введение 4
Глава 1. Характеристика российской золотодобывающий отрасли 6
1.1 Характеристика российской золотодобывающей отрасли в период 2015-2016 гг. 6
1.2. Характеристика российской золотодобывающей отрасли в период 2016-2017 гг. 12
1.3 Характеристика российской золотодобывающей отрасли в период 2017-2018 гг. 24
1.4 Характеристика российской золотодобывающей отрасли в период 2019-2020 гг. 31
Глава 2. Факторы ценности золотодобывающих компаний 36
2.1 Концепция Value-Based Management 36
2.2 Нефинансовые факторы ценности золотодобывающих компаний 39
Глава 3. Выявление факторов, Влияющих на ценность компаний 42
3.1 Эконометрическая модель с нефинансовыми показателями 42
3.2 Проверка гипотез для модели с нефинансовыми факторами 43
Заключение 51
Список использованной литературы 52
Современная идеология финансового менеджмента компании основывается на положении, что самой главной финансовой целью бизнеса является максимизация ценности компании для акционеров этой компании. Именно поэтому концепция Value-Based Management (VBM), которую в российской практике некоторые специалисты называют концепцией управления стоимостью бизнеса, некоторые, в частности Д. Л. Волков, - ценностно-ориентированный менеджмент [4], приобрела популярность на западе и стала набирать популярность в Российской Федерации, из-за того, что идея максимизации благосостояния акционеров является неотъемлемой частью Value-Based Management.
Концепция ценностно-ориентированного менеджмента принимает своей главной задачей ставит именно создание ценности, разработку стратегии, которая вносит вклад в создание ценности и интегрирует ее в процесс принятия решений, влияющих на ценность компаний. Таким образом, VBM может выступать в качестве эффективного механизма для мотивации менеджмента к максимизации богатства акционеров, который работает с другими механизмами корпоративного управления компании для смягчения агентской проблемы, возникающей в результате разделения собственности и управления [12].
Чтобы эффективно и успешно управлять стоимостью компании, необходимо выявить факторы, драйверы роста ценности, которые увеличивают стоимость компании. Вследствие существования внешних факторов, на которые напрямую компании не могут влиять, им необходимо концентрировать свое внимание на внутренних факторах: на тех или иных аспектах своей операционной, финансовой деятельности, на которые они способны оказать влияние [9]. Принимая данное положение к концепции ценностно-ориентированного менеджмента, можно сделать вывод, что целью управления стоимостью бизнеса является достижение таких значений внутренних драйверов ценности компании, которые обеспечат максимальный вклад в рост стоимости бизнеса.
Для исследования влияния факторов на ценность компаний автором данной работы была выбрана российская золотодобывающая отрасль в период с 2016 по 2020 гг. Россия по состоянию на 2021 год стабильно входит в тройку крупнейших лидеров по добыче золота, уступая Китаю и Австралии. Золотодобывающую отрасль можно отнести к одной из наиболее прозрачных и открытых отраслей с отчетливой структурой и высоким качеством корпоративного управления. На протяжении всей современной истории этой отрасли она вызывала доверие у инвесторов, которые инвестировали свои финансовые средства в капиталы российских компаний, начиная с миноритарных долей и заканчивая контрольными. При этом российские золотодобывающие компании по-прежнему остаются недооцененными по сравнению с зарубежными золотодобывающими компаниями в разрезе таких мультипликаторов как EV/Ресурсы и EV/Запасы [8].
Актуальность работы можно обусловить растущей популярностью концепции Value-Based Management в России, продолжение динамичного развития золотодобывающей российской отрасли, а также защитным свойством золота как актива в период экономической рецессии, позволяющим диверсифицировать инвестиционный портфель.
Целью данной работы является выявление факторов, влияющих на ценность российских золотодобывающих компаний. Для достижения поставленной цели было выделено несколько задач, а именно:
1. Изучение специфики российской золотодобывающей отрасли
2. Изучение концепции Value-Based Management
3. Изучение литературы, посвященной определению факторов, влияющих на ценность золотодобывающих компаний
4. Формулировка и проверка гипотез о влиянии определенных факторов на ценность компаний выбранной отрасли
5. Интерпретация полученных результатов и формирование выводов
В качестве предполагаемого инструментария исследования будут использоваться эконометрические методы для определения статистической взаимосвязи между выбранными факторами и стоимостью компаний.
Основной целью данной работы являлось выявление нефинансовых и финансовых факторов, а также их влияние на ценность российских золотодобывающих компаний. Для этого были поставлены такие задачи, как анализ российской золотодобывающей отрасли в период с 2016-2020 гг., изучение работ, посвященных изучению нефинансовых и финансовых детерминант ценности золотодобывающих компаний в разных странах мира.
На основании анализа рынка и изучения литературы были выдвинуты 6 гипотез о факторах, оказывающих влияние на ценность российских золотодобывающих компаний
В результате анализа были приняты гипотезы об отрицательном влиянии полных денежных затрат, положительном влиянии средней цены реализации золота, процента извлечения золота из добытой руды и объема добытого золота за год на ценность золотодобывающих компаний.
Таким образом, с помощью сделанных выводов инвесторы смогут эффективно вкладывать свои средства в компании золотодобывающей отрасли, а менеджеры определять направление развитие, направленное на увеличение стоимости.
Инвесторы должны обращать внимание на изменение средней цены реализации золота, процента извлечения золота из добытой руды и объема добытого золота за год. Компании, которые способны улучшать данные показатели более ценны по сравнению с теми, кто этого сделать неспособен.
Управляющие золотодобывающих компаний должны делать акцент на объем добываемого золота на год, следить за ценой золота, инвестировать в технологии, позволяющие извлекать больше золота из руды, а также снижать себестоимость добытого золота, чтобы быть ценнее в глазах акционеров и способствовать увеличению стоимости компании.
1. Букато, В. И. Современный рынок золота : Монография / В. И. Букато, М. Х. Лапидус. - Москва : Финансы и статистика, 2004. - 321 с. - ISBN 5-279-02956¬4. - EDN SUODHH.
2. Волков Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты: - 2006.
3. Коупленд, Т., Коллер, Т., Муррин, Дж. Стоимость компаний: оценка и управление : пер. с англ. / Т. Коупленд, Т. Коллер, Дж. Муррин. - 3-е изд. - М. : Олимп - Бизнес, 2005. - 576 С.
4. Монгуш, О. Н. Концепция управления стоимостью (VBM) / О. Н. Монгуш, Ш. С. Монгуш // Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы : сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях, Пенза, 07 мая 2017 года. - Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. - С. 215-217. - EDN WBWPKB.
5. Обзор золотодобывающей отрасли России за 2015-2016 годы. — Текст :
электронный // https://www.ey.com/ru_ru: [сайт]. — URL:
https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/mining-metals/ey- gold-surveys/ey-gold-survey-2017 .pdf (дата обращения: 19.02.2022).
6. Обзор золотодобывающей отрасли России за 2016 - 2017 годы. — Текст:
электронный // https://www.ey.com/ru_ru: [сайт]. — URL:
https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/mining-metals/ey- gold-surveys/ey-gold-survey-2018.pdf(дата обращения: 19.02.2022).
7. Обзор золотодобывающей отрасли России по итогам 2018 года — Текст :
электронный // https://www.ey.com/ru_ru: [сайт]. — URL:
https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-com/ru_ru/topics/mining-metals/ey- gold-surveys/ey-gold-survey-2019.pdf(дата обращения: 19.02.2022).
8. Обзор золотодобывающей отрасли России по итогам 2019 года - первого
полугодия 2020 года. — Текст : электронный // https://www.ey.com/ru_ru: [сайт]. — URL: https://assets.ey.com/content/dam/ey-sites/ey-
com/ru_ru/topics/mining-metals/ey-gold-surveys/ey-gold-survey-2020.pdf (дата обращения: 19.02.2022).
9. Санникова К. А., Торосян Е. К. Анализ факторов, влияющих на стоимость компании // Промышленность и сельское хозяйство. 2019. № 12 (17). С. 46— 51.
10. Arnold G., Davies M. 2000. Value-Based Management: Context and Application. John Wiley & Sons.: Chichester, UK.
11. Blose L. E., Shieh J. C. P. The impact of gold price on the value of gold mining stock //Review of Financial Economics. - 1995. - Т. 4. - №. 2. - С. 125-139.
12. Elgharbawy, A. VALUE-BASED MANAGEMENT, CORPORATE
GOVERNANCE AND ORGANIZATIONAL PERFORMANCE: EVIDENCE FROM THE UK / A. Elgharbawy, M. Abdel-Kader, . — Текст :
непосредственный // T h e J o u r n a l o f D e v e l o p i n g A r e a s. — 2021. — № 2. — С. 115-131.
13. Hawawini G., Viallet C. Finance for executives: Managing for value creation. - Cengage Learning, 2010.
14. Koller T. What is value-based management? //McKinsey quarterly. - 1994. - С. 87-87.
15. Moss J. D., Price D. I. Variables Explaining the Price of Gold Mining Stocks //Southwestern Economic Review. - 2012. - Т. 39. - С. 81-89.
16. Ozanian, M. Risky Hedges //Forbes. - 1987. - Т. 239. - С. 248
17. Rappaport, A. Creating Shareholders’ Value: The New Standard for Business Performance. / A. Rappaport. - N.Y. : The Free Press, 1986. - 209 P.
18. Rock A. Gold: Protection from calamity but a clunky investment otherwise //Money. - 1988. - Т. 17. - №. 12. - С. 201-202.
19. Rolo C. Gold stocks are not just for goldbugs //Forbes. - 1975. - Т. 115. - С. 78-79.
20. S.J. Khoury. Speculative Markets. //Macmillan. - 1984