Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурные связи Франции со странами франкоязычной Африки

Работа №127497

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы120
Год сдачи2022
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ФРАНЦИИ И СТРАН ФРАНКОЯЗЫЧНОЙ АФРИКИ 13
1.1. Формирование политики франкофонии 13
1.2. Правовые основы сотрудничества Франции и франкоязычной Африки 27
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ 39
2.1. Международная организация Франкофония 39
2.2. Французский институт 51
2.3. Альянс Франсез 60
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ КУЛЬТУРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ФРАНЦИИ И СТРАН ФРАНКОФОННОЙ АФРИКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 70
3.1. Культурно-гуманитарное направление французско-африканских связей 70
3.2. Сотрудничество в области образования и французского языка 80
3.3. Взаимодействие в сфере науки и техники и в области здравоохранения 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 102
ПРИЛОЖЕНИЕ 119

На протяжении веков Франция накапливала в себе и создавала одну из самых богатейших национальных культур мира. Наделенная языковым, культурным, идейным и политическим наследием, Французская Республика смогла сформировать одну из наиболее успешных концепций распространения своего влияния посредством культуры, французской культурной дипломатии. Эта концепция направлена на защиту культурной самобытности, национальных интересов своей страны, а также распространение положительного образа Франции за рубежом, что является отражением единого французского внешнеполитического курса в сфере культуры. Осуществление данных задач невозможно без налаживания культурных связей между Французской Республикой и другими странами, в связи с этим такие понятия как «культурные связи», «культурный обмен», «культурная дипломатия», а также новопровозглашенная концепция «дипломатия влияния» являются неотъемлемой частью единой концепции, непосредственно вытекающей из официально провозглашенного французским правительством термина «внешняя культурная политика Франции», формирующего единый образ этой страны в мире.
С распадом колониальных империй позиции Франции в Африке стали несколько ослабевать, а процессы глобализации и англосаксонское влияние, наоборот, усиливаться. В связи с этим, именно для противостояния таким тенденциями Французская республика сформировала особую модель культурной дипломатии целью которой является распространение французского языка и культуры как средства реализации внешней политики, направленной на укрепление позиций Франции в других странах мира как формы постоянного присутствия и доминирования в политико-культурной среде франкофонных государств.
Важнейшим регионом, где сконцентрировано большинство франкофонных стран мира, и на который в основном направлена такая французская культурная дипломатия, является Африка. В эпоху «холодной войны» франкоязычная Африка воспринималась как часть французской сферы влияния, она рассматривалась как составляющая «природного французского заповедника», запретная зона для других иностранных государств, будь то друзья (например, США) или враги (например, Советский Союз). Система билатеральных договоров с бывшими колониями, в которых подчеркивалась цивилизационная и культурная общность, обеспечила Франции сохранение необходимого политического влияния для защиты своих интересов на континенте, что позволяло ей занимать особую позицию на мировой арене во время противостояния двух блоков. Политическое и экономическое влияние, построенное на культурных связях, до сих пор позволяет Французской республике осуществлять контроль над многими якобы независимыми странами Африканского континента. Однако, сейчас в условиях активизации на континенте других стран (США, Китай, Россия), степень этого контроля снижается, что вынуждает Пятую республику искать пути реформирования своей внешней культурной политики с франкофонными странами Африки.
Наконец, многие научные исследования политической картины мира свидетельствуют, что любая проблематика (политическая, экономическая, культурная, научно-техническая, военная), которая стала предметом государственной политики, приобретает международный характер и реализуется через внешнюю политику, которая в свою очередь отражает общецивилизационные тенденции глобализации, становления интеллектуального общества, формирования приоритетов самодостаточности нации, избегания неравенства цивилизационного развития, трансформацию стратегий, методов и средств дипломатической деятельности и реализуется через стратегии международного сотрудничества, доктрины внутренней политики, трансформации дипломатической деятельности и обеспечения национальных интересов на международной арене. Одним из факторов внешней политики в условиях глобальных сдвигов является межкультурное сотрудничество, которое часто приобретает асимметричный характер в условиях культурной экспансии развитых стран и распространения их политической идеологии на глобальном, региональном и национальном уровнях.
Все эти положения обуславливают актуальность темы исследования.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе теоретического и практического материала раскрыть современное состояние и особенности культурных связей Франции с франкоязычными странами Африки как важнейшей части внешней культурной политики страны. Достижение этой цели обусловило необходимость решения следующих задач:
• проанализировать и систематизировать теоретико-практические основы политики Франкофонии как фактора политической культуры и идеологии Пятой республики;
• выявить и охарактеризовать правовые основы сотрудничества Франции и франкоязычной Африки;
• раскрыть роль и значение Международной организации Франкофонии для культурной дипломатии Франции;
• исследовать стратегические императивы деятельности таких структур внешней культурной политики Франции, как Альянс Франсез и Французский институт;
• на примере анализа практических направлений и форм сотрудничества Франции и стран франкоязычной Африки определить современную модель культурного взаимодействия.
Объектом исследования является внешняя культурная политика Франции.
Предметом исследования являются культурные связи Франции со странами франкоязычной Африки.
Методы и методология исследования. Использованные в данной работе научные методы обусловлены поставленными в исследовании задачами:
• общенаучные - компаративный (для сравнения эффективности Альянса Франсез и Французского института в франкофонной Африке), структурно-функциональный (для понимания иерархии в структуре важнейших акторов культурной политики Франции на примере Альянса Франсез, Французского института и Международной организации Франкофонии), институциональный (для изучения роли государственных институтов Пятой республики в реализации внешней культурной политики);
• общелогические - прогнозирование (на заключительном этапе исследования, для определения возможных перспектив развития культурных связей исследуемых акторов) и анализ (для понимания возможностей, которые дают странам франкоязычной Африки, сотрудничество с ключевыми структурами внешней культурной политики Франции), а также статистический (для понимания тенденций распространения французского языка на Африканском континенте) и описательный (для характеристики современной структуры французского внешнеполитического культурного направления).
Системный подход стал ключевым методологическим подходом исследования специфики внешней культурной политики Франции и ее влияния на развитие франкофонных стран Африки. Ориентация на системный подход в исследовании взята нами для изучения политико-правовых основ сотрудничества Франции и стран Африки. Также в работе широко применяется исторический подход, используемый для изучения исторического опыта, анализа и оценки исторических событий, фактов в контексте их возникновения, становления и развития, связанных с развитием взаимодействия Франции и стран Африки в культурной сфере.
Хронологические рамки исследования определяются на основании деятельности политических акторов культурного сотрудничества в период с 1960-х гг. по 2021 г., когда страны Африки получили независимость от Франции, а со временем углубились процессы трансформации международных отношений и сформировались новые принципы культурно­гуманитарного сотрудничества в дипломатической деятельности и в сфере внешней политики.
Территориальные рамки исследования охватывают Францию и 21 страну Африки (Бенин, Буркина-Фасо, Бурунди, Габон, Гвинея, Демократическая Республика Конго, Камерун, Коморские Острова, Коморский остров Майотта, Конго, Кот-д'Ивуар, Мадагаскар, Мали, Нигер, Руанда, Сенегал, Того, Федерация Мали, Центральноафриканская Республика, Чад), где французский является официальным языком. Также данные страны в многоязычной базе данных ООН «Тезаурус ЮНБИС» отнесены в группу «Франкоязычной Африки»1.
Обзор источников. В процессе работы автором были использованы различные источники, которые условно разделены на несколько групп:
первая группа источников представлена законодательными актами2, которые помогли нам в изучении системы взглядов касательно базовых принципов, приоритетных направлений, целей и задач внешней культурной политики Франции. Среди них особое значение имели: закон № 2010-873 от 27 июля 2010 года о внешнем действии государства, в котором содержатся положения о государственных учреждениях, участвующих во внешней политике Франции, путем осуществления за рубежом культурных мероприятий, сотрудничества и партнерства, а также путем управления средствами, необходимыми для этой деятельности, а так же указ от 10 декабря 1998 года об организации центрального управления МИД Франции, который позволил изучить курирование сетей культурных учреждений (институтов и центров) и французских альянсов.
вторая группа источников содержит документы государственных органов (исполнительной власти) Франции, которые регулируют отдельные направления внешней культурной политики страны: это материалы Сената3, Национальной Ассамблеи4, Президента Французской республики5 и др. Данная группа источников позволила охарактеризовать французский подход к деятельности ключевых акторов внешней культурной политики, поскольку существующая тенденция к расширению государственного регулирования культурных операторов повышает роль различных структур в их деятельности, в т.ч. и в странах франкофонной Африки;
третья группа источников представлена двусторонними соглашениями, заключенными между Францией и странами франкоязычной Африки, которые позволили проследить развитие сотрудничества между сторонами и изучить формирование нормативно-правовой базы их взаимодействия. Также данная группа помогла сформировать представление о степени влияния Франции на развитие сотрудничества в культурной сфере и сфере образования. Сюда относятся договоры с Конго, Кот д’Ивуаром, Габоном, Того, Дагомеей (Бенином), Мали, Мадагаскаром, Бурунди, Экваториальной Гвинеей, Сенегалом, Нигером, Демократической Республикой Конго, Центрально Африканской республикой, Руандой и Чадом 6;
четвертая группа представлена выступлениями и речами государственных и политических деятелей, которые помогли нам сформировать понимание роли африканского направления во внешней культурной политике Франции на высшем уровне7; например выступление Жака Ширака, 18 января 2001 года в Камеруне о дружбе между Францией и Африкой, приверженности Франции Африке, глобализации и мерах, которые Африка должна принять для борьбы с ней, а также речь Эммануэля Макрона в Университете Уагадугу 28 ноября 2017 года или знаменитое выступление Шарля де Голля 4 июня 1958 года на Алжирском форуме, в которой заявил, что Алжир населен только полноценным французским народом и наделен теми же правами и обязанностями, что и французы.
к пятой группе принадлежат статистические источники, которые помогли в анализе географических рамок исследования, а также отдельных аспектов взаимоотношений Франции и африканских стран8; В качестве примера приведем отчет Международной организации Франкофонии, в котором помимо прочего, хорошим подспорьем послужили статистические данные о распространении французского языка на Африканском континенте. Так же в данной группе стоит отметить статистику EUROSTAT, благодаря которой удалось оценить объемы международного обмена студентами и преподавателями между Францией и франкофонными африканскими странами.
в шестой группе находятся материалы международных организаций (ООН9, МОФ10, ЮНЕСКО11), изучение которых стало полезным при выявлении ключевых особенностей культурного взаимодействия Франции и стран Африки на международном уровне. Отдельно в данной группе стоит выделить «Всемирный доклад по культуре 2000+: культурное многообразие, конфликт и плюрализм12» ЮНЕСКО, публикация которого стала важным этапом теоретической и практической разработки политики межкультурного сотрудничества. Доклад содержит глубокий анализ целого ряда проблем в области культуры, культурной политики и культурного разнообразия в эпоху глобализации. В частности, в Докладе рассматриваются такие вопросы, как возможность учета и отображения культурного фактора в оценках развития человечества; проблема культурной эксклюзии, проблема возникновения «культурной несправедливости», проблема восприятия «других», то есть представителей других культур, стран, городов и общин и тому подобное. В Докладе впервые были приведены статистические данные о развитии и распространения языков, религий и культурных памятников на территории государств-членов Организации.
в седьмой группе отметим публикации материалов СМИ: газет и журналов, которые помогли нам отследить актуальные события в культурном сотрудничестве Франции и стран Африки. Для исследования были выбраны следующие СМИ: «Le Devoir»13 - канадская газета на французском языке, которая помогла нам в изучении истории политики Франкофонии, поскольку в Канаде данное направление широко исследуется ввиду наличия проблемы Квебека. «Financial Times»14 помогла нам в изучении вкалада Первой леди Франции - Бриджит Макрон в развитие культурных связей между французской Африкой и Францией. «Le Point»15 - французский еженедельник, который позиционирует себя, как СМИ без определенной политической принадлежности, что оказалось важным для беспристрастности исследования, поскольку большинство СМИ Франции имеют конкретный политический уклон, «L'Est Republican!»16 - французская ежедневная газета, которая помогла нам оперативно отследить последние актуальные события по теме и др.
Таким образом, имеющиеся источники создают достаточные возможности для раскрытия основной цели и задач исследовательской работы.
Историографическая основа исследования. Проблема исследования внешней культурной политики Франции является центральной темой работ многих международников, политологов, историков, военных экспертов, дипломатов, а также публицистов. Литературу, которая была использована при написании работы, можно условно разделить на несколько групп:
К первой группе принадлежат труды, посвященные исследованию особенностей культурной политики Франции, её формированию, развитию, изменениям. Данная группа наиболее широко представлена в нашем исследовании работами В.Д. Агеевой17, С. Беляева18, Ю.В. Николаевой19, М.В. Писаревой20, М. Сарыбаева21, И.Н. Семеновой22. Отдельно стоит отметить важность для исследования работ С.И. Косенко23, которые помогли в изучении идеологических оснований политики франкофонии и эволюции культурной политики и дипломатии Франции. Ценным стало утверждение автора о том, что в основу доктрины франкофонии легли «идеи французского мессианизма и культурного «сияния». Среди зарубежных исследователей, которые занимались изучением культурной политики Франции, можно назвать Д. Хэйзе24, В. Дюбуа25, К.Фошера26 и др.
Ко второй группе относятся работы, посвященные изучению постколониальной политики Франции в Африке. Здесь можно найти материалы о взаимодействии с каждым государством отдельно, так и с континентом в целом. В контексте исследования ценными оказались положения об эволюции общих принципов политики Франции в отношении стран Африки после обретения независимости, а также процесс формирования особых отношений со странами континента, что помогло нам определить фундаментальные основы, которые продолжают поддерживать взаимодействие между сторонами до сегодняшнего дня. Также в работах данной группы нам оказались полезными выводы учёных о продолжении Францией де-факто колониальной политики. Это труды В.Р. Филиппова27, Дж. Мэсси28, Р. Баубекера29, Дж.Делакомпти30, Г. Фойера31 и др.
Основой третьей группы можно назвать труды, отдельно рассматривающие формирование политики или доктрины франкофонии во Франции, как на государственном уровне, так и в рамках международных организаций, в частности Международной организации Франкофонии. Выводы, сформированные учёными, помогли нам определить основные положения и отразить эволюцию подходов Франции к политике Франкофонии, понять её основные положения и отразить в тексте периодизацию её внедрения во внешнюю политику. Это работы Р.А. Курбанова32, В.Б. Левицкого33, И.А. Зинченко34, Д.В. Налетовой35, И.В. Чернова36, Дж. Барра37, Р. Шоденсона38, М. Тетю39, М. Гийу40, Ф. Масссар Пьерард41 и др.
Особый интерес для исследования представляет работа Дж. Роя42, который критикует политику франкофонии за то, что она получила статус политического ресурса для всех франкофонных стран, но в этом «союзе интересов» только Франция использует ее как фактор повышения международного авторитета государства, технологию поддержания положительного имиджа, средство обеспечения и продвижения национальных интересов и роста экономического влияния в глобальном сотрудничестве.
К четвертой группе относятся труды авторов, которые изучали проблему распространения французского языка в мире и в Африке, в частности. Работы, представленные в данной группе, дали возможность изучить проблемы, с которыми сталкивается французский язык в Африке в условиях конкуренции с англофонным миром. Это труды Т.Ю. Загрязкиной43, О.А. Крюковой44, Р. Болла45, Дж. Хорни46 и др.
Таким образом, зарубежная и отечественная литература затрагивают многие аспекты проведения внешней культурной политики Франции. Центральной темой всех работ является утверждение, что культурная политика для Франции является важнейшим инструментов внешнеполитической деятельности. Однако, культурные связи Франции со странами Африки пока еще недостаточно изучены, поскольку многие авторы акцентируют внимание на политических или экономических векторах сотрудничества, а культурная сфера остается слабо изученной, что снова делает акцент на актуальности темы нашего исследования.
Научная новизна исследования заключается в комплексном исследовании различных аспектов политики в сфере межкультурного сотрудничества Франции и стран франкоязычной Африки и раскрывается в следующих положениях:
• выяснена политическая специфика доктрины франкофонии современной Франции, которая состоит в политике «мягкого давления» современного государства «среднего ранга», которое осуществляет глобальное влияние;
• осуществлен комплексный подход к анализу структуры культурного направления внешней политики Франции, которая, начиная с реформ 2010 г., постепенно всё больше концентрируется в руках Министерства Европы и иностранных дел;
• установлен ассиметричный характер нормативно-правовой базы сотрудничества Франции со странами франкоязычной Африки, которая сформировалась в 1960-х гг. и не потеряла свою актуальность до сегодняшнего дня;
• проанализированы структурные уровни политики межкультурного сотрудничества на примере Международной организации Франкофонии, Альянс Франсез и Французского института и выявлена специфика деятельности каждого актора;
• исследована реальная практика внешней культурной политики Франции в отношении стран франкоязычной Африки, доказано, что она имеет значительный потенциал, поскольку дает возможность через реализацию своих основных функций обеспечивать национальные интересы в данном регионе.
Практическая значимость заключается в том, что полученные в ходе исследования результаты являются вкладом для разработки общетеоретических материалов, связанных с изучением политики франкофонии, а также прикладных проблем обеспечения национальных интересов в процессах культурного взаимодействия в сфере международных отношений. Материалы, выводы и рекомендации, изложенные в магистерской работе, могут дополнить содержание учебных курсов политологического характера, в частности, «Международные отношения и мировая политика», «Страноведение», «Актуальные проблемы международных отношений» для студентов образовательного направления «Международные отношения», «Политология» и «История». Результаты исследования могут поспособствовать развитию практически-политической деятельности государственных учреждений в сфере культуры.
Отдельные материалы и выводы выпускной квалификационной работы прошли апробацию на конференции с международным участием в форме статьи:
Дворцова Е.Д. Эволюция франкофонии: от культурного многообразия до международной организации. // Межкультурный диалог в современном мире: материалы IX конференции с международным участием. — СПб.: Скифия-принт, 2021. — 171 с.47
Структура работы отражает поставленные перед исследованием цели и задачи. Магистерская работа состоит из введения, трёх глав, которые в свою очередь разбиты на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, в ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы: Основные приоритеты внешней культурной политики для Франции, как и для других отдельных акторов на национальном, региональном и глобальном уровнях, обусловленны потребностью государства в обеспечении национальных интересов в сфере межкультурного сотрудничества, формировании общественного мнения внутри собственного государства, его международной репутации, внутренней и внешней политики, культурной самобытности и идентичности.
В ходе анализа внешнеполитической стратегии Франции есть основания охарактеризовать политику Франкофонии, сформировавшуюся в 60-х гг. ХХ в., как внешнюю культурную политику «мягкого давления» современного государства «среднего ранга», которое осуществляет глобальное влияние», что отражает специфику внешней политики государства и универсальный характер деятельности внешнеполитических учреждений. Доктрина Франкофонии позволяет Франции реализовать политику универсализма как историческую возможность обеспечить статус влиятельного лидера в мире и рассматривается как наиболее эффективная составляющая внешней политики и дипломатической деятельности в франкофонных государствах и в контексте геополитической конкуренции с другими влиятельными политическими союзниками.
Ключевым приоритетом расширения франкофонного сотрудничества страны стала Африка, где сразу после обретения независимости в 1960-х гг. Франция, как типичная неоколониальная держава, институционализировала свои отношения со своими бывшими колониями, подписав всеобъемлющие экономические, военные, политические, технологические и культурные соглашения. Эти договоры сформировали систему двустороннего взаимодействия Франции со странами франкоязычной Африки, которая действует по сегодняшний день. В часть соглашений в дальнейшем были внесены поправки, которыми были изменены незначительные детали, но их основа осталась прежней. Что касается культурных соглашений, которые были проанализированы в данной работе, то был сделан вывод, что они характеризуются асимметричными формами взаимозависимости, хотя формально провозглашалось равенство партнеров. По условиям соглашений Франция брала на себя финансовое бремя и ответственность, которые позволили ей получить важные прерогативы для защиты своих собственных интересов. За почти шесть десятилетий ситуация значительно не изменилась, поскольку Франция до сих пор чувствует себя хозяином в франкоязычных странах Африки, а франкофонная среда, таким образом, создает свободный доступ к африканским обществам и помогает Франции защищать свои интересы.
Анализ многостороннего и двустороннего уровня сотрудничества позволил утверждать в данной работе о больших премуществах первого из них для Франции, и второго для стран франкофонной Африки. Многосторонний формат позволяет охватить широкую аудиторию, а результаты сотрудничества становятся известными не только во Франции и отдельной стране франкофонной Африки, но и на региональном уровне и даже во всем мире, поскольку такие программы как «Afrique en Creations» и её своего рода продолжение «Africa and Caribbean Creations» организуют проекты, известные на весь мир, что улучшает имидж Франции и стран, талантливые представители которых, демонстрируют свои достижения в различных культурных сферах. В то же время двусторонний уровень сотрудничества ориентирован не столько на талантливых представителей стран Африки, сколько на все слои населения. Сотрудничество Франции с каждой страной отдельно позволяет решать различные проблемы, такие как борьба с болезнями, защита женщин, расширение образовательного процесса и т.п. Поэтому, хотя и многосторонний формат ориентирован больше на талантливую часть населения стран Африки, а двусторонний - на широкие слои, оба они являются частью французской внешней культурной политики и дополняют друг друга.
В работе были также проанализированы особенности функционирования важнейших акторов внешней культурной политики Франции, которыми являются Французские институты, сеть Альянс Франсез, и отдельно - Международная организация Франкофонии. Можно утверждать, что именно они проводят наибольший объем практической работы во всех сферах внешней культурной политики, используя различные формы, учитывая интересы Франции и национальные традиции страны пребывания. Было так же подмечено, что после реформы «дипломатии влияния» в 2010 г., в последние годы начинает четко прослеживаться тенденция централизации управления внешней культурной политикой.
Уникальность Международной организации Франкофонии среди других международных организаций заключается в том, что она занимается распространением только французского языка и культуры. Важным аспектом является то, что существование данной организации невозможно без участия Франции, поскольку эта страна финансирует ее почти на 80%, а подавляющее большинство стран Африки не могут конкурировать с французскими финансовыми потоками. Структура Международной организации Франкофонии является довольно многоотраслевой, что отражает ее глобальные масштабы на международной арене. Активно имплементируя политику «мягкой силы» на международной арене, Франция сумела корректно использовать Международную организацию Франкофонии как элемент своей внешней стратегии. Этот элемент, которым выступает МОФ, предоставляет возможность Франции распространять, прежде всего, французский язык в жизни других государств. Благодаря этой организации Франции удается расширять сотрудничество, как с европейскими государствами, так с бывшими колониями на Африканском континенте, что помогает ей оставаться влиятельным игроком в Африке, а разветвленная сеть образовательных и культурных учреждений, информационных средств является рупором Франции и составляет альтернативу и конкуренцию для культуры и ценностей стран и народов континента.
Важную роль для укрепления сотрудничества Франции и стран франкоязычной Африки в рамках этой организации заложили Международный комитет франкоязычных игр, который наблюдает за проведением франкоязычных игр («Франкофонских игр»),программа «Овладение инструментами рационального природопользования в целях развития», в рамках которой страны Африки имеют возможность сообща создавать условия для перехода к устойчивому развитию, программа «Международное волонтерство Франкофонии» («Volontariat international de la francophonie») для сближения стран по линии Юг-Юг, которая наибольшей активностью отмечается в Африке, инициативу «Цель 2030», созданную МОФ в 2015 г. для поддержки реализации целей устойчивого развития во франкоязычном мире, ориентируется на негосударственных участников стран франкоязычной Африки.
Что касается Французского института и Альянс Франсез, то обе эти структуры являются наследниками богатых традиций развития предшествующих структур в культурной сфере на протяжении всего XX в. Преобразование и интеграция предшественника Culturesfrance в организацию с новым названием - Французский институт - было начато в рамках реформы французской культурной политики с 2010 г. Тогда огромное количество культурных центров и учреждений сменили свои названия и логотипы, что было спровоцировано тотальной диверсификацией названий французских сетей и культурных центров за рубежом. Хотя сеть Французских институтов обвиняют в большей централизации и зависимости от государства, это не означает, что его роль, как актора внешней культурной политики сократилась. Напротив, в таких сферах, как распространение французского языка, идей, традиций, художественных обменов, сотрудничество в сфере образования и науки Французский институт преуспел и продолжает развиваться.
В Африке основным приоритетом деятельности сети Французских институтов традиционно является продвижение французского языка, что проявляется в реализации большого количества программ, например, был создан Фонд «Слова на сцене», а для содействия развитию франкоязычных СМИ континента начата реализация плана «Многоязычие». С 2017 г. Французский институт также поддерживает 15 платформ для развития нового поколения авторов и драматургов Африки. В сфере образования специально для франкофонных стран Африки была создана система обучения «IFclasse - французский язык образования». В сфере музыки, кино и изобразительного искусства Французский институт также активен на африканском направлении.
В свою очередь Альянс Франсез более креативно подходит к образовательным программам, чем Французский институт. Глобальная сеть Альянс Франсез считается эталоном в ее сферах деятельности и ключевым партнером для официальных учреждений. Тем не менее, в конце или на периферии сложной институциональной цепочки Альянсы Франсез отражают и передают политическую волю французского государства. Даже если учесть, что они действуют более «мягкими» и непрямыми путями, чем Французские культурные институты и центры.
Африканский вектор деятельности Альянс Франсез, в сравнении с сетью Французских институтов, нельзя назвать главным в реализации деятельности данной структуры, хотя данное направление является важным в поддержке распространения французского языка и культуры, поскольку по количеству отделений Альянс Франсез и охвату аудитории, Африка находится на третьем месте с 64 тысячами обучающихся в отделениях Альянса. Важнейшим проектом для стран Африки в последние годы стало внедрение с 2020 г. «Проекта Альянс 3.0», рассчитанного на 2020-2022 гг. К первым его участникам - ЮАР, Мадагаскар, Мавритания и Сенегал - постепенно присоединились Бурунди, Марокко и Тунис. Сферой реализации данного проекта стало улучшение изучения французского языка с помощью внедрения цифровых технологий.
Различные форматы и сферы культурного сотрудничества Франции и стран франкоязычной Африки в образовании, научно-технических связях, здравоохранении и проведении культурных мероприятий позволили сделать вывод, что заявления президента Э. Макрона об Африке, как краеугольном камне по усилению глобального влияния Франции, не были беспочвенными. Комплекс таких факторов как: снижение французского влияния в Африке, конкуренция со стороны великих держав, англофонного мира, продолжающаяся критика французской колониальной политики, вызвали намерения Франции защищать свои законные интересы на континенте с помощью нового партнерского подхода, основанного на прозрачности и взаимности.
Исследование показало, что в целом, за прошедшие десятилетия внешняя культурная политика Франции в странах франкоязычной Африки достигла множества успехов в исследуемых сферах, куда можно определить сохраняющуюся приоритетность французских вузов для студентов из Африки, неослабевающий интерес Франции и распространение французского языка на континенте, попытки в некотором роде отойти от постколониальной политики, возвращая разграбленные ценности страны в их страны происхождения, помощь в решении демографических, социальных и здравоохранительных проблем, поддержка талантиливых африканцев в релизации их способностей, содействие просвященности африканских народов посредством популяризации французского кино, музыки, литературы, живописи и театра и т.п. Однако нельзя забывать о проблемах, среди которых можно назвать продолжающуюся отсталость африканских стран в обеспечении образовательных и культурных возможностей, что объясняется продолжающейся неэффективностью французской политики сразу после обретения африканскими странами независимости и постколониальным подходом, когда африканские культуры игнорировались. Постепенно тенденция к преодолению данной проблемы наблюдается, но пока её масштабы ещё незначительны.
За последние пять лет сотрудничество в культурной сфере стало активизироваться с еще большим размахом: введение новых образовательных совместных проектов, инициатив в научно-технической сфере, расширение количества флагманских проектов, открытых на базах сети Французских институтов, проведение саммитов, культурного сезона, расширение механизмов помощи для преодоления глобальных проблем и др.
Одновременно с этим можно заключить, что такое культурное сотрудничество Франции со странами франкофонной Африки все-таки носит сугубо ассиметричный характер, и равноправия, на котором акцентировал внимание Эммануэль Макрон, достичь так не удалось. В связи с тем, что для Франции такое сотрудничество продолжает оставаться важным инструментом влияния, а также учитывая то, что у Пятой Республики больше как финансовых, так и организационных возможностей для подготовки и проведения культурных мероприятий в африканских странах, то справедливо будет предположить, что такая тенденция будет сохраняться еще долгое время.
Резюмируя, можно утверждать, что Франция продолжает культивировать свою традиционную зону влияния, унаследованную с колониального периода во франкоязычных странах Африки. Однако в настоящее время важным инструментом для сохранения такого влияния являются культура, язык, образование. Развивая сотрудничество в этих сферах со странами франкоязычной Африки, Франция реализует и свои собственные политико-экономические интересы, и вносит существенный вклад в развитие своих бывших колоний.


1. Всемирный доклад о культуре и развитие «Наше творческое разнообразие» ЮНЕСКО. 1996 г. https://www.gcedclearinghouse.org/sites/default/files/resources/%5BRUS%5D%20Nuestra%20dive rsidad%20creativa.pdf (дата обращения: 10.10.2021)
2. Всемирный доклад по культуре 2000+: культурное многообразие, конфликт и плюрализм / UNESCO. Париж: изд-во ЮНЕСКО; М.: Магистр-пресс, 2000. 413 с.
3. Всеобщая декларация ЮНЕСКО о культурном разнообразии, принята 2 ноября 2001 года / Сайт ООН URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/cultural_diversity.shtml (дата обращения: 21.09.2021)
4. Декларация принципов международного культурного сотрудничества. Принята 4 ноября 1966 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Нации по вопросам образования, науки и культуры на ее четырнадцатой сессии URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/culture.shtml (дата обращения: 10.10.2021)
5. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Принята 20 октября 2005 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_expression.shtml(дата обращения: 12.11.2021)
6. Accord de coopdration culturelle - 01.01.1974 / Ambassade de France a Brazzaville URL: https://www.doc.diplomatie.gouv.fr/BASIS/pacte/webext/bilat/DDW?W%3DTOUSTI+PH+ANY+ %27congo%27+AND+TOUSDATE+%3E+%2701.01.1960%27+AND+SER+%3D+%27Congo%2 7+ORDER+BY+SER/Ascend%26M%3D 13%26K%3D 19740041%26R%3DY%26U%3D 1 (дата обращения: 12.11.2021)
7. Accord De Cooperation Culturelle Entre La Republique De Cote D’ivoire Et La Republique De France le 24 avril 1961 URL: https://loidici.biz/2018/12/31/laccord-de-cooperation- culturelle-entre-la-republique-de-cote-divoire-et-la-republique-de-france/cotedivoire/ (дата обращения: 12.11.2021)
8. Accord de cooperation culturelle et technique entre le gouvernement de la Republique frangaise et le gouvernement du Royaume du Burundi. 11.02.1963 URL: https://bi.ambafrance.org/Accords-et-traites (дата обращения: 12.11.2021)
9. Accord de cooperation culturelle La France au Tchad du 6 mars 1976, substitue a la convention du 7 mars 1963 et l'accord du 19 mai 1964 URL: http://lignesdedefense.blogs.ouest- france.fr/archive/2019/02/08/la-france-au-tchad-quel-cadre-a-l-intervention-contre-les-gr- 20023.html (дата обращения: 12.11.2021)
10. Accord de cooperation culturelle, scientifique et technique entre le gouvernement de la Republique frangaise et le gouvernement de la Republique gabonaise. 08.02.1981. URL: https://www.legigabon.com/accords-et-traites-avec-la-france (дата обращения: 12.11.2021)
11. Accord de cooperation culurelle entre la France et le Republique Togolaise du 23 mars 1976 . URL: http://jafbase.fr/docAfrique/Togo/TogoConv.pdf (дата обращения: 12.11.2021)
12. Accord de cooperation culurelle et technique entre la France et le Rwanda du 4 decembre 1962 URL: https://www.assemblee-nationale.fr/dossiers/rwanda/anex2000.pdf (дата обращения: 12.11.2021)
13. Accords De Cooperation Signes A Paris le 4 Juin 1973 Entre La Republique Malgache Et La Republique Frangaise (J.O.R.M. N° 919 du 26.06.73, p. 1681) URL: https://jwf- legal2.fr.gd/Ordonnance-52.htm (дата обращения: 12.11.2021)
14. Actes de la IXe Conference des chefs d’Etat et de gouvernement des pays ayant le frangais en partage Beyrouth (Liban), 18-20 octobre 2002 URL: https://www.francophonie.org/sites/default/files/2019-10/actes_som_ix_2002.pdf (дата обращения: 21.09.2021)
15. Afrique et Carai'bes en creations - Rapport d’evaluation (mars 2013) / Ministere de l’Europe et des Affaires etrangeres URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/fr/photos-videos- publications-infographies/publications/enjeux-planetaires-cooperation- internationale/evaluations/evaluations-2013/article/afrique-et-caraibes-en-creations-105745 (дата обращения: 12.11.2021)
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ