Введение 3-11
Глава 1. История развития и особенности искусства русского авангарда в регионах
1.1. Русский авангард в Смоленске 12-22
1.2. Русский авангард в Твери 23-30
1.3. Русский авангард в Брянске 30-39
1.4. Русский авангард в Саратове 39-45
Глава 2. Наследие русского авангарда и его отражение в музейном контексте
2.1. Искусство русского авангарда в музейных собраниях регионов 46-53
2.2. Использование авангардных коллекций в разнообразных формах культурно-образовательной деятельности регионов 53-72
Глава 3. Предложения по реализации музейного и туристического потенциала авангардного наследия в регионах 72-77
Заключение 78-80
Список использованных источников 81-91
Приложения 92-107
Актуальность темы исследования. Коренной слом, произошедший в культурной жизни России в начале XX в., сформировал запрос на искусство нового толка. Подобно революционерам оно должно было отвергать буржуазную культуру прошлого и стремиться к установлению и развитию нового общественного порядка. Необходимы были люди, которые бы подхватили эту «левую» волну. Такую поддержку Советская власть нашла в лице представителей авангардных художественных направлений, чьи деятельность и уровень влияния вышли на новую ступень после Октябрьской революции. И хотя авангардные поиски в искусстве начались еще до Октябрьского переворота, только после 1917 г. стал ощутим масштаб тех преобразований и экспериментов, которые проводили авангардисты.
По мнению арт-обозревателя Дмитрия Буткевича: «Авангард - наше несомненное завоевание и огромный вклад в мировую культуру»1. Творческие поиски тех лет стали своеобразной основой для многих современных художественных практик по всему миру. Поэтому в настоящем необходимо изучать не только исторические и художественные особенности прошлого, но и устанавливать причинно-следственные связи, чтобы понимать предпосылки формирования того культурного ландшафта, который окружает нас сегодня.
Сделать это невозможно без полной картины того, какой была художественная жизнь в России в первой трети XX века. Необходимо проанализировать не только то, чем жили столицы, но и попытаться собрать воедино картину событий, происходящих в эти же годы за пределами Москвы и Петербурга, в регионах. Региональный контекст сегодня - актуальное направление в исследованиях по многим темам. Однако русский авангард в регионах до сих пор не изучен достаточно для того, чтобы можно было представить полную панораму культурно-художественной жизни России в конце 1910-х - начале 1930-х гг. XX века.
С одной стороны, это связано с относительно недавней реабилитацией авангардного искусства, которая произошла лишь в конце 1980-х - начале 1990-х годов. Одним из первых исследователей идей художников- авангардистов стал Д.В. Сарабьянов. Его дело достойно продолжает А.Д. Сарабьянов, в последние годы исследующий именно региональный контекст авангарда. Результаты этих исследований сегодня демонстрируются в крупных музейных институциях России:
1. Выставка «До востребования. Коллекции русского авангарда из региональных музеев» была впервые показана в Еврейском музее и центре толерантности в 2016 г. А в 2017 г. была открыта вторая часть проекта;
2. В 2022 г. в Музее русского импрессионизма открылась выставка «На телеге в XXI век», представляющая собой реконструкцию передвижной выставки 1921 г., которая взяла своё начало в г. Советске Вятской губернии и должна была быть показана ещё в 7 городах губернии, но из-за проблем с финансированием, начала осенней распутицы были оставлены и просто забыты в краеведческом музее г. Яранска почти на 100 лет. «На телеге в XXI век» - совместный проект Ельцин центра, где выставка была впервые показана в 2020 г. и Энциклопедии русского авангарда - просветительского проекта А.Д. Сарабьянова.
Ещё одним значимым музейным проектом последних лет стала выставка - реконструкция «Авангард. Список №1», открытая в 2019 г. в Новой Третьяковке на Крымском валу к столетию Музея живописной культуры. Куратором выставки выступила Л. Р. Пчёлкина. Этот музей должен был стать первым в общесоюзной сети пролетарских художественных музеев. Картины, закупавшиеся Музейным бюро для МЖК, рассылались в самые разные регионы огромной страны. В 2019 г. часть этого собрания временно воссоединилась на экспозиции выставки.
Результаты исследований кураторов обоих проектов поистине впечатляют, однако сегодня это одни из немногих общероссийских проектов, которые были направлены на популяризацию авангардного наследия регионов.
Степень разработанности проблемы. Исследований регионального контекста авангарда довольно много, но они носят разрозненный порядок, не позволяя собрать воедино панорамную картину художественной жизни регионов в период конца 1910-х - начала 1930-х гг. прошлого века.
История Свободных государственных художественных мастерских (СГХМ) и их роль в формировании авангардной художественной культуры и профессиональных кадров в регионах исследуется Л. И. Ивановой-Веэн, исследователем теории и истории архитектуры, директор музея ВХУТЕМАС при Московском Архитектурном Институте (МАРХИ) в статьях «Первая реформа художественного образования в Советской России: создание СГХМ (1918-1920 гг.)»2 и «География и система архитектурно-художественного образования в России 1918-1930 гг.3». В этой работе Л.И. Иванова-Веэн публикует результаты своих исследований о деятельности и составе СГХМ в различных регионах страны до момента их преобразования в Высшие художественно-технические мастерские в начале 1920-х годов.
Необходимо отметить, что деятельность Московского Архитектурного Института способствует изучению архитектурного авангардного наследия регионов. В 2018 г. на базе института была проведена Всероссийская конференция «Свободные государственные художественные мастерские. Из столицы - в регионы. 1918-1920-е гг.», посвященная 100-летию Свободных государственных художественных мастерских. В конференции приняли участие 13 учебных заведений и музеев из России, Беларуси и Украины.
В 2017 г. М. А. Пичугина4, выпускница Московского Архитектурного Института, защитила в институте работу «Объемно-пространственная структура речного вокзала в Твери (1938) архитекторов П. П. Райского и Е. И. Гавриловой», посвященную исследованию архитектурного комплекса Речного вокзала в Твери. Результаты исследования были апробированы на XXVI Международном смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ по архитектуре и дизайну на базе Уральского государственного архитектурно-художественного университета (УРГАХУ), а также на конференции «Русский авангард в международном контексте. Международный контекст в русском авангарде», прошедшей в Еврейском музее и центром толерантности в 2017 г. в виде доклада «Речной вокзал в Твери. Конструктивизм в сталинской архитектуре».
Деятельность Свободных мастерских в Северном регионе, куда входит Тверь, исследуется Н. П. Голенкевич. В частности, в статье «Творческое наследие художников-педагогов ГСХУМ Северного региона (1919-1921 гг.)» она высоко оценивает деятельность художников М. К. Соколова и А. И. Софроновой, преподававших в Тверских мастерских в 1921 г. Апеллируя к исследованиям Л. И. Ивановой-Веэн, Н. П. Голенкевич приводит точный состав ГСХУМ Северного региона в 1918-1920 годах.
Историю Саратовского авангарда подробно исследует в своих работах Е. И. Водонос, до 2017 г. заведующий отделом русского искусства Саратовского государственного художественного музея. В сборнике статей «Литературно - художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность» была опубликована его работа «Авангардное движение в Саратове первых революционных лет», в которой автор подробно описывает культурный ландшафт, сформировавшийся в Саратове в период с 1918 г. до начала 1930-х годов. В работе Е. И. Водоноса рассматривается не только живописная составляющая наследия, но также история театра и архитектуры Саратова в авангардную эпоху. Деятельность Саратовских свободных мастерских и её отражение в музейном собрании, рассматривается в работах А. Г. Беляевой5, сотрудницы Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева.
Конструктивистское наследие Брянска исследуют в своих работа И. Г. Казусь6, А. В. Городков и Е. С. Ильченко7. История художественного авангарда в Брянске изучена мало, Государственный архив Брянской области не даёт даже ответа на вопрос, когда была создана Изостудия в Брянске. Поэтому сегодня, кроме авангардной архитектуры, этот период в истории Отечественного искусства связывает фигура художника Наума Габо, который родился в Брянске. Его творчество в России изучено мало, крупнейшим исследователем сегодня является Н. З. Сидлина - автор единственной монографии о художнике на русском языке «Наум Габо», изданной в 2012 году.
Смоленский авангард, как это не парадоксально, исследуется авторами из Витебска. А. Г. Лисов рассматривает историю смоленских художественных мастерских как образовательного учреждения, на базе которого предположительно был организован смоленский филиал объединения «Утвердителей нового искусства» (УНОВИС) под руководством В.М. Стржеминского и Е. Кобро. Связь витебского УНОВИСа со смоленскими коллегами рассматривается в работах Т.В. Котович. История авангардного собрания Смоленского государственного музея-заповедника исследуется А. И. Полулях8.
В изучении авангардного наследия регионов нельзя не отметить исследований И. В. Смекалов, в частности его диссертацию «Региональные центры становления и развития русского художественного авангарда (19181920-е)», защищенную в 2017 г. в Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова. В своей работе И.В. Смекалов также исследует деятельность Государственных свободных мастерских и их роль в формировании авангардной художественной среды в регионах. Он также отмечает деятельность Музея живописной культуры и его значение для распространения авангардных идей. Центральными регионами в его исследованиях являются Урал и Поволжье .
Говоря о фундаментальных работах по истории авангарда, нельзя не отметить труды Н. Л. Адаскиной, О. О. Ройтенберг, И. Н. Карасик. Общая теория и практика авангарда, характеристика деятельности его объединений и отдельных персоналий изложена в самом крупном за последние годы сборнике «Энциклопедия русского авангарда» В. И. Ракитина и А. Д. Сарабьянова. Впервые попытка собрать воедино историю и концепции художественного авангарда в различных областях культуры была предпринята Т. В. Котович в издании с идентичным названием. Архитектурные особенности советского авангарда подробно рассматривается в монографии С.О. Хан-Магомедова «Архитектура советского авангарда».
Несмотря на проделанную названными авторами работу, объединенного труда, освещающего аспекты авангардной деятельности в региональном контексте не существует до сих пор. События эпохи рассматриваются отдельно друг от друга, только в контексте области научных исследований автора. Такая специфика понятна, однако уровень влияния авангардных художественных практик на современную художественную культуру заставляет обратиться к истокам, и начать изучение не отдельных фактов в авангардной истории регионов, а подойти к этой проблеме более комплексно, взяв за отправную точку исследований сохранившееся в регионах авангардное наследие в целом, и музейные коллекции в частности.
Предмет исследования: история художественного авангарда и его бытование в музеях регионов.
Объект исследования: история русского художественного авангарда в контексте музейно-выставочной и туристской деятельности.
Цель исследования: систематизация данных об истории русского авангарда в регионах России.
Задачи:
1. Изучить историю русского художественного авангарда в городах Твери, Смоленске, Брянске и Саратове на основе литературы, источников музейного и личного происхождения, интернет-ресурсов, периодических изданий, каталогов;
2. Систематизировать найденную информацию и обозначить существующие пробелы в истории авангарда в регионах;
3. Проанализировать выдающиеся музейные выставки и события культурно-образовательного характера по теме ВКР за последние 5 лет;
4. Разработать концепции проектов, направленных на популяризацию авангардного наследия в регионах.
Теоретическая значимость работы заключается в комплексном исследовании авангардной истории регионов посредством изучения истории музейных собраний и биографии отдельных персоналий, внесших вклад в развитие Смоленского, Брянского, Саратовского и Тверского регионов в первой трети XX века.
Практическая значимость работы состоит в изучении имеющихся примеров использования авангардного наследия в музейно-выставочной и туристской деятельности, и в самостоятельной разработке способов репрезентации авангардного наследия регионов с помощью инструментов музейной и туристской сферы. На основе материалов исследования предложена концепция по реализации информационного сайта в сети Интернет, который после завершения всех технических работ, может стать первым информационным продуктом в рунете, посвященным авангардному периоду и наследию в регионах России.
В качестве методологической основы исследования были использованы следующие методы:
• методы систематизации и теоретического анализа литературы по исследуемой проблеме, с помощью которых была изучена общая история русского авангарда, наследия авангардной эпохи и его использования;
• методы сбора эмпирической информации (обзор музейных экспозиций и выставок), с помощью которого была доказана актуальность выбранной темы и проанализирован запрос и заинтересованность в данной теме, как профессионального сообщества, так и широкого зрителя;
• методы сравнительного и искусствоведческого анализа экспозиций музеев выбранных регионов;
• метод синтеза, который помог сделать выводы по исследуемой теме, установить характерные черты авангардной деятельности в указанных регионах, проследить взаимосвязь между авангардными художественными практиками и их переосмыслением художниками и деятелями культуры современности.
Результаты исследования были впервые апробированы на Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Культурная среда и культурные практики» в апреле 2021 г. в виде доклада «Использование наследия эпохи русского авангарда в выставочных проектах музеев России: актуальность и проблемы». В мае 2021 г. результаты промежуточного этапа исследования были представлены на VII Международной научной конференция «Музеология - музееведение в XXI веке: Проблемы изучения и преподавания» в виде доклада «Авангардное наследие регионов: использование и перспективы развития в музейном контексте (на примере музеев Саратова и Смоленска)». На основании доклада была подготовлена статья «Авангардное наследие регионов: использование и перспективы развития в музейном контексте (на примере музеев Саратова и Смоленска)» для журнала «Вопросы музеологии». Статья была опубликована в 1-ом выпуске журнала за 2022 год9. Во втором выпуске журнала Art Innovation10 за 2021 г. были представлены результаты исследования творчества и наследия художника Наума Габо.
Русский авангард - международный культурный феномен, уникальная эпоха отечественного искусства, сопоставимая по масштабам своего влияния с эпохой Возрождения. Это время смелых художественных экспериментов, новых стремлений и время полного переосмысления назначения и роли искусства в жизни человека. Художники-авангардисты не просто создали новые направления, но и доказали, что искусство может быть междисциплинарным, продемонстрировав насколько различными могут быть сферы его распространения.
В ходе теоретической и практической работы над данным исследованием удалось решить поставленные задачи, используя различные методы исследования, такие как систематизация и теоретический анализ, сравнительный анализ, информационное моделирование.
В первой главе был реализован комплексный подход к изучению авангардной истории исследуемых регионов. Были установлены основные этапы развития авангардной художественной культуры, выделены направления, историко-культурные связи с другими регионами, а также рассмотрена деятельность отдельных персоналий, чья работа была значима в региональном контексте каждого их регионов:
• В Смоленске авангардная художественная культура стала развиваться с прибытием в город полотен для создания филиала Музея живописной культуры. Параллельно с этим, начинают свою работу Государственные художественно-промышленные мастерские, а позже - в 1920 г. открываются Изостудии при секции искусств изобразительного искусства ГУБОНО. Руководил студией - Владислав Стржеминский, польский художник и друг К. С. Малевича, благодаря чему на художественную традицию смоленских изостудий сильное влияние оказали концепции объединения «Утвердители нового искусства» (УНОВИС);
• Брянск с эпохой авангарда связывает фигура художника Наума Габо и архитектора А. З. Гринберга. Первый родился в Брянске, а второй оказал сильное влияние на весь архитектурный облик города в середине 1920х - начале 1930-х годов;
• Тверской архитектурный код связан с фигурой архитектора «бумажного» конструктивизма И. И. Леонидова и многострадальным архитектурным комплексом Речного вокзала. Кроме того, Тверские свободные художественные мастерские, вписали в историю отечественного искусства художников М. К. Соколова и А. И. Софроновой;
• История авангарда в Саратове - провинциальное отражение «левых» поисков в столицах. Здесь все происходило почти одновременно. Саратов, несмотря на давно закрепившийся за ним статус провинции, быстро и четко улавливал главные авангардные тенденции, преобразовывая их в собственное наследие.
В музее каждого из указанных городов имеются авангардные собрания, что позволяет им использовать художественное наследие эпохи на своих площадках в качестве исследовательской базы, постоянных и временных экспозиций, при организации тематических мероприятий. Однако на данном этапе, этого по-прежнему недостаточно для полномасштабного включения авангардного наследия регионов в общероссийскую музейную повестку.
Кроме музеев, необходимо использовать современные пространства и инструменты для популяризации данного этапа в истории отечественного искусства. На основании данных исследования можно отметить ряд проблем, которые в то же время, могут стать отправными точками для движения в сторону более широкого осмысления авангардного наследия в регионах:
1. Недостаточное признание и освещение темы русского авангарда в регионах;
2. Отсутствие постоянных экскурсионных маршрутов, посвящённых авангарду, за исключением экскурсий в государственных музеях. Кроме того, почти полностью игнорируется конструктивистское наследие городов в туристско-экскурсионном секторе. Это факт препятствует популяризации данной темы как среди жителей города, так и иногородних туристов;
3. Отсутствие постоянных экспозиций (за исключением экспозиции государственных музеев), отражающих тему авангарда в регионах, которые могли бы включать мемориальные и исторические экспозиции, памятные места и т.п.
Проведённое исследование и его результаты являются начальным этапом в систематизации знаний об эпохе русского авангарда в регионах России. Практическим результатом работы, кроме разработки экскурсионных маршрутов, стало создание концептуального решения информационного сайта, посвященного истории авангарда в регионах. Подобный информационный продукт и его дальнейшее внедрение, помог бы как исследователям данной темы (в том числе, как дополнительный ресурс для размещения результатов своих исследований), так и любителям истории, искусства и туристам, желающим взглянуть на регионы как современные развивающиеся города, для которых совсем не чужды новаторство и эксперимент.
На основании всего вышесказанного можно утверждать, что история русского авангарда в российских регионах - актуальная, но недооценённая тема для исследований. Однако результаты данной работы могут помочь в систематизации знаний по теме и дать старт новым исследованиям.
I. Архивные источники
1. Государственное казенное учреждение Брянской области «Государственный архив Брянской области». Путеводитель [Текст] // Ред. кол.: З. П. Коваленко (председатель), Ж. Л. Розанова (ответственный составитель), М. М. Горбачева, Л. М. Турилина. - Брянск: «Курсив», 2012. - 816 с.
2. Бежицкая студия изобразительных искусств. г. Бежица, Брянская губерния. // Государственный архив Брянской области. Каталог фондов. - URL: https://af.archive-bryansk.ru/index.php?act=fund&fund=426&highlight=%D0%B1%D0%B5%D0% B6%D0%B8%D1%86%D0%25B
3. Отдел народного образования Брянского губернского исполнительного комитет Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Народный комиссариат просвещения РСФСР г. Брянск, Брянская губерния 1918 - 1929 гг. // Государственный архив Брянской области. Каталог фондов. - URL: https ://af.archive-bryansk.ru/index.php?act=fund&fund=84&highlight=%D0%B3%D1%83%D0%B 1%D0%BE%D0%BD%D0%BE
4. Уполномоченный по постройке дома Советов в г. Брянске Московской государственной строительной конторы ВСНХ СССР г. Брянск, Брянская губерния 1-я половина 20-го века // Государственный архив Брянской области. Каталог фондов. - URL: https://af.archive-bryansk.ru/index.php?act=fund&fund=1614&highlight=%D0%94%D0%BE%D0 %BC%20%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B2
5. Эль Лисицкий. "Живописец + скульптор, архитектор = синтез. Анализ". Рецензия работ группы живописно-скульптурного-архитектурного синтеза на 19 выставке ИЗО Наркомпроса // Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф.3145. - Оп.1. - Ед. хр. 539. - 3 л.
6. Каталог первой выставки русского искусства. Берлин 1922 (Erste Russischt Kunstausstellung. Berlin 1922). На немецком яз. Обложка работы Эль Лисицкого // Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф.3145. - Оп.1. - Ед. хр.559. - 78 с.
7. Путеводитель по Всесоюзной Полиграфической выставке в Москве. 1927. Проект и деталировка Эль Лисицкого // Российский государственный архив литературы и искусства. - Ф. 3145. - Оп. 1 - Ед. хр. 563. - 234 с.
8. Каталог советского павильона на Международной выставке печати в Кельне в 1928 г. На немецком яз. Обложка и титульный лист работы Эль Лисицкого // Российский государственный архив литературы и искусства . - Ф.3145. - Оп.1 - Ед. хр. 564. - 112 с.
9. Naum Gabo and the Competition for the Palace of Soviets, Moscow 1931-1933. Каталог персональной выставки // RAAN. Сеть архивов российского искусства. - URL: https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/L8443.
II. Источники личного происхождения
10. Исследовательское интервью с доцентом Смоленского государственного университета, канд. фил. наук, куратором Двоенко Я.Ю., 2022
11. Исследовательское интервью с членом молодежной секции Творческого союза художников России, художницей Марией Ужакиной., 2022
12. Конспект семинара, посвященного деятельности объединения «УНОВИС»: УНОВИС-100. - 2019.
III. Литература
13. Дубенская Л. Рассказывает Надя Леже / Л.Дубенская. - М.: Детская литература, 1978. - 286 с.: ил.
14. Котович Т. В. Энциклопедия русского авангарда / Т. В. Котович. - Минск: Экономпресс, 2003. - 415 с., цв. ил.
15. Карасик И. Н. Русский авангард: проблемы репрезентации и интерпретации: сборник по материалам конференции, посвященной выставке «Музей в музее. Русский авангард из коллекции Музея художественной культуры в собрании Государственного Русского музея». СПб.: Государственный Русский музей: Palace Editions, 2001. - 272 с. : цв. ил.
...