ВВЕДЕНИЕ 4
Цель и задачи 4
Глава 1. О КОМПАНИИ 7
1.1. О компании Х 7
1.2. Управленческая проблема 10
Глава 2. ОБЗОР УСЛУГИ ФУЛФИЛМЕНТА 12
2.1. Понятие фулфилмента 12
2.2. Ozon как фулфилмент оператор 16
2.3. Изменения расходов для продавцов в рамках FBO 19
Глава 3. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОГО ТОВАРНОГО ЗАПАСА ДЛЯ
КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ «АХ» 24
3.1. Результаты ABC-XYZ анализа 24
3.2. Расчет оптимального товарного запаса для группы AX 31
3.3. Выводы 37
Заключение 43
Список литературы 45
Приложения 49
Ежегодно в России увеличивается число компаний, самозанятых и индивидуальных предпринимателей, увеличивающих свое присутствие на маркетплейсах - интернет- площадках, где можно приобрести буквально все, что угодно. Так как российский рынок поддержки продавцов находится на начальных этапах развития по сравнению с зарубежными, количество внешних сервисов пока уступает зарубежным. Однако спрос со стороны продавцов на услуги поддержки и сопровождения на маркетплейсах превышает предложение, поэтому потенциал роста фулфилмент центров достаточно высокий.
Рост электронной коммерции изменил структуру покупательского поведения и ожиданий потребителей, поскольку теперь они ожидают быстрой бесплатной доставки и конкурентоспособных цен. Такой требовательный график доставки бросает вызов традиционным моделям логистики и цепочек поставок, и компании вынуждены корректировать свои стратегии, чтобы обеспечить окупаемость своих услуг - особенно это касается FMCG-сектора, чьи товары имеют низкую себестоимость. Электронная коммерция составляет все большую долю розничного рынка, и этот экспоненциальный рост и спрос, несомненно, повлияет на логистику и транспортную отрасль, поскольку компании должны быть готовы к управлению возросшими объемами и ожиданиями в отношении доставки.
Обработка заказов, обеспечение складского хранения, создание маршрутов для доставки товаров, последняя миля и отслеживание логистических процессов - все это составляющие одной большой логистической цепи. Однако по мере расширения бизнеса самостоятельное курирование всех этих процессов может стать препятствием для роста. Аутсорсинг логистических услуг в подобном случае может стать экономичным способом поддержки расширения магазина, действующего на маркетплейсе. Передавая логистические процессы фулфилмент центрам, продавцы получают ценный ресурс - время, которое можно вложить в развитие и совершенствование собственного бизнеса.
Цель и задачи
Целью работы является разработка рекомендаций по управлению товарными запасами с учетом тарифа в рамках фулфилмента, обеспечивающего поддерживание уровня товарооборота компании, осуществляющей как онлайн торговлю, так и оффлайн.
Объектом исследования выступает компания FMCG сектора, которая сотрудничает с маркетплейсом Ozon и размещает собственную продукцию на её площадке.
Предметом исследования является система управления запасами в условиях использования фулфилмента OZON.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы нужно выполнить следующие задачи:
1. Обзор услуги фулфилмента. Анализ тарифов и других условий работы Ozon
Необходимо изучить все возможные услуги фулфилмента, которые предоставляет Ozon. Также необходимо более детально изучить понятие фулфилмента и определить функции и процессы, которые выполняются в его рамках.
2. Анализ товаров производителя, подлежащих хранению на складе Ozon
На базе предоставленных данных по продажам компании X необходимо проанализировать товары, используя ABC-XYZ анализ.
3. Определение стоимости обслуживания ОZON на основе анализа данных товаров компании
Необходимо определить оптимальный товарный запас группы товаров, которая была выбрана после ABC-XYZ анализа и определить затраты, которые несет компания в рамках услуги фулфилмента, предлагаемого компанией Ozon.
4. Рекомендации по частоте пополнения и объемам хранения товаров на складе Ozon
После определения оптимального товарного запаса и частоты пополнения запасов на складе необходимо сформулировать конечные рекомендации для компании, производящей товары, которые были проанализированы.
Данная выпускная квалификационная работа включает в себя три главы, каждая из которых является необходимой для раскрытия достижения цели выпускной квалификационной работы.
В первой главе представлена информация о компании FMCG-сектора - компании Х. В этой главе раскрывается управленческая проблема, стоящая перед компанией, производящей товары FMCG-сектора, а также описаны шаги выполнения работы, которые необходимы для достижения цели выпускной квалификационной работы.
Во второй главе содержится информация о компании Ozon и обзор услуги фулфилмента. Описываются тренды, сопутствующие развитию фулфилмент-услуг для компаний, и предоставляются новые данные по услугам фулфилмент-оператора, а именно - Ozon.
В третьей главе работы представлена информация о проведенном ABC-XYZ анализе и обоснование выбора определенной группы товаров для вычисления оптимального 5
товарного запаса. Также в этой главе представлен процесс определения оптимального товарного запаса для выбранной группы товаров.
В разделе «Выводы» представлены заключительные выводы по итогам расчета оптимального товарного запаса для товаров компании X. Также в этом разделе предоставлены конечные рекомендации по объемам хранения товаров на складе Ozon и частоте пополнения.
В рамках работы были поставлены 4 задачи, которые способствовали достижению цели, а именно - разработке рекомендаций по управлению товарными запасами для компании Х, взаимодействующей с маркетплейсом Ozon, с учетом тарифа в рамках фулфилмента, обеспечивающего поддерживание уровня товарооборота компании. Задачи, которые были успешно выполнены:
1. Обзор услуги фулфилмента. Анализ тарифов и других условий работы Ozon
Были изучены основные функции фулфилмента, а также появляющиеся тренды услуг фулфилмента на российском рынке. Также была изучена схема Fulfillment By Ozon, предлагаемая маркетплейсом Ozon продавцам, включая изменения в расходах при работе по данной схеме.
2. Анализ товаров производителя, подлежащих хранению на складе Ozon
Использовав метод ABC-XYZ анализа, было возможно определить группу товаров AX, являющейся приоритетной для определения оптимального товарного запаса. В данную группу товаров попало 4 продукта, которые относились к категориям «SKIN CLEANSING» и «DEODORANTS &FRAGRANCES». Также была составлена матрица ABC-XYZ, показывающая количественное распределение товаров по сегментам матрицы.
3. Определение стоимости обслуживания О/ON на основе анализа данных товаров компании
Для каждого товара из приоритетной группы AX были проведены расчеты по расходам в рамках взаимодействия с маркетплейсом Ozon по схеме Fulfillment By Ozon, подразумевающей, что за весь фулфилмент отвечает интернет-площадка. Были учтены расходы на логистику, последнюю милю, обработку возвратов, обратную логистику, складское хранение и комиссию за продажу.
4. Рекомендации по частоте пополнения и объемам хранения товаров на складе Ozon
Проведя вычисления для определения оптимального товарного запаса для группы товаров АХ, были определены объемы хранения запасов товаров данной группы, являющиеся ни избыточными, ни дефицитными. Также были предоставлены расчеты по экономической выгоде от применения полученных результатов на практике, а также были предоставлены рекомендации по частоте пополнения складских запасов, с которыми можно ознакомиться в подглаве «3.3. Выводы» третьей главы.
Все выполненные задачи поспособствовали нахождению решения управленческой проблемы компании, заключающейся в том, что товары, хранящиеся на складе Ozon, могли на нем отсутствовать, когда был спрос, а также товары, не пользующиеся спросом, могли 43
храниться в избытке, тем самым занимая место тех товаров, которые формировали большую долю выручки компании.
Электронная коммерция - это совершенно новая концепция, ставшая одним из самых значительных научных достижений 20-го века. Электронная коммерция привела к революции в системе дистрибуции. Она изменяет схемы торговли, улучшает товарооборот, движение капитала и информации, а также делает предприятия более конкурентоспособными за счет эффективного снижения себестоимости продукции. Электронная коммерция в России с каждым годом развивается все больше, многие магазины выходят на онлайн-площадки, а новые представители малого и среднего бизнеса сразу запускают продажи в онлайн-магазинах, оставляя позади открытие физического магазина. Чтобы не отставать от новых трендов развития электронных продаж, надо следить за всеми нововведениями в данной области - от услуг фулфилмента до запуска новых сервисов, автоматизирующих конкретные действия при работе на маркетплейсе. Бесспорно, получение прибыли с торговли на интернет-площадке зависит от того, насколько человек или компания разбираются в принципах её работы. Для большего понимания происходящего необходимо анализировать собственную деятельность и анализировать, какие факторы повлияли на формирование того или иного показателя выручки. Метод оптимального товарного запаса и метод ABC-XYZ анализа не являются исчерпывающими при анализе продаж компании и её складских запасов, однако они тоже являются немаловажными, как для «оффлайн»-магазинов, так и для тех, кто выходит на маркетплейсы. Более того, подобные методы открывают горизонты для дальнейших более глубоких исследований.
1. Agarwal S. Economic order quantity model: a review // VSRD International Journal of
Mechanical, Civil, Automobile and Production Engineering. - 2014. - Vol. 4. № 12. - P. 233-236. - URL: https://www.researchgate.net/profile/Sachin-Agarwal-
2/publication/270895433 ECONOMIC ORDER QUANTITY MODEL A REVIEW/links/54b8b65c0cf28faced623bc1/ECONOMIC-ORDER-QUANTITY-MODEL-A-REVIEW.pdf(дата обращения: 01.04.2022).
2. Aktunc E. A. Inventory control through ABC/XYZ analysis //Industrial Engineering in
the Big Data Era. - Springer, Cham, 2019. - P. 175-187. - URL:
https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-030-03317-0 15(дата обращения: 13.03.2022).
3. AXE запускает свой первый в мире онлайн-магазин // Сайт Unilever - URL: https://www.unilever.ru/news/press-releases/2018/axe-launches-its-first-online-store/(дата обращения: 10.02.2022).
4. Clift, R. Taking Stock of Industrial Ecology // Richard Clift, Angela Druckman. - Cham : Springer International Publishing, 2016. - 362 p. - ISBN 978-3-319-20571-7
- URL: https://library.oapen.org/bitstream/handle/20.500.12657/27948/1002051.pdf7sequence=1#page=305(дата обращения: 10.02.2022).
5. Eroglu A. An economic order quantity model with defective items and shortages / Abdullah Eroglu, Gultekin Ozdemir // International Journal of Production Economics.
- 2008. Vol. 106. Issue 2. 2007. P. 544-549. Elsevier, 2007. - DOI:
10.1016/j.ijpe.2006.06.015. - URL:
https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0925527306002003?via%3Dihub (дата обращения: 01.04.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
6. Fleischmann, M. E-fulfillment and multi-channel distribution / Moritz Fleischmann, Niels A.H. Agatz, Jo A.E.E. van Nunen // European Journal of Operational Research.
- 2008. Vol. 187. Issue 2. - DOI: 10.1016/j.ejor.2007.04.024. - URL:
https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S0377221707004195?via%3Dihub (дата обращения: 13.03.2022). - Режим доступа: для зарегистр.
пользователей.
7. Haji K. E-commerce development in rural and remote areas of BRICS countries //
Journal of Integrative Agriculture. - 2021. - Vol. 20, Issue 4. - DOI: 10.1016/S2095- 3119(20)63451-7. - URL:
https://proxy.library.spbu.ru:2068/science/article/pii/S2095311920634517 (дата
обращения: 10.02.2022). — Режим доступа: по подписке.
8. Kumar R. Economic order quantity (EOQ) model //Global Journal of finance and
economic management. - 2016. - Vol. 5. - № 1. - P. 1-5. - URL: http://www.ripublication.com/gjfem16/gjfemv5n1 01.pdf (дата обращения:
01.04.2022).
9. Lopes, S. Trademarks, Brands, and Competitiveness / Silva Lopes, Teresa da, Paul
Duguid. - London : Taylor & Francis Group, 2010. - 271 p. - ISBN 978-020-386198¬1. - URL:
https://ebookcentral.proquest.com/lib/stpeterst/reader.action?docID=484727&ppg=251 (дата обращения: 10.02.2022). — Режим доступа: по подписке.
10. Pandya, B. A review on inventory management control techniques: ABC-XYZ analysis
/ Bijal Pandya, Hemant Thakkar // REST Journal on Emerging trends in Modelling and Manufacturing. - 2016. - Vol. 2. - №. 3. - P. 82-86 - URL:
https://5y1.org/download/d361edf02ae93cfedabc89c94088b7ef.pdf(дата обращения: 10.05.2022).
11. Pratap, R. Implementation of Inventory Management Technique in Manufacturing Industry / Ram Pratap, Yogesh Ladhe // International Journal of Scientific Research & Engineering Trends. - 2022. Vol. 8. - №. 2. - P. 691-693 - URL:https://ijsret.com/wp-content/uploads/2022/03/IJSRET V 8 issue2 213.pdf(дата обращения: 10.05.2022).
12. Pyke, D. F. E-fulfillment / David F. Pyke, M. Eric Johnson, Phil Desmond // Supply Chain Management Review. - 2001. - Vol. 27. - № 5. - P. 50-62.
13. Qin, Z. E-commerce strategy / Zheng Qin, Yang Chang, Shundong Li, Fengxiang Li - Springer, 2014. - 351 p. - 978-364-239414-0.
14. Riza M. The implementation of economic order quantity for reducing inventory cost
//Research in Logistics & Production. - 2018. - Vol. 8. - DOI: 10.21008/j.2083- 4950.2018.8.3.1. - URL: https://bibliotekanauki.pl/articles/1833813(дата
обращения: 01.04.2022).
15. Tian, L. Marketplace, reseller, or hybrid: Strategic analysis of an emerging e¬
commerce model / Lin Tian, Asoo J. Vakharia, Yinliang (Ricky) Tan, Yifan Xu // Production and Operations Management. - 2018. - Vol. 27. - Issue 8. - Production and Operations Management Society, 2018 - DOI: 10.1111/poms.12885. URL:
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/poms.12885
16. Unilever продает российское производство Calve и «Балтимор» // Сайт Ведомости
- URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/10/18/891706-unilever-
prodaet-rossiiskoe-proizvodstvo-calve-i-baltimor(дата обращения: 10.02.2022).
17. Unilever увеличил годовую прибыль на 9% // Сайт Интерфакс - URL:
https://www.interfax.ru/business/821254(дата обращения: 10.02.2022).
18. Vergouwen Y. How product assortment decisions affect supply chain performance within Unilever Benelux // Master of Science in Operations Management and Logistics.
- 2010. - URL:https://pure.tue.nl/ws/portalfiles/portal/46993677/691341-1.pdf(дата обращения: 14.05.2022).
19. Yenipazarli A. The marketplace dilemma: Selling to the marketplace vs. selling on the
marketplace // Naval Research Logistics. - 2021. - Vol. 68. - № 6. - P. 761-778. - DOI: 10.1002/nav.21964. - URL:
https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/nav.21964(дата обращения: 13.03.2022).
20. Алесинская Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления: Учеб. пособие. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. - 121 с.
21. Изюмова Н. Ю. Услуга фулфилмента как аутсорсинг складской деятельности для
e-commerce // Экономика и управление: проблемы, решения. - 2019. - Т. 4. - № 3. https://proxy.library.spbu.ru:2228/item.asp?id=38211645 (дата обращения:
12.03.2022). - Режим доступа: для зарегистр. пользователей.
22. Компания Unilever представила результаты деятельности за 2021 год // Сайт
Unilever - URL: https://www.unilever.ru/news/press-releases/2022/unilever-
announces-2021 -results/(дата обращения: 10.02.2022).
23. Российское подразделение компании Unilever разработало экологичную упаковку масок для лица // Сайт Unilever - URL: https://www.unilever.ru/news/press-releases/2021/unilever-russia-has-developed-sustainable-packaging-for-face-masks/(дата обращения: 12.03.2022).
24. Стерлигова А.Н. Оптимальный размер заказа, или Загадочная формула Вильсона
// Логистик & система. - 2005. - № 3. - С. 62-71. - URL:
https://ecsocman.hse.ru/data/093/686/1217/Sterligova A.N. Zagadochnaya formulaVilsona.pdf(дата обращения: 01.04.2022).
25. Фулфилмент для электронной торговли 2021 // Сайт Data Insight. - Data Insight, 2020. - URL:http://logistics.datainsight.ru/fulfilment-dlya-elektronnoy-torgovli-2021(дата обращения: 13.03.2022).
26. Что будет с заводами Unilever в России после санкций » // Сайт NGS - URL:
https://ngs.ru/text/business/2022/03/15/70507466/(дата обращения: 10.02.2022).