Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проблемы сепаратизма в Европе в XXI веке (на примере Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Королевства Испании)

Работа №127488

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы141
Год сдачи2019
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сепаратистские тенденции в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии 9
1.1.Остров Ирландия: этноконфессиональный конфликт как фактор возникновения очагов сепаратизма 9
1.2. Движение за независимость Шотландии 42
1.3. Особенности валлийского сепаратизма 58
Глава 2. Эволюция сепаратистских настроений в Королевстве Испания 71
2.1. Характерные черты и особенности сепаратизма в Стране Басков 71
2.2. Борьба за независимость Каталонии 90
2.3. Сравнительный анализ сепаратистких процессов в Великобритании и
Испании 109
Заключение 115
Список источников и литературы 120


Актуальность темы исследования. На сегодняшний момент националистические движения в странах Европы остаются активными участниками политических процессов и своеобразными индикаторами политической нестабильности. Выражая сепаратистские устремления определенной части населения страны, они, с одной стороны, создают угрозу территориальной целостности этих стран, с другой - их деятельность является закономерным следствием современных процессов в мировой политике. К ним относятся процессы регионализации и глобализации, усиления националистических настроений и этническое возрождение, экономические факторы. Мы наблюдаем тенденцию сепаратизма, стремление превратить Европейский Союз из международной организации в Европу регионов. В результате процесс построения «Единой Европы» на федералистских принципах существенно усложняет тенденции регионализма и сепаратизма. Во многих регионах государств-членов ЕС мы можем наблюдать не только развитие уличного протестного движения, но и целенаправленную деятельность региональной элиты, которая приводит к референдумам о независимости. Демократическое устройство государств, которые уже долгие годы испытывают на себе все тяготы борьбы с сепаратистскими движениями, не позволяет снизить градус напряжённости в сепаратистски настроенных регионах. Это создает угрозу безопасности в Европе, которая по принципу «эффекта домино» может повлиять на дестабилизацию мировой безопасности и «перекройке» территорий государств. Яркими примерами сепаратисткой тенденции являются Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Королевство Испания. Оба государства имеют долгую и интересную историю со своими регионами, местами не лишённую кровопролития. Научный интерес представляют методы урегулирования сепаратистской проблемы в исследуемых странах. Великобритания, не имеющая Конституции, в которой бы законодательно закреплялся принцип единства нации на территории государства, и Испания, которая данный принцип отразила в принятой в 1978 году Конституции, по-разному вели борьбу с сепаратистскими движениями на своей территории. В британском политическом истеблишменте превалировал принцип консенсуса в урегулировании сепаратистских движений в Северной Ирландии и Шотландии. Испанские же власти выбрали силовой метод урегулирования аналогичной проблемы в своей стране. Разные подходы к решению проблемы сепаратизма в выбранных странах обусловили выбор данных стран для научного исследования.
Актуальность исследуемой темы определяется той угрозой, которую таят в себе латентные и явные очаги сепаратистской напряженности в разных регионах мира, а в особенности в Европе. Опасность состоит в том, что данный процесс угрожает единству
Великобритании и Испании. Это порождает необходимость активной разработки путей и методов урегулирования проблем, имеющих сепаратистский характер на современном этапе развития международных отношений. Актуальность темы также определяет тот факт, что в последние десятилетия сепаратистские конфликты затрагивают все большее количество стран. Эти конфликты становятся более опасными, так как в них активно задействуют в качестве инструментов влияния и шантажа оружие и террористические акты, которые, в свою очередь, бросают вызов безопасности и мирному существованию не только в Европе, но и во всем мире.
Степень изученности темы исследования. Проблема сепаратизма в Европе в XXI веке активно анализируется в работах таких отечественных исследователей как С.М. Хенкин, Г.И. Волкова, В. Наумкин М. Лебедева, А. Бударин и др. М.С. Буйновский и А.В. Шуралёв в своих публикациях анализируют проблему этноконфессионального конфликта в Северной Ирландии и деятельность британского правительство по её урегулированию. В трудах Натальи Ерёминойосвящаются не только проблемы сепаратизма и этнополитических конфликтов в общем виде, но и в частности проблема регионов, а также истоки и развитие сепаратистких тенденций в европейских странах. Работы Д.А. Коцюбинского в основном посвящены подробному изучению глобального сепаратизма, отражается в его трудах и ситуация в Великобритании и Испании. А. Бударин, сотрудник Института Европы РАН, сфера интересов которого вращается вокруг эволюции политики британского правительства, в частности, рассматривает процесс урегулирования конфликта в Северной Ирландии лейбористским правительством Энтони Блэра. Шотландский сепаратизм наиболее информативно представлен в публикациях Елены Ананьевой, руководителя Центра британских исследований Института Европы РАН, Алексея Громыко, директора Института Европы РАН. Что касается эволюции сепаратистких тенденций в Королевстве Испания, то тут необходимо также отметить труды А.Н.Кожановского, А.Б. Романова, С.М. Хенкина. Отдельные аспекты истории движения за независимость автономий в Королевстве Испании изучены Р.М. Каплановым, В.А.Темкиным, И.П. Трайниным. Этнические проблемы Испании рассмотрены в исследованиях А.Н. Кожановского, Э.Н. Рапп-Лантарон, Н.Н. Садомской. Процесс автономизации в данных трудах сводится к общему анализу, так и к рассмотрению в динамике его развития в испанских автономиях.
Среди зарубежных авторов необходимо отметить, что основное внимание проблеме североирландского мирного урегулирования гораздо более полно отражено в работах Марка Мулхоланда, Джона Уайта, Франца Валандро. Тони Фейхи в соавторстве с Бернадеттой Хайес и Ричардом Синнотом в своей монографии «Conflict and consensus: a study of values and attitudes in the Republic of Ireland and Northern Ireland» рассматривают мирный процесс 1990-ых в Северной Ирландии, акцентируя внимания на системе ценностей, взглядов общественности и позиций влиятельных лиц политического истеблишмента собственно региона и Республики Ирландии. Центр Ирландских исследований в 2007 году выпустил сборник публикаций «The long road to peace in Northern Ireland», который вобрал в себя статьи, выступления и лекции известных североирландских политических деятелей, которые непосредственно участвовали в мирном процессе: Дж. Митчелла, М. Мансера, М. Эллиота, П. Мандельсона и др. Эммануэль Мюль, британский политолог, раскрывает эволюцию шотландского сепаратизма в контексте «национализма богатых» - популярной пропаганды сепаратистких политических партий, которая заключается в неравномерном распределении богатств государства. В качестве данной причины преимущественно шотландские и каталонские сепаратисты видят целесообразность достижения независимости. Данная тема поднимается и в работах известного международника, автора большого количества публикаций, посвященных экономическим аспектам развития сепаратизма в Европе, Глена Дуэрра («The European Economic Crisis and Rising Secessionism: New Demands on the European Social Model in Scotland, Flanders, and Catalonia», «Secessionism and Terrorism: Blood, Bombs, and Independence in Europe and Eurasia»). Среди испанских исследователей анализом сепаратистских тенденций в автономиях Королевства Испании занимается Энрике Лопес, Хорхе Климент, Пере Исас, Хуан Медрано, Хорди Мансано и др.
Исходя из вышеизложенной актуальности заявленной темы исследования, была поставлена цель ВКР: определить основные тенденции в развитии сепаратизма в Великобритании и Испании в XXI веке.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. исследовать исторические, политические, экономические и культурные предпосылки возникновения сепаратизма в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и в Королевстве Испании;
2. рассмотреть отношения между Центром и регионами в заявленных странах;
3. провести сравнительный анализ сепаратистских процессов в Соединённом Королевстве и Испании;
4. охарактеризовать общие черты и различия в развитии сепаратистских тенденций в упомянутых государствах;
5. сравнить сепаратистские процессы в Испании и Великобритании;
6. установить факторы, влияющие на проявление сепаратизма в Испании и Соединённом Королевстве;
7. выявить основные проблемы, препятствующие урегулированию конфликтов сепаратистского характера в Испании и Великобритании .
8. смоделировать прогнозы развития деятельности сепаратистских движений в исследуемых странах.
Объектом диссертационного исследования является внутренняя политика
Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Королевства Испании.
Предметом исследования являются сепаратистские тенденции в Великобритании и Испании.
Хронологические рамки исследования. Нижней временной границей историографии исследуемого вопроса является середина XX века. Верхние временные рамки - начало 2019 года.
Для проведения тщательного анализа нынешней ситуации в регионах и с целью выявить основные проблемы, препятствующие урегулированию проблем сепаратизма в исследуемых государствах необходимо адекватное отражение исторических предпосылок явления.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы (анализ, синтез, аналогия), а также междисциплинарные методы исследования, среди которых:
Историко-описательный метод позволит рассмотреть эволюцию сепаратистских настроений в Великобритании и Испании в исторической ретроспективе, что поможет выявить процесс формирования сепаратистских движений и, собственно, факторы, способствовавшие их появлению в вышеуказанных странах.
Политико-описательный метод будет использован для тщательного и всестороннего рассмотрения развития политического диалога между центральными властями и регионами на современном этапе.
Метод сравнительного анализа позволит провести сравнительный анализ сепаратистских процессов, происходящих в Соединённом Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и Королевстве Испании.
Основу источниковой базы составили документы и материалы, которые условно можно разделить на три группы.
К первой группе относятся официальные документы Королевства Испании и Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Саннингдейлское соглашение 1973 г., Англо-Ирландское Соглашение 1985 г., Декларация Даунинг-стрит 1993 г., Соглашение Страстной Пятницы 1998 г., Совместная Декларация британского и ирландского правительств 2003 г., Соглашение Сэнт-Эндрюс 2006 г. и др.); дебаты в Палате Общин; официальные документы ООН и ЕС; официальные заявления, сделанные правительствами Великобритании и Испании, а также ряда других стран, причастных к процессу мирного урегулирования конфликтов в регионах Соединённого Королевства и Испании; предвыборные манифесты политических партий, представленных в региональных и центральных правительствах. Также, сюда необходимо отнести официальные документы, тексты выступлений и пресс-конференций глав региональных правительств (речи, пресс-релизы, выступления и заявления) и лидеров сепаратистских группировок Испании и Великобритании.
Во вторую группу входят новостные публикации британских и испанских информационных агентств (BBC News, «Russia Today», «Reuters», BBC Mundo, «The Local (Espana)», «Economia digital», «Actualidad Economica», «RTVE» и др.), многочисленные газетные публикации зарубежных СМИ («The Guardian», «The Telegraph», «El Pais», «El Mundo», «ABC», «El Periodico», «La Vanguardia», «El Correo» и др.).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основе анализа изученных источников и литературы автор пришёл к следующим выводам.
Тенденции сепаратизма в Европе прочно укоренились в политическом процессе региона. Наиболее заметными из этих движений являются Шотландия в Соединенном Королевстве, Каталония и Страна Басков в Испании.
Сепаратистское движение в Великобритании и Испании имеет глубокие корни. Активная фаза деятельности сепаратистов в регионах исследуемых стран приходится на XX - начало XXI веков. Террористическая составляющая сепаратистских формирований являлась во многом серьезной проблемой, которая подрывала безопасность не только в Испании и Соединённом Королевстве, но и являлась неприкрытой угрозой европейской безопасности. На европейском континенте достаточное количество латентных очагов сепаратизма (Корсика, Фландрия, Падания, Южный Тироль), которые могут благодаря своеобразному «эффекту домино» вступить в активную фазу, что чревато нестабильностью и высоким уровнем опасности вооружённых столкновений в европейском регионе.
Возникновение сепаратизма в Великобритании корнями уходит в историю формирования данного государства. Условия вхождения каждого региона в состав Соединённого Королевства обусловили разные формы развития сепаратистских тенденций в дальнейшем. Если Шотландия вошла в состав Великобритании путём заключения Унии с Англией, то есть, на добровольной основе, то Северная Ирландия была против воли отделена от остальной части острова Ирландии, с которой регион связывали тесные исторические, культурные, этнические и языковые узы. Как итог, для шотландского сепаратистского движения был свойственен мирный характер деятельности сепаратистских движений, не выходящий за пределы политического поля, а в Северной Ирландии активно процветали террористические организации сепаратистского толка, которые саботировали любые попытки мирных переговоров, декларировав идею достижения независимости без компромиссов и консенсуса, вооружённым способом. Это привело к затяжному кровопролитному конфликту в регионе, который удалось прекратить только в 1998 году подписанием Белфастского соглашения. Для североирландского ирредентизма характерен этностатустный контекст сепаратистских явлений. Конфессиональная составляющая
конфликта также являлась одной из приоритетных тем в процессе мирного урегулирования конфликта в регионе. Католики являлись объектом притеснения на всем протяжении существования региона в составе Великобритании, что выливалось в многочисленные столкновения данной конфессиональной группы с протестантами. Шотландский сепаратизм начал развиваться на фоне нестабильной обстановки в Северной Ирландии. Однако, в 115
отличие от Северной Ирландии, религиозный фактор отсутствовал в шотландском сепаратистском движении. Если говорить о факторах, которые поспособствовали росту национального самосознания в регионе - это утрата шотландского языка и практически полное подчинение Англии. Экономический фактор появился лишь с открытием месторождений в Северном море. Шотландские сепаратисты были уверены, что нефть прокормит их, поэтому смысла оставаться в составе Великобритании они не видели. Однако, несмотря на наличие ресурсов, Шотландия продолжает зависеть от финансовых вливаний из Великобритании и стран-членов ЕС. Это является препятствием на пути независимости, которые пропагандируют шотландские сепаратисты и это явилось результатом победы на референдуме по вопросу независимости региона сторонников сохранения Шотландии в составе Великобритании. Уэльский сепаратизм принимает более культурную окраску. Валлийские сепаратисты активизировали свою деятельность в конце ХХ века, однако их целью было не отделение региона и образование независимого государства, а защита языка и культуры. Они по большей части ратовали за расширение полномочий региона по примеру Шотландии и Северной Ирландии. Однако если в тех регионах расширение полномочий грозило тем, что сепаратисты интерпретировали данный шаг британского правительства как шанс для продавливания дальнейших уступок вплоть до независимости, то в случае Уэльса, у региона нет ресурсов, сильных сепаратистских тенденций и стабильной экономики, чтобы требовать независимости.
Если рассматривать эволюцию развития сепаратизма в Испании, тут требуется обратить внимание на переплетение лингвистической и экономической составляющей в требованиях сепаратистских групп Каталонии и Страны Басков выйти из состава Королевства на современном этапе. Каталония и Страна Басков значительно пострадали в период диктатуры Франсиско Франко: жители подвергались репрессиям за их отказ забыть собственную идентичность, региональные языки были запрещены, любое проявление сепаратизма жестоко каралось. Это сподвигло баскских националистов взять в руки оружие и так сформировалась террористическая группировка ЭТА. Основанная в конце 1950-х годов против фашистской диктатуры Франсиско Франко, борьба ЭТА за баскскую независимость была наиболее жестокой в 1980-х и 90-х годах и привела к гибели сотен человек. В отличие от Басконии, Каталония выбрала мирный путь реализации своих сецессионистских целей. Следует также отметить, что каталонский сепаратизм, кроме лингвистического имеет и экономическую подоплёку. Каталония является одним из самых богатых регионов Испании, однако ее налоги собираются и распределяются испанским правительством. В результате средства, возвращаемые в Каталонию, значительно ниже, чем налоги, собираемые Мадридом. Женералитет Каталонии оглядывается на Страну Басков, также один из богатых 116
регионов Испании, но которому была предоставлена относительная финансовая независимость, хотя 19 % ВВП Испании приходится не на Басконию, а на Каталонию. Данный факт провоцирует сепаратистские движения Каталонии на активную деятельность с целью обретения полной независимости региона.
Отношения центральных властей с регионами также накладывают существенный отпечаток на развитие сепаратистких тенденций в Великобритании и Испании. Соединённое Королевство с приходом к власти лейбористов в 1997 году стремилось наладить отношения с региональными властями и заложить основу для долговременного конструктивного диалога, основанного на компромиссах. Британское правительство дало согласие на проведение референдума по вопросу независимости Шотландии, легитимизировав этот процесс, рискуя территориальной целостностью Королевства. Центральные власти Испании, напротив, очень неохотно шли на диалог с правительствами своих автономий, что только провоцировало испанских сепаратистов активизировать свои силы на борьбу за достижение независимости своих регионов. Это привело и к кризису в Каталонии, когда был проведён референдум, непризнанный испанскими властями, на котором жители региона выступили в пользу независимости автономии. Кризис вокруг независимости Каталонии, по сути, стал итогом неуступчивости. Главной проблемой развития сепаратизма в Испании многие считают устаревший конституционный строй государства, а на требования его пересмотра центральные власти отвечают решительным отказом.
Определенный импульс развитию сепаратистских тенденций даёт сам Европейский союз, хотя не все исследователи согласны с тем, что ЕС поощряет или препятствует сепаратизму или что он делает отделение более легким или более трудным. Тем не менее, европейская интеграция «влияет на то, как стороны в сепаратистском конфликте воспринимают свои собственные интересы и идентичности. Введение региональной политики ЕС, закрепление принципа субсидиарности и создание регионального комитета способствовали дальнейшей децентрализации федеративного, регионального и унитарного государственного управления. Передача полномочий от центральных административных органов нижестоящим органам дает большую автономию субрегионам, что позволяет им реализовать свои собственные интересы, которые не всегда противоречат национальным интересам. С другой стороны, особенно в условиях экономического кризиса, национальные правительства не всегда способны к реализации национальных и региональных задач. Когда региональные сообщества и их элита недовольны неспособностью центральной власти обеспечить свои потребности, они начинают демонстрировать склонность к автономии или даже приобретение независимости, что мы можем наблюдать на сегодняшний момент в Шотландии и Каталонии.
Идентичность сепаратистских движений обычно основывается на общей истории, культуре, языке, религии и социальном единстве. Принимая во внимание эти особенности и споры с правительствами государств-членов, сепаратисты успешно используют коммуникационные технологии и транснациональные сети для организации политических акций, а также для привлечения поддержки диаспорных сообществ и лиц, симпатизирующих иностранным гражданам. Роль идентичности с точки зрения развития сепаратистских движений изображена на примере Страны Басков и Каталонии в Испании, для которых воспоминания о репрессиях, намеренного разрушения культурного наследия и нарушение языковых прав являются важными факторами поддержания жизнеспособности сепаратистского климата. При этом следует отметить, что культурная и языковая идентичность не всегда используется сепаратистскими движениями как главная причина лозунгов с требованием независимости. Несмотря на то, что регион Шотландия отличается культурной и языковой идентичностью от остальной части Соединённого Королевства, современные шотландские сепаратисты, на данном этапе деятельности сепаратистских движений, не используют этот фактор, как основной. Кроме того, они подчеркивают, что в случае выхода из состава Великобритании, Шотландия сохранит тесную культурную связь со страной: английский язык останется официальным языком, а британский фунт стерлингов станет официальной валютой Независимой Шотландии. Анализируя проблему усиления сепаратистских тенденций в исследуемых странах необходимо определенно учитывать экономический фактор этого процесса. Более богатые регионы (Каталония, Шотландия) считают, что они вносят большой вклад в центральный бюджет, но не получают достаточных капиталовложений. Кроме того, более богатые регионы, как правило, недовольны своим представительством в национальном правительстве, а также, возмущение вызывает невозможность достаточного контроля над своими собственными ресурсами региональными правительствами (в случае с Шотландией и месторождениями в Северном море).
Перспективу развития сепаратистских движений в исследуемых странах трудно предсказать, однако одно можно сказать точно: проблема сепаратизма имеет долгосрочную перспективу. В Испании это связано с неуступчивостью испанских властей, нежеланием сесть за стол переговоров с региональными властями и прийти к консенсусу. Требования автономий пересмотреть государственное устройство Королевства центральные власти не удовлетворят, так как это приведёт к последующей сецессии, концу единства Испании. Правительства Испании, Каталонии и Страны Басков должны выстроить конструктивный диалог, чтобы предотвратить распад государства; необходимо обеспечить защиту баскской и каталонской культур, их языков, а каталонское правительство должно быть освобождено от политики чрезмерного налогообложения и жесткой экономии.
Брексит стал очередным катализатором, спровоцировавший новую волну сепаратистских волнений в Северной Ирландии и Шотландии, а провал переговоров британского правительства с Европейским Союзом по поводу условий выхода Королевства из ЕС лишь увеличивает политическую пропасть между Центром и регионами, что повышает шансы шотландских и североирландских сепаратистов вновь вступить в активную борьбу за независимость своих регионов.


Источники:
1. Громыко: «Шотландия потеряет больше, чем приобретет», интервью телеканалу «Известия» [Электронный ресурс] / Известия: [сайт]. - 2014, 10 сент. URL: https://iz.ru/news/576464 (дата обращения: 03.04.2019).
2. Испанская Конституция одобрена Генеральными Кортесами на пленарных
заседаниях Конгресса депутатов и Сената 31 Октября 1978 Года, Утверждена испанским народом на референдуме 6 Декабря 1978 года, подписана Е.В. Королем перед Генеральными Кортесами 27 Декабря 1978 Года [Электронный ресурс] / Посольство Испании в РФ: [сайт]. URL: http://vivovoco.astronet.rU/VV/LAW/SPAIN.HTM#10 (дата обращения:
10.05.2019).
3. 1st Report, 2017 (Session 5): Brexit: What Scotland thinks: summary of evidence and emerging issues // The Scottish Parliament. - 2017. № 64. P.134.
4. 9N.2014. Resultados [Recurso Electronico] /Generalitat de Catalunya: [sitio]. URL: http://www.participa2014.cat/resultats/dades/es/escr-tot.html (consultado el 5 de mayo de 2019).
5. Acuerdo de Lizarra / Pacto de Estella. Suscrito en Estella el 12 de septiembre de 1998 [Recurso Electronico] / Proyecto filosofia en espanol: [sitio]. URL: http://www.filosofia.org/his/h1998liz.htm (consultado el 19 de abril de 2019).
6. AGREEMENT between the United Kingdom Government and the Scottish Government on a referendum on independence for Scotland. Edinburgh, 15 October 2012 [Electronic resource] / GOV.UK: [site]. - 2012, 15 Oct. URL: https://www2.gov.scot/Resource/0040/00404789.pdf (date of access: 02.04.2019).
7. A Fresh Start. The Stormont Agreement and implementation plan [Electronic resource] / GOV.UK: [site]. Nov. 17 2015. URL: https://assets.publishing.service.g ov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment data/file/479116/A Fresh Start-The Stormont Agreement and Implementation Plan- _Final_Version_20_Nov_2015_for_PDF.pdf (date of access: 27.03.2019).
8. Alex Salmond's statement in full [Electronic resource] / BBC News: [site]. - 2014, 19 Sept. URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-scotland-politics-29285643 (date of access: 20.05.2019).
9. Analysis of the EU Referendum results 2016 [Electronic resource] / www.parliament.uk: [site]. - 2016, 29 Jun. URL: https://researchbriefmgs.parliament.uk/ResearchBriefmg/Summary/CBP-7639 (date of access: 27.03.2019).
10. Brexit [Electronic resource] / Sinn Fein: [site]. URL: https://www.sinnfein.ie/brexit (date of access: 30.03.2019).
11. Brexit negotiations: the Irish border question 2016. Briefing Paper // House of Commons. - 2017. № 8042. P.37.
12. CiU. Programa electoral 2012. Barcelona. - 2012. P. 5.
13. Brexit and devolution. Securing Wales’ future // Welsh Government. 2017. P.20.
14. Brexit vote: Nicola Sturgeon statement in full [Electronic resource] / BBC News:
[site]. - 2016, 24 Jun.URL: https://www.bbc.com/news/uk-scotland-36620375
(date of access: 03.04.2019).
15. CONSTITUCION ESPANOLA. Aprobada por Las Cortes en sesiones plenarias del Congreso de los Diputados y del Senado celebradas el 31 de octubre de 1978 [Recurso Electronico] /Agencia Estatal Boletin Oficial de Estado: [sitio]. URL: https://www.boe.es/legislacion/documentos/ConstitucionCASTELLANO.pdf (consultado el 4 de mayo de 2019).
16. Constitution of Ireland from 29th December, 1937. Original text [Electronic
resource] / Electronic Irish Statute Book (elSB): [site]. URL:
http://www.irishstatutebook.ie/eli/cons/entfpart1 (date of access: 16.02.2019).
... Всего источников –132.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ