Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Идеологемы в интернет-публицистике: коммуникативно-прагматические функции

Работа №127606

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы48
Год сдачи2022
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГЕМА КАК ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ 6
§ 1. Обзор научной литературы 6
§ 2. Признаки идеологемы 11
§ 3. Определение термина «идеологема» в данном исследовании 13
ГЛАВА 2. ОБЩИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА 15
§ 1. Определение критериев отбора материала 15
§ 2. Общий анализ идеологем в материале 16
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИДЕОЛОГЕМ В МАТЕРИАЛЕ ....27
§ 1. Коммуникативно-прагматические функции идеологем «Запад», «президент»,
«Путин» 27
§ 2. Коммуникативно-прагматические функции прочих идеологем в материале ....33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 45

В XX веке стало особенно очевидно, что средства массовой информации и, в частности, журналисты стремятся не только проинформировать своего читателя о тех или иных событиях, происходящих в мире, но и повлиять на точку его зрения в отношении этих событий. В настоящее же время Интернет стал неотъемлемым инструментом влияния на политические процессы, на мнение больших масс людей, в данных процессах так или иначе задействованных. Оказывать воздействие на адресата может не только публицистический текст (медиатекст) как таковой, но и специальная лексическая единица - идеологема - смысловое содержание которой может неодинаково пониматься сторонниками различных политических взглядов. Следовательно, задача журналиста состоит в том, чтобы грамотно встроить идеологему в свой текст, придать ей нужный смысл для воздействия на читателя.
В рамках тенденции к изучению публицистических текстов гуманитарными науками становятся интересны средства политического (идеологического) воздействия на адресата. Исследуя медиатексты, ученые стремятся дать описание всех аспектов функционирования языка, вовлеченных в процессы общественно-политической жизни: его лексической, фразеологической, культурной и коммуникативной сторон как составляющих языка политически ориентированной публицистики.
Данная работа посвящена лингвистическому изучению статей Интернет - изданий, имеющих различные идеологические (политические) установки: выявлению идеологем в медиатекстах и их анализу с точки зрения коммуникативно-прагматических функций.
Исследование проводилось на материале статей трех журналистов, работающих в разных политически ориентированных Интернет-изданиях: Андрея Рудалёва («Свободная пресса»), Дианы Качаловой («Новая газета») и Маргариты Симоньян («RT»). Исследуемые тексты ранее не становились объектами лингвистического описания.
Актуальность работы заключается в изучении средств политического воздействия в статьях, публикуемых в Интернете. На сегодняшний день темы, изучаемые в рамках медиалингвистики, политической лингвистики, новы и злободневны. Кроме того, лексический материал статей журналистов сетевых СМИ недостаточно полно описан.
Цель работы: выявить идеологемы в публицистическом интернет- материале и проанализировать их с точки зрения выполнения ими коммуникативно-прагматических функций.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические работы, направленные на исследование понятия «идеологема», классификацию идеологем и описание функционирования идеологем в текстах публицистики;
2. Сформулировать собственное определение понятия «идеологема»;
3. Выявить и описать идеологемы в статьях журналистов интернет - изданий;
4. Охарактеризовать (проанализировать) выявленные идеологемы с точки зрения выполнения ими коммуникативно-прагматических функций.
Для работы с материалом были использованы методы: сравнительно-сопоставительного анализа, контекстуального анализа лексических единиц, а также описательный метод.
Объект исследования - идеологемы в текстах журналистов, публикующих публицистические материалы в интернет-изданиях.
Предмет исследования - коммуникативно-прагматические функции, выполняемые идеологемами в рамках публицистической статьи интернет- издания.
Структура работы включает в себя следующие разделы:
1. Введение;
2. Теоретическая глава;
3. Две практические главы;
4. Заключение;
5. Список использованной литературы;
6. Приложение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, в настоящее время Интернет стал неотъемлемым инструментом влияния на политические процессы. Журналисты, комментируя те или иные события, анализируя их, стремятся воздействовать на своего читателя, внушить ему правильные, с их точки зрения, истины. Идеологема является тем средством воздействия на сознание, без которого невозможен публицистический текст. Даже если журналист и не использует политическую лексику и нарочно избегает ее, использованные им средства иносказания все равно становятся идеологемами в контексте статьи.
В данной работе мы изучили вопросы трактовки понятия «идеологема» и попытались выработать собственное, максимально узкое и конкретное с точки зрения лексикологического подхода, определение термина. Проведенный анализ идеологем в журналистских материалах показал, что усиление идеологического воздействия на получателя речи происходит за счет контекста. Более того, мы считаем, что существование идеологемы невозможно вне контекста, так как только он передает оценку понятия/явления/личности отправителем речи. Именно поэтому, в нашем понимании, не каждое слово политической лексики может быть идеологемой, так как иногда политические термины могут выполнять номинативную функцию. Кроме того, было выявлено, что идеологемы могут иметь различное происхождение, это могут быть не только обычные лексемы, словосочетания, имена собственные или лозунги, но и онимы, перифразы или метафорические выражения.
Анализ материала исследования показал, что журналисты действительно вкладывают в идеологемы различные смыслы, наделяют их положительными и (чаще) отрицательными оценками, вкладывают в свое понимание слова эмоциональную составляющую для усиления эффекта воздействия. Сравнительный анализ идеологем в материале показал, что журналисты с различными идеологическими установками, политическими взглядами по- разному трактуют одно и то же понятие, и это понятие, как следствие, становится позитивно или негативно окрашенной идеологемой. Таким образом, идеологема выполняет свои коммуникативно-прагматические функции - суггестивную, а также функцию воздействия на сознание читателя и «вмонтирования» в его сознание нужных отправителю речи истин.
Также хотим отметить, что, используя идеологему, автор публицистической статьи не всегда стремится изменить политические взгляды адресата, «переманить» случайного читателя на свою сторону. Напротив, мы полагаем, что идеологема скорее оказывает влияние на незначительное преобразование или усиление уже существующей политической картины мира.
Следует обратить внимание, что выбранный материал достоин, на наш взгляд, дальнейшего изучения не только с позиции лексикологического подхода к идеологеме, но и с точки зрения риторики. Поскольку построение публицистического текста, тем более в рамках политической повестки, невозможно без использования различных риторических приемов, возможен дальнейший анализ текстов подобного направления в риторической стезе.



1. Безродная А. Ю. Различие понятий «концепт» и «идеологема» // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Вып. 3 (24). - Иркутск, 2013. - С. 138-145.
2. Гусейнов Г. Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990 -х. — М.: Три квадрата, 2004. — С. 27-37.
3. Добросклонская Т. Г. Лингвистические способы выражения идеологической модальности в медиатекстах // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. № 2. - С. 85-94.
4. Зененко Н. В. Политическая идеологема в испанском публицистическом
дискурсе // Политическая лингвистика. - Вып. 4 (70). - ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный педагогический университет», 2018. - С. 28-34.
5. Зэмшал П. Несколько замечаний относительно понятия идеологемы //
Политическая лингвистика. - Вып. 2 (48). - ФГБОУ ВПО «Уральский
государственный педагогический университет», 2014. - С. 138-142.
6. Иванова М. В., Клушина. Н. И. Публицистика в истории русского
литературного языка: от древнерусской словесности к Интернет -
коммуникации // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - Том 16, № 1. - М.: Изд-во РУДН, 2018. - С. 50 - 62.
7. Калганова С. О. Поиски идеологической концепции и семантика идеологемы // Известия Уральского федерального университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. - Том 27, № 3. - Изд-во Уральского университета, Екатеринбург, 2021. - С. 46-60.
8. Клушина Н. И. Интенциональные категории публицистического текста (на материале периодических изданий 2000-2008 гг.). Автореф. дис. докт. филол. наук. - М., 2008. - 62 с.
9. Клушина Н.И. Общие особенности публицистического стиля // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования [отв. ред. М.Н. Володина]. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - С. 269-289.
10. Клушина Н. И. Теория идеологем // Политическая лингвистика. 2014. № 4 (50). - С. 32-40.
11. Купина Н. А. Живые идеологические процессы и проблемы культуры речи // Язык. Система. Личность. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - С. 90-104.
12. Купина Н. А. Идеологемы как ключевые единицы политического языка // Современная политическая лингвистика: материалы Междунар. науч. конф. — Екатеринбург, 2003. - С. 90-92.
13. Купина Н. А. Тоталитарный язык: словарь и речевые реакции. Екатеринбург; Пермь: ЗУУНЦ, 1995. - 143с.
14. Купина Н. А. Языковое строительство: от системы идеологем к системе культурем // Русский язык сегодня. - М., 2000. - Вып. 1. - С. 182-189.
15. Малышева Е.Г. Идеологема как лингвокогнитивный феномен: определение и классификация // Политическая лингвистика. - Вып. 4 (30). - Омск, 2011. - С. 32-41.
16. Маховиков Д. В., Степанова А. А. Идеологемы в языковом сознании русских: межпоколенческая специфика // Вопросы психолингвистики. - № 4 (30), 2016. - С. 129-145.
17. Нахимова Е. А. Идеологема «Сталин» в современной массовой коммуникации // Политическая лингвистика. - Вып. 2(36). - Екатеринбург, 2011. - С. 152-156.
18. Пионтек Б. Иделогема как ключевая лексическая единица общественно - политического дискурса и как концепт общественного сознания современной языковой личности в России и в Польше // Вестник Московского университета.
Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2010. № 1. - С. 85-95.
19. Салимовский В. А., Яруллин Д. В. Вербальная модель проявлений массового политического сознания в рунете // Вестник пермского университета. - Вып. 1 (25). - Пермь, 2014. - С. 173-178.
20. Тертычный А. А. Интернет публицистика: жанровый профиль // Учен.
зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2014. - Т. 156, кн. 6. - С. 7-16.
21. Трикоз Э. Л. Обыденная метаязыковая рефлексия носителя русского языка второй половины XIX века. Автореф. дис. докт. филол. наук. - Вологда, 2010. - 23 с.
22. Чудинов А. П. Политическая лингвистика: учебное пособие / А.П. Чудинов. — М.: Флинта: Наука, 2006. — С. 27-37.
23. Шкредова М. И. Проблема разграничения понятий «советизмы», «идеологемы» и «интернационализмы» // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - №3(23). - 2013. - С. 157-164.
СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов. 1-е изд. СПб., 1998.
2. Большой толковый словарь современного русского языка: 180000 слов и словосочетаний / Д. Н. Ушаков. М., 2008.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ