Введение 2
ГЛАВА 1. Проблема амплуа. История вопроса 5
1.1. Истоки амплуа 5
1.2. Амплуа во времена театра Актера 10
1.3. Режиссерский театр и амплуа 13
ГЛАВА 2. А.Н. Островский и система амплуа 17
2.1. Теоретические взгляды драматурга 17
2.2. Комедия «Свои люди сочтемся»(1850) 20
2.3. «Бедность не порок» (1854) 27
2.4. «Доходное место» (1857) 35
2.5. «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) 43
2.6. «Горячее сердце» (1869) 53
2.7. «Волки и овцы» (1875) 63
2.8. Психологическая драма «Бесприданница»(1878) 70
Заключение 84
Список использованной литературы 86
Данная работа посвящена преломлению в творческом сознании А.Н. Островского системы амплуа — одного из важнейших и наиболее устойчивых в профессиональной театральной практике средств характеристики и типизации.
Актуальность исследования. Обращаясь к тому или иному виду искусства, можно обнаружить «специальные» и — на первый взгляд — довольно узкие категории, которые являются важнейшими механизмами творческого процесса. Изучение подобных феноменов представляется плодотворным, поскольку позволяет наиболее полно раскрыть авторский замысел, а также проследить диалог с традицией предшествующих культурных эпох. В круг подобных явлений, на наш взгляд, входит система театральных амплуа.
Амплуа на протяжении значительного отрезка истории русского профессионального драматического театра, в том числе в так называемую «эпоху Островского», была непременным элементом, организационным механизмом театра. Такое пограничное положение категории амплуа, применяющейся и в сфере театрального искусства, и в литературе, повлекло за собой необходимость применения в данном исследовании междисциплинарного подхода, методик разных гуманитарных наук.
В целях создания объемной картины анализируемого явления в качестве объекта исследования выбраны следующие пьесы Островского: «Свои люди
- сочтемся», «Бедность не порок», «Доходное место», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Волки и овцы» и «Бесприданница». Предметом исследования является система амплуа и ее применение в творчестве драматурга.
Цель данной работы заключается в том, чтобы определить значение системы амплуа для Островского как художника, выявить функционирование данной категории в сознании драматурга и в его драматургии.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
- проследить историю бытования системы амплуа в театральной мысли, показать разноголосицу взглядов на это явление театральной жизни, проблемный характер этого феномена;
- рассмотреть взгляды Островского на проблему сценического амплуа;
- раскрыть специфику функционирования системы амплуа на материале пьес разных жанров и периодов в творчестве Островского.
Научная новизна предлагаемого исследования обусловлена тем, что в науке отсутствуют обобщающие работы по данной проблеме. Ценными для осмысления феномена и истории амплуа оказались диссертации А.Н. Голубовского и Н.В. Пахомовой, подходы к изучению данной проблемы Ю.М. Барбоя, работа о генезисе режиссуры С.В. Владимирова, а также актерские мемуары. Много интересных выводов об использовании амплуа Островским содержится в трудах А.И. Журавлевой.
Таким образом, в ходе настоящего исследования было показано, что взгляды А.Н. Островского на систему амплуа формировались в условиях непосредственной включенности в театральную систему, которая была основана на амплуа. Драматург творил в то время, когда сценической формой был театр Актера, в котором деление ролей и исполнителей на амплуа имело структурно-организационную функцию.
Проблема амплуа занимала существенное место в сознании Островского. Драматург выступал за сохранение системы амплуа, стремился проблематизировать это явление, подтверждение чему можно найти в его переписках, статьях и речах. Островский вводит в свои пьесы героев из актерской среды и вкладывает в их речи суждения об амплуа, отражающие состояние и актуальные вопросы современной ему театральной сцены. Драматург полагал амплуа свойством, внутренне присущим театру, в особенности комедийным жанрам.
Вместе с тем применение амплуа или отказ от него в произведениях Островского тесно связаны с решением конкретной художественной задачи и выполняют определенные функции. Уже в первых пьесах драматурга наблюдается существенное расхождение между каноническим амплуа и его конкретной реализацией в произведении — ролью, и данный прием несет в себе важнейшую семантическую нагрузку. В сатирических комедиях использование амплуа соответствует утрированному изображению действующих лиц и обстоятельств и способствует усилению сатирического эффекта. При этом отступление от амплуа является средством выделения конкретного — обычно центрального - героя из изображаемой среды.
Героям народных комедий характеристики-амплуа даны в целях придания той меры условности, которая в соответствует фольклорным принципам представления персонажей (герой, злодей и т.д.). Вынесение за скобки данной техники в психологический драме «Бесприданница» также объясняется жанровой природой этого произведения и целями, который ставил перед собой драматург, но ни в коем случае не говорит об изменении взглядов на феномен амплуа или полного отказа от его применения. Достаточно проанализировать пьесы, созданные после драмы («Сердце не камень», «Красавец мужчина» и др.), где мы снова встречаем узнаваемые типы.
В театре Островского довольно редко встречаются амплуа в их каноничном, чистом виде, особенно в связи с центральными героями. Драматург привносит в амплуа новые, не присущие им до этого черты. Некоторые типы ролей в его произведениях (высокий герой, старуха) переживают существенные мутации, отдаляясь от образца. Драматург старается актуализировать наполнение понятия «амплуа», привнести в него новые черты, и это позволяет вдохнуть жизнь в созданные им типы, максимально приблизить их к современной действительности.
1. Андреев-Бурлак В.Н. Сцена и жизнь. Публичные лекции артиста. - Одесса, 1886. - 24 с.
2. Глама-Мещерская А.Я. Воспоминания. М.- Л., 1937. - 374 с.
3. Журавлева А.И. Русская драма эпохи А.Н. Островского. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 464 с.
4. Каратыгин П.А. Записки: В 2 т. Л., 1970. - 370 с.
5. Невежин П.М.Воспоминания об А.Н. Островском // А.Н. Островский в воспоминаниях современников. - М.: Художественная литература, 1966. С. 247-282.
6. Немирович-Данченко Вл.И. Театральное наследие: В 2 т. М.,
1952. Т. 1. Статьи, речи, беседы, письма.
7. Носова В.В. Комиссаржевская. М.: Молодая гвардия, 1964. - 336 с.
8. Островский А.Н. Полн. собр. соч. [Текст]: В 12 т. / Под общ. ред. Г. И. Владыкина [и др.]; [Вступ. статья А. Салынского]. - М.: Искусство, 1973-1980. Т 1, Т. 2, Т. 3, Т. 4, Т. 5, Т 10, Т. 11, Т. 12.
9. Станиславский К.С. Собр. соч.: В 9 т. М., 1993. Т.1, Т.2.
Справочная литература:
1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред.: Прохоров А.М.. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., С.-Пб.: Большая Рос. Энцикл., Норинт, 1997. - 1456 c.
2. Муратова К.Д. Библиография литературы об Островском, 1847-1917.- Л., 1974. - 284 с.
3. Пави П. Словарь театра. Перевод с фр. Под ред. К. Разлогова. М., 1991.
- 522 с.
4. Поэтика. Словарь актуальных терминов и понятий. / гл. науч. ред. Н.Д. Тамарченко. - М. : Изд-во Кулагиной — Intrada, 2008. - 357 с.
5. Театральные термины и понятия: Материалы к словарю / Сост. С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис, ред. А. П. Варламова, А. В. Сергеев. - СПб., 2005. Вып. 1. - 250 с.
Критическая литература:
1. Аверкиев Д.В. О драме. - СПб, 1878. - 388 с.
2. Аксенов И.А., Бебутов В.М., Мейерхольд В.Э. Амплуа актера. М., 1922. - 14 с.
3. Аникин В.П. Русская народная сказка. - М.: Просвещение, 1977. -
208 с.
4. Аникст А.А. Теория драмы в России. От Пушкина до Чехова. - М., 1972. - 642 с.
5. Антропов Л.Н. Театральные заметки // «Заря». - 1869. - № 1. - С. 174-180; № 5. С. 183-193.
6. Ашукин Н.С., Ожегов С.И., Филиппов В.А. Словарь к пьесам А.Н. Островского. - М., 1993. - С. 11.
7. Барбой Ю.М. К теории театра. СПб: СПбГАТИ, 2008. - 237 с.
8. Барбой Ю.М. Структура действия и современный спектакль. - Л., 1988. - 201 с.
9. Байнова Т.С. Елагин “Стат”. Реформы театрального дела 1766 г. и их влияние на балетную труппу // Вестник АРБ, 2008 №2 (20). С. 159-175.
10. Белинский В.Г. Петровский театр. Полн. собр. соч.: в 13 т. М.,
1952. Т. 2.
11. Бентли Э. Жизнь драмы. - М., 2004. - 406 с.
12. Берков В.П. Русская народная драма XVII — XX вв. - М.,
1953. - 356 с.
13. Билинкис Я.С. Человек без нравственных ограничений (Опыт А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты») / Я.С. Билинкис // Анализ драматического произведения: межвуз. сб. / под ред. проф. В.М. Марковича. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1988. С. 212-226.
14. Боборыкин П.Д. Театральное искусство. СПб, 1872. - 406 с.
15. Богданов В.П. «Крапивенное семя»: чиновничество и российская саморефлексия // Диалог со временем. 2011. Вып. 37. С. 101-125.
16. Бочаров С.Г. Характеры и обстоятельства // Теория литературы: Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод, характер. М., 1962. С. 312-321.
17. Брыкина Ю.Я. Супружеские отношения в купеческой семье в ранних произведениях А.Н. Островского // Человек и культура. - 2017. - № 2. - С. 56-63.
18. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М.: Наука, 1975. - 136 с.
19. Верба И.П. Оппозиция «Книжное — разговорное» в ранних произведениях А.Н. Островского / Ярославский педагогический вестник — 2014 - №4 — Том 1. С. 137-140.
20. Веселовский А.Н. Историческая поэтика, Л., 1940. - 649 с.
21. Владимиров С.В. Об исторических предпосылках возникновения режиссуры // У истоков режиссуры. Л., 1976. - 336
с.
22. Волькенштейн В.М. Драматургия. — М.: Сов. писатель, 1960. — 338 с.
23. Гинзбург Л.Я. О литературном герое. - Л., 1979. - 224 с.
24. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л., 1977. - 449 с.
25. Голубовский А. Б. Актерское амплуа, или Как составить труппу // Театр между прошлым и будущим.- М., 1989. С. 175 - 190.
26. Голубовский А.Б. Амплуа театрального актера: история и современность : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / ВНИИ искусствознания.- Москва, 1990.- 25 с.
27. Григорьев А.А. Литературная критика. М.: Художественная литература, 1967. - 646 с.
28. Григорьев А.А. Эстетика и критика /Вступ. статья, сост. и примеч. А. И. Журавлевой.— М.: Искусство, 1980.—496 с.
29. Добролюбов Н.А. Собрание сочинений: в 9 т. / Под общ. ред. Б. И. Бурсова и др.; М.-Л.: Гослитиздат. Ленинградское отделение. 1961-1964. Т.6.
30. Долгов Н. Н. А. Н. Островский. 1823-1923: Жизнь и творчество / Н. Долгов. — М.; Пг.: ГИЗ, 1923. — 272 с.
31. Григорьев А. Литературная критика. М., 1967. 511 с.
32. Едошина И.А., Шилкина И.С. Портрет на фоне эпохи: А.Н. Островский. - М., 2020. С. 130-149.
33. Журавлева А.И. А.Н. Островский-комедиограф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 216 с.
34. Журавлева А.И., Макеев М.С. Александр Николаевич Островский. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. - М., 1997. - 112 с.
35. Журавлева А.И. Русская драма и литературный процесс XIX века. - М., Изд-во МГУ, 1988. - 198 с.
36. Захаров К.М. Двойник Глумова в комедии А.Н. Островского
«На всякого мудреца довольно простоты» // Известия Сарат.
Ун-та. Н. Сер. Сер.: Филология. Журналистика. 2015. Т. 15, вып.
4. С. 70-73.
37. Зубков К.Ю. Цензурная редакция комедии А. Н. Островского «Доходное место» // Текстология и историко-литературный процесс. Сборник статей. Вып. III. М., 2015. С. 54-64.
38. Зорин А.Н. А.Н. Островский разрушение мизансцены (к проблеме авторской ремарки в драматических произведениях) / Известия Саратовского ун-та. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 3. С. 63-67.
39. Ильина Н.К. Ритмика речи героев комедии А.Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты» // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2015. - №1. С. 75-80.
40. Капустин Н.В. Творчество А. Н. Островского в гендерном аспекте: комедия «Волки и овцы». // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2. 2016. - 22 с.
41. Карпов А.А. «Повести Белкина» и мотив «книжного сознания» в русской лит-ре кон. XVIII - первой трети XIX в. // IBERICA: К 400-летию романа Сервантеса «Дон Кихот». СПб., 2005. C. 90-105.
42. Коломлина Н.А. Игровая поэтика комедий А.Н. Островского рубежа 1860-х - 1870-х годов : автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.01 / Коломлина Наталия Александровна. Тамбов, 2007. - 27 с.
43. Костелянец Б.О. Драма и действие. Лекции по теории драмы. - М., 2007.- 504 с.
44. Критическая литература о произведениях А.Н. Островского : С портр. и биогр. очерком / Сост. Н. Денисюк. Вып. 3. - Москва : А.С. Панафидина, 1906-1907. - 392 с.
45. Крупянская В.Ю., Народная драма "Лодка" (Генезис и литературная история) В кн.: Славянский фольклор. - М.: 1972.
С. 258-302.
46. Кугель А.Р. Профили театра. - М.: Теакинопечать, 1929. - 275 с.
47. Кугель А.Р. Русские драматурги: Очерки театрального критика / Ред. и примеч. В. Ф. Боцяновского. - М.: Мир, 1933. - 179 с.
48. Кугель, А. Р Театральные заметки / А. Р Кугель // Театр и искусство. - 1908. - № 11. - 207 с.
49. Кугель, А. Р Утверждение театра / А. Р Кугель (Homo novus) // Театр и искусство. - СПб., 1923. - 208 с.
50. Кэмпбелл Д. Тысячеликий герой = The Hero with thousand faces / Сер. с англ. А. П. Хомик. АСТ, 1997. 384 с.
51. Лакшин В.Я. А.Н. Островский. - М., 2004. - 768 с.
52. Лакшин В.Я. «Мудрецы» Островского - в истории и на сцене / В.Я. Лакшин // Лакшин, В Я Биография книги ст., исслед., эссе / В.Я. Лакшин. М. Современник. 1979. С. 224-323.
53. Лащилин Б. Возрождение народного театра на Дону // Краткие сообщения Института этнографии. -1950, № 11. С. 31-34.
54. Лебедева О. Б. Поэтика русской высокой комедии XVIII — первой трети XIX веков. —. М.: Языки славянской культуры, 2014.- 472 с.
55. Лотман Л.М. А.Н. Островский и русская драматургия его времени. М.-Л., 1961. - 360 с.
56. Лотман Ю.М. Статьи по семиотике и топологии культуры. СПб, 2002. - 544 с.
57. Марков П. В интересах театра: (Образ и амплуа) // Сов. искусство. 1935. № 47, 17 дек.
58. Маркович В.М. Комедия в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. С. С. 59-91.
59. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки. — М.-СПб.: Академия Исследований. Культуры, Традиция, 2005. — 240 с.
60. Мейерхольд В. Э. К истории и технике театра. - М., 1907. С. 105-142.
61. Михайлов А.В. Проблема характера в искусстве: живопись, скульптура, музыка // Языки культуры: Учеб. пособие по культурологии / А. В. Михайлов. - М.,1997. - 912 с.
62. Оснос Ю. В мире драмы. - М., 1971. - 408 с.
63. Отрадин М.В. “Бесприданница” А.Н. Островского // в сб. Анализ драматического произведения. - Л., 1988. С. 226-243.
64. Пахомова Н.В.. Проблема амплуа и организация творческого процесса в театре : автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.01 / Ленингр. ин-т театра, музыки и кинематографии.- Ленинград, 1990.- 24 с.
65. Песочинский H.B. Актер в театре В.Э. Мейерхольда. / Русское актерское искусство XX века: сб. статей [ред. С.К. Бушуева]. Вып.1. - СПб.: РИИИ, 1992. -308 с. С. 63 -151.
66. Песочинский Н. В. Амплуа // Театральные термины и понятия: материалы к словарю / Составители С. К. Бушуева, А. П. Варламова, Н. А. Таршис; РИИИ. Вып. 1. - СПб., 2005. С. 28-32.
67. Померанцева Э.В. Русская народная сказка / АН СССР. —М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 128 с.
68. Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. - 152 с.
69. Ревякин А.И. Искусство драматургии Островского. Изд. 2-е. - М., 1974. - 334 с.
70. Рыбакова Д.А. Франция и французское у А.Н. Островского / Вестник СпбГИК №1 (38) март 2019. С. 53-57.
71. Ряпосов А. Ю. Режиссерская методология Мейерхольда. Брошюра «Амплуа актера»: структура, содержание, смысл: монография / А. Ю. Ряпосов; Российский институт истории искусств. — СПб.: Астерион, 2019. — 102 с.
72. Савушкина Н.И. Русский народный театр. - М., 1976. - 152 с.
73. Синцов Е.В. Художественное философствование в русской литературе 19 века. Казань: «Мирас», 1998. 98 с.
74. Синцова С. В. Мотив маски в «Мертвых душах Н.В. Гоголя» // Текст. Произведение. Читатель: материалы междунар.
научно-практ. конференции. Пенза, Казань: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 83-89.
75. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей:
Статьи и исследования о русских классиках. - М., 1972. С. 457-527.
76. Стихотворная комедия конца XVIII — начала XIX в. - М. - Л.: Советский писатель. 1964. - 966 с.
77. Тальников Д. Амплуа: (Актер и маска) // Сов. искусство. 1935. № 35. 5 окт. С. 2.
78. Тальников Д. О «характерности»: (Театр без амплуа) // Сов. искусство. 1935. № 50, 29 дек.
79. Театр // Суфлер. 1885. 13 янв.
80. Холодов Е.Г. Драматург на все времена / Е.Г. Холодов — М. Всерос. Театр. О-во. 1973. - 424 с.
81. Хохлова Н.А. Героиня комического эпоса Лиса и «Волки и овцы» А. Н. Островского (к вопросу об эпизации драмы). // Вестник Томского гос. Ун-та. 2015. № 395. С. 18-24.
82. Феофраст. Характеры / Перев., статья и примеч. Стратановского Г.А. - Л., 1974. - 124 с.
83. Цейтлин А.Г. Повесть о бедном чиновнике Достоевского (к истории одного сюжета). - М., 1923. - 63 с.
84. Чернышевский Н.Г. Избранные философские сочинения : в 3 т. / Под общей ред. М. М. Григорьяна. М.: Госполитиздат, 1950-1951. Т. 2.
85. Чехов М.А. О театральных амплуа // Рабис. 1927. № 8 (50).
86. Шалимова Н.А. Антропологические проблемы театра Н.А.
Островского (Опыт постижения художественной реальности): автореф. дис. ... д-ра искусствоведения. - М., 2000. - 50 с.
87. Шалимова Н.А. Человек в художественном мире А.Н. Островского. - Ярославль: Яросл. гос. театр. Ин-т, 2007. - 272 с.
88. Шафранская Л.А.«Нервные люди» рубежа ХГХ-ХХ веков и актер-«неврастеник» // Театрон. 2017. № 1 (19). С. 24-36.
89. Штейн А.Л. Уроки Островского. Из опыта русского и советского театра / А.Л. Штейн — М. Всерос. Театр. О-во. 1984. - 424 с.
90. Штейн А.Л. Мастер русской драмы. Этюды о творчестве Островского / А.Л. Штейн — М. Сов. Писатель, 1973. - 432 с.
91. Эпштейн М.Н. Игра в жизни и в искусстве / М.Н. Эпштейн // Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX - XX веков / М.Н. Эпштейн — М. Сов. Писатель, 1988. - 416 с.