АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
ГЛАВА 1. Теоретические основы транспортного обеспечения в туризме 6
1.1 Транспортная составляющая туристского продукта 6
1.2 Методологические основы исследования транспортного обеспечения туризма 12
1.3 Правовые основы транспортного обеспечения туристов 16
ГЛАВА 2. Особенности транспортных перевозок в туризме города Севастополя и Республики Крым 26
2.1 Роль транспортных перевозок в туризме города Севастополя и Республики Крым 26
2.2 Автомобильные транспортные перевозки города Севастополя и Республики Крым 30
2.3 Морские транспортные перевозки города Севастополя и Республики Крым 35
2.4 Железнодорожные транспортные перевозки города Севастополя и Республики Крым 38
2.5 Воздушные транспортные перевозки города Севастополя и Республики Крым 42
3 Глава. Оценка транспортного обеспечения туризма в городе Севастополе 45
3.1 Оценка транспортного обеспечения туризма города Севастополя 45
3.2 Перспективы и проекты развития транспортного обеспечения для повышения конкурентоспособности туризма в городе Севастополе 52
Заключение 58
Список литературы 62
Приложения 68
Актуальность темы исследования состоит в том, что транспортное обеспечение туризма играет важную роль в общем впечатлении о туристском продукте и воздействует на развитие туризма, помогает создавать новые виды туризма и новые туристские направления. Также транспортное обеспечение является одним из значимых компонентов туристско-рекреационного потенциала территории и способствует экономическому развитию регионов. В зависимости от продолжительности и дальности туристической поездки, транспортные перевозки могут занимать основную долю в цене тура. Развитие транспортного обеспечения туризма необходимо для привлечения туристов, обеспечения потребностей населения в транспортных услугах, сохранения туристских и природных ресурсов, и устойчивого развития территории в целом. Транспортное обеспечение туризма в городе Севастополе необходимо для увеличения объемов туристических потоков, которые оказывают положительное воздействие на территориальное развитие и являются дополнительным конкурентным преимуществом экономики субъекта.
На сегодняшний день отрасли туризма и транспорта сталкивается с серьезными проблемами из-за пандемии COVID-19 и геополитики. Сохраняются серьезные ограничения на поездки, разрываются цепочки поставок, резко снижается количество международных туристов, а ограничения на полеты из России парализуют организованный выездной туризм. Все эти факторы делают исследования по решению проблем и способам восстановления отраслей туризма и транспорта, а также по поиску новых возможностей в развитии внутреннего туризма особенно актуальными.
Научная новизна исследования заключается в разработке методики по оценке транспортного обеспечения туризма на основе теоретического анализа, проведении социально-экономической оценки транспортного обеспечения туризма и выявлении особенностей транспортного обеспечения туризма в городе Севастополе. По результатам исследования выявлены перспективы развития транспортного обеспечения в туризме города Севастополя.
Цель исследования: определить роль транспортных перевозок в туризме и использовать методы исследования транспортного обеспечения для повышения конкурентоспособности туризма в Севастополе.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ и дать оценку транспортной составляющей туризма;
2. Проанализировать и обобщить основные научные методы исследования транспортного обеспечения в туризме,
3. Выявить экономико-географические особенности использования видов транспорта в перевозках туристов в городе Севастополя;
4. Дать социально-экономическую оценку транспортного обеспечения туризма в городе Севастополе;
5. Выявить перспективные направления развития транспортного обеспечения туризма города Севастополя.
Объектом исследования данной работы являются транспортные пассажирские перевозки города Севастополя, в контексте развития туризма.
Предметом исследования данной работы являются внутреннее и внешнее транспортное обеспечение в отрасли туризма в городе Севастополе.
Методы исследования. В работе использовались аналитический, сравнительно-географический, картографический, статистический и историко-географический методы, в сочетании с системным подходом к исследованию транспортного обеспечения туризма.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты теоретического анализа научно-исследовательской работы использовались для подготовки и проведения лекции по теме исследования в рамках курса «География транспорта и основы логистики» для студентов 3 курса бакалавриата географии в Санкт-Петербургском государственном университете.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. Работа состоит из 87 страниц, 4 таблиц, 11 рисунков, 9 картосхем. Список литературы включает 84 наименования.
В результате проведенного исследования были выполнены все поставленные задачи:
1. Проведен теоретический анализ транспортной составляющей туризма. В результате была определена зависимость туризма от транспорта и его характеристик. Развитие туризма требует наличия транспортной инфраструктуры и ее совершенствования, которая помогает расширять географию путешествий и формировать транспортную коммуникацию между территориями, а также посредственно оказывает сильное влияние на развитие общества, развитие промышленности и хозяйства, создание рабочих мест, привлечение инвестиций, повышение мобильности населения, развитие туристской отрасли и инфраструктуры. Туристы при выборе транспорта обращают внимание на множество факторов и характеристик транспортных перевозок, таких как: стоимость, скорость, мобильность, вместимость, уровень комфорта, безопасность движения, возможность остановки по пути следования, возможность длительного жизнеобеспечения в пути и экологическая безопасность средств передвижения (Таблица 1). Оттого насколько качественно ведется управление туристскими ресурсами, зависит доходность отрасли туризма, транспорта и других смежных отраслей. Формирование системы международных и внутренних пассажирских перевозок в любой стране мира не представляется возможным без присутствия правовой базы, поэтому также были рассмотрены основные договорно-правовые документы регулирующие транспортное обеспечение туризма.
2. Рассмотрены основные научные методы исследования транспортного обеспечения туризма. На сегодняшний день в работах, посвященных туризму преобладает системный подход, так как именно в рамках данного подхода были получены наиболее значимые результаты. Элементы транспортной инфраструктуры туризма неразрывно связаны между собой. При оценке транспортного обеспечения туризма возможно использование иерархии подходов, ряда подходов, или алгоритма подходов, сформированного на целеполагании и ранжировании подходов по всем четырем уровням методологии. По мнению автора, наиболее эффективным способом визуализации оценки транспортного обеспечения туризма являются тепловые карты, показывающие геопространственные данные на карте в виде областей с разной концентрацией точек, разных цветов. Тепловые карты активно применяются в различных исследованиях динамики городской мобильности и хорошо известны для помощи в принятии решений и для выявления тенденций и необычных явлений в частных, общественных и общих видах транспорта. Присущий многомерный характер данных о городской мобильности потребовал разработки интерактивных методов визуализации, которые могут эффективно отвечать на аналитические задачи экспертов в предметной области и обеспечивать различные точки зрения на данные. Также стоит сказать, что оценка транспортной доступности исходя из прогнозной ее величины с позиций повышения для отдельных территорий является комплексной задачей со множеством факторов и переменных, которые требуют сбора и анализа большого объема данных.
3. Рассмотрены и собраны данные по всем видам транспорта, участвующих в перевозках туристов города Севастополя. Автомобильному транспорту города Севастополя отводится большая роль, особенно в перевозках пассажиров на городских, междугородних и международных направлениях. Автомобильный транспорт осуществляет перевозки по самостоятельным маршрутам, а также является связующим звеном между другими видами транспорта. В настоящее время транспортное обеспечение является стратегической составляющей развития города Севастополя. На протяжении последнего времени автомобильный транспорт является наиболее популярным в туристических перевозках, благодаря его мобильности, удобству и независимости. В 2021 году почти 70% туристов прибыли на Крымский полуостров именно автомобильным транспортом, как по Крымскому мосту, так и через государственную границу Российской Федерации и Украины. Использование автотранспорта в туризме уступает воздушному только в объемах перевозки на большие расстояния и в экономии времени. Морской транспорт города Севастополя играет важную роль сообщения и трансфера между Южной и Северной частями, разделенными Севастопольской бухтой. Город имеет большой потенциал для развития водного транспорта, так как Севастопольский порт находится в незамерзающей, закрытой от ветров и шторма, Севастопольской бухте, расположенной в стратегически важном месте на побережья Черного моря, а в радиусе 600 км. находятся 12 государств. Также развитие туризма в Республике Крым и городе Севастополе в большой степени зависит от транспортного обеспечения железнодорожным транспортом, так как массовые перевозки пассажиров в пригородном и межрегиональном сообщении - это главная область применения железнодорожного транспорта. Что касается воздушного транспорта города Севастополя, то здесь все гражданские перевозки осуществляются через аэропорт Симферополя. На территории города нет аэропорта, осуществляющего гражданские перевозки пассажиров, а аэропорт Севастополя - Бельбек в настоящее время выполняет военно-стратегические задачи и обслуживает военные самолеты. По результатам исследования различных видов транспорта города Севастополя были собраны данные отображенные в Приложениях 6-9, Рисунках 2-7 и Таблице 4. По собранным данным были составлены Картосхемы 2-4.
4. Проведена социально-экономическая оценка транспортного обеспечения туризма в городе Севастополе. Внешние, или межрегиональные перевозки туристов были обобщены и структурированы в ходе SWOT-анализа (Таблица 3). В ходе оценки были составлены Картосхемы 5-8 по точкам остановок городских, пригородных и междугородных автобусов, железнодорожных станций и причалов городского морского транспорта, а затем на картосхемах были отмечены основные туристские объекты Севастополя, данные о которых содержаться в Приложениях 1-5 и Картосхеме 1. Сбор данных по остановкам городских, пригородных и междугородных автобусов, железнодорожных станций и причалов городского морского транспорта для составления тепловых карт дает четкую картину для оценки транспортного обеспечения туризма. В целом транспортная обеспеченность города достаточно высокая, из-за высокой плотности населения и небольшой территории, которая позволяет без особых усилий развивать транспортную инфраструктуру. Однако среди минусов можно выделить высокую степень зависимости от одного вида транспорта. Автомобильный транспорт играет главную роль в транспортном обеспечении туризма, особенно внутри территории города Севастополя.
5. Выявлены перспективные направления развития транспортного обеспечения туризма города Севастополя. По мнению автора, одной из основных задач должна быть диверсификация транспортной отрасли города Севастополя по всем видам транспорта. В частности, планируется запуск «городской электрички» в городе Севастополе (Рисунок 8). В настоящее время маршруты городского морского транспорта проходят по территории Севастопольской бухты, однако в перспективе могут быть организованы круглогодично и регулярно и за ее пределами. В области морского транспорта Севастополя нереализованным остается потенциал развития международных перевозок. Бухты Севастополя обладают всеми необходимыми условиями и инфраструктурой для обслуживания круизных судов. На сегодняшний день в бухте Балаклавы планируется строительство центра яхтенного туризма (Рисунок 9). В воздушном транспорте перспективным для развития транспортного обеспечения туризма в городе Севастополе было бы открытие гражданских перелетов в аэропорту «Бельбек» (Рисунок 10). Обеспеченность автомобильным транспортом туризма в Севастополе находиться на высоком уровне, однако вместе с тем это вызывает нагрузку на автодороги, особенно в летнее время. По мнению автора, развитие транспортного обеспечения туристов автомобильным транспортом необходимо проводить через совершенствование автобусного и троллейбусного общественного транспорта и делать его более привлекательным для туристов и населения города. Также в Севастополе имеются возможности для создания и развития других, альтернативных способов передвижения туристов. Например, строительство канатных дорог и развитие велосипедной инфраструктуры, которые могут не только обеспечивать транспортную доступность, но и являться развлекательными и спортивными объектами привлечения туристов (Рисунок 11). При выявлении перспектив и проектов развития транспортного обеспечения туризма важно учитывать экологическую безопасность города Севастополя и сохранять его туристско-рекреационные ресурсы. На картосхеме 9 представлена карта воздействия транспортного обеспечения туризма на особо охраняемые природные территории города Севастополя, которую можно использовать при рассмотрении тех или иных проектов транспортной инфраструктуры туризма и их экологической безопасности.
1. Абибулаева Н. С. Транспортная инфраструктура как стратегическая составляющая туристско-рекреационных кластеров Республики Крым // Вестник Адыгейского государственного университета. 2020 №1. С. 96-101
2. Адашова Т. А. Ретроспективный анализ транспортной инфраструктуры Крыма в контексте преодоления текущего экономического кризиса // / Российские регионы: взгляд в будущее. 2015. № 1. С. 129-142.
3. Адашова Т.А. Транспортный потенциал Крыма в контексте развития сферы туризма // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И Вернадского. Серия: География. Геология. 2016. Т. 2 (68). № 3. С. 3-12.
4. Александрова А.Ю. Международный туризм. Учебник. М.: Аспект Пресс, 2002. 470 с.
5. Артемова Е.Н., Козлова В.А. Транспортное обслуживание туристов: учебно - методическое пособие для высшего профессионального образования / Е.Н. Артёмова, В.А. Козлова. Орёл: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2011. 140 с.
6. Ахунзянова Е.Ф. Повышение эффективности туристических услуг с учетом транспортной составляющей: на примере рос. авиаперевозок: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Ахунзянова Е.Ф.; Гос. ун-т упр. - М., 2003. - 21 с.
7. Бгатов А.П., Бойко Т.В., Зубрева М.В. Туристские формальности. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
8. Биржаков М.Б., Никифоров В.И. Индустрия туризма: перевозки. 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Герда, 2007. 528 с.
9. Большой глоссарий терминов международного туризма. Под ред. М.Б. Биржакова. СПб., 2005. - 996 с.
10. Буйленко В.Ф. Туризм. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 416 с.
11. Бутко И.И. Транспортное обслуживание туризма: учеб. пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников. - М.; Ростов н/Д : МарТ, 2006. - 335 с.
12. Валькова Т.М. Туристско-рекреационное районирование Севастополя / Т. М. Валькова, С. Р. Тюфанов, Е. С. Каширина, И. Л. Прыгунова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Естественные науки». 2019. Т. 2. С. 132-143.
13. Ваховская М. Ю. Способы диверсификации транспортного обеспечения туристских потоков в Республике Крым / Ваховская М. Ю., Стебловская В. В./ Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. 2018. Т. 4 (70). № 1. С. 41-52.
14. Воловик, А. В. Санкции США в ответ на воссоединение России и. Крыма / А. В. Воловик // Вестник РМАТ. - 2017. - № 3. - С. 21-25.
15. Волошин Н.И. Правовое регулирование в туризме. М: Советский спорт, 2004. 403 с.
...