Политика ограничения рождаемости в КНР (1979-2015 гг.)
|
Введение 3
Глава I. Демографическая политика КНР до 1978 г 13
Первая кампания ограничения рождаемости (1956-1958 гг.) 13
Вторая кампания ограничения рождаемости (1960-1966 гг.), подготовка к реализации политики «одна семья - один ребенок» 16
Демографические проблемы Китая до начала политики «однодетной семьи» 20
Глава II. Политика «одна семья - один ребенок» (1979-2015 гг.) 23
Начальный этап нового демографического курса (1979-1984 гг.) 23
Документ №7 и его роль в реализации политики ограничения рождаемости 26
Курс на смягчение проводимой политики 30
Глава III. Последствия политики «одна семья - один ребенок» 34
Проблемы, возникшие в результате осуществления политики ограничения рождаемости 34
Отмена политики «одна семья - один ребенок» 37
Демографическая политика на современном этапе 41
Заключение 45
Список использованных материалов 49
Приложения 57
Глава I. Демографическая политика КНР до 1978 г 13
Первая кампания ограничения рождаемости (1956-1958 гг.) 13
Вторая кампания ограничения рождаемости (1960-1966 гг.), подготовка к реализации политики «одна семья - один ребенок» 16
Демографические проблемы Китая до начала политики «однодетной семьи» 20
Глава II. Политика «одна семья - один ребенок» (1979-2015 гг.) 23
Начальный этап нового демографического курса (1979-1984 гг.) 23
Документ №7 и его роль в реализации политики ограничения рождаемости 26
Курс на смягчение проводимой политики 30
Глава III. Последствия политики «одна семья - один ребенок» 34
Проблемы, возникшие в результате осуществления политики ограничения рождаемости 34
Отмена политики «одна семья - один ребенок» 37
Демографическая политика на современном этапе 41
Заключение 45
Список использованных материалов 49
Приложения 57
Перенаселение - одна из самых серьезных и актуальных проблем нашего времени. Оно представляет собой избыток населения по отношению к средствам существования. Перенаселение влечет за собой такие экономические, социальные, политические проблемы, как снижение уровня жизни населения, безработица, голод, нехватка основных ресурсов (вода, продовольствие, энергоресурсы), войны, загрязнение окружающей среды.
До недавнего времени Китай был страной с самой большой численностью населения, он в полной мере прочувствовал, какие разрушительные последствия несет перенаселение. Китай уникален тем, что это пока единственная страна в мире, решившаяся на проведение жесткой демографической политики с целью снижения коэффициента рождаемости и благодаря этому добившаяся минимизации показателей прироста населения. Однако проводимый демографический курс повлек за собой различные проблемы и создал новые вызовы, с которыми Китаю приходится сейчас бороться.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что она позволяет углубить понимание исторических процессов в Китае и осмыслить текущую ситуацию в КНР, ведь политика ограничения рождаемости изменила облик страны и обусловила многие проблемы, которые сейчас Китай вынужден решать. Более того, опыт Китая может быть полезен другим странам мира, сталкивающимися с проблемой перенаселения. Исследование истории и всех аспектов проводившегося в Китае демографического курса поможет извлечь уроки, проанализировать допущенные ошибки и понять, каким образом политика в области народонаселения могла бы быть усовершенствована.
Объектом исследования является демографическая политика Китая в 1979-2015 гг.
Предметом исследования являются изменения в обществе, возникшие вследствие проведения данной политики.
Цель данной выпускной квалификационной работы - проследить трансформацию общества в ходе реализации политики «одна семья - один ребенок».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать первые попытки проведения политики ограничения рождаемости в КНР до 1978 г.
2. Выявить особенности этапов политики «одна семья - один ребенок» (1979-2015 гг.).
3. Оценить изменения в структуре населения, обусловленные проведением данной политики, и выявить перемены в мировоззрении китайцев.
Хронологические рамки темы: основное содержание работы охватывает 1979-2015 гг. (то есть период проведения курса “одна семья - один ребенок”), в целях анализа предыстории и подготовительных этапов данного курса, а также его результатов автор обращается как к более раннему, так и к более позднему периодам.
Методология исследования: историко-генетический и историко-сравнительный методы. Благодаря применению историко-генетического метода, позволяющего раскрыть свойства, функции и изменения в обществе изучаемого периода, стало возможным проследить эволюцию методов политики ограничения рождаемости и последующие изменения в структуре общества и менталитете китайцев. Историко-сравнительный метод позволяет установить причинно-следственные связи и закономерности, благодаря чему была выявлена эволюция методов, к которым прибегало китайское правительство для достижения желаемых показателей прироста населения. Материал был обобщен, проанализирован и структурирован.
При написании работы использовались разнообразные материалы. Выдающимся исследователем демографии Китая является Е. С. Баженова. В первую очередь стоит упомянуть совместный труд Е. С. Баженовой и А. В. Островского “Население Китая” (1991). В данной работе рассматриваются такие вопросы, как: демографические особенности Китая, политика КНР в области народонаселения с 1949 г. по 1979 г., оценка политики «одна семья - один ребенок», статистические данные о структуре населения КНР в разные периоды.
Важнейшая монография Е. С. Баженовой - “1 300 000 000. Население Китая. Стратегия развития и демографической политики” (2010). В данной работе появляется много существенно новой информации об особенностях демографической политики Китая. В частности, автор монографии подробно описывает, насколько дифференцированной была политика ограничения рождаемости. Применяемые административные и экономические меры по поощрению и наказанию сильно варьировались от провинции к провинции. С каждым годом политика становилась все более гибкой, поскольку Китай - многонациональная страна с большим населением, и подходы должны были быть адаптированы под конкретный регион.
В 2009 г. Е. С. Баженова опубликовала статью в сборнике “Проблемы Дальнего Востока” (2009), в которой выделила особенности демографических процессов в Китае после политики ограничения рождаемости, а именно: стабилизация коэффициента естественного прироста населения, уменьшение среднего размера семьи, ускорение темпов старения населения, преобладание мужского населения над женским, увеличение количества мигрантов, покидающих сельскую местность. Данная статья позволяет проследить, в какой момент стали ощущаться проблемы, вызванные политикой ограничения рождаемости.
Политика «одна семья - один ребенок» была официально отменена в 2015 г., но законопроекты об отмене политики выпускались и за пару лет до этого. Именно их Е. С. Баженова анализирует в статье “Новые аспекты демографической ситуации в КНР” (2014) и приходит к выводу, что смягчение политики ограничения рождаемости может помочь Китаю решить нарастающую проблему нехватки рабочей силы, поскольку население активно стареет, а новые рабочие руки появляются в меньшем количестве, чем нужно.
Позднее Е. С. Баженова опубликовала статью “Новые тенденции в области демографического развития КНР (по итогам 5-го пленума ЦК КПК 18-го созыва)” (2017). В работе проводится анализ причин нежелания семейных пар иметь второго ребенка даже после отмены политики «одна семья - один ребенок». Главным фактором явился рост уровня жизни китайского населения. Молодые люди нацелены на повышение качества жизни, а второй ребенок, по их мнению, может явиться серьезной финансовой проблемой, поскольку дети требуют трат на образование, медицину, предоставление жилья и т.д. Кроме того, в обществе появляются новые тенденции - многие идут на сознательный отказ от семейной жизни, поскольку хотят сосредоточиться на карьере и саморазвитии. В статье “Социально-демографическое развитие КНР” (2018) Е. С. Баженова приходит к следующему выводу: чтобы сделать перспективу рождения второго ребенка более привлекательной, необходимо гарантировать помощь в предоставлении образования детям, расширять пенсионный фонд, предоставлять субсидии и льготное жилье. Кроме того, в том же году была опубликована статья “Китайская семья в условиях новой демографической политики” (2018), в которой приводятся данные процентного соотношения мужчин и женщин в китайском обществе, анализируются отношения между старшим и младшим поколением, раскрываются изменения в мировоззрении современных китайцев. Статья А. В. Островского “Китайская экономика в первые годы (2016-2017) 13-й
пятилетки: как решаются основные проблемы” (2018) расширяет тему отмены политики «одна семья - один ребенок». В ней проанализированы экономические последствия проводимой прежде политики ограничения рождаемости, и статья О. В. Почагиной “Изменение политики «одна семья - один ребенок» в Китае: причины и ожидаемые результаты” (2014). О. В. Почагина оценила позитивные и негативные итоги реформ, рассмотрела основные вехи реализации политики ограничения рождаемости, объяснила причины отказа от политики однодетной семьи и нежелания нового поколения заводить второго ребенка.
Многие исследователи конца XX - начала XXI вв. предупреждали о возможных негативных экономических и социальных последствиях политики «одна семья - один ребенок». Уже тогда звучал призыв перейти к политике «одна семья - два ребенка», что позволило бы найти баланс между проблемами, являющихся следствием политики ограничения рождаемости, и трудностями, вызванными большой численностью населения. В статьях отечественных, китайских и западных исследователей доказывается разумность данного курса. В качестве примера можно привести статьи Е. С. Баженовой “Китай в демографическом измерении” (1992), Фэн Литяна “Прошлое, настоящее и будущее политики Китая в области народонаселения” (2000), Д. Бонгаартса и С. Гринхалф “Альтернатива политике однодетной семьи в Китае” (1989).
Важным понятием в рамках анализа проводимой демографической политики является “качество населения”, которое подробно рассматривается в статье Лю Чжэна “Население Китая” (1989). Лю Чжэн раскрывает данное понятие и объясняет, почему к нему начало апеллировать руководство КНР. Страна нуждалась в “качественном” населении, то есть физически здоровом, образованном и обладающим высоким уровнем квалификации в различных областях, но многие китайцы того времени имели врожденные заболевания и обладали низким уровнем грамотности.
В монографии Ю. М. Галеновича “Китайское чудо или китайский тупик?” (2002) рассматриваются вопросы модернизации Китая, которая шла рука об руку с демографической политикой нового правительства. В частности, в исследовании представлен обширный материал, связанный с анализом причин и последствий перенаселения Китая.
Автореферат кандидатской диссертации Джан Жэ Ланя “Динамика численности населения и политики Китая в области деторождения” (1999) позволяет получить общие сведения о ходе и результатах демографической политики Китая.
Автору показалось уместным использовать в своей работе некоторые сюжеты, взятые из художественного произведения Мо Яня “Лягушки” (2020), в котором рассказывается о жизни китайцев в период проведения политики ограничения рождаемости. Художественная литература не может быть служить в качестве объективного источника сведений о данном периоде и политике ограничения рождаемости, но в романе Мо Яня отразилась трансформация общества и образа мыслей людей в ходе политики «одна семья - один ребенок» в яркой, гипертрофированной форме.
В статьях Хоу Цзявэя и Чжан Иньфэна “Исследование «политики одного ребенка» после начала «политики реформ и открытости»” (2018); Ли Шояня и Чжан Кэ “Исследование изменений в политике планирования рождаемости в Китае (1956-2015)” (2016); Пэн Линьюя “Новые изменения в политике Китая в области народонаселения: от «политики одного ребенка» до «политики двух детей»” (2017), рассматривающих политику в области деторождения в ретроспективе, чувствуется негативное отношение авторов к изначальному решению властей проводить политику «однодетной семьи». Акцент делается на нерациональности жёстких мер, принятых руководством, в целях обеспечения нулевого прироста населения в Китае, где веками сохранялась традиция иметь большую семью. В этом же контексте интересна статья Гэ Сушаня “Почему важна «политика одного ребенка» (2015), в которой выражается противоположное мнение. Гэ Сушань последовательно объясняет, какое благоприятное воздействие оказала политика «однодетной семьи» на развитие Китая, в частности, как это помогло повысить уровень жизни населения и снизить давление на окружающую среду. Вместе с тем, в статье выражается обеспокоенность, связанная с отменой политики «одна семья - один ребенок», которая может привести к всплеску рождаемости.
Центральным вопросом в статье Чэнь Вэя и Цзинь Юная “Проведение политики планирования рождаемости в Китае и факторы, повлиявшие на нее” (2014) становится проблема обхода политики «одна семья - одна ребенок». Авторы приходят к выводу, что население всегда сопротивлялось политике ограничения рождаемости, но степень сопротивления в разные годы и в разных районах была разная. Так, самое большое количество нарушений наблюдалось в деревне в первые годы проводимого курса.
В работах тайваньских исследователей Ван Синьсяня “Исследование и анализ всесторонней программы «одна семья - два ребенка»” (2016) и Ши Шицзюня “Демографическая политика на материковом Китае: «реформы и открытость» и «одна семья - два ребенка»”(2015) была выделена интересная особенность политики ограничения рождаемости в Китае, а именно - высокие штрафы за рождение второго и последующих детей. Суммы были неподъемные, что ломало жизни многим людям, нарушившим принципы политики. Описанные в данной статье истории вызывали сильный резонанс как в китайской, так и в западной печати.
Ряд исследователей изучали проблемы, возникшие в результате политики «одна семья - один ребенок». Так, Дун Кэюн в статье “Старение населения Китая и его экономические и социальные последствия” (2016) изучил проблему старения населения; Гэн Жуйся, Лю Шэнлун, Се Шэньсян исследовали вопрос возникшего гендерного дисбаланса в статье “Политика одного ребенка”, снижение рождаемости и гендерное равенство” (2020); Ван Цзыци посвятил статью “Исследование влияния «политики одного ребенка» на накопление человеческого капитала в Китае” (2018) проблеме нехватки рабочей силы; Сян Линькэ в своей работе “Исследование отклонений в системе ценностей после начала осуществления политики «одна семья - один ребенок» в Китае” рассмотрел вопрос развития эгоцентризма у нового поколения (2017).
Среди работ, написанных на английском языке, в первую очередь хочется выделить монографию Т. Уайт “China’s longest campaign: birth planning in the People’s Republic, 1949-2015” (2006). В исследовании Т. Уайт подробно описаны методы, направленные на сдерживание роста населения; применяемые меры поощрения и наказания за исполнение или нарушение принципов проводимой политики; работа чиновников, ответственных за осуществление курса.
Дж. Шапиро - выдающийся исследователь, изучающий связи между политикой китайских властей и ее влиянием на окружающую среду. Самой знаковой ее работой является монография “Mao’s war against nature” (2001), в которой, в частности, представлены сведения о жизни и идеях Ма Иньчу, знаменитого китайского демографа. Его называют китайским Мальтусом, поскольку он тоже исследовал проблему перенаселения и призывал китайские власти активно претворять в жизнь политику, ограничивающую прирост населения. Предлагаемые им возможные методы, направленные на контроль роста населения, стали применяться через 30 лет - с началом политики «одна семья - один ребенок».
В работе У Цанпина и Му Гуанчжуна “China’s population situation and policies” (2004) описано противоречие между реформой семейного подряда и политикой ограничения рождаемости. Хотя правительство начало проводить оба курса с целью повышения темпов экономического развития и уровня жизни населения, применяемые методы противоречили друг другу, из-за чего пришлось идти на послабления в области демографической политики.
П. Р. Эрлих является знаменитым экологом и демографом. Наибольшую известность он получил после публикации монографии “The Population bomb” (1995), в которой выражены предостережения относительно рисков популяционного роста и ограниченных ресурсов.
Благодаря статье, написанной коллективом авторов, “Will demographic change slow China’s rise?” (2013) была выделена связь между экономическим ростом Китая и снижением уровня рождаемости, а именно: уменьшение населения способствует экономическому росту, равно как и всеобъемлющее развитие страны влечет за собой понижение коэффициента рождаемости.
Кроме того, была выявлена еще одна демографическая проблема, а именно - проблема “оставленных детей”. Чэнь Цзиньюн в статье “China’s precious children” (2019) раскрывает несоответствия в проводимой властями политике. С одной стороны, на данный момент правительство прилагает много усилий, чтобы стимулировать рождаемость, поскольку не хватает рабочих рук, с другой стороны, не уделяет должного внимания детям оставленных родителями, которые уехали на заработки в другой город. Автор призывает сделать систему хукоу более гибкой, расширять возможности получения образования и предлагать услуги психологической помощи детям и подросткам.
Для получения актуальной информации о состоянии политики в области народонаселения были автор обратился к интернет-ресурсам, в частности, к сайтам на русском языке (Российский совет по международным делам, ЭКД!, BBC News), телеграм-канал (Chinogram), сайтам на китайском языке (Госсовет КНР, Закон о браке КНР, Сайт юридического факультета Пекинского университета, Китайский университет Гонконга, Национальная комиссия по планированию семьи), сайтам на английском языке (Bloomberg News, The World Bank).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных материалов и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, хронологические рамки, методология исследования, а также дается историографический обзор и описывается структура работы.
В главе I - “Демографическая политика КНР до 1978 г.” анализируются первые попытки взять под контроль рост населения, а именно “первая” и “вторая” кампании по ограничению рождаемости; описываются конкретные мероприятия по снижению прироста населения, которые применялись после 1978 г. Кроме того, раскрываются демографические проблемы, заставившие правительство задуматься о проведении политики по снижению прироста населения.
В главе II - “Политика «одна семья - один ребенок»” раскрывается поэтапное развертывание политики по контролю роста населения.
Делается акцент на принятии Документа №7, который изменил методы проведения политики и сделал ее более эффективной. Наконец, анализируется, как китайское правительство постепенно двигалось к отказу от политики «одна семья - один в ребенок» в пользу политики «одна семья - два ребенка».
В главе III - “Последствия политики «одна семья - один ребенок»” подводятся итоги проводимой политики, а именно - выделяются ее позитивные и негативные последствия для страны.
В заключении подводятся итоги работы и делаются основные выводы, соответствующие поставленным целям и задачам.
До недавнего времени Китай был страной с самой большой численностью населения, он в полной мере прочувствовал, какие разрушительные последствия несет перенаселение. Китай уникален тем, что это пока единственная страна в мире, решившаяся на проведение жесткой демографической политики с целью снижения коэффициента рождаемости и благодаря этому добившаяся минимизации показателей прироста населения. Однако проводимый демографический курс повлек за собой различные проблемы и создал новые вызовы, с которыми Китаю приходится сейчас бороться.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что она позволяет углубить понимание исторических процессов в Китае и осмыслить текущую ситуацию в КНР, ведь политика ограничения рождаемости изменила облик страны и обусловила многие проблемы, которые сейчас Китай вынужден решать. Более того, опыт Китая может быть полезен другим странам мира, сталкивающимися с проблемой перенаселения. Исследование истории и всех аспектов проводившегося в Китае демографического курса поможет извлечь уроки, проанализировать допущенные ошибки и понять, каким образом политика в области народонаселения могла бы быть усовершенствована.
Объектом исследования является демографическая политика Китая в 1979-2015 гг.
Предметом исследования являются изменения в обществе, возникшие вследствие проведения данной политики.
Цель данной выпускной квалификационной работы - проследить трансформацию общества в ходе реализации политики «одна семья - один ребенок».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать первые попытки проведения политики ограничения рождаемости в КНР до 1978 г.
2. Выявить особенности этапов политики «одна семья - один ребенок» (1979-2015 гг.).
3. Оценить изменения в структуре населения, обусловленные проведением данной политики, и выявить перемены в мировоззрении китайцев.
Хронологические рамки темы: основное содержание работы охватывает 1979-2015 гг. (то есть период проведения курса “одна семья - один ребенок”), в целях анализа предыстории и подготовительных этапов данного курса, а также его результатов автор обращается как к более раннему, так и к более позднему периодам.
Методология исследования: историко-генетический и историко-сравнительный методы. Благодаря применению историко-генетического метода, позволяющего раскрыть свойства, функции и изменения в обществе изучаемого периода, стало возможным проследить эволюцию методов политики ограничения рождаемости и последующие изменения в структуре общества и менталитете китайцев. Историко-сравнительный метод позволяет установить причинно-следственные связи и закономерности, благодаря чему была выявлена эволюция методов, к которым прибегало китайское правительство для достижения желаемых показателей прироста населения. Материал был обобщен, проанализирован и структурирован.
При написании работы использовались разнообразные материалы. Выдающимся исследователем демографии Китая является Е. С. Баженова. В первую очередь стоит упомянуть совместный труд Е. С. Баженовой и А. В. Островского “Население Китая” (1991). В данной работе рассматриваются такие вопросы, как: демографические особенности Китая, политика КНР в области народонаселения с 1949 г. по 1979 г., оценка политики «одна семья - один ребенок», статистические данные о структуре населения КНР в разные периоды.
Важнейшая монография Е. С. Баженовой - “1 300 000 000. Население Китая. Стратегия развития и демографической политики” (2010). В данной работе появляется много существенно новой информации об особенностях демографической политики Китая. В частности, автор монографии подробно описывает, насколько дифференцированной была политика ограничения рождаемости. Применяемые административные и экономические меры по поощрению и наказанию сильно варьировались от провинции к провинции. С каждым годом политика становилась все более гибкой, поскольку Китай - многонациональная страна с большим населением, и подходы должны были быть адаптированы под конкретный регион.
В 2009 г. Е. С. Баженова опубликовала статью в сборнике “Проблемы Дальнего Востока” (2009), в которой выделила особенности демографических процессов в Китае после политики ограничения рождаемости, а именно: стабилизация коэффициента естественного прироста населения, уменьшение среднего размера семьи, ускорение темпов старения населения, преобладание мужского населения над женским, увеличение количества мигрантов, покидающих сельскую местность. Данная статья позволяет проследить, в какой момент стали ощущаться проблемы, вызванные политикой ограничения рождаемости.
Политика «одна семья - один ребенок» была официально отменена в 2015 г., но законопроекты об отмене политики выпускались и за пару лет до этого. Именно их Е. С. Баженова анализирует в статье “Новые аспекты демографической ситуации в КНР” (2014) и приходит к выводу, что смягчение политики ограничения рождаемости может помочь Китаю решить нарастающую проблему нехватки рабочей силы, поскольку население активно стареет, а новые рабочие руки появляются в меньшем количестве, чем нужно.
Позднее Е. С. Баженова опубликовала статью “Новые тенденции в области демографического развития КНР (по итогам 5-го пленума ЦК КПК 18-го созыва)” (2017). В работе проводится анализ причин нежелания семейных пар иметь второго ребенка даже после отмены политики «одна семья - один ребенок». Главным фактором явился рост уровня жизни китайского населения. Молодые люди нацелены на повышение качества жизни, а второй ребенок, по их мнению, может явиться серьезной финансовой проблемой, поскольку дети требуют трат на образование, медицину, предоставление жилья и т.д. Кроме того, в обществе появляются новые тенденции - многие идут на сознательный отказ от семейной жизни, поскольку хотят сосредоточиться на карьере и саморазвитии. В статье “Социально-демографическое развитие КНР” (2018) Е. С. Баженова приходит к следующему выводу: чтобы сделать перспективу рождения второго ребенка более привлекательной, необходимо гарантировать помощь в предоставлении образования детям, расширять пенсионный фонд, предоставлять субсидии и льготное жилье. Кроме того, в том же году была опубликована статья “Китайская семья в условиях новой демографической политики” (2018), в которой приводятся данные процентного соотношения мужчин и женщин в китайском обществе, анализируются отношения между старшим и младшим поколением, раскрываются изменения в мировоззрении современных китайцев. Статья А. В. Островского “Китайская экономика в первые годы (2016-2017) 13-й
пятилетки: как решаются основные проблемы” (2018) расширяет тему отмены политики «одна семья - один ребенок». В ней проанализированы экономические последствия проводимой прежде политики ограничения рождаемости, и статья О. В. Почагиной “Изменение политики «одна семья - один ребенок» в Китае: причины и ожидаемые результаты” (2014). О. В. Почагина оценила позитивные и негативные итоги реформ, рассмотрела основные вехи реализации политики ограничения рождаемости, объяснила причины отказа от политики однодетной семьи и нежелания нового поколения заводить второго ребенка.
Многие исследователи конца XX - начала XXI вв. предупреждали о возможных негативных экономических и социальных последствиях политики «одна семья - один ребенок». Уже тогда звучал призыв перейти к политике «одна семья - два ребенка», что позволило бы найти баланс между проблемами, являющихся следствием политики ограничения рождаемости, и трудностями, вызванными большой численностью населения. В статьях отечественных, китайских и западных исследователей доказывается разумность данного курса. В качестве примера можно привести статьи Е. С. Баженовой “Китай в демографическом измерении” (1992), Фэн Литяна “Прошлое, настоящее и будущее политики Китая в области народонаселения” (2000), Д. Бонгаартса и С. Гринхалф “Альтернатива политике однодетной семьи в Китае” (1989).
Важным понятием в рамках анализа проводимой демографической политики является “качество населения”, которое подробно рассматривается в статье Лю Чжэна “Население Китая” (1989). Лю Чжэн раскрывает данное понятие и объясняет, почему к нему начало апеллировать руководство КНР. Страна нуждалась в “качественном” населении, то есть физически здоровом, образованном и обладающим высоким уровнем квалификации в различных областях, но многие китайцы того времени имели врожденные заболевания и обладали низким уровнем грамотности.
В монографии Ю. М. Галеновича “Китайское чудо или китайский тупик?” (2002) рассматриваются вопросы модернизации Китая, которая шла рука об руку с демографической политикой нового правительства. В частности, в исследовании представлен обширный материал, связанный с анализом причин и последствий перенаселения Китая.
Автореферат кандидатской диссертации Джан Жэ Ланя “Динамика численности населения и политики Китая в области деторождения” (1999) позволяет получить общие сведения о ходе и результатах демографической политики Китая.
Автору показалось уместным использовать в своей работе некоторые сюжеты, взятые из художественного произведения Мо Яня “Лягушки” (2020), в котором рассказывается о жизни китайцев в период проведения политики ограничения рождаемости. Художественная литература не может быть служить в качестве объективного источника сведений о данном периоде и политике ограничения рождаемости, но в романе Мо Яня отразилась трансформация общества и образа мыслей людей в ходе политики «одна семья - один ребенок» в яркой, гипертрофированной форме.
В статьях Хоу Цзявэя и Чжан Иньфэна “Исследование «политики одного ребенка» после начала «политики реформ и открытости»” (2018); Ли Шояня и Чжан Кэ “Исследование изменений в политике планирования рождаемости в Китае (1956-2015)” (2016); Пэн Линьюя “Новые изменения в политике Китая в области народонаселения: от «политики одного ребенка» до «политики двух детей»” (2017), рассматривающих политику в области деторождения в ретроспективе, чувствуется негативное отношение авторов к изначальному решению властей проводить политику «однодетной семьи». Акцент делается на нерациональности жёстких мер, принятых руководством, в целях обеспечения нулевого прироста населения в Китае, где веками сохранялась традиция иметь большую семью. В этом же контексте интересна статья Гэ Сушаня “Почему важна «политика одного ребенка» (2015), в которой выражается противоположное мнение. Гэ Сушань последовательно объясняет, какое благоприятное воздействие оказала политика «однодетной семьи» на развитие Китая, в частности, как это помогло повысить уровень жизни населения и снизить давление на окружающую среду. Вместе с тем, в статье выражается обеспокоенность, связанная с отменой политики «одна семья - один ребенок», которая может привести к всплеску рождаемости.
Центральным вопросом в статье Чэнь Вэя и Цзинь Юная “Проведение политики планирования рождаемости в Китае и факторы, повлиявшие на нее” (2014) становится проблема обхода политики «одна семья - одна ребенок». Авторы приходят к выводу, что население всегда сопротивлялось политике ограничения рождаемости, но степень сопротивления в разные годы и в разных районах была разная. Так, самое большое количество нарушений наблюдалось в деревне в первые годы проводимого курса.
В работах тайваньских исследователей Ван Синьсяня “Исследование и анализ всесторонней программы «одна семья - два ребенка»” (2016) и Ши Шицзюня “Демографическая политика на материковом Китае: «реформы и открытость» и «одна семья - два ребенка»”(2015) была выделена интересная особенность политики ограничения рождаемости в Китае, а именно - высокие штрафы за рождение второго и последующих детей. Суммы были неподъемные, что ломало жизни многим людям, нарушившим принципы политики. Описанные в данной статье истории вызывали сильный резонанс как в китайской, так и в западной печати.
Ряд исследователей изучали проблемы, возникшие в результате политики «одна семья - один ребенок». Так, Дун Кэюн в статье “Старение населения Китая и его экономические и социальные последствия” (2016) изучил проблему старения населения; Гэн Жуйся, Лю Шэнлун, Се Шэньсян исследовали вопрос возникшего гендерного дисбаланса в статье “Политика одного ребенка”, снижение рождаемости и гендерное равенство” (2020); Ван Цзыци посвятил статью “Исследование влияния «политики одного ребенка» на накопление человеческого капитала в Китае” (2018) проблеме нехватки рабочей силы; Сян Линькэ в своей работе “Исследование отклонений в системе ценностей после начала осуществления политики «одна семья - один ребенок» в Китае” рассмотрел вопрос развития эгоцентризма у нового поколения (2017).
Среди работ, написанных на английском языке, в первую очередь хочется выделить монографию Т. Уайт “China’s longest campaign: birth planning in the People’s Republic, 1949-2015” (2006). В исследовании Т. Уайт подробно описаны методы, направленные на сдерживание роста населения; применяемые меры поощрения и наказания за исполнение или нарушение принципов проводимой политики; работа чиновников, ответственных за осуществление курса.
Дж. Шапиро - выдающийся исследователь, изучающий связи между политикой китайских властей и ее влиянием на окружающую среду. Самой знаковой ее работой является монография “Mao’s war against nature” (2001), в которой, в частности, представлены сведения о жизни и идеях Ма Иньчу, знаменитого китайского демографа. Его называют китайским Мальтусом, поскольку он тоже исследовал проблему перенаселения и призывал китайские власти активно претворять в жизнь политику, ограничивающую прирост населения. Предлагаемые им возможные методы, направленные на контроль роста населения, стали применяться через 30 лет - с началом политики «одна семья - один ребенок».
В работе У Цанпина и Му Гуанчжуна “China’s population situation and policies” (2004) описано противоречие между реформой семейного подряда и политикой ограничения рождаемости. Хотя правительство начало проводить оба курса с целью повышения темпов экономического развития и уровня жизни населения, применяемые методы противоречили друг другу, из-за чего пришлось идти на послабления в области демографической политики.
П. Р. Эрлих является знаменитым экологом и демографом. Наибольшую известность он получил после публикации монографии “The Population bomb” (1995), в которой выражены предостережения относительно рисков популяционного роста и ограниченных ресурсов.
Благодаря статье, написанной коллективом авторов, “Will demographic change slow China’s rise?” (2013) была выделена связь между экономическим ростом Китая и снижением уровня рождаемости, а именно: уменьшение населения способствует экономическому росту, равно как и всеобъемлющее развитие страны влечет за собой понижение коэффициента рождаемости.
Кроме того, была выявлена еще одна демографическая проблема, а именно - проблема “оставленных детей”. Чэнь Цзиньюн в статье “China’s precious children” (2019) раскрывает несоответствия в проводимой властями политике. С одной стороны, на данный момент правительство прилагает много усилий, чтобы стимулировать рождаемость, поскольку не хватает рабочих рук, с другой стороны, не уделяет должного внимания детям оставленных родителями, которые уехали на заработки в другой город. Автор призывает сделать систему хукоу более гибкой, расширять возможности получения образования и предлагать услуги психологической помощи детям и подросткам.
Для получения актуальной информации о состоянии политики в области народонаселения были автор обратился к интернет-ресурсам, в частности, к сайтам на русском языке (Российский совет по международным делам, ЭКД!, BBC News), телеграм-канал (Chinogram), сайтам на китайском языке (Госсовет КНР, Закон о браке КНР, Сайт юридического факультета Пекинского университета, Китайский университет Гонконга, Национальная комиссия по планированию семьи), сайтам на английском языке (Bloomberg News, The World Bank).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных материалов и приложений.
Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цели и задачи работы, объект и предмет исследования, хронологические рамки, методология исследования, а также дается историографический обзор и описывается структура работы.
В главе I - “Демографическая политика КНР до 1978 г.” анализируются первые попытки взять под контроль рост населения, а именно “первая” и “вторая” кампании по ограничению рождаемости; описываются конкретные мероприятия по снижению прироста населения, которые применялись после 1978 г. Кроме того, раскрываются демографические проблемы, заставившие правительство задуматься о проведении политики по снижению прироста населения.
В главе II - “Политика «одна семья - один ребенок»” раскрывается поэтапное развертывание политики по контролю роста населения.
Делается акцент на принятии Документа №7, который изменил методы проведения политики и сделал ее более эффективной. Наконец, анализируется, как китайское правительство постепенно двигалось к отказу от политики «одна семья - один в ребенок» в пользу политики «одна семья - два ребенка».
В главе III - “Последствия политики «одна семья - один ребенок»” подводятся итоги проводимой политики, а именно - выделяются ее позитивные и негативные последствия для страны.
В заключении подводятся итоги работы и делаются основные выводы, соответствующие поставленным целям и задачам.
Пришедшие к власти коммунисты считали, что большое население - благо для страны. Однако, столкнувшись с продовольственными проблемами, они осознали необходимость контроля над приростом населения. За то время, пока Мао был главным лидером страны, были инициированы две крупные кампании по ограничению рождаемости - 1956-1958 гг. и 1960-1966 гг. Эти кампании не были масштабными, поскольку инициативы Мао Цзэдуна прерывали попытки контролировать рост населения.
Тем не менее, именно в этот период были заложены основы для проведения в будущем политики «одна семья - один ребенок». Так, в эти годы были созданы важные административные структуры, отвечающие за организацию и проведение курса, направленного на снижение прироста населения; был получен опыт в подготовке медицинского персонала, выполняющего директивы нового демографического курса; были разработаны административные и экономические меры поощрения и наказания для тех, кто следует принципам политики или, наоборот, нарушает их; был повышен возраст вступления брак; обозначены главные лозунги. Китай получил огромный опыт в реализации политики ограничения рождаемости, что позволило пришедшим к власти прагматикам в 1979 г. начать широкомасштабную политику «одна семья - один ребенок».
С 1979 по 1984 гг. политика ограничения рождаемости была недостаточно гибкой и не учитывала особенностей регионов, показатели допустимого прироста населения были едиными для всех. Население противилось мерам проводимой политики, из-за чего местные власти стали прибегать к жестким мерам ограничения прироста населения. Принудительные аборты, стерилизация, вынуждение к введению внутриматочной спирали, частичное изъятие земли, крупные штрафы - все это провоцировало серьезный конфликт между народом и представителями власти.
Ситуация изменилась после принятия в 1984 г. Документа №7, который зафиксировал изменение государственного курса в сфере демографии - принципы проводимой политики были адаптированы под нужды и особенности регионов. Кроме того, отныне жителям разрешалось иметь второго ребенка в том случае, если это не нарушало план допустимых рождений в данной местности.
После принятия Документа №7 местные органы власти получили право на свое усмотрение вводить послабления. Так, разрешалось иметь второго ребенка, если первый ребенок - инвалид; оба родителя единственные дети в семье; у трех поколений подряд в семье был один сын; первый ребенок - девочка; родители являются представителями малочисленной этнической группы; родители живут в малонаселенной местности. После принятия Документа №7 расширились задачи служб планирования рождаемости, однодетные семьи стали получать еще больше экономических и социальных привилегий, медицинские работники начали более ответственно подходить к проведению соответствующих операций, система отчетности стала более упорядоченной и организованной, началась активная борьба с традиционными взглядами на семью.
С одной стороны, политика «одна семья - один ребенок» оказала благоприятное воздействие на развитие страны, поскольку удалось существенно снизить прирост населения. В 2015 г. средний уровень рождаемости упал до 1,66 ребенка на одну женщину фертильного возраста (показатель, обеспечивающий простое воспроизводство населения, равен 2,1). Снижение прироста населения уменьшило демографическое давление на экономику, социальную сферу, экологию, природные ресурсы, что облегчило достижение экономического роста Китая и привело к повышению уровня жизни населения.
С другой стороны, из-за политики «однодетной семьи» структура китайского общества стала неравномерной, что тормозит дальнейшее развитие Китая. Можно выделить три основные проблемы, которые власти активно пытаются решить - старение населения, нехватка рабочей силы, гендерный дисбаланс.
Так, в 2021 г. Китай насчитывал 264 млн человек старше 60 лет, что составляло 18,7% населения, и доля пожилого населения продолжает расти.
Содержание такого большого количества людей нетрудоспособного возраста влечет рост бюджетных расходов на социальное обеспечение.
Разрыв между трудоспособным и нетрудоспособным населением становится все больше. Китай уже не обладает дешевой рабочей силой, которая обеспечила подъем страны с началом политики «реформ и открытости». С 2010 по 2021 г. численность трудоспособного населения Китая в возрастной категории от 16 до 59 лет сократилась на 40 млн, что составило 880 млн человек трудоспособного возраста.
В Китае крайне сильно влияние традиции «мужчины предпочтительнее женщин». С началом проведения политики «одна семья - один ребенок» широкое распространение получили селективные аборты, связанные с нежеланием родителей иметь в качестве единственного ребенка девочку. В результате это спровоцировало дисбаланс между мужским и женским населением в китайском обществе. В 2021 г. мужское население превышало женское на 30 млн человек.
Первым шагом на пути решения этих проблем стала отмена политики «одна семья - один ребенок» и провозглашение курса «одна семья - два ребенка». Тем не менее, многие молодые люди не стремятся заводить второго ребенка или вовсе не хотят иметь детей, поскольку они больше нацелены на повышение уровня жизни, стремятся к карьерному росту, ценят личную свободу.
Власти КНР вводят меры, поощряющие семьи заводить больше детей, а именно - с 2021 г. разрешается заводить третьего ребенка; семьям с двумя и более детьми отдается приоритет при распределении государственного жилья; создается система субсидий по беременности и родам, по уходу за детьми, на покупку городского жилья; планируется понизить плату за образование детей и медицинское обслуживание; организуются программы по предоставлению детям и подросткам психологической помощи; уменьшается количество абортов без уважительных медицинских причин.
Таким образом, политика «одна семья - один ребенок» существенно снизила ежегодный прирост населения, что облегчило задачу достижения высоких показателей экономического роста. В то же время, она создала новые социально-экономические проблемы, которые Китай решает до сих пор.
Тем не менее, именно в этот период были заложены основы для проведения в будущем политики «одна семья - один ребенок». Так, в эти годы были созданы важные административные структуры, отвечающие за организацию и проведение курса, направленного на снижение прироста населения; был получен опыт в подготовке медицинского персонала, выполняющего директивы нового демографического курса; были разработаны административные и экономические меры поощрения и наказания для тех, кто следует принципам политики или, наоборот, нарушает их; был повышен возраст вступления брак; обозначены главные лозунги. Китай получил огромный опыт в реализации политики ограничения рождаемости, что позволило пришедшим к власти прагматикам в 1979 г. начать широкомасштабную политику «одна семья - один ребенок».
С 1979 по 1984 гг. политика ограничения рождаемости была недостаточно гибкой и не учитывала особенностей регионов, показатели допустимого прироста населения были едиными для всех. Население противилось мерам проводимой политики, из-за чего местные власти стали прибегать к жестким мерам ограничения прироста населения. Принудительные аборты, стерилизация, вынуждение к введению внутриматочной спирали, частичное изъятие земли, крупные штрафы - все это провоцировало серьезный конфликт между народом и представителями власти.
Ситуация изменилась после принятия в 1984 г. Документа №7, который зафиксировал изменение государственного курса в сфере демографии - принципы проводимой политики были адаптированы под нужды и особенности регионов. Кроме того, отныне жителям разрешалось иметь второго ребенка в том случае, если это не нарушало план допустимых рождений в данной местности.
После принятия Документа №7 местные органы власти получили право на свое усмотрение вводить послабления. Так, разрешалось иметь второго ребенка, если первый ребенок - инвалид; оба родителя единственные дети в семье; у трех поколений подряд в семье был один сын; первый ребенок - девочка; родители являются представителями малочисленной этнической группы; родители живут в малонаселенной местности. После принятия Документа №7 расширились задачи служб планирования рождаемости, однодетные семьи стали получать еще больше экономических и социальных привилегий, медицинские работники начали более ответственно подходить к проведению соответствующих операций, система отчетности стала более упорядоченной и организованной, началась активная борьба с традиционными взглядами на семью.
С одной стороны, политика «одна семья - один ребенок» оказала благоприятное воздействие на развитие страны, поскольку удалось существенно снизить прирост населения. В 2015 г. средний уровень рождаемости упал до 1,66 ребенка на одну женщину фертильного возраста (показатель, обеспечивающий простое воспроизводство населения, равен 2,1). Снижение прироста населения уменьшило демографическое давление на экономику, социальную сферу, экологию, природные ресурсы, что облегчило достижение экономического роста Китая и привело к повышению уровня жизни населения.
С другой стороны, из-за политики «однодетной семьи» структура китайского общества стала неравномерной, что тормозит дальнейшее развитие Китая. Можно выделить три основные проблемы, которые власти активно пытаются решить - старение населения, нехватка рабочей силы, гендерный дисбаланс.
Так, в 2021 г. Китай насчитывал 264 млн человек старше 60 лет, что составляло 18,7% населения, и доля пожилого населения продолжает расти.
Содержание такого большого количества людей нетрудоспособного возраста влечет рост бюджетных расходов на социальное обеспечение.
Разрыв между трудоспособным и нетрудоспособным населением становится все больше. Китай уже не обладает дешевой рабочей силой, которая обеспечила подъем страны с началом политики «реформ и открытости». С 2010 по 2021 г. численность трудоспособного населения Китая в возрастной категории от 16 до 59 лет сократилась на 40 млн, что составило 880 млн человек трудоспособного возраста.
В Китае крайне сильно влияние традиции «мужчины предпочтительнее женщин». С началом проведения политики «одна семья - один ребенок» широкое распространение получили селективные аборты, связанные с нежеланием родителей иметь в качестве единственного ребенка девочку. В результате это спровоцировало дисбаланс между мужским и женским населением в китайском обществе. В 2021 г. мужское население превышало женское на 30 млн человек.
Первым шагом на пути решения этих проблем стала отмена политики «одна семья - один ребенок» и провозглашение курса «одна семья - два ребенка». Тем не менее, многие молодые люди не стремятся заводить второго ребенка или вовсе не хотят иметь детей, поскольку они больше нацелены на повышение уровня жизни, стремятся к карьерному росту, ценят личную свободу.
Власти КНР вводят меры, поощряющие семьи заводить больше детей, а именно - с 2021 г. разрешается заводить третьего ребенка; семьям с двумя и более детьми отдается приоритет при распределении государственного жилья; создается система субсидий по беременности и родам, по уходу за детьми, на покупку городского жилья; планируется понизить плату за образование детей и медицинское обслуживание; организуются программы по предоставлению детям и подросткам психологической помощи; уменьшается количество абортов без уважительных медицинских причин.
Таким образом, политика «одна семья - один ребенок» существенно снизила ежегодный прирост населения, что облегчило задачу достижения высоких показателей экономического роста. В то же время, она создала новые социально-экономические проблемы, которые Китай решает до сих пор.
Подобные работы
- Политика ограничения рождаемости в КНР (1979-2015 гг.)
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ ПОЛИТИКИ ОГРАНИЧЕНИЯ РОЖДАЕМОСТИ КНР НА СОВРЕМЕННЫЕ
СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРАНЫ
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Пенсионная система в контексте актуальных тенденций современного Китая
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В ОБЛАСТИ ГЕНДЕРНОГО РАВЕНСТВА
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2025 - Положение уйгуров в современном Синьцзяне
Дипломные работы, ВКР, история . Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2022 - КИТАЙ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА
Главы к дипломным работам, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



