Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Подготовка к публикации и фольклорно-этнографическое комментирование крестьянской стихотворной биографии «Горькая доля или Песни о моей жизни от рождения до 45 лет» Г.Ф. Кругова (из собрания Древлехранилища ИРЛИ)

Работа №127458

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы109
Год сдачи2022
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Подготовка текста к публикации и разработка принципов
комментирования 5
Подготовка текста к публикации 5
Принципы комментирования 7
Источники для комментирования 11
Глава II Комментарии к тексту 15
Пояснения к таблице 15
Текст рукописи и комментарии 15
Заключение 98
Список использованной литературы 103

Рукопись автобиографии Григория Филатовича Кругова была найдена Г.В. Маркеловым в антикварно-букинистическом магазине в Санкт-Петербурге в 2009 году, затем была приобретена Пушкинским Домом и помещена в Древлехранилище.
Рукопись состоит из 97 глав, которые обозначены автором как «песни» и пронумерованы римскими цифрами. Весь текст представляет собой переплетённый фолиант размером 33,8 x 21,5 см, содержащий 500 листов, заполненных стихотворными строками с обеих сторон. Почерк автора аккуратный, скорописный, с писарскими завитками. Бумага гладкая нелинованная со штемпелями: «Фабрики наследников / Сумкина / №5» и «Товарищество / №6 / Кувшинова». Фабричные штемпели датированы началом XX века. Листы прошиты суровыми нитками, собраны в тетрадях по восемь листов. Ряд листов в начале и в конце выпадает из блока, края этих листов повреждены и потёрты. Углы листов замусолены. Переплёт выполнен из плотного толстого картона с матерчатыми уголками и корешком.
Как следует из даты, проставленной на титульном листе, автобиография в стихах была написана в 1918 - 1923 гг.
Целиком рукопись ещё не была опубликована несмотря на то, что сам Г.Ф. Кругов предпринимал несколько попыток. В 2014 году Г.В. Маркелов включил некоторые главы рукописи в сборник «Первая мировая война в устном и письменном творчестве русского крестьянства: По материалам Пушкинского Дома». Это «песни» LIX-XCI, в которых Кругов рассказывает о времени, которое он провёл на войне.
Целью данной работы было подготовить издание рукописи с фольклорно-этнографическими комментариями.
Для реализации поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) вычитать и выверить текст рукописи: убедиться, чтобы текст, перепечатанный в Word-документ, полностью соответствовал авторской орфографии и пунктуации рукописи;
2) изучить принятые системы комментирования, сконструировать цель комментирования и предполагаемую аудиторию комментариев к рукописи;
3) разработать и описать принципы комментирования;
4) собрать базу необходимой литературы для комментирования (общекультурные словари и энциклопедии, региональные диалектные словари, краеведческие справочники);
5) прокомментировать необходимые фрагменты.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена подготовке текста к публикации и разработке принципов комментирования. Вторая глава состоит из комментариев к первым 5 главам рукописи. В заключении сделаны выводы о том, какой интерес может представлять прокомментированная часть рукописи для научного сообщества.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Прокомментированные главы рукописи познакомили нас с детством представителя «великого незнакомца» (так, напомню, назвал Т.Шанин крестьянское сословия) - стихотворца Григория Филатовича Кругова. Значимость этого текста заключается в том, что Григорий Кругов рассказывает о взрослении крестьянского ребёнка «изнутри». В научный оборот введены многие автобиографии детей дворянского происхождения, однако подробные письменные биографии крестьянских детей крайне редки. Детство в изложении Кругова представляет совмещение традиционных деревенских ценностей и модерновых городских. Автор и его брат - первое поколение в их семье, которое выходит за рамки привычной для их родственников жизни. Они вынуждены отправится в город в ученье, а затем на работу, в то время как их родители и бабушки, дедушки всю жизнь трудились на земле. Несмотря на то, что Григорию пришлось очень рано встраиваться в новую жизнь, он подробно зафиксировал не только своё детство в Ямышовке, но и рассказы своих предков об их жизни и о значимых для них событиях. Автор передаёт воззрения своих родственников, пропустив их сквозь призму человека, знакомого с другой, городской, культурой. Так, рассказ бабушки о мироустройстве он называет «сказкой». Как человек, который обладает большими знаниями о мире, чем его «домашняя учительница», автор жизнеописания судит о том, что это неправда в бабушкиной космогонии, но вспоминает, что раньше он охотно верил в правдивость того, что «небо - это твердый потолокъ, а нанемъ пробиты дырки и пылаетъ огонёкъ». Однако не всё, что связано со старым миром, приобретает в автобиографии снисходительную оценку. Без каких-либо упоминаний о личных сомнениях в правильности происходящего Кругов рассказывает о страхе быть убитым за грех грозой, о вещем сне со старичком, указавшим путь, о походах к знахаркам и о народной медицине.
Городской период детства автора связан с другими смысловыми комплексами. Автор рассказывает о том, как он начинает встраиваться в повседневную жизнь, о которой ничего не знает, а его близкие вряд ли могут просветить его в деталях городского быта. Далёкий Петербург представляется маленькому автору, как сказочное место, где можно жить в достатке. Кругов представляет читателю реальный Петербург как мир индивидуалистов. Если в Ямышовке крестьяне боролись скорее против нужды, то в городе люди борются исключительно против друг друга за свою выгоду. Пребывание автора в городе начинается с торга за него в переплётной мастерской, затем там же его раз за разом «подставляют» под наказание коллеги, чтобы защитить себя (как, например, другой подмастерье, который подсунул ему нитки, чтобы не быть наказанным). На Апраксином дворе над потерявшимся мальчиком только смеются, но не помогают, при этом лавочники понимают, что мальчика будут бить. Петербург оказывается не тем городом, который видился ему в воображении до отъезда, где:
.. .всегда зимой илЬтомъ
Зеленеются луга
Да текутъ медовы рЬки
И кисельны берега
ГдЬ не в избахъ, а въ палатахъ
Люди добрые живутъ
Ни какой нужды незнаютъ
Въ кучи золото кладутъ.
Пироговъ не приЬдают
Щи безъ мяса не варятъ Сладки пряники ломаютъ Да сощами ихъ Ьдят. ГдЬ пешкомъ ни кто не ходитъ Изъ квартиры ни куда ГдЬ царя съ царицей видятъ И вельможъ его всегда.
Для Кругова Петербург - это место, где каждый сам за себя. Автор начинает осваивать там новые жизненные стратегии. Делом первой важности становится обретение профессии, без которой сложно добиться какого-либо успеха. Маленький подмастерье обнаруживает, что в работниках в городе ценятся не те же качества, что в деревне, где важным оказывается выносливость, сила, здоровье. В Петербурге же в его среде важнейшими качествами оказываются смекалка, усидчивость, внимательность и образованность (Кругов замечает, что даже отношение к нему строгого и жестокого хозяина переплётной мастерской меняется, когда тот замечает, что ребёнок тянется к знаниям, старается стать грамотным). Освоение профессии для автора - это не только возможность облегчить жизнь родителям, так как еду и одежду ученику обеспечивает хозяин мастерской, но и возможность создать дополнительную жизненную стратегию, применимую в более перспективном, по сравнению с родной деревней, месте - в столице. Кругов осваивает те модерновые знания, которые неприменимы в деревне, где не развито книгопечатание.
Стоит отметить, что при общем противопоставлении города и деревни, как пространств современного и традиционного, не всё укладывается в данную концепцию. Например, взгляды бабушки Григория Кругова на ребёнка и воспитание оказываются более приближены к современному пониманию. Она, руководствуясь евангельским принципом «дети - ангельские души», проводит время в занятиях, которые интересны детям (лепит из глины, рассказывает интересные историю про старину, угощает лакомствами). В городе у Кругова нет в окружении человека, который бы уважал его детскость, заботился бы о сохранении тех благ, которые связаны с этим возрастом. В Петербурге взрослые, окружающие автора рукописи, воспринимают детство в категориях, которые Ф. Арьес описывает как характерные для Средневековья : то есть ребёнок воспринимается как маленький взрослый, который пока не стал полноценным человеком1. В рамках данной концепции всё, что отличает ребёнка от взрослого, в том числе ошибки, воспринимается как изъян, который нужно как можно скорее искоренить посредством физического наказания. Такое отношение к ребёнку недворянского происхождения было характерно и для города, и для деревни . И в деревне, и в городе от Григория ждали, чтобы он поскорее стал достаточно взрослым, чтобы брать на себя больше обязанностей по хозяйству. Но среди описываемых взрослых у Григория пристствует фигура бабушки, прожившая безвыездно в деревне, но исповедовавшая «передовые» педагогические взгляды. Примечательной становится точка зрения автора, который при концептуализации своего детства подбирает ему эпитет, как «золотое»:
ДГтство дЬтство золотое, ЧГм тебя мнГ вспоминать?
В данном случае детство концептуализируется как особенная пора, которая имеет несомненную ценность. То есть представлена точка зрения бабушки автора. С другой стороны, в той же строфе следуют стихи:
КромГ горя да печали Ничего не помню я И звучитъ какимъ то воплемъ ПЬсня грустная моя...
Мировосприятие автора корректируется. Можно предположить, что Кругов оказывается знаком с концепцией «золотого» детства через слова бабушки и литературу, в то время как реальности трудового детства он рассматривает в другом ключе. Его детство было тяжёлым, полным забот и угроз выживанию, как у взрослого. Однако из-за знания о том, что бывает по-другому, этот маленький взрослый испытывает тоску по тому, что в его жизни не свершилось.
Благодаря феноменальной памяти автора рукописи, с помощью которой ему удаётся в подробностях описывать события своей жизни, а также благодаря его литературному таланту, с помощью которого текст облекается в интересную форму, Кругову удалось написать свою биографию как грандиозную эпопею, полную приключений, тягот, путешествий, страстей, ошибок и бедствий. Обилие этнографических и исторических деталей, искренность и эмоциональность, литературная впечатлительность и грандиозная писательская трудоспособность сделали этот труд достойным публикации с подробными комментариями и дальнейшего внимания антропологов, этнографов, фольклористов, лингвистов, ювенальных юристов и психологов.



1. Вацуро В.Э. Записки комментатора. СПб.: Гуманитарное агентство «Академический проект», 1994. С. 347 с.
2. Великий незнакомец: крестьяне и фермеры в современном мире: Пер. с англ./Сост. Т. Шанина; Под ред. А. В. Гордона. М.: Изд. группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», 1992. 432 с.
3. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. СПб: Просвещение, 1983. 416 с.
4. Рейсер А.С. Палеография и текстология нового времени. М.: Просвещение, 1970. 336 с.
Литература, использованная для комментирования рукописи
1. Абдуллина Д.А. Отечественный детский портрет первой половины XIX века: романтические образы ангела, «благородного дикаря» и героя // Артикульт. №40 (4-220). С. 78-91.
2. Авсеенко В.Н. История города С.-Петербурга в лицах и картинках. 1703-1903. Исторический очерк. М.: Пересвет, 1993. С. 233 с.
3. Арьес Ф. Ребёнок и семейная жизнь при старом порядке.
Екатеринбург: Изд. Уральского ун-та, 1999. С. 416 с.
4. Бирих А.К., Мокиенко В.М., Степанова Л.И. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический справочник. СПб.: Фолио- Пресс, 1998. 704 с.
5. Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1534 с.
6. Волкова Т.И. Ярославское земство и развитие народного здравоохранения и образования в губернии (1865 - 1918 гг.) / Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 1998. С. 18-45.
7. Ганьшина Г.В. Особенности развития и сохранения народных художественных промыслов Центрального федерального округа // Современные проблемы сервиса и туризма. 2011. №3. С. 78—84.
8. Ганьшина Г.В. Природные материалы в народных художественных промыслах России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. №1. С. 74-83.
9. Геннеп А. ван Обряды перехода: Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература РАН, 1999. 198 с.
10. Грибоедов А.С. Горе от ума / ПСС: в 3 т. СПб.: Изд-во «Нотабене», 1995. Т. 1. С. 9-122.
11. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1981. 192 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка. М.: Изд- во общества любителей Рос. словесности, 1863 г. Ч.1. 627 с.
13. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым / Подготов. А. П. Евгеньева, Б. Н. Путилов. М., 1977. 488 с.
14. Евангелие от Луки: гл. 18, ст. 15-17.
15. Евангелие от Марка: гл. 10, ст. 13-16.
16. Евангелие от Матфея: гл. 19, ст. 13-15.
17. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. 4-е изд., испр. и доп. М.: Рус. яз., 1991. 534 с.
18.Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. Изд. 3-е, переработ. и доп. М.: Просвещение, 1968. 368 с.
19. Иванов В.В., Топоров В.Н. Исследования в области славянских древностей. М.: Наука, 1974. 342 с.
20. Иллюстрированный словарь забытых и трудных слов из литературы XVIII-XIX веков. Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1998. С. 280 с.ге
21. Калверт К. Дети в доме. Материальная культура раннего детства, 1600-1900. М., 2009. С. 288 с.
22. Кшукин Д. Шереметевы в Ярославле [Электронный ресурс]
https://yarreg.ru/articles/sk_news_1_37655_/ (дата обращения
07.05.22).
23. Лихова Н.А. Жизненное пространство детей в крестьянской семье на
рубеже XIX-XX вв. (на примере Ярославской губернии)//
Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2011. № 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 326 - 328.
24. Лихова Н.А. Жизненное пространство детей в крестьянской семье на рубеже XIX-XX вв. (на примере Ярославской губернии)// Ярославский педагогический вестник. Ярославль, 2011. № 1. Т. I (Гуманитарные науки). С. 326-328.
25. Лихтшангоф А.З. Терминология детских инфекционных
заболеваний в народной медицине России второй половины XIX- начала XX века // Бюллетень Национального научно¬
исследовательского института общественного здоровья имени Н.А. Семашко. 2022. № 1-2. С. 134-139.
26. Маркелов Г.В. Война и жизнь Григория Кругова // Первая мировая война в устном и письменном творчестве русского крестьянства: По материалам Пушкинского Дома. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2014. С. 328-347.
27. Маркелов Г.В. Неизвестный поэт Григорий Кругов // Текст и традиция: Алманах 1/ Под ред. Е.Г. Водолазкина. СПб., 2013. Ч.1. С. 354-380.
28. Материнство в советской деревне: Ритуалы, дискурсы, практики: в 2 т. Т. 1: Исследование / Сост. Л. В. Голубева, С. О. Куприянова; статья, коммент., подг. текстов Л. В. Голубевой, С. О. Куприяновой; под общ. ред. С. Б. Адоньевой. СПб.: Пропповский центр, 2022. 320 с.
29. Меркулова В.А. Народные названия болезней, I (На материале
русского языка) [Электронный ресурс]
https://www.ruslang.ru/doc/etymology/1967/17-merkulova.pdf(дата обращения 07.05.22).
30. Михайлов С.С. Василий Чуркин - гуслицкий Робин Гуд.
[Электронный ресурс] http://a-pesni.org/popular20/a-tchurkin.php(дата обращения 25.04.22).
31. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо / ПСС и писем: в 15 т. Ленинград: Наука, 1982. Т. 5. С. 5-238.
32. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX века. Ленинград: Искусство, 1984. 191 с.
33. Первая мировая война в устном и письменном творчестве русского крестьянства: По материалам Пушкинского Дома. СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2014. С. 328-508.
34. Раденкович Л. Опасное время в народных представлениях славян/ Balcanica XXXV Annuaire de L’Institut des Etudes Balkaniques. Belgrade, 2005. C. 71-89.
35. Ровинский Д.А. Русские народные картинки. т. 2, стб. 365-367.
36. Рудова А.И. Идеи народной педагогики в формировании личности // Вестник Оренбургского Гос. Ун-та. Оренбург, 2000. №3. С. 46-49.
37. Рудова А.И. Идеи народной педагогики в формировании личности // Вестник Оренбургского Гос. Ун-та. Оренбург, 2000. №3. С. 46-49.
38. Русские / РАН, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо- Маклая ; отв. ред. В. А. Александров, И. В. Власова, Н. С. Полищук. М. : Наука, 1999. - 828 с.
39. Русские крестьяне: Жизнь. Быт. Нравы: Материалы
«Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2: Ярославская губ. Ч. 1: Пошехонский уезд. СПб., 2006. 608 с.
40. Русские крестьяне: Жизнь. Быт. Нравы: Материалы
«Этнографического бюро» князя В.Н. Тенишева. Т. 2: Ярославская губ. Ч. 2: Даниловский, Любимский, Романово-Борисоглебский, Ростовский и Ярославский уезды. СПб., 2006. 552 с.
41. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия/ И.И. Шангина. - СПб: Азбука-Классика, 2003. 677 с.
42. Русский народ. Вера и обычаи. Этнографическая энциклопедия. Том 2. О-Я. М.: Институт русской цивилизации, 2013. 696 с.
43. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 229 с.
44. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Павловича составленный. - Изд. 3-е. СПб: В типографии II-го Отделения Собственной Е. И. В. канцелярии, 1835. Т. 9: Свод законов о состоянии людей в государстве. 572 с.
45. Симонов Л.Н. Переплетное мастерство и искусство украшешя переплета. Художественные стили, чистка, исправлеше и хранеше книгъ. СПб.: Типографхя Е. Евдокимова, 1897. С. 492 с.
46. Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. Т. 1 - 5. М.: «Международные отношения», 1995, 1999, 2004, 2009, 2012. 728 с.
47. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс]http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp(дата обращения 08.03.22).
48. Смирнова Е.М. Становление земской санитарной организации в Ярославской губернии (к 150-летию земской медицины) [Электронный ресурс] https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie- zemskoy-sanitarnoy-organizatsii-v-yaroslavskoy-gubernii-k-150-letiyu- zemskoy-meditsiny(дата обращения 28.04.22).
49. Снегирев И. Русскхя народныя пословицы и притчи, изданныя И.
Снегиревымъ. С предисловхемъ и дополнешями. М.: Въ
Университетской Типографш, 1848. 520 с.
50. Соболевский А.И. Великорусскхя народныя пГсни. СПб.: Гос. типографхя, 1900. 570 с.
51. Сумцов Н.Ф. О славянскихъ народныхъ воззрГшяхъ на новорожденнаго ребенка // Журналъ министерства народнаго просвГщешя. СПб: Типография В.С. Балышева, 1880. Ч. GCXII. 94 с.
52. Тарасов Б. Ю. Россия крепостная. История народного рабства. — М.: Вече, 2011. 320 с.
53. Тенишев В.В. Правосудие въ русскомъ крестьянскомъ быту. Сводъ данныхъ, добытыхъ этнографическими материалами покойнаго князя В.Н. Тенишева. Брянск: Типография Л.И. Итина и Ко, 1907. С. 33-38.
54. Традиции Ярославского края/ А.А. Маслова, Ю.В. Маслов; под общ. ред. В.В. Горошникова. 3-е изд., испр. и доп. Рыбинск: Медиарост, 2018. 216 с.
55. Троицкий Н. А. Русско-турецкая война 1877—1878 гг. // Россия в XIX веке (Курс лекций). М.: Высшая школа, 1997. С. 186-189.
56. Троицкий Н.А. Россия в XIX веке (Курс лекций). М.: Высшая школа, 1997. 432 с.
57. Федотов Г.П.Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М.: Прогресс, Гнозис, 1991. 192 с.
58. Фразеологический словарь русского языка/ под ред. Молоткова. М.: Советская энциклопедия, 1968. 543 с.
59. Шилов М.П. Народная природотерапия и современная медицина/ Традиционный опыт природопользования в России. М.: Наука, 1998. С. 312-323.
60. Шокарева А. Дворянская семья: культура общения. Русское столичное дворянство первой половины XIX века. М.: НЛО, 2017. 304 с.
61. Энциклопедический словарь: в 82 и 4 доп. полутомах / изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб, 1890-1907.
62. Энциклопедия Ярославского края с древнейших времен до 1917 г. : антология. / Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова, Гр. компаний «ЯрИнвестПроект» ; [гл. ред. Ю. Ю. Иерусалимский]. Ярославль : Еще не поздно!, 2009. 239 с.
63. Якушкин И.Д. Записки, статьи, письма декабриста И.Д. Якушкина. М.: Изд-во АН СССР, 1951. 741 с.
64. Ярославский областной словарь: Учебное пособие. Вып. 1 - 10. Ярославль: ЯГПИ им. Ушинского, 1981 - 1991.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ