Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Функционирование неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках (Интернет-портал «Аргументы и факты»)

Работа №127698

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы104
Год сдачи2022
Стоимость5650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ 6
1.1. Односоставные предложения в русском языке 6
1.2. Неопределенно-личные предложения как разновидность односоставных предложений 12
1.2.1. Структурно-семантический аспект изучения неопределенно-личных предложений 12
1.2.2. Функционально-прагматический аспект изучения неопределенно-личных предложений 19
1.3. Инфинитивные предложения как разновидность односоставных предложений 24
1.3.1. Структурно-семантический аспект изучения инфинитивных предложений 24
1.3.2. Функционально-прагматический аспект изучения инфинитивных предложений 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ I 38
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫХ И ИНФИНИТИВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ГАЗЕТНЫХ ЗАГОЛОВКАХ (ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ «АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ») 40
2.1. Новостной заголовок на интернет-сайтах как речевой жанр 40
2.1.1 Характеристики новостного заголовка на Интернет-сайтах 42
2.1.2. Функции новостного заголовка на Интернет-сайтах 44
2.2. Классификации неопределенно-личных предложений, используемых в новостных заголовках 47
2.3. Классификации инфинитивных предложений, используемых в новостных заголовках 61
ВЫВОДЫ по главе II 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЕ 90

В век цифровых технологий и господства интернета активно развивается медиасфера. В связи с этим новости, публикуемые на интернет-порталах, занимают важное место в жизни современного общества. Новостные заголовки можно охарактеризовать как связующее звено между передаваемой информацией и читателем. По заголовкам можно быстро узнавать о прошедших, происходящих или предстоящих событиях. В то же время информационные каналы используют заголовки для формирования той или иной оценки общественных явлений, процессов, политиков и т. д.
Удачно составленные новостные заголовки помогают читателю выбрать интересующую его информацию, поэтому авторы стараются использовать различные структуры предложений, чтобы привлечь внимание как можно большей по численности аудитории.
В исследованиях медиатекста заголовки рассматриваются в разных аспектах. Ряд работ посвящен описанию структуры заголовка текстов СМИ и экспрессивных средств, используемых в заголовке (Ю.С. Воротникова; И.В. Торяник, А.Н. Сперанская; Ю.В. Трубникова и др.), рассмотрению прагматических особенностей газетного текста (А.Ю. Исаева; О.И. Таюпова; Чжу Цзюй, Ли Яньчунь и др.). Однако при изучении новостных заголовков недостаточное внимание уделялось семантике синтаксических структур, которыми эти заголовки представлены.
Одной из особенностей новостных заголовков является использование односоставных предложений. В данной работе будет представлен структурно-семантический и функционально-прагматический анализ неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках, размещенных на Интернет-портале «Аргументы и факты». Многосторонний анализ новостных заголовков позволит выяснить и уточнить синтаксическую структуру и семантические оттенки такого типа медиатекста. Данное обстоятельство обусловливает актуальность настоящего исследования.
Объектом исследования являются неопределенно-личные и инфинитивные предложения в русском языке.
Предмет исследования - функционирование неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках в электронных СМИ.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование неопределенно-личных предложений и инфинитивных предложений в новостных заголовках позволяет точно и лаконично обозначить тематику сообщения, подчеркнуть особенность события и привлечь внимание читателя. При этом в силу уникальных структурных характеристик и семантического разнообразия неопределенно-личные предложения представлены в заголовках новостей в большем количестве, чем инфинитивные предложения.
Цель работы: выявить структурно-семантические и функционально-прагматические особенности неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках (на материале Интернет-портала «Аргументы и факты»).
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1) проанализировать существующие определения понятий «неопределенно-личное предложение» и «инфинитивное предложение» в соответствии с целью исследования и критически их осмыслить;
2) проанализировать структурно-семантический и функционально-прагматический аспекты изучения неопределенно-личных и инфинитивных предложений;
3) отобрать для анализа новостные заголовки с неопределенно-личными и инфинитивными предложениями, представленные на Интернет-портале «Аргументы и факты»;
4) проанализировать функционирование неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках электронных СМИ;
5) классифицировать отобранные для анализа новостные заголовки с неопределенно-личными и инфинитивными предложениями.
Для решения поставленных задач в данной работе применялся комплекс методов и приемов: аналитико-синтетический метод, прием сплошной выборки, метод контекстуального анализа, сравнительный и сопоставительный приемы.
Материал исследования - 570 новостных заголовков, размещенных на Интернет-портале «Аргументы и факты» (25 сентября 2020 г - 05 ноября 2021 г.).
Методологическую базу исследования составили труды по изучению:
• односоставных предложений в современном русском языке (Шахматов, 2001; Адмони 1968; Гвоздев, 1973; Лекант, 2004; Долин, 2008; Бабайцева, 2010; Кожухова, 2019);
• структурных и семантических особенностей неопределенно-личных и инфинитивных предложений (Скобликова, 2006; Пипченко, 2008; Пушкарева, 2012; Никитина, 2012; Рыженко, 2014);
• синтаксиса публицистического стиля речи (Клушина, 2008; Величко, 2009; Плеханова, 2013);
• прагматических особенностей и коммуникативной функции газетного заголовка (Вахтель, Стернин, 2006; Лютая, 2008; Воронцова, 2017).
Научная новизна работы связана с тем, что впервые представлен многоаспектный анализ неопределенно-личных и инфинитивных предложений в новостных заголовках, размещенных на Интернет-портале «Аргументы и факты».
Теоретическая значимость исследования: данная работа может расширить представление об особенностях функционирования неопределенно-личных и инфинитивных предложений в медиатексте.
Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по синтаксису современного русского языка и в практике преподавания русского языка иностранным студентам-филологам.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последнее десятилетие языковые и прагматические особенности онлайн-новостей привлекают всё большее внимание лингвистов. Будучи «ключом» к полному содержанию новостей, от которого зависит первое впечатление читателя, новостной заголовок в электронных СМИ представляет особый интерес для исследователей.
В данной работе представлен анализ неопределенно-личных и инфинитивных предложений, используемых в новостных заголовках на портале «АиФ». На основе результатов анализа мы пришли в следующим выводам.
Заголовки-НЛП можно разделить на три структурных типа:
1) спрягаемо-глагольные;
2) спрягаемо-инфинитивные;
3) связочно-именные.
По типу детерминанта неопределенно-личные предложения в заголовках новостей разделяются на две группы: НЛП с пространственным детерминантом в предл. пад. и НЛП с объектом в косвенных падежах.
С функционально-прагматической точки зрения, заголовки-НЛП чаще всего используются в ситуациях, различающихся по степени неопределенности действующего лица:
1) субъект действия неизвестен автору;
2) нет возможности назвать каждого исполнителя;
3) называние субъекта избыточно.
В зависимости от производителя действия неопределенно-личные предложения в заголовках новостей можно условно разделить на три типа:
1) НЛП, использованные для описания организованной коллективной деятельности;
2) НЛП, сообщающие о “персональных” действиях одного или нескольких лиц;
3) НЛП, которые используются как сообщение о факте, где неважно действующее лицо.
В целом, значение этой синтаксической конструкции в заголовках новостей заключается в том, что в НЛП не упоминается конкретный субъект действия, поэтому реципиент может сосредоточить внимание читателя на самом событии.
В зависимости от структуры инфинитивные предложения в заголовках новостей разграничиваются:
а) по распространенности или нераспространенности (ИП с распространенным инфинитивом, ИП с нераспространенным инфинитивом);
б) по количеству инфинитивов (ИП с одиночным инфинитивом; ИП с несколькими инфинитивами);
в) по типу инфинитива (ИП с прямо-переходным глаголом + сущ./ личное мест. в винительном падеже; ИП с прямо-переходным глаголом + субстантивированное мест.; ИП с прямо-переходным глаголом с отрицанием + сущ./ мест. в род. пад.; ИП с косвенно-переходным глаголом + сущ./ субстантивированное мест. в косвенном падеже).
По типу высказывания инфинитивные предложения подразделяются на вопросительные и невопросительные (ВИП с вопросительными местоимениями/наречиями; ВИП с вопросительными частицами; НВИП с утвердительным значением; НВИП с отрицательным значением).
По выполняемой функции в новостных заголовках инфинитивные предложения можно свести к 4-м типам: для выражения потенциального действия; для выражения авторской оценки произошедшего события; для выражения призыва, пожелания и постановки задач; для выражения сомнения или скептицизма.
На наш взгляд, причина, по которой неопределенно-личные предложения по сравнению с инфинитивными предложениями чаще используются в заголовках новостей, заключается в том, что главная цель новостей как способа распространения информации СМИ - ознакомить читателей с «горячими» фактами. При этом заголовки новостей, как и сами новости, должны быть достоверными, лаконичными и актуальными. Семантические и прагматические характеристики неопределенно-личных предложений в наибольшей степени позволяют в заголовках новостей обозначить суть самого факта и представить его в непредвзятой форме. Если же задача автора - сформировать определенное отношение к факту, то используются конструкции инфинитивных предложений, обладающих высокой степенью выразительности. Именно инфинитивные предложения-заголовки могут передавать значение побуждения, команды, просьбы, запрета и т.д. с разными степенями категоричности в зависимости от структуры и содержания распространяющих компонентов.
Таким образом, функциональные и семантические характеристики неопределенно-личных и инфинитивных предложений определяют регулярность их использования в заголовочной позиции. Способность таких предложения кратко и точно передавать информацию помогает журналистам-авторам экономить речевые ресурсы и достигать поставленной коммуникативной цели.


1. Адмони В.Г. Типология предложения // Исследования по общей теории грамматики. М.: Наука, 1968. С. 232-291.
2. Бабайцева В.В. Односоставные предложения в современном русском языке / Современный русский язык: хрестоматия. В 3-х ч. Ч. 3. Синтаксис / сост. Е.Е. Долбик, В.Л. Леонович, Л.Р. Супрун-Белевич. Минск: БГУ, 2010. С. 136-142.
3. Бондарко А. В. Глагол / Русская грамматика. Т. I. § 1507. М.: Наука, 1980. С. 633-634.
4. Булыгина Т.В. Я, ты и другие в русской грамматике // RES PHILOLOGICA. Филологические исследования: Памяти академика Г.В. Степанова 1919­1986. Академия наук СССР. Отделение литературы и языка; Ред. Д.С. Лихачев. М.; Л.: Наука, 1990. С. 111-126.
5. Булыгина Т.В., Шмелев А. Д. Синтаксические нули и их референциальные свойства// Типология и грамматика/отв. ред. В. С. Храковский. М.: Наука, 1990. С. 109-117.
6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М.: Высшая школа, 1978. 439 с.
7. Вахтель Н.М., Стернин И.А. Заголовок - слово главное // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 40. С. 214-215.
8. Воронцова Т.А. Новостной заголовок как репрезентант события // Политическая лингвистика. 2017. № 6(66). С. 21-25.
9. Высоцкая И.В., Кочетков П.Н. Заголовок интернет-новости как когнитивная модель ситуации // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2018. Т. 17. №6: Журналистика. С. 89-96. DOI 10.25205/1818-7919-2018-17-6-89-96
10. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык. Ч. II. Синтаксис. 4-е изд. М.: Просвещение, 1973. 350 с.
11. Дастамуз Саиде. Коммуникативные свойства инфинитивных вопросительных предложений с частицей ли // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. 2013. № 2. С. 142-148.
12. Долин Ю.Т. Вопросы теории односоставного предложения (на материале русского языка). Изд. 2. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. 108 с.
13. Долин Ю.Т. К вопросу о грамматическом статусе односоставных предложений в русском языке // Вестник Оренбургского государственного университета. № 1. 2001. С. 54-56.
14. Дьякова Т.В. Основные принципы и структура новостных сообщений // Lingua mobilis. 2011. № 2(28). C. 102-105.
15. Загородное Д.Г. Классификации новостных заголовков в Интернете в масштабах провинциального мегаполиса // Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 10(225). Филология. Искусствоведение. Вып. 52. С. 48-51.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ