ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВЕТА БАРЕНЦЕВА/ЕВРОАРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА И АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ИНТЕРЕСАХ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ, ТРАДИЦИЙ И ЯЗЫКОВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. МЕСТО И РОЛЬ КОРЕННЫХ НАРОДОВ В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ 11
1.1 Концептуализация понятия «коренные народы» 11
1.2 Развитие международной практики защиты прав коренных народов 14
ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА АРКТИЧЕСКОГО СОВЕТА В ОТНОШЕНИИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА 23
2.1 Статус, структура и организация деятельности Арктического совета 23
2.2. Стратегические ориентиры Арктического совета по отношению к коренным народам 26
2.3 Участие коренных народов Севера в работе Арктического совета 32
ГЛАВА 3. ЗАЩИТА ПРАВ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА В БАРЕНЦЕВОМ/ЕВРОАРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ 40
3.1 Структура сотрудничества в Баренцевом/евроарктическом регионе 40
3.2 Рабочая группа коренных народов: основные характеристики и направления деятельности 42
3.3 Проектная деятельность по защите прав коренных народов в рамках Баренц-сотрудничества 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
На рубеже XX—XXI вв. в условиях повсеместной демократизации социальная значимость проблематики коренных народов резко возросла. В свете интенсификации промышленного освоения Арктики, обострения экологических проблем региона, самобытная культура коренных народов Севера, которая неразрывно связана с природой, оказалась под угрозой исчезновения. Международное сообщество встало перед необходимостью поиска оптимальных путей и механизмов сохранения уникальных очагов культуры. Решение проблемы требовало разработки качественно новых принципов взаимодействия между государствами и коренными народами.
Одновременно в северных регионах начинали официально оформляться абсолютно новые институты регионального сотрудничества - Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона. Они стали площадками для обсуждения новых региональных проблем, которые встали перед государствами в начале нового века. Стремясь включить в диалог как можно больше сторон, заинтересованных в мирном и стабильном развитии Севера и Арктики, участники сотрудничества стали больше прислушиваться к мнению коренных народов. Общественные организации, представляющие интересы коренных общин региона, с первого были включены в работу обоих форумов в качестве независимых консультантов.
Однако за почти 30 лет деятельности ни Арктический совет, ни Совет Баренцева/Евроарктического региона не смог коренным образом повлиять на ситуацию в регионе. Увеличение объемов добычи полезных ископаемых, усиление антропогенного воздействия на окружающую среду лишь увеличило темпы климатических изменений, которые могут привести к полному исчезновению уникального биома Арктики, что неизбежно приведет к утрате традиционной культуры. Кроме того, согласно последнему докладу о развитии человеческого потенциала в Арктике, уровень жизни коренных народов все еще ниже, чем некоренного населения, проживающего на северных территориях.1 Все это говорит о том, что защита прав и интересов коренных народов Севера требует больше внимания со стороны северных государств.
Таким образом, актуальность темы исследования обуславливается необходимостью эффективного включения коренных народов Севера в процесс разработки региональной политики для защиты уникальных культурных традиций от исчезновения. Сравнение деятельности двух ведущих институтов регионального сотрудничества поможет выделить лучшие практики в сфере защиты и сохранения культуры коренных общин.
Степень научной разработанности. Весь массив использованной литературы можно условно разделить на три крупных блока: 1) работы, посвященные анализу теоретических вопросов, политического и правового статуса коренных народов; 2) исследования, посвященные анализу политики Арктического совета по отношению к коренным народам. 3) работы, посвященные анализу деятельности по защите прав коренных народов в рамках сотрудничества в Баренцевом/Евроарктическом регионе.
В конце ХХ в. в условиях признания мировым сообществом равенства прав всех без исключения народов на культурное самоопределение и выбор собственной исторической судьбы началось кардинальное научное переосмысление проблематики коренных народов. Как следствие, количество работ, посвященных исследованию данной проблематики, резко возросло. Сегодня как в отечественной, так и в зарубежной науке, существует множество трудов по проблематике коренных народов. В ходе работы были привлечены работы Гарипова Р. Ш.2, Соколовой Ф. Х.3, Куропятник М. С.4, Задорина М. Ю.5, Андриченко Л. В.6, Дж. М. Бейера7, что позволило комплексно исследовать теоретические аспекты коренных народов, их политический и правовой статус. Особой значимостью для целей исследования обладают работы Гарипова Р. Ш., Соколовой Ф. Х., подробно анализирующие все имеющихся на сегодняшний день в международном праве определения понятия «коренной народ», а также описывающие основные признаки коренных народов, приводимые в трудах отечественных и зарубежных ученых. Полезными также оказались работы Задорина М. Ю., Андриченко Л. В., исследующие правовое положение представителей коренных народов в национальном и международном праве, подробно описывая проблемы и трудности международно-правовой защиты их основных прав и свобод. Среди зарубежных исследователей необходимо упомянуть монографию Дж. М. Бейера, который рассматривает коренные народы как непосредственных акторов международных отношений, чьи интересы постоянно игнорируются мировым сообществом. В совокупности все указанные научные труды позволили проследить трансформацию отношения мирового сообщества к коренным народам в историческом контексте, а также определить их место в современной системе международных отношений.
Среди работ, посвященных политике Арктического совета и его рабочих групп в отношении коренных народов, можно отметить работы Левит Л. В.8, в которой рассматривается место арктических коренных народов в деятельности Арктического совета. Несмотря на то, что данная статья оказалась крайне полезной при рассмотрении позиции Арктического совета по отношению к коренным народам, практическая реализация политики форума, а также результаты этой политики за годы существования совета в ней не отражены. В целом, большинство монографий и статей отечественных (Сахаров А.Г.9, Николаев М.Е.10, Тихонов А.В.11) и зарубежных (Доддс К12, Койвурова Т.13, Блум Е.14) ученых об Арктическом совете, посвящены вопросам деятельности Рабочих групп, а также текущей и перспективной роли организации в решении региональных проблем. Анализ политики по отношению к коренным народам проводится либо в контексте реализации программ по устойчивому развитию региона, либо отсутствует вовсе.
Изучение работ, посвященных деятельности Совета Баренцева/Евроарктического региона, было начато с монографии Фокина Ю. Е.15, в которой описана история институционального оформления сотрудничества в Баренцевом регионе, а также подведены некоторые итоги деятельности его институтов за 20 лет работы. Несмотря на то, что автор не рассматривает деятельность форума в отношении защиты прав коренных народов, монография все равно была полезна для изучения структурных особенностей Совета. Другие работы русскоязычных авторов, изученные в ходе работы, фокусировались либо на подведении итогов председательства в Совете разных стран (Узкий О. В.16, Цыкалюк И. В.17), либо на описании истории развития сотрудничества (Булатов В. Н.18) Немного больше работ, в которых затрагивается проблематика построения взаимодействия с коренными народами в рамках Баренцева сотрудничества на английском языке. Для выполнения целей исследования были привлечены работы Нильсен Д.19, Уилсон Е.20, в которых описываются разные аспекты деятельности Совета Баренцева/Евроарктического Совета. Особенно необходимо выделить работу Аматулли Дж.21, в которой исследуется сотрудничество в Баренцевом регионе через призму общественной безопасности. В главе, посвященной безопасности коренных сообществ, автор анализирует деятельность ключевых институтов Совета Баренцева/Евроарктического и приходит к выводу, что защита культуры коренных народов Севера должна стать одним из ключевых направлений деятельности форума для развития мирного и равноправного сотрудничества в регионе.
Таким образом, изучение научной литературы по выбранной проблематике показало, что в современной науке нет недостатка в работах, посвященных анализу правового статуса и политического положения коренных народов в современном мире. Однако работ, в которых приводится комплексный анализ, деятельности Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона в отношении коренных народов относительно немного, особенно на русском языке. Именно этот пробел и призвано восполнить данное исследование.
Цель данной работы - выявление сходств и различий в деятельности Арктического Совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона по защите коренных народов Севера. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• Уточнить роль коренных народов в теории и современной практике международных отношений;
• Определить роль и основные направления деятельности по защите прав коренных народов в работе Арктического совета;
• Определить роль и основные направления деятельности по защите коренных народов в работе Баренцева совета.
Объектом исследования являются коренные народы, то есть этнические общности, которые проживают на территории традиционного расселения их предков, а также сохраняют традиционные основы социально-политической организации, экономической жизнедеятельности и культуры. Важно отметить, что в современном российском законодательстве понятия «коренные народы» и «коренные малочисленные народы» разведены. Объектом особой государственной защиты признаются именно «коренные малочисленные народы», т.е. народы, чья численность не превышает 50 тыс. человек. В частях работы, в которых речь идет о коренных народах, проживающих на территории России, подразумеваются именно коренные малочисленные народы.
Предметом исследования выступает деятельность Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона по защите прав коренных народов.
Хронологические рамки исследования. Данное исследование охватывает временной период с начала 90-х годов ХХ в. по сегодняшний день. Выбор нижней границы хронологических рамок объясняется тем, что именно в этом десятилетии начинает официально оформляться региональное сотрудничество, как в Баренцевом регионе, так и на территории Арктики. Кроме того, в 1993 году была подписана Киркенесская декларация, которая впервые официально включила проблемы коренных народов в рабочую повестку Северных государств.
Теоретической основой данного исследования является концепция неолиберализма. Согласно этой концепции, национальные государства для решения стоящих перед ними проблем заинтересованы в многостороннем взаимодействии как между собой, так и с международными организациями, общественными движениями и даже отдельными индивидами, которые выступают субъектами международных отношений наравне с ними. Оценка международных отношений через призму кооперации и сотрудничества позволяет выделить основные методы и формы защиты прав коренных народов на площадках региональных форумов и решить задачи данного исследования.
Методологической основой работы выступает системный подход, предполагающий рассмотрение современной мировой политики в качестве сложной системы различных взаимодействующих участников. Этот подход позволил оценить современные тенденции во взаимоотношениях между коренными народами и международными организациями, определить степень влияния внутренних и внешних факторов на трансформацию политики обоих сторон.
При написании работы были использованы как общенаучные, так и специальные методы исследования. К общенаучным можно отнести логический метод, а также методы сравнительного анализа и синтеза. Применение логического метода помогло рассмотреть предмет исследования во всей сложности и многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей. Сравнительный анализ, применяемый при сопоставлении политики Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона по отношению к коренным народам, позволил проследить схожие и различные аспекты их деятельности в отношении защиты прав коренных народов Севера.
Кроме того, в ходе работы были использованы специально-научные методы, применяемые в современной политологии и гуманитарных науках. Так институциональный метод оказался полезен при выявлении институциональных особенностей Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического, что сделало сравнение их деятельности более полным. Политико-описательный метод сыграл важную роль при рассмотрении современного состояния политики рассматриваемых организаций по отношению к коренным народам. При работе с источниками применялся такой метод, как анализ статистических материалов, что позволило оценить эффективность политики рассматриваемых организаций по отношению к коренным народам.
В целом, совокупность представленных методов и подходов позволила комплексно раскрыть рассматриваемую проблему.
Источниковая база исследования делится на несколько групп:
К первой группе были отнесены нормативные правовые акты международного уровня, в число которых вошли конвенции МОТ «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах» от 1957 года22, «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах» от 1989 года23, а также декларация ООН «О правах коренных народов» от 2006 года24, закрепляющие и защищающие права коренных народов. Решение поставленных задач также потребовало обращения к текстам деклараций Арктического совета с 199 825по 202126год, что позволило проследить трансформацию политики Совета по отношению к коренным народам. Важной частью исследования стало изучение Киркенесской декларации от 1993 года27, в которой страны Баренцева региона заявили о своем желании включить представителей коренных народов в работу Совета Баренцева/Евроарктического региона.
Ко второй группе относятся организационно-распорядительная документация Арктического Совета, Совета Баренцева-Евроарктического региона, а также некоторых организаций коренных народов Севера. Для выявления изменений в деятельности Арктического совета в отношении коренных народов с момента создания в работу включены итоговые документы министерских встреч, рекомендации и доклады Рабочих групп и объединений коренного населения Арктики. Среди наиболее важных для целей исследования документов необходимо выделить официальные доклады Арктического совета о развитии человека в Арктике, изданные в 2005 28и 2015 году29, которые помогли изучить динамику социально-экономического и культурного развития коренных народов за 10 лет. Во время изучения политики Совета Баренцева/Евроарктического региона особое внимание было уделено документам рабочей группы коренных народов. В частности, анализ программных документов и годовых отчетов рабочей группы за период с 2005 30 по 2020 31 годы помог определить основные сферы ее деятельности.
К четвертой группе относятся статистические данные. Крайне полезной для изучения форм участия коренных народов в работе Арктического совета стала база данных STAPAC32, в которой содержатся сведения о посещении организациями коренных народов заседаний Совета и его рабочих групп в период с 1996 по 2015 годы.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней впервые были проанализированы официальная и отчетно-распорядительная документация Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона на предмет выявления позиции и политики организаций по отношению к коренным народам, а также была предпринята попытка выделения общих и особенных черт их деятельности в данном направлении. Результаты настоящего исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения тематики защиты интересов коренных народов и политики рассматриваемых организаций по отношению к ним.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что ряд положений работы, фактический и теоретический материал, а также сформулированные в ходе работы выводы могут быть полезны при анализе и прогнозировании развития политических процессов в арктическом и Баренцевом регионе, а также при выработке внешнеполитических позиций России применительно к проблемам рассматриваемых регионов и их населения. Работа также может быть использована при подготовке лекций, проведению семинарских занятий по курсам политологии, мировой политики, международных отношений и регионоведения в высших учебных заведениях.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных источников.
За последние несколько десятилетий место и роль коренных народов в мировой политике претерпела существенную трансформацию. Практически вплоть до конца ХХ века коренные народы даже не рассматривались в качестве равноправного участника международных отношений. Мировое сообщество видело коренные народы, прежде всего, как отстающие в социально-экономическом развитии группы населения, которые требовали немедленной интеграции в современное общество. Однако с принятием в 1989 году Конвенции МОТ «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» начался качественно новый этап во взаимоотношениях между коренными народами и мировым сообществом. Отныне коренные народы признавались равноправными субъектами международного права, чья самобытная культура и образ жизни требуют уважения и защиты со стороны мирового сообщества.
Сегодня коренные народы все активнее включаются в процесс принятия политических решений на национальном, региональном и глобальном уровнях в качестве самостоятельного актора международных отношений. Транснациональная сеть коренных народов при помощи различных инструментов оказывает влияние на характер их взаимоотношений с национальными правительствами, активно вовлекая в эти отношения третью сторону - международное сообщество, к поддержке которого они постоянно апеллируют. Эффективнее всего коренным народам удаётся это сделать через механизмы международных организаций, которые приставляют собой идеальную площадку для обсуждения вопросов защиты их интересов на межгосударственном и межрегиональном уровне.
Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона являются примерами международных структур, в рамках которых происходит активное взаимодействие коренных народов с международным сообществом. С самого начала деятельности обоих политических институтов организации коренных народов были признаны в качестве равноправных участников циркумполярного сотрудничества. В Арктический совет организации коренных народов вошли в качестве Постоянных участников и получили возможность участвовать во всех совещаниях и мероприятиях форума наравне с арктическим государствами. Рабочая группа коренных народов, которая стала ключевым органом работы организаций коренных народов Баренцева региона, получила статус консультанта при главных органах Баренц-сотрудничества - Совете Баренцева/Евроарктического региона и Баренцевом региональном совете. Благодаря этому рабочая группа может оказывать влияние на решения, принимаемые БРС и СБЕР, а также участвовать в заседаниях этих органов.
Среди ключевых проблем коренных народов, которыми занимаются обе организации, можно выделить: улучшение здоровья, психического благополучия и жизнеспособности коренных общин; развитие традиционного образования и изучения родных языков; сохранение культурного наследия, традиционного уклада жизни и экономических практик коренных народов; а также проблемы женщин, детей и молодежи народов Севера.
Из-за схожести структуры и формата деятельности Арктического совета и Совете Баренцева/Евроарктического региона во время работы коренные народы сталкиваются с похожими проблемами. Так, несмотря на прогрессивный способ организации, при котором упор делается на уважение суверенных прав всех участников, возможности рассматриваемых организаций влиять на государственный уровень принятия решений сильно ограничены. Ни Совет Баренцева/Евроарктического региона, ни Арктический совет не имеет возможности контролировать внедрение государствами предложенных рекомендаций в силу отсутствия соответствующих полномочий. В связи с этим многие из практических предложений по улучшению положения коренного населения остаются не реализованными, а проблемы не решенными. Кроме того, из-за добровольного характера финансирования деятельности обоих организаций проекты, направленные на улучшение положения коренных народов, часто недополучают финансирование.
Несмотря на то, в работе Арктического и Баренцева советов по защите прав коренных народов есть много схожего, существует и ряд серьезных отличий.
Во-первых, в рамках Арктического совета работает большее количество организаций коренных народов. Это накладывает определенные трудности в определении конкретных мер по поддержке коренного населения, так как уровень жизни и политической активности разных народов сильно отличается. Так, например, в состав Арктического совета входит Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего востока, которая объединяет 40 народов, живущих на северных территориях России, в то время, как в Баренцевом сотрудничестве участвуют всего три российских народа (ненцы, вепсы и саамы).
Во-вторых, в рамках Баренцева сотрудничества работа по защите коренных народов ведется через рабочую группу коренных народов. Эта группа была создана как средство признания особых потребностей и интересов коренных народов, проживающих в Баренцевом регионе. Арктический совет, который также признает уникальность нужд коренных народов, не обладает в своей структуре отдельным органом, который занимается исключительно проблемами коренного населения. Проблематика коренных народов рассматривается Арктическим советом в контексте устойчивого развития человека в Арктике, где коренные народы представляют лишь малую часть населения. С одной стороны, решение проблем коренных народов совместно с проблемами некоренного населения ведет к тому, что особенности их правого положения и социально-экономического развития не будут учитываться. Но с другой стороны, не выделяя деятельность по защите коренного населения в отдельный блок, Арктический совет получает возможность включать проблемы коренных народов в проекты по решению проблем, которые арктические государства считают более важными (например, изменение климата). Это дает возможность организациям коренных народов находить новые пути для решения стоящих перед их общинами проблем и получения финансирования.
И, наконец, Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона по- разному подходят к решению проблем коренных народов. Арктический совет делает акцент на научно-исследовательскую деятельность. Исследовательские программы, в особенности исследования качества жизни населения Арктики, которые осуществляются в рамках Арктического совета, стали источником ценных данных, основе которых организации коренных народов могут разрабатывать собственную политику развития и четко заявлять о своих проблемах. Осуществление подобных всесторонних исследовательских программ было бы за пределами возможностей какого-либо одного государства и, конечно же, любой организации коренных народов. В этом отношении Арктический совет привнес нечто новое и ценное в политику по защите коренных народов.
СБЕР, в свою очередь, более конкретно подходит к решению проблем коренных народов - основой его работы по защите коренных общин выступает проектная деятельность. Через рабочую группу коренных народов страны, участвующие в Баренцевом сотрудничестве, выделяют деньги на конкретные мероприятия по поддержке коренного населения северных регионов. Но важно отметить, что взаимодействие по этой линии преимущественно идет между Россией и Норвегией, что положительным образом влияет на развитие двусторонних отношений, но практически никак не способствует расширению многостороннего сотрудничества в регионе.
Таким образом, сравнительный анализ деятельности Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического в области защиты прав коренных народов показал, что их общие черты связаны скорее с формой и оформлением сотрудничества, в то время как различия затрагивают именно содержание деятельности.
1. «Барроузская декларация по случаю второй Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 11 октября 2000 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council .org/handle/11374/781 (дата обращения: 24.12.21).
2. «Декларация Тромсё по случаю шестой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 29 апреля 2009 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/780 (дата обращения : 24.12.21).
3. «Икалуитская декларация по случаю Девятой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 24 апреля 2015 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/776 (дата обращения: 24.12.21).
4. «Икалуитская декларация по случаю Первой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 18 сентября 1998 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2175 (дата обращения: 24.12.21).
5. «Инарская декларация по случаю третьей Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 10 октября 2002 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/88 (дата обращения: 24.12.21).
6. «Кирунская декларация по случаю восьмой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 15 мая 2013 года. [Электронный ресурс]. - URL : https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/778 (дата обращения: 24.12.21).
7. «Нуукская декларация по случаю седьмой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 12 мая 2011 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/779 (дата обращения: 24.12.21).
8. «О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах». Конвенции МОТ № 107 от 26 июня 1957 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/1901053 (дата обращения : 24.12.21).
9. «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах». Конвенция МОТ № 169 от 27 июня 1989 года. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/iol169.shtml (дата обращения : 05.05.22).
10. «О правах коренных народов» декларация ООН от 13 сентября 2007 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/indigenous rights.shtml (дата обращения : 04.05.22).
11. «Об учреждении Арктического совета» декларация Арктического Совета от 19 сентября 1996 года. Оттава, Канада. [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901880137 (дата обращения : 24.12.21).
12. «Рейкьявикская декларация по двенадцатой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 20 мая 2021 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2600 (дата обращения : 24.12.21).
13. «Рейкьявикская декларация по случаю четвертой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 24 ноября 2004 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/777 (дата обращения : 24.12.21).
14. «Салехардская декларация по случаю пятой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 26 октября 2006 года. [Электронный ресурс]. - URL: https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/2174 (дата обращения : 24.12.21).
15. «Фэрбанкская декларация по случаю десятой Министерской сессии». Декларация Арктического совета от 11 мая 2017 года. [Электронный ресурс]. - URL :https://oaarchive.arctic-council.org/handle/11374/1915 (дата обращения : 24.12.21).
...