Введение 3
Глава 1 6
1.1. Развитие бирманской литературы в первые десятилетия XX века 6
1.2. Подъём национального самосознания в 20-30е годы XX века. Появление
литературной группы Кхисан 10
1.3. Расцвет бирманской литературы во время периода правления
парламентского правительства У Ну (1948-1962гг.) 16
1.4. Развитие бирманской литературы после военного переворота 1962 года18
1.5. Развитие женской литературы в Мьянме в XX веке 23
Глава 2 33
Глава 3 41
3.1. Рассказ «Растоптанный цветок» 42
3.2. Рассказ «Тень бабушки» 48
3.3. Рассказ «Дом изо льда» 54
3.4. Рассказ «Три дома» 59
3.5. Рассказ «Судьба» 63
Заключение 67
Список использованной литературы 69
Приложение 72
Тень бабушки
Вторая половина XX века в Мьянме ознаменовалась появлением большого числа талантливых писателей-женщин, среди которых можно выделить Моу Моу Инья, Тэккадо Мья Сэйн, Ма Санда, Ма Ма Лей, Ма Хнин Пхвей, Кхин Хнин Ю. Истоки литературного подъёма кроются в том, что в антиколониальном движении, приведшем к получению Мьянмой в 1948 году независимости, деятельное участие принимали женщины. Многие из них позднее стали видными общественными деятельницами и писательницами. Стоит сказать, что среди известных бирманских писательниц XX века практически не было профессионалов. Чаще всего они совмещали своё творчество с основной деятельностью учителей, журналистов, издателей, актрис. К сожалению, биография и творчество многих талантливых бирманских писательниц не описаны, что доказывает чрезвычайную актуальность работы в данном направлении.
Таким образом, актуальность темы можно обосновать тем, что достаточно большой пласт женской прозаической литературы второй половины XX века мало исследован. Это относится и к творчеству известной современной бирманской писательницы Кхин Хнин Ю. Между тем, творчество Кхин Хнин Ю является знаковым для бирманской литературы и важным для понимания основных тенденций, характерных для женской литературы того времени.
Методологическую основу работы составляет анализ научной литературы, а также анализ текстов источников. К отечественным авторам, подробно исследовавшим бирманскую женскую литературу XX века, можно отнести Е.А.Западову и Г.Ф.Минину. Е.А.Западовой принадлежит работа «Бирманская проза XX века». Е.А.Западова и Г.Ф.Минина также выпустили большой сборник рассказов исключительно писателей-женщин «Мир так тесен...» (1990). Среди зарубежных авторов бирманскую женскую
литературу исследовал Тарафи Сан в работе «Женщины в современной Мьянме» («Women in modern Myanmar»).
Выбор в качестве объекта исследования творчества Кхин Хнин Ю обусловлен тем, что она является одной из наиболее значительных фигур среди бирманских писательниц двадцатого века, дважды удостоенной Бирманской Национальной Литературной премии. Произведения автора известны широкому кругу бирманцев.
Цель работы - проанализировать основные тенденции и направления мысли среди бирманских писательниц второй половины XX века на примере творчества Кхин Хнин Ю.
Для достижения заданной цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть и изучить понятие «женской литературы» в бирманской литературной традиции;
2. Изучить биографию и творчество Кхин Хнин Ю;
3. Выделить основные темы творчества Кхин Хнин Ю;
4. Проанализировать произведения, представленные в доступных сборниках и литературных журналах;
5. Сделать художественный перевод рассказа «Тень бабушки» («^os^os^^^o»)и проанализировать данное произведение.
Предметом исследования в настоящей работе является творчество бирманской писательницы Кхин Хнин Ю.
Материалом для исследования служат два сборника рассказов - и «Я не красавица и другие рассказы» журналы «Мьявади» и «Золотое ядро», а также самостоятельный перевод рассказа «Тень бабушки», который будет дан в виде приложения.
Настоящая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка цитируемой литературы и приложения - перевода рассказа «Тень бабушки». Первая глава посвящена описанию бирманской литературы . Вторая глава посвящена биографии и творчеству Кхин Хнин Ю, а третья - анализу сборников.
С целью изучения основных тенденций и проблематики творчества бирманских писательниц второй половины XX века в данной работе были выполнены следующие задачи: произведён общий анализ истории развития бирманской литературы XX века; проанализирована проблематика произведений наиболее известных бирманских писательниц XX века; изучены биография и творчество Кхин Хнин Ю; проанализированы рассказы из двух сборников и двух литературных журналов; представлен художественный перевод рассказа «Тень бабушки».
На основании выполненных задач можно сделать некоторые выводы.
В XX веке женщины в Мьянме начинают осваивать новые для себя роли, которые до этого традиционно были закреплены за мужчиной: играют важную роль в движении за независимость страны, занимают место в политике. Одной из наиболее закрытых для женщин сфер традиционно считалась сфера литературы, но и в ней произошли значительные изменения: сначала под мужскими псевдонимами, а затем открыто вошли в литературу многие талантливые и завоевавшие любовь бирманцев писательницы.
Характерной чертой творчества бирманских писательниц было то, что в большинстве их произведений присутствовал политический контекст. Многие произведения посвящены достижению Мьянмой независимости и борьбе с колониализмом. Писательницы ставили целью возрождение бирманской культуры после долгого периода западного влияния.
Бирманская женщина, её положение в семье, вопросы брака по-разному осмыслялись бирманскими писательницами. Некоторые из них, такие как писательница Джи Эй, стремились революционизировать образ женщины. Но большинство писательниц не стремилось порывать с традициями, образ женщины как убеждённой буддистки, примерной жены и матери доминировал в их произведениях.
Кхин Хнин Ю является одной из самых ярких и влиятельных бирманских писательниц XX века. Вследствие родства с премьер-министром У Ну и работы в качестве личного секретаря премьер-министра писательница всегда была интегрирована в общественно-политическую повестку страны, что находило отражение в её произведениях. Кхин Хнин Ю всегда поддерживала парламентское правительство У Ну (1948-1962 гг.), сохранив свои политические взгляды даже после государственного переворота.
Многие рассказы и романы писательницы ставят целью поднятие национального самосознания бирманского народа. Кхин Хнин Ю неоднократно подчёркивает важность сохранения бирманской культуры и призывает не допускать усиления роли западной, в первую очередь британской, культуры.
Как и другие бирманские писательницы, Кхин Хнин Ю много писала о роли женщины в современном обществе. Однако роль эта неоднозначна. Будучи сама современной и образованной женщиной, построивший политическую и литературную карьеру, писательница не могла не осознавать необходимости для женщины образования, карьерных и творческих достижений. Это послание, безусловно, присутствует в её произведениях. Тем не менее, философия буддизма и буддийские ценности зачастую выходят на передний план, призывая женщину развивать в себе буддийские добродетели, которые зачастую расходятся с современными представлениями о том, какой должна быть женщина. Корни этого кроются отчасти в том, что именно в буддизме бирманские деятели культуры видели национальную идею, которая способна была объединить страну, поддержать её целостность.