Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лексико-стилистические особенности сказочных повестей Пауля Маара и их отражение в переводе на русский язык

Работа №127558

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы78
Год сдачи2022
Стоимость4360 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
57
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Сказочная повесть как объект лингвистического исследования 5
1.1 Сказочная повесть как жанр литературы 5
1.2 Лексико-стилистические особенности сказочной повести 7
1.3 Особенности перевода произведений сказочного жанра 18
Выводы по главе I 27
Глава 2. Анализ перевода лексико-стилистических особенностей сказочных повестей Пауля Маара 31
2.1 Характеристика материала 31
2.2. Лексико-стилистические особенности повестей Пауля Маара 31
2.3 Анализ перевода лексико-стилистических особенностей. 34
Заключение 53
Список литературы

Сказочные повести Пауля Маара относятся к современной классике немецкой детской литературы. Повествование автора отличает творческий подход к формальной и содержательной структуре слова, что является особенностью его стиля, связанного с традицией детской литературы ХХ века. В связи с малоизученностью его литературы появляется вопрос, как выполнить наиболее точный перевод?
Целью исследования является выявление лексических особенностей текста, характеризующих его стиль, и определение способов их перевода на русский язык.
Задачи исследования:
• определение лексических стилистических средств, применяемых автором.
• определение лексических соответствий и преобразований в переводе.
• выявление применяемых переводческих стратегий.
Объект: Сказочные повести Пауля Маара и их перевод на русский язык.
Предметом нашего исследования выступают лексические, грамматические и стилистические средства и способы их перевода.
Актуальность исследования обусловлена тем, что детская литература стала важным компонентом нашей жизни, и не ограничивается лишь старыми, классическими сказками. Переводчику важно понимать, какими приемами стоит пользоваться для успешной передачи всех лексико-стилистических элементов на родной язык.
Новизна: Хоть и существует большое количество исследований, рассматриваются современные сказки, обычно это происходит с литературоведческой точки зрения, материала о методах перевода крайне мало, особенно на материале немецких сказок
Материал: Повести Паулья Маара «Eine Woche voller Samstage» («Семь суббот на неделе»), «Am Samstag kam das Sams zuruck» («И в субботу Субастик вернулся») и их переводы выполненные В. Островским.
Основой теоретической базы стали работы таких ученых как Гончарова Е.А., Павлова А. В., Светозарова Н. Д., Липовецкий М. Н., Пропп В. Я., Брауде Л. Ю., Виноградов В. С.
В соответствии с поставленными задачами в ходе исследовательской работы были использованы следующие методы:
• сплошной выборки
• сопоставительный
• лингвистического описания
• контекстуального анализа
Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящей выпускной квалификационной работе мы изучили лексические и стилистические средства в работах Пауля Маара, а также методы их перевода на русский язык.
Сказочные повести недостаточно часто являются предметом изучения в переводоведении, поэтому нами были рассмотрены особенности сказки как жанра и связанные с этим особенности перевода. Также были проанализировали основные лексические и стилистические средства, используемые в этих повестях. В рамках этого исследования нами также было изучено понятие эквивалентности в переводе.
Был составлен корпус примеров на немецком и русском языках.
В ходе нашей работы было выявлено следующее: текст характеризуется большим количеством каламбуров, языковой игры, основанной на схожести звучания. Многие шутки в произведении строятся на неверном понимании персонажами различных слов, фразеологизмов и выражений.
При анализе перевода было выявлены особенности переводческого стиля. Переводчик склонен выпускать большие куски текста, наполненные различными лексическими средствами выразительности, ничем их не компенсируя. Часто выпадают не только слова и выражения, а целые стихи и фрагменты. Можно сказать, что это не влияет на целостность текста и на его понимание, но из-за крупных опущений для русского читателя из текста пропадают целые диалоги. Тем не менее, В. Островский явно старался сохранить общий комизм текста.
Перевод художественной литературы является одним из самых важных видов перевода. Он требует определенных переводческих компетенций, таких как: высокий уровень как и иностранного, так и родного языка, глубокие культурные знания, межкультурная компетенция для полного понимания текста и правильного выбора стиля речи, языкового регистра и т.д. Лексико-стилистические средства зависят от жанра произведения, самого автора, иногда даже эпохи, поэтому анализ художественной литературы и ее переводов является безграничным источником для исследования. Проведенные исследования можно в дальнейшем применять при обучении переводчиков работы текстами, обильные безэквивалентной лексикой.



1. Elsen H. Wortschatzanalyse. A. Franke Verlag. Tubingen, Basel. 2013 (Kapitel „Worter in der Kinderliteratur“, „Worter in der Literatur“ S. 208-237)
2. J. R. R. Tolkien (1980), Poems and Stories, George Allen & Unwin, ISBN 0-04-823174-6 "On Fairy-Stories". Tolkien-online.com. 2007. Archived from the original on 29 October 2013. Retrieved 14 January 2022.
3. Neuhaus S. Marchen. A. Franke Verlag. Tubingen, Basel. 2015 (Kapitel „Merkmale“ S. 1-19, „Funktionen“ S. 19-43, „Paul Maar“ S. 331-345)
4. Nikolajeva М. The magic code: the use of magical patterns in fantasy for children. Stockholm, 1988.
5. Zipes, J. (2006). Why fairy tales stick: The evolution and relevance of a genre. New York: Routledge.
6. Абжамалова, Н. Д. К вопросу об изучении англоязычной литературной сказки в современной филологии / Н. Д. Абжамалова, Э. А. Жданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 778-781.
7. Барова А.Г. Особенности немецкой разговорной лексики и сложности ее перевода в романе Б. Ноак «Бастиан» // «Modern Humanities Success / Успехи гуманитарных наук» - 2021. - №10. - С.84-88 ISSN 2618-7175 - https://mhs-journal.ru/archives/10407(дата обращения: 05.11.2021)
8. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. - СПб.: Паритет, 2006. - 320 с.
9. Ботникова А. Б. Немецкий романтизм: Диалог художественных форм. М., 2005.
10. Брауде Л. Ю. К истории понятия «литературная сказка» / Л. Ю. Брауде // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - 1987. - Т 36. - No 3. - С. 270-291.
11. Виноградов В. С. Введение в переводоведение (общие и лексические вопросы). — М.: Издательство института общего среднего образования РАО, 2001, — 224 с.
12. Гончарова Е.А. Теория и практика стилистического анализа. М., 2010
13. Знаменская Т. А. Стилистика Английского языка. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 224 с.
14. Казакова Т.А. Практические основы перевода. СПб. 2006.
15. Левицкая Т Р Теория и практика перевода с английского языка на русский /Т. Р Левицкая, А. М. Фитерман. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 1963. - 125 с.
16. Липовецкий М. Н. Поэтика литературной сказки (на материале русской литературы 1920-1980-х годов). — Свердловск: Издательство Уральского государственного университета, 1992. — 183 с.
17. Мелетинский Е. М. Герой волшебной сказки. - М. - СПб.: Академия
18. Павлова А. В., Светозарова Н. Д. Трудности и возможности русско-немецкого и немецко-русского перевода. СПб. 2012.
19. Пропп В. Я. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. — Л.: Academia, 1928. — 152 с.
20. Пропп В. Я. Сказка. Эпос. Песня/ В. Я. Пропп; Ред. В.Ф.Шевченко.-Москва: Лабиринт, 2001.-367с.-(Собрание трудов В.Я.Проппа; Вып.8).
21. Серго Ю.Н. Жанровое своеобразие рассказа Л. Петрушевской «Свой круг» //Кормановские чтения. Вып. 2. - Ижевск, 1995. - С. 262-268.
22. Тамарченко Н. Д. Теория литературы: в 2-х тт. / Н. Д. Тамарченко, В. И.
23. Троицкая О.В. Игра слов в английском оригинале и в переводе // Русская речь. О трудностях перевода каламбура в художественных произведениях. -2005. - No2 - С. 40-46.
24. Тюпа, С. Н. Бройтман. - М.: Академия. - Т.1.: Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика, 2004. - 512 с.
25. Ференц Н. С. Основы литературоведения: учебник / Н. С. Ференц. — К.:Знание, 2011. — 431 с.
26. Экгауз, Е. Л. К вопросу о становлении жанра волшебной литературной сказки в европейской литературе / Э. Л. Экгауз // Дергачевские чтения - 2008. Русская литература: национальное развитие и региональные особенности. Проблема жанровых номинаций : материалы IX Междунар. науч. конф. - Екатеринбург, 2009. - Т. 2. - С. 394-398.
Словари и справочники
26. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс]. URL.: http://www.endic.ru/ozhegov/Frazeologizm-37955.html(дата обращения: 16.02.2022)
27. Dic.academic.ru[Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.(дата обращения: 16.02.2022)
28. DWDS (Digitales Worterbuch der deutschen Sprache) [Электронный ресурс]. URL: https://www.dwds.de/(дата обращения: 17.04.2022)
29. Толковый словарь Ефремовой [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/261747/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D1%82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ