Введение 2
Глава 1 Художественное оформление интерьеров храмов деревянного зодчества Русского Севера 13
1.1 Сложение архитектурных форм деревянных храмов Карелии. Характерные черты убранства деревянных храмов 13
1.2 Характерные черты иконостасов деревянных храмов Карелии. Изобразительные и конструктивные особенности элементов иконостасов Успенского собора в г. Кемь 27
Глава 2 Методы реставрации и консервации резных золоченых иконостасов 43
2.1 Методы золочения и характеристики материалов позолотных работ конца XIX-начала XX века 43
2.2 Реставрационные работы 2020-21 годов 53
Глава 3 Паспорт реставрации резного золоченого иконостаса Успенского собора в г. Кемь 57
3.1 Паспорт реставрации памятника истории и культуры 57
3.2 Приложения к паспорту 78
3.3. Заключения по лабораторным исследованиям 117
Заключение 136
Список использованной литературы 137
Список иллюстраций 140
Магистерская диссертация посвящена исследованию внутреннего убранства деревянных храмов Карелии синодального периода (1700-1917гг.). Особое внимание уделено проблеме сохранения элементов внутреннего убранства храмов Русского Севера в наше время.
Актуальность исследования
Представление заказчика в большинстве своем выражено в желании придать облику объекта позолоты, такого как иконостас, первозданного, свежего вида. Согласно основным принципам реставрации необходимо уважать старину объекта и максимально тонко подойти к методике его консервации-реставрации в том виде, в котором он дошел до наших дней. Эта проблема особо актуальна в наши дни в связи с важностью сохранения памятников культурного наследия с учетом профессиональной этики и возможностей современной реставрации. Анализ опубликованных материалов по теме выявил недостаточную степень разработанности проблемы, разработка которой и определяет актуальность данной работы.
Степень разработанности поставленной проблемы
Проблемы реставрации иконостасов до нашего времени не служили предметом самостоятельного исследования. Обзор публикаций по теме проведен по разным направлениям. В первую очередь рассмотрены источники, посвященные истории развития внутреннего убранства деревянных храмов Карелии, особенностям их устройства, эволюции стилевых направлений в конструкциях и оформлении иконостасов.
Проведен обзор литературы по методикам позолотных работ XIX века и составам используемых материалов с рецептами их приготовления. Данные сведения имеют свою актуальность и по сегодняшний день в практике реставраторов и позолотчиков.
Проблема реставрации позолоты памятников культуры и искусства остается одной из актуальных задач, которые стоят перед реставраторами.
Общеизвестно, что в процессе развития реставрационного ремесла непрерывно обсуждались и корректировались методы и приемы работы с памятниками, появлялись новые материалы, инструменты и т.д., что происходит и сейчас. Реставрация и консервация позолоты объектов на сегодняшний день приобретает научный характер, опирающийся на принципы максимального сохранения подлинной позолоты, несмотря на ее дефекты. Происходит отказ от снятия старой позолоты, при этом поврежденные участки прорабатывают тонировками. Все более актуальным остается вопрос сохранения подлинности деталей и их покрытия, в частности для музеефикации объекта. Большинство литературных источников, касающихся данной проблемы, посвящены технологиям позолотных работ. Первые из них появляются в начале 20 века
Так, в книге В.Л. Анцова «Золочение и серебрение по дереву и металлу»1 автор подробно описывает применяемые в практике материалы для золочения, серебрения и бронзирования предметов. Особое внимание он уделяет характеристике смол и их составов. В книге довольно подробно описана техника золочения с поэтапным описанием процесса. Это издание позволяют ознакомиться с техниками ремесленников-позолотчиков, а также материалами, с которыми они работали. Наибольший интерес представляет информация по техникам масляного золочения, средствам матирования позолоты, а также информация по составу применяемых в работе лаков.
В книге Л.П. Шмидта «Золочение, серебрение и бронзование по дереву»2 автор раскрывает методы обработки и подготовки предмета перед началом золочения; он дает поэтапное описание работ процесса подготовки для золочения деревянных объектов. В первой части книги содержится информация о самом дереве, изготовлении, склеивании, фальцовке, профилировании брусков; а также приводится описание станков, которые применяются в данных работах. Вторая ее часть посвящена инструментам и составляющим грунтовочных и покрывных материалов (клеи, смолы, лаки и т.д.). В третьей части книги описаны работы с различными материалами оснований, не только древесными; а также клеевой и масляный способы золочения.
Одним из основополагающих источников, посвященных реставрации позолоты, является труд В.С. Дедюхиной и О.В. Лелековой «Проблема реставрации резного позолоченного декора в интерьерах»3. Опираясь на реставрационные документы, реставрационную практику мастерских, выполняющих основную массу работ по реставрации позолоченного резного декора в интерьере, материалы обследований, методики реставрации декора, авторы проводят анализ существующих подходов к реставрации резного позолоченного декора, сообщают сведения по технологии и приемам позолотных работ. Однако, в ней сделан основной упор на общие сведения и, к сожалению, отсутствуют локальные методики применения изученных техник реставрации на конкретных объектах.
В области реставрации произведений из дерева важную роль играет книга Г.А. Преображенской «Резное дерево в храме»4. Первая глава посвящена кратким историческим сведениям об истории развития инструментов для резьбы по дереву, его строению и физическим свойствам, подготовки основы полихромной пластики и мн. др. Во второй главе рассматриваются вопросы взаимодействия нанесенных слоев на поверхности древесины, их составы, а также некоторые процессы по взаимодействию со слоями объекта (чеканка по грунту/позолоте, серебрение и т.д.). Третья глава является самой объемной по наполнению и информативности. Она посвящена консервационным работам: удалению загрязнений различного характера, укреплению красочных слоев, грунтов и лаков, проблемам отслоений и подведению реставрационного грунта, технике мастичного вмешательства как вида реставрации древесины и многое другое. Автор данной книги приводит ряд иллюстративных примеров, что позволяет воспринимать информацию наиболее полно.
Изучению истории становления иконостасов и их структуры на разных этапах эволюции посвящена книга иеромонаха Гурия (Фёдоров), Т.Н. Кудрявцева «Высокий русский иконостас»5. Книга отвечает на вопросы об устройстве иконостасов в древних православных храмах. В ней приведен перечень трудов других исследователей по этой проблеме, а также приведено детальное описание расположения икон в иконостасе. Авторами описаны примеры как классических, так и отличительных (многоярусных) иконостасов с пометкой на историю их развития и особенности выбора и расположения икон.
Важную роль в изучении традиционных методов золочения играет книга позолотчика с большим стажем В. М. Моисевича «Работа мастера- позолотчика»6. В ней он подробно описывает технологические приемы и материалы для позолотных работ. Автор доступно раскрывает терминологию, описывает свойства и качества материалов, процессов и инструментов при проведении работ по золочению. Моисевич подмечает, что со временем старая позолота «тускнеет, стирается, покрывается копотью и пылью», а также в соответствии с представлениями своего времени о реставрации (середина XX века) указывает на необходимость «восстановить, вернуть ей первоначальное состояние.
А.В. Ополовников в книге «Сокровища русского севера»7 рассматривает проблемы сохранения памятников деревянной архитектуры, в том числе церквей и часовен Сибири, Онежского края, Архангельской области и Центрального Черноземья. Автор описывает особенности конструкций иконостасов храмов севера России и их хранения. Примечательно то, что в сравнении с черноземными регионами страны, климатические условия севера в большей степени способствуют сохранению памятников деревянного зодчества, а также их убранства. В книге представлено множество натурных фотографий, обмерных чертежей памятников, а также их графические реконструкции. Статья Юдина В.Ю. «Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянного иконостаса8» знакомит с основными типами повреждений и разрушений деревянных иконостасов. В ней приведен подробный анализ предварительных исследований поверхности перед началом работ, методах ее очистки, работе с позолотой и видах ее деформации. Так же автор статьи подробно описывает рецептуру клеев для реставрационных работ и технологию их нанесения. Однако, Юдин В.А. не приводит конкретного примера иконостаса, на котором была опробована данная методика.
В статье Дедюхиной В.С. и Рузавина Ю.А. «История создания и реставрация иконостаса Троицкого собора Гледенского монастыря города Великого Устюга»9 приведена методика реставрации и воссоздания иконостаса. Статью можно подразделить на три части: историческая справка, история создания и реставрация иконостаса. В исторической справке описывается его значение в истории деревянного ДПИ, приводятся характерные черты элементов иконостаса XVIII века, а также есть ссылка на иконописца, который работал для данного храма - Алексей Колмогоров. История создания иконостса основана на изучении архивных источников. Приведен краткий список количества икон и видов некоторых из них. Указаны суммы затрат на резьбу и позолоту иконостаса, называются имена резчиков и живописцев, но, к сожалению, не сохранились данные о позолотных работах. В третьей части, посвященной реставрации иконостаса середины XVIII века описаны утраты и наслоения на памятнике, прописи поверх авторского слоя, повреждения лака. Описаны сами работы по реставрации иконостаса: механическое удаление поверхностных загрязнений, укрепление красочного слоя и грунта иконостаса, укрепление позолоты.
Впервые резные царские врата наиболее полно исследуются в вышедшей в 1934 году книге Н.Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву»10. В ней автором дается попытка проследить пути развития резьбы царских врат. Проведенная аналогия памятников различных эпох позволила Соболеву сделать вывод о том, что резьба на алтарных вратах появлялась постепенно, в ходе эволюции стиля: изначально на полях живописных врат делали надписи вязью, которые зрительно понимались как орнамент. Затем орнамент увеличивался в размере и на смену ему пришла резьба. Сам автор считает, что резные царские врата появились в XV - XVI веках. Материал, собранный Соболевым, имеет хорошую историческую базу для изучения резных иконостасов, однако автором приведены лишь датировки «столетиями», что является сложным для более детального изучения данного вопроса.
В статье Е.С. Бушуева «Иконостас как первостепенный элемент интерьера Нерчинской Успенской церкви начала XVIII в.»11 приведен пример исследования облика иконостаса Забайкалья, как памятника культового зодчества Сибири начала XVIII в. Поскольку иконостас был полностью утрачен, автор статьи опирается на сохранившиеся архивные данные о нем и пытается восстановить его облик. В ней говорится о том, что в это время появляется пятиярусный деревянный иконостас с приукрашенными резными колонками в вертикальных промежутках между иконами. Появляются драпировки, которые закрывают часть объекта (балки-тябла и стойки), причем даже из китайского текстиля. Согласно приведенному в данной статье анализу, царские врата иконостасов того времени могли быть «писаны на красках». Над иконостасом работали не только резчики, но и серебряник, медник, художники и т.д. Автор подмечает, что в оформлении иконостаса Нерчинской Успенской церкви прослеживаются черты иконостасов северорусских городов.
В реставрации памятников культуры немало важную роль играют материалы, которые применяют мастера в своей работе. Так, в книге «Реставрационные материалы»12 О.И. Пруцын подробно описывает свойства основных строительно-реставрационных материалов, приводит краткие исторические сведения об использовании материала, основные технические характеристики и специфические особенности, разновидности дефектов и методы их устранения. Особенное внимание автор уделяет древесине, о методах реставрации и причинах необходимости которой подробно раскрывает в данном пособии.
В сборнике «Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация»13 1988 года опубликовано исследование Лелековой О.В. о иконостасе Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря - памятнике XV в. В исследовании приведен подробный анализ конструктивных особенностей данного иконостаса; описана история изучения и реконструкции его состава, иконографических особенностей, а также приведены сведения об технических особенностях входящих в его состав икон. Особое внимание автор уделяет мастерам по написанию икон. Из переписки о ходе реставрации икон, видно, что над реставрацией работали крупнейшие мастера реставрации - А.И. Анисимов и И.Э. Грабарь. В своем исследовании Лелекова также подмечает, что реставраторам крайне важно вести работу на основе микроскопических исследований, которые позволяют избежать ошибок при работе с материалами оригинала.
Незаменимым источником информации по выявлению и сравнению черт столичных традиционных форм в храмовом зодчестве русского севера выступают труды Бодэ А.Б. «Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера»14. В данной книге автор приводит подробное описание развития черт московских и новгородских традиций в центральных и провинциальных северорусских городах. Подразделяя территорию северных окраин на Заонежье, Обонежье и Прионежье, автор выделяет группы памятников храмового зодчества по их конструктивным особенностям. Бодэ А.Б. называет одной из причин развития появления новых форм в храмах северных регионов - развитие древних московских и новгородских торговых путей.
Особенный вклад в историю развития храмового зодчества Карелии вложили труды Красовского М. В. «Курс истории русской архитектуры»15. Данная книга является единственным наиболее подробным источником информации по формированию характерных черт внутреннего убранства деревянных храмов Карелии, подкрепленных иллюстративным материалом. Кроме того, автор рассматривает особенности края с точки зрения географического положения, условий бытования, иноземных и местных памятников письменности и т.д. Книга содержит 9 глав. Наиболее важными для данной работы служат главы 4, 6 и 8. Четвертая глава первого тома посвящена историческим сведениям о типах храмов с выявлением черт клетских церквей, их изображений и планов, а также рассматриваются типы крыш и крылец. В шестой главе приведены изображения шатровых церквей, их планы и конструктивные приемы, как отдельный пункт - шатер на крещатой и кубоватой бочке. В восьмой главе первого тома автор рассказывает о деталях церквей: крыльце, дверях, красных и волоковых окнах, внутренней отделке (столбы, лавки, полки, клиросы), и, разумеется, о развитии и особенностях иконостаса в данном регионе. Отдельно автор рассматривает составные части царских врат, что является очень полезной информацией для исследовательской работы.
Статья В.Ю. Юдина «Конструктивные особенности деревянных иконостасов»16 является продолжателем трудов Красовского М.В. Автор статьи развивает его идеи, дополняя сведения о конструктивных и декоративных особенностях иконостасов конкретными примерами. Им рассмотрены тябловая конструкция на примере иконостаса храма Преображения Господня, каркасная конструкция на примере иконостасов церкви св. Николая на Щепах, каркасно-щитовая конструкция иконостаса Богоявленского храма (пос. Усть-Миасс Курганской области) и т.д. К сожалению, статья не подкреплена иллюстративным материалом, однако является полезным источником информации.
В соответствии с темой диссертации выстроена логика изложения материала, определены объект и предмет исследования, обозначены цели и задачи.
Объект исследования.
Объектом исследования являются иконостасы храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Кемь, а также иконостасы православных храмов северного региона России - Республики Карелия. Более широко рассмотрено внутреннее убранство храмов центральных городов Обонежья, Прионежья и Заонежья.
Предмет исследования: стилистические и технические особенности иконостасов деревянных храмов севера. Тенденции развития иконостасов и принципов их реставрации.
Цель работы:
Реставрация царских врат иконостаса южного предела храма Успения Пресвятой Богородицы в г. Кемь
Задачи исследования:
• выполнение работ по реставрации и консервации царских врат иконостаса;
• провести общий анализ типовых храмов деревянного зодчества Карелии;
• описать характерные особенности их внутреннего убранства
• выявить отличительные особенности иконостасов храма Успения в г. Кемь;
• изучить библиографию о храмах Русского Севера;
• определить истоки и традиции убранства иконостасов;
• выявить методики реставрации деревянных золоченных иконостасов;
Метод исследования: аналитический и эмпирический методы исследования, подразумевающие натурное исследование памятника и анализ опыта реставрации позолоты.
Методика исследования: обусловлена выбором темы и построена на сочетании комплексного подхода, применительно к своей теме, например,
• Библиографические исследования
• Иконографические исследования
• Натурные исследования
• Изучение аналогов и прототипов
• Изучение действующего законодательства и нормативных баз
Научная новизна работы определяется тем, что были выявлены технические и конструктивные особенности иконостасов храмов Русского Севера, а также определены их специфика и приемы отделки.
Практическая значимость работы: проведена реставрация царских врат иконостаса Никольского придела храма Успения Пресвятой Богородицы г. Кемь. Материалы диссертационного исследования, посвященные реставрации золоченых иконостасов, могут быть использованы в курсах по истории архитектуры, реставрации, способствовать развитию туризма на территории Республики Карелия, позволят сформировать неравнодушное отношение к судьбе деревянного зодчества России.
Границы исследования: временные границы в промежутке - конец XVIII- конец XIX века. Территориально - в границах Карельской Республики, как значимой части Русского Севера
Гипотеза: основная идея данного исследования состоит в выявлении подлинных отделок и реставрации царских врат иконостаса Никольского придела Успенского собора города Кемь.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Результаты работ по реставрации и консервации царских врат южного придела Успенского собора города Кемь;
2. Результаты исследований, типологии конструкций, декора и отделок иконостасов деревянных храмов Республики Карелия
Структура диссертации
Диссертация представлена в 1 томе, включающим в себя Введение, три главы, Заключение, Список литературы.
Приложение (плакат)
Общий объем текста 140 стр.; список литературы насчитывает 27 наименований.
В работе проанализировано формирование архитектурных форм деревянных храмов Карелии, выявлены характерные черты их внутреннего убранства. Особенное внимание уделено изучению изобразительных и конструктивных особенностей иконостасов Успенского собора г. Кемь как яркого представителя традиционных приемов оформления иконостасов храмов Русского Севера.
Проведен подробный анализ методик реставрации и консервации резных золоченых иконостасов, а также приведен список материалов для золочения.
В ходе исследования решались следующие задачи:
• выполнены работы по реставрации и консервации царских врат иконостаса;
• выявлены отличительные особенности иконостасов храма Успения в г. Кемь;
• изучена библиография о храмах Русского Севера;
• определены истоки и традиции убранства иконостасов;
• выявлены методики реставрации деревянных золоченных иконостасов.
Царские врата иконостаса Успенского собора г. Кемь являются яркими образцом царских врат в деревянных храмах Русского Севера. Иконостасы и царские врата данного храма выделяют смешанная техника исполнения, включающая резьбу, позолоту и окраску фонов. Наиболее частым мотивом в резьбе выступают травы и цветы. Резьба колонн, столбов и створок царских врат имеет упрощенные черты барочного стиля, которые чаще всего можно заметить в формах наверший или накладок на окрашенных поверхностях, а также колонн, обрамляющих иконы местного ряда и центральный образ Спаса на престоле. Расписные цоколи с простым растительным орнаментом в сдержанных тонах. Все это отличает формирование стиля в зодчестве северных регионов нашей страны от пышности Фламандского барокко.
1. Бодэ А.Б. Деревянное зодчество Русского Севера: Архитектурная сокровищница Поонежья. Из. 2-е. - М.: КомКнига, 2010. - 208 с.
2. Бодэ А.Б. Древние московские и новгородские корни в деревянном храмовом зодчестве Русского Севера. - М.: Прогресс-Традиция, 2019. - 596 с., ил. ISBN 978-5-89826-579-3
3. Ополовников А.В. Сокровища Русского Севера. - М.: Стройиздат, 1989. - 367 с.: ил. - ISBN 5-274-00335-4
4. Красовский М. В. Курс истории русской архитектуры. Ч 1. Деревянное зодчество. - Товарищество Р. Голике и А. Вильборг. Петроград, 1916. - 408 с.
5. Н. Н. Соболев. Русская народная резьба по дереву. - М.: Ленинград, 1934. - 462 с.
6. Высокий русский иконостас/Сост. Иером. Гурий (Фёдоров), Т.Н. Кудрявцева. М.: Патриаршие пруды, Издательство «Пульс», 2004. - 208 с. ISBN 5-93486-043-7
7. Теребихин Н.М. Метафизика Севера: Монография. - Архангельск: Поморский университет, 2004. - 272 с. ISBN 5-88086-393-Х
8. Ходаковский Е.В. деревянное зодчество Русского Севера: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.А. Булкина. - СПб., 2009. - 104 с.
9. Деревянное зодчество Карелии : библиографический указатель литературы / Нац. б-ка Респ. Карелия ; [сост.: Е. Н. Вознесенская и др. ; отв. ред. Т. В. Терпугова ; авт. вступ. ст. Т. И. Вахрамеева]. - Петрозаводск : Национальная библиотека Республики Карелия, 2010. - 302 с.
10. Ополовников, А. В. Русь деревянная : образы рус. деревян. зодчества / А. Ополов- ников, Г. Островский. - М. : Дет. лит., 1970. - 199 с. - (В мире прекрасного). [Успенский собор в Кеми]. - С. 96-98.
11. Юдин В.Ю. Конструктивные особенности деревянных иконостасов // Вестник ТГАСУ №2, 2007. - С. 68-75.
12. Пермиловская А. Б. Крест в культурном ландшафте Русского Севера // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки, 2010. - С. 86-91.
13. Федотова В. Н. Три века Успенского собора. - Петрозаводск, из-во ООО «Версо», 2014. - 15 с.
14. Лелекова О.В. Иконосатс 1497 г. Успенского собора Кирилло- Белозерского монастыря (исследование и реставрация) // Художественное наследие. Хранение, исследование, реставрация. - М.: Искусство, 1988. — 360 с., ил.
15. Юдин В.Ю. Архитектурно-художественные особенности и принципы реставрации деревянных иконостасов (на примере наследия Уральского региона): автореф. дис. ... канд. архит.: 26.05.2007 / Юдин Вячеслав Юрьевич - Екатеринбург, 2007. - 22 с.
...