Введение 3
Глава 1. Значение конкуренции на фармацевтическом рынке 11
§ 1. Влияние антиконкурентных действий на ценообразование лекарственных препаратов 11
§ 2. Основные элементы антиконкурентного действия 16
§ 3. Правовые последствия антиконкурентных действий на фармацевтическом рынке 24
Глава 2. Практика пресечения антиконкурентных действий на фармацевтическом рынке 30
§ 1. Картели на фармацевтическом рынке 30
§ 2. Злоупотребление доминирующим положением на фармацевтическом рынке 43
§ 3. Взаимное влияние норм о правах человека и интеллектуальных правах 44
Глава 3. Перспективы развития антиконкурентной политики как фактора доступности лекарственных препаратов 51
§ 1. Гражданско-правовая защита конкуренции на фармацевтическом рынке. Система частных и групповых исков 51
§ 2. Цифровизация экономики и стимулирование инновационного развития антимонопольными средствами 55
§ 3. Тенденции антимонопольной политики на фармацевтическом рынке 58
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Сокращения 75
Приложение А 76
Приложение Б 78
Актуальность темы исследования. Вторая половина XX столетия характеризуется тем, что в развитых странах мира в число основных стала входить экономическая функция. Теперь государство вмешивается в экономику, определяет темпы её роста, устанавливает пропорции между отдельными ее отраслями. Возникает государственный сектор экономики, т.е. государственная собственность и государственное управление предприятиями и организациями, на ней базирующимися. Неизбежность существования монополий и в то же время необходимость эффективного предотвращения негативных последствий монопольной власти побудило государство за счет принадлежащего ему механизма принуждения использовать антимонопольное законодательство для регулирования их деятельности.
Продолжением экономической функции в сфере распределительных отношений является социальная функция. Содержание этой функции многозначно, но первостепенной задачей государства является охрана здоровья людей. В данном случае проявляется такое свойство государства, как его социальность: мера заботы о человеке, внимание к потребностям и нуждам людей. Несмотря на то, что термин «лекарственное обеспечение» в Конституции Российской Федерации не используется, однако в соответствии с социальной функцией государства в ней закреплено право граждан на социальное обеспечение и право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В связи с высокой социальной значимостью состояние лекарственного обращения в стране может рассматриваться как проблема национальной безопасности.1
В обеспечении доступа к лекарственным препаратам и медицинским изделиям и технологиям на фармацевтическом рынке значительную роль играет политика защиты конкуренции. Действительно, контракт о фиксировании цены продаваемого продукта между конкурирующими фармацевтическим компаниями (или об ограничении объема его выпуска) заключается чаще всего тогда, когда стороны могут получить от этого взаимную выгоду1. При этом данный контракт будет заключен в ущерб потребителям, которые не являются участниками контракта. В значительной степени данные антиконкурентные действия причиняют ущерб потребителям, которые находятся в состоянии болезни или материально затруднительном положении. В свою очередь фармацевтические компании, приводя в аргумент потребность в финансировании разработок инновационных лекарственных препаратов, стараются тем самым оправдать высокие цены на лекарства.
Антимонопольная политика государства включает в себя регулирование государством цен в фармацевтической деятельности. Несмотря на то, что цена на медицинские препараты безусловно важна для производителей цена определяет доступность их доступность для простого населения, нуждающегося в получении медицинской помощи. Инструменты антимонопольной политики напрямую взаимосвязаны с обеспечением потребителей лекарственными препаратами по доступной цене, ведь именно конкуренция способствует расширению свободы выбора, снижению цен и улучшению соотношения цены и качества, одновременно являясь важным фактором стимулирования инноваций и повышения производительности. Следовательно изучение антиконкурентных действий на фармацевтическом рынке России чрезвычайно актуальная тема исследования.
Новая институциональная экономика, принадлежащая к неоклассическому направлению теории экономики, предполагает, что рынок действует в условиях совершенной конкуренции, а отклонения от неё характеризует как «провалы рынка». Д. Коуз в изучении институционального устройства экономической жизни предложил ряд нетривиальных аргументов в защиту рыночной экономики от государственного вмешательства. Его довод заключается в том, что необходимо сделать предельные издержки производства базой для ценообразования товаров. Он пишет «Поскольку потребителям приходится решать не только что потреблять, но и сколько, цена должна быть равна издержкам на производство дополнительной единицы продукта, иначе говоря, предельным издержкам»2. Присутствие государства на фармацевтическом рынке обусловлено необходимостью корректировки «провалов» рынка, свойственных для отраслей с высокой долей экстерналий. Можно сказать, что вся структура бизнеса в этой сфере осознанно формируется государством с целью общественной выгоды и очень часто успех на рынке прямо зависит от степени соответствия политики компании государственным предписаниями и требованиям.
В дальнейшем в исследовании мы придерживаемся вышеуказанной концепции государственного регулирования, так как идеи классического либерализма близки авторам и фармацевтический рынок не исключение для применения принципа «laissez-faire»3. Данный принцип классического либерализма заключается в том, что, организуя ту или иную область жизнедеятельности, мы должны как можно меньше прибегать к принуждению путем децентрализации и автоматической координации4.
Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Развитие предпринимательских союзов, направленных на ограничение конкуренции, в конце 19 - начале 20 века вызвало серьезные научный интерес к этому явлению. Как следствие в России издаются многочисленные работы об экономической стороне предпринимательских союзов, подготовленные как иностранными, так и отечественными исследователями. В некоторых работах экономического толка встречаются примеры интересного юридического анализа.
Следует отметить исследование С.О. Загорского «Синдикаты и тресты. Учение о капиталистических монополиях», часть которого посвящена критическому разбору существующих уголовных и административных мер по предотвращению предпринимательских союзов синдикатного характера. В заключении автор выносит вердикт, что основания к монопольному положению крупного капиталистического производства лежат в отличительных особенностях крупного капиталистического производства и крупного капиталистического предприятия. Капиталистическая монополия заключается не только в самом соглашении предпринимателей. Концентрация производства уже сама по себе содержит в себе тенденции к монополии.5 Несмотря на столь печальный прогноз, вынесенный более сотни лет назад, мы считаем, что современные механизмы антиконкурентной политики стали за это время более универсальны.
Не остается в стороне и собственно юридическая мысль: договоры между предпринимателями, направленные на ограничение или устранение свободной конкуренции, а также мера «борьбы» с их негативными последствиями попадают в сферу внимания видных ученых цивилистов, таких как А.И. Каминка, Г. Ф. Шершеневич, В.И. Синайский.
В советское время вследствие перехода к плановой экономике вопросы конкуренции потеряли былую актуальность, но не были забыты совсем. Исследования зарубежного законодательства о защите конкуренции были продолжены усилиями О.А. Жидкова6, В.П. Мозолина, Ю.И. Свядосца7.
Теоретическую основу работы составили работы таких западных ученых правовой мысли как Фридрих А. Хайек8, Р. Коуз9, Ричарда А. Познера10, М. Мацукато11. Особую актуальность приобретает вопрос о совершенной конкуренции и о тех юридических подходах, которые могут быть использованы при анализе экономической сущности права.
Нобелевский лауреат Фридрих август фон Хайек пишет о конкуренции следующее: «Полезно напомнить, что всякий раз, когда обращение к конкуренции может быть рационально оправдано, основанием для этого оказывается то, что мы не знаем заранее фактов, определяющих действия конкурентов. В спорте или на экзаменах, — как, впрочем, и при распределении правительственных подрядов или присуждении поэтических премий, — конкуренция, бесспорно, была бы лишена всякого смысла, если бы с самого начала нам наверняка было известно, кто окажется лучшим следует, я предлагаю рассматривать конкуренцию как процедуру для открытия таких фактов, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или по меньшей мере не используемыми»12.
При исследовании феномена конкуренции с точки зрения теории государства и права были использованы труды А.В. Полякова13, Д.А. Петрова, В.Ф. Попондопуло14, М.А. Егорова15 и других отечественных правоведов.
Проблемами антиконкурентных соглашений (картелей) занимались такие ученые как А.Е. Шаститко16, А.Ю. Кинев17. Исследованием в области ценообразования лекарственных препаратов занимались А.О. Зима, И.И. Маращук, М.О. Ольховская18, С. Д. Синюшкина, Л.Ю. Гарин19, С. Д. Селезнев, С. Д. Волков20 и другие авторы.
Среди российских работ, в которых рассматриваются конкурентные механизмы в здравоохранении можно назвать работы Шеймана И.М., Баранова И.Н., Логунова И.А., Решетникова А.В. и др. Во многих работах присутствует неоднозначное отношение к возможности расширения конкуренции в такой социально-значимой сфере как охрана здоровья населения. Поясним дополнительно, что данные ученые занимались изучением конкуренции именно медицинских услуг, а не фармацевтического рынка. При этом авторы согласны, что если конкуренция, характерная для частного сектора медицины, анализируется в рамках традиционных подходов, то в отношении государственного сектора, возникают серьезные трудности не только методологического порядка, но и возможности проведения необходимых эмпирических исследований.
Особенностями конкуренции и проблемами отечественного фармацевтического рынка через призму интеллектуального права занимаются такие ученые Высшей школы экономики как А.Ю. Иванов21, А.Ю. Цариковский22., Е.А. Войниканис.
В доступной нам литературе крайне слабо представлены теоретические разработки, а тем более освещена прикладная сторона деятельности участников фармацевтического рынка в условиях конкурентной среды. Понятно, что наряду с иным это связано и с тем, что в отечественной системе здравоохранения до настоящего времени не созданы предпосылки и реальные условия реализации антимонопольной практики на фармацевтическом рынке. Комплексный правовой анализ в данной области остается насущной потребностью.
Объектом диссертационного исследования являются конкурентные отношения, складывающиеся на фармацевтическом рынке России. Мы рассматриваем данные отношения как предмет антимонопольного регулирования, который представляют собой не гражданско-правовые отношения, а иной вид отношений, связанный с гражданскими правоотношениями, но имеющий отличный от них субъектный состав, особенность которого заключается в участии в них публичного субъекта, на которого законом возложено решение конституционных задач обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности23, а также недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Предметом диссертационного исследования являются антиконкурентные действий на фармацевтическом рынке и их корреляция с уровнем цен на лекарственные средства.
Целью диссертационной работы является анализ влияния отечественного законодательства о защите конкуренции на доступность населения к лекарственным средствам, рассмотрение отдельных видов антиконкурентных действий, складывающихся на фармацевтическом рынке, формирование предложений по совершенствованию методов пресечения указанных действий.
В рамках достижения диссертационного исследования предполагается решить следующие задачи:
• определить правовую природу юридического действия, нарушающего законодательство о защите конкуренции;
• выделить и охарактеризовать основные элементы антиконкурентного действия на фармацевтическом рынке;
• проанализировать судебную практику пресечения антиконкурентных действия участников фармацевтического рынка;
• установить наиболее актуальные меры борьбы с антиконкурентными действиями в фармацевтическом рынке;
• выявить основные тенденции по совершенствованию нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства для реализации принципа доступности лекарственных препаратов.
Научная новизна диссертационного исследования. В рамках диссертационного исследования осуществлен комплексный анализ влияния законодательства о защите конкуренции на фармацевтический рынок. В результате сформулированы и обоснованы следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Юридически направленные действия субъектов гражданского права, нарушающие законодательство о защите конкуренции, на фармацевтическом рынке относятся к особой группе юридических фактов конкурентного права и являются катализатором роста цен на лекарственные препараты.
2. Развитие института гражданско-правовых исков от юридических и физических лиц с возможностью взыскания убытков от последствий антиконкурентных действия является одним из возможных путей создания конкурентной среды.
3. Координация конкуренции с помощью методов цифровой экономики один из наиболее перспективных достижения доступности лекарственных препаратов.
Методология и методологические исследования. Исследование проводилось с использованием формальной логики, семантики, с позиций нового институционализма. Также был использован эмпирический метод: из официальных экспертных источников были приведены статические данные, на основе которых были сделаны заключения.
Научная и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные и обоснованные в нем положения и выводы могут быть использованы в научно-исследовательской деятельности, при совершенствовании отечественного законодательства о защите конкуренции и в договорной работе между участниками фармацевтического рынка.
Проблема регулирования ценообразования на лекарственные препараты имеет большую актуальность на сегодняшний день, особенно в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации. Тем не менее система антимонопольного регулирования позволяет предотвратить антиконкурентные действия на фармацевтическом рынке.
Основными способами предотвращения антиконкурентных действий является развитие проверок со стороны Федеральной антимонопольной службы, принудительные лицензии с целью предотвращения патентных схем, развитие практики уголовного преследования за сговоры и более тщательная проверка сделок M&A.
Двойная функция политики защиты конкуренции, анализ стратегий, направленных на стимулирование инноваций и обеспечение доступа к медицинским технологиям, обзор судебной практики по антиконкурентным действиям показывает, что политика защиты конкуренции может выполнять две взаимосвязанные и дополняющие друг друга функции.
Во-первых, политика защиты конкуренции важна как фактор, который необходимо учитывать при разработке мер регулирования и других соответствующих вариантов стратегии в области поощрения инноваций в сфере медицинских технологий.
Во-вторых, применение антимонопольных санкций также помогает бороться с антиконкурентными действиями, которые могут иметь место в различных отраслях бизнеса, участвующих в разработке медицинских технологий и их доставке пациентам, которые в них нуждаются. Оно призвано устранять антиконкурентную практику, которая может, например, сдерживать НИОКР, ограничивать доступность ресурсов, необходимых для производства медицинских технологий, создавать неоправданные барьеры для сбыта генерических препаратов-конкурентов или конкуренции между оригинальными препаратами и в целом сужать имеющиеся каналы сбыта и ограничивать возможности выбора для потребителей. К действиям, признаваемым нежелательными в этом отношении, относятся (без ограничения перечисленным): (i) злоупотребление правами ИС, выражающееся в отказе в выдаче лицензий на медицинские технологии или в неоправданно ограничительных условиях таких лицензий; (ii) противодействие конкуренции со стороны генерических препаратов путем заключения антиконкурентных соглашений об урегулировании разногласий по вопросам патентной охраны; (iii) слияния фармацевтических компаний, приводящие к нежелательной концентрации НИОКР и прав ИС; (iv) картельные соглашения между фармацевтическими компаниями, в том числе между производителями генерических препаратов; (v) антиконкурентные действия в отрасли розничной торговли медицинской продукцией и других смежных отраслях; и (vi) мошенничество при государственных закупках. Применение антимонопольных санкций позволяет противодействовать подобным действиям на индивидуальной основе.
Таким образом, защита конкуренции играет важную роль на фармацевтическом рынке: от процесса разработки медицинских препаратов до их продажи и доставки пациентам. Создание нормальной конкурентной структуры рынка при помощи антимонопольного законодательства и санкций играет важную роль как в расширении доступа к медицинским технологиям, так и в поощрении инноваций в фармацевтическом секторе. Если гражданское право ограничивает конкуренцию и тем самым создает потенциальный барьер для инноваций и доступа, антимонопольная политика может сыграть роль корректирующего инструмента. Наша готовность применять власть там, где нельзя создать условий для конкуренции, вовсе не равносильна призыву подавлять конкуренцию в тех случаях, когда она может быть эффективной. Мы говорим о необходимости максимального использования потенциала конкуренции для координации деятельности. Именно на антимонопольные органы должны быть возложена ответственность за борьбу с антиконкурентными действиями на фармацевтическом рынке.
1.1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - СПС «КонсультантПлюс».
1.1.2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ [Электронный ресурс] : Собр. законодательства РФ. - 17.06.1996. - № 25. - ст. 2954. - (ред. от 25.03.2022). - СПС «КонсультантПлюс».
1.1.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ [Электронный ресурс] : Собрание законодательства РФ -07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - ст. 1. - (ред. от 16.04.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 27.04.2022). - СПС «КонсультантПлюс».
1.1.4. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ : Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.). - ст. 3434. - (ред. от 01.04.2022): - СПС «КонсультантПлюс».
1.1.5. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : Собрание законодательства РФ. - 28.11.2011. - № 48. - ст. 6724. - (ред. от 26.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.04.2022). - СПС «КонсультантПлюс».
1.1.6. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс] : федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ : Собрание законодательства РФ - 19.04.2010. - № 16. - ст. 1815. - (ред. от 26.03.2022). - СПС «КонсультантПлюс».
1.1.7. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 149768/ (Дата обращения: 29.03.2021).
1.1.8. О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов). Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 5976/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.9. О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 № 2. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 378656/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.10. Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424-р [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 388150/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.11. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности». Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 305 (ред. от 29.12.2021) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 162187/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.12. Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке. Приказ ФАС России от 28.04.2010 № 220. [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www. consultant.ru/document/cons doc LAW 103446/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.13. О применении положений статьи 10 Закона о защите конкуренции. Разъяснение Президиума ФАС России от 07.06.2017 № 8 [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 218552/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.14. О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования. Разъяснение Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 10. [Электронный ресурс]: [сайт]. URL : http: //www. consultant. ru/document/cons doc LAW 279964/ (Дата обращения: 29.03.2022).
1.1.15. Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией. Разъяснение ФАС России от 11.06.2021 № 19 " (утв. протоколом Президиума ФАС России от 11.06.2021 № 3) [Электронный ресурс] : [сайт]. URL : http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 388150/ (Дата обращения: 29.03.2022).
...