Введение 4
Глава 1. Словесное ударение в русском языке 9
1.1 Ударение и ритм 9
1.1.1 Характерные особенности русского словесного ударения 9
1.1.2 Ритмическая структура 13
1.2 Факторы, влияющие на постановку ударения в русском языке 13
1.2.1 Морфонологический уровень 13
1.2.2 Лексический уровень 19
1.2.3 Синтаксический уровень 24
1.3. Выводы по главе 25
Глава 2. Исследование стратегий постановки ударения в русскоязычных топонимах 26
2.1 Предварительный эксперимент 26
2.1.1 Цель 26
2.1.2 Методика 26
2.1.3 Материал 27
2.1.4 Участники 28
2.1.5 Способы обработки результатов 29
2.1.6 Результаты 29
2.2 Основной эксперимент 30
2.2.1 Цель и задачи исследования 30
2.2.2 Материал 30
2.2.3 Методика 31
2.2.4 Участники 32
2.2.5 Способы обработки результатов 33
2.2.6 Результаты: стимулы в именительном падеже 33
2.2.7 Результаты: стимулы в предложном падеже 37
2.3 Обсуждение результатов 40
2.4. Выводы 41
Заключение 42
Список литературы 43
Приложение 1 46
Приложение 2 47
Приложение 3 52
Приложение 4
Постановка ударения - одна из важнейших составляющих формирования плана выражения словоформы. Ошибки при постановке ударения (особенно в незнакомом или редко употребляемом слове: Тарки, Эльбан, Арти и др.) часто возникают даже в речи носителей языка, однако для иностранцев они ещё более актуальны. В ряде случаев орфоэпические словари и справочники допускают наличие вариантов в постановке ударения, или признавая оба варианта равноправными, или указывая на то, что один из вариантов является более предпочтительным, чем другой. На постановку ударения могут влиять различные факторы. Среди них, например, особенности адаптации заимствованного слова (или его морфологической составляющей) к акцентным парадигмам, существующим в русском языке; произнесение слова по аналогии с похожими на него по звуковому облику словами; орфографические особенности слов и др. Кроме того, на постановку ударения могут влиять социолингвистические факторы: представители разных поколений могут произносить одно и то же слово по-разному, могут быть региональные варианты произнесения слов.
Результаты современных исследований в области речевосприятия указывают на то, что в ходе обработки речевого сигнала слушающий одновременно пользуется информацией с разных языковых уровней. Актуальность настоящей работы состоит в обращении к различным лингвистическим факторам, которые потенциально могут влиять на постановку ударения в русском языке, что позволит получить новые данные о роли системы языка в целом и о взаимодействии отдельных ее уровней в процессе восприятия речи. Кроме того, в работе затрагивается вопрос о соотношении прескриптивной и дескриптивной нормы. Эта проблема на протяжении долгого времени не теряет своей актуальности, поскольку
напрямую связана с практической задачей составления словарей и справочников, фиксирующих нормативное произношение.
Объектом исследования является ударение в названиях населённых пунктов Российской Федерации (далее - РФ), предметом - лингвистические факторы, которые влияют на выбор ударного слога в топонимах русского языка. Поскольку названия населённых пунктов РФ образованы по разным словообразовательным моделям и ряд из них является заимствованиями из других языков и при этом вызывает аналогию с другими словами русского языка, на этом материале можно попытаться ответить на вопрос о взаимодействии различных лингвистических факторов, которые могут влиять на выбор места ударения в малознакомом слове.
Цель работы состоит в выявлении стратегий, которыми пользуются носители русского языка при постановке ударения в незнакомых им названиях населённых пунктов. Для достижения этой цели требуется решить следующие задачи:
1) на основе существующих работ описать факторы, которые могут оказывать влияние на постановку ударения в словах русского языка;
2) составить список названий населенных пунктов, в которых возможна вариативная постановка ударения;
3) разработать методику исследования стратегий постановки ударения в названиях населенных пунктов носителями русского языка; выявить критерии отбора респондентов;
4) сделать выводы о факторах, влияющих на выбор ударного слога в названиях населённых пунктов РФ носителями русского языка.
При разработке теоретической базы исследования мы обращались к классическим работам, посвященным ударению в русском языке: «Акцентная система современного русского литературного языка» А. А. Зализняка (Зализняк 2002), «Морфонология» В. Б. Касевича (Касевич 1986), «Фонетика современного русского языка» М. Б. Попова (Попов 2014), «Ударение в собственных именах в современном русском языке» А. В.Суперанской (Суперанская 2018), «Общая фонетика» Л. Р. Зиндера (Зиндер 1979), работы Л. В. Бондарко, В. А. Виноградова, А. И. Моисеева и др. В том, что касается экспериментальных исследований ударения и ритма, мы ориентируемся в первую очередь на зарубежные исследования (Dellwo 2008; Ladinig et al. 2009; Arvaniti 2012; Bouwer et al. 2012; Wei, Large 2021; Braun, Chen 2012; Knight, Cross 2012; Potter et al. 2009; Shaw 2012; Fleur et al. 2021; Hoddinot, Grahn 2021; De Winne et al. 2021 и др.).
В работе проверялись следующие гипотезы:
1) носители языка пользуются принципом аналогии при решении задачи о выборе места ударения в незнакомом ойкониме;
2) существуют различия в акцентуации между заимствованными и исконными словами в русском языке;
3) носители русского языка склонны аналогично расставлять ударения в словах в именительном и предложном падежах.
В качестве материала используется список необщеизвестных названий населённых пунктов (ойконимов ) РФ, при воспроизведении которых вслух у носителей русского языка могут возникнуть затруднения в выборе ударного слога. В нашем исследовании это названия городов и посёлков городского типа с населением не менее 100 тыс. человек, 132 единицы.
Методы и приёмы исследования включают:
• критический анализ литературы;
• лингвистический эксперимент по чтению вслух фрагментов русской речи;
• метод субъективного слухового анализа;
• методы статистического анализа номинативных данных.
Новизна исследования заключается в том, что названия населённых пунктов в русском языке ещё не были исследованы с точки зрения их ритмической структуры (то есть, упрощая, количества слогов и места ударения) с использованием экспериментальных методов. Кроме того, хотя современная психолингвистика активно занимается проблемами восприятия речи и восприятия ритма, однако в немногих экспериментах, направленных на изучение речевого ритма (которые, в свою очередь, встречаются в научной литературе реже, чем исследующие неречевой ритм), респонденты не только слушают стимулы, но и произносят их. В то же время, такие работы полезны для исследования языковых механизмов установления ритма в различных языковых единицах и взаимодействия ритма с морфологией, семантикой, синтаксисом.
Теоретическую значимость определяет то, что анализ результатов эксперимента даст возможность полнее понять психолингвистические закономерности обработки речи: механизмы заимствования из одного языка в другой, установления акцентной и ритмической структуры существительных (в частности, топонимов) в русском языке, взаимодействия разных языковых уровней при определении фонетических характеристик словоформы, взаимовлияния различных ритмических рисунков словоформ в процессе восприятия языковых единиц.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов исследования при создании методических и практических пособий по фонетике русского языка, в том числе пособий по обучению РКИ, орфоэпических словарей и справочников.
Методика и предварительные результаты исследования были представлены в докладе «Экспериментальное исследование постановки ударения в незнакомых ойконимах: отбор материала» на Открытой конференции студентов-филологов (ОКСФ) Санкт-Петербургского государственного университета 21.04.2022 и обсуждались на заседаниях 7
научных семинаров исследовательских групп Е. И. Риехакайнен и Н. В. Богдановой-Бегларян.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
В результате проведённого эксперимента были выявлены некоторые стратегии, которыми пользуются носители русского языка при необходимости постановки ударения в незнакомом ойкониме. Перспективой исследования в данном случае представляется проверка достоверности полученных данных на материале более широкой группы стимулов: например, имён собственных в целом или существительных вообще.
Среди наиболее интересных результатов можно выделить 1) подтверждённую гипотезу о том, что при выборе места ударения силён принцип аналогии; 2) вывод о том, что в проанализированных ойконимах в форме именительного падежа носителя языка чаще всего ставят ударение на второй слог; 3) доказательство того, что для ойконимов на -ский/-ское в именительном и предложном падежах характерно ударение на последний слог основы, и 4) подтверждённую гипотезу о том, что ударение в двух разных формах одного слова обычно сохраняется в произношении одного и того же носителя.
При проведении эксперимента были получены данные о возможном влиянии эффекта прайминга на полученные результаты. В ходе дальнейшего исследования можно попытаться исключить это влияние и проверить полученные в настоящей работе выводы.
На основании проведённого исследования можно составить теоретические и методические рекомендации о закономерностях постановки ударения в русском языке для носителей языка и иностранцев, изучающих русский язык.
1. Бондарко Л. В. Ударение // Русский язык. Энциклопедия / Гл. ред.
B. Н. Караулов. М.: Большая Российская энциклопедия; Дрофа, 1997. 703 с.
2. Виноградов В. А. Ударение // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. URL: http://tapemark.narod.ru/les/530b.html(дата обращения: 29.05.2022).
3. Гард П. Ударение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2015. 200 с.
4. Зализняк А. А. Акцентная система современного русского литературного языка // «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 373-477.
5. Жеребило Т. В. Фонетическое слово / Жеребило Т. В. Словарь лингвистических терминов и понятий. Назрань: Пилигрим, 2016. 610 с.
6. Зализняк А. А. Закономерности акцентуации русских односложных существительных мужского рода // «Русское именное словоизменение» с приложением избранных работ по современному русскому языку и общему языкознанию. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 478-526.
7. Зиндер Л. Р. Общая фонетика. М.: Высшая школа, 1979. 312 с.
8. Касевич В. Б. Морфонология. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1986. 165 с.
9. Касевич В. Б. Труды по языкознанию. В 2-х томах. Т. 1. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2006. 664 с.
10. Князева А. С. Вариативность произношения заимствованных слов в современном русском языке // Студенческая наука и XXI век. 2012. №. 9.
C. 207-212.
11. Кудряшова С. В. Процесс заимствования как разновидность языкового контакта // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 66-75.
12. Кухто А. В., Пиперски А. Ч. Экпериментальное исследование акцентной
вариативности в руских глагольных формах прошедшего времени // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. 2018. №17.
С. 140-152.
13. Моисеев А. И. Место словесного ударения в современном русском литературном языке // Studia Rossica Posnaniensia. 1975. № 7. С. 77-87.
14. Попов М. Б. Фонетика современного русского языка. Спб.: Филологический факультет СПбГУ, 2014. 303 с.
15. Суперанская А. В. Ударение в собственных именах в современном русском языке. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2018. 360 с.
16. Хэ Вэньчжу. Современные акцентологические нормы заимствованных слов в русском языке. Выпускная квалификационная работа магистра лингвистики. Спб.: СПбГУ, 2016. 79 с.
17. Arvaniti A. Rhythm classes and speech perception // Understanding Prosody, edited by Oliver Niebuhr, Berlin, Boston: De Gruyter, 2012, pp. 75-92.
18. Bouwer F., Haden G., van Zuijen T., Honing H. Rhythmic regularity revisited: Is beat induction indeed pre-attentive? Perspectives on Rhythm and Timing (PoRT), 19-21 July, 2012.
19. Bouwer F., Fahrenfort J. J., Slagter H. A. Neural entrainment underlies beat¬based, but not pattern-based temporal expectations in rhythm. Rhythm Production and Perception Workshop, 22-25 June 2021. URL: https://www.rppw2021.org/events/815 (дата обращения: 20.11.2021).
20. Braun B., Chen A. Now for something completely different: Anticipatory effects of intonation // Understanding Prosody, edited by Oliver Niebuhr, Berlin, Boston: De Gruyter, 2012, pp. 289-312.
21. Dellwo V. The role of speech rate in perceiving speech rhythm // Speech Prosody 2008, Campinas/Brazil, 6 May 2008 - 9 May 2008, 375-378.
22. Hoddinott J., Grahn J. Neural representations of rhythm and beat perception. Rhythm Production and Perception Workshop, 22-25 June 2021 URL: https://www.rppw2021 .org/events/866(дата обращения 20.11.2021).
23. Knight S., Cross I. Rhythms of persuasion: The perception of periodicity in oratory. Perspectives on Rhythm and Timing (PoRT), 19-21 July, 2012.
24. Ladinig O., Haden G., Honing H., Winkler I. Emergence of Metric Structure in
Adult NonMusicians and Newborn Infants. Rhythm Production and Perception Workshop, 15-17 July, 2009. URL:
https: //rppw. org/docs/Lille FinalProgramme .pdf (дата обращения
21.11.2021) .
25. Potter D. D., Fenwick M., Abecasis D., Brochard R. Perceiving rhythm where none exists: Event-related potential (ERP) correlates of subjective accenting // Cortex. 2009. №1. Pp. 103-109.
26. Shaw J. A. Biases toward metrical (ir)regularity in speech production. Perspectives on Rhythm and Timing (PoRT), 19-21 July, 2012
27. Wei Y., Large E. Entrainment stability predicts melodic intonation therapy performance and reading fluency. Rhythm Production and Perception Workshop, 22-25 June 2021. URL:https://www.rppw2021 .org/events/844(дата обращения 21.11.2021)
28. de Winne J., Devos P., Leman M, Botteldooren D. Rhythm as a way to entrain
people’s attention. Rhythm Production and Perception Workshop, 22-25 June 2021. URL: https://www.rppw2021 .org/events/895(дата обращения
20.11.2021) .