Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Перспективы увеличения перевозок по Северному морскому пути и риски загрязнения окружающей среды

Работа №127474

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

природопользование

Объем работы50
Год сдачи2022
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
80
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Современное развитие Северного морского пути 5
Глава 2. Изменение ледовых условий в акваториях СМП 7
2.1 Нарушения сплошности морского льда 9
2.2 Прогнозы изменения ледовых условий 13
Глава 3. Риски загрязнения окружающей среды при плавании по СМП 16
3.1 Последствия разливов нефти и СПГ 18
Глава 4. Источники риска при плавании по СМП 22
Глава 5. Материалы и методы 26
5.1 Определение зоны плаваний газовозов типа «Кристоф де Маржери» 26
5.2 Компьютерное моделирование вероятности аварийных ситуаций из-за сжатия судов
дрейфующими льдами 29
5.3 Расчет ущерба при разливе углеводородов 35
Глава 6. Результаты 39
Заключение 44
Список использованной литературы 45
Приложения

В шельфовой зоне Арктики находятся крупные месторождения нефти, газа и других полезных ископаемых, их развитие создает предпосылки для развития морских перевозок в арктической зоне по трассам Северного морского пути (СМП). На сегодняшний день на арктическом шельфе уже успешно функционирует проект «Ямал СПГ», который занимается добычей, сжижением и транспортировкой газа. Также интерес к использованию СМП связан с его логистическими преимуществами, так как он является кратчайшим путем между странами восточной Азии и западной Европы, а также соединяет порты европейской части России и Дальнего Востока. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» поставлена цель развития СМП и увеличения объёма грузоперевозок до 80 миллионов тонн в год.
Актуальность данной работы заключается в том, что для обеспечения судоходства по трассам Северного морского пути необходим анализ наиболее трудных ледовых условий для предотвращения аварийных ситуаций, вызванных наличием ледяного покрова, и чреватых аварийными разливами углеводородов.
Цель данного исследования: анализ возможного увеличения перевозок по Северному морскому пути и связанных с этим экологических рисков.
Для исследования ледовых условий по маршруту плаваний газовозов «Сабетта- Берингов пролив» и анализа рисков загрязнения окружающей среды вследствие разливов углеводородов были использованы ледовые карты из архива Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), созданные на основе космических снимков. Это позволило проанализировать ледовую ситуацию на трассе за период 1998-2020 гг. для мая месяца, т.е. внутригодового интервала с наиболее тяжёлыми ледовыми условиями плавания.
Объектом исследования является маршрут плаваний газовозов «Сабетта - Берингов пролив».
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- Оценка ледовых условий плавания от порта сжиженного природного газа Сабетта до Берингова пролива в мае месяце
- Анализ изменчивости условий плавания за период с 1998 по 2020 гг.
- Исследования рисков загрязнения окружающей среды вследствие развития СМП
- Расчет вероятности аварийных ситуаций с разливами на участке плавания в мае


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы была создана зона маршрутов плаваний газовозов типа «Кристоф де Маржери», были рассчитаны площади в сплоченных льдах, в сплоченных льдах при наличии старых льдов и площади толстых однолетних льдов в мае за период с 1998 по 2020 гг. Также были выделены основные факторы риска загрязнения окружающей среды вследствие транспортировки по СМП, была произведена оценка вероятности возникновения аварийной ситуации в созданной зоне плаваний в мае из-за сжатия судов льдами и связанного с аварией экологического ущерба от разлива углеводородов.
По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1) За период 1998-2020 гг. в период наиболее тяжелых ледовых условий увеличилась доля участка в сплочённых льдах и существенно уменьшилась доля участка в сплоченных льдах при наличии старых льдов. Доля толстых однолетних льдов практически не изменилась.
2) Основными факторами риска загрязнения окружающей среды при транспортировке по СМП являются загрязнение морских вод двигателями судов, загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов и шумовое воздействие. Наиболее опасными являются аварийные ситуации разливов углеводородов, в связи с большей уязвимостью организмов и невозможностью оперативно реагировать на чрезвычайные ситуации.
3) Вероятность аварийной ситуации по результатам моделирования для танкера- газовоза ледового класса Arc 7 в мае месяце для всех трех рассматриваемых сценариев составляет 0,965, что говорит о высокой вероятности аварии в случае без ледокольной проходки.
4) При аварийном разливе нефти в ходе транспортировки ущерб природной среде может составить от 1,5 млрд. руб. при разливе 700 т. нефти.
Несмотря на существенные изменения ледового покрова и увеличение перевозок по трассам СМП в последние несколько лет, существует риск аварийных ситуаций в наиболее тяжелые месяцы для судов ледового класса Arc 7 в случае без ледокольной проводки, и, следовательно, риск загрязнения окружающей среды.



1. Азовский А.И. Анализ многолетних рядов биологических данных: методологические проблемы и возможные подходы // Журнал общей биологии. 2018, № 79 (5), C. 329-341.
2. Алексеев Г.В., Александров Е.И., Глок Н.И., Иванов Н.Е., Смоляницкий В.М., Харланенкова Н.Е., Юлин А.В. Эволюция площади морского ледяного покрова Арктики в условиях современных изменений климата // Исслед. Земли из космоса. 2015. № 2. С. 5-19.
3. Аметистова, Л.Е. Экологические аспекты СПГ- проектов в арктических условиях / Л.Е. Аметистова, А.Ю. Книжников - М: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2016. - 48 с.
4. Бабич С.В., Яковлева А.А. Транспортно-логистический потенциал северного морского пути в евроазиатском экономическом пространстве // Российская Арктика 2019, № 4. С. 5-14.
5. Багдасарян А.А. Основные экологические проблемы Северного морского пути в перспективе его развития. / А.А. Багдасарян // Российская Арктика. - 2020. - №9. - С. 17-29.
6. Белый О.В., Скороходов Д.А., Стариченков А.Л. Северный морской путь: проблемы и перспективы. // Транспорт Российской Федерации. 2011. Т. 32. № 1. С. 8-12.
7. Бородачев В.Е., Тимохов Л.А. О строении ледяного покрова // Труды ААНИИ. 1979. Т. 364. С. 52-63.
8. Важенин В.П. Деформации ледяного покрова и возникающие при этом разрывы являются источником сведений о цунами и землетрясениях //Материалы XII Совещания географов Сибири и Дальнего Востока / Ред. П.Я. Бакланов. Владивосток: Тихоокеанский ин-т географии ДВО РАН, 2004. С. 74-76.
9. Виноградняя Е.С., Егорова Е.С., Шевелева Т.В., Юлин А.В. Изменчивость положения границ старых льдов в весенний период и остаточных льдов в осенний период в Северном Ледовитом океане в текущем климатическом периоде // Российская Арктика. - 2020. - №9. - С. 41-55.
10. Владимиров В.А. Разливы нефти: причины, масштабы, последствия // Стратегия гражданской защиты: проблемы и исследования. 2014. № 1. С. 227-232.
11. Воеводин В.А. Особенности ветрового сжатия льда в Северном Ледовитом океане // Труды ААНИИ, том 354. СПб: 1978. С. 97-10З.
12. Дианский Н.А., Соломонова И.В., Гусев А.В. Прогностические оценки климатических изменений в Арктике на основе комбинированного сценария // Российская Арктика. 2019. № 4. С. 24-33.
13. Дымент Л. Н. Динамика вихревых образований дрейфа льда и плотности разрывов в ледяном покрове арктического бассейна / Л. Н. Дымент, С. М. Лосев // Труды Государственного океанографического института. 2019. № 220. С. 61-74.
14. Дымент Л.Н., Лосев С.М. Метод долгосрочного прогноза дрейфа льда в Арктическом бассейне с заблаговременностью от трех месяцев // Результаты испытания новых и усовершенствованных технологий, моделей и методов гидрометеорологических прогнозов. 2021. ААНИИ, г. Санкт-Петербург. С. 128-138
15. Дымент Л.Н., Лосев С.М. Пространственные различия плотности разрывов в ледяном покрове приатлантической части Арктического бассейна // Лёд и Снег. 2020. Т. 60(4) С. 567-577.
16. Егоров А.Г. Изменение возрастного состава и толщины зимнего ледяного покрова арктических морей России в начале XXI в. // Проблемы Арктики и Антарктики. 2020. Т. 66. No 2. С. 124-143.
17. Егоров А.Г. Пространственное положение кромки льдов в августе - сентябре в восточных морях России в начале XXI в. // Проблемы Арктики и Антарктики. 2020. Т. 66. Вып. 1. С. 38-55.
18. Кабанов Е.И., Березовский П.В., Баркан М.Ш. К вопросу об оценке экономического ущерба от загрязнения окружающей среды // Научный вестник Московского государственного горного университета. 2012. № 3. С. 27-32
19. Карклин В.П., Юлин А.В., Шаратунова М.В., Мочнова Л.П. Климатическая изменчивость ледяных массивов Карского моря // Проблемы Арктики и Антарктики. 2017. №4 (114). С. 37-46.
20. Климентьев А.Ю., Книжников А.Ю., Григорьев А.Ю. Перспективы и возможности использования СПГ для бункеровки в Арктических регионах России. М: Всемирный фонд дикой природы (WWF). 2017. - 60 с.
21. Миронов Е.У., Егоров А.Г., Макаров Е.И., Фролов С.В., Юлин А.В. Пространственно-временная изменчивость ледовых условий в осенне-зимний период в морях российской Арктики и учет состояния ледяного покрова при гидрометеорологическом обеспечении круглогодичного плавания судов в акватории Северного Морского пути // Комплексные исследования природной среды Арктики и Антарктики. Тезисы докладов международной научной конференции, 2020. C. 137-140.
22. Миронов Е.У., Клячкин С.В., Макаров Е.И., Юлин А.В., Афанасьева Е.В. Особенности ледовых процессов в осенний период 2021 г. в морях Российской Арктики и оценка оправдываемости ледовых прогнозов // Российская Арктика. 2021. № 15. С. 40-53.
23. Миронов Е.У., Клячкин С.В., Юлин А.В. Новые методы и технологии ледовых прогнозов в Арктических морях // Метеорология и гидрология. 2019. № 4. С. 26-35.
24. Павлова Е.А., Гузенко Р.Б., Май Р.И., Смоляницкий В.М., Юлин А.В., Таровик О.В. Сравнение типизаций ледовых условий для задач навигации в Арктике // Тезисы докладов Всероссийской научной конференции «Моря России: фундаментальные и прикладные исследования». 2019. С. 262-264.
25. Смирнов В.Н., Ковалев С.М., Нюбом А.А., Знаменский М.С. Механика колебаний и волн во льдах Северного Ледовитого океана при явлениях сжатия и торошения // Проблемы Арктики и Антарктики. 2020. Т. 66. №. 3. С. 321 — 336.
26. Соколова Ю.В., Девятаев О.С., Афанасьева Е.В., Титова Ю.М. Сравнение самостоятельного движения и движения под проводкой ледокола газовозов типа «Yamalmax» // Российская Арктика. - 2020. - №11. - С. 39-58.
27. Статуто А.И. Обзор роли Арктического судоходства и обеспечение его экологической безопасности // Российская Арктика. 2020. №9. С. 5-16.
28. Третьяков В. Ю., Федяков В. Е., Фролов С. В. Изменения наиболее трудных ледовых условий вдоль трассы Сабетта-Берингов пролив. // Серия конференций IOP: Науки о Земле и окружающей среде, 816 (2021), 1-8. [012013].
29. Третьяков В.Ю. Использование программирования на языке Python для обработки информации в сфере экологии и природопользования. Санкт-Петербург. 2022.
30. Третьяков В.Ю. Электронное учебно-методическое пособие по работе с компьютерной программой «Оценка вероятности аварийных ситуаций из-за сжатий льда» («СжатАвария» или «NipAccident»), 2019 г.
31. Третьяков В.Ю., Фролов С.В. Модель оценки риска плаваний судов во льдах //Электронное издание. Метеорологический вестник, 2009. №4(5). С. 68 - 83.
32. Третьяков В.Ю., Фролов С.В., Клейн А.Э. Оценка рисков плаваний с использованием измерений цифрового телевизионного комплекса // Проблемы Арктики и Антарктики, 2008. №1. - С. 104-111.
33. Третьяков В.Ю., Фролов С.В., Сарафанов М.И. Изменчивость ледовых условий плавания по трассам Северного морского пути за период 1997-2018 гг. // Проблемы Арктики и Антарктики. СПб, 2019, том 65, № 3, с. 328-340.
34. Фролов С. В. Влияние ориентации нарушений сплошности льда на эффективность движения судов в арктическом бассейне в летний период // Проблемы Арктики и Антарктики. 2013. № 3 (97). С. 35-45.
35. Фролов С.В., Клячкин С.В. Учет влияния ориентации разрывов в ледяном покрове на скорость движения судна во льдах // Труды ААНИИ. 2001. Т. 443. C. 103-111.
36. Шацбергер Э.М. О тактике плавания во льдах Арктики// Эксплуатация морского транспорта. 2007. № 3(49). С. 29-38.
37. Юлин А.В., Вязигина Н.А, Егорова Е.С. Межгодовая и сезонная изменчивость площади льдов в Северном Ледовитом океане по данным спутниковых наблюдений // Российская Арктика. 2019. № 7. С. 28-40.
38. Юлин А.В., Тимофеева А.Б., Павлова Е.А., Шаратунова М.В., Хотченков С.В. Межгодовая и сезонная изменчивость ледовитости российских арктических морей в современном климатическом периоде // Труды Государственного океанографического института. 2019. № 220. С. 44-60.
39. Юлин А.В., Шаратунова М.В. Долгосрочный прогноз площади остаточных льдов в сентябре в Северном Ледовитом океане // Российская Арктика. 2018. № 2. С. 4-14.
40. Алексеев Г.В., Александров Е.И. Иванов Н.Е., Харланенкова Н.Е. Особенности климата Арктики в 2021 году и перспективы дальнейших исследований // Итоговая сессия Ученого совета ААНИИ 2022.
41. Атлас ледяных образований. Под общей редакцией канд. геогр. наук В.М. Смоляницкого. Петербург, ААНИИ, 2019.
42. Лоция Карского моря. Часть 1. СПб: Изд-во ГУНиО, 1998, 472 с.
43. Опасные ледовые явления для судоходства в Арктике. Под ред. Е.У. Миронова. СПб.: ААНИИ, 2010. 328 с.
44. Патин С.А. Нефть и экология континентального шельфа: В 2-х т. 2-е изд. переработанное и дополненное. Т. 2: Экологические последствия, мониторинг и регулирование при освоении углеводородных ресурсов шельфа. М.: Изд-во ВНИРО, 2017. 284 с.
45. Справочные таблицы по элементам ледовой символики в овальной фигуре и ледовой карте // Номенклатура ВМО по морскому льду (НМЛ), Доп. № 4, WMO/OMM/ВМО -No.259, 1989, Руководство по производству ледовой авиационной разведки, ГИМИЗ, Ice Chart Colour Standard, WMO/Td-No.1215, 2004 г.
46. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) (текстовая часть) Наименование объекта: «Материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии: эксплуатацию ядерных установок атомных ледоколов проекта 10580 ФГУП «Атомфлот» // Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот». 2021.
47. Оценка воздействия на окружающую среду. План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ЗАО «Бункерная компания» / ООО «Экополис». 2016.
48. Проблемы обеспечения экологической безопасности при развитии судоходства в Беринговом проливе // Научно-технический отчет. Владивосток. - 2015. -40 С.
49. «Методика исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства», утверждённая Приказом Минприроды России от 13 апреля 2009 г. № 87, с изменениями и дополнениями от 31 января 2014 г. и 26 августа 2015 г.
50. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»: Указ Президента Российской Федерации №204 от 7.05.2018 г. // Москва, Кремль. 2018. 7 мая.
51. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути" от 28.07.2012 N 132-ФЗ (последняя редакция).
52. Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) РЕЗОЛЮЦИЯ MSC.385(94) (принята 21 ноября 2014 года).
53. Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года к ней (МАРПОЛ 73/78) (с изменениями на 26 сентября 1997 года) // АО «Кодекс», 1983. 2 октября.
54. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 № 2366 "Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.
55. Babaei H., Watson D., Burcher R. Verification and Validation of An in-Ice Oil Spill Trajectory Model Based on Satellite-Derived Ice Drift Data // Proceedings of the 24th International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions. 2017, Busan, Korea.
56. Cambos P. Impact of climate change on design and operation of Arctic ships and offshore units // Proceedings of the 25th International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, 2020.
57. Chang S, Stone J, Demes K, Piscitelli M. Consequences of oil spills: a review and framework for informing planning // Ecology and Society. 2014. 19(2): 26.
58. El-Tahan, H., Comfort, G., Abdelnour, R., 1988. Development of a methodology for computing oil spill motion in ice-infested waters. In: Rep. submitted by Fleet Technology Limited, Kanata, Ont., to Atmospheric Environment Service, Downsview, Ont.
59. Gorbunov Ju.A., Diment L.N., Losev S.M. Taking into account generalized characteristics of leads in the ice cover for selecting the routes of ship escort by icebreakers // INSROP Working paper. 1996. No 68 (141). P. 10-20.
60. Kramer, M. The role of sympagic meiofauna in Arctic and Antarctic sea-ice food webs (Doctoral dissertation, Christian-Albrechts-Universitat), 2011.
61. Nefedova L. V., Solovyev D. A. Assessment of the global climate change impact on Fuel and Energy Complex infrastructure and adaptation opportunities in the Russian Arctic // IOP Conf. Ser.: Earth Environ. Sci. 2020. Vol. 606. P. 012040.
62. Nordam T., Beegle-Krause CJ., Skancke J., Nepstad R., Reed M. Improving oil spill trajectory modelling in the Arctic // Marine Pollution Bulletin. 140 (2019). P. 65-74.
63. 0ksenvag J, McFarlin K, Netzer R, Brakstad O, Hansen B, Storseth T (2018) Biodegradation of Spilled Fuel Oil in Norwegian Marine Environments: A Literature Review (SINTEF Ocean AS Fate and Effects).
64. Sorstrom S, Brandvik P, Buist I, Daling P, Dickins D, Faksness L, Potter S, Fritt-Rasmussen J, Singsaas I. (2010). Joint industry program on oil spill contingency for Arctic and ice-covered waters: Summary report. (A14181 ed.) SINTEF.
65. Tezikov A., Afonin A., Kljuev V. Research of Quantitative Indicators of Tightness of the Northern Sea Route (NSR) // Proceedings of the 24th International Conference on Port and Ocean Engineering under Arctic Conditions, 2017, Busan, Korea.
66. Word J. Environmental impacts of Arctic oil spills and Arctic spill response technologies: Literature review and recommendations (Arctic Oil Spill Response Technology Joint Industry Programme (JIP), 2014.
Интернет-ресурсы
67. http://maritime-zone.com/articles/sudohodstvo%20v%20arktike/- Информационный ресурс «Судоходство в Арктике». (Дата обращения: 30.03.2022).
68. http://naukovedenie.ru/PDF/70tvn413.pdf - Лобанов В.А. Ледовые качества и ледовая аварийность флота внутреннего и смешанного плавания // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 4. (Дата обращения: 25.03.2021).
69. http://yamallng.ru/- Сайт проекта «Ямал СПГ». (Дата обращения 14.05.2022).
70. https://inlnk.ru/ND9Rzn- Руководство по охране окружающей среды, здоровья и труда для работ по производству, транспортировке и регазификации сжиженного природного газа (СПГ) (Международная финансовая корпорация IFC, группа Всемирного банка, 2007). (Дата обращения: 14.05.2022).
71. https://mintrans.gov.ru/press-center/branch-news/2959- Интернет-ресурс Министерства транспорта Российской Федерации. (Дата обращения 14.05.2022).
72. https://rs-class.org - Интернет - ресурс Российского морского регистра судоходства (Дата обращения: 14.05.2022).
73. https://www.itopf.org/knowledge-resources/data-statistics/statistics/- Oil tankers spill statistics 2021, The International tanker owners pollution federation limited (ITOPF), 2021. (Дата обращения: 14.05.2022).
74. https://www.vesselfinder.com/ru/vessels- Интернет - ресурс База данных судов (Дата обращения: 14.05.2022).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ