Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Пассивные конструкции в научном тексте (на материале современных методических статей)

Работа №127592

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

русский язык

Объем работы81
Год сдачи2022
Стоимость5450 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования пассивных конструкций в научном стиле речи 9
1.1. Ключевые понятия исследования 9
1.2. Описание пассивных конструкций в русском языке 15
Выводы по Главе 1 29
Глава 2. Исследование пассивных конструкций в современных методических статьях 31
2.1. Характеристика материала исследования 33
2.2. Семантика и условия функционирования пассивных конструкций в современных методических статьях 45
Выводы по Главе 2 70
Заключение 73
Список литературы 76

Актуальность исследования. Одним из наиболее интересных и сложных разделов русской грамматики является раздел “Пассивные (страдательные) конструкции”. Пассивные конструкции характерны как для письменной речи, так и для устной. В письменной речи они в большей или меньшей степени присущи всем стилям речи, причем, встречаются все типы пассивных конструкций (одночленные, двучленные, трехчленные). Для устной речи характерно использование одночленных и двучленных пассивных конструкций [26, с. 89]. Учитывая, что пассивные конструкции - это широко распространенное явление в русском языке, адекватное восприятие информации, а также понимание и грамотное построение текста невозможно без их изучения, без анализа их структуры и взаимосвязи с активными конструкциями в речи.
Пассивные конструкции часто встречаются в научном стиле речи. Основная функция научного текста - информативная, его основной целью является изложение фактов и описание предметов, явлений и процессов. Научный текст характеризуется объективностью изложения, а также отсутствием авторского “я” и эмоционально окрашенной лексики. Одним из способов замены авторского “я” является использование возвратных глаголов и пассивных безличных конструкций по типу “эксперимент был проведен”, “предмет характеризуется”, “в результате было выявлено” [12, с. 17].
В настоящее время в связи с повышением роли научных знаний в обществе возрастает и роль научного стиля речи. Необходимость его лингвистического исследования, важность анализа различных явлений синтаксиса и лексики обусловливают интерес и к пассивным конструкциям. При этом приходится учитывать, что неоднородность семантики делает раскрытие пассивных конструкций сложным процессом. Для анализа этой семантики приходится учитывать разные языковые уровни: морфологический, синтаксический, лексический, прагматический. [37, с. 123].
Таким образом, актуальность исследования пассивных конструкций в научном стиле речи обусловлена повышением значимости научного знания в современном обществе.
Обзор литературы
Понятие “пассивный” в русской лингвистике и грамматике появилось благодаря влиянию языков Запада и латыни в конце XIX в. До этого времени существовал только термин “страдательный залог”, который мы можем наблюдать в работах М.В. Ломоносова, А.А. Потребни и т.д. В настоящее время понятия “пассивный” и “страдательный” в лингвистике являются равноценными и взаимозаменяемыми [37, с. 286].
Пассивные конструкции рассматриваются в академической грамматике русского языка и в целом ряде научных работ [14; 29; 35; 38; 24; 25 и др.]. В словаре-справочнике лингвистических терминов Д.А. Розенталя и М.А. Теленковой дается такое определение: “Пассивная конструкция или страдательный конструкция- это синтаксическая конструкция, содержащая сказуемое, выраженное формой страдательного залога, подлежащее, обозначающее объект действия, (предмет, на который переходит действие), и косвенное дополнение в творительном падеже, обозначающее производитель действия” [24, с. 256].
В.С. Храковский [38, с. 235] описывает следующие характеристики конструкций:
1) единица, выступающая в роли подлежащего в активной конструкции, является косвенным дополнением (которое не обязательно) в пассивной конструкции;
2) единица, выступающая в роли подлежащего в пассивной конструкции, является прямым дополнением в активной конструкции;
3) глагол в пассивной конструкции имеет специфические характеристики, в активных конструкциях глагол имеет действительный залог, а в пассивных конструкциях - страдательный залог;
4) пассивная конструкция употребляется в речи гораздо реже активной.
“В конструкциях актива глагол является глаголом действительного залога, в конструкциях пассива - глаголом страдательного залога" [26, с. 170].
О залоге пишет Л.Я. Усачева [23, с. 172-176], рассматривая развитие залоговых значений и их грамматическое оформление с древнерусского до современного русского языка. Также автор указывает, что современную семантико-синтаксическую структуру залоговой системы можно представить схематически как “распределение по оппозициям: актив/пассив, транзитность/интразитность, возвратность/невозвратность” [23, с. 174]. Тему развития залоговой системы в своих работах также затрагивают такие авторы, как В.И. Гаврилова, Д.И. Коломацкий, А.А. Холодович и другие.
Интересна тема сравнения пассивных конструкций в разных языках. Об этом пишут многие авторы, в частности, И.В. Корытко [16, с. 1-4], который проводит сравнительный анализ категории залога в русском и английском языках, М. Алияришорехдели [2, с. 169-170], сравнивающий в своей статье пассивные конструкции в русском и персидском языках, а также Ф. Сюй и Ю. Фу [31, с. 16-18], пишущих о сходствах и различиях функционирования пассивных конструкций в русском и китайском, доказывая, что между данными языками много общего. Ван Ц. и Т.Г. Бочина [48, с. 37-41] подтверждают это, а также добавляют, что “средства выражения страдательности в двух языках определены языковым строем и когнитивными функциональными факторами”. Сравнение пассивных конструкций в разных языках позволяет понять специфику пассивных конструкций в русском языке.
О причастных и глагольных пассивных конструкциях в научном стиле речи пишет Г.К. Трофимова [33, с. 62], указывая на их частотное появление в текстах научного стиля. Автор подчёркивает, что пассивные конструкции, зачастую, описывают процесс без указания на производителя этого процесса, а также выделяет ситуации, при которых употребляются пассивные конструкции. Среди подобных ситуаций:
• производитель действия нам известен из контекста, либо уже упоминался, поэтому нет необходимости его называть,
• внимание читателя должно быть сосредоточено на действии, а не на его производителе,
• производитель действия неизвестен,
• описываемые действие или процесс не зависят от производителя.
Р.С. Аликаев и М.Р. Аликаева [1, с. 79] также подчёркивают, что пассивные конструкции составляют значительную часть объёма научных текстов, так как их использование предполагает перенос центра высказывания на объект действия, который в активной конструкции вынесен на периферию.
Объектом исследования в данной работе являются пассивные конструкции в научных текстах.
Предметом исследования являются особенности значения и употребления пассивных конструкций в научном стиле речи.
Гипотеза исследования состоит в следующем: функциональный и семантический анализ средств выражения пассивных конструкций в научном стиле речи позволит выявить и описать особенности значения и употребления пассивных конструкций в научном стиле речи.
Цель исследования - выявить статистическое соотношение различных видов пассивных конструкций в научном тексте и проанализировать отобранные примеры подобных конструкций с функциональной и семантической точек зрения.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
• Описать ключевые понятия исследования (по глоссарию).
• На основе изучения научной и справочной литературы описать пассивные конструкции в русском языке, выявить их структурные и функциональные особенности, существующие классификации.
• Проанализировать не менее 30 научных статей по методике преподавания различных учебных предметов, методом сплошной выборки выявить не менее 300 контекстов с предложениями, содержащим пассивные конструкции.
• Проанализировать отобранные примеры, определить типы пассивных конструкций, характерные для научного текста, а также их процентное соотношение.
• Провести семантический анализ типов пассивных конструкций.
• Провести функциональный анализ пассивных конструкций в научном тексте.
Положения, выносимые на защиту:
1) В текстах научного стиля, в частности, в статьях по методике преподавания, чаще всего встречаются двучленные пассивные конструкции.
2) Среди них наиболее частотны - пассивные конструкции с возвратным глаголом, затем причастные пассивные конструкции.
3) Пассивные конструкции чаще всего указывают на факт или на процесс.
4) Наиболее часто встречающейся категорией субъектов в пассивных конструкциях, встречающихся в методических статьях, являются преподаватели, методисты и исследователи.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, описательный метод, метод сплошной выборки примеров, метод количественной обработки данных, метод семантического анализа, метод функционального анализа, метод научного синтеза.
Материал исследования: научные статьи по методике преподавания различных учебных предметов.
Теоретической базой исследования послужили работы М. Алияришорехдели, Т.Г. Бочиной, Л.Д. Булыгиной, Ван Цы, В.В. Виноградова, Т.В. Герасимовой, М.Н. Кожиной, С.М. Колесниковой, И.В. Корытко, Д.А. Розенталя, Г.Я. Селезнёвой, Ф. Сюй, М.А. Теленковой, М.А. Тростниковой, Л.Я. Усачевой, Ю. Фу, В.С. Храковского, О. В. Чагиной и др.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей семантики и функционирования пассивных конструкций в научных статьях.
Теоретическая значимость работы: исследование пополнит существующие знания в области семантики и функционирования пассивных конструкций в научном стиле речи.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут найти применение в лекциях по грамматике современного русского языка, научному стилю речи, функциональной грамматике, а также в учебных пособиях по синтаксису русского языка.
Структура диссертации: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной диссертационной работе нами была рассмотрена тема функционирования пассивных конструкций в научном стиле речи, используемом в методических статьях. Это важный аспект изучения русского языка на высоких уровнях владения языком, требующий от учащихся определённой частоты чтения научных текстов.
Благодаря исследовательской литературе нам удалось изучить тему пассивных конструкций в русском языке в целом, выявить их структурные и функциональные особенности, существующие классификации. После этого отобраны 30 научных статей по методике преподавания иностранных языков и русского как иностранного, а затем методом сплошной выборки выявлены 315 контекстов с предложениями, содержащими пассивные конструкции. Далее мы проанализировали отобранные нами наиболее показательные примеры, определили типы пассивных конструкций, характерные для научного текста, а также их процентное соотношение. В результате нашего исследования мы получили собственную статистику.
Соотношение количества пассивных конструкций по составу получилось таким: 289 на 26 (91.7% на 8.3%), где первый показатель - это двучленные пассивные конструкции, а второй - трёхчленные. Найденные нами конструкции чаще всего указывали на свершившийся факт (154 или 49%), реже - на процесс (82 или 26%) и результат (71 или 22.5%), также довольно редко встречаются пассивные конструкции, описывающие возможность (8 или 2.5%). Что касается структуры найденных нами примеров предложений, оказалось, что в текстах статей 200 (63.5%) пассивных конструкций с возвратным глаголом и 115 (36.5%) причастных. Завершили мы данное исследование анализом части отобранных нами наиболее показательных примеров (75) с функциональной и семантической точек зрения, достигнув, таким образом, цели исследования.
В результате анализа мы пришли к выводу, что из 75 проанализированных примеров предложений, содержащих 97 пассивных конструкций, большая часть относится к двучленным пассивным конструкциям (82) с возвратными глаголами, указывающими на факт, либо процесс, а 15 - относится к трёхчленным.
В большинстве примеров двучленных пассивных конструкций субъектом выступали преподаватели, методисты или исследователи (62 примеров или 76%). Субъект неясен или вовсе не предполагался в 14 конструкциях (17%). Студенты выступали в качестве неназванных субъектов в 6 пассивных конструкциях (7%). Среди трёхчленных пассивных конструкций, много разнообразных субъектов, которые не удалось объединить в группы, так как они не повторяются, поэтому мы выделили их в категорию “Другое” (10 или 67%). Далее следует категория преподавателей, методистов и исследователей (3 или 20%), а затем авторов (2 или 13%).
Результатом данного исследования стало более глубокое понимание функционирования пассивных конструкций в научных текстах, в частности, в текстах методических статей.
Данная диссертационная работа, в которой рассмотрена лишь часть проблем актуальной и обширной темы функционирования пассивных конструкций в текстах научного стиля, может стать опорным материалом для более глубокого изучения данной темы, а также помочь преподавателям в детальной проработке темы пассивных конструкций в научном стиле, в частности, в китайской аудитории, так как в рамках данной работы, нами также были рассмотрены особенности восприятия новой языковой информации носителями китайского языка.
Мы считаем необходимым овладение данной темой иностранными студентами, так как знание пассивных конструкций даёт более глубокое понимание языка, а также навыки использования научного стиля в образовательной и научной деятельности, что для студентов приоритетно.


1. Аликаев Р.С., Аликаева М.Р. Особенности презентации различных типов семантико-синтаксических универсалий в научном стиле // Вестник ВолГУ. Серия 2. - 2008. - №7. С. 79.
2. Алияришорехдели М. Особенности категории залога в русском языке (в сравнении с персидским языком): возвратные конструкции // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2011. - №6. С. 169-174.
3. АникинаМ. Н., Кутукова Н.В., Ольхова Л.Н. Русский язык: Синтаксис сложного предложения / под ред. М. Н. Аникиной. М.: Дрофа, 2006.
4. Бондарко А. В. К определению понятия “залоговость”. Активность и пассивность // Теория функциональной грамматики: Персональность. Залоговость. СПБ: Изд-во Наука. Ленинградское отделение, 1991.
5. Буланин Л. Л. Категория залога и функционально - семантическое поле залоговости // Теоретические проблемы функциональной грамматики: Материалы Всероссийской научной конференции. - СПБ: Наука, 2001.
6. Булыгина Л. Д. Реализация и развитие этнокультурного потенциала китайских учащихся в полинациональных группах // Русско- китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2009.
7. Ван Ц., Бочина Т.Г. Функционально-когнитивные особенности выражения пассива в русском и китайском языках // Филология и культура. - 2013. - №4 (34). С. 37-43.
8. Владимирова Т. Л. Язык и стиль научного текста: учебное пособие. Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2010.
9. Виноградов, В. В. Исследования по русской грамматике : избр. тр. / В. В. Виноградов. - Москва : Наука, 1975.
10. Гаврилова И.В. Залоговая характеристика возвратных глаголов с характеризующе-качественным значением // Вестник Московского университета. Серия 9. Филология. - 2015. - №5. С. 42-58.
11. Герасимова Т. В. Пассивные конструкции: структура, семантика, выбор // Проблемы филологии Западной Сибири и Урала. Тез. докл. межвуз. конф. Тюмень: Изд-во Главный вычислительный центр Облиздат г. Тюмень. 1986.
12. Герасимова Т. В. Семантические параметры глагола в пассиве Тюмень: Изд-во Тюменского ун-та, 1987.
13. Игнатова И. Б., Андреева С.М., Мордас С.Б. Практическая грамматика. Учебное пособие. СПб.; Белгород: Изд-во Петровская Академия наук и искусств, 2006.
14. Кожина М. Н. О речевой системности научного стиля сравнительно с некоторыми другими. Пермь: ПГУ им. А.М. Горького, 1972.
15. Колесникова С.М. Залог и залоговость в современном русском языке // Русский язык в школе. № 4. - М.: Наш язык, 2016.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ