ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КСО В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ 9
1.1. Определение термина КСО и его основных направлений, используемых в
ритейле 9
1.2. Собственные торговые марки ритейлера: понятие, классификация, выгоды и
риски применения 13
1.3. Выпуск продуктов здорового питания под СТМ, как перспективное
направление КСО ритейлера 18
1.4. Производители-поставщики СТМ-продуктов здорового питания - важное звено
в цепочке создания ценности для потребителя 20
1.5. Выводы 26
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ПРОДУКТОВ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ 27
2.1. Продукты здорового питания: отличительные особенности и тренды 27
2.2. Выявление целевых потребительских сегментов российского рынка продуктов
здорового питания и их основных характеристик 30
2.3. Розничная сеть «ВкусВилл» - ключевой игрок на российском рынке продуктов здорового питания 34
2.4. Выводы 39
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ КСО НА ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ИХ ЛОЯЛЬНОСТЬ К ПРОДУКТАМ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ПОД СТМ РИТЕЙЛЕРА 40
3.1. Формирование эмпирической модели исследования 40
3.2. Гипотезы исследования 44
3.3. Методология исследования 48
3.4. Результаты 54
3.5. Определение ограничений исследования 72
3.6. Практические рекомендации по повышению осведомленности потребителей и
их лояльности к продуктам здорового питания под СТМ ритейлера 73
3.7. Выводы 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 98
Приложение 1. Анкета «Исследование поведения потребителей здоровой продукции магазина «ВкусВилл» 98
Приложение 2. Глубинные интервью с покупателями магазинов «ВкусВилл» 110
Приложение 3. Результаты кластерного анализа 112
Актуальность написания выпускной квалификационной работы. Мировой рынок продуктов здорового питания растет ежегодно со скоростью 10-12%, прогнозируется, что он может достигнуть емкости в 230 млрд. долл. к 2025 году. Несмотря на то, что рынок продуктов здорового питания в России находится на стадии своего становления (первые игроки на российском рынке появились в конце 2000-х годов), показатели емкости рынка неуклонно растут в среднем на 30% в год . За последние годы тренд на здоровое питание стал одним из ключевых среди потребителей. Так в 2021 году, по данным крупных ритейлеров, спрос на продукты здорового питания в городах-миллионниках вырос более, чем в два раза по сравнению с прошлым годом, и продолжает расти. Не препятствует росту сегмента и COVID-19. По мнению экспертов, рынок продуктов здорового питания растет в отрыве от доходов населения, а цены при выборе здоровых альтернатив не являются решающим фактором. Такое поведение объясняется тем, что из-за пандемии потребители начинали больше следить за своим питанием, фокусироваться на том, как можно улучшить свое самочувствие с помощью здоровых и натуральных продуктов.
Современным потребителям, которые стремятся к ответственному потреблению, просто удовлетворенности продуктом уже недостаточно. Безопасность, натуральность и экологичность - основные причины, по которым покупатели выбирают продукты здорового питания. Так называемые «зеленые продукты» воспринимаются большинством потребителей как естественно выращенные и более полезные для здоровья, чем обычные пищевые продукты. Также выбор конкретного продукта все больше зависит от репутации компании и ценностей, которые она транслирует. Поэтому деятельность компании в области корпоративной социальной ответственности становится важным запросом покупателей, новым ориентиром ритейлера для достижения конкурентных позиций на рынке. Согласно исследованию NielsenlQ, в настоящее время каждый второй ритейлер занимается активным продвижением философии здорового питания среди потребителей и сосредоточен на развитии данной категории продуктов, а также формирует свое предложение на рынке посредством воздействия на всех стейкхолдеров цепочки создания ценности для потребителя. Сам рынок продуктов здорового питания становится все популярнее среди производителей-поставщиков, что в свою очередь приводит к недобросовестной конкуренции. Согласно исследованию, которое провела Международная сеть по защите прав потребителей (ICPEN), около 40% заявлений производителей об экологичности их товаров являются гринвошингом, когда компании безосновательно придают своим товарам «эко-статус», то есть маркируют упаковку такими словами, как «эко», «натуральный», «фермерский», «био» и др. Такие экологичные маркировки не имеют подтверждения на законодательном уровне, а розничные компании должны строго контролировать это при выборе производителей своих товаров.
На сегодняшний день на российском рынке у потребителей нет четкого понимания, что такое продукты здорового питания, как их идентифицировать, а у розничных компаний отсутствует единый подход к их продвижению. В рамках прошлогоднего исследования, которое было проведено в составе рабочей группы по гранту, нами было выявлено, что опрошенные ставят знак равенства между различными экологичными наименованиями продуктов. Так 85% респондентов заявили, что считают надписи «эко», «био», «натуральный», «фермерский», «органический», «organic» синонимами. Также стоит отметить, что, например, таким надписям, как «фермерский» и «натуральный», доверяют 27% и 35% потребителей соответственно, однако такие маркировки, как уже упоминалось выше, в большинстве случаев являются элементами гринвошинга; в то время, как только 24% респондентов доверяют надписи «органический», единственной официально сертифицированной маркировке на упаковке. Полученные результаты свидетельствуют о том, что немногие респонденты осведомлены в отношении принятых стандартов сертификации и маркировки продукции в России. Отсутствие осведомленности по отношению к эко-маркировкам вводит покупателя в заблуждение и дает ложные представления о безопасности и экологичности продукта и бренда в целом, и в то же время способствует появлению на полках супермаркетов товаров недобросовестных производителей.
Поскольку доля сертифицированной органической продукции в товарообороте крупных российских торговых сетей пока невелика (всего 0,1% в 2021 году), будет не совсем корректно брать для исследования узкий сегмент органических продуктов.
Поэтому в рамках данного эмпирического исследования мы будем рассматривать продукты здорового питания, как обобщающее понятие, которое включает в себя натуральные, органические продукты, продукты с коротким сроком годности, с меньшим содержанием химикатов и вредных веществ и тд.
Мы предполагаем, что деятельность ритейлера, обусловленная мероприятиями корпоративной социальной ответственности и качественными взаимоотношениями с производителями-поставщиками продуктов, является важным фактором, формирующим экологическую грамотность покупателей и определяющим доверие и лояльность потребителей к продуктам здорового питания, которые продаются под собственной торговой маркой бренда.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка модели влияния мероприятий корпоративной социальной ответственности на осведомленность и лояльность потребителей к СТМ-продуктов здорового питания.
В рамках поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Определить особенности осуществления мероприятий корпоративной социальной ответственности в сфере розничной торговли.
2. Проанализировать классификацию СТМ, выгоды и риски выпуска товаров под СТМ для ритейлера.
3. Выявить особенности становления и развития российского рынка продуктов здорового питания.
4. Разработать и протестировать эмпирическую модель влияния мероприятий корпоративной социальной ответственности на осведомленность и лояльность потребителей к собственной торговой марке продуктов здорового питания на примере торговой сети «ВкусВилл».
5. Проанализировать полученные результаты эмпирического исследования и на их основе сформулировать практические рекомендации по усилению доверия и лояльности потребителей к СТМ-продуктов здорового питания с помощью мероприятий в области корпоративной социальной ответственности.
Объектом исследования являются потребители магазинов торговой сети «ВкусВилл», покупающие продукты здорового питания под собственной торговой маркой «ВкусВилл».
Предметом исследования выступают мероприятия корпоративной социальной ответственности магазинов розничной сети, влияющие на формирование осведомленности и лояльности потребителей к СТМ-продуктов здорового питания.
Выпускная квалификационная работа состоит из трех глав. В рамках первой главы рассматриваются особенности направлений корпоративной социальной ответственности, используемых в ритейле и важность производителей-поставщиков в цепочке создания потребительской ценности продуктов здорового питания. Вторая глава работы посвящена изучению рынка продуктов здорового питания и анализу потребительских сегментов. В третье главе проводится эмпирическое исследование, на основе разработанных гипотез и построенной теоретической модели исследования анализируется влияние мероприятий корпоративной социальной ответственности магазинов розничной сети на формирование осведомленности и лояльности потребителей к СТМ-продуктов здорового питания. Также в данной главе проводится кластерный анализ для выделения сегментов потребителей продуктов здорового питания под СТМ ритейлера.
В ходе проведения исследования были использованы следующие методы:
1. Изучение профессиональной литературы и научных статей.
2. Проведение глубинных интервью с покупателями розничной сети «ВкусВилл».
3. Проведение онлайн-анкетирования среди покупателей розничной сети «ВкусВилл».
Для апробации разработанной теоретической модели и статистической обработки данных был использован инструментарий пакета IBM SPSS Statistics 28.
При подготовке выпускной квалификационной работы были использованы как первичные, так и вторичные источники информации. Основным первичным источником информации являются данные, собранные во время проведения и распространения онлайн-опроса в социальных сетях и сообществах потребителей. Ключевыми вторичными источниками информации являются статьи, исследования, а также профессиональная литература, которая доступна в следующих базах данных: Emerald Insight, MarketLine, Grebennikon, Passport GMID, Elsevier.
На сегодняшний день, когда рынок продуктов здорового питания активно растет и российский потребитель имеет большой выбор альтернатив, просто удовлетворенности продуктом ему уже недостаточно. Принятие решений о покупке продуктов здорового питания может основываться не только на свойствах товаров, но и репутации, а также ценностях розничной сети. Концепция корпоративной социальной ответственности становится все более важной для устойчивой реализации бизнеса и достижения конкурентных преимуществ на быстро меняющемся рынке. На текущий момент общество одинаково сильно беспокоят как социальные, так и экологические проблемы, с каждым годом усиливающие свое негативное влияние. Именно поэтому компании розничной торговли, понимая собственную ответственность перед обществом и планетой, начинают активно реализовывать инициативы, способные положительно повлиять на здоровье людей, обеспечить доступ к качественным товарам, а также снизить количество неперерабатываемых отходов путем переработки и защитить окружающую среду. Корпоративная социальная ответственность может внедряться ритейлерами и через создание собственных торговых марок, набирающих сегодня активную популярность как в России, так и во всем мире. Создание продуктов здорового питания под СТМ как СТМ- товары с добавленной ценностью, обеспечивающие покупателям пользу для здоровья и выгоды этического характера, связанные с минимизацией вреда планете, является важным направлением КСО-инноваций ритейлера. Но все же до сих пор не все компании розничной торговли осознают, как образ ритейлера, построенный на реализации мероприятий КСО и основанный на концепции устойчивого развития, влияет на формирование осведомлённости и лояльности потребителей к СТМ-продуктов здорового питания на российском рынке и необходимо ли им вообще инвестировать свои средства и усилия в это.
В рамках первой теоретической глава данной работы был разобран термин корпоративной социальной ответственности и его основные направления, используемые в ритейле. Также было рассмотрено понятие СТМ, их классификация, выгоды и риски применения. Далее было определено, почему выпуск продуктов здорового питания под СТМ является перспективным направлением КСО ритейлера. Помимо этого, было рассмотрено, почему производители-поставщики СТМ-продуктов здорового питания являются важным звеном в цепочке создания ценности для потребителя. Далее в рамках второй главы фокус сместился на российский рынок продуктов здорового питания. Были рассмотрены отличительные особенности и тренды на рынке продуктов здорового питания. Также после анализа научных статей были выявлены целевые потребительские сегменты таких продуктов на российском рынке и их основные характеристики. Как пример розничной сети, которая ориентируется в своей деятельности на реализацию продуктов здорового питания и строит бренд в соответствии с политикой КСО, была рассмотрена розничная сеть магазинов «ВкусВилл».
По итогам анализа вторичных источников информации была сформирована эмпирическая модель исследования. На основе проанализированной литературы для проводимого опроса были составлены соответствующие вопросы и утверждения, которые оценивались по шкале Лайкерта от 1 до 5 и в дальнейшем измерялись для значений переменных, влияние которых на осведомленность и лояльность потребителей к СТМ продуктов здорового питания ритейлера было исследовано в работе. Также в исходную модель был включен дополнительный фактор «Готовность рекомендовать продукты здорового питания под СТМ другим», сформировавший связь, которая не была включена в оригинальную эмпирическую модель. Сбор данных был произведен при помощи онлайн-опроса, участие в котором приняли 345 респондентов в возрасте от 18 лет, проживающих преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге. Полученные данные были проанализированы с использованием программ IBM SPSS Statistics 28 и IBM Amos 28 Graphics. Для тестирования выдвинутых гипотез был проведен исследовательский и подтверждающий факторный анализ. По результатам анализа связи между переменными были подтверждены. Помимо структурного моделирования SEM, в рамках исследования был проведен кластерный анализ, выполненный на основе ответов - характеристик потребителей, полученных в рамках анкетирования покупателей розничной сети. Было выявлено девять значимых кластеров, которые в последствие были сокращены до пяти ключевых, из которых по итогу получилось три сегмента потребителей продуктов здорового питания под СТМ ритейлера.
По результатам проведенного исследования были сформулированы практические рекомендации для розничных сетей, реализующих свой бизнес на российском рынке и желающих повысить осведомленность потребителей и их лояльность к продуктам здорового питания под СТМ через организацию своей деятельности в рамках реализации мероприятий КСО и коммуникацию соответствующих инициатив. Отдельно стоит отметить, что по результатам проведенного в рамках исследования кластерного анализа были выдвинуты рекомендации, маркетинговые коммуникации которых основаны на индивидуальных особенностях каждого из выделенных сегментов.
1. «Актуальные тренды на молочном рынке России и мира», retail.ru, дата обращения 27 января 2022. https://www.retail.ru/tovar na polku/infoline-aktualnye-trendy-na- molochnom-rynke-rossii-i-mira/
2. «Бизнес на ЗОЖ: как развивается рынок здорового питания в России», Rainbow News, дата обращения 23 января, 2022. https://rainbow-news.ru/russia/147598
3. Бичун Ю. А. Формирование устойчивого бренда в современных условиях //Бренд- менеджмент. - 2021. - №. 3. - С. 166-173.
4. Бурлакова Е. Крупные ритейлеры увеличивают долю полезных продуктов в ассортименте // Ведомости. - 2019.
5. «Вероятностные и невероятностные способы построения выборки», studme.org,
дата обращения 23 марта 2022.
https:// studme.org/ 1593110610840/marketing/veroyatnostnye_neveroyatnostnye_sposob y_postroeniya_vyborki?
6. «В торговой сети «Перекресток» появились рефил-станции для бытовой химии», recycle, дата обращения 27 февраля 2021. https://recyclemag.ru/news/torgovoi- perekrestok-poyavilis-refilstantsii-bitovoi-himii
7. «ВкусВилл и Greenpeace: поможем вместе в борьбе с лесными пожарами», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/news/vkusvill-i- greenpeace-pomozhem-vmeste-v-borbe-s-lesnymi-pozharami.html
8. «ВкусВилл, общая информация», retail.ruдата обращения 27 февраля 2022. https://www.retail.ru/rbc/tradingnetworks/vkusvill/
9. «ВкусВилл» и «Светофор» стали самыми быстрорастущими продуктовыми ритейлерами в пандемию COVID-19», retail.ru, дата обращения 27 февраля 2022. https://www.retail.ru/news/vkusvill-i-svetofor-stali-samymi-bystrorastushchimi- produktovymi-riteylerami-v-p-13 -aprelya-2021 -203632/
10. «Влияние мероприятий корпоративной социальной ответственности на лояльность потребителей к собственным торговым маркам органической продукции ритейлеров», BACHELOR STUDIES, дата обращения 27 февраля, 2021. http://hdl.handle.net/11701/30547
11. «Во имя покупателя», мое имя магазин, дата обращения 27 февраля 2022. http://mdmag.ru/opinions/vo-imya-pokupatelya/
12. «Возлюби ближнего. Как поддерживают локальных производителей в разных странах: 7 примеров», нож, дата обращения 27 марта 2022. https://knife.media/love- your-local/?
13. «Встречайте Ecolabel Guide - приложение, которое распознает экомаркировки на упаковках!», экологический союз, ecounion.ruдата обращения 27 февраля 2022. https://ecounion.ru/vstrechajte-ecolabel-guide-prilozhenie-kotoroe-pomogaet- raspoznavat-ekomarkirovki-na-upakovkah/
14. «Гринвошинг», plus one, дата обращения 27 января, 2022. https://plus- one.ru/устойчивое-развитие/grinvoshing
15. Дворникова, Е. Обзор российского рынка экологически чистых продуктов питания //Foodmarket. - 2013. - 4.
16. «Добрых крышечек» много не бывает», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/news/dobrykh-kryshechek-mnogo-ne-byvaet.html
17. Е. Б. Галицкий Методы маркетинговых исследований // Москва. Институт Фонда «Общественное мнение» 2004 - С. 268 - 301
18. Иванов Г. Г., Майоров Е. А. Корпоративная социальная ответственность в торговом бизнесе //Российское предпринимательство. - 2015 г. - С. 3569-3582.
19. «Интернет-продажи продуктов питания в России», tadviser, дата обращения 27
февраля 2022. https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Интернет-
продажи продуктов питания в России
20. «Как «ВкусВилл» работает с поставщиками СТМ?», retail.ruдата обращения 27
февраля 2022. https://www.retail.ru/tovar na polku/kak-vkusvill-rabotaet-s-
postavshchikami-stm/
21. «Как накопить репутационный капитал?», eventru, дата обращения 27 января 2022. https://event.ru/interviews/kak-nakopit-reputatsionnyiy-kapital/
22. «Как рынок огранических продуктов выживает между масс-маркетом, гринвошингом и экономическим кризисом, +1, дата обращения 27 февраля, 2021. https://plus-one.vedomosti.ru/sverhestestvennyy-otbor.
23. Канаева О. А. Социальные императивы устойчивого развития //Вестник Санкт- Петербургского университета. Экономика. - 2018. - №. 1. - С. 26-58.
24. «Конфетка доброты», Линия Жизни, дата обращения 27 января 2022. https://www.life-line.ru/zhizn-fonda/novosti/dobraya-sladost-v-pomoshch-tem-komu- nesladko/
25. «Крок и Зябра» и ВкусВилл: запускаем круговорот детских вещей вместе», ВкусВилл Медиа, дата обращения 27 января, 2022. https://vkusvill.ru/news/krok- zyabra-i-vkusvill-zapuskaem-krugovorot-detskikh-veshchey-vmeste.html
26. «Крупные рекламодатели и неперематываемые прероллы: что происходит с подкастами в 2021 году», Adindex, дата обращения 27 февраля, 2021. https://adindex.ru/publication/opinion/internet/2021/12/15/300876.phtml
27. «Лояльность», roistatblog, дата обращения 27 февраля 2022.
https://roistat.com/rublog/lojalnost/
28. Майорова Е.А., Никишин А.Ф. Влияние социальной ответственности на эффективность розничных торговых организаций // Сборник научных трудов SWorld. - 2014. - Т. 26. - No4. - С. 23-24.
29. «Модели архитектуры брендов», Studbooks.net, дата обращения 27 января 2022. https://studbooks.net/811516/marketing/modeli arhitektury brendov
30. «Национальная система маркировки Честный ЗНАК», Честный знак, дата обращения 27 февраля 2022. https://честныйзнак.рф/o-chestnom-znake/#2
31. «Наша миссия», ВкусВилл, дата обращения 27 февраля 2022.
https://spb.vkusvill.ru/mission/
32. «Наши поставщики», ВкусВилл, дата обращения 27 февраля 2022.
https://vkusvill.ru/developers/
33. «Новая акция с TrashBack: экойны за прогулки с уборкой в парках и лесах», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля, 2021. https://vkusvill.ru/news/novaya- aktsiya-s-trashback-ekoyny-za-progulki-s-uborkoy-v-parkakh-i-lesakh.html
34. «Общие понятия Корпоративной социальной ответственности», StudAll.org, дата обращения 27 января 2022. https://studall.org/all-132536.html
35. «Определение и содержание понятия «Корпоративная социальная
ответственность», Издательство Проблемы науки, дата обращения 27 января 2022. https://sci enceproblem s. ru/opredel eni e-i- soderzhani e/2. html
36. «Переработай это: что нового у фандоматов», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/news/pererabotay-eto-chto-novogo-u-fandomatov.html
37. «Подводим итоги: каким был 2021 год для ВкусВилла», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/media/journal/podvodim-itogi-kakim- byl-2021 -god-dlya-vkusvilla-.html
38. «Покупатели органической продукции. Кто они?», foodsmi, дата обращения 27 февраля 2022. https://foodsmi.com/a854/
39. «Понятие СТМ», retail.ru, дата обращения 27 января 2022.
https://www.retail.ru/glossary/stm/
40. «Рука помощи бездомным животным», ВкусВилл Медиа, дата обращения 27 января, 2022. https://vkusvill.ru/news/pro-dobro-nachalas-aktsiya-v-podderzhku-fonda- ruka-pomoshchi -bezdomnym-zhivotnym. html
41. «С оглядкой на здоровье», Коммерсантъ, дата обращения 23 января, 2022. https://www.kommersant.ru/doc/5098996
42. «Сдавайте пакеты и крышки с доставкой», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля, 2021. https://vkusvill.ru/news/sdavayte-pakety-i-kryshki-s-dostavkoy.html
43. «Система качества», ВкусВилл, дата обращения 27 февраля 2022.
https://vkusvill.ru/quality/
44. Старов С.А. Лояльность бренду: классификация, методы оценки и программы формирования марочной приверженности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. — 2007. — 2.
45. Старов, С. А. Управление брендами : учебник / С. А. Старов. — Санкт-Петербург :
СПбГУ, 2008. — 500 с. — ISBN 978-5-9924-0034-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL:
https://proxy.library.spbu.ru:2385/book/47519(дата обращения: 10.03.2022).
46. «Торговые сети в вопросах и ответах», zen.yandex.ru, дата обращения 27 января
2022. https://zen.yandex.ru/media/x5retailgroup/stm-torgovyh-setei-v-voprosah-i-
otvetah-5a0464059d5cb35e379b10a7
47. «Трансформация потребителя: глобальное исследование потребительского
поведения за 2020 год: Россия», pwc, дата обращения 27 февраля 2022. https://www.pwc.ru/ru/ retail-consumer/publications/assets/pwc-global-customer-
insights-survey-2020-russia-ru.pdf
48. Фирсанова О. В., Потёпкин М. С. Взаимосвязь воспринимаемой социальной
ответственности компании и потребительской лояльности //Проблемы
современной экономики. - 2013. - №. 1 (45). - С. 106-108.
49. «Цепочка создания ценности», ozlib, дата обращения 27 января 2022. https://ozlib.com/815986/ekonomika/tsepochka_sozdaniya_tsennosti
50. «Чек больше не нужен», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/news/chek-bolshe-ne-nuzhen.html
51. Черенков В. И. и др. Превращение собственной торговой марки продавца экопродуктов в бренд устойчивости-путь к ответственному потреблению //Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2021. - №. 3. - С. 194-207.
52. Черенков В.И., Старов С.А., Гладких И.В., Кирюков С.И., Назаренко Е.А. Превращение собственной торговой марки продавца экопродуктов в бренд устойчивости — путь к ответственному потреблению // Маркетинг и маркетинговые исследования. — 2021. — No3. — С.194-207.
53. «Честный знак» во ВкусВилле: что важно знать покупателям», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/media/journal/chestnyy-znak-vo- vkusville-chto-vazhno-znat-pokupatelyam.html
54. «Экологичная бытовая химия на розлив теперь во ВкусВилле», ВкусВилл медиа, дата обращения 27 февраля, 2021. https://vkusvill.ru/news/ekologichnaya-bytovaya- khimiya-na-rozliv-teper-vo-vkusville.html
55. «Экология и ВкусВилл», ВкусВилл, дата обращения 27 февраля 2022. https://vkusvill.ru/ecology/vkusvill/
56. «Экосбор», ВкусВилл, дата обращения 27 февраля, 2021.
https://vkusvill.ru/goods/ekosbor-50528.html
57. Юрина А.С. Специфика корпоративной социальной ответственности в ритейле //Colloquium-journal. - 2019. - №2-4
58. Bauer H., Heinrich D., Schafer D.B. The effects of organic labels on global, local, and private brands. Journal of Business Research. — 2013. Vol. 66(8), pp. 1035-1043.
59. Bennur S., Jin B. The mediating role of brand trust and affect in clothing brand loyalty formation: a cross-cultural examination of U.S. and India. The Journal of the Textile Institute. - 2017. Vol. 108(1), pp. 1-9.
60. «Best tips to create an effective impactful CSR Strategy», optimy, дата обращения 27 января 2022. https://wiki.optimy.com/corporate-environmental-responsibility/
61. Bhattacharya CB, Korschun D, Sen S. Strengthening stakeholder-company relationships through mutually beneficial corporate social responsibility initiatives. // Journal of Business Ethics — 2009. — 85(2) — pp. 257-272.
62. Caruana, A. The impact of Switching Costs on Customer Loyalty: a Study among Corporate Customers of Mobile Telephony. // Journal of Targeting, Measurement and Analysis for Marketing, — 2003. — 12.
63. Cherenkov V.I., Starov S.A., Gladkikh I.V. Brand imitation in the modern simulacrum market versus marketing ethics //Vestnik of Saint Petersburg University. Management. - 2020. - Vol. 19(2). - pp. 203-226.
64. Doney, P. M. and Cannon, J. P. An Examination of the Nature of Trust in Buyer-Seller Relationships. // Journal of Marketing. — 1997. — p. 61.
65. Fernandes T., Moreira M. Consumer brand engagement, satisfaction and brand loyalty: a comparative study between functional and emotional brand relationships //Journal of Product & Brand Management. - 2019. Vol. 28(5), рр. 274-286.
66. Folkes V.S., Kamins M.A. Effects of information about firms’ ethical and unethical actions on consumers’ attitudes. Journal of Consumer Psychology. — 1999. Vol. 8(3), рр. 243-259.
67. Grubor A., Djokic N. Organic food consumer profile in the Republic of Serbia //British Food Journal. - 2016.
68. Howell, D. Today’s Consumers More Open to Try New Brands //DSN Retailing Today. — 2004. — 43 (20).
69. Hughner R.S., McDonagh P., Prothero A., Shultz C.J., Stanton J. Who are organic food consumers? A compilation and review of why people purchase organic food //Journal of Consumer Behavior. - 2007. Vol. 6(2/3), pp. 1-17.
70. Johnson, M. D., Herrmann, A. and Huber, F. The Evolution of Loyalty Intentions. // Journal of Marketing. — 2006. — p. 70.
71. Keiningham T.L., Aksoy L., Cooil B., Andreassen T.W., Williams L. A holistic examination of Net Promoter. Journal of Database Marketing & Customer Strategy Management. - 2008. Vol. 15(2), рр. 79-90.
72. Krystallis A., Fotopoulos C., Zotos Y. Organic consumers’ profile and their willingness to pay (WTP) for selected organic food products in Greece. Journal of International Consumer Marketing. — 2016. Vol. 19(1), pp. 81-106.
73. Nasir V., Karakaya F. Consumer segments in organic foods market // British Food Journal. — 2018. — Vol. 120 No. 2 — pp. 269-289.
74. Nasir V.A., Karakaya F. Consumer segments in organic foods market //Journal of Consumer Marketing. - 2014. Vol. 34(1), pp. 263-277.
75. Nielsen U. S. The rise and rise again of private label //Disponible en ligne:. - 2018.
76. Obermowe T., Hemmerling S., Busch G., Sidali K.L., Stolz H., Spiller A. Sensory-based target groups for the organic food market — comparative report from quantitative consumer research. In: Deliverable No. 4.3 of Ecropolis Project. Gottingen: University of Gottingen. — 2011.
77. Perrini F., Castaldo S., Misani N., Tencati A. The Impact of Corporate Social Responsibility Associations on Trust in Organic Products Marketed by Mainstream Retailers: a Study of Italian Consumers // Business Strategy and the Environment — 2010. — Bus. Strat. Env. 19, 512-526.
78. Pivato S., Misani N., Tencati A. The impact of corporate social responsibility on consumer trust: the case of organic food. Business Ethics: a European Review. - 2007. Vol. 17(1), рр. 3-12.
79. Poulose J., Sharma V. Heart over Mind? Effect of Perceived CSR on Consumer Buying Behaviour and the Mediating Role of Consumer Emotions. - 2019.
80. Ricci E. C., Banterle A., Stranieri S. Trust to go green: an exploration of consumer intentions for eco-friendly convenience food //Ecological economics. - 2018. - Т. 148.
81. Samoggia A., Bertazzoli A., Ruggeri A. Food retailing marketing management: social media communication for healthy food //International Journal of Retail & Distribution Management. - 2019.
82. Samoggia A., Bertazzoli A., Ruggeri A. Food retailing marketing management: social media communication for healthy food //International Journal of Retail & Distribution Management. - 2019.
83. «Store brand facts», PLMA, дата обращения 27 января 2022. https://www.plma.com/storeBrands/facts2020.html
84. Tebbe E., von Blanckenburg K. Does willingness to pay increase with the number and strictness of sustainability labels? //Agricultural Economics. - 2018. - Т. 49. - №. 1. - С. 41-53.
85. Trivedi R. H., Patel J. D., Acharya N. Causality analysis of media influence on environmental attitude, intention and behaviors leading to green purchasing //Journal of cleaner production. - 2018. - Т. 196. - С. 11-22.
86. Van Doorn J., Verhoef P.C. Willingness to pay for organic products: differences between virtue and vice foods. International Journal of Research in Marketing. - 2011. Vol. 28(3), рр. 167-180.
87. Viamari S. The Evolution of Private Label in a Transforming Marketplace. - 2018.
88. Villena V. H., Gioia D. A. A more sustainable supply chain //Harvard Business Review. - 2020. - Т. 98. - №. 2. - С. 84-93.
89. Witek L., Kuzniar W. Green purchase behavior: the effectiveness of sociodemographic variables for explaining green purchases in emerging market //Sustainability. - 2021. Vol. 13, p. 209.
90. «World Private Label», PLMA, дата обращения 27 января 2022. http://www.plmainternational.com
91. Yoon Y., Giirhan-Canli Z., Schwarz N. The effect of corporate social responsibility (CSR) activities on companies with bad reputations. Journal of Consumer Psychology. — 2006. Vol. 16(4), рр. 377-390.