных энергетических проектов и спрогнозировать вектор сотрудничества двух стран в будущем.
Аналитические статьи по проблематике отношений России и сопредельных стран в рамках Азиатско-Тихоокеанского региона содержатся в базе данных «Российского совета по международным делам» (РСМД). Эти работы позволяют не только проанализировать арктическую политику Китая, но и вписать её в рамки политики других стран, изучить роль КНР в Арктическом совете и других политических институтах. Наиболее важным аспектом для раскрытия темы дипломной работы является изучение арктической политики других стран, особенно малых арктических стран Северной Европы, так как именно они положительно восприняли намерения Китая участвовать в делах Арктики и нашли взаимовыгодные направления сотрудничества в Заполярье.
Популяризация арктической тематики в мировом сообществе, интеграция государств для исследований Южного и Северного полюса вылилась в проведение Международного полярного года (2007-2008). Данные о мероприятиях, событиях, инициативах, организованных экспедициях в рамках этой программы, содержатся в работе группы зарубежных исследователей под редакцией И. И. Крупника. В ней отражены основные формы сотрудничества и итоги года, посвященного изучению арктического и антарктического полярных регионов.
В работе иностранных исследователей представлены данные о том, как расширялось участие Китая в арктических делах на протяжении всего периода освоения Крайнего Севера. Отражены особенности арктической стратегии КНР и других азиатских стран, помимо Китая, рассмотрены также Индия, Япония и Корея.
Китайские ученые в своих работах акцентируют внимание на правовом аспекте деятельности КНР в Заполярье, отстаивая право Пекина наравне с другими государствами осуществлять арктическую политику. Все больше неарктических стран активизируют свою политику в арктическом направлении. Содержание работ охватывает различные формы деятельности Китая: участие в международных арктических организациях, договоренности и сотрудничество со странами-партнерами по Арктике.
Проблема Арктики в настоящий момент становится все более актуальной темой для исследования. Отечественные и зарубежные специалисты в основном сосредотачивают свое внимание на международно-политическом аспекте при изучении процессов на Крайнем Севере. Глобализация Арктики, интерес неарктических государств к данному региону, постоянно меняющаяся климатическая и экологическая ситуация в Заполярье требуют постоянного обновления данных, что вызывает появление новых работ о различных аспектах Арктики.
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком использованной литературы. Во введении автор обосновывает актуальность темы, ставит цель и задачи исследования.
В первой главе под названием "Участие Китая в освоении Арктики: основные этапы" рассмотрена программа китайских исследований за полярным кругом, которую можно разбить на 2 этапа. Первый этап 80-90-е гг. XX в.: в этот период только зародился интерес Китая к Арктике. С 2000-х гг. вплоть до настоящего времени: в этот период КНР выдвигает самостоятельные арктические проекты, создаёт международные центры по изучению Арктики. Во втором параграфе главы представлены официальные направления арктической стратегии Китая, указанные в Белой книге «Арктическая политика Китая».
Во второй главе под названием "Международное сотрудничество в Арктике" проанализированы формы взаимодействия КНР с восьмеркой "арктических" держав. Арктическое сообщество разбилось на противников и сторонников участия Китая в освоении Арктики, что создает препятствия в поиске стран-партнеров для совместных действий на Крайнем Севере. В первом параграфе рассмотрена роль КНР в арктических организациях, таких как Арктический совет.
В заключении исследования данные обобщаются, делаются выводы.
Арктика становится все более привлекательным регионом для разработки энергетических ресурсов и реализации геополитических амбиций. В связи с возросшим интересом неарктических стран к освоению Заполярья требуется определить нормативно-правовую базу, которая бы отвечала новым реалиям в Арктике. КНР не стала исключением в этой гонке за место в арктическом регионе. За последние тридцать лет арктическая политика Пекина претерпела значительные изменения: от исключительно исследовательских и научных проектов она сменила вектор в сторону решения политических и экономических вопросов.
Можно выделить два этапа развития арктической стратегии КНР:
1) 1980-1990-е гг.: в этот период Китай приступил к активному исследованию Арктики. Он занимался научными исследованиями, участвовал в совместных экспедициях, разрабатывал высокотехнологичную арктическую инфраструктуру.
2) С 2000-е гг. вплоть до настоящего времени: в этот период КНР уже самостоятельно разрабатывает арктические проекты, принимает участие в международных форумах и встречах для обсуждения актуальных проблем Арктики, создаёт международные центры по изучению Арктики (Китайско- Скандинавский центр арктических исследований), постепенно наращивает технологический и кадровый потенциал для участия в освоении Арктических широт. Это период, когда Китай заявляет о себе, как о крупном игроке в Арктике, так как Пекин получил статус «страны-наблюдателя» в Арктическом совете.
С публикацией Белой книги «Арктическая политика Китая» у мирового сообщества появилось представление о ключевых направлениях деятельности Пекина в Арктике. Приоритетными направлениями являются экономическое (сотрудничество в области добычи, разработки и поставки углеводородов) и логистическое (расширение возможности для судоходства). Арктика включена руководством КНР в инициативу «Один пояс - Один путь». Продвигая кампанию «Ледового шелкового пути», Китай особое внимание уделяет эксплуатации Северного морского пути и возможностям использования Северного Ледовитого океана для судоходства.
КНР разрабатывает арктическую политику, исходя из геополитических и геостратегических интересов. Став «второй экономикой» в мире, Китай надеется упрочить свои позиции в мировом сообществе и укрепить свой статус среди других арктических стран на мировой арене. Исходя из этого, Пекин надеется повлиять на расстановку сил в регионе, не допустить развязывания военных действий в Арктике, выступая за мирное сотрудничество и защиту устойчивого развития Крайнего Севера. Свои намерения он подкрепляет идеями об интернационализации Заполярья, так как по мнению китайского руководства этот регион не принадлежит ни одной из стран, поэтому каждое заинтересованное государство вправе реализовывать свои арктические амбиции. Позиционируя себя как «околоарктическое государство», КНР, таким образом, заявила о своем статусе и намерениях в отношении Заполярья, с чем не могут не считаться другие «конкуренты» в борьбе за Арктику. Возникает проблема международно-правового статуса Арктики и вопрос выбора новых актуальных инструментов регулирования межгосударственных отношений на Крайнем Севере.
В связи с тем, что КНР не имеет суверенных прав на арктический шельф, страны Арктического совета скептически относятся к активизации Пекина в Арктике, потому что это может угрожать их национальным интересам. Отсюда вытекает еще одно направление в арктической политике Китая: поиск стран- союзников и партнеров для совместного участия в освоении Арктики. Можно выделить два основных подхода членов арктического сообщества к присутствию Китая в Арктике. Крупные арктические страны выступают против вмешательства КНР в арктические дела, в то время как «малые» арктические страны, к которым можно отнести государства Северной Европы, напротив, готовы сотрудничать с КНР на взаимовыгодных условиях.
Китай не намерен развязывать серьезных конфликтов и споров по поводу принадлежности Арктики. Огромное внимание Пекин уделяет проблеме климатических изменений в Заполярье, так как это - вызов для всего мирового сообщества. Об этом Китай заявляет в Белой книге «Арктическая политика Китая», выпущенной в 2018 г., и призывает все стороны к сотрудничеству для решения возникающих противоречий и проблем. Подобное взаимодействие может осуществляться в рамках диалога или через международные организации. КНР с 2013 г. является страной-наблюдателем в Арктическом совете, принимает активное участие в форумах Арктического круга, представляет свои арктические интересы на конференциях и встречах.
В целом, арктическую стратегию КНР можно оценить как сдержанную и сбалансированную, Пекин, проводя гибкую политику при поддержке отдельных государств, намерен продолжать отстаивать свои интересы в Арктике и укреплять свои позиции на Крайнем Севере.
1. Декларация об учреждении Арктического Совета от 19 сентября 1996 г. [Электронный ресурс]. URL:https://docs.cntd.ru/document/901880137(Дата обращения: 01.02.2022).
2. Договор о Шпицбергене от 9 февраля 1920 г. [Электронный ресурс]. URL:http://base.garant.ru/2540212/(Дата обращения: 15.10.2021).
3. Кирунская декларация по случаю Восьмой Министерской сессии
Арктического совета 15 мая 2013 года, г. Кируна, Швеция [Электронный ресурс] // Арктический совет [Официальный сайт]. URL: https://oaarchive.arctic-
council. org/bitstream/handle/11374/778/MM08_Kiruna_Declaration_Rus%283%29.pdf?sequence=1&(Дата обращения 01.02.2022).
4. Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву Ч. VI. Конвенция от 10 декабря 1982 г. (Электронный ресурс). URL: https: //www. un. org/depts/los/convention agreements/texts/unclos/unclos r.pdf(Дата обращения: 19.02.2022).
5. Расширенное заседание коллегии Минобороны // Официальные
сетевые ресурсы Президента России, 10.12.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/19816 (Дата обращения:
10.10.2021).
6. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути от 8 мая 2015 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL:http: //kremlin.ru/supplement/4971(Дата обращения 19.02.2022).
Источники на китайском языке:
7. Ху Цзиньтао цзай чжунго гунчаньдан ди шиба цы цюаньго дайбяо
дахуэй шандэ баогао [ ^ДШ^ДФЙДД^^+ДЖДЙДШД^ДЙ^ЖД: Доклад Ху Цзиньтао на 18-м съезде Компартии Китая] // Чжунъян чжэнфу мэньху ванчжань [ Ф ^ Й W П ^ IW ^ : Интернет-портал центрального правительства КНР], 17.11.2012. [Электронный ресурс]. URL:
http://www.gov.cn/ldhd/2012-11/17Zcontent 2268826.htm (Дата обращения:
25.10.2021).
8. Чжунгодэ бэйцзи чжэнцэ. Байпи шу [«ФЙЙ^ДШЙЖ»» Й^Д:
Белая книга «Арктическая политика Китая»] // Чжунъян чжэнфу мэньху ванчжань [ФДЙЖПЙИ^: Сайт информационного бюро Госсовета КНР], 26.01.2018. [Электронный ресурс]. URL:
Б11р^^^^^с1о.до^сп/71Ьр8/32832/иоситеп1/1618203/1618203.Ь1т (Дата
обращения: 22.10.2021).
Литература
На русском языке:
9. Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы: Доклад № 26/2016 / Т.А. Махмутов и др.; гл. ред. И.С. Иванов; Рос. совет по междунар. делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2016. 56 с.
10. Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества: Хрестоматия в 3 томах / Рос. Совет по межд. делам [под общ. ред. И.С. Иванова]. М.: Аспект Пресс, 2013.
11. Байерз М. Правовой статус Северо-Западного прохода и арктический суверенитет Канады: прошлое, настоящее, желаемое будущее // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2011, № 2. С. 92-128.
12. Балакин В. И. Стратегия Китая в Арктике и Антарктике // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVII, 2012. М.: ИДВ РАН, 2012. С. 227-241.
13. Ван Цзюньтао. Формы участия Китая в международной деятельности в Арктике: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.04 / Ван Цзюньтао; [Место защиты: Санкт-Петербургский государственный университет], 2016. 153 с.
14. Гребенщикова К. Н. Арктические интересы Китая // Китай: история и современность: материалы IX междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2016. С. 252-256.
15. Дзюбан В. В. Арктическая политика Дании и Гренландии в XXI веке // Архонт. Т. 1. 2020. № 16. С. 4-8.
16. Журавель В. П. «Белая книга» Китая по Арктике: взгляд в будущее // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество: материалы XVIII Международной научной конференции в рамках Общественно-научного форума «Россия: ключевые проблемы и решения» / отв. ред. В. И. Герасимов. Вып. 2. Ч. 2. М.: ИНИОН РАН, 2019. С. 126-128.
17. Колзина А. Л., Миндубаева А. А. «Полярный шелковый путь» как сфера стратегического партнерства Российской Федерации и КНР. // Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. Т. 4. Вып. 2., 2020. С. 186-194.
18. Комиссина И. Н. Арктический вектор внешней политики Китая. // Проблемы национальной стратегии. 2015. №1 (28). С. 54-73.
19. Криворотов А. К. Гренландия и Дания: арктический сецессионизм в силовом поле мировой политики // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. Т. 14. № 1. 2021. С. 118-134.
20. Медведев Д. А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет / Под ред. В. П. Журавеля. М.: АНО ЦСОиП, 2015. 92 с.
21. Медведев Д. А., Полончук Р. А., Шашок Л. А. Арктическая политика Китая в первой четверти XXI века / Под ред. С. Н. Гриняева. М.: АНО ЦСОиП, 2020. 84 с.
22. Медведев Д. А. Международное экономическое сотрудничество в Арктике. Арктический экономический совет / Под ред. В. П. Журавеля. М.: АНО ЦСОиП, 2015. 92 с.
23. Николаев Н. Н. Сотрудничество Китая и Исландии в Арктике // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2016. № 2 (8). С. 57-66.
24. Филиппова Л. В. Научный потенциал Китая в Арктике // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. 2019. № 24. С. 279-295.
25. Харлампьева Н. К. Формирование транснациональной среды мировой политики в Арктическом регионе. Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ. В 10 т. / под ред. А. Ю. Мельвиля. Рос. Ассоциация междунар. исследований. М: МГИМО - Ун-т, 2007. Т. 6.: Новые тенденции в мировой политике / Под. ред. В. С. Ягья, В. С. Денисенко. С. 70-81.
26. Холкина Ю. А. Крипакова А. В. Арктическая политика Китая // Молодой ученый. 2017. № 6 (140). С. 350-352.
27. Чечурина М. Н. Политические и экономические факторы в борьбе за Арктику // Современные проблемы и тенденции инновационного развития Европейского Севера: материалы междунар. науч.-практ. конф., Мурманск, 2014 г.: в 2 ч. : ч. 1 / под науч. ред. А. И. Кибиткина. Мурманск: Изд-во МГТУ, 2014. С. 152-155.
28. Чилингаров, А. Ледовое побоище. Арктический шельф в мировой политике и экономике XXI века / А. Чилингаров, Е. Велихов. - 2-е изд. М.: Трибуна, 2009. 296 с.
На английском языке:
29. Alexeeva, Olga and Lasserre, Frederic. “China and the Arctic,” Arctic Yearbook 2012. Island: University of Akureyri, 2012. P. 80-90.
30. Bergh, K. The Arctic policies of Canada and the United States: domestic motives and international context // SIPRI Insights on Peace and Security. No. 2012/1. 20 p.
31. Jakobson L., Peng J. China’s Arctic Aspirations // SIPRI Policy Paper - No 34. 2012. 25 p.
32. Krupnik, I., et al., Editors. 2011. Understanding Earth’s Polar Challenges: International Polar Year 2007-2008. — University of the Arctic, Rovaniemi, Finland / CCI Press (Printed Version), Edmonton, Alberta, Canada and ICSU/WMO Joint Committee for International Polar Year 2007-2008, 2011. 695 p.
33. Nong Hong. China's role in the Arctic: observing and being observed. New York: Routledge, 2020. 218 p.
34. Stensdal I. Asian Arctic Research 2005-2012: Harder, Better, Faster, Stronger. Lysaker, FNI, 2013. 39 p.
35. Young Oran R. The Age of the Arctic. // ForeignPolicy. № 61 LLC. (Winter, 1985-1986). P. 160-179.
На китайском языке:
36. Сунь Кай, Лю Тэн [ # ^, ЭД Ж ]. Бэйцзи ханъюнь чжили юй чжунгодэ цаньюй луцзин яньцзю. [ 4Ь^МЖ'^Ж^ФЙ1^#^^^^%: Управление арктическим морским путем и участие Китая] // Чжунго хайян дасюэ сюэбао (Шэхуэй кэсюэбань) [ФЙЖ'^^^^Ж(?±^4^к): Вестник Морского университета Китая (общественно-научный выпуск)]. 2015. № 1. C. 1-6.
37. У Цзяньшу [^ЖМ]. Лунь чжунго цзай бэйцзидэ чжань люэ сюаньцзэ [т^ФйЖЙЬШЙ^йА^Ж О выборе китайской арктической стратегии] // Гунгун вайцзяо цзикань [^^^F^^BJ: Издание Народной дипломатии]. 2021. С. 33-39.
38. Ян Чжэньцзяо, Ци Шэнцюнь [^Ш^ ^^^]. Гуаньюй бэйцзи
гоцзи чжэндуань вэньтидэ яньцзю цзуншу [^^йЬШйРтФ^ИЙЖЙ^А^Ш^: Исследование вопросов международных конфликтов в Арктике] // Хайян фалюй, шэхуэй юй гуаньли [W'^AW>?i^^WS: Морское право, общество и урегулирование]. 2015. № 6. С. 60-73.
39. Цзэн Ван [ ^ Ш ]. Бэйцзи чжэндуаньдэ лиши, сяньчжуан юй цяньцзин [ЙЬШФ^Й^Ж^> Ж^^Й Ж: История, текущая ситуация и перспективы конфликта в Арктике] / Гоцзи цзыляо синьси [ Ют^МВЖ: Информация о международных данных]. 2007. № 6. С. 11-17.
40. Ло Тин [^£т]. Бэйцзи хайян цюаньи чжэндуань яньцзю [4ЬШЖ'^ $.ЙФ^^%: Исследование споров о морских правах и интересы в Арктике] // Хуадун шифань дасюэ [ ^Ж^^Ж^: Восточно-китайский педагогический университет]. 2011.
41. Ван Чуаньсин [^^^]. Чжунгодэ бэйцзи шиу цаньюй юй бэйцзи чжаньлюэ чжидин [ ф й Й^ 4Ь Ш Ш ^ # W4Ь Ш йА И& ^ : Участие Китая в арктических делах и формирование арктической стратегии] // Жэньминь луньтань-сюэшу цяньянь [ Народный форум-Академические рубежи]. 2017. С. 36-42.
Интернет-ресурсы
На русском языке:
42. Габуев А., Спивак В. Ледниковый период: энергетическое сотрудничество России и Китая в Арктике 2021 г. // Московский центр Карнеги, 2021. [Электронный ресурс]. URL:https://carnegie.ru/2021/12/27/ru-pub-86088(Дата обращения: 19.02.2022).
43. Горохова А. Купит ли Китай газ с Аляски? // Информационное
агентство REGNUM, 2018. [Электронный ресурс]. URL:
https://regnum.ru/news/polit/2423786.html(Дата обращения: 05.05.2022).
44. Воронов К. В. «Великодержавные амбиции Китая в Арктике:
алгоритмика вожделенного лидерства». // Информационное агентство REGNUM, 2013. [Электронный ресурс]. URL:
https://regnum.ru/news/economy/ 1692453.html(Дата обращения: 04.02.2022).
45. Д. Трамп в Китае. КНР и Аляска займутся реализацией совместных СПГ-проектов на 43 млрд долл США // Интернет-портал Neftegaz.ru, 2017. [Электронный ресурс] URL:https://neftegaz.ru/news/partnership/205641 -d-tramp-v-kitae-knr-i-alyaska-zaymutsya-realizatsiey-sovmestnykh-spg-proektov-na-43-mlrd-doll-ssha/(Дата обращения: 19.02.2022).
46. Карлусов В. В. Арктический вектор глобализации Китая //
Интернет-портал РСМД, 2012. [Электронный ресурс]. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/arkticheskiy-vektor-globalizatsii-kitaya/(Дата обращения: 15.10.2021).
47. Китай представил концепцию Полярного Шёлкового пути на
международной ассамблее «Арктический круг» в Исландии // Новостной канал CGTN, 2018. [Электронный ресурс] URL:
https://russian.cgtn.com/news/3d3d414e66687a4e30637a6333566d54/p.html(Дата обращения 01.02.2022).
48. Китайский ледокол "Сюэлун" завершил 9-ую арктическую
экспедицию и вернулся в Шанхай // Жэнь Минь ван, 2018. [Электронный ресурс] URL: http://russian.people.com.cn/n3/2018/0928/c31517-9504394.html
(Дата обращения 15.10.2021).
49. КНР выразил послу Норвегии протест в связи с вручением премии Лю Сяобо // Новостной портал РИА Новости, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20101008/283585503.html(Дата обращения: 04.02.2022).
50. Коптелов В. Стратегия Дании в освоении Арктики // Интернет-
портал РСМД, 2012. [Электронный ресурс]. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/strategiya-danii-v-osvoenii-arktiki/(Дата обращения 03.03.2022).
51. Маркку Хейккилля, Все началось в Рованиеми // Интернет портал «Университет Арктики» (UArctic), 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.uarctic.org/shared-voices/shared-voices-magazine-2016-special-issue/vse-nachalos-v-rovaniemi/(Дата обращения 01. 02. 2022).
52. Развитие Арктики // Интернет-портал «Будущее Арктики РФ. [Электронный ресурс]. URL:https://будущее-арктики.рф/razvitie-arktiki/(Дата обращения: 19.02.2022).
53. Сулейманов А. А. «Процесс Рованиеми» и развитие
международного сотрудничества в Арктике в конце XX в. // Культура и образование, 2014 № 2. [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik-
rzi.ru/2014/02/1377(Дата обращения: 01.02.2022).
54. Тренин Д. Россия и Китай в Арктике: сотрудничество,
соперничество и последствия для евразийской безопасности // Московский центр Карнеги, 2020. [Электронный ресурс]. URL:
https://carnegie.ru/commentary/81384(Дата обращения: 19.02.2022).
55. Тулупов Д. Участие Китая в Арктическом совете // Интернет-
портал РСМД, 2013. [Электронный ресурс]. URL:
https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/chlenstvo-kitaya-v-arkticheskom-sovete/(Дата обращения: 01.02.2022).
На английском языке:
56. Andrew Chater. What Is China’s Interest in the Arctic // The Polar
Connection, October 12, 2016. [Electronic resource]. URL:
http://polarconnection.org/china-interest-arctic/(Accessed date: 30.10.2021).
57. Circum-Arctic Resource Appraisal: Estimates of Undiscovered Oil and
Gas North of the Arctic Circle — CARA. U.S. Geological Survey, 2008. [Electronic resource]. URL: https://pubs.er.usgs.gov/publication/fs20083049(Accessed date:
30.03.2022).
58. Cheng Baozhi. Arctic Aspirations // Beijing Review.com.cn: website,
2011. [Electronic resource]. URL: http://www.bjreview.com/world/txt/2011-
08/22/content 385386 2.htm(Accessed date: 01.02.2022).
59. China's Arctic Policy. First Edition // Xinhua News Agency [Official website], 2018. [Electronic resource]. URL:http://www.xinhuanet.com/english/2018-01/26/c 136926498.htm(Accessed date: 15.10.2021).
60. China to launch new polar icebreaker in 2013 // China.org.cn., 2013.
[Electronic resource]. URL: http: //www.china. org.cn/china/2011-
06/22/content 22832591.htm(Accessed date: 15.10.2021).
61. Marc Lanteigne and Mingming Shi. China Steps up Its Mining Interests in Greenland //The Diplomat, 2019. [Electronic resource]. URL:https://thediplomat.com/2019/02/china-steps-up-its-mining-interests-in-greenland/(Accessed date: 03.02.2022).
62. Quebec Immigrant Investor Program, 2021. [Electronic resource]. URL:
https: //www.immi gration. ca/quebec-immi grant-investor-pro gram (Accessed:
03.12.2021).
63. Sang Yarong. Praise for China’s Xuelong icebreaker 8th Arctic
expedition. // China Plus, 2017. [Electronic resource]. URL: http: //chinaplus .cri .cn/news/china/9/20171102/47130.html (Accessed date:
15.10.2021).
64. Schreiber М. A new China-Iceland Arctic science observatory is already expanding its focus // News source «ArcticToday», 2018. [Electronic resource]. URL: https://www.arctictoday.com/new-china-iceland-arctic-science-observatory-already-expanding-focus/(Accessed date: 15.10.2021).