Арктика как регион сотрудничества России со странами ЕАЭС: в поисках оптимальной модели интернационализации промышленного потенциала на принципах государственно-частного партнерства
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОГРАММА ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ: ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ И МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Модель развития территориальных промышленных кластеров Арктической зоны Российской Федерации 9
1.2 Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности территориальных промышленных кластеров АЗ РФ 16
1.3 Повышение конкурентоспособности промышленности арктических регионов на основе кластерного подхода 26
ГЛАВА 2. ГЧП КАК ОТЛИЧИТЕЛЬНАЯ ОСОБЕННОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ОСВОЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ
2.1 Концептуальная модель ГЧП как организационно-правового формата взаимодействия на национальном и интернациональном уровнях в проекте промышленного освоения Российской Арктики 34
2.2 Перспективы применения механизмов ГЧП в промышленной кооперации стран ЕАЭС 46
ГЛАВА 3. ПРАКТИКА ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВМЕСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПО ОСВОЕНИЮ АРКТИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ СТРАН ЕАЭС В АРКТИЧЕСКИХ ПРОЕКТАХ
3.1 Особенности и перспективы интернационального подхода в рамках сотрудничества России и Беларуси (программа «Арктика-Союзное государство») 57
3.2 Оценка привлекательности и перспектив формата сотрудничества России и Беларуси в рамках программы «Арктика-Союзное государство» для других стран-партнеров ЕАЭС 62
3.3 Разработка модели международного инновационно-промышленного арктического кластера (на примере лесной промышленности Красноярского края) 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 80
ПРИЛОЖЕНИЯ 90
Арктическая зона Российской Федерации (АЗ РФ), включающая 9 регионов (Приложение 1), в ближайшее десятилетие может стать основным драйвером роста отечественной промышленности. АЗ РФ обеспечивает десятую часть валового внутреннего продукта (ВВП) страны, а к 2030 году объем ВВП от арктических проектов, осуществляющих перевозки Северным морским путем (СМП), может вырасти практически в 2 раза, то есть достичь 31,5 трлн. рублей1.
Несмотря на возникающие вызовы санкционного давления США и ЕС, освоение российского арктического шельфа продолжается, ускоряется работа над импортозамещением, совершенствуются механизмы привлечения частных инвестиций в промышленные и инфраструктурные проекты, налаживается сотрудничество с крупными неарктическими государствами, такими как Китай и Индия2. При этом процесс интернационализации Арктики с включением внерегиональных игроков развивается на условиях соблюдения национальных интересов России.
Устойчивое развитие Российской Арктики в условиях промышленной трансформации - сложная задача, реализуемая только при соблюдении эколого-социо-экономического баланса3. С одной стороны, потепление арктического климата является своеобразной платой в виде «углеродного налога», с другой - рационализирует условия для развития бизнеса: открывает доступ к новым ресурсам шельфа, расширяет возможности круглогодичного международного судоходства. К переходу на возобновляемые источники энергии (рейтинг готовности к энергопереходу - Приложение 2) уже готовы многие крупных холдинги, в которые входят предприятия, работающие в АЗ РФ в цветной и черной металлургии, нефтегазовой промышленности, энергетике, машиностроении и химической пр омышленности4.
Одним из факторов, стимулирующим внедрение ESG-практик (экологической и социальной ответственности, высокого уровня менеджмента) в арктических промышленных предприятиях, является поддержка государства, которая включает преференции для социальных и экологических проектов, поддержку и льготное финансирование проектов, предусматривающих создание замкнутых циклов производства; расширение сфер применения государственно-частного партнерства (ГЧП). Это способствует повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности промышленных предприятий на внутреннем и внешнем рынке5. ESG-трансформация происходит и на региональном уровне - в стратегиях социально-экономического развития Архангельской области, Республики Саха (Якутия), Ненецкого автономного округа6.
Как лидер Евразийского экономического союза (ЕАЭС) Российская Федерация заинтересована в привлечении стран-партнёров к реализации совместных масштабных проектов по промышленному освоению арктических территорий. Российская Арктика открывает всем странам Евразийского экономического союза широкую ресурсную базу для создания единого энергетического и углеводородного рынка, кроме того, обеспечивает выход в Мировой океан, позволяющий в кратчайшие сроки осуществлять грузоперевозки между Европой и Азией.
Перспективным направлением стратегического сотрудничества стран-участниц ЕАЭС является развитие кооперационных проектов промышленного освоения Российской Арктики. Следует отметить, что самый высокий уровень интеграции с Россией из всех стран ЕАЭС налажен с Беларусью в рамках Союзного государства. Развитие белорусско-российского сотрудничества в промышленном освоении Арктики может стать важным шагом по установлению баланса между уникальными ресурсами и уровнем социально-экономического развития арктических регионов. Особую роль в этом сыграет совершенствование и разработка инновационных и в то же время безопасных для окружающей среды технологий, стимулирование создания и модернизации производственных предприятий, привлечение дополнительных инвестиций в развитие инфраструктуры, проведение образовательных мероприятий для поиска востребованных специалистов7.
Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить следующих зарубежных авторов - основоположников кластерной теории: Savill О., Enright M.J., Porter M.E., Bergman, Feser, Egan. Роль промышленных кластеров в развитии экономической интеграции стран ЕАЭС рассматривались в работах российских исследователей: Давиденко Л. М.8, Мозговой А. И.9, Селищевой Т. А10, Шугурова М. В. 11 Модель «тройной спирали» (triple helix) развития промышленно-инновационных кластеров была разработана и описана Etzkowitz H., Leydesdorff L12. Региональное инновационное развитие в теории «тройной спирали» рассмотрены в работах отечественных авторов Клименко В. А., Дроздович Л. И., Казанцевой В. А. 13; Шкодинского С. В., Назарова А. Г.14 Необходимость перехода к модели «пятизвеньевой спирали» (The Quintuple Helix), ориентированной на эко-инновации и создание инновационных цифровых платформ, для устойчивого развития предприятий в эпоху цифровой экономики, описан в статьях E.G. Carayannis, T.D. Barth, D.F. Campbell 15.
Перспективы создания единого правового поля для осуществления проектов ГЧП в рамках ЕАЭС рассматриваются в работах Тулейко Е. В.16, Сафарова Ш. А. 17 Возможности использования механизмов государственно-частного партнерства в АЗ РФ представлены в работах Коломеец Е. А., Воротникова А. М. 18; Бакирова А. Р., Алиаскаровой Ж. А.19
В настоящее время отмечается слабая разработанность проблемы перспектив налаживания сотрудничества стран ЕАЭС в АЗ РФ. Анализ работ российских исследователей по данной тематике раскрывается в различных аспектах: Кефели И. Ф. 20 в ключе евразийской безопасности; в контексте формирования единого цифрового пространства рассматриваются Филаткиной Е. М.,21 возможности и риски участия стран ЕАЭС в арктических проектах описаны Бирюковым А. Л., Савостовой Т. Л. 22, Журавель В. П.23
Таким образом, актуальной представляется оценка текущего состояния реализации этапов стратегии развития территориальных кластеров и анализ перспектив расширения практики промышленной интернационализации в освоении Российской Арктики с помощью подключения стран-участников ЕАЭС, используя опыт союзного взаимодействия России и Беларуси в данном направлении. Сотрудничество в российских арктических проектах стран ЕАЭС открывает «окно возможностей» для всех участников в условиях глобальной геополитической и экономической турбулентности.
Объектом исследования является программа социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации24 - формат и особенности ее реализации в сфере промышленности.
Предмет исследования - возможности и перспективы промышленной интернационализации Арктической зоны Российской Федерации с участием стран, входящих в ЕАЭС.
Цель исследования - на основе теоретического анализа и оценки текущего опыта интернационализации промышленности арктических регионов Российской Федерации с Республикой Беларусь, разработать и обосновать модель промышленной кооперации для стран ЕАЭС в Российской Арктике, а также определить условия ее реализации.
Для достижения цели выдвигаются следующие задачи:
1. рассмотреть модель территориальных кластеров как форму освоения Арктической зоны Российской Федерации;
2. выявить внутренние факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности арктических территорий России;
3. оценить потенциал промышленных отраслей регионов Российской Арктики на внутреннем и внешнем рынке с помощью расчетов индексов Лафея и Балассы;
4. рассмотреть модель ГЧП как организационно-правовой формат взаимодействия на национальном и наднациональном уровнях в проекте освоения Российской Арктики;
5. определить особенности и перспективы интернационального подхода, применяемого к раскрытию промышленного потенциала регионов Российской Арктики за счет привлечения ресурсов Республики Беларусь;
6. оценить привлекательность и перспективы формата сотрудничества России и Беларуси по программе «Арктика-Союзное государство» для других стран-партнеров ЕАЭС;
7. разработать кластерную модель инновационно-промышленного сотрудничества для стран ЕАЭС.
Гипотеза исследования. Модель международного арктического кластера в рамках ЕАЭС будет результативна при следующих условиях:
• при промышленной кооперации в отраслях, имеющих конкурентные преимущества;
• при применении механизмов, основанных на принципах ГЧП;
• при цифровизации процессов управления кластером.
Научная новизна. С помощью базы данных «СПАРК» и данных инвестиционных порталов создана карта территориальных арктических кластеров в промышленной сфере. Выявлены отрасли промышленности арктических регионов со сравнительными преимуществами на внутреннем и внешнем рынке с помощью расчетов индексов Баласса и Лафея. По методике Кирилловской А.А. секторы промышленности разделены по уровню конкурентоспособности на «проигравшие», «промежуточные» и «победителей». Проведен анализ соответствия направлений действующих и планируемых арктических кластеров концепции умной специализации, выявлены секторы промышленности, по которым в арктических регионах могут быть выдвинуты кластерные инициативы. Выявлено, что для реализации совместных проектов стран-партнеров по ЕАЭС в АЗ РФ необходима гармонизация нормативно-правовой базы, поэтому рекомендовано использование офсетных контрактов как механизма, работающего на принципах ГЧП на наднациональном уровне в рамках ЕАЭС для ускорения промышленной кооперации в целях импортозамещения. Разработана авторская модель международного арктического кластера в рамках ЕАЭС и условия ее эффективной реализации.
Практическая значимость заключается в том, что материалы данной выпускной квалификационной работы (ВКР) можно использовать для разработки региональной кластерной политики, программ и рекомендаций по организации совместных проектов со странами-участниками ЕАЭС по освоению Арктической зоны Российской Федерации и импортозамещению.
В качестве методологической основы выбрана теория развития кластеров М.Портера. Кроме того, в ходе исследования использовалась аналитическая платформа «Ruslana» компании «A Moody’s Analytics Company», данные «системы профессионального анализа рынков и компаний» («СПАРК»). В работе был проведен обзор данных, собранных в материалах Единой межведомственной информационно-статистической системе (ЕМИСС), территориальных органах Росстата; изучен рейтинг развития ГЧП в субъектах Российской Федерации, представленный на цифровой платформе «РОСИНФРА», а также проведен сбор и анализ мнений экспертов ПОРА (Проектного офиса развития Арктики).
Апробация основных положений и выводов исследования прошла:
• на международных научно-практических конференциях (VI Международной научно-практической конференции «Технологическая перспектива: новые рынки и точки экономического роста» 12-13.11.2020; VI Международной научной конференции «Арктика: история и современность» 14-15.04.2021, Политех; «Устойчивое развитие: общество и экономика» 14-17.04.2021, СПбГУ);
• на форуме финалистов «Конкурса молодых международников СНГ им. А. А. Громыко 2021» (6-9.10.2021, МГИМО МИД);
• в виде опубликованных статей: «Перспективы развития евразийской проектно-ориентированной интеграции в Российской Арктике в современной концепции циркулярной экономики: оценка рисков и окон», «Российская Арктика как регион сотрудничества со странами ЕАЭС в эпоху перехода к циркулярной экономике», «Арктика как регион сотрудничества России с Беларусью: в поисках оптимальной модели интернационализации промышленного потенциала на принципах государственно-частного партнерства»;
• в исследовательской работе по региональной кластерной политике для олимпиады Petropolitan Science (Re)Search (призер 2021/2022 года) «Перспективы развития кластерного сотрудничества промышленных предприятий Арктической зоны Российской Федерации с Республикой Беларусь».
В рамках ВКР была достигнута цель исследования - разработана модель инновационно-промышленного сотрудничества для стран ЕАЭС, представляющая создание международного арктического кластера. Так как объект моделирования - формат промышленной кооперации стран ЕАЭС - имеет достаточно сложную структуру и математическое описание его затруднительно, разработка оптимальной модели1 интернационализации проводился аналитическим путем. Критерии оптимальности данной модели промышленной кооперации представлены с помощью ESG-ренкинга, отражающего воздействие промышленной кооперации на социальное и экономическое развитие регионов при определенных внутренних условиях среды (природных ресурсов, человеческого капитала, инноваций, инвестиций, инфраструктуры) и неконтролируемых внешних (PESTEL-анализ макросреды). Фактором устойчивости данной модели выступает реализация программы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации2.
Для достижения цели исследования последовательно решались поставленные задачи.
В первой главе рассмотрена структура модели территориальных арктических кластеров как формы промышленного освоения АЗ РФ. Выявлена отличительная особенность арктических промышленных кластеров - ориентированность на принципы экономики замкнутого цикла для снижения антропогенного воздействия на хрупкую экосистему Российской Арктики. Описаны типы территориальных промышленных кластеров АЗ РФ. Составлена карта действующих и планируемых кластеров в арктических регионах РФ с помощью аналитической базы данных «СПАРК». Показано, как построена система непрерывных инноваций с помощью модели «тройной спирали» в научно-производственном арктическом кластере Санкт-Петербурга.
Проанализировано нынешнее состояние внутренних факторов конкурентоспособности арктических территориальных кластеров по М. Портеру. Выявлено, что высоким потенциалом обладают такие факторы как природные ресурсы (почти третья часть добычи полезных ресурсов происходит в АЗ РФ), инновации (рост использования передовых производственных технологий) и инвестиции (наблюдаются тенденции роста инвестиций в основной капитал), средним - инфраструктура (неравномерность развития социальной, транспортной, энергетической), низким - человеческие ресурсы (продолжается отток населения).
Выявлены наиболее конкурентоспособные отрасли промышленности для каждого арктического региона. Научная достоверность полученных выводов обусловлена расчетами специфических индексов (Лафея, Балассы) и построением модифицированной матрицы конкурентоспособности продукции арктической промышленности по методике А.А. Кирилловской. В сектор «победителей» вошли Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область (древесина и целлюлозно-бумажные изделия), Красноярский край (металлы и изделия из них); в «промежуточный» сектор - Мурманская область (металлы и изделия из них), Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ (минеральные продукты), Красноярский край (древесина и целлюлозно-бумажные изделия), Республика Саха (Якутия) - драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них, по Ненецкому автономному округу расчеты не производились, так как он является абсолютным аутлаером во внешней торговле и специализируется на оленеводстве. После соотнесения отраслей промышленности, обладающих сравнительными преимуществами с действующими и потенциальными кластерами, был сделан вывод о соответствии кластерной политики концепции умной региональной специализации. Даны рекомендации по выдвижению кластерных инициатив в некоторых субъектах АЗ РФ (к примеру, в Мурманской области - горно-металлургического кластера, в Ненецком автономном округе - агропромышленного, в Республике Карелия - машиностроительного для лесной промышленности, в Республике Коми - нефтегазового) для реализации которых необходимо привлечь в арктические регионы значительный объем инвестиций.
Во второй главе рассмотрена модель ГЧП как механизма реализации проектов в Российской Арктике на национальном и международном уровне в рамках ЕАЭС. Качество инфраструктуры является весомым элементом повышения конкурентоспособности арктических регионов.
Изучены основные механизмы реализации проектов ГЧП в АЗ РФ - классические формы ГЧП и квази-формы (по своей экономической сущности, работающие на принципах ГЧП). Выделены отличительные характеристики классических форм - концессионных соглашений и соглашений о ГЧП. Например, право собственности на объект по соглашению о ГЧП может перейти частному партнеру, что невозможно реализовать по концессионному соглашению.
Проанализированы результаты рейтингов по уровню развития ГЧП в арктических городах и регионах. Лидерами по формированию социальной инфраструктуры в 2020 году являются Якутск (обращение с твердыми коммунальными отходами), Мурманск (физическая культура и спорт), Архангельск (водоснабжение).
В рейтинге регионов значительный скачок на 47 позиций в 2020 году сравнении с 2019 сделала Республика Саха (Якутия), частично входящая в АЗ РФ. Способствовали такому успеху, позволившему войти в топ-2 в РФ, меры государственной поддержки, в том числе новые инструменты ГЧП - дальневосточная и арктическая концессия. Ямало-Ненецкий автономный округ занял 5 место, реализовав множество проектов социально-коммунальной и транспортной инфраструктуры. Мурманская область на 23 месте, при этом по форме реализации преобладают квази-ГЧП (контракты жизненного цикла, энергосервисные контракты, СПИК, долгосрочные договоры с инвестиционными обязательствами). На примере Мурманской области выделены проекты инкорпорирования механизмов ГЧП в промышленной сфере: площадка по утилизации боеприпасов, строительство трех рыбоперерабатывающих заводов, модернизация завода «Олкон» и реконфигурация «Кольской ГМК».
На примере «Норникеля» представлена ESG-трансформация арктических промышленных предприятий с государственной поддержкой в сфере реализации ГЧП проектов социальной, экологической, промышленной направленности. Рассмотрен новый механизм ГЧП - арктическая концессия, а также реализуемые по ней проекты по развитию сопутствующей промышленной инфраструктуры.
Рассмотрены перспективы применения механизмов ГЧП в промышленной кооперации стран ЕАЭС, приоритетными направлениями которой является импортозамещение, развитие обрабатывающей промышленности и инновационных направлений.
Анализ динамики кооперационных поставок между странами ЕАЭС показал существенный рост в 2021 году, преобладает продукция металлургической и химической отрасли. Инвестиции в масштабные совместные со странами ЕАЭС арктические проекты могут привлекаться за счет использования механизмов государственно-частного партнерства. Однако в странах-членах ЕАЭС классические формы ГЧП находятся на разных стадиях развития и не унифицированы, что не позволяет эффективно использовать преимущества экономического интеграционного союза, что направляет на поиск путей реализации совместных проектов, опираясь на существующие механизмы, основанные на принципах ГЧП. Наибольшая доля инвестиций на обновление промышленной инфраструктуры среди стран ЕАЭС наблюдается в Казахстане, что связано с высоким уровнем развития ГЧП.
В качестве механизма, работающего на принципах ГЧП, предлагается использовать офсетные контракты, в которых закупающее правительство страны-импортера (публичного партнера) обязывает компанию-поставщика (частного партнера) страны-экспортера реинвестировать некоторую часть суммы контракта покупателя.
Офсетные контракты могут показать высокую эффективность в повышении уровня международной интеграции на пространстве ЕАЭС и промышленного освоения АЗ РФ за счет использования инструментов привлечения долгосрочных инвестиций. Также применение офсетных контрактов позволяет обойти проблемы регуляторного характера и исключить трудности, вызванные особенностями функционирования сферы государственно-частного партнерства.
В третьей главе проведен анализ особенностей и перспектив интернационального подхода, применяемого к раскрытию промышленного потенциала регионов Российской Арктики за счет привлечения ресурсов Республики Беларусь. Рассмотрены основные направления программы сотрудничества «Арктика-Союзное государство». По каждому арктическому региону выявлены направления сотрудничества - наиболее ярко выражено участие Беларуси в нефтегорнохимической, машиностроительной, пищевой, строительной, космической отраслях, а также перспективным направлением сотрудничества является альтернативная энергетика. Стоит отметить, что целесообразно расширение сотрудничества, в первую очередь, концентрируясь на научно-техническом потенциале Республики Беларусь: модернизации промышленных комплексов, создании инновационных технологий и продуктов с учетом возрастающей антропогенной нагрузки на природу и других сферах.
Можно констатировать, что успешный пример и опыт сотрудничества Союзного государства России и Беларуси в построении эффективной модели взаимовыгодной интернационализации способен заинтересовать в реализации совместных арктических проектов и другие государства - Казахстан, Киргизию, Армению.
При этом для выявления барьеров на пути налаживания сотрудничества стран ЕАЭС в АЗ РФ был проведен PESTEL анализ влияния макросреды. Составлена карта стратегических рисков (таких как глобальная турбулентность, административные барьеры, инфраструктурные ограничения, высокие финансовые риски, нехватка человеческого капитала) для определения механизмов компенсации препятствий на пути к углублению экономической интеграции стран-партнеров ЕАЭС в арктических проектах. Выявлены точки пересечения национальных интересов стран и окна возможностей, открывающиеся от развития стратегического сотрудничества в Российской Арктике. Это позволило выдвинуть предложение о внедрении проекта совместного освоения Российской Арктики со странами ЕАЭС в качестве раздела Стратегии экономической интеграции ЕАЭС в ближайшей перспективе для запуска работы над компенсацией выявленных рисков и барьеров.
Проведенное исследование позволяет прийти к выводам о том, что создание международного арктического кластера в рамках ЕАЭС будет результативно при соблюдении трех ключевых условий, положения которых были последовательно изложены в главах ВКР.
Первое - обеспечении промышленной кооперации в наиболее перспективных отраслях, имеющих конкурентные преимущества на внутренних и внешних рынках, следуя концепции умной специализации регионов.
Второе - при применении механизмов, работающих на принципах ГЧП. Так как возможность реализации данной модели сотрудничества во многом зависит от привлечения капитала для развития необходимых отраслей промышленного производства и инфраструктуры. Доказано, что наиболее эффективными для привлечения инвестиций, налаживания импортозамещения, модернизации основных производственных фондов и развития сопутствующей промышленной инфраструктуры, необходимой для создания экосистемы, в которой будут функционировать промышленные предприятия, являются офсетные контракты.
Третье - при цифровизации процессов управления кластером. Выявлено, что ЦПУ кластером напрямую влияет на конкурентоспособность входящих в него промышленных предприятий, так как способствует повышению качества готовой продукции, уменьшает инвестиционные расходы.
Полученные выводы подтверждают исследовательскую гипотезу, а использование методов общенаучного познания, включающих в себя применение математического аппарата, анализ библиографических источников, обработку статистических данных - обуславливают достоверность достигнутых результатов. Таким образом, цель данного исследования можно считать достигнутой, а поставленные задачи выполненными.
1. «Концепция формирования и развития инновационно-промышленных кластеров в Республике Беларусь»: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь от 16 января 2014 г. №27 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2014. № 3.
2. «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов»: Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ.
3. «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: Федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ.
4. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
5. «О концессионных соглашениях»: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ.
6. «О промышленной политике в Российской Федерации»: Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ.
7. «Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года»: Указ Президента РФ от 5 марта 2020 г. № 164.
8. «Об Основных направлениях промышленного сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза до 2025 года»: Решение от 30 апреля 2021 г. № 5.
9. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации": Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484.
10. «Об утверждении Стратегии развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года»: Распоряжение Правительства РФ от 25.01.2018 № 84-р.
11. «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года»: Указ Президента РФ от 26 октября 2020 года № 645 (с изменениями на 12 ноября 2021 года).
12. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации»: Постановление Правительства РФ от 30 марта 2021 г. N 484.
13. «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года»: Постановление от 25 декабря 2013 года N 768-ПП/20.
14. «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года»: Распоряжение от 29 декабря 2018 года N 899р-П.
15. «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года»: Постановление от 11 апреля 2019 г. № 185.
...