Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты феномена ненадежной наррации 6
1.1. Нарратор и его роль в литературном произведении 6
1.2. Понятие «имплицитного автора» 7
1.3. Понятие «имплицитного читателя» 9
1.4. Феномен «ненадежного нарратора» 12
Выводы 19
Глава 2. Эстетическая концепция Эдгара По 20
2.1. Введение 20
2.2. Формирование эстетической концепции Эдгара По 20
2.3. Жанр новеллы в творчестве Эдгара По 22
2.4. Понятие «эффекта» в творчестве Эдгара По 26
2.5. Выводы 28
Глава 3. Анализ новеллы «Падение дома Ашеров» 30
3.1. Введение 30
3.2. История о трагичной судьбе рода Ашеров 30
3.3. Герой-повествователь - невольный свидетель катастрофы 33
3.4. Несостыковки в словах нарратора 35
3.5. Подступающее безумие главного героя 38
3.6. Эпиграф, написанный автором истории 40
3.7. Заключение 43
Глава 4. Анализ новеллы «Уильям Уилсон» 45
4.1. Введение 45
4.2. Двойник-преследователь 45
4.3. Противоречия в истории Уилсона 49
4.4. Кто скрывается под маской Двойника 52
4.5. Тень Уильяма Уилсона 54
4.6. Заключение 57
Глава 5. Выводы 60
Список литературы
Феномен ненадежной наррации уже много лет вызывает особый интерес у читателей и критиков. Несмотря на то, что многими литературоведами данный феномен уже был исследован, изучение данного приема остается по - прежнему актуальным. Связано это с тем, что ненадежная наррация может принимать самые разные формы, что, в свою очередь, рождает множество различных подходов для определения и характеристики данного феномена. Сложность выявления ненадежной наррации требует особо пристального прочтения текста. Наивный читатель (У. Эко) беспрекословно верит в написанное, не подвергая сомнению слова рассказчика. Однако следование за маркерами, расставленными автором, делает возможным иначе интерпретировать изложенное в тексте.
Актуальность моего исследования заключается в том, что феномен ненадежного повествования по-прежнему остается во многом не изучен. В своей работе я сопоставляю большое количество материала, тем самым производя анализ многих источников. Подобное исследование позволит получить достаточно широкое представление о данном феномене. Анализ новелл является наглядной демонстрацией того, как ненадежный нарратор может работать в конкретных литературных пространствах. Формы ненадежного повествования, которые я рассматриваю в данной работе, являются пусть и небольшой, но важной частью исследования реализации приема ненадежного повествования.
Новизна моей работы заключается в том, что я предприняла попытку представить собственную интерпретацию новеллы «Падение дома Ашеров». К тому же, в исследовании я использую большое количество исследований современных авторов. Я надеюсь, что это позволило сделать мое исследование более глубоким и многосторонним.
Целью моей работы является рассмотрение формы реализации ненадежного рассказчика на примере двух новелл Эдгара Аллана По.
Задача теоретической части - осветить роли нарратора в литературном пространстве, рассмотреть базовые нарратологические теории в той их части, где говорится о ненадежном повествовании, о критериях, позволяющих характеризовать нарратора как ненадежного, о читательских стратегиях при столкновении с ненадежным повествованием. Кроме того, важно рассмотреть эстетическую концепцию Эдгара По, чтобы учесть его повествовательные стратегии. Выполнение поставленных задач позволит успешно произвести анализ двух новелл американского писателя, а также охарактеризовать то, каким образом автор реализует прием ненадежного повествования в рамках своего литературного пространства.
При анализе новелл мы попытаемся выявить различные методы, которые По использует для создания образа ненадежных рассказчиков. Особое внимание обратим на несоответствия сведений, сообщаемых нарраторами для того, чтобы определить являются ли рассказчики надежными. Помимо этого, мы уделим внимание психологическому состоянию героев-повествователей.
Важно проследить в чем именно заключается различия между ними, так как в двух новеллах использование ненадежного повествования преследует разные цели. Поэтому задачей анализа литературных произведений является выявление ключевых различий между несколькими формами ненадежного рассказчика.
Теоретической базой моего исследования ненадежной наррации являются труды таких литературоведов как Вольф Шмид, Уэйн Бут, Михаил Бахтин, Умберто Эко, Жерар Женетт, Ансгар Нюннинг и другими.
В качестве теоретической основы главы, посвященной описанию эстетической концепции Эдгара Аллана По мы использовали три главных русскоязычных монографии, а именно книги Александры Ураковой, Юрия Ковалева и Эльвиры Осиповой. Помимо этих работ мы обратились к статьям зарубежных и отечественных исследователей, которые способствовали уточнению теории и предложили разные интерпретации новелл По.
Дипломная работа состоит из введения, четырех глав, выводов и списка использованной литературы. Во введении представлена тема моего исследования, цели и поставленные задачи.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты феномена ненадежной наррации, производится подробный анализ теоретических подходов, которые используются при выявлении основных признаков ненадежного нарратора, а также демонстрируются различия нарратологических теорий данного феномена.
Во второй главе анализируется эстетическая теория Эдгара По, рассматривается «эффект» как центральное понятие его поэтики.
В третьей и четвертой главах предложен анализ двух новелл По - «Падение дома Ашеров» и «Уильям Уилсон» - с опорой на изложенном теоретическом материале. В результате исследования будут определены характерные особенности ненадежной наррации в произведениях Эдгара По.
Заключение содержит основные выводы исследования.
Список литературы включает в себя (37) источников.
В новелле «Уильям Уилсон» Эдгар По также используется прием ненадежного повествования. Автор намеренно вводит читателя в заблуждение с самого начала истории. В речи рассказчика встречается множество
76 Moores. Op.cit. Р.43. противоречий, которые указывают на неискренность нарратора. Во-первых, повествование героя крайне эмоционально. Во-вторых, мы наблюдаем ряд противоречий в его словах, которые указывают на неискренность героя, что, в свою очередь, заставляет читателей усомниться в его надежности. Готические аспекты сюжета и описаний позволяют предполагать в том числе и сверхъестественное объяснение странного существования двойника, что добавляет загадочности повествованию.
Очевидно, что у истории есть несколько возможных интерпретаций. Возможно, Уилсон действительно сталкивается с неким зловещим двойником, который преследует героя на протяжении всего повествования. Однако в таком случае концовка выглядит нелогичной, так как герой в итоге убивает себя самого, а не тайного преследователя. Здесь уместно будет вернуться к теории о том, что перед нами описание сновидения Уилсона, а не события, произошедшие взаправду. Эта точка зрения позволяет предположить, что все описанные события являются продуктом бессознательного героя. На самом деле, он осознает свою психическую неполноценность и стремится примириться со своим внутренним голосом. Подобная трактовка только усиливает двусмысленность повествования. В новелле видно, что Уилсон и сам не до конца уверен в том, кем же он является на самом деле. Несколько раз за всю историю, он задается вопросом - спит ли он или грезит наяву.
Также можно рассмотреть следующую интерпретацию новеллы: герой страдает от какого-то психического расстройства, из-за чего видит галлюцинации в виде своего двойника. В таком случае, словам рассказчика тем более нельзя доверять, ведь безумец не в состоянии дать объективную оценку действительности. Помимо предыдущих версий можно также предположить, что вся история метафорична и является некой притчей о совести. Однако, как уже было сказано в главе, посвященной эстетической концепции Эдгара По, автору не свойственно прибегать в своих произведениях к нравоучениям. По всегда стремился удивить читателя, вызвать у него сильные эмоции, а не преподнести урок в формате жуткой истории. В таком случае, можно сделать вывод, что либо вся история является всего лишь вымыслом психически больного человека, либо рассказчик - не тот, за кого себя выдает. В обеих версиях нарратора нельзя считать надежным.
1. По, Э. А. Падение дома Ашеров // Полное собрание рассказов. / Под ред. А. Елистратова. Москва: "Наука", 1970. — С. 186-200.
2. По, Э. А. Вильям Вильсон // Полное собрание рассказов. / Под ред. А. Елистратова. Москва: "Наука", 1970. — С. 200-216.
3. Poe, E. A. “The Fall of the House of Usher” / E. A. Poe. — Текст: электронный // The Edgar Allan Poe Society of Baltimore: [сайт]. — URL: https://www.eapoe.org/works/mabbott/tom2t033.htm(дата обращения: 24.05.2022).
4. Poe, E. A. “William Wilson” / E. A. Poe. — Текст:
электронный // The Edgar Allan Poe Society of Baltimore: [сайт]. — URL: https://www.eapoe.org/works/tales/wilwila.htm (дата обращения:
24.05.2022).
Библиография:
1. Апенко Е. «Фигура читателя» в теории творчества Эдгара Аллана По// Литература двух Америк. 2017. № 2. — С. 134-140.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. - Рипол Классик, 1979.
3. Виноградова, В. В. О теории художественной речи / В. В. Виноградова. — Москва.: "Высшая школа", 1971. — С. 240. — Текст: непосредственный.
5. Головачева И. Битва alter ego: от По до Генри Джеймса // По,
Бодлер, Достоевский: Блеск и нищета национального гения. /Под ред. С. Фокина и А. Ураковой. Москва: Новое литературное обозрение, 2017. — С. 176-188.
4. Жданова, А. В. Структура повествования в условиях ненадежного нарратора (роман В.В. Набокова" Лолита").: специальность 10.01.08. «Теория литература. Текстология»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Жданова Анна Владимировна; Самарский государственный университет. — Самара., 2007. — С. 24.
5. Женнет Ж. Фигуры. В 2-х томах. Том 2. — М.: Изд.-во им. Сабашниковых, 1998. — С. 472.
6. Забаева, Е. Ю. Эдгар Аллан По и "старшие" русские поэты -
символисты (проблемы рецепции): специальность 10.01.03. «Литература народов стран зарубежья (литература народов Европы и Америки)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Забаева Елена Юрьевна; Московский городской педагогический университет. — Москва, 2011. — С. 30. — Текст:
непосредственный.
7. Ковалёв, Ю.В. Эдгар Аллан По. Новеллист и поэт [Текст]: Монография. - Л.: Худож. лит., 1984. 1984. - С. 296.
8. Кручевская Г. В. «Образ автора» как организующая категория в комплексных методиках исследования стиля художественного произведения: Методическая разработка по спецкурсу. - Томск: Томский гос. ун-т, 1987. - С. 35.
9. Михина М. В. Эдгар Аллан По, новеллист, поэт, теоретик и французская поэзия второй половины XIX века: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.01.05. - М., 1999. - С. 16.
10. Осипова Э. Ф. Загадки Эдгара По: исследования и комментарии //СПб.: Филологический факультет СПбГУ. - 2004. — С. 171.
11. По Э. А. Поэтический принцип //Эстетика американского романтизма. - 1977. - С. 132-152.
12. Попова, Д. И. Готический дискурс в художественной прозе Э.А.
По: специальность 10.01.03. «Литература народов стран зарубежья (литература народов Европы и Америки)»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Попова Дарья Игоревна; Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина. — Тамбов, 2020. — С. 30. — Текст: непосредственный.
13. Ранк О. Двойник/ Под ред. Е.Д. Зельдиной, В.А. Мазина. - СПб.: Скифия-принт, 2017. — С. 196.
14. Танасейчук А.Б. Эдгар По. Сумрачный гений. М.: Молодая гвардия, 2016.
15. Уракова. А. П. Поэтика тела в рассказах Эдгара Аллана По - М.: ИМЛИ РАН, 2009.
16. Шмид B. Нарратология. - М.: Языки славянской культуры, 2003. - С. 312.
17. Эко У. Роль читателя / У. Эко. — Москва: РГГУ, 2005. — С. 503.
18. Эстетика американского романтизма. Под ред. Овсянникова М.Ф. М.: Искусство, 1977. - С. 463.
19. Ammary S. Poe's" Theory of Omission" and Hemingway's" Unity of Effect" //The Edgar Allan Poe Review. - 2010. - Т. 11. - №. 2. - P. 53-63.
20. Amper S. Untold Story: The Lying Narrator in ‘The Black Cat’// Studies in Short Fiction/ 1992. V. 29:4 (Fall). P. 475-485; Gargano J. ‘The Black Cat’: Perverseness Reconsidered// Texas Studies in Literature and Language/ 1960. 2 (Summer). P. 172-178.
21. Booth W. C., The rhetoric of fiction. - Chicago. University of Chicago Press, 1983.
22. Golovacheva I. From Poe to James via Dostoevsky //Connections and Influence in the Russian and American Short Story. - 2021. - Р. 35-47.
23. Gruesser J. C. Madmen and Moonbeams: The Narrator in" The Fall of the House of Usher" //The Edgar Allan Poe Review. - 2004. - Р. 80-90.
24. Moores D. J. " Oh Gigantic Paradox": Poe's" William Wilson" and the Jungian Self //The Edgar Allan Poe Review. - 2006. - Т. 7. - №. 1. - P. 31-48.
25. Nunning, A. F. Reconceptualizing the Theory and Generic Scope of
Unreliable Narration / A. F. Nunning. — Текст: электронный // OpenEdition Books: [сайт]. — URL: https://books.openedition.org/pufr/3950#text(дата
обращения: 24.05.2022).
26. Olson G. Reconsidering unreliability: Fallible and untrustworthy narrators //Narrative. - 2003. - V. 11. - №. 1. - Р. 93-109.
27. Pettersson, B. Kinds of Unreliability in Fiction: Narratorial, Focal, Expositional and Combined / B. Pettersson. — Текст: непосредственный // Unreliable Narration and Trustworthiness: Intermedial and Interdisciplinary Perspectives.: Nunning, Vera, Berlin, Munchen,Berlin/Boston : De Gruyter, 2015.
— Р. 109-130.
28. Phelan J. Living to tell about it: A rhetoric and ethics of character narration - Ithaca and London. Cornell University Press, 2005. P. 236.
29. Pruette L. A psycho-analytical study of Edgar Allan Poe //The American Journal of Psychology. - 1920. - Т. 31. - №. 4. - P. 370-402.
30. Rimmon-Kenan, S. The concept of ambiguity: the example of James - Chicago and London: University of Chicago Press, 1977. — P. 257.
31. Sullivan R. Wilson's Double / Sullivan Ruth. // Studies in Romanticism.
— 1976. — № 2. — Р. 253-263.
32. Vogt, R. Combining Possible-Worlds Theory And Cognitive Theory: Towards An Explanatory Model For Ironic-Unreliable Narration, Ironic-Unreliable Focalization, Ambiguous-Unreliable And Alterated-Unreliable Narration In Literary Fiction / R. Vogt. — Текст: непосредственный // Unreliable Narration and Trustworthiness: Intermedial and Interdisciplinary Perspectives. Ed.: Nunning, Vera, Berlin, Munchen, Boston: De Gruyter, 2015. — Р. 131-154.
33. Weisheng T. Edgar Allan Poe's Gothic Aesthetics of Things: Rereading “The Fall of the House of Usher” //Style. - 2018. - V. 52. - №. 3. - Р. 287-301.